Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НИШЕВОГО СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НИШЕВОГО СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
206
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / НИШЕВЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИЗМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / ТЕЛЕСНАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА / МИССИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Владимиров Николай Михайлович, Кузнецова Наталья Валентиновна, Арпентьева Мариям Равильевна

Нишевый cпортивный туризм - сфера туристики, нацеленная на удовлетворение и развитие спортивной культуры разных групп туристов «специальных спортивных интересов» - с особыми мотивами и целями спортивного туристического путешествия. Нишевые практики спортивного туризма часто относятся к туризму экстремальных видов спорта, командных видов спорта, рекреационно-оздоровительным спортивным поездкам. Сейчас нишевый спортивный туризм функционирует и совершенствуется как отдельная область, способная приносить достаточно стабильный и выраженный доход, интерес к ней в сообществах, сталкивающихся с гиподинамией, перенапряжением, процессами телесной деградации и вырождения вследствие злоупотребления цифровыми и биологическими технологиями, вследствие процессов телесной коммодификации и т.д., возрастает. Цель исследования - анализ особенностей спортивного нишевого туризма, исследование специфики процессов психолого-педагогического сопровождения этого вида туризма. Современный спортивный туристический бизнес проходит период реструктуризации и переосмысления: миссия туристического бизнеса как практики психолого-педагогического развития человека является значимым компонентом его функционирования и совершенствования. Нишевый спортивный (спортивно-оздоровительный) туризм имеет многочисленные психолого-педагогические функции профилактики и коррекции телесных, психологических, социальных и нравственных нарушений, он может успешно использоваться для поддержки развития и абилитации человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Владимиров Николай Михайлович, Кузнецова Наталья Валентиновна, Арпентьева Мариям Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF NICHE SPORTS TOURISM

Niche sports tourism is a field of tourism aimed at satisfying and developing the sports culture of different groups of tourists with “special sports interests”: with special motives and goals of sports tourism travel. Niche sports practices often relate to extreme sports tourism, team sports, recreational sports travel. Nowadays, niche sports tourism functions and is improving as a separate area that can bring a fairly stable and pronounced income, therefore, interest in it in communities facing hypodynamia, overstrain, bodily degradation processes, and degeneration due to the abuse of digital and biological technologies, due to the processes of bodily commodification, etc., increases. The purpose of the research is to analyze the features of sports niche tourism, to study the specifics of the processes of psychological and pedagogical support of this type of tourism. The modern sports tourism business is going through a period of restructuring and rethinking: the mission of the tourism business as a practice of psychological and pedagogical development of a person is a significant component of its functioning and improvement, than economic and other effects, although this is often forgotten. Niche sports, or rather sports and health tourism, has numerous psychological and pedagogical functions for the prevention and correction of bodily, psychological, social and moral disorders; it can be successfully used to support the development and habilitation of a person.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НИШЕВОГО СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА»

региональные проблемы развития туристского сервиса

regional issues of tourism service

УДК 338.48+159.98

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-1-34-48

ВЛАДИМИРОВ Николай Михайлович

Ханты-Мансийская государственная медицинская академия

(Ханты-Мансийск, ХМАО - Югра, РФ)

кандидат педагогических наук, доцент; nik.vlad66@mail.ru

КУЗНЕЦОВА Наталья Валентиновна

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Москва, РФ) научный сотрудник; ikio@ikio.msu.ru

АРПЕНТЬЕВА Мариям Равильевнa

Центр психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие» (Калуга, РФ)

доктор психологических наук, доцент; mariam_rav@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НИШЕВОГО СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА

Нишевый спортивный туризм - сфера туристики, нацеленная на удовлетворение и развитие спортивной культуры разных групп туристов «специальных спортивных интересов» - с особыми мотивами и целями спортивного туристического путешествия. Нишевые практики спортивного туризма часто относятся к туризму экстремальных видов спорта, командных видов спорта, рекреационно-оздоровительным спортивным поездкам. Сейчас нишевый спортивный туризм функционирует и совершенствуется как отдельная область, способная приносить достаточно стабильный и выраженный доход, интерес к ней в сообществах, сталкивающихся с гиподинамией, перенапряжением, процессами телесной деградации и вырождения вследствие злоупотребления цифровыми и биологическими технологиями, вследствие процессов телесной коммодификации и т.д., возрастает. Цель исследования - анализ особенностей спортивного ни-шевого туризма, исследование специфики процессов психолого-педагогического сопровождения этого вида туризма. Современный спортивный туристический бизнес проходит период реструктуризации и переосмысления: миссия туристического бизнеса как практики психолого-педагогического развития человека является значимым компонентом его функционирования и совершенствования. Нишевый спортивный (спортивно-оздоровительный) туризм имеет многочисленные психолого-педагогические функции профилактики и коррекции телесных, психологических, социальных и нравственных нарушений, он может успешно использоваться для поддержки развития и абилитации человека.

Ключевые слова: спортивный туризм, нишевый туризм, туризм специальных интересов, телесная культура, психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности, физкультурно-оздоровительная деятельность, психолого-педагогические функции туризма, миссия туристического бизнеса, туристический продукт.

Для цитирования: Владимиров Н.М., Кузнецова Н.В., Арпентьева М.Р. Психолого-педагогическое сопровождение нишевого спортивного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №1. С. 34-48. DOI: 10.24412/1995-0411-2021-1-34-48.

Дата поступления в редакцию: 5 января 2021 г. Дата утверждения в печать: 11 февраля 2021 г.

UDC 338.48+159.98

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-1-34-48

Nikolay M. VLADIMIROV

Khanty-Mansi State Medical Academy (Khanty-Mansiysk,

Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra, Russia)

PhD in Pedagogy, Associate Professor, e-mail: nik.vlad66@mail.ru

Natalya V. KUZNETSOVA

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) Researcher; e-mail: ikio@ikio.msu.ru

Mariam R. ARPENTYEVA

Center for psychological, pedagogical, medical and social assistance "Assistance" (Kaluga, Russia)

PhD (Dr.Sc.) in Psychology, Associate Professor, e-mail: mariam_rav@mail.ru.ORCID iD: 0000-0003-3249-4941

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF NICHE SPORTS TOURISM

Abstract. Niche sports tourism is a field of tourism aimed at satisfying and developing the sports culture of different groups of tourists with "special sports interests": with special motives and goals of sports tourism travel. Niche sports practices often relate to extreme sports tourism, team sports, recreational sports travel. Nowadays, niche sports tourism functions and is improving as a separate area that can bring a fairly stable and pronounced income, therefore, interest in it in communities facing hypodynamia, overstrain, bodily degradation processes, and degeneration due to the abuse of digital and biological technologies, due to the processes of bodily commodification, etc., increases. The purpose of the research is to analyze the features of sports niche tourism, to study the specifics of the processes of psychological and pedagogical support of this type of tourism. The modern sports tourism business is going through a period of restructuring and rethinking: the mission of the tourism business as a practice of psychological and pedagogical development of a person is a significant component of its functioning and improvement, than economic and other effects, although this is often forgotten. Niche sports, or rather sports and health tourism, has numerous psychological and pedagogical functions for the prevention and correction of bodily, psychological, social and moral disorders; it can be successfully used to support the development and habilitation of a person.

Keywords: sports tourism, niche tourism, tourism of special interests, bodily culture, psychological and pedagogical support of sports activities, physical culture and health-improving activities, psychological and pedagogical functions of tourism, the mission of the tourism business, a tourist product.

Citation: Vladimirov, N. M., Kuznetsova, N. V., & Arpentyeva, M. R. (2021). Psychological and pedagogical support of niche sports tourism. Service and Tourism: Current Challenges, 15(1), 34-48. doi: 10.24412/1995-0411-2021-1-34-48. (In Russ.).

Article History Disclosure statement

Received 5 January 2021 No potential conflict of interest was reported by

Accepted 11 February 2021 the author(s).

