Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ / ОЦЕНКА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ / ПЕДАГОГИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна, Нескоромных Наталия Ивановна, Садилова Оксана Павловна, Бревнова Снежана Владимировна, Григоращенко-Алиева Надежда Мансумовна

Проблема и цель. В статье исследуется проблема недостаточного использования в образовательной практике возможностей сетевого взаимодействия образовательных организаций в решении актуальных задач работы с одаренными детьми. Цель исследования - определение механизмов выявления и поддержки одаренных детей средствами сетевого взаимодействия. Методология. Для достижения цели выполнен обзор имеющихся исследований одаренности, выявления и поддержки одаренных детей, их организации средствами взаимодействия образовательных учреждений различных ступеней. Методом анкетирования проведена оценка руководящим составом и педагогами образовательных организаций эффективности проводимой работы по выявлению и поддержке одаренных детей. В анкетировании приняли участие 149 респондентов, представляющих 44 муниципалитета Краснодарского края: заместители директоров, методисты, педагоги общего и дополнительного образования. Выполнен анализ официальных сайтов вузов с целью обобщения существующего опыта организации их взаимодействия с общеобразовательными организациями по выявлению и поддержке одаренных детей. Для преодоления выявленных проблем в работе с одаренными детьми разработана модель сетевого взаимодействия опорного вуза с образовательными организациями. Результаты. Проведенное исследование позволило получить следующие результаты: (1) выявлены ключевые проблемы организации работы с одаренными детьми: выпадение из поля внимания педагогов ряда детей с проявлениями специальной одаренности; развитие повышенных способностей одаренных детей вне связи с будущей профессиональной деятельностью; недостаточное внимание к решению задач воспитания и социализации одаренных детей; отсутствие преемственности в работе с одаренными детьми на разных ступенях образования; (2) разработана модель сетевого взаимодействия опорного вуза и образовательных организаций, направленная на решение выявленных проблем; (3) определены механизмы выявления и поддержки одаренных детей средствами сетевого взаимодействия через включение детей с проявлениями 9 видов одаренности (академической (интеллектуальной), технической, предпринимательской, коммуникативной, лидерской, эмоциональной, спортивной, одаренности в искусствах, одаренности в ремеслах) в соответствующие им виды профессионально-ориентированной деятельности (учебно-научной, технического проектирования, бизнес-проектирования, общения с клиентом, управленческой, волонтерской, спортивной, художественного творчества, производственной) с использованием инфраструктуры и кадрового потенциала опорного вуза. Заключение. Проведенное исследование дает основание заключить, что выявление и поддержку детской одаренности необходимо осуществлять в тесной связи с профессиональной ориентацией с учетом потребностей регионального рынка труда. Эффективным средством решения такой задачи выступает сетевое взаимодействие организаций общего и дополнительного образования детей с опорным вузом, основанное на использовании его инфраструктуры и кадрового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна, Нескоромных Наталия Ивановна, Садилова Оксана Павловна, Бревнова Снежана Владимировна, Григоращенко-Алиева Надежда Мансумовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION AND SUPPORT OF GIFTED CHILDREN WITHIN THE FRAMEWORK OF SCHOOL-UNIVERSITY NETWORKS

Introduction. The article examines the potential of school-university partnership programmes for gifted and talented children. The purpose of this study is to determine the mechanisms for identifying and supporting gifted children by means school-university networks. Materials and Methods. To achieve this goal, the authors have reviewed a considerable amount of literature on giftedness, identification and support of gifted children with a focus on establishing school-university networks. A sample of leadership and teaching staff (n = 149) representing 44 municipalities of the Krasnodar Krai (Russian Federation) was surveyed in order to evaluate the effectiveness of identification, support and guidance of gifted students. The analysis of university websites was carried out in order to reveal the existing practices of partnerships with secondary and supplementary education settings aimed at identification and support of gifted children. To solve the revealed problems of gifted education, a model of school-university network encompassing the flagship university and secondary and supplementary education settings has been developed. Results. The study has revealed the following problems of provision for gifted and talented students: unrecognized special giftedness; underestimation of career guidance for gifted students; insufficient attention to social and emotional issues in the development of gifted children; lack of continuity in provision for gifted and talented individuals at different levels of education. The authors propose a model of the network between the flagship university and secondary education settings aimed at solving the above mentioned problems. The research findings include procedures of identifying and supporting gifted children by means of school-university partnership programmes for 9 domains of giftedness (academic (intellectual), technical, entrepreneurial, communicative, leadership, emotional, sports, artistic and vocational) in corresponding types of career-oriented activities (educational, research, scientific; technical design, business design, business communication, management, volunteering, sports, artistic creativity, production) using the facilities and human resources of the flagship university. Conclusions. The conclusion can be drawn that identification and support of gifted children and adolescents must be carried out in close connection with career guidance, taking into account the needs of the regional labor market. Building partnerships of the university, comprehensive secondary schools and supplementary education settings contribute to solving this problem.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Science for Education Today

2021, том 11, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

© М. А. Мазниченко, Н. И. Нескоромных, О. П. Садилова, С. В. Бревнова, Н. М. Григоращенко-Алиева, В. А. Фоменко

DOI: 10.15293/2658-6762.2102.01

УДК 371.21

Выявление и поддержка одаренных детей средствами сетевого взаимодействия

М. А. Мазниченко, Н. И. Нескоромных, О. П. Садилова, С. В. Бревнова, Н. М. Григоращенко-Алиева, В. А. Фоменко (Сочи, Россия)

Проблема и цель. В статье исследуется проблема недостаточного использования в образовательной практике возможностей сетевого взаимодействия образовательных организаций в решении актуальных задач работы с одаренными детьми. Цель исследования - определение механизмов выявления и поддержки одаренных детей средствами сетевого взаимодействия.

Методология. Для достижения цели выполнен обзор имеющихся исследований одаренности, выявления и поддержки одаренных детей, их организации средствами взаимодействия образовательных учреждений различных ступеней. Методом анкетирования проведена оценка руководящим составом и педагогами образовательных организаций эффективности проводимой работы по выявлению и поддержке одаренных детей. В анкетировании приняли участие 149 респондентов, представляющих 44 муниципалитета Краснодарского края: заместители директоров, методисты, педагоги общего и дополнительного образования. Выполнен анализ официальных сайтов вузов с целью обобщения существующего опыта организации их взаимодействия

Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № «МФИ-20.1/П2»

Мазниченко Марина Александровна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогического и психолого-педагогического образования, Сочинский государственный университет. E-mail: maznichenkoma@mail.ru

Нескоромных Наталия Ивановна - кандидат педагогических наук, методист, Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи. E-mail: nesknatali@mail.ru

Садилова Оксана Павловна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогического и психолого-педагогического образования, Сочинский государственный университет. E-mail: sadilova.op@yandex.ru

Бревнова Снежана Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра педагогического и психолого-педагогического образования, Сочинский государственный университет. E-mail: svbrevnova@mail.ru

Григоращенко-Алиева Надежда Мансумовна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра педагогического и психолого-педагогического образования, Сочинский государственный университет.

