ТУРИ
ЗМ
TURISM
УДК 796.5:371 ББК Ч424(0)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОЛОДЁЖНОГО ТУРИЗМА
В. Д. Иванов
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Представлен обзор статей по теме «Образовательный туризм как перспективное направление молодёжного туризма». Рассматриваются понятия «молодёжный туризм» и «образовательный туризм», а также перспективы развития образовательного туризма как части молодёжного туризма. Образовательный туризм в России имеет большой потенциал.
Ключевые слова: туризм, молодёжный туризм, образовательный туризм.
Молодёжь (14-30 лет) лет, как одна из социально незащищённых групп, подвержена воздействию негативных факторов внешней среды. Урбанизация, ограниченные возможности для полноценного развития и реализации своего потенциала, гиподинамия, «молодеющие» болезни и другие стрессовые ситуации вызывают повышенную потребность в доступных оздоровительных, рекреационных, развлекательных услугах. Удовлетворить эти потребности может помочь туризм, а так как мы говорим о молодёжи, то наиболее удачный вариант — это образовательный туризм.
По данным общей резолюции Конференции ООН по международному туризму и путешествиям о развитии туризма, цели путешествия туристов могут быть сгруппированы следующим образом: 1) ради удовольствия: отдых, отпуск, здоровье, образование, религия, спорт; 2) с деловыми целями, по семейным обстоятельствам, командировки и участие в конференциях. В свою очередь принято выделять ещё одну категорию путешественников — экскурсантов, то есть временных посетителей, пребывающих в посещаемой стране менее чем 24 часа (включая круизных туристов) [3].
Молодёжный туризм — это спорт, здоровье, активный досуг, возможность совмещать вышеперечисленное с получением новой полезной информации. Молодёжный туризм — вид путешествий, когда молодые люди предпочитают от-
дыхать большими компаниями, объединёнными общей целью и хотят познать мир. Ещё одно определение молодёжного туризма приводит в своей статье Д. С. Теплова: «Молодёжный туризм — это временные выезды (путешествия) граждан в возрасте от 16 до 30 лет с постоянного места жительства длительностью не более полугода с целью отдыха, обучения, изучения других культур, получения жизненного и профессионального опыта в стране (месте) временного пребывания» [9. С. 103]. По её мнению, молодёжный туризм может предоставить путешественнику возможность познакомиться с историческим и культурным наследием стран, в частности своей страны. В статье Т. М. Гололобовой особая роль отводится путешествиям внутри страны. Таким образом, как утверждает автор, молодой человек сможет удовлетворить свои рекреационные потребности и получит уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием, как своего края, так и регионов именно своей страны [2]. Это может помочь сформировать национальное самосознание и уважение к культурам других народов.
Е. Ю. Тюменцева и А. Воронцова выделили группы ценностей молодёжи и нашли их проявления в туризме, кроме того они выявили основные проблемы туризма для молодёжи [10]. Также они утверждают: «Согласно проведённым исследовани-
ям, главной ценностью туризма для современной молодёжи является то, что они рассматривают туризм как средство познания окружающего мира. Именно туризм они признают как один из способов расширения их кругозора» [10].
На сегодняшний день молодёжный туризм является одним из самых быстрорастущих и динамичных направлений мирового туризма. Для молодых людей одними из самых приоритетных целей туризма стали желание совместить путешествие с учёбой, работой или волонтёрской деятельностью. По мнению О. В. Акимовой: «Значимость молодёжного туризма заключается в том, что данное направление создаёт новые ниши на рынке, такие как специальные места размещения для молодёжи, опыт работы, волонтёрство, au pair, изучение языков и образовательный туризм» [1]. А. А. Домничева пишет о самых популярных направлениях молодёжного туризма и выделяет основные проблемы [4. С. 220]. Автор считает: «Ниша молодёжного туризма на сегодняшний день очень перспективна, но и в тот же момент очень сложно подобрать подходящий тур, с ограниченными финансовыми возможностями. Мало туристических фирм занимаются организацией туров для студентов, поскольку рассчитывать индивидуальный тур достаточно проблематично, проще предложить туристический пакет» [4].