© 2021 the Author(s)

/^v /£J\ This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International

mnmm BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.

org/licenses/by-sa/4.0/ _

Введение. Нишевый спортивный туризм - сфера туристики, нацеленная на удовлетворение и развитие спортивной культуры разных группы туристов «специальных спортивных интересов»: с особыми мотивами и целями спортивного туристического путешествия. Нишевый спортивный туризм - значимый раздел и направление развития современной практики и теории спортивной туристики, а также нишевого или альтернативного туризма (alternative tourism, special interest travel) [9; 23; 51-56]. Нишевые практики спортивного часто относятся к туризму экстремальных видов спорта, командных видов спорта, рекре-ационно-оздоровительным спортивным поездкам. Спортивный туризм, согласно традициям спорта в СССР, все еще достаточно часто определяется также как самостоятельный вид спорта, с целью спортивного совершенствования человека в процессе преодоления естественных препятствий. В середине ХХ века этот спорт был даже включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Спортивность включает: успешность преодоления естественных препятствий, использование разного рода тактик и техник преодоления препятствий и достижения цели спортивного путешествия (конца маршрута) и т.д. Однако, это понимание спортивного туризма достаточно узко: спортивные туры - любые путешествия, в которых спортивно-оздоровительная деятельность выступает в качестве ведущей.

В мире спортивный туризм относят к путешествиям, которые включают в себя либо наблюдения, либо участие в спортивном мероприятии, при этом спортивный туризм является быстрорастущим сектором мировой индустрии туризма.

Есть много типологий спортивного туризма. Специалисты полагают, что спортивный туризм может быть разделен на жесткий спортивный туризм и мягкий спортивный туризм, можно также выделить три вида спортивного туризма: 1) туризм спортивных событий, 2) туризм ностальгический, посвященный спортивным знаменитостям и важным событиям в спорте и 3) активный спортивный туризм (Gammon, S., Robinson, T., 2003; Gibson, H.J., 1998) [48; 49].

1. «Твердый» или событийный спортивный туризм включает участие множества людей, участвующих в соревновательных мероприятиях. Это часто мероприятия типа Олимпийских игр, Чемпионатов мира и Европы в том или ином виде спорта, Гран-при Формулы 1 и т.п. Большое количество людей заинтересованы в наблюдении за состязаниями величайших спортсменов в ходе самых рейтинговых событий, они гордятся тем, что смогли прикоснуться к ним и удостоверить, посетив места данных событий (во время или хотя бы после соревнований). Его разновидность - ностальгический спортивный туризм включает в себя посещение спортивных залов славы и мест встречи спортивных деятелей. Сейчас спортивный туризм в Соединенных Штатах и многих иных странах мира ориентирован преимущественно на такие, достаточно многочисленные ежегодные события, нацелен на болельщиков и часто является массовым.

2. «Мягкий» спортивный туризм предполагает, что турист путешествует для персонального или группового участия в рекреационно-оздоровительных, соревновательно-спортивных, или досуговых мероприятиях. Сюда входят пешие прогулки, катание на лыжах, на байдарках и каноэ и т.д. Одной из распространенных форм мягкого спортивного туризма в Европе и Соединенных Штатах является гольф. В целом этот вид туризма является туризм среднего типа, промежуточным между массовым и нишевым.

3. Активный спортивный туризм ориентирован на людей, которые стремятся сами участвовать в спортивных или оздоровительных мероприятиях. Регби-футбол, традиционный футбол, баскетбол и т.д. считаются активными видами спорта для многих людей и также предполагают в разной мере массовые спортивные мероприятия (турниры или фестивали), которые часто проводятся каждый год в большинстве стран мира. Это также скорее массовый или «средний» туризм. к нишевому тризму относится либо спорт-туризм в духе СССР, либо экстремальный туризм. В последние годы, однако, сюда добавляются узкоспециализированные поездки иных

типов, существенно расширяющих и специализирующих туристическую активность.

Активный туризм включает:

1) пешеходный туризм, при котором передвижение на туристском маршруте производится в основном пешком, включая преодоление рельефно-ландшафтных препятствий пешком, для высоких категорий сложности - в районах со сложным рельефом и климатическими условиями;

2) лыжный туризм - передвижение на туристском маршруте производится в основном на лыжах, включая преодоление рельефно-ландшафтных препятствий по снежному и снежно-ледовому покрову на лыжах, в том числе в условиях особенно суровых климатических зон, в горной и т.д. местности;

3) горный туризм включает чаще всего пешие походы в условиях высокогорья, включая прохождение горных перевалов, восхождение на вершины, траверсы горных хребтов;

4) водный туризм или сплав по рекам на средствах сплава (судах), чаще всего в горной местности, включает прохождение водных препятствий, образованных рельефом русла реки и особенностями её течения;

5) спелеотуризм или путешествия по подземным полостям (пещерам, системам пещер, в том числе частично затопленным водой) с целью преодоления структурных препятствий, встречающихся в пещерах;

6) парусный туризм - путешествия на судах под парусом по морю или акваториям больших озёр, реализаций маршрута судна в соответствии с правилами плавания во внутренних водах и в открытом море;

7) спортивный туризм на различных средствах передвижения - велосипедный туризм, конный туризм и автомототуризм, включают преодоление на протяженном маршруте рельефно-ландшафтных препятствий (дороги и тропы с различным рельефом и покрытием, вплоть до дорог на грани проезжаемости (проходимости), туристических, скотопрогонных троп и троп миграции животных, броды и переправы, горные перевалы, траверсы и т.д.) в сложных условиях, как правило, в горной или сложной по климату и рельефу сильнопересеченной местности;

8) фитнес-туризм - гибрид рекреационного и спортивного туризма, предполагающий занятия фитнесом и связанными с ним видами активности на базе локальной туристической дестинации (отеля и т.п.);

9) комбинированный туризм - походы, сочетающие в себе элементы различных видов спортивного и неспортивного туризма.

Сейчас нишевый спортивный туризм функционирует и совершенствуется как отдельная область, способная приносить достаточно стабильный и выраженный доход: спортивная и спортивно-оздоровительная активность является одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека, поэтому интерес к ней в сообществах, сталкивающихся с гиподинамией, перенапряжением, процессами телесной деградации и вырождения вследствие злоупотребления цифровыми и биологическими технологиями, вследствие процессов телесной коммодификации и т.д., не угасает, а только возрастает. Многие сферы и интересы клиентов в нишевом спортивном туризме не могут быть массовыми уже потому, что требуют от его организаторов и гидов, от участников и т.д. подчас весьма существенной физической подготовки, значительных финансовых и иных ресурсов, специфического оборудования, включая оборудование туристических баз в виде кемпингов и глэмпингов, пешеходных и иных маршрутов (Меньшиков П.В. и др., 2020) [25]. Традиционные спортивные туры все больше уступают место нишевым. Целями таких туров, помимо спортивно-оздоровительной деятельности является связанные с нею процессы психологического обновления и исцеления, цели испытания себя и обновления представлений о себе, образовательные цели и цели обновления впечатлений о мире, т.д. Туристическое спортивное путешествие часто предстает как полинаправленное оздоровительно-рекреационное (целительское), культурно-образовательное и экстремально-тренировочное путешествие.

Цель исследования - анализ особенностей спортивного нишевого туризма, исследование специфики процессов психо-

лого-педагогического сопровождения этого вида туризма.