E-mail: nadya55505@mail.ru

Фоменко Вита Александровна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра теории государства и права, истории и философии, Сочинский государственный университет. E-mail: vitafomenco@mail.ru © 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены

2021, том 11, № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

с общеобразовательными организациями по выявлению и поддержке одаренных детей. Для преодоления выявленных проблем в работе с одаренными детьми разработана модель сетевого взаимодействия опорного вуза с образовательными организациями.

Результаты. Проведенное исследование позволило получить следующие результаты:

(1) выявлены ключевые проблемы организации работы с одаренными детьми: выпадение из поля внимания педагогов ряда детей с проявлениями специальной одаренности; развитие повышенных способностей одаренных детей вне связи с будущей профессиональной деятельностью; недостаточное внимание к решению задач воспитания и социализации одаренных детей; отсутствие преемственности в работе с одаренными детьми на разных ступенях образования;

(2) разработана модель сетевого взаимодействия опорного вуза и образовательных организаций, направленная на решение выявленных проблем; (3) определены механизмы выявления и поддержки одаренных детей средствами сетевого взаимодействия через включение детей с проявлениями 9 видов одаренности (академической (интеллектуальной), технической, предпринимательской, коммуникативной, лидерской, эмоциональной, спортивной, одаренности в искусствах, одаренности в ремеслах) в соответствующие им виды профессионально-ориентированной деятельности (учебно-научной, технического проектирования, бизнес-проектирования, общения с клиентом, управленческой, волонтерской, спортивной, художественного творчества, производственной) с использованием инфраструктуры и кадрового потенциала опорного вуза.

Заключение. Проведенное исследование дает основание заключить, что выявление и поддержку детской одаренности необходимо осуществлять в тесной связи с профессиональной ориентацией с учетом потребностей регионального рынка труда. Эффективным средством решения такой задачи выступает сетевое взаимодействие организаций общего и дополнительного образования детей с опорным вузом, основанное на использовании его инфраструктуры и кадрового потенциала.

Ключевые слова: одаренные дети; организация работы с одаренными детьми; оценка работы с одаренными детьми; педагоги образовательных организаций; поддержка одаренных детей; сетевое взаимодействие; модель сетевого взаимодействия.

Постановка проблемы

Выявление и поддержка одаренных обучающихся (детей, обладающих повышенными способностями к определенным видам деятельности) выступает стратегической задачей системы образования любой страны, так как является залогом развития ее экономики, трудового, интеллектуального, духовного потенциала. Эта задача решается как на уровне образовательной политики и образовательной практики, так и в педагогических и психологических исследованиях. В России задачи вы-

явления и поддержки одаренных детей отражены в федеральном проекте «Успех каждого ребенка».

Различные проблемы понимания одаренности, выявления и психолого-педагогической поддержки одаренных детей, их обучения и воспитания изучены в педагогических и психологических исследованиях.

Д. Б. Богоявленской [1], В. Д. Шадрико-вым [2], 1 Бшеёвгцё [3] уточнено с современных позиций понятие одаренности. Е. П. Ильиным1, В. И. Пановым2, Б. М. Тепловым [4], Д. Б. Богоявленской [1], В. Д. Шадриковым [2]

1 Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, 2 Панов В. И. Одаренные дети: выявление - обучение -

одаренности: монография. - СПб.: Питер, 2009. - развитие // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 3-44. 448 с.

© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены

2021, том 11, № 2

созданы психологические теории, рабочая концепция одаренности3. В зарубежных исследованиях дифференцированы понятия академически одаренных (в изучении наук) и талантливых (в спорте, искусствах, ремеслах, предпринимательстве) детей4, в отечественной психологии - понятия общей и специальной одаренности [1; 2]. Описаны различные виды специальной одаренности, методики их выявления и развития: математическая5 [5], в сфере информационных технологий [6], лингвистическая [7-9], техническая [10-11], одаренность в области искусств6 [12-13], в сфере предпринимательства7, в спорте [1 4], социальная (коммуникативная, лидерская) [15], эмо-

8 9

циональная8, нравственная9.

Разработаны различные модели обучения одаренных детей, изучается эффективность их применения в образовательной практике: модель обогащения содержания обуче-

ISSN 2658-6762

ния с учетом повышенных способностей и интересов детей [16]; модель ускоренного обучения 10; модель дифференцированного обучения (обучение в специальных классах, группах, разработка отдельных стандартов для одаренных и продвинутых учеников) [17; 18]; модель интегрированного учебного плана на основе непрерывной формирующей оценки [19-20]; модель автономного обучения11. Исследуются возможности применения в обучении одаренных детей проблемных [21; 22], проектных [23], исследовательских методов

[24], STEM и STEAM-технологий, онлайн-

12

наставничества12, технологий электронного и дистанционного обучения и др. Разрабатываются и обобщаются принципы, стратегии и лучшие практики обучения одаренных де-тей13. Представлены методики разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и учебных планов для одаренных учеников [25]. Отдельные исследователи

http://sciforedu.ru

3 Рабочая концепция одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. - М., 2003.- 90 с.

4 Sharp L. A., Clemmer P. The Neglected Readers: Differentiating Instruction for Academically Gifted and Talented Learners // Literacy Research and Instruction. -2015. - Vol. 3 (1). - P. 17-21.

5 Крюкова Е. А. Математическая одаренность: индивидуальные, гендерные и возрастные особенности: ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2001. -24 с.

6 Koga F. O., Rangni R. D. A. Preliminary evidences of musical talent in basic education children // Musica Hodie. - 2021. - Vol. 20. DOI: https://doi.org/10.5216/mh.v20.61274

7 Lu L. Exploring the Training Mode of Informationalized Compound Innovation and Entrepreneurship Talents // Atiquzzaman M., Yen N., Xu Z. (eds) Big Data Analytics for Cyber-Physical System in Smart City. BDCPS

2020. Advances in Intelligent Systems and Computing. -

2021. - Vol. 1303. - Р. 920-925. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-33-4572-0_132

8 Piechowski M. M. Emotional development and emotional

giftedness // Handbook of gifted education. - Boston: Al-

lyn and Bacon, 1992. - Р. 285-305.

9 Козырев Ф. Н. Оценка способности к нравственному суждению с помощью диагностического комплекса ОНИКС: апробация и первые результаты. - URL: https://vo.hse.ru/data/2013/11/01/1283182792/VO3_12-8%20Kozyrev.pdf

10 Content-based curriculum for high-ability learners / Ed. J. van Tassel-Baska, C. A. Little. - Waco, TX: Prufrock Press, 2011.

11 Betts G. T., Knapp J. The autonomous learner model: A secondary model. Secondary programs for the gifted and talented. - Los Angles: National State-Leadership Training Institute for the Gifted and Talented, 1981.

