Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИИ ОГРАНИЧЕНИЯ ГЛЭМПИНГА: ТУРИЗМ КАК ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИИ ОГРАНИЧЕНИЯ ГЛЭМПИНГА: ТУРИЗМ КАК ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛЭМПИНГ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / СИМУЛЯЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА / GLAMPING / ECOLOGICAL TOURISM / ETHNIC TOURISM / PSYCHOTHERAPEUTIC TOURISM / EDUCATIONAL TOURISM / SIMULATION / HUMAN DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробченко Андрей Иванович, Голубчиков Геннадий Михайлович, Арпентьева Мариям Равильевна

Статья посвящена осмыслению психолого-педагогических аспектов глэмпинга - современного вида туристической активности населения. За этой относительно новой практикой стоит довольно длительная история этнического и экологического туризма в их образовательных, терапевтических и других модусах. Однако сама практика изучена крайне мало, в том числе и в ее психолого-педагогических аспектах, возможностях и ограничениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL OPPORTUNITIESAND LIMITATIONS OF GLAMPING: TOURISM AS A PRACTICE OF HUMAN DEVELOPMENT

The article is devoted to understanding the psychological and pedagogical aspects of glamping - a modern type of tourist activity of the population. Behind this relatively new practice is the rather long history of ethnic and ecological tourism, in their educational, therapeutic, etc. modes. However, the practice itself has been studied very little, including especially in its psychological and pedagogical aspects, opportunities and limitations.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИИ ОГРАНИЧЕНИЯ ГЛЭМПИНГА: ТУРИЗМ КАК ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 379.85+159.98+ 379.851 ББК 74.6/75.1

DOI 10.24411/2500-0365-2020-15419

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

И ОГРАНИЧЕНИЯ ГЛЭМПИНГА: ТУРИЗМ КАК ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

А. И. Коробченко1, Г. М. Голубчиков2, М. Р. Арпентьева3

1 Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск, Россия 2 Российский государственный университет правосудия, Восточно-Сибирский филиал,

Иркутск, Россия

3 Центр психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие»,

Калуга, Россия

Статья посвящена осмыслению психолого-педагогических аспектов глэмпинга — современного вида туристической активности населения. За этой относительно новой практикой стоит довольно длительная история этнического и экологического туризма в их образовательных, терапевтических и других модусах. Однако сама практика изучена крайне мало, в том числе и в ее психолого-педагогических аспектах, возможностях и ограничениях.

Ключевые слова: глэмпинг, экологический туризм, этнический туризм, психотерапевтический туризм, образовательный туризм, симуляция, развитие человека.

Актуальность. Современный туризм — сфера многочисленных теоретических и практических проблем [1; 4; 7; 10, с. 318; 22]. Эти проблемы решают ученые, туроператоры, туристы. Однако новые решения вызывают новые вопросы и проблемы: таковы, например, практика глэмпинга и ее исследования [9; 18; 20; 24]. Как только появляется новая практика туризма, такая как глэмпинг, возникает потребность исследования ее возможностей и отграничений в контексте рекреационных, образовательных, терапевтических и других аспектов и функций. Глэмпинг очевидно может использоваться с самыми разными целями.

Цель исследования — осмысление психолого-педагогических возможностей и ограничений глэмпинга и туризма в целом как совокупности практик развития человека.

Анализ публикаций по проблематике исследования. Малоизученность глэмпинга проявляется практически на всех уровнях и отношениях. За этим относительно новым понятием стоит довольно длительная история этнического и экологического туризма, в их образовательных, терапевтических и т. д. модусах. Здесь существует огромное число работ, изданий, посвященных самым разным аспектам туристических путешествий и туристики в целом как междисциплинарной сфере научных исследований и прикладных разработок. Среди этого множества наименее изученными оказываются психологические и педа-

гогические аспекту туристики, и, практически нет работ, посвященных психолого-педагогическим проблемам глэмпинга. Многие работы содержательно настолько близки, что выполняют скорее функцию справочной информации, чем научного исследования [5; 6; 14].

