Научная статья на тему 'Сущность понятия «Образовательный туризм» и его основные принципы'

Сущность понятия «Образовательный туризм» и его основные принципы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2906
824
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ» / ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА / THE CONCEPT OF «EDUCATIONAL TOURISM» / THE PRINCIPLES OF EDUCATIONAL TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусейнова Алёна Гадировна

Статья посвящена теоретическим вопросам в области образовательного туризма. В ней рассматри-вается происхождение понятия «образовательный туризм» и приводятся некоторые варианты опре-делений основных составляющих «образование», «туризм». Далее в статье описывается трактовка понятия «образовательный туризм» отечественных и зарубежных авторов. Выделяются основные принципы образовательного туризма. Степень научно-практической новизны заключается в пред-принятой автором попытке выделения принципов образовательного туризма посредством информа-тивных данных о понятии и видах образовательного туризма в соответствии с признанными класси-фикациями. Автор выделяет восемь принципов, шесть из которых характерны непосредственно для рассматриваемого направления туристской деятельности. Исходя из определения «образовательный туризм» приводится принцип системности и педагогический принцип. Согласно существующим клас-сификациям данного вида туризма, выделяется принцип многоуровневости, даются свидетельства данного утверждения. Образовательный туризм предполагает обучение конкретным дисциплинам, поэтому появляется возможность выдвижения принципа междисциплинарности. Образовательный туризм имеет градацию по дестинации, в соответствии с чем определяется принцип межкультур-ности. Ещё одним основополагающим принципом образовательного туризма назван принцип ресурсо-ёмкости. Названные принципы образовательного туризма иллюстрируются схемами. Клиентоориен-тированность и временная ограниченность считаются применимыми для всех видов туризма, в том числе и образовательного. Автором предпринята попытка приведения методологических принципов реализации и развития образовательного туризма, согласно понятийному аппарату признанных клас-сификаций, законодательным актам и другим приведённым в статье документальным источникам. Указанное направление туристской деятельности является актуальным, получило широкое распро-странение в мировой индустрии и развивается в России. Для того чтобы рассматривать практи-ческие вопросы, необходимо детальное изучение теоретических моментов, некоторые из которых приводятся автором в данной статье. Статья может быть полезна в качестве ознакомительного материала для начинающих учёных, магистрантов, студентов, а также преподавателей при состав-лении конспектов к учебным занятиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF THE CONCEPT «EDUCATIONAL TOURISM» AND ITS BASIC PRINCIPLES

The article is devoted to theoretical issues in the field of educational tourism. It examines the origins of the concept of «educational tourism» and provides some options for definitions of key components «education», «tourism». The article describes the interpretation of the concept of «educational tourism» domestic and foreign authors. Basic principles of educational tourism. The degree of scientific and practical novelty is taken by the author who tries to highlight the principles of educational tourism through informative data about the concept and types of educational tourism in accordance with recognized classifications. The author identifies eight principles, six of which are directly to consider the directions of tourist activity. Based on the definition of «educational tourism» a systematic and pedagogical principle provides. According to the existing classifications of this type of tourism, highlights the layering, are evidence of this assertion. Educational tourism involves learning specific disciplines, so there is a possibility of extension of the principle of interdisciplinarity. Educational tourism has the gradation of destination, in accordance with what is determined by the principle of interculturality. Another fundamental principle of educational tourism is called the principle of carrying capacity. These principles of educational tourism are illustrated by diagrams. Customer orientation and temporal constraints are considered applicable for all types of tourism, including educational. The author attempts to bring the methodological principles of implementation and development of educational tourism, according to the conceptual apparatus of the recognized classifications and other legislative acts listed in the article documentary sources. This tourist activity is relevant, widely spread in the world industry and is developing in Russia. A detailed study of the theoretical aspects, highlighted by the author in this article is required to be examined in practical issues. The article can be useful as introductory material for novice scientists, undergraduates, students and teachers in the preparation of notes to English classes.