Результаты исследования. Специальные виды туризма стали объектом пристального внимания уже второе десятилетие (Бабкин А.В., 2008; Боголюбов В.С., 2010) [6; 7]. Развитие спортивного нише-вого и массового туризма за рубежом и в России идет по-разному, но довольно активно и там, и там (Волков А.В., Черемша-нов С.В. , 2012; Востоков И., 2019; Даяно-ва М.А., Коробейникова Е.И., Лахина О.В., 2018; Зорина Г.И., Ильина Е.И., Мошняга Е.В. и др., 2002; Казначеева С.Н., Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., 2016) [10; 11; 13; 14; 18]. В России его развитие ограничено отсутствием поддержки со стороны государства и раздробленностью практик и отсутствием обобщающих теорий спортивного туризма, за рубежом - пониманием спортивного туризма именно как туризма, сферы бизнеса, а не сферы спорта и т.д. Однако, это смещение фокуса осмысления спортивного туризма не настолько деструктивно, как недостаточное внимание к спортивному туризму в России. Практики и теоретики соотносят становление и развитие нишево-го спортивного туризма как со зрелостью туристического рынка, так и с кризисом сообществ, порождающих особый запрос на достижение состояний аутентичности и транспарентности, гармонии и целостности внутри человека и в его отношениях с миром. И. Востоков (2019), один из ведущих специалистов России по спортивному туризму, отмечает, что необходимы усилия развитию и массовой, и элитарной части спортивного туризма, согласование «пирамид роста» разных форматов и типов спортивно-оздоровительного туризма: спортивный туризм, активный туризм за деньги, семейный туризм, «дикий» туризм, туризм для инвалидов и иные виды и типы [11; 44].

В целом, проблемы развития, теории и практики спортивного туризма многочисленны, многие из них изучены и изучаются в рамках массового и «среднего» спортивного туризма (Биржаков М.Б., Федотова Ю.Н., Бабкин А.В., Гятов Т., Воликов А.П. и др. ), многие - в рамках нишевой туристики в целом [55]. Однако, исследования психо-

лого-педагогических аспектов туризма, весьма ограничены и малочисленны, большинство работ озабочено изучением влияния туризма на формирование и развитие личности и туристской группы /коллектива, а также поддержание благоприятного для туризма психологического климата при проведении походов (от детско-юношеских до походов повышенной сложности) и полевых экспедиций.

Спортивный туризм рассматривается как вид спорта и направление туристической деятельности (Овчинников Ю.Д., Та-лызов С.Н., 2017) [27]. В настоящее время довольно активно изучаются проблемы педагогика и психологии туристско-краевед-ческой деятельности учащихся (Остапец А.А., 2001; Пилат И.Н., 1971 и др.) [28; 29; 31; 32]. Э.Э. Линчевский изучал психологические аспекты спортивных туристских походов, начиная от мотивации участников и заканчивая разрешением конфликтных ситуаций (Наровлянская М.Д., 2014) [19; 20; 26]. Исследуется влияние занятия спортивным туризмом на развитие личности и отношений школьников (Бонда-ренко А.В., Бондаренко Г.В., 2015; Иванов А., 2016; Лопатинская В.В., 2007; Троценко Т.Ю., 2009) [8; 16; 22; 41], включая отношения ценностно-смысловые. Особенности занятий спортивным туризмом в вузе [36] к сожалению, стали предметом совсем немногих исследователей (Роледер Л.Н., 2016), в основном - в рамках проблем подготовки кадров для туристики. Важными проблемами современные исследователи полагают профессионально-спортивную подготовку студентов - будущих учителей, психологов и т.д., - по спортивно-оздоровительному туризму, в рамках основного и дополнительного образования (Алексеева О.В., 2012; Смирнов Д.В., 2012) [1; 32; 39].

В.Г. Липинак и С.В. Захаров исследовали воздействие туризма на формирование и развитие интересов учащихся [20; 28], А.А. Остапец, Т.Ю. Троценко, В.В. Лопатинская и И.Н. Пилат - на развитие нравственных основ их жизни и личность в целом [22; 29; 30; 31; 34].

Проблемы социально-психологической подготовки туристов рассматривала Л.Ю. Юркина [46]. Однако это работы -

преимущественно педагогические. Психологическая подготовка спортсменов по спортивному туризму как отдельная проблема изучается все еще недостаточно (Подчуфаров П.А., 2018; Юркина Л.Ю., 1998) [33; 46]. В психологии интересна работа В.Л. Марищук в отношении проблем психодиагностики в спорте, и исследования, изучающие предстартовые и после-стартовые состояния и методы управления ими и т.д. [24], работы М.Р. Арпентьевой и Л.Г. Уляевой, их коллег [2; 4; 5; 43; 45] по разработке комплексных систем сопровождения телесного развития человека. Вопросы организации психологического сопровождения отражены в современных публикациях в основном частично, все еще не создано классификации специфических форм и методов такой работы, отсутствуют развернутые методические рекомендации и пособия по их внедрению. Но существующие попытки комплексных моделей психологического сопровождения в спорте, ре-креационно-оздоровительной и лечебной практиках (Арпентьева М.Р., Баженова Н.Г., 2019 ; Аршинова В.В. и др., 2019; Ловягина А.Е. , 2012; Наровлянская М.Д., 2014; Си-вицкий В.Г. ,2006; Уляева Л.Г., 2020; Уляева Л.Г., и др. , 2020 ; Шевырева Е.Г., Петров

A.В., Петрова О.В., 2020 ) [4; 5; 21; 26; 38; 40; 42; 43; 45], можно считать весьма интересными и перспективными и в теоретическом, и в эмпирическом смысле. Исследователи формируют системы знаний в области психопедагогики и психологии спорта (Горбунов Г.Д., 2007 ; Ильин Е.П. , 2014; Линчевский Э.Э., Федотов Ю.Н., 2008; Рогалёва Л., Малкин В., 2015; Родионов

B.А., 2014; Сафонов В., 2017) [12; 17; 19; 34; 35; 37], разрабатывают модели и методики психодиагностики в спорте (Марищук В.Л., Блудов Ю.М., 1990) [24]. Описываются базовые принципы-метатехнологии спортивного психологического консультирования (Арпентьева М.Р., 2019), в том числе в контексте тревел-психотерапии (психотерапевтическом туризме) (Арпентьева М.Р., 2020) [2; 3]. Однако, в большей части работ психолого-педагогическое сопровождение спортсменов рассматривается часто лишь как условие продуктивного преодоления стресса в условиях спортивной и туристи-

ческой деятельности (Пашута В.Л., Никольская А.С., 2017), более широкие проблемы и развивающие возможности спортивной туристики не раскрываются [30]. Поэтому, к сожалению, до обобщающей модели в данной области еще далеко, даже проблемы психолого-педагогического сопровождения спорта и физической культуры (ЛФК и т.д.) остаются недостаточно изученными. Данная статья - одна из пыток прояснить наиболее актуальные вопросы, встающие перед исследователями и практиками спортивного туризма специальных интересов.

Многие педагоги и психологи, работающие в сфере физической культуры и спорта, знают, что успех тренировок и достижения в спорте и оздоровлении тесно связаны с психологическими и образовательными аспектами в жизни спортсмена или занимающегося (ЛФК и т.п.). Как мотив спортивной туристической деятельности психолого-педагогические изменения в жизни человека отражают переход на новую стадию спортивной карьеры в туризме и в целом, новый уровень телесно-физической культуры человека. Эта стадия предполагает активную психолого-педагогическую проработку опыта спортивно-оздоровительного путешествия с целью достижения состояния «организмической целостности» или (более или менее) полноценного функционирования [2; 3]. Современный спортивный туристический бизнес проходит период реструктуризации и переосмысления: миссия туристического бизнеса как практики психолого-педагогического развития человека является значимым компонентом его функционирования и совершенствования, чем экономические и иные эффекты, хотя об этом часто забывают. Нишевый спортивный, а точнее спортивно-оздоровительный туризм имеет многочисленные психолого-педагогические функции профилактики и коррекции телесных, психологических, социальных и нравственных нарушений, он может успешно использоваться для поддержки развития и абилитации человека.

Спортивный нишевый туризм в кратком определении можно представить как узкоцелевой туризм, основным содержа-

нием которого является спортивная деятельность, а туристы в нем - группа спортсменов, предпринимающих спортивное путешествие с четко определенной целью, связанной со специфическими потребностями, в том числе подготовка к соревнованиям, развитие «командного духа» и сплоченности спортивной команды, решение проблем межличностных отношений в команде, отработка сложных компетенций, необходимых для совершенствования в спорте, активный отдых после соревнований и т.д. В более широком смысле сюда входит спортивно-оздоровительный, оздоровительно-рекреационный туризм, туризм испытаний и преодоления (экстремальный) и т.д.

