Научная статья на тему 'Развитие молодёжного туризма в России'

Развитие молодёжного туризма в России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
12026
1581
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / туристическая инфраструктура / брендинг территорий / молодежный туризм / хостел / велотуры и т.д. / tourism / tourist infrastructure / branding territories / youth tourism / hostel / biking

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Коновалова Елена Евгениевна, Косарева Наталия Викторовна

В статье представлены основные направления развития молодёжного туризма в России, отмечается, что молодежный туризм должен учитывать потенциальные возможности целевой аудитории, и это актуализирует развитие малобюджетных средств размещения. В работе рассматривается развитие хостелов в России. С недавнего времени данная сфера гостеприимства стандартизирована, а соответственно, может с успехом развиваться в России. Современная экономическая ситуация усилила инфляционные процессы, привела к сокращению производства и росту безработицы в стране. Развитие туризма, ориентированное на моногорода, позволит использовать возможности ознакомительного и патриотического туризма. Молодые люди смогут познакомиться с историей небольших городов, изучить современный уклад жизни и интересы жителей. При этом развитие туризма позволит создавать дополнительные рабочие места и расширять гостиничный бизнес. Молодёжные туры должны включать в себя различные элементы – изучение истории, национальной культуры, кулинарии и мн.др. Молодые путешественники стремятся к активному отдыху, который насыщен событиями и приключениями, что определяет необходимость разработки специализированных событийных и познавательных туров. Немалую роль играет развитие территорий и формирование их бренда. Авторами отмечается, что за рубежом формирование бренда территорий давно стало естественным направлением развития туризма, в то время как в России данный фактор до сих пор не оказывал существенного влияние на развитие туротрасли. Большое количество моногородов дает возможность реализации их индивидуального потенциала в сфере молодёжного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Коновалова Елена Евгениевна, Косарева Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF YOUTH TOURISM IN RUSSIA

The article presents basic development directions of youth tourism in Russia. It notes that youth tourism should take into account the potential of the target audience, and it actualizes the development of low-budget accommodation facilities. The article considers the development of hostels in Russia. Since recently this sphere of hospitality has been standardized and therefore can successfully grow in Russia. The current economic situation has increased inflation, led to a reduction production and growth of unemployment in the country. The development of tourism, focused on single-industry towns, will allow the usage of possibility of cognitive and patriotic tourism. Young people can get acquainted with history of towns, study the modern way of life and interests of the residents. At the same time the development of tourism will allow to create additional work places and expand the hotel business. Youth tours should include a variety of elements the study of history, national culture, cuisine and many other things. Young travelers aspire to active recreation, which is full of events and adventures. This is determines the need for a special event-related and educational tours. Development of territories and formation of their brands also play important role. The authors note that abroad development of territorial brands has long been the natural direction of tourism development, while in Russia this factor still does not have a significant impact on the development of the tourism industry. A large number of single-industry towns make it possible to realize their individual potential in the field of youth tourism.

Текст научной работы на тему «Развитие молодёжного туризма в России»

УДК 332.14

DOI: 10.12737/19182

РАЗВИТИЕ МОЛОДЁЖНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Коновалова Елена Евгениевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, eekmgus@mail.ru

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал)

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Косарева Наталия Викторовна, кандидат географических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, kosarevantl@rambler.ru

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)», Москва, Российская Федерация

В статье представлены основные направления развития молодёжного туризма в России, отмечается, что молодежный туризм должен учитывать потенциальные возможности целевой аудитории, и это актуализирует развитие малобюджетных средств размещения. В работе рассматривается развитие хостелов в России. С недавнего времени данная сфера гостеприимства стандартизирована, а соответственно, может с успехом развиваться в России.

Современная экономическая ситуация усилила инфляционные процессы, привела к сокращению производства и росту безработицы в стране. Развитие туризма, ориентированное на моногорода, позволит использовать возможности ознакомительного и патриотического туризма. Молодые люди смогут познакомиться с историей небольших городов, изучить современный уклад жизни и интересы жителей. При этом развитие туризма позволит создавать дополнительные рабочие места и расширять гостиничный бизнес. Молодёжные туры должны включать в себя различные элементы - изучение истории, национальной культуры, кулинарии и мн.др.