Текст научной работы на тему «Сущность понятия «Образовательный туризм» и его основные принципы»

УДК 379.851

ОБЗОРЫ

DOI: 10.12737/14585

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Гусейнова Алёна Гадировна,

аспирант ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского», методист ГОУ ЯО Центр детского и юношеского туризма и экскурсий,

[email protected], ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль, Российская Федерация

Статья посвящена теоретическим вопросам в области образовательного туризма. В ней рассматривается происхождение понятия «образовательный туризм» и приводятся некоторые варианты определений основных составляющих — «образование», «туризм». Далее в статье описывается трактовка понятия «образовательный туризм» отечественных и зарубежных авторов. Выделяются основные принципы образовательного туризма. Степень научно-практической новизны заключается в предпринятой автором попытке выделения принципов образовательного туризма посредством информативных данных о понятии и видах образовательного туризма в соответствии с признанными классификациями. Автор выделяет восемь принципов, шесть из которых характерны непосредственно для рассматриваемого направления туристской деятельности. Исходя из определения «образовательный туризм» приводится принцип системности и педагогический принцип. Согласно существующим классификациям данного вида туризма, выделяется принцип многоуровневости, даются свидетельства данного утверждения. Образовательный туризм предполагает обучение конкретным дисциплинам, поэтому появляется возможность выдвижения принципа междисциплинарности. Образовательный туризм имеет градацию по дестинации, в соответствии с чем определяется принцип межкультурности. Ещё одним основополагающим принципом образовательного туризма назван принцип ресурсо-ёмкости. Названные принципы образовательного туризма иллюстрируются схемами. Клиентоориен-тированность и временная ограниченность считаются применимыми для всех видов туризма, в том числе и образовательного. Автором предпринята попытка приведения методологических принципов реализации и развития образовательного туризма, согласно понятийному аппарату признанных классификаций, законодательным актам и другим приведённым в статье документальным источникам. Указанное направление туристской деятельности является актуальным, получило широкое распространение в мировой индустрии и развивается в России. Для того чтобы рассматривать практические вопросы, необходимо детальное изучение теоретических моментов, некоторые из которых приводятся автором в данной статье. Статья может быть полезна в качестве ознакомительного материала для начинающих учёных, магистрантов, студентов, а также преподавателей при составлении конспектов к учебным занятиям.

Ключевые слова: понятие «образовательный туризм», принципы образовательного туризма

Одной из перспективных специализаций туристского кластера является образовательный туризм. Это направление получило развитие в современной России с 90-х гг. XX в., хотя в Европе отдельные направления образовательного туризма, прежде всего различные формы студенческого образовательного туризма, получили импульс для развития во второй половине XX в. В 2004 году Всемирная Туристская Организация (The World Tourism Organization) отметила необходимость развития индустрии образовательного туризма с использованием выгод широкого диапазона об-

разования и применением доступных методов.

Для определения термина «образовательный туризм» необходимо рассмотреть понятия «образование» и «туризм» в качестве отдельных процессов.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ», образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых

знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В пособии «Рекреационная география» Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов (1981) определяют понятие туризм следующим образом: «Под туризмом принято понимать совокупность отношений и явлений, возникающих в процессе путешествия и пребывания людей вне своего постоянного места жительства, если пребывание не превращается в продолжительное проживание или во временное занятие ради заработка» [4].

Критерии определения международного туризма, сформулированные Римской конференцией Организации Объединенных Наций по международному туризму и путешествиям в 1963 г., позволяют более детально обозначить понятие туризм: «Международным туристом считается (согласно определению Конференции ООН) каждое лицо, которое в течение 24 часов и более находится в стране, не являющейся страной его постоянного места жительства. Туристами считаются также студенты и учащиеся, находящиеся за границей»1.

По данным общей резолюции Конференции ООН по международному туризму и путешествиям о развитии туризма, цели путешествия туристов могут быть сгруппированы следующим образом:

1) ради удовольствия: отдых, отпуск, здоровье, образование, религия, спорт;

2) с деловыми целями, по семейным обстоятельствам, командировки и участие в конференциях.

В свою очередь принято выделять ещё одну категорию путешественников — экскурсантов, т.е. временных посетителей, пребывающих в посещаемой стране менее чем 24 часа (включая круизных туристов)2.