Часто экстремальным называют включающей поездки в опасные места (горы, джунгли, пустыни, пещеры, каньоны и т.д.) или участие в опасных событиях. посещение опасных для жизни «достопримечательностей» и адреналиновые перегрузки, связанные с элементами риска, объединяют разные группы экстремальных туристов. Отличия же этой группы туристов - по мере вовлеченности и профессионализма. Поэтому в целом, под экстремальным («шок-туризмом») обычно подразумевают не только спортивный, сколько иной туризм: связанный с отказом от новейших электронных и механических приспособлений, помогающих выжить (GPS и другие навигаторы, огнестрельное и иное оружие, кроме ножа), от комфорта и защищенности, направленный на испытание себя и мира. «Выживальщик» (так обычно называется человек, занимающийся экстремальным туризмом) берёт с собой только самые древние и необходимые вещи: нож, флягу, спички или кремень. Выживальщик должен иметь компетенции в сфере выживания в дикой природе и т.д. Наиболее частыми примерами такого экстремального туризма являются: туры в Чернобыль (Украина), туры на Дорогу смерти (Боливия), туры в Сак Актун (Мексика), туры в Пещеру Ласточек (Мексика), путешествия к Бассейну дьявола в водопаде Виктория (Замбия и Зимбабве), к горе Хуа (Китай), в Зеленую зону (Багдад, Ирак), к полюсам холода (Оймякон, Якутия, Сибирь) и т.д.

Интересный пример выживания -автостоп - бесплатное передвижение на попутном транспорте с согласия водителя. Сюда же можно отнести легкоходство

- направление в туризме, отличительной чертой которого является максимальное снижение веса снаряжения, без угрозы безопасности. Сейчас оно нередко называется бэкпэкингом (backpacking), - путешествия, совершаемые туристом (бэкпэ-кером) за небольшие деньги, чаще всего отказываясь от услуг туроператоров. В России есть название - аналог такого типа туристов - «рюкзачник». Часто к экстремальным относят альпинизм - вид спорта и активного отдыха, целью которого является восхождение на вершины гор, включающий преодоление препятствий, создаваемых природой (высота, рельеф, погода), на пути к вершине. Сейчас развивается и роуп-джампинг - экстремальный вид спорта, прыжки с верёвкой с высокого объекта при помощи сложной системы амортизации из альпинистских веревок и снаряжения. В группу экстремальных часто относят и дайвинг - подводное плавание со специальным снаряжением, и каякинг как один из видов водного туризма, спорта или активного отдыха на воде с использованием судна, которое называется каяк. Рафтинг

- спортивный сплав по горным рекам и искусственным гребным каналам на надувных судах (рафтах). Иногда к экстремальному относят и трущобный туризм, если субъект действует самостоятельно или с минимальным сопровождением. Трущобный и индустриальный туризм нередко включают в себя спелеотуризм. В городе практикуются разные виды городской разведки, в том числе «городская спелеология, городское скалолазание, взлом зданий или муссирование и т.д. (urban exploration / UE / urbex / roof-and-tunnel hacking, а также urban spelunking, urban rock climbing, urban caving, building hacking / mousing). Обычно посещаются парки развлечений, зерновые элеваторы, заводы, электростанции, ракетные бункеры, пещеры, катакомбы и каверны, приюты, больницы, убежища, школы, дома для бедных и людей БОМЖ, санатории и т.д. иногда практикуется «инфильтрация» как исследование активных структур

города, закрытых для посторонних. Интересен кавинг («профессионального» caving или potholing, и «непрофессионального» spelunking) - рекреационное пребывание для изучение диких пещерных систем (в отличие от шоу пещер)., обычно осуществляется для активного отдыха или для физических упражнений, а также для проведения оригинальных исследований, похожих на альпинистские или дайвинговые. Очень популярен джунглевый или лесной туризм - разновидность приключенческого туризма и туризм «охоты за штормом» (storm chasing) и т.п. Охотник за штормом, ураганом, затмением и т.д. (storm chaser, or chaser) делает это по несколькими причинам, и, конечно, это весьма специфические причины и мотивы туризма (Clary M., 1983; Olivier St., 2006) [47; 50].

Помимо экстремального популярны фит-нес-туры, выступающие хорошей альтернативой пассивному отдыху, сочетая пилатес и/ или аквааэробику, занятия славянскими или восточными единоборствами, посещение лекций по основам рационального питания и само рациональное питание, экскурсии, дискотеки и дружеские вечера. В фитнес-туре уровень спортивной подготовки практически малосущественен, для каждого отдыхающего создается своя программа, свои - индивидуальные нагрузки, оптимальный рацион питания в соответствии с индивидуальными особенностями и предпочтениями туриста. Часто организация фитнес-тура является результатом сотрудничества фитнес-клуба и туристической компании.

И.В. Востоков (2019) полагает, что спортивный туризм можно рассматривать как уникальную, комплексную практику духовно-нравственного и психо-физического воспитания, практику оздоровления населения, требующей минимальных вложений со стороны государства и туристов [11; 44]. При этом спортивный туризм развивает наиболее важные свойства человека, включая патриотизм и любовь к Родине, воспитание моральных качеств, стойкости и выдержки, силы воли и мужества, смелости и готовности активно справляться с трудностями. Он также предполагает воспитание коллективизма, взаимовыручки и ответственности, лидерства, активной

жизненной позиции. Спортивный туризм развивает любовь к природе, и компетенции в сфере эклоги и краеведения. Это активная технология воздействия на социально незащищенные и проблемные группы: наркоманов и алкоголиков, детей-сирот и одиноких взрослых, трудных детей, подростков и деликвентных взрослых, членов неимущих, безработных и т.д. семей. Туризм также может помогать нравственной, социальной, психологической и физической абилитации и реабилитации инвалидов, адаптации к сложным, кризисным, проблемным ситуациям и стрессовым перегрузкам. Он может снижать межнациональную напряженность, повышать сплоченность и служить народной дипломатии. Доступность занятий спортивно-оздоровительным туризмом дает возможность почувствовать свободу путешествовать, развиваться, чувствовать себя полноценным в обществе, повышая качество жизни людей. Туризм развивает большое число жизненных навыков и создает предпосылки для возрождения популярных туристских районов - размещения де-стинаций (Карелия, Урал, Алтайский край, Бурятия, Прибайкалье, Камчатка, Курильские острова и т.д.). Выбор такого вида отдыха связан в любом случае с особой мотивацией, направленной на формирование и развитие телесно-физической культуры, культуры спорта и рекреации и т.д. Особая мотивация требует и особого сопровождения, в случае нишевого туризма - это часто психолого-педагогическое сопровождение туристов-спортсменов и т.д.

Психолого-педагогическое сопровождение в спорте предполагает многоэтапное содействие спортивной карьере человека, поддержка в достижении оптимальных для данного спортсмена как личности, партнера и профессионала результатов и (вос)создании благоприятных условий для его профессионального, межличностного и личностного развития, и осуществляться. Она включает создание психолого-педагогических условий для успешности жизни и развития индивида и группы в спорте и сопутствующих областях жизни спортивного туриста /спортсмена / «выживателя» / «болельщика» и т.д. Это комплекс или система

общих и частных технологий психологической помощи туриста-спортсмена, а также особенности их применения на каждом этапе спортивно-туристической деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение в туризме призвано помочь педагогам и гидам, туристам и т.д. обеспечить индивидуальный подход, в том числе и для людей с ОВЗ (с особыми потребностями), активизировать и опробовать способности и возможности каждого туриста, преодолеть блокады развития и ограничения, разрешить возникающие по ходу маршрута путешествия проблемы, конфликты и т.д. Так, в рамках сопровождения гид или проводник может получить консультацию по работе как с конкретной группой (командой), так и с отдельными туристами (спортсменами), получить информацию по конкретным проблемам и ситуациям, раскрыть для себя формы и методы работы, наиболее соответствующие индивидуальным особенностям конкретных туристов. Туристы в рамках сопровождения могут получить профессиональную психологическую и педагогическую помощь в осмыслении и разрешении своих проблем как относительно спортивно-оздоровительного процесса (например, проблемы в освоении отдельных знаний и умений), так и взаимоотношений с другими туристами, а иногда с гидом и сопровождающими процесс. Также в рамках сопровождения могут

быть разрешены вопросы гармонизации предстартовых и послестартовых состояний спортсменов, управления психологическими состояниями, страхами и депрессией, и т.п.

