DOI 10.25588/CSPU.2021.162.2.013
УДК 152.2 ББК 88.52 : 88.33
Е. А. Василенко1, А. А. Шабалина2, Л. Р. Салаватулина3
^RCID № 0000-0003-3463-6317 Доцент, кандидат психологических наук,
С
О
Л
1ORCID № 0000-0003-3463-6317 &
о
№ а
доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный |
гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. я
E-mail: [email protected] о
§
2ORCID № 0000-0001-5883-0320 |
л
л
я §
Й
Доцент, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. §
E-mail: [email protected] §
№ о
3ORCID № 0000-0002-9004-7827 я
5
Доцент, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный &
у
гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected] п
л
6
а
г о
г о
№ о
У -S
л я
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ГОТОВНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА
Аннотация
Введение. Инклюзивное волонтерство имеет большое значение в современном мире. Практика показывает, что деятельность по его осуществлению и организации требует психологической готовности волонтеров. В настоящем исследовании поставлена цель —
нем участвовали 96 студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».
Результаты. Большинство респондентов полагают, что не обладают необходимым уровнем умений для осуществления и организации волонтерской деятельности в целом и инклюзивного во-
§ л
а а
г
г а а
изучить самооценку психологическои готовности студентов педаго- а
»К
а а
а а
гического вуза к организации инклюзивного волонтерства.
Материалы и методы. Исследование было проведено с ис-
3
пользованием методов анкетирования и прямого шкалирования. В в
н
о
^
о в
§ о н
кй я
S № а
а ж s
I
а
«о
а
О ^
Ч
а" ж s
лонтерства в особенности. Вместе с тем, студенты связывают позитивные чувства с инклюзивным волонтерством.
Обсуждение. Когнитивный и поведенческий компоненты психологической готовности к осуществлению и организации инклюзивного волонтерства, согласно самооценке студентов, сформированы у них недостаточно. Аффективный компонент сформирован на достаточном уровне.
Заключение. Полученные данные говорят о необходимости дополнительной подготовки студентов к осуществлению и организации инклюзивного волонтерства и волонтерской деятельности в целом.
Ключевые слова: волонтерство; инклюзивное волонтерство; инклюзивное образование; психологическая готовность к деятельности.
Основные положения:
- психологическая готовность к осуществлению и организации инклюзивного волонтерства может быть рассмотрена как вид социальной установки в единстве трех компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого;
- когнитивный и поведенческий компоненты психологической готовности к осуществлению и организации инклюзивного волонтерства, согласно самооценке студентов, сформированы у них недостаточно; аффективный компонент сформирован на достаточном уровне;
- обоснована необходимость дополнительной подготовки студентов к осуществлению и организации инклюзивного волон-терства и волонтерской деятельности в целом.
о" «
ж §
О
а
сц
^
hq
1 Введение (Introduction)
В современном мире все более значимой становится роль волонтерских организаций и движений, осуществляющих общественно-полезную деятельность бесплатно на добровольных началах. Россия также активно включилась в процесс их развития. Являясь проявлением общественной активности граждан, волонтерство явля-
ется признаком развития гражданского общества в стране, оно связано с осознанием гражданами своих обязанностей и ответственности [1, 3]. Участие в волонтерской деятельности способствует как
решению значимых общественных проблем, так и личностному С
л
развитию всех его участников [2; 3]. §
Значительная часть добровольческих организаций ставит
стями здоровья, содействие им в развитии их социальной активности. Особое значение в этом имеет инклюзивное волонтерство, представляющее собой совместную добровольческую деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья и без таковых,
проблем общества [4]. Инклюзивное волонтерство, безусловно, опирается на общие принципы волонтерского движения: добро-
вья способен чувствовать и думать;
помощи, сколько в содействии, что они способны развивать общественно-полезную активность и сами могут помогать другим. Более того, их собственный опыт бесценен при работе с людьми с
0
№ а
н ^
своей целью оказание помощи людям с ограниченными возможно- а
1
л
с
^
и ч е
с §
Й
направленную на помощь людям, решение социально-значимых s
ж о о
8 д
вольность, безвозмездный характер деятельности, ответственность, ^
равенство, право всех людей на объединение, уважение всех куль- 8
е
тур и достоинства людей, развитие личности, солидарность [5, 82- а 83]. Однако можно выделить и специфические принципы инклю зивного волонтерства:
с с
№
к
с
У
ценность человека с ограниченными возможностями здо- ^
ес
ровья не зависит от его способностей и достижений;
л
каждый человек с ограниченными возможностями здоро- ни
а -к s s
каждый человек с ограниченными возможностями здоровья а имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным [1, 6].
