Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА СПОРТИВНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МНЕНИЕ ТРЕНЕРОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА СПОРТИВНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МНЕНИЕ ТРЕНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / СПОРТИВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СОДЕРЖАНИЕ ПОДДЕРЖКИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТРЕНЕРОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мушкина И.А., Мазниченко М.А., Садилова О.П., Михалькова О.А.

Цель исследования - выявление представлений тренеров о целях и содержании психолого-педагогического сопровождения и поддержки спортивно одаренных детей. Методика и организация исследования. В анкетировании приняли участие 68 тренеров по дзюдо из различных регионов России, проходивших программу повышения квалификации на базе Сочинского государственного университета. Результаты исследования и выводы. Российские ученые в целевые ориентиры и содержание психолого-педагогического сопровождения одаренных детей включают систематический мониторинг спортивных способностей, спортивных и учебных результатов, создание условий для развития различных сфер личности, оказание помощи в обучении, в налаживании взаимоотношений со сверстниками, организацию исследовательской активности. Тренеры наиболее важной считают профилактику стресса, психических расстройств и заболеваний, вызванных чрезмерными физическими нагрузками. Им необходимо повышение квалификации в вопросах психолого-педагогической поддержки одаренных детей в форме семинаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мушкина И.А., Мазниченко М.А., Садилова О.П., Михалькова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT AND SUPPORT FOR SPORTS GIFTED CHILDREN: SCIENTIFIC RESEARCH AND THE OPINION OF COACHES

Objective of the study was to revealing the ideas of coaches about the goals and content of psychological and pedagogical support and support for sports gifted children. Methods and structure of the study. The survey was attended by 68 judo coaches from various regions of Russia, who were undergoing a professional development program on the basis of Sochi State University. Results and conclusions. The results showed that the opinions of scientists and practicing coaches on the targets and content of psychological and pedagogical support and support for gifted children have differences. Russian scientists in the targets and content of the psychological and pedagogical support of gifted children include systematic monitoring of sports abilities, sports and educational results, creating conditions for the development of various areas of the personality, providing assistance in learning, in establishing relationships with peers, organizing research activities. Coaches consider the prevention of stress, mental disorders and diseases caused by excessive physical activity to be the most important. They need advanced training in matters of psychological and pedagogical support for gifted children in the form of seminars.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА СПОРТИВНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МНЕНИЕ ТРЕНЕРОВ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА СПОРТИВНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И МНЕНИЕ ТРЕНЕРОВ

УДК/UDC 376.5

Поступила в редакцию 31.01.2022 г.

Информация для связи с автором: maznichenkoma@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Мушкина1 Доктор педагогических наук, доцент М.А. Мазниченко1 Кандидат педагогических наук, доцент О.П. Садилова1 О.А. Михалькова1

1Сочинский государственный университет, Сочи

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGiCAL SUPPORT AND SUPPORT FOR SPORTS GIFTED CHILDREN: SCIENTIFIC RESEARCH AND OPINION OF COACHES

PhD, Associate Professor I.A. Mushkina1 Dr. Hab., Associate Professor M.A. Maznichenko1 PhD, Associate Professor O.P. Sadilova1 O.A. Mikhalkova1

1 Sochi State University, Sochi

Аннотация

Цель исследования - выявление представлений тренеров о целях и содержании психолого-педагогического сопровождения и поддержки спортивно одаренных детей.

Методика и организация исследования. В анкетировании приняли участие 68 тренеров по дзюдо из различных регионов России, проходивших программу повышения квалификации на базе Сочинского государственного университета.

Результаты исследования и выводы. Российские ученые в целевые ориентиры и содержание психолого-педагогического сопровождения одаренных детей включают систематический мониторинг спортивных способностей, спортивных и учебных результатов, создание условий для развития различных сфер личности, оказание помощи в обучении, в налаживании взаимоотношений со сверстниками, организацию исследовательской активности. Тренеры наиболее важной считают профилактику стресса, психических расстройств и заболеваний, вызванных чрезмерными физическими нагрузками. Им необходимо повышение квалификации в вопросах психолого-педагогической поддержки одаренных детей в форме семинаров.

Ключевые слова: одаренные дети, спортивная одаренность, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическая поддержка, содержание поддержки, представления тренеров.

Abstract

Objective of the study was to revealing the ideas of coaches about the goals and content of psychological and pedagogical support and support for sports gifted children.

Methods and structure of the study. The survey was attended by 68 judo coaches from various regions of Russia, who were undergoing a professional development program on the basis of Sochi State University.

Results and conclusions. The results showed that the opinions of scientists and practicing coaches on the targets and content of psychological and pedagogical support and support for gifted children have differences. Russian scientists in the targets and content of the psychological and pedagogical support of gifted children include systematic monitoring of sports abilities, sports and educational results, creating conditions for the development of various areas of the personality, providing assistance in learning, in establishing relationships with peers, organizing research activities. Coaches consider the prevention of stress, mental disorders and diseases caused by excessive physical activity to be the most important. They need advanced training in matters of psychological and pedagogical support for gifted children in the form of seminars.

