Научная статья на тему 'Спортивный туризм: вид спорта или направление туристической деятельности?'

Спортивный туризм: вид спорта или направление туристической деятельности? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6005
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ / ЭТИМОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ / ВИД ТУРИСТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / SPORTS TOURISM / DEFINITION / ETYMOLOGY OF A CONCEPT / TYPE OF TOURISM ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Светлана Алексеевна

Спортивный туризм является популярным, но все еще малоизученным с теоретической точки зрения видом деятельности. В статье были изучены различные подходы к пониманию этого феномена, проанализированы зарубежные и отечественные определения исследуемого понятия и предложено авторское определение спортивного туризма как вида туристической деятельности в рамках концепции экономики впечатлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS TOURISM: SPORT OR TYPE OF TOURISM ACTIVITY?

Sports tourism is a popular form of economic activity that still does not have proper theoretical framework and generally accepted definition. In this article author studied various approaches to understanding this phenomenon. The paper contains definitions of «sport tourism», proposed by foreign and Russian scientists, which were analyzed, and served as the basis for author’s definition of sports tourism as a type of tourism activity within the framework of the concept of the experience economy. The relevance of this issue is determined by the growing popularity of sports tourism, as well as the lack of a unified definition of this term in Russian legislation. The aim of the work is to propose the author’s vision of the term «sports tourism» in the context of experience economy. During the research the author has studied the etymology of the concept and various approaches to understanding this term in the world. To achieve this goal and fulfill fundamental tasks, methods of diachronic and contextual analysis of scientific works of domestic and foreign scientists were used. As a result of the work, the author proposed a comprehensive definition of the term «sports tourism», which corresponds to the Russian legislation in the field of tourism and sports, and also fits into the framework of four areas (4E: entertainment, education, esthetics, escapism) of the experience economy. The definition of «sports tourism» in the tourism framework is a complicated issue that will cause many discussions in the international scientific community, due to its complexity and intersectoral position.

Текст научной работы на тему «Спортивный туризм: вид спорта или направление туристической деятельности?»

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ_

DISCUSSION CLUB

УДК 379.85: 796 DOI 10.24411/2500-0365-2020-15303

ББК 75.7: 75.81

СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ: ВИД СПОРТА ИЛИ НАПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

С. А. Лебедева

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия

Спортивный туризм является популярным, но все еще малоизученным с теоретической точки зрения видом деятельности. В статье были изучены различные подходы к пониманию этого феномена, проанализированы зарубежные и отечественные определения исследуемого понятия и предложено авторское определение спортивного туризма как вида туристической деятельности в рамках концепции экономики впечатлений.

Ключевые слова: спортивный туризм, определение понятия, этимология понятия, вид туристической активности.

Введение. Туризм крайне перспективный вид экономической деятельности, составляющий, по данным отчета 2019 г. Всемирного совета по путешествиям и туризму (World Travel & Tourism Council, WTTC), 10,4 % мирового внутреннего валового продукта [27]. Вклад спортивной индустрии в мировой ВВП не менее значителен. Несмотря на то что данные по мировому потреблению спортивных услуг отсутствуют, можно привести несколько примеров по странам и их объединениям. Например, в 2010 г. доля спорта в ВВП Канады составляла 0,3 %, что эквивалентно 4,5 млрд долларов [17]. Из более поздних данных, согласно статье, опубликованной на сайте Европейского Олимпийского комитета в 2018 г., вклад спортивной индустрии в ВВП Европейского союза равнялся 2,12 %, порядка 279,7 млрд евро [23]. А в Австралии данный показатель, по информации за тот же год, составлял приблизительно 2 % ВВП [16].