Инклюзивное волонтерство исходит из того, что люди с
s
ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в s
s
s
s ж о г о s
о
ОВЗ и их семьями. Инклюзивное волонтерство способно решать | широкий круг задач по социальной адаптации и вовлечению в со- 0
циальную среду лиц с ограниченными возможностями здоровья [6].
№ й
а
н
а
I
а
в
а
О ^
Ч
а"
н
а
о" «
н
§ О
а сц
Однако осуществление волонтерской деятельности с лицами с ОВЗ требует от волонтера специальной подготовки и высокого уровня личностного развития. М. Е. Буслаева полагает, что подготовка волонтеров для работы с детьми с ОВЗ требует не только конкретных знаний и умений, но и воспитания на основе гуманистических традиций милосердия, сострадания, любви к ближнему [7, 89]. С. М. Дзидзоева отмечает необходимость наличия у студентов-волонтеров, работающих с детьми с ОВЗ, определенного комплекса знаний, умений, навыков и личностных качеств; автор делает вывод о необходимости комплексной профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к работе с детьми-инвалидами [8, 72]. В некоторых российских вузах реализуются программы подготовки студентов-волонтеров к работе в условиях инклюзивного обучения [9; 10]. Этот опыт имеется и в других странах на постсоветском пространстве [2].
Однако все упомянутые программы подготовки к волонтерской деятельности недостаточно нацелены на формирование готовности к организации инклюзивного волонтерства, которое включает организацию социально-полезной деятельности самих лиц с ОВЗ. Для организации этой деятельности необходимы специальные умения и навыки, а также сформированность определенных личностных качеств, поскольку участники волонтерского движения имеют ограничения в состоянии здоровья и дееспособности [1, 5].
Вместе с тем во многих исследованиях, выполненных как в России, так и за рубежом, отмечается недостаточная готовность не только студентов педагогических вузов, но и профессиональных педагогов для эффективной работы с лицами с ОВЗ и их семьями. Выявлено, что педагогам не хватает не только теоретических знаний, практических умений, но и сформированности мотивов, интересов, ценностей для эффективной работы в условиях инклюзивного образования [11; 12; 13]. Что же касается инклюзивного волонтерства, то в системе подготовки педагогов такой аспект подготовки в большинстве вузов вообще не предусмотрен, подготовку
волонтеров для осуществления инклюзивного волонтерства, в основном, ведут сами волонтерские организации [1].
Все вышесказанное позволяет поставить вопрос о необходимости формирования у будущих педагогов психологической го- 00
лонтерства. Психологическую готовность к деятельности мы
ле
товности к осуществлению и организации инклюзивного во- §§
№
а н
ие
рассматриваем как один из видов социальной установки, представ- а
си
ляющей собой сформировавшееся в результате прошлого опыта §
л
состояние психологической готовности личности вести себя опре- и деленным образом в отношении того или иного объекта; в структу- еск
ре социальной установки можно выделить когнитивный, аффек- §<
§
тивный, поведенческий компоненты [14, 137]. Вопросы, связанные с сущностью психологической готовности к добровольческой деятельности, исследованы пока очень мало. По мнению Е. С. Носо-
о s
н о
с | s
вой, в структуре данного психологического феномена важную роль у
играют как знания, информированность, так и мотивация, навыки Ц
а
е
д а
§ §
№ к
§
У
Н е
с
общения, адекватность самооценки, ответственность, развитая саморегуляция, которые важно формировать у волонтеров [15, 188].
