Научная статья на тему 'Сфера детского туризма в контексте главной проблемы - обеспечения безопасности'

Сфера детского туризма в контексте главной проблемы - обеспечения безопасности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
410
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА / ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / КАДРЫ / СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ ИНСТРУКТОРЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / PROBLEM / CHILD TOURISM / HUMAN RESOURCES / CERTIFIED INSTRUCTOR / SAFETY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Минченко Владимир Гаврилович, Овчинников Юрий Дмитриевич

Обсуждается проблема подготовки квалифицированных и сертифицированных инструкторов в сфере детского туризма. Такая проблема была поднята на краевом совещании в администрации Краснодарского края. Главная проблема для сферы детского туризма обеспечение безопасности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Sphere of Children's Tourism in the Context of the Main Problem - Ensuring Security

The article discusses the problem of preparation of qualified and certified instructors in the field of children's tourism. This problem was raised at the regional meeting in administration of Krasnodar territory. The main problem for the sphere of children's tourism ensuring the safety of children.

Текст научной работы на тему «Сфера детского туризма в контексте главной проблемы - обеспечения безопасности»

ТУРИ

ЗМ

ТОУ^БМ

УДК 338.48 ББК 74.200.5854

СФЕРА ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМЫ — ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

В. Г. Минченко, Ю. Д. Овчинников

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Краснодар, Россия

Обсуждается проблема подготовки квалифицированных и сертифицированных инструкторов в сфере детского туризма. Такая проблема была поднята на краевом совещании в администрации Краснодарского края. Главная проблема для сферы детского туризма — обеспечение безопасности детей.

Ключевые слова: проблема, детский туризм, кадры, сертифицированные инструкторы, безопасность.

Туризм в России переживает новую фазу подъёма. В связи с этим возникли новые виды туризма не известные в советское время [6-9]. Расширилась классификация направлений развития туризма, о чём свидетельствует обзор научной литературы [1-3; 6-9; 12; 13; 15-17]. Многие учёные спорят об обоснованности направлений развития и видового назначения туризма. Проведённый анализ показал, что так происходит с развитием детского туризма (А. А. Беськаев, О. М. Голикова, Л. В. Хорева, А. В. Шраер, Е. Е. Шарафанова [1; 3; 4; 16; 17]). Понятие детского туризма размыто, его связывают с оздоровлением в лагерях и санаториях, с путешествиями, получением образования детей за границей и другой социальной деятельностью (О. М. Голикова) [3; 4].

Туризм трактуется как временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность на определённый промежуток времени с целью удовлетворения личных, а не общественных потребностей.

Дети хотят удовлетворять свои потребности в отдыхе, но сегодня оплачивают данные потребности и несут ответственность за удовлетворённые потребности детей родители. В советское время, в эпоху развития массового туризма ответственность за юных путешественников несло всецело государство.

Сегодня, в эпоху рыночных отношений изменилась форма собственности и территориальная принадлежность зон путешествий и отдыха, а также происходит изменение флоры и фауны, климата; путешествовать становится труднее и небезопаснее для здоровья. Более того, санитарная обстановка в так называемых диких местах запрещает быть детям, и это подтверждается запретами Роспотребнадзора и МЧС.

Не будем забывать о пожароопасности и мерах предосторожности. Некоторые учёные предлагают (О. М. Голикова) снять запреты, чтобы развивать детский туризм [3; 4]. И что будет дальше с безопасностью наших детей? В походах мы, взрослые хотим привить детям навыки практической деятельности: выживание в экстремальных условиях определённых природных мест и прежде всего активность в двигательной деятельности.

Надо признать, что нынешнее поколение детей другое, как физически, так и морально-психологически, потому что воспитание в школе и обществе стало личностным, а не коллективным, направленным на создание общественных благ. Общественно полезный труд, который культивировался в советских общеобразовательных школах отменён, и соответственно преданы забвению элементарные трудовые и бытовые навыки ребёнка: убирать территорию, мыть пол, сажать цветы, по-

ливать грядки, ухаживать за животными. Между тем работает агротуризм на сельских территориях в европейских странах, где не только экологически чистая местность, но и проводится обучение новым технологиям (Е. Е. Шарафанова) [17].