В.Г. Сивицкий и иные исследователи выделяют следующие виды деятельности специалиста сопровождения [38; 43]:

1) оценка текущего уровня психологической и физической подготовленности (базовая психодиагностика);

2) разработка индивидуальной программы сопровождения (программирование психологической подготовки);

3) организация обратной связи о состоянии спортсмена или туриста (мониторинг и оперативная диагностика);

4) применение при необходимости дополнительных мероприятий (коррекция программы);

5) помощь в (вос)создании оптимального психофизического состояния (настройка);

6) управление психическим состоянием спортсмена-туриста в путешествии;

7) компенсация негативных последствий переутомления, конфликтов и т.д.(восстановление и реабилитация);

8) гармонизация отношений в группе туристов-спортсменов, помощь в разрешении конфликтов и т.д.

А.Е. Ловягина приводит типологию форм работы по сопровождению спорта и спортивного туризма [21] (табл. 1).

Формы психологического сопровождения Задачи психологической помощи Способы психологической помощи

Общая психологическая подготовка • Совершенствование спортивно-важных качеств • Совершенствование индивидуального стиля деятельности • Диагностика психических свойств • Рекомендации по индивидуализации спортивной подготовки и туристической карьеры • Обучение приёмам саморегуляции • Актуализация самопознания и самоуправления

Психологическая подготовка к конкретному соревнованию Оптимизация саморегуляции психического состояния • Профилактика неблагоприятных факторов соревновательных ситуаций • Актуализация саморегуляции психического состояния

Оперативное психологическое вмешательство Оптимизация актуального психического состояния • Диагностика актуального психического состояния • Профилактика и коррекция негативных психических состояний

Таблица 1 - Психологическая помощь при различных формах психологического сопровождения спортсмена (Ловягина А.Е., 2013) [21]

Table 1 - Psychological assistance with various forms of psychological support of an athlete (Lovyagina A.E., 2013)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методики сопровождения включают: 1) отдельные упражнения и задания, игры в организационной, подготовительной либо заключительной части или в качестве «отдыха» в основной части туристического путешествия; 2) задания, игры и упражнения,, нацеленные на разрешение психологических задач, содержательно соответствующих основному направлению туристического клуба/группы; 3) групповые задания и игры, соответствующие основной программе кружка и требующих от участников обязательного группового взаимодействия и взаимопомощи; 4) групповые дискуссии на темы, связанные с направленностью турклуба и имеющие духовно-нравственную основу.

Психолого-педагогическое сопровождение спортивного туризма - важная часть оптимизации его процессов и повышение результатов.

Первое, что необходимо в организации сопровождения - вызвать и поддерживать интерес, мотивацию спортивного туристического путешествия. Интерес этот относится не столько к самому спорту, а к тому, какая трансформация происходит с человеком в процессе занятий спортом. Очень важно чтобы туристы осознавали пользу от такого туристического путешествия. Проще всего это донести еще не испорченному планшетами и смартфонами сознанию детей, но спортивные туристы бывают самые разные. Задача организаторов, гидов, психологов и педагогов - разработать и реализовать проект, помогающий конкретным участникам поездки увидеть новее ресурсы и смыслы своей деятельности, начиная от спорта и заканчивая смыслом жизни в целом. Перед специалистом стоит непростая задача - донести до человека все результаты его поездки: объяснить, что понимающий себя и мир, приученный справляться с препятствиями и исследовать их, человек преодолевает трудности намного легче и продуктивнее. Важно объяснить, что любому человеку дается тот или иной телесный капитал, растратить который многие успевают уже к 30 годам. Тесный капитал - предмет направленной заботы, часто заботы человека о себе, неотделимая от других сторон его

жизни. Там, где она отделяется - выпячивается или уходит в тень, возникают проблем, дезинтеграции и жизнеотрицания. Трудность в том, что ребенку или даже студенту трудно порой представить временную перспективу, превышающую время его жизни. Педагог-психолог должен четко осознавать ограничения клиентов и, не смущаясь их наличием, продолжать помогать клиенту достигать его собственной цели - уникальной системности как целостности. Важно понимать, что не все члены группы готовы будут продолжать такие путешествия и заниматься спортивным туризмом далее, но в целом, процент людей, обращающихся к нишевому спортивному туризму повторно достаточно высок. Никто не может оспорить пользу от занятий спортом. Но чаще всего выходит, что люди знают много, а делают мало, лень и стремление сохранить энергию блокируют активность. Для туристов важно понять главное: любое большое путешествие начинается с маленького шага в сторону цели. Если кому-то сложно начать, и он не может мотивировать себя сами, то можно предложить ему список мотивов и принципов здоровья - на выбор и осмысление. Однако, ведущим моментом является самодисциплина и воля, дающие стрессоустойчивость, оптимизм, насыщенность жизни и полноту «организ-мического» функционирования, то есть - счастья жить. Педагог-психолог должен всегда сохранять настрой на развитие клиентов, «оптимистическую» гипотезу в отношении них и их способностей справляться с трудностями и проблемами внутреннего и внешнего мира. Его работа очень важна. Главное при этом - чтобы его слова не расходились с его действиями.

Заключение. Спортивный туризм выступает как важная и автономная социально-ориентированная сфера, образ жизни большой части общества; хорошее средство духовного, психологического и телесного развития человека, воспитания бережного отношения к себе, другим и к природе, развития взаимопонимания народов и этносов, в том числе - продуктивная форма «народной дипломатии». Это также демократичный вид отдыха, со свободным выбором типа физической и иной активности

(Даянова М.А., Коробейникова Е.И., Лахина О.В., 2018) [13, с. 11]. Спортивный туризм дает возможность удовлетворить потребности человека в занятии спортом (активный туризм), ощутить причастность к спортивным состязаниям и мероприятиям, удовлетворить свои потребность как болельщика (пассивный туризм). Также клиент имеет возможность познакомиться с культурой народа, проживающего в районе путешествия, получить удовольствие созерцания природных и культурных ландшафтов, посетить интересные спортивные объекты и сооружения; музеи и залы спортивной славы; спортивные парки, включая водные и прыжковые (на лыжах для фрирайда, bangy) и т.д.

Для него созданы специальные туристические маршруты, инфраструктура, включая спортивные магазины и т.д.. Нишевый спортивный туризм нацелен на удовлетворение разных групп «специальных интересов» туристов в сфере спорта, физической культуры, оздоровления и рекреации. Одно из ведущих условий его успешности - психолого-педагогическое сопровождение, работа команды специалистов, осуществляющих профилактику и коррекцию нарушений личностных, межличностных и иных аспектов в реализации программ спортивного туризма, а также разрабатывающих и реализующих программы и методики развития субъектов туризма.

Список источников

1. Алексеева О.В. Профессионально-спортивная подготовка студентов по спортивно-оздоровительному туризму // Учён. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2012. № 7(89). С. 12-17.

2. Арпентьева М.Р. Базовые принципы-метатехнологии спортивного психологического консультирования // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2019. №1(12). С. 27-57.

3. Арпентьева М.Р. Экскурсовод-проводник в тревел-психотерапии (психотерапевтическом туризме) // Инновации в экскурсионной работе: концепции, технологии, практика: монография. Ч.1 / Под ред. О.Е. Афанасьева. М., Берлин: Директ-Медиа, 2020. С. 318-351.