12 Bohmová H., Rostejnská M. Chemistry for gifted and talented: On-line course on talnet // Problems of Education in the 21st Century. - 2009. - Vol. 11. - P. 14-20.

13 Howley A., Howley C., Pendarvis E. Teaching gifted children: Principles and strategies. - Boston: Little, Brown, 1986.

Robinson A., Shore B. M., Enersen D. L. Best practices in gifted education: An evidence-based guide. - Waco, TX: Prufrock Press, 2007.

© 2011-2021 Science for Education Today

Все права защищены

9

2021, том 11, № 2

(В. С. Юркевич14, Л. С. Холлингворт15) обосновывают, что образование одаренных детей должно быть направлено не только на развитие их опережающих способностей, но и на воспитание их как духовной элиты общества, знакомство с историей и эволюцией культуры, помощь в определении собственного места в обществе и своей роли в развитии культуры.

В психологических исследованиях изучаются личностные характеристики одаренных обучающихся (эмоциональный интеллект, самооценка [26], эмоциональное благополучие16, социальные навыки), особенности и проблемы их взаимодействия с родителями, сверстниками, педагогами [27; 28]. Отдельные работы посвящены изучению проблем одаренных детей с инвалидностью, особенностей и технологий их обучения и социализации [29].

Исследуется восприятие одаренных детей педагогами, выявлены представления учителей о взаимодействии с одаренными учениками, об их образовании, метафоры и стереотипы в представлениях о таких учениках [3033], профессиональные дефициты педагогов в работе с одаренными детьми [34].

Однако, несмотря на повышенное внимание к данной проблеме в науке и практике, в организации работы с одаренными детьми остается много нерешенных проблем. Назовем некоторые, на наш взгляд, ключевые.

- Выпадение из поля внимания педагогов ряда детей с проявлениями специальной одаренности по причине того, что акцент в диагностике ставится на выявлении общей ода-

ISSN 2658-6762

ренности с использованием стандартизированных тестов интеллекта и креативности, а ее развитие осуществляется преимущественно в учебно-познавательной деятельности [35]. Такая практика имеет ряд недостатков. Во-первых, применение стандартизированных тестов (для которых требуется соответствующая квалификация школьного психолога) исключает учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов из процесса диагностики. Во-вторых, стандартизированное тестирование диагностирует только общие предпосылки одаренности; имеется риск «навешивания ярлыков» (способный - неспособный), «самоисполняющегося пророчества» (эффект Розенталя) и выпадения из поля внимания педагогов детей со специальной (практической) одаренностью, проявления которой могут быть обнаружены посредством наблюдения соответствующей деятельности детей и анализа ее продуктов, и детей, которые в тестировании не проявили признаков одаренности, но наблюдение педагогов за их деятельностью и анализ ее продуктов говорят об обратном. В-третьих, в общеобразовательных организациях не осуществляется целенаправленного развития практических видов одаренности, что возможно через включение в трудовую деятельность.

- Развитие повышенных способностей одаренных детей вне связи с будущей профессиональной деятельностью. Особенно это касается практических видов одаренности (в ремеслах, в искусстве, в предпринимательстве, лидерской, эмоциональной). Так, для развития

http://sciforedu.ru

14 Юркевич В. С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 4. - С. 99-108. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17729608

15 White W. America's first gifted program: Hollingworth and the Speyer school experiment. - Unionville, NY:

Royal Fireworks Press, 2014.

16 Wright-Scott K.-A. The social-emotional well-being of the gifted child and perceptions of parent and teacher social support: PhD thesis. Queensland University of Technology, 2018. DOI: https://doi.org/10.5204/the-sis.eprints.118198

© 2011-2021 Science for Education Today

Все права защищены

10

2021, том 11, № 2

интеллектуальной (академической) одаренности ребенку дают на уроках задания повышенной трудности, привлекают к участию в олимпиадах и конкурсах, вовлекают в выполнение учебно-исследовательских проектов, и таким образом уже с раннего детства ребенок включается в научно-исследовательскую и учебно-познавательную деятельность, которая в будущем может стать профессиональной. То же касается вовлечения детей с художественной и спортивной одаренностью с раннего детства в различные виды творческой (изобразительной, музыкальной, театрализованной и т. д.) и спортивной деятельности на базе специализированных учреждений дополнительного образования. Однако эти учреждения не могут охватить всех детей с проявлениями одаренности в сфере искусств и спорта. Для выявления и развития практических видов одаренности у школ и детских садов зачастую нет ни инфраструктуры, ни соответствующих кадров, и такие задачи не ставятся.

- Усиленное внимание педагогов и родителей к развитию повышенных способностей одаренных детей и недостаточное внимание к решению задач их воспитания и социализации, в том числе оказания им помощи в личностном и профессиональном самоопределении (совместная работа над жизненными целями и ценностями, с «доминантным жизненным проектом», помощь в преодолении личных психологических проблем, проблем в общении со сверстниками, педагогами, родителями, включение ребенка в отечественный и мировой культурный контекст, развитие патриотизма, опыта ответственного лидерства). Актуальность решения этих задач обоснована в научных исследованиях17 [36], однако не

ISSN 2658-6762

осуществляется в полной мере в образовательной практике.

- Отсутствие эффективного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, преемственности в работе с одаренными детьми на разных ступенях образования. Зачастую учителя-предметники не знают об одаренности ребенка, которую развивают педагоги дополнительного образования, или не хотят учитывать занятость такого ребенка. Далеко не всегда обеспечивается преемственность в развитии различных видов специальной одаренности детей на разных уровнях образования. Так, в российских детских садах большое внимание уделяется развитию одаренности в искусствах (изобразительной, артистической, музыкальной). Но при переходе в начальную школу ориентиры резко меняются: основной становится учебно-познавательная деятельность, внимание учителей сосредотачивается на интеллектуально одаренных детях. А с детьми с одаренностью в искусствах, которым много внимания уделяли в детском саду, в школе практически перестают работать. Хорошо, если родители отдадут детей в соответствующее учреждение дополнительного образования. Но так происходит не всегда.

Средством решения названных проблем может выступить организация сетевого взаимодействия образовательных организаций общего и дополнительного образования детей с опорным вузом региона, обладающим соответствующей инфраструктурой и кадровым составом для выявления и поддержки различных видов специальной одаренности детей. Под опорным вузом мы понимаем не только статус, который присвоен 33 вузам РФ в рам-

http://sciforedu.ru

17 Юркевич В. С. Одаренные дети: сегодняшние тен- наука и образование. - 2011. - N° 4. - С. 99-108. URL:

денции и завтрашние вызовы // Психологическая https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17729608

© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены

11

2021, том 11, № 2

ках соответствующей программы государственной поддержки, но и любой вуз, уделяющий значимое внимание реализации «третьей миссии», работе с детьми и подростками. Разработка и реализация эффективной модели сетевого взаимодействия таких вузов с организациями общего и дополнительного образования детей позволит систематически осуществлять диагностику и развитие широкого спектра проявлений одаренности посредством включения детей и подростков в профессионально-ориентированные виды деятельности на базе инфраструктуры вуза с использованием его кадрового потенциала. Цель настоящей статьи - определение механизмов выявления и поддержки одаренных детей средствами сетевого взаимодействия.