В Краснодаре развиваются спортивный и пешеходный виды туризма, но не в массовом объёме поскольку это требует не только физической подготовки, но и определённых финансовых затрат от туриста. Более того, специалисты работают с малыми группами, не только в России, но и по всему миру. Данные специалисты-инструкторы обладают высокими профессиональными качествами и практическим опытом работы, постоянно находятся в профессии. Инструктор по развитию туристических услуг должен быть «штучным товаром», а не специалистом массового потока, поскольку он не может обеспечить безопасность детей в полном объёме.

Обратиться к поставленной проблеме заставило прошедшее в администрации Краснодарского края совещание «О разработке новых туристических маршрутов и подготовке квалифицированных и сертифицированных инструкторов в г. Краснодаре».

Как в ребёнке воспитать туриста, а также чего юным путешественникам не хватает? Этот вопрос обсуждали руководители профильных министерств региона. Скоро наступит туристический сезон, поэтому уже сейчас нужно разрабатывать новые пешие маршруты и возрождать старые. Главное — нужно обеспечить их безопасность.

Только в 2016 г. в турпоходы отправилось более полумиллиона школьников. Все турпоходы закончились благополучно. Но проблема нехватки квалифицированных экскурсоводов всё-таки существует. И если раньше их обучали только на базе ГБУ «Центра туризма и экскурсий», то в новом году сеть подготовки сертифицированных работников в этой области значительно расширится. Сегодня в крае детский туризм развивается системно, подобное внимание ему уделяют ещё в одном регионе страны — в Санкт-Петербурге. Главное, чтобы все эти усилия не блокировали на местах. Анна Минькова, заместитель губернатора Краснодарского края, подчеркнула, что муниципалитеты выступают против развития детского туризма, ссылаясь на рекомендации МЧС. Власти призывают искать компромиссные решения [10].

Путешествия детей несут в себе проблему безопасности их жизни, которая создана порой

на бумаге. Скоординированность действий различных ведомств ещё не выстроена на достаточно высоком уровне. Система безопасности должна передаваться из поколения в поколение. Необходимо у разных социальных категорий сформировать общественное мнение, что дети — наша главная ценность, и выстроить общественную систему безопасности для детей в детском саду, школе, дома, во дворе, на улице, на природе. Навыки безопасности ребёнка и красоты окружающего мира будут передаваться из поколения в поколение, тем более, что у нас казачий край, богатый традициями.

Необходимо ответь на ряд сложных вопросов: Как профессия инструктора по туризму или оказыванию сервисных услуг в туристической сфере значится в классификаторе профессий? (Т. Н. Поддубная, В. Г. Минченко) [11]. Какими профессиональными качествами должен обладать инструктор? Есть ли штатные единицы в муниципалитетах? Сколько нужно краю специалистов данного профиля? Как проверить их качественную подготовку? Где они будут реально работать в частных фирмах, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования? Новые туристические маршруты потребуют массу согласований между ведомствами. Кто будет финансировать развитие маршрутов для детей? Надо также понимать, что туризм — окупаемая сфера, и все инфраструктура, созданная для его развития, находится в частной собственности.

Инструктор — это человек, который, обучившись чему-то сам, передаёт свои знания другим. Инструктор и экскурсовод — разные профессии и имеют разное функциональное назначение. Ведь кроме устной передачи навыков необходимо уметь применять их на практике в походах и туристических видах спорта. К инструктору этой сферы много требований — выносливость, стрессоустойчивость, отсутствие хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной системы.

Инструктор по туризму, учитывая, что работать ему приходится на свежем воздухе и в экстремальных условиях, обязан иметь медицинские, психологические, биологические знания и педагогическое образование (работа с детьми). Ведь он должен даже знать, как обработать укус змеи, уметь вычислить поведение разных животных в ответ на появление людей. Это работа на пределе возможностей и сил, с большим риском. Ведь

именно инструктор отвечает за здоровье и безопасность своих учеников.