В собрании статей зарубежных авторов «Культурный туризм в Европе» (Cultural Tourism in Europe) под общей редакцией Грега Ричардса

1 Общая резолюция Конференции ООН по международному туризму и путешествиям о развитии туризма. URL: http://docs.cntd.ru/document/901813699 (дата обращения: 20.06.2015)

2 Общая резолюция Конференции ООН по международному туризму и путешествиям о развитии туризма. URL: http://docs.cntd.ru/document/901813699 (дата обращения 20.06.2015)

(Greg Richards), происхождение слова «туризм» связано с Великим туром (Grand Tour), который возник в Британии в XVII в. В пособии сочетание Grand Tour трактуется как «экскурсия по некоторым городам и местам в Западной Европе, осуществляющаяся, главным образом, но не исключительно, для образования или удовольствия» [8].

Перед тем как изучать опыт отечественной индустрии образовательного туризма, необходимо обратиться к Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в РФ», в соответствии с которым туризм — это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Что касается интересующего нас понятия «образовательный туризм», общепринятого определения не существует, поэтому рассмотрим разнообразные трактовки, предлагаемые отечественными учеными. И.В. Зорин, В.А. Кварталь-нов определяют его как «туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов» [5].

Ученые В.П. Соломин, В.Л. Погодина рассматривают образовательный туризм как «познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений» [5]. В свою очередь Э.А. Лунин называет «поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации — в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» понятием образовательный туризм[3]. В.Ю. Воскресенский определяет рассматриваемый вид туризма как «поездки с целью получения образования за рубежом (с целью совершенствования языка, получения бизнес-образования, изучения специальных дисциплин)» [1]. «Туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам» учёный Д.Ш. Сангинов называет образовательным туризмом [6]. «вид

Рис. 1. Система элементов образовательного туризма

отдыха, основной или второстепенной целью которого является изучение зарубежных языков, кулинарий или других дисциплин (экономики, менеджмента, маркетинга и др.), а также удовлетворение любознательности, повышение квалификации и приобретение нового опыта в той или иной профессии или сфере деятельности — образовательный туризм», — определение учёного А. Щербининой [5]. С точки зрения исследователя Ю.М. Чеботарь, «поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам» принято считать образовательным туризмом [7].

Понятие образовательный туризм рассматривается и зарубежными учеными. Так, зарубежный исследователь Б. Ричи (Ritchie B.W) в работе «Управление образовательным туризмом» (Managing Educational tourism) дает следующее определение: «образовательный туризм — деятельность ночующих посетителей и экскурсантов, для которых образование и обучение — основная или второстепенная цель поездки» [9]. Основываясь на определения, приведённые выше, мы можем выдвинуть утверждение о том, что основная цель поездок, являющихся составляющим звеном образовательного туризма, является образование. Мы можем обозначить образовательный туризм как систему структурных элементов, таких как образование и туризм (рис. 1).

Таким образом, одним из аспектов методологии образовательного туризма является системный подход, который позволяет выявить по-

нятие образовательного туризма как сочетание компонентов двух отдельных понятий — образование и туризм. Итак, первым принципом образовательного туризма следует считать принцип системности. В соответствии с этим принципом образовательный туризм описывается в таких понятиях, как элемент (туризм, образование), связь, структура, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность и др.

Поскольку образовательный туризм направлен, прежде всего, на образовательные цели, то вторым важным принципом является педагогический, предполагающий высокую степень педагогического участия в туристско-образо-вательном процессе [2]. Так, школьников из России за рубежом обучают языкам педагоги; выездной пленэр в различные регионы чаще всего проводят специализированные преподаватели, имеющие художественное образование. Понятие «образовательный туризм» включает образовательный компонент, то есть находится в неразрывной связи с педагогикой и субъектами педагогической деятельности.

Образовательный туризм классифицируют по следующим критериям: возрастной и социальный признак, степень выраженности формального признака в образовании, дестинация, содержание [2]. Каждый из этих критериев представляет несколько уровней организации рассматриваемого вида туризма. Например, возрастной критерий состоит из следующих уровней: образовательный туризм для дошкольников, школьников, студентов, специалистов, пожилых людей. Следовательно, это позволяет

Рис. 2. Многоуровневость участников образовательного туризма по возрастному критерию.

определить третий принцип образовательного туризма — принцип многоуровневости (рис. 2).