На сегодняшний день в научной литературе имеются предпосылки для разработки такой модели. Коллективом ученых (М. А. Червонный, А. А. Власова, Т. В. Швалева) обоснованы возможности и раскрыты условия использования потенциала педагогического университета в организации дополнительного образования одаренных детей в области физики и математики [37]. В коллективной монографии ярославских ученых под редакцией А. В. Золотаревой представлена модель взаимодействия учреждений общего образования с вузами по реализации общеобразовательных

программ старшей школы, ориентированных 18

на одаренных детей18.

Методология исследования

Исследование проводилось с опорой на следующие методологические подходы:

ISSN 2658-6762

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- деятельностный подход (Д. Б. Богоявленская [1], Л. С. Выготский19, В. Д. Шадри-ков [2]), согласно которому выявлять и развивать повышенные способности одаренных детей необходимо посредством включения их в деятельность, требующую применения таких способностей;

- системный подход - интеграция научного, педагогического, кадрового, инфраструктурного потенциала опорного вуза и организаций общего и дополнительного образования в выявлении и поддержке одаренных детей.

Для достижения цели мы последовательно решали следующие задачи, используя адекватные им методы.

1. Оценка руководящим составом и педагогами образовательных организаций эффективности проводимой работы по выявлению и поддержке одаренных детей, выявление ключевых проблем осуществлялось методом анкетирования заместителей директоров, методистов, педагогов организаций общего и дополнительного образования детей. Нами были разработаны и проведены три анкеты:

- на выявление особенностей и проблем организации работы с одаренными детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Анкета включала 12 вопросов. В анкетировании приняли участие педагоги и методисты 12 дошкольных образовательных учреждений г. Сочи: 7 детских садов и 5 центров дополнительного образования дошкольников;

- на оценку полноты и эффективности различных аспектов работы с одаренными школьниками в организациях общего и допол-

http://sciforedu.ru

18 Модель взаимодействия учреждений общего образования с вузами по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на ода-

ренных детей: коллективная монография / под ред.

А. В. Золотаревой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 156 с. 19 Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2005. - 670 с.

© 2011-2021 Science for Education Today

Все права защищены

12

2021, том 11, № 2

нительного образования. Анкета была составлена на основе анкеты В. С. Торохтий 20 и включала 33 вопроса. Оценка осуществлялась в баллах (0, 1, 2). При обработке подсчитыва-лась доля респондентов, оценивших результативность (полноту) того или иного аспекта работы с одаренными детьми как высокую (2 балла), среднюю (1 балл) и низкую (0 баллов). Анкетирование проводилось с использованием электронной формы21. В анкетировании приняли участие 149 респондентов, представляющих образовательные организации 44 муниципалитетов Краснодарского края. В выборке представлены организации общего (78,5 %) и дополнительного (20,8 %) образования школьников; разные возрастные категории педагогов - до 35 лет (16,1 %), от 36 до 40 лет (25,5 %), от 41 до 50 лет (32,9 %), от 51 до 63 лет (22,1 %); с разным педагогическим стажем - до 5 лет (10,8 %), от 5 до 10 лет (16,2 %), от 11 до 15 лет (18,2 %), от 16 до 20 лет (18,9 %), более 20 лет (35,8 %); занимающие различные должности - учителя (71,8 %), педагоги дополнительного образования (16,1 %), заместители директоров школ (9,4 %), педагоги-психологи (2 %). Подавляющее большинство респондентов (91,9 %) имеют высшее образование, 8,1 % - среднее специальное образование;

- на понимание педагогами сущности и задач работы с одаренными детьми, выявление возникающих у них трудностей и проблем в такой работе. Анкета включала 15 вопросов. Анкетирование проводилось с использованием электронной формы22. В анкетировании приняли участие 41 педагог. В выборке представлены педагоги различных возрастных категорий - от 20 до 30 лет (5 %), от 30 до 40 лет

ISSN 2658-6762

(12,5 %), от 40 до 50 лет (45 %), старше 50 лет (37,5 %); с разным педагогическим стажем -от 1 до 3 лет (7,3 %), от 4 до 10 лет (7,3 %), от 10 до 20 лет (24,4 %), более 20 лет (61 %); занимающие разные должности и работающие с разными возрастными категориями детей -учитель-предметник и классный руководитель (39 %), учитель-предметник (26,8 %), педагог дополнительного образования (19,5 %), учитель начальных классов (7,3 %), педагог-психолог (2,4 %), заместитель руководителя (2,4 %); представляющие различные типы образовательных организаций - средние общеобразовательные школы (57,5 %), гимназии и лицеи (15 %), учреждения дополнительного образования детей (25 %); имеющие различный уровень образования - высшее (82,9 %), среднее профессиональное (12,2 %), имеющие ученую степень (4,9 %).

2. Исследование существующего опыта организации взаимодействия вузов с общеобразовательными организациями по выявлению и поддержке одаренных детей: использовались метод анализа официальных сайтов вузов и обобщение опыта Сочинского государственного университета как опорного вуза Краснодарского края.

3. Моделирование сетевого взаимодействия опорного вуза с образовательными организациями по выявлению и поддержке одаренных детей посредством включения в профессионально-ориентированную деятельность на базе университета.

Результаты исследования

Описанные методы позволили получить следующие результаты по каждой из поставленных задач.

http://sciforedu.ru

20 Торохтий В. С. Сопровождение развития одаренных

детей в контексте социально-педагогического подхода // Одаренный ребенок. - 2015. - № 5. - С. 16-27.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25504623

21 Анкета № 1. -https://forms.gle/FRhzeqQ743CHKkwY6

22 Анкета № 2. -https://forms.gle/MaMNKyQPqnhEFrSS9

URL: URL:

© 2011-2021 Science for Education Today

Все права защищены

13

Science for Education Today

2021, том 11, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

1. Выявлены особенности и проблемы организации работы с одаренными детьми в дошкольных образовательных организациях. Ответы респондентов показали, что целенаправленная работа по выявлению и поддержке дошкольников с признаками одаренности ведется преимущественно в учреждениях дополнительного образования дошкольников (центрах языкового, творческого развития ребенка). В детских садах зачастую такая работа вообще не ведется (ее ведут только 33 % детских садов). Основной целью такой работы для большинства дошкольных организаций (66 %) выступает выявление одаренных детей и создание условий для развития их одаренности, для 33 % - удовлетворение запросов родителей, для 8 % - победы воспитанников в различных муниципальных и региональных конкурсах.