Методы исследования: Метод исследования — теоретический анализ психолого-педагогических возможностей и ограничений глэмпинга. Исследование связано с попыткой выделения психолого-педагогических трудностей (ограничений) и ресурсов (возможностей) глэмпинга как разновидности экологического и этнографического туризма, нацеленной на решение задач развития человека как личности, а также его развитие в межличностных и учебно-профессиональных отношениях [2; 20; 21].

Основные результаты исследования. Глэм -пинг («boutique camping», «comfy camping», «luxury camping», or «posh camping») диаметрально отличен от кемпинга. В кемпинге люди самостоятельны и ради природы готовы пожертвовать комфортом, а в глэмпинге заинтересованы те, кто не готов отказаться от привычных удобств, не готов даже ради природной красоты. Желает, чтобы его в большей или меньшей степени обслуживали на отдыхе и т. д. Это далеко не «демократичный» отдых, поэтому вопросов с возможностями глэм-пинга (рекреационными, развивающими и т. д.), больше, чем ответов.

Основные характеристики глэмпинга таковы:

• удаленность базы отдыха от цивилизации, нахождение базы обязательно в красивом и часто труднодоступном месте (гостей доставляют на джипах или вертолетах и т. д.) и комфортное размещение в условиях первозданной природы. Такого рода уединение способствует активизации психологической работы человека над собой, и, таким образом, может использоваться как компонент воспитательного воздействия или взаимодействия;

• продуманный досуг: организаторы предлагают целый набор различных приключенческих, в том числе психотерапевтических активностей. Всегда есть варианты экскурсий и аутентичных развлечений: от трекинга или снегоходных прогулок, до скачек на страусах или полётов на «крыле дракона» и др. В данном случае очевидны образовательные возможности глэмпинга, его функции как вида образовательного туризма;

• экологичность интерьера и пищи, а также, в общем и целом глэмпинг — это экологичный туризм, для него свойственно заботливое отношение к природе и культуре. Глэмпинг-постройки и лагеря в целом предусматривают использование натуральных материалов. Они органично вписываются в окружающий ландшафт, не нанося вреда. Так, практикуется, например, подход, при котором техника и освещение работают благодаря энергии солнца и воды. Глэмпингу также свойственна и большая или меньшая экологическая или этническая аутентичность или псевдо аутентичность. Интерьер и меню перекликаются с местной культурой и природой. В данном случае речь идет о том, что глэм-пинг может выступать как компонент образовательного туризма. А также сопутствующих практик рекреации и исцеления человека на физическом, психологическом и духовном уровнях;

• организаторы глэмпингов стремятся к эстетике и стремятся передать колорит местных природы и культуры. Есть продуманные часто аутентичные варианты для досуга: трекинг, паропланы, поездки на лошадях и прочее. Внутри дома (комнаты-капсулы, стеклянные юрты, домики на деревьях, комнаты-пузыри, хижины, бунгало, вигвамы) все организовано так, чтобы доставлять наслаждение эстетическим ощущениям и быть

удобным/комфортным. Обычно фирма обеспечивает и шикарный вид из окон и дверей такого «аутентичного» домика (на дереве, на лугу и т. д.). Здесь глэмпинг выступает как практика соприкосновения человека с культурой и природой, осознания себя их частью, то есть — практика воспитания.

Также важно отметить, что глэмпинг предполагает нормы обслуживания — «All inclusive». В глэмпинге есть многие признаки отеля, в том числе многие дополнительные услуги, типичные для отеля: ресепшен, комфортное спальное место, удобный санузел, душевая, ресторан, ежедневная уборка номеров, смена полотенец, уборка, завтрак в постель, можно не только отдыхать, но и работать. Так, например, доступен Wi-Fi. Вместе с тем, хотя понятие глэмпинга частично пересекается с такой категорией размещения, как «эко-отель», но оно не дает возможности в полной мере отразить разнообразие существующих в глэмпинге вариантов размещения;