Молодые путешественники стремятся к активному отдыху, который насыщен событиями и приключениями, что определяет необходимость разработки специализированных событийных и познавательных туров. Немалую роль играет развитие территорий и формирование их бренда. Авторами отмечается, что за рубежом формирование бренда территорий давно стало естественным направлением развития туризма, в то время как в России данный фактор до сих пор не оказывал существенного влияние на развитие туротрасли. Большое количество моногородов дает возможность реализации их индивидуального потенциала в сфере молодёжного туризма.

Ключевые слова: туризм; туристическая инфраструктура; брендинг территорий; молодежный туризм; хостел; велотуры и т.д.

Определяя развитие отрасли туризма в нашей стране, следует отметить невысокий уровень отраслевой вовлечённости молодёжного отдыха. Такого вида туризма, как «молодежный», в России на сегодняшний момент не существует. Данное направление туризма, к сожалению, не приобрело пока четких концептуальных очертаний.

Существуют и активно развиваются отдельные направления молодёжного туризма, в числе которых, прежде всего, спортивно-оздоровительный, краеведческий, военно-исторический и некоторые виды экстремального туризма. Большой популярностью у молодёжи пользуются активные виды отдыха, такие как конные путешествия, велотуризм, разнообразные виды горного (треккинг, скалолазанье, альпинизм) и водного (рафтинг, каякинг, сплав на байдарках) туризма [10]. К сожалению, большая часть молодёжного туризма в России осуществляется в рамках самодеятельных туров, не позволяющих полностью развиваться туристской инфраструктуре на местах и не приносящих больших доходов в местные бюджеты. Поэтому первоочередной задачей при развитии молодёжного туристского движения в России должно стать определение целевых функций и разработка перспективных направлений, позволяющих раскрыть возможности специализированных туристских продуктов, ориентированных на молодёжную аудиторию.

Российский потенциал должен быть рассмотрен в региональном разрезе и определены основные мероприятия, которые станут основой стратегии развития молодёжного туризма.

Определяя направления молодёжного туризма, важно ориентироваться на ценности и предпочтения целевой аудитории. К категории молодёжи мы относим наиболее активную часть населения нашей страны в возрасте от 18 до 30 лет. Молодым людям свойственно стремление к активному и интересному отдыху, захватывающим приключениям и познанию. Молодые люди - это, как правило, студенты и не обременённые семьей люди, готовые на активные перемещения во время отпуска. Для многих из них путешествия становятся самоцелью и стилем жизни. Особенностью молодёжного туристского движения является также активное общение молодых людей в различных социальных сетях, посредством которых не только происходит прямое общение и обмен информацией, но и завязываются контакты и возникают сообщества по интересам, в т.ч. и туристским. Очень часто молодые люди объединяются со своими единомышленниками в социальных сетях для совместных активных путешествий.

Развитие современного молодёжного туризма связано как с активацией новых организационных форм, так и с развитием соответствующей инфраструктуры. При этом туристская инфраструктура - это не только гостиницы, рестораны, места отдыха, высокий сервис, качественные услуги и др., но и, прежде всего, это та среда, в которой разворачиваются события, связанные с получением впечатлений. Чем больше

окружающая среда соответствует исторической действительности, тем выше оценка гостей и полнее впечатления от реальной действительности.

Молодёжный туризм затрагивает такие проблемы, как национальное единство, сохранение и развитие самобытной культуры народов, способствует укреплению международных связей и взаимопониманий. В итоге он вносит весомый вклад в решение общеэкономических задач и работает на достижение главной экономической цели -повышение жизненного уровня населения. Если рассматривать все вышеизложенные доводы, невозможно не оценить вклад турбизнеса для экономики и культуры страны. Конечно же, в сравнение с Европой, Россия ещё находится только в самом начале пути. Но уже заметно положительное влияние инновационных технологий на развитие рынка туруслуг.

