Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА СЕМЕЙ С "ОСОБЫМИ" ДЕТЬМИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА СЕМЕЙ С "ОСОБЫМИ" ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / «ОСОБЫЕ» ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резникова Е. В., Салаватулина Л. Р.

Введение. В статье обоснована актуальность и востребованность инклюзивного волонтерства как формы взаимодействия и оказания педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Учитывая современные социальные, общественные условия, многие из родителей настаивают на обучении своих «особых» детей в обычных общеобразовательных организациях, выбирая их приоритетными. Но существует ряд сложностей в решении образовательных задач, которые в целом сказываются на учебно-воспитательном процессе и психолого-педагогическом сопровождении таких детей. Это трудности получения полноценного образования и комплексной коррекционно-педагогической помощи в условиях общеобразовательной школы, вопросы социализации, проблемы принятия и отношения сверстников к лицам с ОВЗ. вышесказанное позволило сформулировать проблему нашего исследования, которая заключается в выборе технологий для подготовки будущих педагогов к реализации волонтерского сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивных школах. Основываясь на теоретических подходах к волонтерской практике и практическом опыте, авторами выделены технологии, которые возможно использовать для подготовки студентов к инклюзивному волонтерству семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ научной литературы и нормативно-правового обеспечения реализации образовательных услуг для обучающихся с ОВЗ. Изучено состояние проблемы организации инклюзивного волонтерства. Среди практических методов исследования использованы следующие: изучение истории развития детей с ОВЗ, их личных дел и медицинских карт, наблюдение, беседа, констатирующий, контрольный, обучающий эксперименты, анализ и обобщение полученных результатов. В исследовании использованы диагностические методики, направленные на изучение особенностей взаимодействия участников образовательного процесса в инклюзивной школе и возможностей адаптации обучающихся с ОВЗ. Результаты. На основании проведенного исследования вынесены на обсуждение организационные, содержательные аспекты практико-ориентированных технологий для подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного волонтерства в сопровождении семей, воспитывающих «особых» детей. В ходе экспериментальной работы предложены родителям детей с ОВЗ, психологам, учителям начальных классов, учителям-логопедам образовательной организации рекомендации по организации взаимодействия с волонтерами, проведены консультации по включению волонтеров в различные этапы образовательного процесса: на уроках, коррекционных занятиях и во внеурочной деятельности. Это способствовало решению вопросов адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ среди сверстников, включению «особых» детей в учебный процесс. Обсуждение. Подчеркивается, что результаты экспериментальной работы по внедрению инклюзивного волонтерства доказывают целесообразность проведения такой подготовительной работы среди студентов для дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности, для решения на практике вопросов сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, с учетом специально отобранных технологий волонтерской деятельности. Рекомендованные технологии помогут будущим педагогам самостоятельно выстраивать взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса в инклюзивной школе. Заключение. Волонтеры, которыми являются студенты дефектологического факультета, в рамках своей профессиональной компетентности оказывают помощь родителям, непосредственно обучающимся с ОВЗ, адаптироваться в образовательном пространстве. Они изучают индивидуальные особенности и помогают «особым» детям организовать взаимодействие со сверстниками в классе, помогают педагогам этих детей включить в учебную и внеурочную деятельность, подсказывают, какую помощь возможно оказать своему ребенку родителям при выполнении домашних заданий, посещают уроки с целью непосредственного сопровождения ребенка с ОВЗ на различных этапах работы на уроке. Комплексная работа всех участников образовательного процесса в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ с привлечением волонтеров способствует успешной их социальной адаптации и благоприятно отражается на развитии каждого «особого» ребенка. У таких учеников появляется уверенность в своих собственных силах, формируется желание учиться и выстраивать коммуникации со своими сверстниками, формируется положительное отношение к обучению. Основные положения: - описаны подходы к реализации волонтерского сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, которые обучаются в условиях инклюзивной школы; - отобраны и описаны практико-ориентированные технологии, которые возможно использовать волонтерам при сопровождении семей, воспитывающих «особых» детей; - представлены выводы о возможности участия волонтеров в реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF INCLUSIVE VOLUNTEERING FOR FAMILIES WITH “SPECIAL” CHILDREN