ГБУ «Центр туризма и экскурсий» открыл в 2017 г. школу инструкторов детско-юношеского туризма.

На территории Краснодарского края с 2008 г. действует закон № 1539-К3, направленный на обеспечение безопасности наших детей (ст. 3): Родители (законные представители), должностные лица принимают меры по недопущению нахождения (пребывания) в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей), родственников или ответственных лиц: несовершеннолетних в возрасте до 7 лет — круглосуточно; несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет — с 21 ч до 6 ч; несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия — с 22 ч до 6 ч [5].

Закон помог значительно обезопасить жизнь детей и подростков в Краснодарском крае. Руководствуясь данным законом, дети и подростки могут ходить на пешие прогулки в выходной день в сопровождении взрослых и до определённого часа. Специальные комиссии делают очень частые рейды по Краснодару и Краснодарскому краю, проверяя соблюдение закона. Даже есть специальная социальная реклама «22 часа — детям пора домой!»

Список литературы

1. Беськаев, А. А. Детский экологический туризм как одно из приоритетных направлений развития туризма в Республике Хакасия / А. А. Беськаев // Экология Южной Сибири и сопредельных территорий : сб. тр. конф. / отв. ред. В. В. Анюшин. — Абакан, 2015. — С. 14-15.

2. Бизимова, И. Н. Событийный туризм как особый вид туризма / И. Н. Бизимова, Т. Ю. Анисимов // Вестн. Иркут. ун-та. — 2006. — № 8. — С. 177-178.

3. Голикова, О. М. Особенности сервисного пространства в детском туризме / О. М. Голикова // Сервис в России и за рубежом. — 2014. — № 3 (50). — С. 35-43.

4. Голикова, О. М. Детский туризм в России: рекомендации для развития / О. М. Голикова // Между -нар. журн. приклад. и фундамент. исслед. — 2016. — № 5-4. — С. 681.

5. Закон Краснодарского края № 1539-КЗ от 21 июля 2008 г. «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakaz.krd.ru/www/home.nsf

6. Кравченко, Е. В. Деловой туризм как вид профессиональной деятельности / Е. В. Кравченко // Актуал. вопр. соврем. науки. — 2009. — № 9-1. — С. 73-77.

7. Крутиков, В. К. Региональный сельский туризм как вид малого предпринимательства / В. К. Крутиков, Ю. В. Зайцев, О. Ф. Фёдорова // АПК: экономика, упр. — 2013. — № 8. — С. 76-81.

8. Купоросова, Е. П. Туризм как инструмент удовлетворения потребностей человека в различных видах отдыха (на примере Пензенской области) / Е. П. Купоросова, Н. Ю. Улицкая, М. С. Акимова // Соврем. проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-1. — С. 532.

9. Кутепова, Г. Н. Хобби-туризм как вид специального туризма / Г. Н. Кутепова // Науч. вестн. Моск. гос. ин-та индустрии туризма. — 2010. — № 6. — С. 22-27.

10. На Кубани будут развивать туризм для детей [Электронный ресурс] // Ки123.Кубанец. — URL: https://kubanec.info/artide/na-kubani-budut-razvrvat-turizm-dlya-detey

11. Поддубная, Т. Н. Реализация компетентност-ного подхода в образовании на разных ступенях профессиональной подготовки по направлению «Туризм»: на пути поиска решений / Т. Н. Поддубная, В. Г. Минченко // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. — Краснодар, 2016. — Т. 1. — С. 117-119.

12. Сомкин, А. А. Фитнес-туризм как актуальный вид туристского сервиса / А. А. Сомкин // Мир человека. — 2009. — № 1. — С. 104-109.

13. Сорокина, Н. А. Корпоративный туризм как вид делового туризма / Н. А. Сорокина // Вестн. образования и развития науки Рос. акад. естеств. наук. — 2013. — № 2. — С. 95-97.