Развитие малобюджетного туризма позволяет снизить цены на туристские поездки относительно доходов молодёжной аудитории, поскольку предполагает разумное соотношение цены и качества. В условиях экономического кризиса подобные предложения будут являться наиболее предпочтительными при выборе туристских поездок. Однако следует отметить, что в настоящее время отсутствует комплексный подход к изучению социально-экономической эффективности и перспектив развития целевого молодёжного туризма в России. Тем не менее Россия имеет большой опыт в организации детско-юношеского и молодёжного туризма [5].

Впервые экскурсии для школьников были организованы в Российской империи еще в 1870 году, а первыми экскурсантами стали ученики Александровской школы в Тифлисе. В 1895 году создается Российское общество туристов, при котором была комиссия по организации школьных экскурсий по России. В 1957 году состоялся VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве. Именно он стал отправной точкой появления Бюро Международного молодёжного туризма «Спутник».

Именно «Спутник» стал той структурой, которая отвечала за организацию и развитие молодёжного и школьного туризма. Важной частью этой работы было продвижение внутрисоюзных путешествий, прежде всего по таким популярным маршрутам, как Москва, Ленинград, города «Золотого кольца». В рамках этих путешествий многие школьники и студенты смогли бесплатно посетить крупнейшие исторические и культурные достопримечательности своей страны. Такие путешествия способствовали расширению кругозора, формировали отношение к внешней среде и воспитывали любовь к родной стране.

Федеральным агентством по делам молодёжи разработана программа развития молодёжного туризма. Она предполагает превратить активный туризм в неотъемлемую часть жизнедеятельности молодого человека, сделать его модным, трансформировать его в ведущую отрасль национальной экономики [11].

По данным Росстата, 60% молодежи в качестве отдыха предпочитают употребление алкоголя и наркотиков [9]. Туризм предлагает хорошую альтернативу искусственной реальности. Молодёжный туризм должен помочь сформировать самостоятельного, умеющего принимать правильные решения и способного нести ответственность за них, стремящегося к определённой цели, обладающего физическим и моральным здоровьем патриота. Кроме того, программа должна способствовать созданию и укреплению имиджа России как передового, имеющего высокий уровень развития, гостеприимного государства, наделённого не только разнообразными природными ресурсами, но и инновациями, в т.ч. и в работе с молодёжью.

Одной из важнейших проблем молодёжного туризма в нашей стране является практически полное отсутствие инфраструктуры для данного вида туризма. Очень мало осталось молодёжных туристских клубов, не проработана система льготного проезда на всех видах транспортных средств для молодых путешественников, как это принято в Европе и Северной Америке. В стране с разнообразнейшими природными ландшафтами не хватает оборудованных маршрутов экологического и спортивно-оздоровительного туризма. Отмечается большой дефицит подготовленных специалистов для организации разнообразных видов активного туризма [4].

В 2014 году был создан Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по развитию в России детского туризма, который активно работает в этом направлении. Развитием детского туризма решается множество задач: оздоровление, образование, воспитание патриотизма, расширение кругозора.

Федеральное агентство по делам молодежи предполагает выделить два основных направления развития молодёжного туризма в России. Первое - развитие внутреннего молодёжного туризма посредством организации массовых молодёжных полевых лагерей разнообразной направленности (туристской, образовательной, спортивной). Вторым направлением является совершенствование международного молодёжного сотрудничества в виде образования различных видов отдыха для иностранных студентов на российских площадках [11].