Introduction. The article substantiates the relevance and relevance of inclusive volunteering as a form of interaction and provision of pedagogical assistance to families raising children with disabilities. Given the current social and social conditions, many of the parents insist on teaching their “special” children in ordinary educational institutions, choosing them as a priority. But there are a number of difficulties in solving educational problems, which generally affect the alignment of the educational process and the psychological and pedagogical support of such children. These are the difficulties of obtaining a full-fledged education and comprehensive correctional and pedagogical assistance in a general education school, issues of socialization and problems of acceptance and attitudes of peers towards persons with disabilities. The foregoing allowed us to formulate the problem of our study, which is the choice of technologies for preparing future teachers for the implementation of volunteer support for families raising children with disabilities studying in inclusive schools. Based on theoretical approaches to volunteer practice and practical experience, the authors have identified technologies that can be used to prepare students for inclusive volunteering in families raising children with disabilities. Materials and Methods. The main method of our research is the analysis of scientific literature and regulatory support for the implementation of educational services for students with disabilities. The state of the problem of organizing inclusive volunteering has been studied. Among the practical research methods, the following were used: studying the history of the development of children with disabilities, their personal files and medical records, observation, conversation, ascertaining, control, teaching experiments, analysis and generalization of the results obtained. The study used diagnostic methods aimed at studying the features of the interaction of participants in the educational process in an inclusive school and the possibilities of adaptation of students with disabilities. Results. On the basis of the study, the organizational, content aspects of practice-oriented technologies for preparing future teachers for the implementation of inclusive volunteering accompanied by families raising "special" children are discussed. In the course of the experimental work, recommendations were offered to parents of children with disabilities, psychologists, primary school teachers, speech therapists of an educational organization on organizing interaction with volunteers, consultations were held on the inclusion of volunteers in various moments of the educational process in the classroom, remedial classes and extracurricular activities. This contributed to the solution of issues of adaptation and socialization of students with disabilities among peers, the inclusion of "special" children in the educational process. Discussion . On the basis of the study, the organizational, content aspects of practice-oriented technologies for preparing future teachers for the implementation of inclusive volunteering accompanied by families raising "special" children are discussed. In the course of the experimental work, recommendations were offered to parents of children with disabilities, psychologists, primary school teachers, speech therapists of an educational organization on organizing interaction with volunteers, consultations were held on the inclusion of volunteers in various moments of the educational process in the classroom, remedial classes and in extracurricular activities. This contributed to the solution of issues of adaptation and socialization of students with disabilities among peers, the inclusion of "special" children in the educational process. Conclusion. It is concluded that volunteers, who are students of the Faculty of Defectology, within the framework of their professional competence, help parents who are directly studying with disabilities to adapt in the educational space. They study individual characteristics and help “special” children organize interaction with peers in the classroom, help teachers to include these children in educational and extracurricular activities, suggest what kind of help it is possible to provide their child to parents with homework, attend classes in order to directly accompany the child with disabilities at various stages of work in the classroom. The complex work of all participants in the educational process in the framework of the psychological and pedagogical support of students with disabilities with the involvement of volunteers contributes to their successful social adaptation and favorably affects the development of each "special" child. Such students develop confidence in their own abilities, develop a desire to learn and build communication with their peers, and develop a positive attitude towards learning. Highlights: Approaches to the implementation of inclusive volunteering of families raising children with disabilities who study in an inclusive school are described; Selected and described practice-oriented technologies that can be used by volunteers accompanied by families raising children with special needs; Conclusions are presented on the possibility of volunteers' participation in the implementation of psychological and pedagogical support for students with disabilities in the conditions of a general educational organization.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА СЕМЕЙ С "ОСОБЫМИ" ДЕТЬМИ»

Научная статья

УДК 159.9

ББК 88.6+88.3+88.26

йО! 10.25588/С8Ри.2023.175.3.014

Е. В. Резникова1, Л. Р. Салаватулина2

ЮЯСГО № 0000-0002-4785-3559 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: elen2211@mail.ru

гу X

гуманитарно-педагогический университет, §

о о

а л с

2ORCID № 0000-0002-9004-7827 I

Л

Л

0

1 №

0

1 3

I

I ^

Л

ж 8 №

8 Ж

8

8

№ ж

I

^

I

№ §

и оказания педагогическом помощи семьям, воспитывающим де- ж

Л

тей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Учитывая О

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация, E-mail: salavatulinalr@cspu.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА СЕМЕЙ C «ОСОБЫМИ» ДЕТЬМИ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность и востребованность инклюзивного волонтерства как формы взаимодействия

современные социальные, общественные условия, многие из родителей настаивают на обучении своих «особых» детей в обычных общеобразовательных организациях, выбирая их приоритетными. Но существует ряд сложностей в решении образовательных задач, которые в целом сказываются на учебно-воспитательном процессе и психолого-педагогическом сопровождении таких детей. Это трудности получения полноценного образования и комплексной