14. Центр туризма и экскурсии Краснодарского края [Электронный ресурс]. — URL: https://ctekrd. wixsite.com/utur

15. Федотов, Ю. Н. Спортивный туризм: комплексный турпродукт дестинаций или вид спорта по преодолению естественных препятствий природной среды / Ю. Н. Федотов, В. К. Шеманаев // Вестн. Нац. акад. туризма. — 2014. — № 1 (29). — С. 47-51.

16. Хорева, Л. В. Образовательный туризм в системе детско-юношеского туризма: традиции и инновации / Л. В. Хорева, А. В. Шраер // Детско-юношеский туризм: образовательные технологии : сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. — СПб. : НП-Принт, 2015. — С. 270-279.

17. Шарафанова, Е. Е. Детский и юношеский образовательный туризм на сельских территориях европейских стран / Е. Е. Шарафанова // Наука, образование, об-во. — 2015. — № 3 (5). — С. 88-95.

Поступила в редакцию 4 апреля 2017 г.

Для цитирования: Минченко, В. Г. Сфера детского туризма в контексте главной проблемы — обеспечения безопасности / В. Г. Минченко, Ю. Д. Овчинников // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 112-116.

Сведения об авторах

Минченко Владимир Гаврилович — кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Краснодар, Россия. yurij.ovchinnikov@inbox.ru

Овчинников Юрий Дмитриевич — кандидат технических наук, доцент кафедры биохимии, биомеханики и естественно-научных дисциплин, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Краснодар, Россия. yurij.ovchinnikov@inbox.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2017, vol. 2, no. 2, pp. 112-116.

The Sphere of Children's Tourism in the Context of the Main Problem — Ensuring Security V.G. Minchenko, Yu.D. Ovchinnikov

Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar, Russia. yurij. ovchinnikov@inbox. ru

The article discusses the problem of preparation of qualified and certified instructors in the field of children's tourism. This problem was raised at the regional meeting in administration of Krasnodar territory. The main problem for the sphere of children's tourism — ensuring the safety of children.

Keywords: problem, child tourism, human resources, certified instructor, safety.

References

1. Bes'kayev A.A. Detskiy ekologicheskiy turizm kak odno iz prioritetnyh napravleniy razvitiya turizma v Respublike Khakasiya [Children's Environmental Tourism as One of Priority Directions of Development of Tourism in the Republic of Khakassia]. Ekologiya Yuzhnoy Sibiri i sopredel'nyh territoriy [Ecology of Southern Siberia and Adjacent Territories]. Abacan, 2015. Pp. 14-15. (In Russ.).

2. Bizimova I.N., Anisimov T.Yu. Sobytiynyy turizm kak osobyy vid turizma [Event Tourism as a Specific form of Tourism]. Vestnik Irkutskogo universiteta [Bulletin of Irkutsk University], 2006, no. 8, pp. 177-178. (In Russ.).

3. Golikova O.M. Osobennosti servisnogo prostranst-va v detskom turizme [Children's Tourism in Russia: Recommendations for Development]. Servis vRossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 2014, no. 3 (50), pp. 35-43. (In Russ.).

4. Golikova O.M. Detskiy turizm v Rossii: reko-mendatsii dlya razvitiya [Children's Tourism in Russia: Recommendations for Development]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2016, no. 5-4, pp. 681. (In Russ.).

5. Zakon Krasnodarskogo kraya № 1539-KZ ot 21 iyulya 2008 goda «O merakh po profilaktike beznadzor-nosti i pravonarusheniy nesovershennoletnikh v Kras-nodarskom kraye» [Krasnodar Krai law no. 1539-K3 of July 21, 2008 "On Measures for the Prevention of Child Neglect and Offences of Minors in Krasnodar Territory"]. Availble at: http://www.zakaz.krd.ru/www/home. nsf (In Russ.).

6. Kravchenko E.V. Delovoy turizm kak vid professional'noy deyatel'nosti [Business Tourism as a Type of Professional Activity]. Aktual'nyye voprosy sovremennoy nauki [Actual Problems of Modern Science], 2009, no. 9-1, pp. 73-77. (In Russ.).