Выявление проявлений одаренности осуществляется в большинстве случаев в ходе непосредственной работы воспитателей с детьми (наблюдение, анализ продуктов детского творчества, беседы с родителями). 33 % респондентов проводят выявление с использованием специальных психодиагностических методик, тестов. 50 % респондентов ответили, что одаренных детей в детском саду выявляют воспитатели, 58 % - педагог-психолог, 16 % -другие специалисты. Мониторинг детской одаренности все организации проводят 12 раза в год. Чаще всего признаки одаренности выявляются у детей в возрасте 5-6 лет (66 %). Половина респондентов привлекают родителей к выявлению и поддержке одаренности детей.

Чаще всего педагоги отмечают проявления у дошкольников художественно-изобразительной (75 %), спортивной (66 %), творческой и музыкальной (по 50 %), артистической и интеллектуальной (по 42 %), реже всего -признаки академической, литературной, технической одаренности (по 16%).

С проблемами в воспитании и развитии одаренных дошкольников сталкивались 25 % респондентов. Это такие проблемы, как отсутствие у одаренных детей интереса к фронтальным и групповым занятиям, сложности в общении.

Авторские программы развития одаренности использует только 1 дошкольное учреждение из 12 принявших участие в анкетировании.

Всем дошкольным учреждениям интересно сотрудничество с университетами, опорным вузом по проблеме развития одаренности у детей.

2. Выявлена оценка педагогами полноты и эффективности различных аспектов работы с одаренными школьниками в организациях общего и дополнительного образования. Ответы показали, что более половины респондентов (от 48 до 60,5 %) оценивают полноту и эффективность практически всех аспектов такой работы как среднюю, около трети (от 27,9 до 49,3 %) - как низкую, высокую оценку дали от 2 до14 % респондентов. Подробно результаты анкетирования представлены в таблице 1.

2021, том 11, № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Таблица 1

Оценка педагогами полноты и эффективности различных аспектов работы с одаренными детьми

Table 1

Teachers' assessment of the completeness and effectiveness of various aspects

of work with gifted children

Оценка респондентами полноты и

Аспект работы с одаренными детьми эффективности работы, %

Высокий (2 Средний Низкий

балла) (1 балл) (0 баллов)

Степень изученности Вами и Вашими коллегами про- 3,3 58,7 38

блем одаренных детей и их психолого-педагогической

поддержки

Полнота изучения потенциала образовательной орга- 4,1 58 37,9

низации, необходимого для решения проблем одарен-

ных детей

Полнота определения возможностей одаренных детей 4,2 54,9 40,9

в совместной деятельности педагогов и учащихся

Эффективность консультирования одаренных детей о 6,7 53,3 40

возможностях их дополнительного образования

Полнота оказания помощи одаренным детям в выборе 6,7 54,4 38,9

соответствующих их потребностям образовательных

программ

Полнота оказания помощи одаренным детям в уста- 4,7 55 40,3

новлении взаимодействия с педагогами

Полнота организации процесса социальной адаптации 7,2 51 41,8

одаренных детей к коллективам учащихся и педагогов

образовательной организации

Полнота установления делового взаимодействия педа- 15 57,1 27,9

гогов организаций дополнительного образования с пе-

дагогами общеобразовательных организаций в целях

построения индивидуальных траекторий развития

одаренных детей

Эффективность организации разрешения межличност- 5 53,6 41,4

ных конфликтов одарённых детей со сверстниками,

педагогами, родителями

Эффективность разрешения проблем социальной 5,1 58 36,9

адаптации одаренных детей в учебно-воспитательном

процессе образовательной организации

Понятность задач психолого-педагогической под- 2 55,7 42,3

держки одаренных детей и доступность их решения

Профессиональная подготовленность субъектов (педа- 4,2 57,3 38,5

гогов, педагогов-психологов и др.) психолого-педаго-

гической поддержки одаренных детей

2021, том 11, № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Окончание таблицы 1

Адекватность методов реализации целей психолого-педагогической поддержки одаренных детей 2 56 42

Эффективность форм психолого-педагогической поддержки одаренных детей 4,7 58 37,3

Четкость соблюдения этапов психолого-педагогической поддержки одаренных детей 8,7 60,4 30,9

Способность субъектов психолого-педагогической поддержки одаренных детей к сетевому взаимодействию 14 58 28

Умение субъектов психолого-педагогической поддержки одаренных детей использовать потенциал педагогической деятельности в решении задач развития одаренности 8,1 59,5 32,4

Наличие у субъектов психолого-педагогической поддержки одаренных детей навыков использования воспитательного потенциала семей этих детей 8,1 58,8 33,1

Способность субъектов психолого-педагогической поддержки одаренных детей эффективно использовать потенциал самих детей 6,5 51,2 42,3

Значимый развивающий эффект психолого-педагогической поддержки одаренных детей 3,4 52,7 43,9

Значимый воспитательный эффект психолого-педагогической поддержки одаренных детей 3,4 50,3 46,3

Эффективность использования стимулирующих факторов в организации психолого-педагогической поддержки одаренных детей 6,8 50,3 42,9

Способность педагога-психолога, педагогов снизить эффективность влияния на одаренных детей негативных факторов 3,4 48 48,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удовлетворённость родителей результатами психолого-педагогической поддержки их одаренных детей 6 48,7 45,3

Взаимодействие в психолого-педагогической поддержке одаренных детей специалистов различного профиля 8 58,5 33,5

Результативность мер прогностического характера в психолого-педагогической поддержке одаренных детей 10,1 55,7 34,2

Наличие проектирования и прогнозирования в психолого-педагогической поддержке одаренных детей 10 57,3 32,7

3. Изучено понимание педагогами сущности и задач работы с одаренными детьми, выявлены трудности и проблемы

педагогов в такой работе. Практически всем респондентам приходилось работать с одаренными детьми (82,9 % ответили утвердительно,

Science for Education Today

2021, том 11, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

12,2 % затруднились ответить, что, вероятно, связано с идентификацией одаренных детей). Большинство педагогов (70,7 %) понимают одаренного ребенка как значительно опережающего сверстников в развитии каких-либо способностей (творческих, спортивных, интеллектуальных, способностей к ремеслам, социальной деятельности и др.), 14,6 % - как нестандартно мыслящего ребенка, 7,3 % - как ребенка, уровень творческих способностей которого значительно выше сверстников, 4,9 % - как ребенка, уровень интеллекта которого значительно выше сверстников. Один педагог (2,4 %) дал собственное определение: «Одаренный ребенок - ребенок, который увлечен своим хобби, занятием, есть волнующая его тема». Таким образом, большинство педагогов рассматривают одаренность детей в связи с определенным видом деятельности, в которой она проявляется, а не как общие предпосылки (интеллект, креативность).

Подавляющее большинство педагогов (95,1 %) уверены, что в школе нужно выявлять и поддерживать одаренных детей.