Одной из современных проблем в развитии молодёжного туризма является нежелание молодёжи участвовать в культурно-познавательном туризме. У молодых

людей среди ряда основополагающих туристских мотиваций, таких, например, как физические (отдых в чистом виде), психологические (желание уйти из обыденной среды), межличностные (интенсификация разнообразных контактов), престижа и статуса, а также мотивации трудовых отношений, культурный мотив не является доминирующим. Данное обстоятельство связано с тем, что культурно-познавательный туризм изначально представлял собой, в определенном виде, элитарный вид индустрии туризма. К ней приобщались, прежде всего, граждане с высоким уровнем дохода, которые имели длительные внутрисемейные и внутриклассовые культурные традиции, образование и воспитание, в т.ч. в сфере приоритета по потреблению туристских услуг. Для современных же молодых людей важно не пассивное восприятие информации посредством посещения экскурсии и осмотра экспонатов в музеях, а активное участие в происходящих событиях. Поэтому в рамках молодёжного туризма на первый план должны выходить событийный туризм и музейные квесты, широко практикующиеся уже сегодня во многих музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Разработка специфических молодёжных туров может стать возможностью приобщения к культурным ценностям своего народа, изучения экспонатов музеев в больших и малых российских городах.

Важно отметить и роль внешних факторов на развитие молодёжного туризма в России. Исключение крупных туристических направлений, таких как Египет и Турция, приведёт к росту внутреннего туризма. В 2014-м он уже достиг объёма в 41,5 млн. человек, а в 2015 году показатель может перевалить за 50 млн. На российские курорты в 2016 году поедут и те, кто ранее отдыхал только за границей: второго шанса привлечь внимание к отдыху в России не будет. Существует риск того, что по ряду причин интерес к российским курортам будет иметь короткий временной эффект. Сейчас, как никогда, приобретает высокую актуальность профессионализм специалистов, работающих в туризме. Ошибки при выборе объекта размещения, например, могут привести к негативной оценке всего курорта и нежеланию молодёжи снова отдыхать в России. Особое значение при отдыхе на курортах молодые люди придают анимации. К сожалению, российские курорты не могут похвастаться наличием разнообразных анимационных программ.

Определяя географические предпочтения молодёжной аудитории, отметим, что по количеству групповых бронирований лидируют курорты Краснодарского края и Абхазия, за ними следуют Подмосковье, туры по «Золотому кольцу», курорты Кавказских Минеральных Вод и Крым. Одна из ключевых проблем - соотношение цены и качества. Развитие внутреннего молодежного туризма тормозят высокие цены на отдых при низком,

по сравнению с зарубежным, уровнем сервиса, отсутствие специализированных туристских пакетов, ориентированных на молодёжь. Одно из самых «узких» мест -стоимость транспортных услуг: недорогих билетов на самолеты, особенно в сезон, явно не хватает, а оплачивать дорогие перелеты на регулярных рейсах желающих не так уж много. Пакетные туры с отдыхом в Крыму и на Кавказе будут пользоваться спросом лишь в случае, если туда полетят чартеры, благодаря которым будут обеспечены приемлемые цены. Среди молодёжной аудитории 80% туристов ориентированы на бюджетные варианты размещения.

Рассматривая ценовую доступность транспортных перевозок и средств размещения для молодёжной аудитории, можно обратиться к опыту зарубежных стран. Появление и распространение в Европе нового молодёжного формата средств размещения привело к необходимости их объединения. Уже в 1919 году была основана Немецкая молодёжная ассоциация хостелов, а в 1932-м в Амстердаме создана Международная федерация молодёжных хостелов (International Youth Hostel Federation - IYHF), со временем получившая статус неправительственной некоммерческой организации, находящейся под покровительством ЮНЕСКО. Особую популярность хостелы приобрели в 1960-х годах благодаря движению хиппи. Тогда, кстати, появилась традиция принимать в хостелах «бэкпекеров» - людей, путешествующих практически без вещей, с одним рюкзаком [9].