Актуальность. В Российской Федерации и спортивная, и туристская индустрии приобретают все большую значимость, о чем свидетельствуют послание Президента России Федеральному Собранию в марте 2019 г. [7], проводимые саммиты и конгрессы по развитию данных отраслей экономики, в том числе Первый Всероссийский конгресс общественных объединений туризма, гостеприимства и спорта, проходивший в марте 2020 г. [8]

Нетрудно представить, какое влияние на экономику может оказать симбиоз этих двух отраслей. Их сплетение можно наблюдать в, казалось бы, простом понятии «спортивный туризм». Тем не менее этот феномен вызывает массу дискуссий в международном научном сообществе, касающихся не только определения спортивного туризма, но и его различных классификаций [18; 20], а также социо-демографических и психографических характеристик спортивных туристов [15; 19; 21; 22; 25]. Несмотря на то что первые исследования данного сегмента датируются еще 70—80-ми гг. прошлого столетия и с тех пор опубликовано множество работ на рассматриваемую тему, на данный момент не принято ни окончательных дефиниций, ни единых общемировых классификаций спортивного туризма.

Цели и задачи. В данной работе будет рассмотрена этимология понятия «спортивный туризм», существующие на сегодняшний день подходы к пониманию данного термина с точки зрения зарубежного научного сообщества и отечественных исследователей и предложено наиболее емкое определение спортивного туризма как вида туристической деятельности в рамках набирающей популярности концепции экономики впечатлений.

Материалы и методы исследования. Для формулировки подходящего определения исследуемого феномена были изучены научные труды

отечественных и зарубежных ученых. С помощью методов диахронического и контекстного анализа выделены основные существующие на сегодняшний день российские и иностранные определения понятия «спортивный туризм» с точки зрения различных подходов к изучаемому объекту.

Основная часть. В первую очередь, рассматривая спортивный туризм как набирающий популярность феномен в нашей стране, необходимо принять во внимание законодательную базу Российской Федерации, а именно следующие документы — Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [12], Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [11] и «Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», утвержденную распоряжением Правительства от 20.09.2019 [9]. Термин «туризм» также, как и «спорт» нашли свои определения в национальном законодательстве, однако, что такое «спортивный туризм» не совсем понятно. Чтобы пролить свет на данный термин, обратимся к отечественным ученым и их понимаю спортивного туризма.

В российской практике в настоящее время превалирует два подхода к определению понятия «спортивный туризм»: спортивный туризм — вид спорта, и спортивный туризм — вид туристической деятельности. Сторонников первого подхода большинство. Многие из авторов в своих работах придерживаются определения, представленного в правилах вида спорта «спортивный туризм» Международной федерации спортивного туризма (International Federation of Sports Tourism, IFST, МФСТ). В Части I Правил, утвержденных решением Совета МФСТ 24.11.2018 года, спортивный туризм — это «вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных по трудности препятствий в природной среде, и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе» [4].

Аналогичное определение представлено в работах М. Б. Биржакова, Н. П. Казакова, Ю. Д. Овчинникова, С. Н. Талызова [1, с. 99; 5, с. 117]. Кроме того, на территории России действует специализированная организация, занимающаяся развитием спортивного туризма как перспективного вида спорта, — Федерация спортивного туризма России, которая также оперирует аналогичным определением. С. В. Черемшанов в своей

статье приводит определения еще двух авторов, придерживающихся позиции «спортивный туризм — спорт».

По А. В. Бабкину, спортивный туризм — это выезд профессиональных спортсменов и спортсменов любителей для участия в спортивных мероприятиях [13. С. 142].

Согласно Л. П. Шматько, «спортивный туризм — это поездки для участия в различных спортивных состязаниях» [13. С. 143].

Р. А. Сафонов и Г. К. Авагян отмечают, что «спортивный туризм — это вид спорта по преодолению протяженного отрезка земной поверхности, называемым маршрутом» [10].

Еще одна группа авторов — Т. И. Власова, А. В. Иванов, В. А. Таймазов, Ю. Н. Федотов — рассматривают спортивный туризм как «вид спорта, в котором соревновательная деятельность и подготовка к ней направлена на достижение наивысших результатов» [2, с. 21].