Образовательный туризм — это вид туризма, в котором сочетаются отдых и образовательная деятельность. А. Г. Гусейнова привела очень интересную схему понятия «образовательный туризм» [3. С. 66]. Понятие «образовательный туризм» можно считать производным от таких понятий, как «культурно-познавательный», «экскурсионно-познавательный» туризм. Таким образом, молодые люди могут совмещать активный отдых с обучением, что является крайне привлекательным в условиях нашего времени.
Популярность образовательного туризма стремительно растёт. Подавляющее большинство молодых людей в мире склоняются в сторону «полезного отдыха», и российская молодёжь не отстаёт от мировых тенденций. А. Г. Гусейнова отмечает: «Образовательный туризм классифицируют по следующим критериям: возрастной и социальный признак, степень выраженности формального признака в образовании, дестинация, содержание. Каждый из этих критериев представляет несколько уровней организации рассматриваемого вида туризма» [3]. Для успешной реализации и развития
образовательного туризма необходимо учитывать восемь принципов: системности, педагогический, многоуровневости, междисциплинарности, межкультурности, ресурсоёмкости, клиентоориенти-рованности и временной ограниченности.
В своей статье О. В. Акимова рассматривает образовательный туризм как часть молодёжного туризма. Кроме того, она утверждает, что международный туризм в основном ориентируется на два направления: въездной и выездной. Однако существует множество других классификаций туризма, например, по целям поездки, по возрастной категории и по длительности пребывания [1].
Можно выделить три направления: языково-обучающие туры, спортивно-обучающие туры, профессиональное обучение. Р. Ю. Кубышкин и Л. С. Петрик говорят о том, что большое количество молодых людей в настоящее время интересуются иностранными языками и культурами зарубежных стран. Более 85 % путешественников отказываются называть себя туристами и ищут в поездках не стандартных туристических развлечений протоптанных экскурсионных маршрутов, а возможность увидеть страну изнутри, глазами местных жителей, почувствовать на себе новые социальные и культурные условия, а также совместить отдых с изучением или поддержанием существующего уровня иностранного языка [7].
Также авторы дают определение: «Молодёжный социально-образовательный туризм — это временные выезды (путешествия) людей в возрасте от 14 до 30 лет в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства с целю участия в молодёжных образовательных мероприятиях, спонсируемые из государственного бюджета. Молодёжный социально-образовательный туризм подразумевает участие представителей молодёжи в различных образовательных форумах, семинарах, конференциях, как всероссийских, так и международных» [7].
Молодёжь в настоящее время стремится получать новые знания в условиях динамично развивающегося мира. Поэтому интеграция образования в мировую систему образования и подготовка профессионалов нового типа, владеющих основами межкультурной коммуникации и языковыми инструментами, становится наиболее приоритетным направлением в подготовке современных специалистов. Формирование поликультурной личности на данный момент играет особую роль в образовании. Кроме того языковые навыки приобретают
особую значимость в современном мире. Знание иностранного языка даёт дополнительные возможности в условиях сформировавшегося постиндустриального общества, позволяет ориентироваться в развивающемся мире.
Е. Н. Шпет пишет: «Используя возможности образовательных программ, международных академических обменов, стажировок, студенты имеют возможность получить не только теоретические знания по своей специальности на иностранном языке, но и практические навыки с погружением в языковую среду. Кроме того, иностранный язык используется студентом, как своеобразный инструмент социализации, что даёт неоценимый опыт в построении коммуникативного процесса с представителями других стран, приобщении к их духовным и культурным ценностям» [11]. В. А. Козлова рассказывает о туристических фирмах, их предложениях, о том, какие возрастные категории наиболее заинтересованы в образовательных турах, и о наиболее популярных направлениях [6].
В мире реализуются различные гранты и образовательные программы, в рамках которых молодёжь имеет возможность получить образование за рубежом. Такие программы спонсируются как самими учебными заведениями, которые приглашают к себе на обучение, так и государственными фондами, не говоря о том, что сами молодые люди могут оплатить своё образование. В своей статье Е. Н. Шпет рассказывает о нескольких таких программах на примере Томского государственного педагогического университета [11].