Мы поставили целью исследовать самооценку психологической готовности будущих педагогов к осуществлению и организации инклюзивного волонтерства.
2 Материалы и методы (Materials and methods ) Исследование было проведено в мае 2021 г. на базе ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В исследовании участвовали 96 студентов 3, 4 и 5 курсов, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» с различными профилями подготовки («Русский язык. Литература», «Английский язык. Немецкий язык»). Исследование было проведено с использованием методов анкетирования и прямого шкали- ss рования. Студентам нужно было оценить по десятибалльной шкале г различные аспекты психологической готовности к осуществлению Л и организации инклюзивного волонтерства. Самооценка проводи- 1 лась по трем аспектам психологической готовности: когнитивный, с
|s
аффективный, поведенческий. а
л е н s
г
г
а н
»
к s
s s н
Что касается когнитивного компонента, то студентам нужно было оценить уровень своих знаний, связанных с осуществлением и организацией инклюзивного волонтерства. При самооценке аффективного компонента студентам нужно было оценить интенсивность эмоций, которые могут быть связаны с осуществлением и организацией инклюзивного волонтерства, из представленного списка. При самооценке поведенческого компонента студентам нужно было оценить степень сформированности умений, необходимых для эффективного осуществления и организации инклюзивного волонтерства. Студентам было также предложено указать внутренние преграды, если они есть, для осуществления и организации инклюзивного волонтерства.
При обработке результатов самооценки использовалась уровневая шкала, представленная в таблице 1.
Таблица 1 — Уровневая шкала самооценок респондентов Table 1 — Level scale of respondents' self-assessments
Балльная оценка Уровень
0-3 недостаточный
4-7 достаточный
8-10 высокий
3 Результаты (Results)
Результаты исследования самооценки когнитивного компонента психологической готовности студентов к осуществлению и организации инклюзивного волонтерства представлены в таблице (Таблица 2).
Таблица 2 — Самооценка когнитивного компонента психологической готовности студентов к осуществлению и организации инклюзивного волонтерства
Table 2 — Self-assessment of the cognitive component of students' psychological readiness to implement and organize inclusive volunteering
Удельный вес респондентов
Параметр когнитивного компонента с различным уровнем сформированности когнитивного компонента
Высокий уровень, % Достаточный уровень, % Недостаточный уровень, %
Достаточность знаний о сущности и
организации волонтерской деятельности 0 47,9 52,1
Достаточность знаний о сущности и
организации инклюзивного волонтерства 0 17,7 82,3
Достаточность знаний об особенно-
стях лиц с ОВЗ 14,6 73,9 11,5
Достаточность знаний о методах ра-
боты с лицами с ОВЗ 12,5 59,3 28,1
Представленные в таблице данные показывают, что большинство студентов оценивают как недостаточный уровень знаний, связанных с сущностью и организацией инклюзивного волонтер-ства. Большая часть опрошенных также отмечает нехватку знаний о сущности и организации волонтерской деятельности в целом. Более четверти опрошенных отмечают недостаточный уровень знаний о методах работы с лицами с ОВЗ.
Результаты исследования самооценки аффективного компонента психологической готовности студентов к осуществлению и организации инклюзивного волонтерства представлены в следующей таблице. В ней отражены оценки тех эмоций и чувств, с которыми у респондентов связан этот вид деятельности (Таблица 3).