63,4 % респондентов считают, что в выявлении и поддержке одаренных детей должны участвовать различные специалисты:

учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог. 24,4 % считают такую задачу функцией психолога (вероятно, это связано с упомянутой нами проблемой диагностики одаренности с помощью стандартизированных тестов), 12,2 % - задачей социального педагога.

Ключевой задачей работы с одаренными детьми более половины педагогов (61 %) считают развитие их опережающих способностей. 56,1 % отмечают важность помощи одаренным детям в построении и воплощении сценариев реализации своих способностей в различных сферах жизнедеятельности, 41,5 % - необходимость оказания им помощи в профессиональном и жизненном самоопределении, 29,3 % - в решении проблем общения и социализации, 24,4 % - в решении проблем школьной и социальной адаптации. 14,6 % считают актуальным интеллектуальное развитие одаренных детей.

Примерно так же распределились и ответы на вопрос, какие задачи решают респонденты в собственной работе с одаренными детьми (см. табл. 2).

Представления педагогов о ключевых задачах работы с одаренными детьми и практика их решения

Representations of teachers about the key tasks of working with gifted children and the practice of solving them

Таблица 2

Table 2

Задачи работы с одаренными детьми Понимание важности решения задач, % Решение задач в собственной деятельности, %

Развитие повышенных способностей, проявлений одаренности 61 68,4

Помощь в построении и воплощении сценариев реализации своих способностей в различных сферах жизнедеятельности 56,1 42,1

2021, том 11, № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Окончание таблицы 2

Помощь в налаживании коммуникаций, взаимодействия со сверстниками, родителями, учителями 29,3 21,1

Помощь в решении проблем школьной и социальной адаптации 24,4 10,5

Вовлечение в общественную жизнь класса, воспитательные мероприятия и дела Вариант не включен в перечень ответов 26,3

Интеллектуальное развитие 14,6 Вариант не включен в перечень ответов

Затрудняюсь ответить Вариант не включен в перечень ответов 10,5

Сравнительный анализ, представленный в таблице 2, показывает, что не все педагоги, осознавая важность некоторых задач работы с одаренными детьми, решают их в собственной деятельности, что говорит о необходимости методической помощи педагогам в данном вопросе.

Трудности в работе с одаренными детьми возникают у 71,1 % педагогов, из них у 5,3 % - постоянно, у 65,8 % - иногда. Чаще всего такие трудности связаны с пониманием индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей одаренных детей (у 42,4 % педагогов), с поиском новых способов педагогического воздействия и взаимодействия с одаренным ребенком (36,4 %). 24,2 % педагогов испытывают трудности в построении педагогического взаимодействия с родителями одаренных детей, 15,2 % - в построении взаимодействия с самими одаренными детьми. 21,2 % педагогов отметили, что трудности у них вызывает проектирование и организация группового взаимодействия одаренного ребенка со сверстниками, 18,2 % - отбор содержания образования, интересного одаренным детям, а также адаптация методик и методов преподавания, содержания образования, стандартов к особым образовательным по-

требностям одаренного ребенка, 15,2 % - прогнозирование поведения одаренных детей, 12,1 % - разрешение конфликтов с одаренным ребенком или его родителями.

Основным источником педагогических знаний в построении работы с одаренными детьми для педагогов выступает обмен опытом с коллегами (64,1 %), на втором месте -чтение научной и методической литературы (46,2 %), на третьем - рефлексия собственного педагогического опыта (38,5 %), на четвертом - нетрадиционные подходы и методы (35,9 %). И только на пятом месте - повышение квалификации (33,3 %). Это говорит о том, что сетевое взаимодействие может быть более полезно педагогам в организации работы с одаренными детьми, нежели традиционные курсы повышения квалификации.

4. Проведен анализ существующего опыта организации взаимодействия вузов с общеобразовательными организациями по выявлению и поддержке одаренных детей. Практически в каждом регионе РФ есть вузы, которые особое внимание уделяют реализации «третьей миссии», в том числе работе со школами и детскими садами региона по выявлению и поддержке одаренных детей. Так, на базе Южного федерального университета создан Южный региональный центр развития

2021, том 11, № 2

одаренности, который реализует следующие модели взаимодействия учреждений общего и высшего образования, направленные на развитие одаренности детей и подростков: технологическая, психологическая, педагогическая, методическая, консультационная, диагности-ческая23. На базе Донского государственного технического университета создан «Региональный комплекс для одаренных детей и молодежи Ростовской области»24.

Проведенный анализ показал, что основными задачами работы вузов с одаренными детьми выступает выявление одаренных детей и вовлечение их в различные формы учебной и внеучебной работы, организуемые на базе вуза (программы дополнительного образования, летние и зимние школы, конкурсы, олимпиады, конференции и др.) с целью привлечения к поступлению в университет. Основными формами такой работы выступают: создание профильных классов, базовых школ, центров ранней профориентации, реализация программ дополнительного образования, проведение профильных олимпиад и конкурсов. Как правило, развиваемые виды одаренности соответствуют направлениям подготовки вуза: так, технические вузы основное внимание уделяют развитию технической одаренности. Основное внимание в вузах уделяется выявлению и развитию интеллектуальной одаренности детей, в вузах творческой направленности - одаренности в искусствах, в спортивных - одаренности в спорте. При этом ни в научной литературе, ни в образовательной практике мы не обнаружили моделей:

- охватывающих широкий спектр видов специальной одаренности, проявляющихся у детей (не только интеллектуальной, но и в

ISSN 2658-6762

сфере искусств, спорта, предпринимательства, практической деятельности (ремесел));

- вовлекающих одаренных школьников в профессионально-ориентированные виды деятельности на базе инфраструктуры вуза;

- направленных не только на развитие повышенных способностей одаренных детей, но и на оказание им помощи в решении проблем адаптации, социализации, жизненного планирования;

- предполагающих организацию работы вуза со всеми субъектами образования одаренного ребенка (сам ребенок, его родители, педагоги основного и дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог), организацию взаимодействия этих субъектов, а также взаимодействия с социальными партнерами - потенциальными работодателями одаренных детей.

5. Разработана модель сетевого взаимодействия опорного вуза с образовательными организациями по выявлению и поддержке одаренных детей посредством включения их в профессионально-ориентированную деятельность на базе университета. Цель сетевого взаимодействия - создание условий для выявления, развития и реализации в жизненных и профессиональных траекториях 9 видов одаренности, каждый из которых соотносится с определенной группой профессий:

- академическая (интеллектуальная) -предпосылка успешности в научной деятельности и высокоинтеллектуальных профессиях;

- техническая - связана с инженерными профессиями;

http://sciforedu.ru

23 Официальный сайт Южного Федерального универ- https://donstu.ru/programma-razvitiya/regionalnyy-ситета. - URL: https://talant-portal.sfedu.ru/ kompleks-dlya-odarennykh/

24 Региональный комплекс для одаренных детей и молодежи Ростовской области. - URL:

© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены

19

Science for Education Today

2021, том 11, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

- предпринимательская - создание и развитие малого и среднего бизнеса;

- коммуникативная - способность выстраивать долгосрочные, конструктивные взаимоотношения с другими людьми (профессии сферы услуг);

- лидерская - менеджеры среднего и высшего звена;

- эмоциональная - способность настраиваться на окружающий мир, проявлять эмпа-тию, тонко чувствовать эмоции и настроение других людей (профессии социальной сферы);

- спортивная - профессиональная деятельность в сфере физической культуры и спорта;

- одаренность в искусствах - способность продуцировать оригинальные идеи и воплощать их в каком-либо виде искусства;

- одаренность в ремеслах - проявление интереса к «ручному» творчеству, способность «с головой» уходить в занятие ремеслом (профессии производственной сферы).