На пересечении двух подходов лежит определение уже упомянутого выше С. В. Черемшанова, который, с одной стороны, называет спортивный туризм симбиозом нескольких видов туризма, а с другой — говорит, что «соревновательность участников» является важной характеристикой данного вида туризма [13, с. 145], хотя этот параметр больше свойственен спорту.

К ученым, поддерживающим подход «спортивный туризм — вид туристической активности» можно отнести авторов статьи «Спортивный туризм как отдельный вид спорта». Несмотря на название, С. В. Ветрова и Е. В. Ореховская в своей работе подробно исследуют понятие спортивный туризм и утверждают, что для спортивного туризма, как вида туристической деятельности, конкурентная борьба, отчетливо просматривающаяся в рамках первого подхода, не является характерной особенностью [1, с. 100].

Представленное авторским коллективом учебника «Основы туризма», изданного в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 гг.)», определение также можно отнести ко второму подходу. Авторы включают спортивный туризм в основные виды туризма по мотивационно-целевому принципу и обозначают, что «спортивный туризм имеет целью занятия физкультурой и спортом, поддержание физической формы посредством участия в спортивных мероприятиях и специализированных классах под руководством инструкторов» [6, с. 35] (о соревновании и конкуренции речь не идет).

Так что же такое «спортивный туризм»? Понятнее не стало. Кажется, что обилие определений спортивного туризма как вида спортивной деятельности должно окончательно убедить читателей, что данный феномен — это вид спорта. Тем не менее это спорный вопрос, как и вся туриндустрия. Сложность определения данного понятия с точки зрения туризма связана с тем, что туристскую отрасль, в целом, и каждый отдельный вид туризма, в частности, принято относить к экономике впечатлений, так как туристическое путешествие предлагает переживания, лежащие в четырех областях впечатлений (развлечение, образование, эстетика, уход от реальности), предложенных Джозефом Пайном (B. Joseph Pine II) и Джеймсом Гилмором (James H. Gilmore) еще в 1999 г. [33, с. 128—129] В этой связи возможно смешение различных целей туристической поездки (где превалирующей в конкретном случае будет являться занятие физической активностью) и, как следствие, различных видов туризма. С учетом изложенного обратимся к истокам исследуемого понятия — к работам иностранных ученых, занимающихся изучением спортивного туризма.

Стоит заметить, что иностранные подходы к определению понятия «спортивный туризм» несколько отличаются от отечественного. Это связано с тем, что в основе термина лежит потребитель, цель его туристической поездки, а также факторы, мотивирующие потребителя поехать в путешествие.

Одной из первых, кто сформулировал определение спортивного туризма, была профессор, доцент департамента туристского, гостиничного и событийного менеджмента Флоридского университета, Хивер Гибсон (Heather J. Gibson). В 1998 г. она определила спортивный туризм как досуговою деятельность, связанную с выездом лиц с основного места пребывания с целью посещения мероприятий спортивного характера, в том числе в роли зрителей массовых спортивных событий, посетителей спортивных достопримечательностей или активных участников спортивно-развлекательных мероприятий [14, с. 475; 19, с. 156—159; 20, с. 46—49].

Коллектив авторов из Канады, Камбоджи и Беларуси в своей совместной работе приводят определение, предложенное в 1999 г. Джоем Стэндве-ном (Joy Standeven) из Эссекского университета и Полом де Нопом (Paul De Knop) из Брюссельского свободного университета. Спортивный туризм, согласно этой дефиниции, представляет все формы активной и пассивной вовлеченности

путешественника в спортивную деятельность вне зависимости от ее уровня организованности, связанные со временными выездами граждан за пределы постоянного места жительства или работы [24, с. 237; 26].