а ж а
I
а
«о
а
О ^
Ч
а" ж а
о" «
ж
§
о
а сц
Таблица 3 — Самооценка эмоций и чувств, связанных с организацией инклюзивного волонтерства
Table 3 — Self-assessment of emotions and feelings associated with the organization of inclusive volunteering
Эмоции и чувства, связанные с организацией инклюзивного волонтерства Удельный вес респондентов с различным уровнем интенсивности эмоций и чувств
Высокий уровень интенсивности, % Средний уровень интенсивности, % Низкий уровень интенсивности, %
Радость 13,5 64,6 21,9
Удивление 40,6 56,3 03,1
Страх 02,1 55,2 42,7
Раздражение 0 11,5 88,5
Отвращение 0 0 100
Жалость 53,1 41,7 05,2
Неуверенность в себе 32,3 63,5 04,2
Любовь 28,1 51,1 20,8
Восхищение 12,5 22,9 64,6
Презрение 0 0 100
Представленные в таблице данные показывают, что наиболее интенсивными чувствами, связанными с организацией инклюзивного волонтерства, у большинства студентов являются чувства жалости, удивления и неуверенности в себе, несколько меньше респондентов отметили интенсивные проявления таких чувств, как любовь, радость и восхищение. Ни у одного из респондентов не выявлены чувства отвращения и презрения. Что касается чувства раздражения, то его средняя интенсивность выявлена у 11,5 % обследованных. Отметим также, что 55,2 % респондентов отметили эмоцию страха средней интенсивности. Все это говорит о том, что большинство студентов ощущает свою неуверенность, недостаточную компетентность в организации инклюзивного волонтерства, что проявляется в определенном уровне страха по отношению к этой деятельности. Вместе с тем, студенты испытывают чувства не только жалости, но и любви и восхищения по отношению к людям с ОВЗ; они связывают эмоцию радости с работой по организации инклюзивного волонтерства.
Результаты исследования самооценки поведенческого компонента психологической готовности студентов к осуществлению организации инклюзивного волонтерства представлены в следую-
а
§ щей таблице (Таблица 4).
итул
а в а
0
^
а,
н и
1
о,
к н е
еил
с а В
Таблица 4 — Самооценка поведенческого компонента психологической готовности студентов к осуществлению и организации инклюзивного волонтерства
Table 4 — Self-assessment of the behavioral component of students' psychological readiness to implement and organize inclusive volunteering
Параметр поведенческого компонента Удельный вес респондентов с различным уровнем сформированности поведенческого компонента
Высокий уровень, % Достаточный уровень, % Недостаточный уровень, %
Умения, связанные с осуществлением и организацией волонтерской деятельности 09,4 36,5 54,1
Умения, связанные с осуществлением и организацией инклюзивного волонтерства 0 11,5 88,5
Умения, связанные с коммуникацией с лицами с ОВЗ и их родственниками 03,1 70,8 26,1
Умения организовывать деятельность лиц с ОВЗ 02,1 73,9 23,9
Представленные в таблице данные показывают, что большинство респондентов полагают, что не обладают необходимым уровнем умений для организации волонтерской деятельности в целом и инклюзивного волонтерства в особенности. Около четверти опрошенных полагает, что им не хватает умений, связанных с коммуникацией и работой с лицами с ОВЗ.
В следующей таблице отражены те факторы, которые респонденты считают внутренними преградами для осуществления и организации инклюзивного волонтерства, и их распространенность на данной выборке (Таблица 5).
Таблица 5 — Распространенность внутренних преград для осуществления инклюзивного волонтерства
Table 5 — Prevalence of internal barriers to the implementation of inclusive volunteering
Фактор, являющийся внутренней преградой для осуществления инклюзивного волонтерства Удельный вес респондентов, %
Недостаточный уровень знаний, умений 86,5
Неуверенность в себе
Страх сделать что-то не так 26,1
Страх нечаянно задеть чувства людей с ОВЗ и их родственников 22,9
Интенсивное чувство жалости 21,9
Желание отстраниться от болезненных эмоций 9,4
Представленные в таблице данные показывают, что главной психологической преградой к осуществлению и организации инклюзивного волонтерства респонденты считают недостаточный уровень знаний и умений, необходимых для этой деятельности. С недостатком опыта работы с лицами с ОВЗ связаны и неуверенность в себе, страх совершить ошибку, задеть чувства людей с ОВЗ и их родственников. К числу эмоциональных преград можно отнести ин-
тенсивные чувства, которые могут возникнуть в процессе осуществления и организации инклюзивного волонтерства, в первую очередь, чувства жалости. Стремление отстраниться от негативных
эмоции является естественной защитном реакцией личности; то, V
S
что студенты его осознают, говорит о достаточно высоком уровне ж
№
рефлексии и создает основу для овладения навыками работы с | людьми с ОВЗ. s
о к
4 Обсуждение (Discussion) |
Результаты проведенного исследования показывают, что боль- 1
S
шинство студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое g
о
образование», полагают, что у них недостаточно сформированы о знания и умения, необходимые для осуществления и организации |
ж
инклюзивного волонтерства, а также волонтерской деятельности в | целом. Более четверти опрошенных отмечают недостаточный уро- ^ вень знаний и умений, связанных с работой с лицами с ОВЗ. Таким ^
S
s
№
ской готовности к осуществлению и организации инклюзивного ^
образом, когнитивный и поведенческий компоненты психологиче-
волонтерства, согласно самооценке студентов, сформированы у них недостаточно.