Модель включает следующие блоки.

- «Выявление одаренности» - отбор и применение комплекса методик, позволяющих выявить признаки одаренности как с помощью тестирования, так и посредством наблюдения соотносимой с видом одаренности деятельности детей и анализа ее продуктов. Данные методики применяют студенты вуза, обучающиеся по педагогическим и психологическим направлениям, в ходе учебной и

производственной практики, также организуется обучение этим методикам педагогов образовательной сети. Создается база выявленных детей с признаками одаренности, с которыми организуется психолого-педагогическая работа и вовлечение их в профессионально-ориентированные виды деятельности.

- «Развитие одаренности в профессионально-ориентированной деятельности» - вовлечение детей с проявлениями одаренности в профессионально-ориентированную деятельность на базе инфраструктуры опорного вуза и входящих в сеть образовательных организаций. Для организации профессионально-ориентированной деятельности:

- виды одаренности соотносятся с профессионально-ориентированными видами деятельности, в которых они могут быть выявлены и развиты, с учетом потребностей регионального рынка труда;

- определяется имеющаяся и необходимая инфраструктура для организации таких видов деятельности на базе опорного вуза и организаций общего и дополнительного образования, входящих в сеть;

- проектируются формы и методы организации профессионально-ориентированной деятельности одаренных детей.

Примерная модель для Краснодарского края с учетом инфраструктуры Сочинского государственного университета, организаций общего и дополнительного образования г. Сочи представлена в таблице 3.

2021, том 11, № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Таблица 3

Модель вовлечения одаренных детей в профессионально-ориентированные виды деятельности на базе инфраструктуры образовательной сети

Table 3

Model inclusion of gifted children in professionally oriented types of activity based on the infrastructure of the educational network

Виды одаренности Профессио-нально-ориен-тированная деятельность Элемент инфраструктуры образовательной сети Формы и методы организации профессионально-ориентированной деятельности

Академическая (интел-лектуаль-ная) Научная Научно-образовательные центры. Научные лаборатории Летние и зимние научные школы. Предметные олимпиады и конкурсы. Руководство научными проектами школьников. Выполнение школьниками совместных научных проектов со студентами и преподавателями вуза. Участие школьников в работе студенческих научных кружков, в научных конференциях на базе университета. Работа преподавателей вуза в жюри конкурсов научных работ школьников

Техническая Техническое проектирование Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) Летние и зимние технические школы. Программы дополнительного образования для школьников технической направленности. Конкурсы технического творчества. Руководство техническими проектами школьников. Выполнение школьниками совместных технических проектов со студентами и преподавателями вуза. Участие школьников в работе студенческих технических кружков

Предпринимательская Бизнес-проектирование Бизнес-инкубатор Уроки с участием действующих предпринимателей. Акселерационные программы. Сопровождение бизнес-проектов школьников. Конкурсы бизнес-проектов школьников, их финансовая поддержка.

2021, том 11, № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Окончание таблицы 3

Коммуникативная Общение с клиентом Студенческая юридическая клиника. Учебный отель «Солнечный ветер» Работа школьников в юридической клинике вуза в качестве помощников консультантов, в учебном отеле «Солнечный ветер»

Лидерская Управленческая Органы студенческого самоуправления. Бизнес-инкубатор Проект «Дай порулить» (работа школьников и студентов в качестве ассистентов руководителей предприятий и организаций). Привлечение школьников к руководству разработкой и реализацией бизнес-проектов

Эмоциональная Волонтерская Центр подготовки волонтеров «Форвард» Школа начинающих волонтеров. Участие школьников в волонтерских проектах и программах университета. Работа школьников в волонтерских отрядах социальной направленности

Спортивная Спортивная Учебно-оздоровительный центр Участие школьников в спортивных кружках, спортивных командах университета

Одаренность в искусствах Художественное творчество Лаборатория дизайн-проектирования. Студенческий культурный центр. Лаборатория 3 ^проектирования. Студия творческого развития «Оперение» Центра дополнительного образования для детей «СИБ» г. Сочи Летние и зимние школы искусств, в ходе которых студенты университета и школьники создают творческие проекты. Проект «Полезные каникулы». Творческие конкурсы. Участие школьников в работе творческих кружков и творческих студенческих объединений университета (танцевальные коллективы, театральная студия и др.)

Одаренность в ремеслах Производственная Специализированный центр компетенций по стандартам Ворлдскиллс по компетенции «Поварское дело». Центры профессиональных проб на базе социальных партнеров. Карвинг-студия, автослесарные мастерские Центра дополнительного образования для детей «СИБ» г. Сочи Пробная профессиональная деятельность на базе вузовского Специализированного центра компетенций Ворлдскиллс и центров профессиональных проб на базе образовательных организаций и социальных партнеров. Программы дополнительного образования на базе организаций сети с присвоением рабочей квалификации. Мастер-классы ведущих специалистов. Участие школьников в работе малых инновационных предприятий вуза

© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2021, том 11, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

- «Помощь одаренным детям в построении жизненных сценариев» - организация помощи в построении образовательных, профессиональных, семейных и других жизненных сценариев. Такая помощь оказывается на базе Центра карьеры вуза на основе сотрудничества с потенциальными работодателями и учителями-предметниками, классными руководителями. Используются сценарные технологии [38].

- «Помощь одаренным детям, их педагогам и родителям в решении возникающих трудностей и проблем» - организация на базе социально-психологической службы вуза психологического консультирования одаренных детей, их педагогов и родителей, направленного на оказание помощи в решении возникающих проблем, таких как непонимание одаренного ребенка родителями, сверстниками, педагогом, буллинг, одиночество, проблемы общения и налаживания контактов со сверстниками, самоутверждения и признания в детском коллективе, переживание неудач, поражений на олимпиадах и конкурсах, коррекция самооценки и др.

- «Профессиональный рост педагогов» -организация для педагогов консультационной службы на базе вуза (очные и онлайн-консуль-тации по возникающим у педагогов вопросам, трудностям, проблемам в работе с одаренными детьми), курсов повышения квалификации («Методики ранней профдиагностики,

профконсультирования и пробной профессиональной деятельности дошкольников», «Сценарный подход в работе с одаренными детьми» и др.), проведение обучающих семинаров и вебинаров, мастер-классов, «Недели педагогических инноваций», организация педагогического клуба «Работа с одаренными детьми», конкурсов профессионального мастерства, круглых столов по обмену опытом, открытых уроков и других мероприятий.