В начале этого тысячелетия британский ученый Шон Гэммон (Sean Gammon) из Университета Центрального Ланкашира и его коллега Том Робинсон (Tom Robinson) разработали модель для определения спортивного туризма, в основе которой лежит понимание главной и второстепенной цели туристической поездки. На основании модели, авторы предложили несколько определений термина «спортивный туризм», одно из них — путешествие, главной целью которого является активное или пассивное включение в конкурентные виды спорта [18, с. 22—24].

Авторы называют это определение «жестким», так как туристов привлекает именно конкурентная борьба. Другое — «мягкое» — определение подразумевает участие в спортивной деятельности, как рекреационной активности, связанной с занятием любимыми видами спорта или спортивным хобби и отсутствием соревновательного аспекта.

Как видно, зарубежные авторы также не пришли к консенсусу относительно спортивного туризма, однако, их определения значительно шире и охватывают не только занятие спортом за пределом постоянного места жительства, но и посещение спортивных событий, рекреационный и образовательный аспекты.

Заключение и выводы. Надо отметить, что спортивный туризм — сложное явление, которое будет вызывать множество дискуссий по мере своего развития. Тем не менее, аккумулируя подходы к определению спортивного туризма, а также принимая во внимание действующее российское законодательство, можно дать следующую расшифровку данного феномена. Спортивный туризм — это временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства с целью занятия физической активностью самостоятельно и с инструкторами, участия в спортивно-развлекательных мероприятиях, посещения массовых спортивных мероприятий в качестве зрителей, знакомства с историей развития различных видов спорта на территории дестинации посредством посещения спортивных музеев, залов славы, штаб-квартир спортивных организаций и команд, включающие соревновательный аспект как второстепенную характеристику, а не самоцель туристической поездки, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода. Предлагаемое определение в

полной мере соответствует настоящему российскому законодательству в области туризма и ранее упомянутой концепции экономики впечатлений.

Список литературы

1. Ветрова, С. В. Спортивный туризм как отдельный вид спорта / С. В. Ветрова, Е. В. Ореховская // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 2. — С. 99—101.

2. Власова, Т. И. Спортивно-оздоровительный туризм в России: основные понятия и проблемы развития / Т. И. Власова, А. В. Иванов, В. А. Тай-мазов, Ю. Н. Федотов // Спортивно-оздоровительный туризм: состояние, проблемы, перспективы развития : материалы междунар. науч.-практ. конф. — СПб. : Д.А.Р.К., 2008. — С. 14—23.

3. Лебедева, С. А. Этимология понятия «гастрономический туризм» и его соотношение с концепцией «экономика впечатлений» / С. А. Лебедева // Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом. — Чита : Забайкальский государственный университет, 2018. — С. 125—130.

4. Международные правила вида спорта «спортивный туризм» // Международная федерация спортивного туризма. — URL: http://mfst.info/ wp-content/uploads/2019/02/MFST_Rules_2018.pdf.

5. Овчинников, Ю. Д. Спортивный туризм как вид спорта и форма деятельности / Ю. Д. Овчинников, С. Н. Талызов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 117—120.

6. Основы туризма / Под ред. Е. Л. Писарев-ского. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 384 с.

7. Путин, В. Послание Президента Федеральному Собранию / В. Путин // Президент России. — URL: http: //kremlin.ru/events/pre sident/news/59863

8. Первый Всероссийский конгресс общественных объединений туризма, гостеприимства и спорта // Туризм. Нацпроекты 2020. — URL: http://kongress.tourism-union.ru

9. О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г. 27 сентября 2019 : Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. // Гарант.ру. — URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/72661648.

10. Сафронов, Р. А. Спортивный туризм как специфический вид туризма / Р. А. Сафронов, Г. К. Авагян // Инновационная экономика и современный менеджмент. — 2015. — № 3. — С. 44—48.

11. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федер. закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Гарант.ру. — URL: https://base.garant. ru/12157560/

12. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : Федер. закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (с изм. и доп.) // Гарант.ру. — URL: https://base.garant.ru/136248/

13. Черемшанов, С. В. Понятие и классификационное определение спортивного туризма /

C. В. Черемшанов // Sochi Journal of Economy. — 2012. — № 4. — Р. 141—146.

14. Di Palma, D. Social, Tourism and Educational development through Sport / D. Di Palma,

D. Tafuri, A. Ascione, G. Raiola // Journal of Physical Education and Sport. — 2018. — № 18. — Р. 473—478.

15. Dolnicar, S. Who's Riding the Wave? An Investigation Into Demographic and Psychographic Characteristics of Surf Tourists / S. Dolnicar, M. Fluker // The 13th International Research Conference for the Council for Australian University Tourism and Hospitality Education. — CAUTHE, 2003.

16. Economic Contribution of Sport // Clearinghouse for Sport and Physical Activity. — URL: https://www.clearinghouseforsport.gov.au/knowl-edge_base/organised_sport/value_of_sport/econom-ic_contribution_of_sport.

17. Economic importance of culture and sport in Canada // Statistics Canada. — URL: https:// www150.statcan.gc.ca/n1/pub/13-604-m/2014075/ culture-4-eng.htm.

18. Gammon, S. Sport and Tourism: A Conceptual Framework / S. Gammon, T. Robinson // Journal of Sport & Tourism. — 2003. — Vol. 8, № 1. — P. 21—26.

19. Gibson, H. J. Active sport tourism: who participates? / H. J. Gibson // Leisure studies. — 1998. — Vol. 17, № 2. — Р. 155—170.

20. Gibson, H. J. Sport tourism: a critical analysis of research / H. J. Gibson // Sport management review. — 1998. — Vol. 1, № 1. — Р. 45—76.

21. Hamdan, N. S., An Examination of Sport Tourists' Profiles and Motives as for Visiting Langkawi / N. S. Hamdan, A. Yusof // Middle-East Journal of Scientific Research. — 2014. — Vol. 19, № 19. — Р. 161—165.

22. Matthew, N. K. Profiling the segments of visitors in adventure tourism: comparison between visitors by recreational sites / N. K. Matthew, A. Shuib, S. Ramachandran, M. Afandi, S. Herman, V. Kunjuraman // International Journal of

Business & Society. — 2019. — Vol. 20, № 3. — Р. 1076—1095.

23. New Study on the Economic impact of Sport released by the European Commission // European Olympic Committees. — URL: https://www.euoffice. eurolympic.org/blog/new-study-economic-impact-sport-released-european-commission.

24. Singh, S. Tourism, ecotourism and sport tourism: the framework for certification / S. Singh, T. R. Dash, I. Vashko // Marketing Intelligence & Planning. — 2016. — Vol. 34, № 2. — Р. 236—255.

Поступила в редакцию 22 апреля 2020 г.

25. Slak Valek, N. Socio-demographic characteristics affecting sport tourism choices: а structural model / N. Slak Valek, M. Shaw, J. Bednarik // Acta gymnica. — 2014. — Vol. 44, № 1. — R 57—65.

26. Standeven, J. Sport Tourism, Human Kinetics / J. Standeven, P. Knop // USA Human Kinetics, USA. — 1999.

27. Travel & Tourism Economic Impact 2019. World // The World Travel & Tourism Council. — London : WTTC, 2019.

Для цитирования: Лебедева, С. А. Спортивный туризм: вид спорта или направление туристической деятельности? / С. А. Лебедева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2020. — Т. 5, № 3. — С. 20—26.

Сведения об авторе

Лебедева Светлана Алексеевна — аспирантка второго курса, преподаватель кафедры менеджмента спортивной и туристской индустрии. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия. lebedeva.svetlana1994@gmail.com

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2020, vol. 5, no. 3, pp. 20—26.

Sports tourism: sport or type of tourism activity? Lebedeva S.A.