§ §
№ к
§
Аффективный компонент сформирован гораздо в большей е
с
степени. Студенты испытывают чувства не только жалости, но и
л
любви и восхищения по отношению к людям с ОВЗ; они связывают ни
эмоцию радости с работой по организации инклюзивного волонтерства. Однако недостаток знаний и умений, связанных с этой деятельностью, проявляется на эмоциональном уровне в чувстве неуверенности в себе, а у части студентов — в эмоции страха, связанного с возможностью сделать что-то не так или задеть чувства людей с ОВЗ или их родственников.
5 Заключение (Conclusion)
Проведенный анализ научной литературы показывает, что
зивного волонтерства может быть рассмотрена как социальная установка, включающая три компонента: когнитивный, аффективный,
№ а
а ä s
I
а
«о
а
О ^
Ч
а" ä s
о" «
Ä
§
SJ
а
сц
^
hq
поведенческий. Результаты проведенного эмпирического исследования показывают, что наиболее сформированным у студентов педагогического вуза является аффективный компонент, значительно менее сформированы когнитивный и поведенческий компоненты.
Полученные данные говорят о необходимости дополнительной подготовки студентов к осуществлению деятельности по организации инклюзивного волонтерства и волонтерской деятельности в целом. Эта задача может решаться в рамках дисциплин психолого-педагогического модуля, а также путем организации соответствующего курса по выбору или факультатива.
Библиографический список
1. Методические рекомендации по развитию сети волонтерских центров инклюзивного добровольчества / ред.-сост.: Л. И. Быстрова, Л. В. Галиханова, Е.
B. Крутицкая. М. : РГСУ 2018. - 99 с.
2. Кривуть М. Л. Роль волонтерского марафона в формировании коммуникативной компетентности педагогов инклюзивного образования // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. № 3. С. 6-11.
3. Пилипенко А. Ю. Опыт развития студенческого волонтерства и обучения волонтеров в Псковском государственном университете // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 6 (87). С. 191-199.
4. Шарикова Е. С. Опыт, проблемы и перспективы инклюзивного волонтерства в России и за рубежом (сравнительный анализ) // E-Scio. 2021. № 1 (52).
C. 536-545.
5. Козырева Ф. Т. Сущность добровольческой деятельности // StudNet. 2020. № 9. С. 81-85.
6. Markova A. (2018), "The "inclusive volunteering" phenomenon: Research into the volunteering of people with disabilities", Kontakt, vol. 20, is. 1, pp. e48-e56.
7. Буслаева М. Е. Подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ // Научные исследования. 2016. № 10 (11). С. 87-90.
8. Дзидзоева С. М. К вопросу комплексной профессиональной подготовки организатора волонтерского движения для работы с детьми ОВЗ в условиях педвуза // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. № 12. С. 69-74.
9. Мартынова Т. Н., Гавло Е. А., Цвеклинская К. А. Социальная волонтерская деятельность студентов вуза в условиях инклюзивного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 153-159.
10. Полторацкая Н. Л., Репина Г. А., Веселовский К. О. Социально-педагогическое сопровождение профессионального образования лиц с ОВЗ в ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 1. С. 69-80.
11. Baimenova B., Bekova Zh. & Zhubakova S. (2015), "Psychological Readiness of Future Educational Psychologists for the Work with Children in the Conditions of Inclusive Education", Procedia-Social and Behavioral Sciences, vol. 205, pp. 577-583.