• в рамках международных стандартов глэм-пинга вводится система основных требований: 1. гигиена, чистота, эстетика, безопасность (комфорт); 2. активный отдых на природе (физкультура и спорт, фитнесс или йога); 3. высокое качество обслуживания (сервис); 4. туристские «аттракционы» и специфические объекты показа (познава-тельность); 5. программа особых, целевых ивентов, событий (социальность);

• важно отметить, что «цель кемпингов — быть оригинальным, экзотичным, но при этом сохранять все особенности комфортной жизни и экологичность» [13. С. 198]. В этом контексте глэмпинг может быть рассмотрен как оригинальная, самобытная практика психолого-педагогического воздействия на человека, которая может успешно специфицироваться для разных групп клиентов/учащихся или обучающихся. Однако «сервисная», «игровая» и «комфортная» модели туристики существенно ограничивают воспитательные и психотерапевтические аспекты путешествия, поскольку служат скорее реакреации и удовлетворению текущих (в том числе чисто потребительских) запросов клиента/ученика, чем активизации «зон ближайшего развития» и активизации человека как субъекта природы и культуры в целом.

Они не столько расширяют и углубляют понимание человеком себя и мира, не столько побуждают его к развитию, сколько просто удовлетворяют те желания и интересы, которые уже сложились, до и помимо путешествия. Само путешествие оказывается поэтому, по сути, минимизирвоанным как во внешнем, так и во внутреннем аспектах: минимум физических, психологиеских и нравственных усилий, а значит и трансформаций.

Не случайно фокусов проблематики глэмпинга выступают дискуссии о типах глэмпинг-постро-ек. Глэмпинги включают постройки или средства размещения простого типа («scouting»), постройки или средства размещения улучшенного типа («glamping»), постройки — классические средства размещения («lodging»). Каждой, из которых присваивается категория от 1 до 7 звезд, в зависимости от уровня сервиса, предлагаемых услуг и ряда иных факторов. Часто упоминают, что глэмпинг опирается на использование частных мобильных/ переносных средств размещения (ЧСР), принадлежащих туристам на праве собственности или сдаваемых аренду туристам. Палатки, автодома/ караваны, мобильные дома были первыми типами глэмпингов. «Позже «к палаткам добавились юрты, типи, шалаши, яранги, гэры, которые ... представляют собой стилизованные объекты кемпинг-размещения. К автодомам и караванам — новые модели, которые могут полностью заменить жилые квартиры и предоставить условия для полноценного проживания всей семье. К мобильным домам — дома на деревьях, кемпингкаюты, поды, геодезики и др.» [18., с. 4].

При этом на территории глэмпинга обычно предусматриваются специальные благоустроенные места для турстоянки (питчи). Но есть и иные форматы: а) холидей-парки (парки выходного дня), основная часть питчей заняты сдаваемыми в аренду или частными мобильными домами; б) туринг-парки для размещения туристов с автодомами/караванами; в) кемпинг-парки, предназначенные в основном для размещения палаток. Все эти типы лагерей рассчитаны на разные модели жизни человека: как личности, как члена сообщества, ученика или профессионала, в данном лагере. Например, в последнем случае вероятность и направленность на социальные взаимодействия туристов явно выше, чем в первом и втором.

Больше значение, однако, имеет программа глэмпинга. Именно здесь лежат основные возможности и ограничения путешествия. Все можно использовать во благо развития человека, если к тому есть задачи и ресурсы. В целом же глэмпинг,

как многовариантная практика, может включать формы, ориентированные преимущественно на 1) индивидуальную активность, 2) партнерскую, 3) учебно-профессиональную [19; 20; 21; 22; 23; 24]. Эта активность и работа с нею может осуществляться как параллельно, так и по отдельности.

Деление глэмпингов по типу жилища [10; 11; 17] имеет и иной вариант. Как отмечалось, жилище имеет особенно важное значение, и, потому, побуждает исследователей анализировать именно его функции в глэмпинге, как развивающей человека практике, включая функции хоумтерапии [3; 12; 15; 16]. В отличие от собственно тревел-туристических программ, использующих естественные и искуссттвенные метафоры, включая ландшафт и т. д., для организации рефлексии и трансформации опыта клиента, глэмпинг больше тяготеет к «психотерапии на дому» (home-based therapy) [22; 25]. Причем возможны модификации консультативной или психотепевтической работы, направленные на личностные, межличностные или учебно-профессиональные трудности и проблемы.