В России хостел-движение насчитывает от силы четверть века: первый отечественный хостел открылся в Санкт-Петербурге в 1991 году, а объединение хостельеров - НП «Лига хостелов» - появилось только четыре года назад, в 2011-м. Специфика хостела и основное отличие его от гостиницы в том, что, как правило, гостю предоставляется койко-место в многоместном (в среднем 6-14 мест) номере. В одной комнате оказываются люди незнакомые, причём нередко обоих полов. Наличие санузла предполагается в хостеле на блок или в коридоре, кроме того, обычно предусматриваются гостевые кухни, а для совместного времяпрепровождения проживающих, встреч -комнаты с телевизором, играми, иногда обменной библиотекой. Клиенты хостелов -студенты, молодые путешественники, группы школьников [7]. С 1 января вступил в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56184-2014 «Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам»22' Согласно определению, данному в документе, хостел - это «экономичное средство размещения, предназначенное для временного проживания, преимущественно для малобюджетного туризма, имеющее

22 ГОСТ Р 56184-2014 Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам. - М.: Стандартинформ, 2014.

номера/комнаты различной вместимости и санузлы, как правило, за пределами номера/комнаты, а также помещения (зоны, места) для общения гостей». При этом под малобюджетным понимается «туризм, предназначенный для людей, которые ограничены в денежных средствах для путешествий и отдыха (молодёжь, люди с малым достатком либо предпочитающих экономить)». Малобюджетный туризм характеризуется тем, «что основной целью путешествий является ознакомление с туристскими достопримечательностями, знакомство и общение с возрастными группами туристов, а также готовность ограничиваться минимальными удобствами при временном размещении». Как видим, идейное наполнение хостелов как мест кратковременного пребывания и, соответственно, общения студенческого сообщества в этом ГОСТе теряется. Таким образом, на сегодня хостелы - это вид бюджетных средств размещения, предоставляющих услуги многоместного размещения за достаточно невысокую плату [14].

Рассматривая возможности разработки молодёжных туристических программ, нельзя не сказать, что Россия - уникальная страна по природному разнообразию и культурному достоянию, в которой находятся 24 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Россия - многонациональная страна с огромнейшей территорией, поэтому различные регионы и этносы в России имеют множество интересных традиций [2]. Для развития молодёжного познавательно туризма следует активней формировать бренды территорий.

Брендинг - это создание набора уникальных, сильных и позитивных ассоциаций, впечатлений, которые возникают в сознании потребителей, это наше понимание выгод от потребления конкретного продукта и желание их получить. Брендинг территории заключается в одновременном брендинге шести присущих территории элементов: политики, бизнеса и инвестиций, экспортных брендов, туризма, культуры, населения. Брендинг территории помогает остановить отток жителей, привлечь туристов, заинтересовать инвесторов и бизнесменов, увеличить объёмы государственной финансовой поддержки [12].

Рассмотрим современные направления молодёжного туризма, реализуемого в нашей стране.

Надо отметить, что в 2014 году активно развивались направления патриотического туризма. В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в России были созданы новые туристские маршруты, объединяющие исторически связанные места, объекты и событийные региональные мероприятия. В начале февраля 2015 года в Санкт-Петербурге состоялась Всероссийская конференция «Маршруты Победы: Дорога жизни».

Для активной молодёжи разрабатываются программы велопутешествий. В Министерстве культуры России в 2014 году подвели итоги Всероссийского конкурса проектов по организации культурно-познавательных веломаршрутов. Определены шесть победителей - это проекты Республики Карелия («Прогулка по острову Кижи»), Республики Татарстан («Удивительная Казань»), Республики Адыгея («12 звезд Майкопа») и Республики Крым (веломаршрут по местам боевой славы города Евпатории «Я помню! Я горжусь!»), а также Калужской («Велосипедный туристский маршрут первого наукограда России») и Кемеровской (по экспозициям музея-заповедника «Томская писаница») областей. Веломаршруты технически выверены, речь идет о разметке дорожек и выстроенной системе навигации, включающей пиктограммы с памятниками и культурными объектами, зонами отдыха, кафе, магазинами и медицинскими учреждениями. Это принципиальный вопрос, поскольку даже в мегаполисах система дорожных и уличных указателей небезупречна.