12. Губанова М. И., Максимова Н. А. Готовность педагогических работников профессиональных образовательных организаций к осуществлению инклюзивного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 3 (31). С. 108-114.
13. Хитрюк В. В. Инклюзивная готовность педагога: мотивационно-ко-нативный компонент // Весшк МДПУ iмя I. П. Шамяюна. 2015. № 1 (45). С. 98-103.
14. Гордеева С. С. Сущность и структура социальной установки в социо- ^ логии и социальной психологии // Вестник Пермского университета. Философия. t Психология. Социология. 2016. Вып. 3 (27). С. 135-140.
15. Носова Е. С. Формирование психологической готовности к добровольческой деятельности // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 186-190.
Ye. A. Vasilenko1, А. А. Shabalina2, L. R. Salavatulina3
:ORCID No. 0000-0003-3463-6317 Docent, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
2,
ORCID No. 0000-0001-5883-0320
Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
h
л
0 h
:ORCID No. 0000-0003-3463-6317 l
0
1 a
-
№ a i n' ro s s
f
Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the De- u
partment of Pedagogy and Psychology South-Ural state Humanities- If
№
E-mail: [email protected] C
h f
3ORCID No. 0000-0002-9004-7827 S
Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
n
A STUDY OF THE PSYCHOLOGICAL g
READINESS OF FUTURE "
TEACHERS TO IMPLEMENT AND ORGANIZE
INCLUSIVE VOLUNTEERING 0
л a
Abstract
Introduction. Inclusive volunteering is of great importance in modern world. Practice shows that the activities for its implementation and organization require the psychological readiness of
volunteers. The purpose of this investigation is to study the self -assessment of the psychological readiness of students of a pedagogical university to organize inclusive volunteering.
Materials and methods. The study was conducted using the methods of questionnaires and direct scaling. It was attended by 96 students getting education of "Pedagogical Education".
Results. The majority of respondents believe that they do not have the necessary level of skills to carry out and organize volunteer activities in general and inclusive volunteering in particular. At the same time, students associate positive feelings with inclusive volunteering.
Discussion. According to the students ' self-assessment, the cognitive and behavioral components of psychological readiness for the implementation and organization of inclusive volunteering are not sufficiently formed. The affective component is formed at a sufficient level.
Conclusion. The obtained data indicate the need for additional training of students for the implementation and organization of inclusive volunteering and volunteer activities in general.
Keywords: Volunteering; Inclusive volunteering; Inclusive education; Psychological readiness for activity. Highlights:
| Psychological readiness to implement and organize inclu-
^ sive volunteering can be considered as a type of social attitude in
a .g
-| readiness for the implementation and organization of inclusive
§
^ sufficiently formed; the affective component is formed at a suffis
'S? £
£
a
the unity of three components: cognitive, affective and behavioral; The cognitive and behavioral components of psychological
volunteering, according to the students' self-assessment, are not
cient level;
The need for additional training of students for the implementation and organization of inclusive volunteering and volunteer activities in general is justified.
References
1. Edrs. and Compilers: Bystrova L.I., Galikhanova L.V. & Krutit-skaya Ye.V. (2018), Metodicheskiye rekomendatsii po razvitiyu seti volont-erskikh tsentrov inklyuzivnogo dobrovol'chestva [Methodological recommendations for the development of the network of volunteer centers of inclusive volunteerism], Rossiyskiy gosudarstvennyy sotsial'nyy universitet, Moscow, 99 p. (In Russian).