В рамках образовательной ситуации глэмпинг может быть успешно использован на базе специализированных глэмпинг-лагерей для детей, подростков и юношей, а также взрослых и пожилых людей. Как педагогическая, так и андрагологиче-ская и геронтогогическая модели предполагают важность активных форм обучения и воспитания. Развитие личности, как один из аспектов развития человека, осуществляется как процесс становления и реализации субъектности, субъектной активности, начиная от саморегуляции внутренних состояний и внешнего поведения, и заканчивая принятием и осуществлением решений о направлениях и качестве межличностного и профессионального становления и развития. Также, любой туризм является попыткой изменить жизнедеятельность человека, включая задачи побуждения его к более свободному и самостоятельному отношению и поведению к жизни [8].

Важно отметить также, что для разных групп клиентов/учащихся и обучающихся, глэмпинг может быть организован как:

1) пространство рекреации и коррекции нарушений функционирования и развития человека как личности, партнера и ученика — для подростков, взрослых и людей «третьего возраста» (старых и пожилых», переживающих возвратные и квазивозрастные (не прямо связанные с возрастном) кризисы (такие как потеря партнера или начало новых от-

ношений, семейные, учебные и трудовые кризисы, в том числе потеря работы или завершение учебы, начало учебы или начало трудовой деятельности и т. д.);

2) пространство обучения и воспитания для детей, подростков и юношей в рамках образовательных программу школ, ссузов, вузов и т. д. (как общего, так и особенно дополнительного типа);

3) пространство интенсивной психологической работы и развития человека как личности, партнера ученика/профессионала в юношеском и взрослом возрастах, в том числе как в периоды кризисов, так и периоды относительной стабильности.

Заключение. Глэмпинг как многовариантная практика может включать формы, ориентированные на 1) индивидуальную активность, 2) партнерскую, 3) учебно-профессиональную активность человека. Эта активность и работа с нею может осуществляться как параллельно, так и по отдельности. Наибольшее значение имеет программа глэмпинга. Именно здесь лежат основные возможности и ограничения путешествия. Кроме нее важную роль играет тип поселения и самого жилища в глэмпингах. Глэмпинги, организованные как виды практик образовательного и психотерапевтического типа, изначально обладают большими возможностями развития человека, его трансформации как личности, партнера и профессионала. Это справедливо для глэмпингов, ориентированных на детей и подростков, юношей и взрослых, пожилых и старых людей. Также важно отметить продуктивность и эффективность глэмпинг ивентов — событийного туризма. Однако все можно использовать во благо развития человека, если к тому есть задачи и ресурсы.

По своему непосредственному, не отсроченному релаксационному потенциалу глэмпинг является весьма продуктивной и эффективной практикой и технологией туристики, вместе с тем, идея глэмпинга изначально предполагает и стимуляцию, и симуляцию общения с природой, и как таковой, с реальностью, что в плане отсроченных эффектов имеет преимущественно деструктивное, нивелирующее значение.

Поэтому хотя практика глэмпинга в целом создает условия для активизации и развития интереса человека к природе и культуре, а также самому себе как субъекту природы и культуры, ее возможности нельзя переоценивать: глэмпинг представляет собой практику развития человека, связанную с рядом серьезных ограничений. Иде-

ологическая ориентация глэмпинга и его потребителей на комфорт представляет собой скорее попытку уйти от реальности, а не вернуться к ней. Для экологического же и этнографического туризма и, в том числе, традиционного «кемпинга», в том числе в его психотерапевтическом и педагогическом (образовательном) модусах, всегда была важно именно столкновение с реальностью: новой, иной, но включающей не только комфорт и безопасность, но вызовы, испытания, трудности жизни в аутентичной природной или культурной среде, а не их имитациях.