На конкурс молодёжных веломаршрутов было представлено 178 проектов из 65 субъектов Федерации. При оценке конкурсной комиссией учитывались количество достопримечательных мест, памятников истории и культуры, удаленность маршрута от скоростных автострад, сохранение зелёных зон, приветствовалась закольцованность маршрутов [5].

Широкий выбор возможностей проведения молодёжного отдыха, связанный с местом пребывания и разнообразием предлагаемых туристских программ, делает все более популярными уникальные предложения, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в зрелищных событийных мероприятиях. Реализация инновационных проектов, креативных идей, охватывающих различные виды деятельности, связанные с посещениями культурных, деловых, спортивных, развлекательных и прочих ярких мепроприятий, ежегодно привлекают тысячи молодых путешественников [1].

Интенсивность событийных туров, не связанная на прямую с временем года или погодными условиями, определяется, главным образом, графиком проведения массовых мероприятий в определенной местности - событийным календарем [3]. Примером может служить праздник огурца в Суздале, который проводится с 2001 года. Огурец считается символом города Суздаль, его кормильцем. И каждый год сюда съезжаются тысячи туристов, чтобы повеселиться на празднике, попробовать огуречных блюд и просто отдохнуть от души. В 2016 году этот день выпадает на 16 июля.

В рамках Государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма на 201323

2020 годы» определен комплекс мероприятий и механизмов государственной политики, направленных на реализацию значительного культурного и природно-климатического потенциала страны. Развитие туристско-рекреационной сферы охватывает различные сегменты, это даёт мощный стимул развитию и диверсификации экономики городов, способствует улучшению качества городской и пригородной среды, создаёт условия для эффективного использования культурных и природно-климатических ресурсов регионов. Наиболее значимым элементом этого процесса является формирование среды и создание условий, способствующих повышению предпринимательской активности населения, развитию малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест и решению тем самым части социальных проблем [6]. В сложных социально-экономических условиях, сложившихся во многих российских моногородах, одним из приоритетных направлений поддержки и вывода этих городов из кризиса стало развитие туризма, являющегося эффективной формой диверсификации экономики городов за рамками производства. В значительном числе моногородов в различных регионах страны в рамках реализации комплексных инвестиционных планов, являющихся ключевым инструментом поддержки и вывода этих городов из кризиса, определены различные формы и направления создания и укрепления туристского потенциала. Развитие молодёжных туров по моногородам России позволит объединить экономические и познавательные возможности развития моногородов [8].

Резюмируя, отметим, что в сфере молодёжного туризма очень важно всё больше значение отводить просветительской и воспитательно-патриотической работе, способствовать привлечению специальных групп, поскольку наличие их будет обеспечивать оказание соответствующего качества культурно-исторических услуг, которые потом отражаются с большой долей результативности на имидже принимающего региона. Необходимо разрабатывать новые молодежные маршруты как активного, так и культурно-познавательного характера с применением инновационных технологий как музейного, так и спортивно-оздоровительного дела.

23 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №317 «Об утверждении новой редакции государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. URL: http://www.russiatourism.ru/content/2/section/26/detail/27/

Литература

1. Адашова Т.А. Особенности организации событийных туров // География ментальной сферы общества: состояние, проблемы и перспективы развития. -Комсомольск-на-Амуре, 2013. - С. 4-8.

2. Джанджугазова Е.А., Адашова Т.А., Валькова Т.М. Актуальные проблемы изучения туристских ресурсов РФ на основе применения современных информационных технологий / под ред. проф. Е.А. Джанджугазовой. - М.: РГУТиС, 2012. - 92 с.

3. Аффонин И.В. Брендинг - это не нейминг //Территория и планирование. - 2015. - №2 (38).

4. Информационная подборка материалов к «круглому столу» на тему «Молодежный туризм как одна из важнейших составляющих патриотического воспитания молодого поколения. Нормативно-правовой аспект» по информационно-библиографическим ресурсам Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки). - М., ноябрь 2009. [Электронный ресурс]: URL: http://rumol.ru/foto/tagan/docs/turizm/1.htm (дата обращения: 2.12.2015).