Keywords: gifted children, sports talent, psychological and pedagogical support, psychological and pedagogical support, support content, coaches' presentations.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Спортивно одаренные дети испытывают ряд проблем, связанных с необходимостью постоянных длительных тренировок, нехваткой времени на досуг и общение с друзьями, давлением тренеров и родителей, стрессом на соревнованиях, высоким психологическим и физическим напряжением [3]. Для решения названных проблем таким детям необходима психолого-педагогическая поддержка со стороны родителей, тренеров, учителей, школьного психолога [1-3]. В настоящее время требуют уточнения целевые ориентиры и содержание такого сопровождения и поддержки. Важно выяснить мнение тренеров по данному вопросу [3].

Цель исследования - выявление представлений тренеров о целях и содержании психолого-педагогического сопровождения и поддержки спортивно одаренных детей.

Методика и организация исследования. В анкетировании приняли участие 68 тренеров по дзюдо из различ-

ных регионов России (городов Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Чита, Владивосток, Южно-Сахалинск, Краснодар, Владикавказ, Махачкала, Волгоград и др.) - участники программы повышения квалификации, организованной Федерацией дзюдо России на базе Сочинского государственного университета. Анкетирование проведено в декабре 2021 года. Среди респондентов 82,5 % лиц мужского пола, 17,5 % женского пола. Возрастные категории респондентов: 35-40 лет - 38,2 %; 41-50 лет - 54,4 %; 51-55 лет -7,4 %. Тренерско-педагогический стаж: 5-10 лет - 16,1%; 11-15 лет - 70,7 %; 16-20 лет - 13,2 %. Высшее образование имеют 44,1 % респондентов, среднее специальное - 55,9 %. Практически все респонденты являются мастерами спорта (97 %). 3 % - мастера спорта международного класса. Тренеры представляют детско-юношеские спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва, детские спор-

44

http://www.teoriya.ru

2022 Июнь | Juni

тивные клубы и центры, из них 92,6 % государственные, 7,4 % - негосударственные. Респонденты тренируют детей от 4 до 15 лет. Большинству (87,5 0%) приходилось тренировать детей с проявлениями спортивной одаренности.

Результаты исследования и их обсуждение. Анкетирование тренеров показало, что большинство (74,6 %) признают необходимость психолого-педагогического сопровождения и поддержки спортивно одаренных детей. 15,9 % затруднились ответить. 9,5 % отрицают необходимость такой поддержки. В качестве задач такого сопровождения и поддержки респонденты назвали: профилактику стресса до и после соревнований, психических расстройств (73,1 %), формирование адекватной самооценки (34,9 %), оказание помощи в разрешении конфликтов с родителями (22,2 %), в построении взаимоотношений со сверстниками (19 %), профилактику заболеваний, формирование ценностей и привычек здорового образа жизни (12,8 %), приучение к соблюдению режима дня, развитие навыков организации своего времени (8 %), эмоциональную поддержку перед стартом (1,6 %).

Мнения респондентов о наличии специфики в содержании психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей, занимающихся конкретными видами спорта (в частности, дзюдо), разделились примерно в равных долях: 33,3 % отметили наличие такой специфики, 39,7 % - отсутствие, 27 % затруднились ответить. Ответившие утвердительно видят такую специфику в развитии не только физических, но и психических и нравственных качеств, трудолюбия и упорства в достижении поставленных задач, гармоничном развитии физической, психологической и эмоциональной готовности к занятиям, акценте на силовые и волевые качества, в изучении философии и психологии дзюдо, усвоении законов дзюдо как философии жизни.

Актуальной задачей психолого-педагогического сопровождения спортивно одаренных детей все тренеры считают мониторинг их спортивных способностей. Чаще всего (47,6 %) с этой целью применяется оценка выполнения детьми физических упражнений на силу, гибкость, выносливость, скорость (90,8 %), тесты на оценку выносливости сердечнососудистой системы (степ-тест (48 %), тест Руфье-Диксона (17,6 %). 11,2 % тренеров, учитывая возрастные особенности дошкольного возраста, используют игровые методы. Отдельные тренеры (9,6 %) отслеживают физиологические изменения организма, в частности, размер жировой прослойки (тест Паржизковой). Диагностику психологических качеств проводят 4,8 % респондентов. 1,6 % диагностируют проявления спортивной одаренности, непосредственно включая ребенка в преподаваемый вид спорта.

Среди проблем спортивно одаренных детей, в решении которых им необходима психолого-педагогическая поддержка, тренеры назвали: заболевания, вызванные чрезмерными физическими нагрузками (65,1 %); сложность совмещения занятий спортом с учебой в школе (61,9 %), отсутствие времени на отдых, на проживание детства (33,3 %), проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, отсутствие друзей (28,6 %), проблемы во взаимодействии с родителями (22,2 %), эмоциональные перегрузки, стрессы (1,6 %). 11,1 % респондентов указали на отсутствие каких-либо проблем у спортивно одаренных детей.