Исходя из этого, варианты влияния и типы последствий, возможности и ограничения глэм-пинга в рамках разных программ и ориентаций могут существенно различаться. Рассматриваемая в статье проблема практически не изучена: существуют некоторые попытки комментировать психологические аспекты глэмпинга как вида психотерапевтического и экологического туризма, но они не выходят за рамки текущих констатаций и рекламно-аналитических статей на сайтах глэм-пинга и, немного, социальных сетях. Поэтому совершенно очевидна важность дальнейших, развернутых как теоретических, так и эмпирических психолого-педагогических исследований в этой сфере.

Список литературы

1. Арпентьева, М. Р. Заповедное дело и проблемы современного экологического туризма / М. Р. Арпентьева // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. — 2017. — Т. 10, № 1. — С. 74—90.

2. Арпентьева, М. Р. Тревел-психотерапия или психотерапевтический туризм / М. Р. Арпен-тьева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. — Т. 3, № 2. — С. 91—98.

3. Будилова, Н. В. Хоумтерапия для отчаявшихся хозяек / Н. В. Будилова. — М., 2019. — 220 с.

4. Веткина, С. Н. Использование инновационных средств размещения как способ привлечения новых сегментов туристского рынка в Тюменскую область / С. Н. Веткина, И. А. Никитенко // Образование. Наука. Научные кадры. — 2019. — № 1. — С. 129—130.

5. Воротников, А. М. Глэмпинг как формат развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях в арктической зоне Российской Федерации / А. М. Воротников, С. Ф. Га-санова, А. И. Стоцкий // Журнал исследований по управлению. — 2019. — Т. 5, № 1. — С. 3—10.

6. Воротников, А. М. Глэмпинг — актуальный формат развития туризма в Арктике / А. М. Воротников, С. Ф. Гасанова // Региональная энергетика и энергосбережение. — 2019. — № 1. — С. 58—59.

7. Голубчикова, М. Г. Методологические аспекты проблемы развития учебной самостоятельности студентов средствами физической культуры / М. Г. Голубчикова, А. И. Коробченко, Г. М. Голубчиков // Педагогический ИМИДЖ. — 2018. — Т. 12, № 4 (41). — С. 76—87.

8. Давиденко, I. В. Глемтнг як перспективна форма розвитку екотуризму / I. В. Давиденко // Науковий вшник Мiжнародного гумаштарного ушверситету. — 2017. — № 1. (26). — С. 10—13.

9. Дедок, В. М. Овертуризм и его последствия: международный опыт / В. М. Дедок // Беларусь в современном мире : материалы XVIII Между-нар. науч. конф., посвящ. 98-летию Белорус. гос. ун-та. — Минск : Белорус. гос. ун-т, 2019. — С. 317—323.

10. Дедок, В. М. Современное состояние и перспективы развития глэмпинга в мировой индустрии гостеприимства / В. М. Дедок // Современные тенденции развития международного туризма в мире и Республике Беларусь в условиях глобализации. Материалы международной научно-практической конференции. — Минск : Белорус. гос. ун-т, 2018. — С. 32—38.

11. Кидуэлл, П. Психология города. Как быть счастливым в мегаполисе / П. Кидуэлл. — Москва, 2018. — 288с.

12. Кондрашина, М. К. Глэмпинг как новое направление в туризме / М. К. Кондрашина, Т. А. Волкова // Лучшая студенческая статья — 2017 : сб. ст. XI Междунар. науч.-практ. конкур-сач: в 3 ч. Ч. 2. — Пенза, 2017.— С. 197—200.

13. Лебедева, Т. Е. Глэмпинг : мировой опыт, перспективы развития в России / Т. Е. Лебедева, М. П. Прохорова, Н. М. Кузьмина // Московский экономический журнал. — 2020. — № 4. — С. 72.

14. Маричи, Ю. Практическая хоумтерапия : как сделать дом своим / Ю. Маричи. — Москва, 2019. — 333 с.

15. Нартова-Бочавер, С. К. Дом как жизненная среда человека : психологическое исследование / С. К. Нартова-Бочавер, А. А. Бочавер, Н. С. Дмитриева, С. И. Резниченко. — Москва, 2016. — 220 с.