The Russian Presidential Academy

of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia. lebedeva.svetlana1994@gmail.com

Sports tourism is a popular form of economic activity that still does not have proper theoretical framework and generally accepted definition. In this article author studied various approaches to understanding this phenomenon. The paper contains definitions of «sport tourism», proposed by foreign and Russian scientists, which were analyzed, and served as the basis for author's definition of sports tourism as a type of tourism activity within the framework of the concept of the experience economy.

The relevance of this issue is determined by the growing popularity of sports tourism, as well as the lack of a unified definition of this term in Russian legislation.

The aim of the work is to propose the author's vision of the term «sports tourism» in the context of experience economy. During the research the author has studied the etymology of the concept and various approaches to understanding this term in the world.

To achieve this goal and fulfill fundamental tasks, methods of diachronic and contextual analysis of scientific works of domestic and foreign scientists were used.

As a result of the work, the author proposed a comprehensive definition of the term «sports tourism», which corresponds to the Russian legislation in the field of tourism and sports, and also fits into the framework of four areas (4E: entertainment, education, esthetics, escapism) of the experience economy.

The definition of «sports tourism» in the tourism framework is a complicated issue that will cause many discussions in the international scientific community, due to its complexity and intersectoral position.

Keywords: sports tourism, definition, etymology of a concept, type of tourism activity.

References

1. Vetrova S. V., Orekhovskaya E. V. Sportivnyj turizm kak otdelnyj vid sporta [Sports Tourism as a Separate Sport]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2017, no. 3 (2), pp. 99—101. (In Russ.).

2. Vlasova T. I., Ivanov A. V., Tajmazov V. A., Fedotov Yu. N. Sportivno-ozdorovitelnyj turizm v Rossii: osnovnye ponyatiya i problemy razvitiya [Sports and recreation tourism in Russia: basic concepts and problems of development (on the material of the Russian language)]. Sportivno-ozdorovitelnyj turizm: sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. [Sports and recreation tourism: state, problems, development prospects: Materials of the international scientific-practical conference]. St. Peterburg, 2008. Pp. 14—23. (In Russ.).

3. Lebedeva S. A. Etimologiya ponyatiya «gastro-nomicheskij turizm» i ego sootnoshenie s koncepciej «ekonomika vpechatlenij» [The Etymology of the notion «Gastronomic Tourism» and Its Correspondence with the Experience Economy]. Problemy, opyt iperspektivy razvitiya turizma, servisa i sociokulturnoj deyatelnosti v Rossii i za rubezhom. [Problems, experience and prospects for the development of tourism, service and socio-cultural activities in Russia and abroad]. Chita, 2018. Pp. 125—130. (In Russ.).

4. Mezhdunarodnye pravila vida sporta «sportivnyj turizm» [International rules of «sports tourism"]. Mezhdunarodnaya federaciya sportivnogo turizma [International Federation of Sports Tourism]. Available at: http://mfst.info/wp-content/uploads/2019/02/ MFST_Rules_2018.pdf (In Russ.).

5. Ovchinnikov Yu. D., Talyzov S. N. Sportivnyj turizm kak vid sporta i forma deyatelnosti [Sports Tourism as a Sport and Form of Activities]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2017, no. 2 (2), pp. 117—120. (In Russ.).

6. Pisarevskij E. L. (ed.) Osnovy turizma [Tourism Basics]. Moscow, 2014. 384 p. (In Russ.).

7. Putin V. Poslanie Prezidenta Federalnomu Sobra-niyu [Presidential Address to Federal Assembly]. Pre-zidentRossii [President of Russia]. Available at: http:// kremlin.ru/events/president/news/59863. (In Russ.).

8. Pervyj Vserossijskij kongress obshchestvennyh obedinenij turizma, gostepriimstva i sporta [The First All-Russian Congress of Public Associations of Tourism, Hospitality and Sports]. Turizm. Nacproekty 2020 [Tourism. National projects 2020]. Available at: http://kongress.tourism-union.ru (In Russ.).

9. O Strategii razvitiya turizma v RF na period do 2035 g. [About the Strategy for the Development of Tourism in the Russian Federation for the period until 2035]. Garant.ru. Available at: https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648. (In Russ.).