5. Каск Ю.А Проблемы развития молодёжного туризма в России // Студенческий научный форум: материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции 15 февраля-31 марта 2012 года. [Электронный ресурс]: URL: http://www.rae.ru/forum2012/ (дата обращения: 2.12.2015).

6. Кузина, Л. А. Организационно-экономический механизм стимулирования инноваций в пищевой промышленности / Л. А. Кузина // Предпринимательство. - 2013. -№7. - С. 133-142.

7. Новиков, В.С. Инновации в туризме / В. С. Новиков. - М.: ИЦ «Академия», 2007. - 208 с.

8. Организационно-экономический механизм повышения эффективности функционирования промышленных предприятий: коллективная монография / под ред. М.Я. Веселовского, И.В. Кировой. - М.: изд-во «Научный консультант», 2015 - 269 с.

9. Страница для студентов Курганского государственного университета поддержка в интернете университетских проектов Алексея Дедова. [Электронный ресурс]: URL: http://dedovkgu.narod.ru/index.htm (дата обращения: 2.12. 2015).

10. Туризм Katalog.Turkompot.ru. [Электронный ресурс]: URL: http://katalog.turkompot.ru (дата обращения: 3.12.2015).

11. Федеральное агентство по делам молодежи. [Электронный ресурс]: URL: http://www.fadm.gov.ru/ (дата обращения: 2.12.2015).

12. Шмелева Л.А. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий // Социально-экономическое развитие регионов на инновационной основе: сб. научных статей по материалам участников Всероссийской научно-практической конференции 15 января 2015 г., г. Королев, ФТА. - М.: Научный консультант, 2015. - С. 240-247.

13. Smith V. Hosts and Guests / University of Pennsyvania Press. - Philadelphia, 1997.

14. Tourism in China: Destinations, Cultures and Communities / Edited by Chris Ryan and Gu Huimin. - Routledge Advance in Tourism, 2014.

DEVELOPMENT OF YOUTH TOURISM IN RUSSIA Elena Konovalova, PhD in Economic sciences, Associate Professor, eekmgus@mail.ru

Institute of Tourism and Hospitality (branch) Russian State University of Tourism and Service

Moscow, Russian Federation

Natalia Kosareva, PhD in Geographical sciences, Associate Professor, kosarevantl@rambler.ru

Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism

Moscow, Russian Federation

The article presents basic development directions of youth tourism in Russia. It notes that youth tourism should take into account the potential of the target audience, and it actualizes the development of low-budget accommodation facilities. The article considers the development of hostels in Russia. Since recently this sphere of hospitality has been standardized and therefore can successfully grow in Russia.

The current economic situation has increased inflation, led to a reduction production and growth of unemployment in the country. The development of tourism, focused on single-industry towns, will allow the usage of possibility of cognitive and patriotic tourism. Young people can get acquainted with history of towns, study the modern way of life and interests of the residents. At the same time the development of tourism will allow to create additional work places and expand the hotel business. Youth tours should include a variety of elements - the study of history, national culture, cuisine and many other things.

Young travelers aspire to active recreation, which is full of events and adventures. This is determines the need for a special event-related and educational tours. Development of territories and formation of their brands also play important role. The authors note that abroad development of territorial brands has long been the natural direction of tourism development, while in Russia this factor still does not have a significant impact on the development of the tourism industry. A large number of single-industry towns make it possible to realize their individual potential in the field of youth tourism.

Keywords: tourism, tourist infrastructure, branding territories, youth tourism, hostel;

biking

References

1. Adashova T.A. Osobennosti organizacii sobytijnyh turov [Features of organization of event tours] // Geografija mental'noj sfery obshhestva: sostojanie, problemy i perspektivy razvitija [Geography of mental spheres of society: situation, problems and development prospects]. Komsomolsk-on-Amur, 2013. Pp. 4-8.