Поступила в редакцию 08 июня 2020 г.

16. Солдаткина, М. А. Этнографический глэмпинг как элемент популяризации традиций гостеприимства народов Российской Федерации / М. А. Солдаткина, Э. Р. Шарипова // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2019. — Т. 13, № 2. — С. 182—188.

17. Чахова, Д.А. Современные кемпинги — новые возможности развития рынка туристских услуг / Д. А. Чахова, М. В. Кобяк // Науковедение. — 2015. — Т. 7, № 5. — URL: https://naukovedenie.ru/ PDF/25EVN515.pdf.

18. Шевель, К. Влияние эволюции рекреационных потребностей на развитие коллективных средств размещения на примере глэмпингов / К. Шевель // Логистика. — 2017. — № 12 (133). —

C. 48—53.

19. Бизнес-тренд «Глэмпинг» : почему в моде гламурные кемпинги // 1000 ideas. ru. — URL: https://www.1000ideas.ru/article/trendy/glemping-kak-biznes-pochemu-v-trende-glamurnye-kempingi.

20. Psychosocial aspects of ecotourism and nature conservation in Russia / V. V. Arshinova, N. V. Kuznetsova, M. R. Arpentieva, A. V. Nova-kov et al. // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. — 2019. — Vol. 331. — P. 50—54.

21. Tourism Principles and Practice / C. Cooper, J. Fletcher, A. Fyall, D. Gillbert, S. Wanhill. — Harlow : Prentice Hall Financial Times, 2008. — 200 р.

22. Friedman, D. Home is where the client is /

D. Friedman // Counseling Today.— 2012. — September 1. — URL: http://ct.counseling.org/2012/09/ home-is-where-the-client-is/

23. Ilinova, K. V. Glamping: how hikes became luxurious / K. V. Ilinova, E. G. Liakhova // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. — 2019. — Т. 14, № 3. — С. 134—138.

24. Milohnic, I. Global trends affecting camping tourism: managerial challenges and solutions / I. Milohnic, J. C. Bonifacic // Tourism and hospitality management . — 2014. — № 6. — Р. 29—33.

25. Stivers, C. 7 reasons why clients and counselors prefer home-based counseling / C. Stivers // The Family Therapy Blog. — 2015. — August 31. — URL: https://thefamilytherapyblog. com/2015/08/31/7-reasons-why-clients-counselors-prefer-home-based-counseling

Для цитирования: Коробченко, А. И. Психолого-педагогические возможности и ограничения глэмпинга: туризм как практика развития человека / А. И. Коробченко, Г. М. Голубчиков, М. Р. Арпентьева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2020. — Т. 5, № 4 — С. 134—140.

Сведения об авторах

Коробченко Андрей Иванович — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта, Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск, Россия. ORCIDID: https://orcid. ощ/0000-0002-9650-8081. korobchenko-1968@mail.ru;

Голубчиков Геннадий Михайлович — преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин., Российский государственный университет правосудия, Восточно-Сибирский филиал, Иркутск, Россия. ORCIDID: https://orcid.org/0000-0002-2546-3883. atletsport@mail.ru;

Арпентьева Мариям Равильевна — доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования, педагог-психолог, Центр психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие», Калуга, Россия. ORCIDID: https://orcid.org/0000-0003-3249-4941. mariam_rav@mail.ru.

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2020, vol. 5, no. 4, pp. 134—140.

Psychological and pedagogical opportunities and limitations of glamping: tourism as a practice of human development

Korobchenko A.I.1, Golubchikov G.M.2, Arpentieva M.R.3

1 Irkutsk State University of Railway Transport, Irkutsk, Russian Federation, korobchenko-1968@mail.ru

2 East Siberian branch of the Russian state University of justice (Irkutsk, Russian Federation). atletsport@mail.ru

3 Tsiolkovskiy Kaluga State University, Kaluga Magnitogorsk, Russian Federation. mariam_rav@mail.ru

The article is devoted to understanding the psychological and pedagogical aspects of glamping — a modern type of tourist activity of the population. Behind this relatively new practice is the rather long history of ethnic and ecological tourism, in their educational, therapeutic, etc. modes. However, the practice itself has been studied very little, including especially in its psychological and pedagogical aspects, opportunities and limitations.