о о о

е

© Резникова Е. В., Салаватулина Л. Р., 2023

а ж а

I

а

«о

а

коррекционно-педагогической помощи в условиях общеобразовательной школы, вопросы социализации, проблемы принятия и отношения сверстников к лицам с ОВЗ. вышесказанное позволило сформулировать проблему нашего исследования, которая заключается в выборе технологий для подготовки будущих педагогов к реализации волонтерского сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивных школах. Основываясь на теоретических подходах к волонтерской практике и практическом опыте, авторами выделены технологии, которые возможно использовать для подготовки студентов к инклюзивному волонтерству семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ научной литературы и нормативно-правового обеспечения реализации образовательных услуг для обучающихся с ОВЗ. Изучено состояние проблемы организации инклюзивного волонтерства. Среди практических методов исследования использованы следующие: изучение истории развития детей с ОВЗ, их личных дел и медицинских карт, наблюдение, беседа, констатирующий, контрольный, обучающий эксперименты, анализ и обобщение полученных результатов. В исследовании использованы диагностические методики, направленные на изучение особенностей взаимодействия участников образовательного процесса в инклю-

О зивной школе и возможностей адаптации обучающихся с ОВЗ. ^ Результаты. На основании проведенного исследования вы-

несены на обсуждение организационные, содержательные аспекты

а

«о

I

» практико-ориентированных технологий для подготовки будущих

йн

^ педагогов к реализации инклюзивного волонтерства в сопровожде-

нии семей, воспитывающих «особых» детей. В ходе эксперимен-

тальной работы предложены родителям детей с ОВЗ, психологам, учителям начальных классов, учителям-логопедам образовательной организации рекомендации по организации взаимодействия с волонтерами, проведены консультации по включению волонтеров в различные этапы образовательного процесса: на уроках, коррек-ционных занятиях и во внеурочной деятельности. Это способствовало решению вопросов адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ среди сверстников, включению «особых» детей в учебный

гу и

ол о

г о

процесс. пе

д

а г о г и ч е с

ко е

со

среди студентов для дальнейшей самостоятельной профессио- пр

о

в

нальной деятельности, для решения на практике вопросов сотруд- § ничества с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, с учетом специально отобранных технологий волонтерской деятельности.

Обсуждение. Подчеркивается, что результаты экспериментальной работы по внедрению инклюзивного волонтерства доказывают целесообразность проведения такой подготовительной работы

е н и е и

нк

Рекомендованные технологии помогут будущим педагогам само- §

з ив

стоятельно выстраивать взаимодействие между всеми участника- но

г

о в

ол о

ми образовательного процесса в инклюзивной школе.

Заключение. Волонтеры, которыми являются студенты де- § фектологического факультета, в рамках своей профессиональной компетентности оказывают помощь родителям, непосредственно обучающимся с ОВЗ, адаптироваться в образовательном пространстве. Они изучают индивидуальные особенности и помогают «особым» детям организовать взаимодействие со сверстниками в классе, помогают педагогам этих детей включить в учебную и внеурочную деятельность, подсказывают, какую помощь возможно оказать своему ребенку родителям при выполнении домашних заданий,

посещают уроки с целью непосредственного сопровождения ребенка с ОВЗ на различных этапах работы на уроке. Комплексная работа всех участников образовательного процесса в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ с привлечением волонтеров способствует успешной их социальной адаптации и благоприятно отражается на развитии каждого «особого» ребенка. У таких учеников появляется уверенность в своих собственных силах, формируется желание учиться и выстраивать коммуникации со своими сверстниками, формируется положительное отношение к обучению.

Ключевые слова: инклюзивное волонтерство; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; практико-ориен-тированные технологии; психолого-педагогическое сопровождение; «особые» дети.

Основные положения:

- описаны подходы к реализации волонтерского сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, которые обучаются в условиях инклюзивной школы;

- отобраны и описаны практико-ориентированные технологии, которые возможно использовать волонтерам при сопро-

1 вождении семей, воспитывающих «особых» детей;

^

Г

а

а

U ^

а

«о §

s ж

Р

йн

И5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

hq

- представлены выводы о возможности участия волонтеров в реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации.

1 Введение (Introduction)

Модернизация российской системы образования и внедрение новых Федеральных государственных образовательных стан-

дартов ориентировало школы на повышение качества процесса получения образования «особыми» детьми (Белоусова Н. А., Григорьева Е. В., Ковтун Р. Ф. Инновационные подходы к подготовке педагогов начального образования: теория и практика : монография. Челябинск : Юж.-Урал. научный центр РАО, 2020. 408 с. ISBN 978-5-907284-70-8) [1].