Классификация образовательного туризма по содержанию разделяется на следующие уровни: профессиональное образование, повышение квалификации, специальное предметное образование, политическое образование, языковое образование, краткосрочное классическое обучение в школах и вузах [2]. Приведённые выше уровни организации содержательного критерия образовательного туризма включают четвертый принцип образовательного туризма — принцип междисциплинарности. К примеру, чаще всего образовательный туризм выступает в качестве эффективной формы обучения, включающий туристские поездки при освоении обучающихся учебных программ по географии, биологии, экологии, истории, культурологи, литературе,

лингвистике, что не исключает совмещение дисциплин. Туристские поездки по культурологии могут содержать занятия по пленэру, языковые туры не исключают специализации: менеджмент, юриспруденция, медицина, дизайн, техника и др.

Ещё одним важным критерием образовательного туризма является дестинация, в соответствии с чем образовательный туризм делится на следующие уровни: национальный, региональный, межрегиональный, международный. Классификация по критерию дестинации предполагает становление пятого принципа образовательного туризма — принципа межкультурности: совершая поездки рассматриваемого вида, туристы так или иначе знакомятся с особенностями культуры, традициями, бытом посещаемого региона (рис. 3).

Рис. 3. Уровни образовательного туризма, отражающие принцип межкультурности

Развитию образовательного туризма способствует ресурсообеспеченность регионов, что включает детские оздоровительные лагеря, санатории, вузы, учреждения дополнительного образования, детские школы искусств, дома отдыха. Это подчеркивает шестой принцип образовательного туризма — принцип ресурсоёмкости образовательного туризма.

В качестве стандартных принципов, применимых для всех видов туризма, выделяются принципы клиентоориентированности и временной ограниченности, которые характерны для образовательного туризма [2].

Полученные в процессе теоретического анализа исследуемой литературы информативные данные необходимо учитывать в процессе на-

писания методических программ в области образовательного туризма, обеспечивающих в дальнейшем грамотное применение в результате их внедрения. Материал данной статьи необходим для дальнейшего изучения образовательного туризма в изучаемых регионах, при использовании определённых автором принципов для детального выявления характерных особенностей того или иного вида образовательного туризма.

Таким образом, для успешной реализации и развития образовательного туризма необходимо учитывать восемь принципов: системности, педагогический, многоуровневости, междисци-плинарности, межкультурности, ресурсоёмко-сти, клиентоориентированности и временной ограниченности.

Литература

1. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. М.: Юнити-Дана, 2008. 464 с.

2. Ковалёва А.Н. Педагогический потенциал образовательного туризма в системе непрерывного образования человека: автореф. дис. ...канд. пед. н.. В. Новгород, ФГБОУ ВПО Новгородский гос. ун-т имени Ярослава Мудрого, 2013. URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogichesMi-potentsial-obrazovatelnogo-turizma-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya-chelo (дата обращения 20.06.2015).

3. Лунин Э.А. Совершенствование управления образовательным туризмом в РФ: автореф. дис. ... канд. экон.наук. СПб, 2009. 156 с.

4. МироненкоН.С., ТвердохлебовИ.Т. Рекреационная география. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 207 с. URL: file:///C:/ Users/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD/Desktop/%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4% D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0 %B8/rekrgeo.pdf (дата обращения 20.06.2015).

5. Пономарева Т.В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). С. 139—143. URL: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/132/7188/ (дата обращения 20.06.2015).

6. Сангинов Д.Ш. К вопросу о видах туризма. М.: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 2012 URL: http://www.portalus.ru/modules/theoryoflaw/rus_readme.php?archive=&id=1347254760&start_from=&subaction=-showfull&ucat (дата обращения 20.06.2015).

7. Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес. Практическое пособие для турфирм и их клиентов. М.: Мир деловой книги, 1997. с. 80.

8. Greg Richards Cultural Tourism in Europe. CABI, Wallingford: ATLAS, 2005, p. 254.

9. Ritchie B.W. & Carr, N., Cooper, C. Managing Educational tourism/ ed. By B.Ritchie. Great Britain: Cromwell Press, 2003, p. 306.

ESSENCE OF THE CONCEPT «EDUCATIONAL TOURISM» AND ITS BASIC PRINCIPLES

Guseinova Alena Gadirovna, post-graduate student, Methodist

at Center for children and youth tourism and excursions, [email protected],

Yaroslavl state pedagogical University,

Yaroslavl, Russian Federation

The article is devoted to theoretical issues in the field of educational tourism. It examines the origins of the concept of«educational tourism» and provides some options for definitions of key components — «education», «tourism». The article describes the interpretation of the concept of «educational tourism» domestic and foreign authors.