Keywords: glamping, ecological tourism, ethnic tourism, human development.

References

1. Arpentieva M.R. Zapovednoe delo i problemyi sovremennogo ekologicheskogo turizma [Nature Conservation and problems of modern ecological tourism]. Industriya turizma: vozmozhnosti, prior-itetyi, problemyi i perspektivyi [Tourism industry: opportunities, priorities, challenges and prospects], 2017, vol. 10, no. 1, pp. 74—90. (In Russ.).

2. Arpentieva M.R. Trevel-psikhoterapiya ili psik-hoterapevticheskiy turizm [Travel-psychotherapy or psychotherapeutic tourism]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatel 'naya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2018, vol. 3, no. 2, pp. 91—98 (In Russ.).

3. Budilova N.V. Khoumterapiya dlya otchayavshi-khsya khozyayek [Home therapy for desperate housewives]. Moscow, 2019. 220 p. (In Russ.).

4. Vetkina S.N., Nikitenko I.A. Ispolzovaniye in-novatsionnykh sredstv razmeshcheniya kak sposob privlecheniya novykh segmentov turistskogo rynka v

psychotherapeutic tourism, educational tourism, simulation,

Tyumenskuyu oblast [The use of innovative accommodation facilities as a way to attract new segments of the tourist market in the Tyumen region. Education]. Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry [The science. Scientific staff], 2019, vol. 1, pp. 129—130. (In Russ.).

5. Vorotnikov A.M., Gasanova S.F., Stotsky A.I. Glemping kak format razvitiya ekologicheskogo turizma na osobo okhranyayemykh prirodnykh ter-ritoriyakh v arkticheskoy zone Rossiyskoy Federat-sii [Glamping as a format for the development of ecotourism in specially protected natural areas in the Arctic zone of the Russian Federation]. Zhurnal issledovaniy po upravleniyu [Management Research Journal], 2019, vol. 5, no. 1, pp. 3—10. (In Russ.).

6. Vorotnikov A.M., Gasanova S.F.G. Glemping — aktualnyy format razvitiya turizma v Arktike [Glamp-ing — an actual format for tourism development in the Arctic]. Regionalnaya energetika i energosberez-heniye [Regional Energy and Energy Saving], 2018, vol. 1, pp. 58—59. (In Russ.).

7. Golubchikova M.G., Korobchenko A.I., Golub-chikov G.M. Metodologicheskiye aspekty problemy razvitiya uchebnoy samostoyatelnosti studentov sred-stvami fizicheskoy kultury [Methodological aspects of the problem of developing students' educational independence by means of physical education]. Ped-agogicheskiy IMIDZH [Pedagogical IMAGE], 2018, vol. 4 (41), pp. 76—87. (In Russ.).

8. Davidenko I.V. Glemping yak perspektivna forma rozvitku yekoturizmu [Glemping is a promising form for developing ecotourism]. Naukoviy visnik Mizhnarodnogo gumanitarnogo universitetu [Science News of the International Humanitarian University], 2017, vol. 1 (26), pp. 10—13. [In Ukr.]

9. Dedok V.M. Overturizm i yego posledstviya: mezhdunarodnyy opyt [Overtourism and its consequences: international experience]. Belarus'v sovre-mennom mire [Belarus in the modern world]. Minsk,

2019, pp. 317—323. (In Russ.).

10. Dedok V.M. Sovremennoye sostoyaniye i pers-pektivy razvitiya glempinga v mirovoy industrii gos-tepriimstva [The current state and prospects for the development of glamping in the global hospitality industry]. Sovremennyye tendentsii razvitiya mezh-dunarodnogo turizma v mire i Respublike Belarus v usloviyakh globalizatsii [Modern trends in the development of international tourism in the world and the Republic of Belarus in the context of globalization]. Minsk, 2018, pp. 32—38. (In Russ.).