4. Арпентьева М.Р., Баженова Н.Г. Психологическое сопровождение в спорте, рекреационно-оздоровитель-ной и лечебной практиках // Методы и технологии социальной работы в современном мире / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2019. С. 27-36.

5. Аршинова В.В., Арпентьева М.Р., Кузнецова Н.В., Новаков А.В. Вопросы психологического сопровождения в спорте, рекреационно-оздоровительной и лечебной практиках // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. №4(1). С. 106-114.

6. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 256 с.

7. Боголюбов В.С. Организация специальных видов туризма. СПб.: ГИЭУ, 2010. 116 с.

8. Бондаренко А.В., Бондаренко Г.В. Влияние занятия спортивном туризмом на развитие личности // Экон. и гуманитар. исслед. регионов. 2015. № 6. С. 99-101.

9. Брасалес Д.Ф.Х., Тапиа П.Х., Королева И.С. Альтернативный туризм как вид устойчивого туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2020. Т.5. №2. С. 3-19. doi: 10.18413/2408-9346-2020-6-2-0-1.

10. Волков А.В., Черемшанов С.В. Развитие спортивного туризма за рубежом // Известия Сочинского государственного университета. 2012. №4(22). С. 3035.

11. Востоков И. Идеология развития спортивного туризма маршрутный туризм). Часть 1. Общие вопросы. Проект. 2019. // Федерация спортивного туризма России. 27 c. URL: https://clck.ru/UYtqd (дата обращения 03.01.2021).

12. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: Сов. спорт, 2007. 296 с.

13. Даянова М. А., Коробейникова Е.И., Лахина О.В. Спортивный туризм на современном этапе // Наука-2020. 2018. №2-2(18). C. 11-18.

14. Захаров С. В. Формування шзнавальних штереав учшв основноУ школи у процес позакласноУ роботи: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. К.: АПН УкраУни, 2001. 20 с.

15. Зорина Г.И., Ильина Е.И., Мошняга Е.В. и др. Основы туристской деятельности на Западе. М.: Междунар. спорт, 2002. 478 с.

16. Иванов А. Психология чемпиона. Работа над собой. М.: Сов. спорт, 2016. 80 с.

17. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2014. 590 с.

18. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А., Агаев Н. Ф. Современное состояние спортивного туризма в Российской Федерации // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. Т.8. №1. С. 49. doi: 10.15862/54EVN116.

19. Линчевский Э.Э., Федотов Ю.Н. Типология и психология туризма. М.: Сов. спорт, 2008. 271 с.

20. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. М.: Физкультура и спорт, 1981. 111 с.

21. Ловягина А.Е. Теоретические и прикладные проблемы психологического сопровождения спортсмена // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 16. 2013. Вып. 1. С. 29-39.

22. Лопатинська В.В. Формування гумашстичних цшностей шдл™в у позашктьних навчальних закладах туристсько-краезнавчого профтю: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. К.: АПН УкраУни, 2007. 20 с.

23. Малетин С.С. Туризм специальных интересов: концептуальные основы исследования // Вестник НГУЭУ.

2014. №4. С. 218- 225.

24. Марищук В.Л., Блудов Ю.М. и др. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1990. 256 с.

25. Меньшиков П.В., Кузнецова Н.В., Коробченко А.И., Голубчиков Г.М., Арпентьева М.Р. Психолого-педагогические аспекты глэмпинга: туризм как практика развития человека // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т.14. №2. С. 38-49. doi: 10.24411/1995-0411-2020-10204.

26. Наровлянская М.Д. Психологическое сопровождение внешкольного образования туристско-краеведческо-го профиля // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. №3. С. 43-54.

27. Овчинников Ю.Д., Талызов С.Н. Спортивный туризм как вид спорта и форма деятельности // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. №2(2). С. 117-120.

28. Оптимiзацiя виховного потенщалу позашктьного навчального закладу / За ред. О.В. Литовченко. К.: Педагопчна думка, 2012. 200 с.

29. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: метод. рекомендации. М.: РМАТ, 2001. 87 с.

30. Пашута В.Л., Никольская А.С. Психолого-педагогическое сопровождение спортсменов как фактор преодоления стресса в условиях спортивной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. №7(149). С. 236-240.

31. Пилат И.Н. Внешкольная туристско-краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1971.

32. Подготовка педагога дополнительного образования в области физической культуры: психологическое сопровождение в детско-юношеском спорте / Под ред. А.В. Родионова. М.: Юрайт, 2020. 251 с.

33. Подчуфаров П.А. Психологическая подготовка спортсменов по спортивному туризму // Мат. X Междунар. студ. науч. конф. «Студенческий научный форум». М.: РАЕ, 2018.

34. Рогалёва Л., Малкин В. Спорт - это психология. М.: Сов. спорт, 2015. 330 с.

35. Родионов В.А. Спортивная психология. М.: Сов. спорт, 2014. 367 с.

36. Роледер Л.Н. Особенности занятий спортивным туризмом в вузе // Молодой учёный. 2016. №5(109). С. 772774.

37. Сафонов В. Психология спортсмена, слагаемые успеха. М.: Сов. спорт, 2017. 370 с.

38. Сивицкий В.Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2006. №6. URL: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2006n6/p40-43.htm (Дата обращения: 03.01.2021).

39. Смирнов Д.В. Система дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов на основе кластерного подхода: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Шуя: ШГПУ, 2012. 49 с.

40. Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения: Сб. ст. XVIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. / Под ред. С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. Сургут: ИД «Россиздат» (ИП Казаченко Л.Ю.), 2019. 522 с.

41. Троценко Т.Ю. Формування моральних якостей учшв 3-4-х клаав у процес туристсько-краезнавчоУ дiяльностi: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. К.: АПН УкраУни, 2009. 20 с.

42. Уляева Л.Г. Комплексная методика повышения психологической готовности спортсменов в период соревновательной деятельности: Метод. рекомендации. М.: ООО «Торговый дом «Сов. спорт», 2020. 176 с.

43. Уляева Л.Г., Родионова И.А., Сивицкий В.Г., Мельник Е.В., Воскресенская Е.В., Раднагуруев Б.Б., Уляева Г.Г. Научно-методическое обеспечение психологического сопровождения спортивной деятельности // Журнал спортивной психологии. 2020. Т.29. Вып. 2. С. 177-184.

44. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм / Под ред. В.А. Таймазова. М.: Сов. спорт, 2008. 463 с.

45. Шевырева Е.Г., Петров А.В., Петрова О.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки юных спортсменов // Современные проблемы науки и образования. 2020. №5. URL: http://science-education. ru/ru/article/view?id=30216 (Дата обращения: 03.01.2021).

46. Юркина Л.Ю. Социально-психологическая подготовка туристов-школьников: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. СПб., 1998. 231 с.

47. Clary M. The Thrill of Confrontation. Chasing Tornadoes // Weatherwise. 1983. Vol. 39(3). Pp. 136-145. doi: 10.1080/00431672.1986.9927045.

48. Olivier St. Moral Dilemmas of Participation in Dangerous Leisure Activities // Leisure Studies. 2006. Vol. 25(1). Pp. 95-109. doi: 10.1080/02614360500284692.

49. Gammon S., Robinson T. Sport and Tourism: A Conceptual Framework // Journal of Sport Tourism. 2003. Vol. 8(1). Pp. 21-26. doi: 10.1080/14775080306236.

50. Gibson H.J. Active Sport Tourism: Who Participates? // Leisure Studies. 1998. Vol. 17(2). Pp. 155-170. doi: 10.1080/026143698375213.

51. Read S.E. A prime force in the expansion of tourism in the next decade: special interest travel // Tourism Marketing and Management Issues / Hawkins, E.L., Shafer, E.L. & Rovelstad, J.M. (eds.). Washington: The George Washington University Press, 1980. Pp. 193-202.