Под молодёжью, как правило, подразумевают студентов, но кроме них молодёжь — это ещё и школьники. Т. А. Ирисова и Е. В. Колотова посвятили школьному образовательному туризму статью в журнале «Научный вестник МГИИТ». В этой статье они рассказали об истории и предпосылках становления школьного образовательного туризма и о том, как в настоящее время реализуется это направление. Также авторами были выделены основные проблемы школьного образования и пути их решения посредством туризма. Одним из самых интересных предложений является разработка целого каталога экскурсий, выездных занятий и походов, адаптированных к школьному учебному плану [5].
Продолжая тему школьного туризма, можно привести как пример статью Б. Е. Познянского «Работа школы в экспериментальном проекте
«Образовательный туризм». Автор на примере одной из школ Москвы, в которой он работает, рассказывает о том, что, занимаясь образовательным туризмом, можно воспитывать патриотизм, трудолюбие, коллективизм, экологическую культуру, оздоравливать детей. Кроме того, подход Б. Е. Познянского интересен тем, что в первую очередь учитывается, что туристами выступают дети, а значит, нужно создавать основанную на некоторых принципах программу во благо детей [8. С. 153].
По мнению Р. Ю. Кубышкина и Л. С. Петрик, развитие молодёжного социально-образовательного туризма решает несколько актуальных задач:
1) для личности:
- укрепление здоровья;
- возможность путешествовать;
- получение качественного, безопасного отдыха;
- повышение воспитательно-образовательного, культурного уровня посредством знакомств с новыми странами, регионами, представителями различных стран и культур;
- профессиональная ориентация;
- получение специального образования в области политики, международной деятельности, дипломатического протокола, лингвистики, управления персоналом и т. д.;
2) для государства:
- накопление человеческого капитала как одной из важнейших составляющих государства [7].
Спрос на образовательные программы отдыха возрастает в России. Современные российские туристы хотят большего. В частности, отдыха, который позволит не только отдохнуть, но и приобрести нужные навыки и знания. И основное отличие российских и общемировых тенденций именно в этом. В России, как ни в одной другой стране мира, популярен такой вид «полезного отдыха», как образовательный туризм. «Полезный отдых» в нашей стране — прерогатива самых молодых путешественников — около 70 % таких путешественников — школьники и иногда сопровождающие их родители, 25 % — студенты и только 5 % — соотечественники в возрасте старше 25 лет. Кроме того, отдых за рубежом, совмещаемый на практике с изучением языка, и просто туристическое времяпрепровождение не воспринимаются россиянами как равнозначные.
Сегодня в России ведётся активная работа для укрепления российского образовательного и «свободного» туризма, приближения его к общеми-
ровым стандартам. В частности, Комитет АТОР по образовательным поездкам и детскому туризму ведёт переговоры с дипломатическими представительствами разных стран для упрощения визового режима, занимается информированием российских туристов об их правах и возможностях и т. д. И конечно, представители Комитета АТОР надеются, что количество российских путешественников, выбирающих импровизированные и полезные поездки, в ближайшее время возрастёт.
Список литературы
1. Акимова, О. В. Образовательный туризм: проблемы и перспективы / О. В. Акимова // Актуал. проблемы гуманитар. и естеств. наук. — 2013. — N° 2. — С. 77-79.
2. Гололобова, Т. М. Перспективы развития культурно-познавательного молодёжного туризма в регионе / Т. М. Гололобова // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения : сб. науч. тр. — Курск, 2012. — С. 92-94.
3. Гусейнова, А. Г. Сущность понятия «Образовательный туризм» и его основные принципы / А. Г. Гусейнова // Вестн. ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2015. — № 4. — С. 64-69.
4. Домничева, А. А. Молодёжный туризм как, новое направление в туристской индустрии / А. А. Домничева // Академическая наука — проблемы и достижения : материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. — North Charleston, USA, 2017. — С. 218-220.