Однако, многие сложности в организации обучения детей с ОВЗ пока далеки от своего разрешения. На основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 (Ст. 44; последняя редакция 29.12.2012 г.) и с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, родители (законные представители) обучающихся с ОВЗ имеют право выбирать форму получения образования ребенком. Выбирая инклюзивное образование для своего «особого» ребенка, они сталкиваются с необходимостью постоянного пребывания с таким учеником в общеобразовательной организации. Среди возможных вариантов оказания педагогической помощи ученику с ОВЗ и его родителям можно

Вопросы организации и специфики инклюзивного волон-терства отражены в работах отечественных и зарубежных педагогов, психологов, специалистов социальной сферы (С. И. Аксенов, Е. Н. Алексеева, Г. П. Бодренкова, В. И. Богдановская, Л. И. Быст-рова, М. С. Горбулёва, Е. П. Примак, Н. В. Тарасова, Е. П. Федосова, А. Ю. Шеманов, С. В. Михайлова, Б. П. Ильин, Л. А. Кудринская, С. В. Алещенок, Е. С. Азарова, О. В. Решетников, У П. Косова, Л. Джойслин, Д. М. Кимберли, П. Скоглио, Р. А. Стеббинс, С. Дж. Шлайен и др.) (Горлова Н. И. Становление и развитие института волонтерства в России: история и современность.

гу К

X §

о

г

о 5

№ д

а г о г К ч № с

о № с

о 3

о

№ о

д

№ Ж К №

К Ж

К

выделить инклюзивное волонтерство. Ж

ж о

г о

№ §

о Ж

S №

3

с

S №

а с

Kl

о

с

о №

д

Москва: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, 2019. 290 с. ISBN 978-5-86443-275-4) [2].

Родители вынуждены искать среди педагогов помощников, которые могли бы сопровождать их детей. Наиболее активно отзываются на такой призыв студенты педагогических вузов дефектологических факультетов, знающие теоретические и практические аспекты оказания коррекционной, тьюторской помощи (В. А. Бородина, E. В. Гнатышина, В. С. Цилицкий и др.) (Бородина В. А. Педагогические основы реализации федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья : учебно-методическое пособие. Челябинск : Изд-во Южно-Уральского гос. гуманитарно-пед. ун-та, 2018. 203 с. ISBN 978-5-906908-99-5).

Образовательная практика, личный опыт, практические рекомендации педагогов по сопровождению «особых» детей в инклюзивной школе говорят о необходимости профессиональной подготов-ки будущих дефектологов к инклюзивному волонетер-ству семей, что позволит облегчить решение адаптационных и образовательных задач (Н. И. Горлова, 2017) [2].

а

§ Проблема исследования обусловлена противоречием между

а

«о

а

существующими трудностями развития системы общего образова-

^ ния и реализацией психолого-педагогического сопровождения де-

тей с ОВЗ, с одной стороны, и недостатком научных исследований, методических разработок по их сопровождению с использованием | технологий волонтерского сопровождения в условиях инклюзивного образования, с другой. Таким образом, заявленная проблема ^ исследования является актуальной для реализации инклюзивного

образования «особых» детей и оказания педагогической помощи в целом семьям, в которых они воспитываются.

2 Материалы и методы (Materials and Methods)

Практической базой нашего исследования была выбрана инклюзивная школа — Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N° 73 г. Челябинска». Это площадка Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета для проведения

гу К

X §

о

г о

студенческой педагогической практики. а

&

а г о г К Л

а

о §

л о о

деятельностные, компетентностью подходы к подготовке студен- ^

о

№ о

В качестве методологических основ исследования использованы гуманистические, культурно-исторические, системные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ, социокультурные,

тов для дальнейшей профессиональной деятельности в рамках инее

клюзивного волонтерства семей. К

Л

К

ж

Основным теоретическим методом исследования выбран

анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-пра-

ж

вового обеспечения инклюзивного образования, организовано ж

о

изучение состояния проблемы исследования. Мы изучали истории ж развития «особых» детей, наблюдали за ними, беседовали со всеми | участниками образовательного процесса. Для изучения профессиональной готовности студентов к инклюзивному волонтерству использовали методику профессиональных проб (Е. А. Климов, Г. В. Резапкина), уточняли сформированность профессиональных интересов на основе специально смоделированных ситуаций и бесед (В. А. Бородина, 2017; Г. М. Беспалова, 2018).

Первоначальные идеи добровольного сопровождения детей с ОВЗ мы находим еще работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

Именно Д.Б. Эльконин говорит о том, что при обучении ребенка и переходе его с одной ступени получения образования на другую без специальной поддержки, помощи наставника теряются важнейшие психологические новообразования, которые сформировались у ребенка на предшествующих этапах развития. По данным исследований С. И. Аксенова, Е. Н. Алексеевой, Г. П. Бодренковой, В. И. Богдановской, Л. И. Быстровой, М. С. Горбулёвой, Н. В. Тарасовой, Е. П. Федосовой, А. Ю. Шеманова и др. нахождение волонтера рядом с учеником в этот сложный период значительно облегчает усилия ребенка, направленные на усвоение образовательной программы, установление новых коммуникаций и повышает качество дальнейшего его вхождения во взрослую самостоятельную и профессиональную жизнь.