7. Krutikov V.K., Zaytsev Yu.V., Fyodoro-va O.F. Regional'nyy sel'skiy turizm kak vid malogo predprinimatel'stva [Regional Rural Tourism as a form of Small Business]. APK: ekonomika, upravleniye [APK: Economy, Management], 2013, no. 8, no. 76-81. (In Russ.).

8. Kuporosova E.P., Ulitskaya N.Yu., Akimova M.S. Turizm kak instrument udovletvoreniya potrebnostey cheloveka v razlichnykh vidah otdyhha (na primere Penzenskoy oblasti) [Tourism as a Tool to Meet Human Needs in Different Types of Recreation]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of

Science and Education], 2015, no. 1-1, pp. 532. (In Russ.).

9. Kutepova G.N. Hobbi — turizm kak vid spetsi-al'nogo turizma [Hobby — Tourism as a Special Tourism]. Nauchnyy VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo instituta industrii turizma [Scientific Herald of the Moscow State Institute of Tourism Industry], 2010, no. 6, pp. 22-27. (In Russ.).

10. Na Kubani budut razvivat' turizm dlya detey [In the Kuban will Develop Tourism for Children]. Ku123. Kubanets [Ku123. Kubanets]. Availble at: https://kubanec.info/article/na-kubani-budut-razvivat-turizm-dlya-detey (In Russ.).

11. Poddubnaya T.N., Minchenko V.G. Realizatsiya kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii na raznykh stupenyakh professional'noy podgotovki po napravleniyu «Turizm»: na puti poiska resheniy [The Implementation of the Competence Approach in Education at Different Stages of Training Direction "Tourism": in the Search Solutions]. Materialy nauchnoy i nauchno-metodicheskoy konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoy kul'tury, sporta i turizma [Materials of Scientific and Scientific-Methodical Conference of the Faculty of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism], 2016, vol. 1, pp. 117-119. (In Russ.).

12. Somkin A.A. Fitnes-turizm kak aktual'nyy vid turistskogo servisa [Fitness-tourism as a Form of Tourist Services]. Mir cheloveka [The Human's World], 2009, no. 1, pp. 104-109. (In Russ.).

13. Sorokina N.A. Korporativnyy turizm kak vid de-lovogo turizma [Corporate Tourism as a Form of Business Tourism]. Vestnik obrazovaniya i razvitiya nauki

Rossiyskoy akademii yestestvennykh nauk [Journal of Education and Development Science of the Russian Academy of Natural Sciences], 2013, no. 2, pp. 95-97. (In Russ.).

14. Tsentr turizma i ekskursii Krasnodarskogo kraya. [State Budgetary Institution Center of Tourism and Excursions Krasnodar region]. Available at: https://ctekrd. wixsite.com/utur (In Russ.).

15. Fedotov Yu.N., Shemanayev V.K. Sportivnyy turizm: kompleksnyy turprodukt destinatsiy ili vid sporta po preodoleniyu yestestvennykh prepyatstviy prirodnoy sredy [Sports Tourism: an Integrated Tourist Product of the Destination or Sport to Overcome the Natural Obstacles of the Natural Environment]. Vestnik Natsional'noy akademii turizma [Bulletin of National Academy of Tourism], 2014. no. 1 (29), pp. 47-51. (In Russ.).

16. Horeva L.V., Shraer A.V. Obrazovatel'nyy turizm v sisteme detsko-yunosheskogo turizma: traditsii i inno-vatsii [Educational Tourism in the System of Youth Tourism: Traditions and Innovations]. Detsko-yunosheskiy turizm: obrazovatel'nyye tekhnologii: sbornik nauch-nykh trudovpo materialam IMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Children and Youth Tourism: Educational Technologies. Collection of scientific works on materials of I International scientific-practical conference]. St. Petersburg, 2015. Pp. 270-279. (In Russ.).

17. Sharafanova E.E. Detskiy i yunosheskiy obrazo-vatel'nyy turizm na sel'skikh territoriyakh evropeyskikh stran [Children and Youth Educational Tourism in Rural Territories of European Countries]. Nauka, obrazova-niye, obshchestvo [Science, Education, Society], 2015, no. 3 (5), pp. 88-95. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.