5. Ирисова, Т. А. Школьно-образовательный туризм в Москве: развитие, менеджмент, новации / Т. А. Ирисова, Е. В. Колотова // Науч. вестн. Моск. гос. ин-та индустрии туризма имени Ю. А. Сенкеви-ча). — 2014. — № 4 (30). — С. 101-107.
6. Козлова, В. А. Образовательный туризм: современное состояние, тенденции развития, стати-
Поступила в редакцию 10 января 2019 г.
ка / В. А. Козлова // Стратегии развития индустрии гостеприимства и туризма : сб. науч. тр. — Орёл, 2016. — С. 299-303.
7. Кубышкин, Р. Ю. Молодёжный социально-образовательный туризм как средство накопления человеческого капитала / Р. Ю. Кубышкин, Л. С. Петрик // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма : сб. науч. тр. — Казань, 2017. — С. 293-298.
8. Познянский, Б. Е. Работа школы в экспериментальном проекте «Образовательный туризм» / Б. Е. Познянский // Народ. образование. — 2011. — № 3. — С. 152-156.
9. Теплова, Д. С. Молодёжный туризм: анализ потребностей молодёжи / Д. С. Теплова // Вестн. Рос. нового ун-та. Сер. : Человек и об-во. — 2017. — № 1. — С. 101-103.
10. Тюменцева, Е. Ю. Проблемы и перспективы развития молодёжного туризма в России / Е. Ю. Тю-менцева, А. Воронцова // Современное состояние и потенциал развития туризма в России : сб. науч. тр. — Омск, 2013. — С. 199-201.
11. Шлет, Е. Н. Образовательный туризм как одно из перспективных направлений обучения в высшей школе / Е. Н. Шпет // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме : сб. ст. — Томск, 2013. — С. 115-116.
12. Рымарь, А. А. Туристический маршрут по малоизвестным сёлам Алтайского края / А. А. Рымарь, Н. И. Рымарь, Е. В. Романова, Е. А. Труевцева // Здоровье человека, теория и методика физ. культуры и спорта. — 2018. — № 4 (11). — С. 98-119. — URL: http://joumal.asu.ru/zosh/article/view/4752
13. Осипенко, Е. В. Особенности развития туризма в Гомельском регионе и его туристский потенциал / Е. В. Осипенко, М. Ю. Назаренко // Здоровье человека, теория и методика физ. культуры и спорта. — 2018. — № 3 (10). — С. 93-104. — URL: Шр://(оита1. asu.ru/zosh/article/view/4502
Для цитирования: Иванов, В. Д. Образовательный туризм как перспективное направление молодёжного туризма / В. Д. Иванов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 1. — С. 98-102.
Сведения об авторе
Иванов Валентин Дмитриевич — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. vdy-55@mail.ru
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2019, vol. 4, no. 1, pp. 98-102.
Educational Tourism as a Promising Direction of Youth Tourism Ivanov V.D.
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. vdy-55@mail.ru
The review of articles on the topic «Educational tourism as a promising direction of youth tourism» is presented. The concepts of «youth tourism» and «educational tourism» are considered, as well as the prospects for the development of educational tourism as part of youth tourism. «Educational tourism» in Russia has a great little used potential.
Keywords: tourism, youth tourism, educational tourism.
References
1. Akimova O.V. Obrazovatel'nyy turizm: problemy i perspektivy [Educational tourism: problems and prospects]. Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i yestest-vennykh nauk [Actual problems of humanitarian and natural Sciences], 2013, no. 2, pp. 77-79. (In Russ.).
2. Gololobova T.M. Perspektivy razvitiya kul'turno-poznavatel'nogo molodyozhnogo turizma v regione [Prospects of development of cultural-educational youth tourism in the region]. Upravleniye sotsial'no-ekonomi-cheskim razvitiyem regionov: problemy i puti ikh re-sheniya [Management of socio-economic development of regions: problems and ways of their solution]. Kursk, 2012. Pp. 92-94. (In Russ.).
3. Guseynova A.G. Sushchnost' ponyatiya «Obrazovatel'nyy turizm» i yego osnovnyye printsipy [The Essence of the concept of «Educational tourism» and its basic principles]. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Bulletin of the Association of universities of tourism and service], 2015, no. 4, pp. 64-69. (In Russ.).