52. Rittichainuwat B.N. Special Interest Tourism. Newcastle: Cambridge Scholars Publ., 2018. 311 p.

53. Sousa B. The role of innovation in special interest tourism: a theoretical approach // Millenium. 2018. Vol. 5. Pp.

83-92. doi: 10.29352/mill0205.08.0016.

54. Special Interest Tourism: Concepts, Contexts and Cases / Eds. by Sh. Agarwal, Gr. Busby, R. Huang. New York: CABI, 2018. 236 p.

55. Trauer B. Conceptualizing special interest tourism-frameworks for analysis // Tourism Management. 2006. Vol. 27. Iss. 2. Pp. 183-200. doi: 10.1016/j.tourman.2004.10.004.

56. Nature and Development of Special Interest. Tourism Essay // UKEssays. November, 2018. URL: https://www. ukessays.com/essays/tourism/nature-and-development-of-special-interest-tourism-tourism-essay. php?vref=1 (Accessed on January 2, 2021).

References

1. Alekseeva, O. V. (2012). Professionalno-sportivnaya podgotovka studentov po sportivno-ozdorovitel'nomu turizmu [Professional and sports training of students in sports and health tourism]. P. F. Lesgaft University Scientific Notes, 7(89), 12-17 (in Russ).

2. Arpentieva, M. R. (2019). Bazovyye printsipy-metatekhnologii sportivnogo psikhologicheskogo konsul'tirovaniya [Basic principles-metatechnology of sports psychological counseling]. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sport [Human health, theory and methodology of physical culture and sports], 1(12), 27-57 (In Russ.).

3. Arpentieva, M. R. (2020). Ekskursovod-provodnik v trevel-psikhoterapii (psikhoterapevticheskiom turizme) [Tour guide-guide in travel psychotherapy (psychotherapeutic tourism)]. In: Afanasiev, O. E. (ed.). Innovatsii v ekskursionnoy rabote: kontseptsii, tekhnologii, praktika [Innovations in excursion work: concepts, technologies, practice]: A monograph. Part 1. Moscow, Berlin: Direct-Media Publ., 318-351. (In Russ.).

4. Arpentieva, M. R., & Bazhenova, N. G. (2019). Psikhologicheskoye soprovozhdeniye v sporte, rekreatsionno-ozdorovitel'noy i lechebnoy praktikakh [Psychological support in sports, recreational and health-improving and medical practices]. In: A. Yu. Nagornova (ed.). Metody i tekhnologii sotsial'noy raboty v sovremennom mire [Methods and technologies of social work in the modern world]. Ulyanovsk: Zebra Publ., 27-36. (In Russ.).

5. Arshinova, V. V., Arpentieva, M. R., Kuznetsova, N. V., & Novakov, A. V. (2019). Voprosy psikhologicheskogo soprovozhdeniya v sporte, rekreatsionno-ozdorovitel'noy i lechebnoy praktikakh [Questions of psychological support in sports, recreational and health-improving and medical practices]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigate'naya rekreatsiya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 4(1), 106-114. (In Russ.).

6. Babkin, A. V. (2008). Spetsial'nyye vidy turizma [Special types of tourism]. Rostov-on-Don: Phoenix, 1-256. (In Russ.).

7. Bogolyubov, V. S. (2010). Organizatsiya spetsial'nykh vidov turizma [Organization of special types of tourism]. St.Petersburg: GIEU Publ., 1-116. (In Russ.).

8. Bondarenko, A. V., & Bondarenko, G. V. (2015). Vliyaniye zanyatiy sportivnym turizmom na razvitiye lichnosti [The Impact of Sport Tourism on the Development of the Personality]. Ekonomicheskiye i gumanitarnyye issledo-vaniya regionov [Economic and Humanitarian Researches of Regions], 6, 99-101. (In Russ.).

9. Brazales, D. F. H., Tapia, P. J., & Koroleva, I. S. (2020). Alternative tourism as a type of sustainable tourism. Research Result. Business and Service Technologies, 6(2), 2020, 3-19. doi: 10.18413/2408-9346-2020-6-2-0-1. (In Russ.).

10. Volkov, A. V., & Cheremshanov, S. V. (2012). Razvitie sportivnogo turizma za rubezhom [The development of sports tourism abroad]. Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta [News of the Sochi State University], 4(22), 30-35. (In Russ.).

11. Vostokov, I. (2019). Ideologiya razvitiya sportivnogo turizma. [Ideology of sports tourism development]. Federatsiya sportivnogo turizma Rossii [Federation of Sports Tourism of Russia], 1-27. URL: https://clck.ru/UYtqd (Accesses on January 03, 2021). (In Russ.).

12. Gorbunov, G. D. (2007). Psikhopedagogika sporta [Psychopedagogy of sport]. Moscow: Soviet sport, 1-296. (In Russ.).

13. Dayanova, M. A., Korobeynikova, E. I., & Lakhina, O. V. (2018). Sportivnyy turizm na sovremennom etape [Sports tourism at the present stage] Nauka [Science], 2-2(18), 11-18. (In Russ.).

14. Zakharov, S. V. (2001). Formation of cognitive interests of primary school students in the process of extracurricular activities: author's ref. dis. cand. ped. science. Kyiv: Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, 2001. 1-20. (In Ukr.).

15. Zorina, G. I., Ilyina, E. I., Moshnyaga, E.V., et al. (2002). Osnovy turistskoy deyatel'nosti na Zapade [Fundamentals of tourist activity in the West]. Moscow: International sport Publ., 1-478. (In Russ.).

16. Ivanov, A. (2016). Psikhologiya chempiona. Rabota nad soboy [Psychology of the Champion. Work on yourself]. Moscow: Soviet sport. (In Russ.).

17. Ilyin, E. P. (2014). Psikhologiya sporta [Sports psychology]. St. Petersburg: Peter Publ., 1-590. (In Russ.).

18. Kaznacheeva, S. N., Chelnokova, E. A., & Agaev, N. F. (2016). Sovremennoye sostoyaniye sportivnogo turizma v Rossiyskoy Federatsii [The current state of sports tourism in the Russian Federation]. Vestnik yevraziyskoy nauki «Naukovedeniye» [Bulletin of Eurasian Science], 8, 1(32), 49. (In Russ.).

19. Linchevskiy, E. E., & Fedotov, Yu. N. (2008). Tipologiya i psikhologiya turizma [Typology and psychology of tourism]. Moscow: Soviet sport, 1-271. (In Russ.).

20. Linchevskiy, E. E. (1981). Psychological climate of the tourist group. Moscow: Physical culture and sport, 1-111. (In Russ.).

21. Lovyagina, A. E. (2013). Teoreticheskiye i prikladnyye problemy psikhologicheskogo soprovozhdeniya sportsmena

[Theoretical and applied problems of psychological support of an athlete]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Bulletin of St. Petersburg University], Series 16, 1, 29-39. (In Russ.).

22. Lopatynska, V. V. (2007). Formation of humanistic values of teenagers in out-of-school educational establishments of tourist and local lore profile: author's ref. dis. cand. ped. science. Kyiv: Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, 2007. 1-20. (In Ukr.).

23. Maletin, S. S. (2014). Turizm special'nyh interesov: konceptual'nye osnovy issledovanija [Tourism special interests: a conceptual framework for research]. Vestnik NGUEU [Bulletin of NSUEU], 4, 218-225. (In Russ.).

24. Marishchuk, V. L., Bludov, Yu. M., et al. (1990). Metodiki psihodiagnostiki v sporte [Methods of psychodiagnostics in sports]. Moscow: Education Publ., 1-256. (In Russ.).

25. Menshikov, P. V., Kuznetsova, N. V., Korobchenko,A. I., Golubchikov, G. M., & Arpentieva, M. R. (2020). Psihologo-pedagogicheskie aspekty gljempinga: turizm kak praktika razvitija cheloveka [Psychological and pedagogical aspects of glamping: Tourism as a practice for personal development]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 14(2), 38-49. doi: 10.24411/1995-0411-2020-10204. (In Russ.).