11. Kidwell P. Psikhologiya goroda, Kak byt schastlivym v megapolise [Psychology of the city, How to be happy in a metropolis]. Moscow, 2018, pp. 288. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kondrashina M.K., Volkova T.A. Glemping kak novoye napravleniye v turizme [Glamping as a new direction in tourism]. Luchshaya studencheskaya statya — 2017 [The best student article — 2017], 2017, vol. 2, pp. 197—200. (In Russ.).

13. Lebedeva T.E., Prokhorova M.P., Kuzmi-na N.M. Glemping: mirovoy opyt, perspektivy razvitiya v Rossii [Glamping: world experience, development prospects in Russia]. Moskovskiy eko-nomicheskiy zhurnal [Moscow Economic Journal],

2020, vol. 4, pp. 72. (In Russ.).

14. Marichi Yu. Prakticheskaya khoumterapiya: kak sdelat dom svoim [Practical home therapy: how to make your house your own]. Moscow, 2019. Pp. 1—333. (In Russ.).

15. Nartova-Bochaver S.K., Bochaver A.A., Dmi-trieva N.S., Reznichenko S.I. Dom kak zhiznennaya sreda cheloveka: psikhologicheskoye issledovaniye [House as a living environment of a person: psychological research]. Moscow, 2016. Pp. 1—220. (In Russ.).

16. Soldatkina M.A., Sharipova E.R. Etnografich-eskiy glemping kak element populyarizatsii tradit-siy gostepriimstva narodov Rossiyskoy Federatsii [Ethnographic glamping as an element of popularizing the traditions of hospitality of the peoples of the Russian Federation]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Bulletin of the Association of Tourism and Service Universities], 2019, vol. 13 (2), pp. 182—188. (In Russ.).

17. Chakhova D.A., Kobyak M.V. Sovremennyye kempingi — novyye vozmozhnosti razvitiya rynka turistskikh uslug [Modern campsites — new opportunities for the development of the tourist services market]. Naukovedeniye [Science of Science], 2015, vol. 7, no. 5, pp. 1. (In Russ.).

18. Shevel K. Vliyaniye evolyutsii rekreatsion-nykh potrebnostey na razvitiye kollektivnykh sredstv razmeshcheniya na primere glempingov [Influence of the evolution of recreational needs on the development of collective accommodation facilities using the example of glampings]. Logistika [Logistics], 2017, vol. 12, no. 133, pp. 48—53. (In Russ.).

19. Biznes-trend «Glemping»: pochemu v mode glamurnyye kempingi [Glamping business trend: why glamorous campsites are in fashion]. I000ideas.ru [1000ideas.ru]. Available at: https://www.1000ideas. ru/article/trendy/glemping-kak-biznes-pochemu-v-trende-glamurnye-kempingi. (In Russ.).

20. Arshinova V.V., Kuznetsova N.V., Arpen-tieva M.R., Novakov A. V., Slepukhina G.V., Bykas-ova L.V. Psychosocial aspects of ecotourism and nature conservation in Russia. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 2019, vol. 331, pp. 50—54.

21. Cooper C. Fletcher J., Fyall A., Gillbert D. & Wanhill S. Tourism Principles and Practice. Harlow, Prentice Hall Financial Times, 2008. Pp. 1—200.

22. Friedman D. Home is where the client is. Counseling Today. 2012. Available at: http://ct.counseling. org/2012/09/home-is-where-the-client-is.

23. Ilinova K.V., Liakhova E.G. Glamping: how hikes became luxurious. Travel industry: opportunities, priorities, problems and prospects, 2018, no. 14 (3), pp. 134—138.

24. Milohnic I, Bonifacic J. C. Global trends affecting camping tourism: managerial challenges and solutions. Tourism and hospitality management, 2014, vol. 6, pp. 29—33.

25. Stivers C. 7 reasons why clients and counselors prefer home-based counseling. The Family Therapy Blog, 2015, August 31. Available at: https://thefamil-ytherapyblog.com/2015/08/31/7-reasons-why-clients-counselors-prefer-home-based-counseling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.