Исследование выявило, что более половины (57,1 %) тренеров нуждаются в повышении квалификации как в части работы со спортивно одаренными детьми, так и их психолого-педагогической поддержки.

Оптимальной формой повышения квалификации большинство респондентов (74,6 %) считают семинары. Традиционные курсы повышения квалификации признают целесообразными только 36,5 %. Горизонтальное обучение, наставничество, тренинги отметили значительно меньше респондентов (9,5 %; 12,7 % и 14,3 % соответственно).

34,9 % респондентов отметили необходимость сетевого взаимодействия спортивных школ и центров с организациями общего образования и вузами в психолого-педагогической поддержке детей со спортивной одаренностью.

Выводы. Мнение ученых и практикующих тренеров о целевых ориентирах и содержании психолого-педагогического сопровождения и поддержки спортивно одаренных детей различаются. Если в науке в качестве ключевых целей такой поддержки обосновывается помощь в налаживании взаимоотношений со сверстниками и родителями, то тренеры наиболее важной считают профилактику стресса, психических расстройств и заболеваний, вызванных чрезмерными физическими нагрузками. Тренерам необходимо повышение квалификации в вопросах психолого-педагогической поддержки одаренных детей в форме семинаров.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № МФИ-20.1/112.

Литература

1. Гордеев, И.В. Педагогические условия развития спортивно одаренных студентов / И.В. Гордеев, О.Б. Капичникова, Е.Н. Горде-ева и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 10 (188). - С. 96-99.

2. Ефремова, О.И. Психолого-педагогические проблемы обучения спортивно одаренных школьников / О.И. Ефремова, А.А. Якобчук // Психология способностей и одаренности: Материалы всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.А. Ма-зилова. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. - С. 171-174.

3. Зарудская, М.Р. Особенности обучения детей со спортивной одаренностью в условиях массовой школы / М.Р. Зарудская // Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка: проблемы, направления, подходы, условия: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. С.В. Пазухиной, С.А. Филипповой. Чебоксары: Среда, 2020. - С. 100-104.

4. Корнеева, Е.Н. Психологическое сопровождение формирования и развития спортивной одаренности / Е.Н. Корнеева // Психология способностей и одаренности: Материалы всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.А. Мазилова. -Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. - С. 290-293.

References

1. Gordeev I.V., Kapichnikova O.B., Gordeeva E.N. et al. Pedagogicheskie usloviya razvitiya sportivno odarennyh studentov [Pedagogical conditions for the development of sports gifted students]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 10 (188). pp. 96-99.

2. Efremova O.I., Yakobchuk A.A. Psihologo-pedagogicheskie problemy obucheniya sportivno odarennyh shkolnikov [Psychological and pedagogical problems of teaching sports gifted schoolchildren]. Psihologiya spo-sobnostej i odarennosti [Psychology of abilities and giftedness]. Proceedings national scientific-practical conference. Mazilov V.A. [ed.]. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University publ., 2019. pp. 171-174.

3. Zarudskaya M.R. Osobennosti obucheniya detej so sportivnoj odarennost'yu v usloviyah massovoj shkoly [Features of teaching children with sports talent in a mass school]. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie odarennogo rebenka: problemy, napravleniya, pod-hody, usloviya [Psychological and pedagogical support of a gifted child: problems, directions, approaches, conditions]. Proceedings national scientific-practical conference with international participation. Pazukhina S.V., Filippova S.A. [ed.]. Cheboksary: Sreda publ., 2020. pp. 100-104.

4. Korneeva E.N. [Psychological support for the formation and development of sports talent]. [Psychology of abilities and giftedness]. Proceedings national scientific-practical conference. Mazilov V.A. [ed.]. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University publ., 2019. pp. 290-293.

5. Mikhailova D.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie sportivno odary-onnyh detej kak predmet nauchnogo analiza [Pedagogical support of sports gifted children as a subject of scientific analysis]. Proceedings final scientific-practical conf. faculty of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, dedicated to the "Day of Russian Science". St. Petersburg: Nacionalnyj gosudarstven-nyj universitet fizicheskoj kultury, sporta i zdorovya im. P.F. Lesgafta publ., 2019. pp. 278-280.

6. Juriana Ju., Rahmawati Yu., Sumantri M.S., Hidayat D.R. An Analysis of the Factors involved in Providing Parental Support for Developing Sport Talent in Early Childhood. International Journal of Human Movement and Sports Sciences. 2021. № 9 (4). pр. 682-696. Available at: http://www.hrpub.org. DOI: 10.13189/saj.2021.090412.

№6 • 2022 Июнь | Juni

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.