26. Narovlyanskaya, M. D. (2014). Psikhologicheskoye soprovozhdeniye vneshkol'nogo obrazovaniya turistsko-krayevedcheskogo profilya [Psychological support of out-of-school education of tourism and local lore profile]. Vestnik akademii detsko-yunosheskogo turizma i krayevedeniya [Bulletin of the Academy of Children and Youth Tourism and Local History], 3, 43-54. (In Russ.).

27. Ovchinnikov, Yu. D., & Talyzov, S. N. (2017). Sportivnyy turizm kak vid sporta i forma deyatel'nosti [Sports tourism as a sport and a form of activity]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigate'naya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2(2), 117-120. (In Russ.).

28. Litovchenko, O. V. (ed.). (2012). Optimization of educational potential of out-of-school educational institution. Kiev: Pedagogical Thought, 2012. (In Ukr.).

29. Ostapets, A. A. (2001). Pedagogika ipsihologija turistsko-kraevedcheskoj dejatel'nosti uchashhihsja [Pedagogy and psychology of students' tourism and local lore activity]: Tutorial. Moscow: RIAT, 1-87. (In Russ.).

30. Pashuta, V. L., & Nikolskaya, A. S. (2017). Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye sportsmenov kak faktor preodoleniya stressa v usloviyakh sportivnoy deyatel'nosti [Psychological and pedagogical support of athletes as a factor in overcoming stress in the conditions of sports activity]. Uchenyye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [P. F. Lesgaft University Scientific Notes], 7 (149), 236-240. (In Russ.).

31. Pilat, I. N. (1971). Out-of-school tourism and local history work as a factor in the moral education of adolescents: author. dis.... cand. ped. sciences. Moscow. (In Russ.).

32. Rodionov, A. V. (ed.). (2020). Podgotovka pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya v oblasti fizicheskoy kul'tury: psikhologicheskoye soprovozhdeniye v detsko-yunosheskom sporte [Training of a teacher of additional education in the field of physical culture: psychological support in children and youth sports]. Moscow: Yurayt Publ. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Podchufarov, P. A. (2018). Psikhologicheskaya podgotovka sportsmenov po sportivnomu turizmu [Psychological training of athletes in sports tourism]. In: Studencheskiy nauchnyy forum [Student Scientific Forum]: Materials of the X International Student Scientific Conference. Moscow: RANS Publ. (In Russ.).

34. Rogaleva, L., & Malkin, V. (2015). Sport - eto psikhologiya [Sport is psychology]. Moscow: Soviet sport. (In Russ.).

35. Rodionov, V. A. (2014). Sportivnaya psikhologiya [Sports psychology]. Moscow: Soviet sport. (In Russ.).

36. Roleder, L. N. (2016). Osobennosti zanyatiy sportivnym turizmom v vuze [The Features of Sports Tourism in the University]. Molodoy uchyonyy [Young Scientist], 5(109), 772-774. (In Russ.).

37. Safonov, V. (2017). Psikhologiya sportsmena, slagayemyye uspekha [Psychology of an athlete, components of success]. Moscow: Soviet sport. (In Russ.).

38. Sivitskiy, V. G. (2006). Sistema psikhologicheskogo soprovozhdeniya sportivnoy deyatel'nosti [The system of psychological support of sports activity]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and practice of physical culture], 6(1). URL: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2006n6/p40-43.htm (accessed on January 03, 2021). (In Russ.).

39. Smirnov, D. V. (2012). Sistema dopolnitel'nogo professional'nogo turistsko-krayevedcheskogo obrazovaniya pedagogov na osnove klasternogo podkhoda [The system of additional professional tourism and local lore education of teachers based on the cluster approach]: author. dis. dr. ped. sciences. Shuya: Shuya SPU Publ. (In Russ.).

40. Loginova, S. I., & Busheva, Zh. I. (eds.). (2019). Sovershenstvovaniye sistemy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki, turizma, psikhologicheskogo soprovozhdeniya i ozdorovleniya razlichnykh kategoriy naseleniya [Improvement of the system of physical education, sports training, tourism, psychological support and health improvement of various categories of the population]: Proceeds articles of the XVIII All-Russian scientific and practical conference with international participation. Surgut: Publishing House Rossizdat (Kazachenko L. Yu.). (In Russ.).

41. Trotsenko, T. Yu. (2009). Formation of moral qualities of pupils of 3-4th classes in the process of tourist and local lore activity: Author's ref. dis. cand. ped. science. Kyiv: Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine. (In Ukr.)

42. Ulyaeva, L. G. (2020). Kompleksnaya metodika povysheniya psikhologicheskoy gotovnosti sportsmenov v period sorevnovatel'noy deyatel'nosti [Complex methodology for improving the psychological readiness of athletes during the period of competitive activity]: Tutorials. Moscow: Trade House Sovetsky Sport LLC. (In Russ.).

43. Ulyaeva, L. G., Rodionova, I. A., Sivitskiy, V. G., Melnik, E. V., Voskresenskaya, E. V., Radnaguruev, B. B., & Ulyaeva, G. G. (2020). Nauchno-metodicheskoye obespecheniye psikhologicheskogo soprovozhdeniya sportivnoy deyatel'nosti [Scientific and methodological support of psychological support of sports activity]. Zhurnal sportivnoy

psikhologii [Journal of sports psychology], 29(2), 177-184. (In Russ.).

44. Fedotov, Yu. N., & Vostokov, I. E. (2008). Sportivno-ozdorovitel'nyy turizm [Sports and health tourism]. Moscow: Soviet sport. (In Russ.).

45. Shevyreva, E. G., Petrov, A. V., & Petrova, O. V. (2020). Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye protsessa podgotovki yunykh sportsmenov [Psychological and pedagogical support of the process of training young athletes]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniy [Modern problems of science and education], 5(1). URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=30216 (Accesses on January 03, 2021). (In Russ.).

46. Yurkina, L. Yu. (1998). Socio-psychological training of school tourists: Dis.... cand. psychol. sciences. St. Petersburg. (In Russ.).

47. Clary, M. (1983). The Thrill of Confrontation... Chasing Tornadoes. Weatherwise, 9(3), 136-145. doi: 10.1080/00431672.1986.9927045.

48. Olivier, St. (2006). Moral Dilemmas of Participation in Dangerous Leisure Activities. Leisure Studies, 25(1), 95-109. doi: 10.1080/02614360500284692.

49. Gammon, S., & Robinson, T. (2003). Sport and Tourism: A Conceptual Framework. Journal of Sport Tourism, 8(1), 21-26. doi: 10.1080/14775080306236.

50. Gibson, H. J. (1998). Active Sport Tourism: Who Participates? Leisure Studies, 17(2), 155-170. doi: 10.1080/026143698375213.

51. Read, S. E. (1980). A prime force in the expansion of tourism in the next decade: special interest travel. In: Hawkins, E. L., Shafer, E. L., & Rovelstad, J. M. (eds.) Tourism Marketing and Management Issues. Washington: The George Washington University Press, 193-202.

52. Rittichainuwat, B. N. (2018). Special Interest Tourism. Newcastle: Cambridge Scholars Publ.

53. Sousa, B. (2018). The role of innovation in special interest tourism: a theoretical approach. Millenium, 5, 83-92. doi: 10.29352/mill0205.08.0016.

54. Agarwal, Sh., Busby, Gr., & Huang, R. (eds.) (2018). Special Interest Tourism: Concepts, Contexts and Cases. New York: CABI.

55. Trauer, B. (2006). Conceptualizing special interest tourism - frameworks for analysis. Tourism Management, 27(2), 183-200. doi: 10.1016/j.tourman.2004.10.004.

56. (2018). Nature and Development of Special Interest. Tourism Essay. UKEssays. November, 1. URL: https://www. ukessays.com/essays/tourism/nature-and-development-of-special-interest-tourism-tourism-essay. php?vref=1 (Accessed on January 2, 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.