К. Валстром, К. Маклафлин, П. Зваал, Д. Романе и др. говорят о том, что сопровождение учащегося необходимо для того, чтобы он научился самостоятельно решать собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями, адекватно воспринимал окружающую его среду [3].

Волонтерство, с педагогической точки зрения, — это про-а фессиональная позиция, которая предполагает добровольное и за-

ж 8

5 интересованное участие педагога, специалиста или родителя в пси-Г

а

а

холого-педагогическом сопровождении ребенка, участие в реали-

О зации индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ, ^ в отборе форм, способов взаимодействия между всеми участни-

ками образовательного процесса. Волонтер может сопровождать | процесс обучения «особого» ребенка в учебном классе, пребывание и передвижение ребенка в школе, его участие в системе дополнительного образования [4].

Применение практико-ориентированных технологий в инклюзивном волонтерстве семей предполагает, что будут учитываться индивидуальные особенности развития сопровождаемого ребенка, особенности семейного воспитания и взаимодействия членов семьи, спроектрованная образовательная траектория для ребенка в школе [5; 6].

Как показали наши наблюдения, волонтер на первых этапах обучения выступает в роли проводника ребенка с ОВЗ в образовательное пространство школы. Его деятельность способствует й тому, чтобы подготовить ребенка быть самостоятельным, не бояться выйти за пределы семейного и школьного пространства. Волонтер рефлексивно соотносит достижения ребенка с его интересами и устремлениями. 3

Волонтерство семьи в контексте нашего исследования реализуется через выполнение последовательных шагов. Это изучение особенностей взаимодействия членов семьи, отношения в семье

вождения ребенка и обучения в школе; анализ и рефлексия в процессе выполнения или завершения поставленной задачи (А. П. Тря-пицына, Л. Н. Бережнова, М. Р. Битянова и др.) (Быстрова Л. И., Га-лиханова Л. В., Крутицкая Е. В. Методические рекомендации по развитию сети волонтерских центров инклюзивного добровольчества. Москва : РГСУ, 2018. 99 с. ISBN 978-5-7139-1358-8) [7].

Студент-волонтер, реализуя сопровождение семей в инклюзивной школе, способен выполнять функции помощника, наставника,

ж ж

к «особому» ребенку, связанное с его образованием; информаци- §

з ж

онный поиск методов, приемов, технологий, средств для организа- ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж

ции взаимодействия с членами семьи; оказание помощи на этапе №

ж

реализации непосредственно психолого-педагогического сопро- ж

о

о о о

е

организатора, координатора взаимодействия, диагноста, сопровождающего, посредника, консультанта. Он реформирует образовательное пространство под задачи индивидуального обучения «особого» ребенка. Таким образом, волонтер — это в первую очередь, помощник семьи учащегося с ОВЗ, который может помочь ребенку осваивать разработанную индивидуальную образовательную программу, сможет ответить на любые вопросы ребенка, организовать учебную деятельность для индивидуального развития конкретного обучающегося с ОВЗ. Для родителей важным будет продвижение в усвоении ребенком образовательной программы, успешная социализация среди сверстников-одноклассников. Задача волонтера — оказать помощь в построении индивидуального образовательного пространства для «особого» ребенка как условия, средства для предоставления возможности проявления познавательных инициатив и личностных интересов. 3 Результаты (Results)

Обобщив классификации технологий (Г. К. Селевко, В. Г. Гульчевская, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Т. С. Бусыгина и др.), мы пришли к выводу о том, что технологии во-

а лонтерской деятельности еще находятся в стадии разработки и

на

5 описания у ученых и практиков. Проанализировав имеющийся в

ту

ва науке технологический запас, мы считаем, что для реализации ин-

О клюзивного волонтерства можно использовать наиболее эффективен

t^ ные практико-ориентированные технологии, которыми и возможно

§ вооружить студента дефектологического факультета. К таким мы

ко

к отнесли следующие: технологии индивидуального и группового

йн

сц

hq

консультирования родителей, технологии индивидуального сопровождения, технологии привлечения, технологии собеседования,

технологии портфолио, ведения дневника, технологии самопрезентации, создания события, технологии сопровождения познавательных интересов, технологии творческих и интеллектуальных мастерских, технологии социокультурных игр, тренинговые технологии. Используя такие технологии, мы формируем у родителей адекватное восприятие, принятие и понимание собственного «особого» ребенка. Выбор определенной технологии для деятельности волонтера обоснован индивидуальными особенностями развития ребенка, зависит от его возрастных характеристик, личност- й ных и профессиональных предпочтений самого волонтера, зависит от особенностей семейного воспитания, от понимания задач развития и образования родителями «особого» ребенка, от межличностного взаимодействия всех членов семьи [6; 7 ]. Ц

о

Результаты нашего исследования показали, что для реали- § зации инклюзивного волонтерства в сопровождении детей с ОВЗ в образовательном учреждении необходимо выполнение следующих условий: нормативное обеспечение работы волонтера в сопро- §

з ж

вождении детей с ОВЗ на уровне локальных нормативных актов; жж методическое обеспечение деятельности волонтера; возможность реализовать индивидуализацию учебного процесса для обучаю- § щихся с ОВЗ; расширение социальной деятельности обучающихся, которая обеспечивается включением их в различные формы внеурочной и досуговой деятельности; организация рефлексии, которая реализуется через обсуждения с детьми и их родителями ежедневных результатов, ближайших жизненных перспектив в школе.