2. Dzhandzhugazova E.A., Adashova T.A., Val'kova T.M. Aktual'nye problemy izuchenija turistskih resursov RF na osnove primenenija sovremennyh informacionnyh tehnologij [Actual research problems of tourism resources of the Russian Federation through the application of modern information technologies]. Мoscow: RSUTS, 2012. 92 p.

3. Afonin I.V. Brending - eto ne nejming [Branding - this is not naming] // Territorija i planirovanie [Territory and Planning]. 2012. No. 2 (38).

4. Informacionnaja podborka material ov k «kruglomu stolu» na temu «Molodezhnyj turizm kak odna iz vazhnejshih sostavljajushhih patrioticheskogo vospitanija molodogo pokolenija. Normativno-pravovoj aspekt» po informacionno-bibliograficheskim resursam Upravlenija bibliotechnyh fondov Parlamentskoj biblioteki [Selection of materials to the "round table" on the theme "Youth Tourism as one of the most important components of patriotic education of young generation. Regulatory Aspects" based on information and bibliographic resources of Collections Library Office of the Parliamentary Library]. Moscow, November, 2009. URL: http://rumol.ru/foto/tagan/docs/turizm/Lhtm (Accessed on December 02, 2015).

5. Kask Yu.A. Problemy razvitija molodjozhnogo turizma v Rossii [Development problems of youth tourism in Russia] // Studencheskij nauchnyj forum: materialy IV Mezhdunarodnoj studencheskoj elektronnoj nauchnoj konferencii [Student Scientific Forum: Proceeding of the IV International student e-conference]. Moscow, 2012. URL: http://www.rae.ru/forum2012/ (Accessed on December 02, 2015).

6. Kuzina LA. Organizacionno-ekonomicheskij mehanizm stimulirovanija innovacij v pishhevoj promyshlennosti [Organizational-economic mechanism of stimulation the innovation in the food industry] // Predprinimatel'stvo [Enterpreneurship]. 2013. No. 7. Pp. 133-142.

7. Novikov V.S. Innovacii v turizme [Innovations in Tourism]. Мoscow: Publishing center "Academia", 2007. 208 p.

8. Organizacionno-ekonomicheskij mehanizm povyshenija effektivnosti funkcionirovanija promyshlennyh predprijatij [Organizational and economic mechanism of efficiency increasing of industrial enterprises] / Ed. by M. Veselovsky, I. Kirova. Moscow: Publishing House Scientific Adviser, 2015. 269 p.

9. Stranica dlja studentov Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta; podderzhka v internete universitetskih proektov Alekseja Dedova [Page for students of Kurgan State University: university projects online-support of Alexey Dedov]. URL: http://dedovkgu.narod.ru/index.htm (Accessed on December 02, 2015).

10. Tourism Katalog.Turkompot.ru. URL: http://katalog.turkompot.ru (Accessed on December 03, 2015).

11. Federal'noe agentstvo po delam molodezhi [The Federal Agency for Youth Affairs]. URL: http://www.fadm.gov.ru/ (Accessed on December 02, 2015).

12. Shmeleva L.A. Teoreticheskie aspekty motivacii i stimulirovanija innovacionnoj dejatel'nosti promyshlennyh predprijatij [Theoretical aspects of motivation and stimulation of innovative activity of industrial enterprises] // Social'no-ekonomicheskoe razvitie regionov na innovacionnoj osnove: sb. nauchnyh statej po materialam uchastnikov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Socio-economic development of the regions based on innovation: Collection of scientific articles based on the materials of participants of All-Russian scientific and practical conference]. Moscow: Scientific Adviser, 2015. Pp. 240-247.

13. Smith V. Hosts and Guests. Philadelphia: University of Pennsyvania Press, 1997.

14. Tourism in China: Destinations, Cultures and Communities / Ed. by Chris Ryan and Gu Huimin / Routledge Advance in Tourism, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.