10. Safronov R.A., Avagyan G.K. Sportivnyj turizm kak specificheskij vid turizma [Sports tourism as a specific type of tourism (on the material of the Russian language)]. Innovacionnaya ekonomika i sovremennyj menedzhment [Innovative economy and modern management], 2015, no. 3, pp. 44—48. (In Russ.).

11. O fizicheskoj kulture i sporte v Rossijskoj Federatsii [On the Physical Culture and Sport in the Russian Federation]. Garant.ru. Available at: https:// base.garant.ru/12157560. (In Russ.).

12. Ob osnovah turistskoj deyatelnosti v Rossijskoj Federatsii [On the Basics of Tourism in the Russian Federation]. Garant.ru. Available at: https://base.ga-rant.ru/136248. (In Russ.).

13. Cheremshanov S. V. Ponyatie i klassifika-cionnoe opredelenie sportivnogo turizma [Athletic Tourism Notion and Classificatory Definition]. Sochi Journal of Economy [Sochi Journal of Economy], 2012, no. 4, pp. 141—146. (In Russ.).

14. Di Palma, D., Tafuri, D., Ascione, A., & Raio-la, G. (2018). Social, Tourism and Educational development through Sport. Journal of Physical Education and Sport, 2018, no. 18, 473—478. (In Engl.).

15. Dolnicar, S., & Fluker, M. (2003). Who's riding the wave? An investigation into demographic and psychographic characteristics of surf tourists. The 13th International Research Conference for the Council for Australian University Tourism and Hospitality Education. CAUTHE, 2003. (In Engl.).

16. Economic Contribution of Sport. Clearinghouse for Sport and Physical Activity. Available at: https://www.clearinghouseforsport.gov.au/knowl-edge_base/organised_sport/value_of_sport/econom-ic_contribution_of_sport.

17. Economic importance of culture and sport in Canada. Statistics Canada. Available at: https:// www150.statcan.gc.ca/n1/pub/13-604-m/2014075/ culture-4-eng.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Gammon, S., Robinson, T. Sport and tourism: A conceptual framework. Journal of Sport & Tourism, 2003, no. 8 (1), pp. 21—26.

19. Gibson, H. J. Active sport tourism: who participates?. Leisure studies, 1998, no. 17 (2), pp. 155—170.

20. Gibson, H. J. Sport tourism: a critical analysis of research. Sport management review, 1998, no. 1 (1), pp. 45—76.

21. Hamdan, N. S., Yusof, A. An Examination of Sport Tourists' Profiles and Motives as for Visiting

Langkawi. Middle-East Journal of Scientific Research, 2014, no. 19 (19), pp. 161—165.

22. Matthew, N. K., Shuib, A., Ramachandran, S., Afandi, M., Herman, S., Kunjuraman, V. Profiling the segments of visitors in adventure tourism: comparison between visitors by recreational sites. International Journal of Business & Society, 2019, no. 20 (3), pp. 1076—1095. (In Engl.).

23. New Study on the Economic impact of Sport released by the European Commission. European Olympic Committees. Available at: https://www. euoffice.eurolympic.org/blog/new-study-economic-impact-sport-released-european-commission.

24. Singh, S., Dash, T. R., Vashko, I. Tourism, eco-tourism and sport tourism: the framework for certification. Marketing Intelligence & Planning, 2016, no. 34 (2), pp. 236—255.

25. Slak Valek, N., Shaw, M., Bednarik, J. Socio-demographic characteristics affecting sport tourism choices: a structural model. Acta gymnica, 2014, no. 44 (1), pp. 57—65.

26. Standeven, J., Knop, P. Sport Tourism, Human Kinetics. USA Human Kinetics. USA, 1999.

27. The World Travel & Tourism Council, 2019. Travel & Tourism Economic Impact 2019. World. London, WTTC, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.