Волонтер оказывает добровольную помощь при реализации индивидуальной образовательной программы для «особого» ребенка. Реализация индивидуальной программы сопровождения

а ж s

I

а

«о

а

ребенка с ОВЗ определяет разные задачи и функции специалистов школы. Учитель класса, учитель-дефектолог задают содержание, последовательность и темп усвоения образовательной программы такими детьми. Педагог-психолог работает в направлении изучения и развития психических процессов школьников. Учитель-логопед организует работу с ребенком и его семьей по коррекции имеющихся нарушений устной и письменной речи. Волонтер работает над формированием самопринятия у «особого» ребенка, учитывает его личные предпочтения, познавательный и творческий интересы, сопровождает реализацию индивидуальной образовательной программы, при этом, согласует все свои действия по сопровождению ребенка с родителями [8].

4 Обсуждение (Discussion)

Инклюзивное волонтерство в сопровождении семей, воспитывающих детей с ОВЗ, предполагает использование практико-ориентированных технологий для перехода в обучении детей от предметного содержания к межпредметному, от адаптивной формы поведения «особого» ребенка к деятельностной активности, для формирования готовности у творческой, образовательной, коммуникативной самореализации (Е. А. Екжанова, 2018) [9].

В современном образовательном учреждении функции волонтера может выполнять педагог, социальный педагог, учитель-

О дефектолог, иногда родитель. Однако предпочтительнее видеть ^ рядом с «особым» ребенком в качестве волонтера профессионально

подготовленного квалифицированного специалиста. В нашем ис-ижз следовании такими специалистами явились студенты факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ, которые на базе МАОУ СОШ N° 73 г. Челябинск проходили педагогическую

практику, организовывали собственные исследования в рамках выполнения квалификационных исследований, тем самым реали-зовывали инклюзивное волонтерство.

5 Заключение (Conclusion)

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы. Волонтер, сопровождая семьи и «особых» детей, помогает реализовать индивидуальные коррекционно-образова-тельные программы, разработанные для них специалистами психолого-педагогического сопровождения школы, оказывает ребенку s помощь в учебной деятельности, активно привлекая к этому родителей. Практика показывает, что при использовании технологий сопровождения семей возможно более успешное овладение учеб-

л д

а г о г и ч е

с §

л с о

ной программой, адаптация и социализация в социуме их детей. ^

§

о

Таким образом, реализована главная цель инклюзивного волон-терства семей, которая состоит в том, чтобы ребенок с ОВЗ добился ж

л

как можно большего в своем развитии при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся у | него проблемы и дефициты в развитии.

Библиографический список

1. Васильковская М. И., Воронина Е. А., Зайцева Т. В. Педагогика во-лонтерства: феноменология и социально-культурная практика : монография. Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2021. - 183 с. § ISBN 978-5-8154-0669-8. |

2. Горлова Н. И. Организация волонтерского движения на базе выс- к, ших учебных заведений России: тенденции и приоритеты // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. № 4. С. 124-130. DOI g 10.18384/2310-676X-2017-4-124-131. ^

3. Горлова Н. И., Зальцман Т. В., Кононова Т. Б. Инклюзивное добровольчество : история становления и современные тенденции развития : моно- ^ графия. Москва : Перспектива, 2018. - 155 с. ISBN 978-5-905790-34-8.

4. Жылдызбек К. А. Роль и значение волонтерства в формировании

а s

а а

социокультурных компетенций студентов вуза // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2018. № 4 (46). С. 150-152.

5. Савинова Н. А. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на основе образовательных потребностей // Человек и образование. 2015. № 4 (45). С. 153-157.

6. Митичев Е. В. Организация социально-полезной деятельности студентов в рамках волонтерской деятельности вуза // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе : материалы международной заочной научно-практической конференции, 25 февраля 2015 года. Арзамас : Арзамасский филиал ННГУ, 2015. С. 332-336.

7. Полтавская М. Б. Профессиональное волонтерство и его возможности в социальной сфере // Актуальные проблемы социальной сферы: теория и практика : материалы II Всероссийского научно-практического семинара, Тамбов, 22-23 апреля 2019 года. Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2019. С. 140-143.