4. Domnicheva A.A. Molodyozhnyy turizm kak no-voye napravleniye v turistskoy industrii [Youth tourism as a new direction in the tourism industry]. Akademi-cheskaya nauka — problemy i dostizheniya: materialy XIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferen-tsii [Academic science — problems and achievements: proceedings of the XIII International scientific-practical conference]. North Charleston, USA, 2017. Pp. 218-220. (In Russ.).
5. Irisova T.A., Kolotova E.V. Shkol'no-obrazo-vatel'nyy turizm v Moskve: razvitiye, menedzhment, novatsii [School and educational tourism in Moscow: development, management, innovations]. Nauchnyy vestnik Moskovskiy gosudarstvennyy institut industrii turizma [Scientific Bulletin of Moscow state Institute of tourism industry], 2014, no. 4(30), pp. 101-107. (In Russ.).
6. Kozlova V.A. Obrazovatel'nyy turizm: sovremen-noye sostoyaniye, tendentsii razvitiya, statika [Educational tourism: modern state, tendencies of development, static]. Strategii razvitiya industrii gostepriimstva i tu-rizma [The development Strategy of the hospitality industry and tourism]. Orel, 2016. Pp. 299-303. (In Russ.).
7. Kubyshkin R.Yu., Petrik L.S. Molodyozhnyy sotsi-al'no-obrazovatel'nyy turizm kak sredstvo nakopleniya chelovecheskogo kapitala [Youth socio-educational tourism as a means of human capital accumulation]. Prob-
lemy i innovatsii sportivnogo menedzhmenta, rekreatsii i sportivno-ozdorovitel'nogo turizma [Problems and innovations of sports management, recreation and sport tourism]. Kazan, 2017. Pp. 293-298. (In Russ.).
8. Poznyanskiy B.E. Rabota shkoly v eksperi-mental'nom proekte «Obrazovatel'nyy turizm» [The work of the school in the pilot project «Educational tourism»]. Narodnoye obrazovaniye [Public education], 2011, no. 3, no. 152-156. (In Russ.).
9. Teplova D.S. Molodyozhnyy turizm: analiz potreb-nostey molodyozhi [Youth tourism: analysis of youth needs]. Vestnik Rossiyskogo novogo universiteta. Ser.: Chelovek i obschestvo [Bulletin of the Russian New University. Ser.: Man and society], 2017, no. 1, pp. 101-103. (In Russ.).
10. Tyumentseva E.Yu., Vorontsova A. Problemy i perspektivy razvitiya molodyozhnogo turizma v Ros-sii [Problems and prospects of development of youth tourism in Russia]. Sovremennoye sostoyaniye i poten-tsial razvitiya turizma v Rossii [Current state and development potential of tourism in Russia]. Omsk, 2013. Pp. 199-201. (In Russ.).
11. Shpet E.N. Obrazovatel'nyy turizm kak odno iz perspektivnykh napravleniy obucheniya v vysshey shkole [Educational tourism as one of the promising areas of higher education]. Transformatsiya nauchnykh paradigm i kommunikativnyye praktiki v informatsion-nom sotsiume [Transformation of scientific paradigms and communicative practices in information society]. Tomsk, 2013. Pp. 115-116. (In Russ.).
12. Rymar' A.A., Rymar' N.I., Romanova E.V., Truev-tseva E.A. Turisticheskiy marshrut po maloizvestnym syolam Altayskogo kraya [Tourist route through little-known villages of the Altai territory]. Zdorov'ye che-loveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sporta [Human Health, theory and methods of physical culture and sports], 2018, no. 4 (11), pp. 98-119. Available at: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/4752 (In Russ.).
13. Osipenko E.V., Nazarenko M.Yu. Osobennosti razvitiya turizma v Gomel'skom regione i yego turists-kiy potentsial [Features of tourism development in the Gomel region and its tourist potential]. Zdorov'ye che-loveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury i sporta [Human health, theory and methodology of physical culture and sports], 2018, no. 3 (10), pp. 93-104. Available at: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/4502 (In Russ.).