Basic principles of educational tourism. The degree of scientific and practical novelty is taken by the author who tries to highlight the principles of educational tourism through informative data about the concept and types of educational tourism in accordance with recognized classifications. The author identifies eight principles, six of which are directly to consider the directions of tourist activity. Based on the definition of «educational tourism» a systematic and pedagogical principle provides. According to the existing classifications of this type of tourism, highlights the layering, are evidence of this assertion. Educational tourism involves learning specific disciplines, so there is a possibility of extension of the principle of interdisciplinarity. Educational tourism has the gradation of destination, in accordance with what is determined by the principle of interculturality. Another fundamental principle of educational tourism is called the principle of carrying capacity. These principles of educational tourism are illustrated by diagrams. Customer orientation and temporal constraints are considered applicable for all types of tourism, including educational. The author attempts to bring the methodological principles of implementation and development of educational tourism, according to the conceptual apparatus of the recognized classifications and other legislative acts listed in the article documentary sources. This tourist activity is relevant, widely spread in the world industry and is developing in Russia. A detailed study of the theoretical aspects, highlighted by the author in this article is required to be examined in practical issues. The article can be useful as introductory material for novice scientists, undergraduates, students and teachers in the preparation of notes to English classes.

Keywords: the concept of«educational tourism», the principles of educational tourism

References:

1. Voskresenskii V.Yu. Mezhdunarodnyi turizm [International tourism]. M.: Yuniti-Dana, 2008. 464 p.

2. Kovaleva A.N. Pedagogicheskii potentsial obrazovatel'nogo turizma v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya cheloveka: av-toref. dis. ...kand. ped. n. [Pedagogical potential of educational tourism in the system of continuous education of a person: Candidate of Pedagogy's thesis]. D. B.. V. Novgorod, Novgorodskii gos. un-t imeni Yaroslava Mudrogo, 2013. URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskii-potentsial-obrazovatelnogo-turizma-v-sisteme-nepreryvnogo-obra-zovaniya-chelo (Accessed on Juin 20, 2015).

3. Lunin E.A. Sovershenstvovanie upravleniya obrazovatel'nym turizmom v RF: avtoref. dis. ... kand. ekon.nauk [Improving the management of educational tourism in the Russian Federation: Candidate. Of Econ. Sciences' thesis]. SPb, 2009. — 156 p.

4. MironenkoN.S., TverdokhlebovI.T. Rekreatsionnaya geografiya [Recreational geography]. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1981. 207 p. URL: file:///C:/Users/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD/Desktop/%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB %D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1 %82%D1%8C%D0%B8/rekrgeo.pdf (Accessed on Juin 20, 2015).

5. Ponomareva T.V. Obrazovatel'nyi turizm: sushchnost', tseli i osnovnye segmenty potrebitelei // Problemy sovremennoi ekonomiki: materialy IV mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, fevral' 2015 g.) [Educational tourism: the nature, objectives and key customer segments // problems of modern Economics: proceedings of the IV Intern. scientific. Conf. (Chelyabinsk, February 2015)]. p. 139—143. URL: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/132/7188/ (Accessed on Juin 20, 2015).

6. SanginovD.Sh. K voprosu o vidakh turizma [To the question about types of tourism]. M.: Nauchnaya tsifrovaya biblioteka PORTALUS.RU, 2012 URL: http://www.portalus.ru/modules/theoryoflaw/rus_readme.php?archive=&id=1347254760 &start_from=&subaction=showfull&ucat (Accessed on Juin 20, 2015).

7. Chebotar' Yu.M. Turisticheskii biznes. Prakticheskoe posobie dlya turfirm i ikh klientov [Tourist business. A practical guide for travel agencies and their clients]. M.: Mir delovoi knigi, 1997. p. 80.

8. Greg Richards Cultural Tourism in Europe. CABI, Wallingford: ATLAS, 2005, p. 254.

9. Ritchie B.W. & Carr, N., Cooper, C. Managing Educational tourism/ ed. By B.Ritchie. Great Britain: Cromwell Press, 2003, p. 306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.