8. Шарикова Е. С. Опыт, проблемы и перспективы инклюзивного во-лонтерства в России и за рубежом (сравнительный анализ) // E-Scio. 2021. № 1 (52). С. 536-545.

9. Екжанова Е. А. Модель педагогического сопровождения педагогом-тьютором детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения // Специальное образование. 2018. № 4 (52). С. 21-40. DOI 10.26170/sp18-04-02.

Ye. V. Reznikova1, L. R. Salavatulin а2

1ORCID No. 0000-0002-4785-3559 Candidate of Pedagogic Sciences,

Associate Professor at the Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: elen2211@mail.ru

2ORCID No. 0000-0002-9004-7827 Candidate of Pedagogic Sciences,

Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology,

^ South-Ural state Humanities-Pedagogical University,

^ Chelyabinsk, Russia.

£ E-mail: salavatulinalr@cspu.ru %

50 £

o

°S c

a a

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF INCLUSIVE VOLUNTEERING FOR FAMILIES WITH "SPECIAL" CHILDREN

Abstract

Introduction. The article substantiates the relevance and relevance of inclusive volunteering as a form of interaction and provision of pedagogical assistance to families raising children with disabilities. Given the current social and social conditions, many of the parents insist on teaching their "special" children ^ in ordinary educational institutions, choosing them as a priority. 0 But there are a number of difficulties in solving educational problems, which generally affect the alignment of the educational process and the psychological and pedagogical support of d

|

such children. These are the difficulties of obtaining a full- d fledged education and comprehensive correctional and pedagog- 5 ical assistance in a general education school, issues of socializa- g tion and problems of acceptance and attitudes of peers towards | persons with disabilities. The foregoing allowed us to formulate r

«"I«

the problem of our study, which is the choice of technologies for i, preparing future teachers for the implementation of volunteer support for families raising children with disabilities studying | in inclusive schools. Based on theoretical approaches to volunteer practice and practical experience, the authors have identi- | fied technologies that can be used to prepare students for inclusive volunteering in families raising children with disabilities. o Matirials andMithods. The main method of our research a is the analysis of scientific literature and regulatory support for the implementation of educational services for students with disabilities. The state of the problem of organizing inclusive volunteering has been studied. Among the practical research methods, the following were used: studying the history of the development of children with disabilities, their personal files and medical records, observation, conversation, ascertaining, | control, teaching experiments, analysis and generalization of the

results obtained. The study used diagnostic methods aimed at studying the features of the interaction of participants in the educational process in an inclusive school and the possibilities of adaptation of students with disabilities.

Results. On the basis of the study, the organizational, content aspects of practice-oriented technologies for preparing future teachers for the implementation of inclusive volunteering accompanied by families raising "special" children are discussed. In the course of the experimental work, recommendations were offered to parents of children with disabilities, psychologists, primary school teachers, speech therapists of an educational organization on organizing interaction with volunteers, consultations were held on the inclusion of volunteers in various moments of the educational process in the classroom, remedial classes and extracurricular activities. This contributed to the solution of issues of adaptation and socialization of students with disabilities among peers, the inclusion of "special" children in the educational process.

Discussion. On the basis of the study, the organizational, content aspects of practice-oriented technologies for preparing future teachers for the implementation of inclusive volunteering accompanied by families raising "special" children are discussed. In the course of the experimental work, recommendations were offered to parents of children with disabilities, psychologists, primary school teachers, speech therapists of an educational organization on organizing interaction with volunteers, consultations were held on the inclusion of volunteers in | various moments of the educational process in the classroom, ^ remedial classes and in extracurricular activities. This contrib-Kj uted to the solution of issues of adaptation and socialization of | students with disabilities among peers, the inclusion of "special" H children in the educational process.

^ Conclusion. It is concluded that volunteers, who are stu-

^ dents of the Faculty of Defectology, within the framework of their professional competence, help parents who are directly studying

a s

with disabilities to adapt in the educational space. They study individual characteristics and help "special" children organize interaction with peers in the classroom, help teachers to include these children in educational and extracurricular activities, suggest what kind of help it is possible to provide their child to parents with homework, attend classes in order to directly accompany the child with disabilities at various stages of work in the classroom. The complex work of all participants in the educational process in the framework of the psychological and pedagogical support of students with disabilities with the involve- ^

o

ment of volunteers contributes to their successful social ^ adaptation and favorably affects the development of each "spe- O cial" child. Such students develop confidence in their own abil- ~ ities, develop a desire to learn and build communication with ^ their peers, and develop a positive attitude towards learning. |

a

References

Keywords: Inclusive volunteering; Students with disabilities; Practice-oriented technologies; Psychological and pedagogical support; "Special" children. 1 Highlights: 1 Approaches to the implementation of inclusive volunteer- ^ ing of families raising children with disabilities who study in an inclusive school are described; g

Selected and described practice-oriented technologies that can be used by volunteers accompanied by families raising children with special needs;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conclusions are presented on the possibility of volun- ^ teers' participation in the implementation of psychological and 1 pedagogical support for students with disabilities in the conditions of a general educational organization.