2. Krivut' M.L. (2019), Rol' volonterskogo marafona v formirovanii kommunikativnoy kompetentnosti pedagogov inklyuzivnogo obrazovaniya [The role of the volunteer marathon in the formation of the communicative competence of teachers of inclusive education], Gumanitarno - ^ pedagogicheskiye issledovaniya, 3, 6-11. (In Russian). ^
3. Pilipenko A.Yu. (2018), Opyt razvitiya studencheskogo vo- y lonterstva i obucheniya volonterov v Pskovskom gosudarstvennom universite- » te [Experience in the development of student volunteerism and training of » volunteers at Pskov State University], Vestnik Cherepovetskogo gosudar- y stvennogo universiteta, 6 (87), 191-199. (In Russian). ^
4. Sharikova Ye.S. (2021), Opyt, problemy i perspektivy inklyuzi- gg vnogo volonterstva v Rossii i za rubezhom (sravnitel'nyy analiz) [Experience, g
problems and prospects of inclusive volunteerism in Russia and abroad S
s
(comparative analysis)], E-Scio, 1 (52), 536-545. (In Russian). ^
5. Kozyreva F.T. (2020), Sushchnost' dobrovol'cheskoy deyatel'nosti S
[The essence of voluntary activity], StudNet, 9, 81-85. (In Russian). £
»
6. Markova A. (2018), "The "inclusive volunteering" phenome-non: ^
s ?
S S
7. Buslayeva M.Ye. (2016), Podgotovka studencheskoy molodezhi k g
Research into the volunteering of people with disabilities", Kontakt, vol. 20, is. 1, pp. e48-e56.
organizatsii volonterskoy deyatel'nosti s det'mi s OVZ [Preparation of student ^ youth for the organization of volunteer activities with children with HIA], Nauchnyye issledovaniya, 10 (11), 87-90. (In Russian).
8. Dzidzoyeva S.M. (2014), K voprosu kompleksnoy professional'noy podgotovki organizatora volonterskogo dvizheniya dlya raboty s det'mi OVZ v usloviyakh pedvuza [On the issue of comprehensive professional training of the organizer of the volunteer movement for working with children of HIA in ^ the conditions of a pedagogical university], Obucheniye i vospitaniye: r metodiki i praktika, 12. P. 69-74. (In Russian). °|
9. Martynova T.N., Gavlo Ye.A. & Tsveklinskaya K.A. (2019), Sotsi ' al'naya volonterskaya deyatel'nost' studentov vuza v usloviyakh inklyuzi- s vnogo obrazovaniya [Social volunteer activity of university students in the conditions of inclusive education], Professional'noye obrazovaniye v Rossii i ^ za rubezhom, 1 (33), 153-159. (In Russian). ^
10. Poltoratskaya N.L., Repina G.A., Veselovskiy K.O. (2015), Sotsi-al'no-pedagogicheskoye soprovozhdeniye professional'nogo obrazovaniya lits r s OVZ v OGBOU SPO "Smolenskiy pedagogicheskiy kolledzh" [Socio- ^
cs
pedagogical support of professional education of persons with disabilities in the Smolensk Pedagogical College], Munitsipal'noye obrazovaniye: inno-vatsii i eksperiment, 1, 69-80. (In Russian).
11. Baimenova B., Bekova Zh. & Zhubakova S. (2015), "Psycho-logical Readiness of Future Educational Psychologists for the Work with Children in the Conditions of Inclusive Education", Procedia-Social and Behavioral Sciences, vol. 205, pp. 577-583.
12. Gubanova M.I., Maksimova N.A. (2018), Gotovnost' pedagog-icheskikh rabotnikov professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy k osushchestvleniyu inklyuzivnogo obrazovaniya [Readiness of pedagogical workers of professional educational organizations to implement inclusive education], Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom, 3 (31), 108-114. (In Russian).
13. Khitryuk V.V. (2015), Inklyuzivnaya gotovnost' pedagoga: moti-vatsionno-konativnyy komponent [Inclusive teacher readiness: motivational and conative component], Vestnik Mozyrskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta imeni I.P. Shamyakina, 1 (45), 98-103. (In Russian).
14. Gordeyeva S.S. (2016), Sushchnost' i struktura sotsial'noy ustanovki v sotsiologii i sotsial'noy psikhologii [The essence and structure of the social attitude in sociology and social psychology], Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya, 3 (27), 135-140. (In Russian).
15. Nosova Ye.S. (2007), Formirovaniye psikhologicheskoy gotov-nosti k dobrovol'cheskoy deyatel'nosti [Formation of psychological readiness for voluntary activity], Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal, 25, 186-190. (In Russian).
a in
lut ta v la
%
a" in
la b a
§ £
n is
£ £