1. Vasilkovskaya M.I., Voronina E.A. & Zaitseva T.V. (2021), Ped-agogika volonterstva: fenomenologiya i sotsial'no-kul'turnaya praktika: monografiya [Volunteering pedagogy: phenomenology and socio-cultural ^ practice: monograph], Kemerovskiy gosudarstvennyy institut kul'tury, Kemerovo, 183 p. (In Russian).

o

a

n

a v

al laS

,a v

£

I

e

£

2. Gorlova N.I. (2017). Organizatsiya volonterskogo dvizheniya na baze vysshikh uchebnykh zavedeniy Rossii: tendentsii i prioritety [Organization of the volunteer movement on the basis of higher educational institutions in Russia: trends and priorities], Vestnik Moskovskogo gosudar-stvennogo oblastnogo universiteta, 4, 124-130. DOI 10.18384/2310-676X-2017-4-124-131. (In Russian).

3. Gorlova N.I., Zaltsman T.V. & Kononova T.B. (2018), Inklyuzi-vnoye dobrovol'chestvo: istoriya stanovleniya i sovremennyye tendentsii razvitiya [Inclusive volunteering: the history of formation and modern development trends: a collective monograph], Monografiya, Perspektiva, Moscow, 155 p. ISBN 978-5-905790-34-8. (In Russian).

4. Zhyldyzbek K.A. (2018), Rol' i znacheniye volonterstva v formi-rovanii sotsiokul'turnykh kompetentsiy studentov vuza [The role and importance of volunteering in the formation of socio-cultural competencies of university students], Vestnik Bishkekskogo gumanitarnogo universiteta, 4 (46), 150-152. (In Russian).

5. Savinova N.A. (2015), Proyektirovaniye individual'nykh obra-zovatel'nykh marshrutov uchashchikhsya na osnove obrazovatel'nykh po-trebnostey [Designing individual educational routes for students based on educational needs], Chelovek i obrazovaniye, 4 (45), 153-157. (In Russian).

6. Mitichev E.V. (2015), Organizatsiya sotsial'no-poleznoy deyatel'nosti studentov v ramkakh volonterskoy deyatel'nosti vuza [Organization of socially useful activities of students in the framework of the volunteer activities of the university], Materialy mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Teoriya i praktika psikhologo-sotsi-al'noy raboty v sovremennom obshchestve ", 25 fevralya 2015 goda [Materials of the international correspondence scientific and practical conference "Theory and practice of psychological an d social work in modern society" ], Arzamasskiy filial Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, Arzamas, February 25, 2015, pp. 332-336. (In Russian).

7. Poltavskaya M.B. (2019), Professional'noye volonterstvo i yego vozmozhnosti v sotsial'noy sfere [Professional volunteering and its opportunities in the social sphere], Materialy II Vserossiyskogo nauchno-prak-ticheskogo seminara "Aktual'nyye problemy sotsial'noy sfery: teoriya i praktika", 22-23 aprelya 2019 goda [Proceedings of the II All-Russian scientific and practical seminar " Actual problems of the social sphere: theory and practice"], Izdatel'skiy dom "Derzhavinskiy", Tambov, April 22-23, 2019, pp. 140-143. (In Russian).

8. Sharikova E.S. (2021), Opyt, problemy i perspektivy inklyuzi-vnogo volonterstva v Rossii i za rubezhom (sravnitel'nyy analiz) [Experience, problems and prospects of inclusive volunteering in Russia and abroad (comparative analysis)], E-Scio, 1 (52), 536-545. (In Russian).

9. Ekzhanova E.A. (2018),Model'pedagogicheskogo soprovozhdeniya pedagogom-t'yutorom detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh integrirovannogo obucheniya [Model of pedagogical support by a teacher-tutor for children with disabilities in integrated learning], Spetsial'noye obrazovaniye, 4 (52), 21-40. DOI 10.26170/sp18-04-02. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 22.05.2023; одобрена после рецензирования 26.05.2023; принята к публикации 29.05.2023.

The article was submitted 22.05.2023; approved after reviewing

s

26.05.2023; accepted for publication 29.05.2023. У

c h o

0

1 c'

a

a a

л i

i c'

a

<—i

s u

p p

0

t

^

S

a'

c

u

1

l

К a

Л л

i a'

i Г

r

aa

p

л

i a

0

1

ЛЛ a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.