Заключение

Ключевые проблемы работы с одаренными детьми заключаются в акценте на диагностику общей и интеллектуальной одаренности, на развитие повышенных способностей в учебно-познавательной деятельности, в результате чего из поля психолого-педагогической поддержки выпадают дети с проявлениями практической одаренности, недостаточно внимания уделяется помощи одаренным детям в разрешении личных психологических проблем, в социализации, проектировании жизненных сценариев. Эффективным средством преодоления таких проблем является организация сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования детей с опорным вузом, основанная на использовании его инфраструктуры и кадрового потенциала для вовлечения детей в широкий спектр профессионально-ориентированной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Богоявленская Д. Б. Философские основы теории одаренности // Культурно-историческая психология. - 2019. - Т. 15, № 2. - С. 14-21. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150202 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38250918

2. Шадриков В. Д. К новой психологической теории способностей и одаренности // Психологический журнал. - 2019. - Т. 40, № 2. - С. 15-26. DOI: https://doi.org/10.31857/S0205959200029815 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=37137953

Science for Education Today

2021, том 11, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

3. Smedsrud J. Explaining the variations of definitions in gifted education // Nordic Studies in Education. - 2020. - Vol. 40 (1). - Р. 79-97. DOI: https://doi.org/10.23865/NSE.V40.2129

4. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2014. - № 4. - С. 99-105. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=22653852

5. Heyd-Metzuyanim E., Hess-Green R. Valued Actions and Identities of Giftedness in a Mathematical Camp // International Journal of Science and Mathematics Education. - 2020. - Vol. 18 (7). -Р. 1311-1331. DOI: https://doi.org/10. 1007/s10763-019-10013-4

6. Kuular D. O., Ragulina M. I., Lapchik M. P. Future teachers' training in identification and development of IT giftedness at schools of the Republic of Tyva // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2019. - Vol. 12 (9). - Р. 1659-1669. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-0483 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=41123187

7. Игна О. Н. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 10. -С. 109-113. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18237104

8. Самсонова Н. В., Будоян Е. А. Учебно-герменевтические задачи как средство развития филологической одаренности обучающихся профильного лингвистического класса // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 6. - С. 203-214. - DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.17 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41652640

9. Gali G. V., Fakhrutdinova A. V., Gali A. I. Methods of foreign language teaching to linguistically gifted students // International Journal of Higher Education. - 2019. - Vol. 8 (8). - Р. 1-4. DOI: https://doi.org/10.5430/ijhe.v8n8p1 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43253914

10. Мерзон Е. Е., Шатунова О. В., Штерц О. М. Понятие и структура технической одаренности личности // Наука и школа. - 2018. - № 2. - С. 179-185. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=34992715

11. Sheymardanov S., Shatunova O., Shterts O. Developing Girls' Technical Giftedness and Supporting Their Resilience // ACM International Conference Proceeding Series. - 2020. - Р. 31-34. DOI: https://doi.org/10.1145/3399971.3399982

12. Reutlinger M., Pfeiffer W., Stoeger H., Vialle W., Ziegler A. Domain-Specificity of Educational and Learning Capital: A Study with Musical Talents // Frontiers in Psychology. - 2020. - Vol. 11. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.561974

13. Yu J. The Exploration of the Construction of University Art Talent Information Platform Guided by Students' Personalized Development // Journal of Physics: Conference Series. - 2020. -Vol. 1578 (1). - P. 012083. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1578/1/012083

14. Bj0mdal C. T., Ronglan L. T. Engaging with uncertainty in athlete development-orchestrating talent development through incremental leadership // Sport, Education and Society. - 2021. -Vol. 26 (1). - Р. 104-116. DOI: https://doi.org/10.1080/13573322.2019.1695198

15. Киселева Т. Г. Психодиагностический инструментарий оценки социальной одаренности детей // Ярославский педагогический вестник - 2014. - Т. 2, № 3. - С. 228-233. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22285112

16. Renzulli J. S., Reis S. M. A virtual learning application of the schoolwide enrichment model and high-end learning theory // Gifted Education International. - 2012. - Vol. 28 (1). - Р. 19-40. DOI: https://doi.org/10.1177/02614294 11424382

© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2021, том 11, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

17. Shaunessy-Dedrick E., Evans L., Ferron J., Lindo M. Effects of a differentiated reading approach among gifted and general education students // Gifted Child Quarterly. - 2015. - Vol. 59 (2). -P. 91-107. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986214568718

18. Bulut A. S., Yildiz A., Baltaci S. A comparison of mathematics learning approaches of gifted and non-gifted students // Turkish Journal of Computer and Mathematics Education. - 2020. -Vol. 11 (2). - P. 461-491. DOI: https://doi.org/10.16949/turkbilmat.682111

19. Callahan C. M., Moon T. R., Oh S., Azano A. P., Hailey E. P. What works in gifted education: Documenting effects of an integrated curricular/instructional model // American Educational Research Journal. - 2015. - Vol. 52. - P. 1-31. DOI: https://doi.org/10.3102/0002831214549448

20. Kahveci N. G., Atalay O. Use of integrated curriculum model (ICM) in social studies: Gifted and talented students' conceptions // Eurasian Journal of Educational Research. - 2015. - Vol. 15 (59). -P. 91-112. DOI: http://dx.doi.org/10.14689/ejer.2015.59.6

21. Gallagher S. A., Gallagher J. J. Using problem-based learning to explore unseen academic potential // Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. - 2013. - Vol. 7 (1). - P. 111-131. DOI: https://doi.org/10.7771/1541-5015.1322

22. Horak A. K., Galluzzo G. R. Gifted middle school students' achievement and perceptions of science classroom quality during problem-based learning // Journal of Advanced Academics. - 2017. -Vol. 28 (1). - P. 28-50. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1932202X16683424

23. Bildiren A., Kargin T. The effects of project based approach in early intervention program on the problem solving ability of gifted children // Egitim ve Bilim. - 2019. - Vol. 44. - P. 343-360. DOI: https://doi.org/10.15390/EB.2019.7360

24. Korucu A. T., Alkan A. Comparative study models used in the education of the gifted Children // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2012. - Vol. 46. - P. 4159-4164. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2012.06.218

25. Plucker J. A., Barber H. Talent Development Plans Help Guide Consistent, Equitable Service Delivery // Gifted Child Today. - 2021. - Vol. 44 (1). - P. 39-43. DOI: https://doi.org/10.1177/1076217520963673

26. Casino-García A. M., Llopis-Bueno M. J., Llinares-Insa L. I. Emotional intelligence profiles and self-esteem/self-concept: An analysis of relationships in gifted students // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2021. - Vol. 18 (3). - P. 1006. DOI: https://doi.org/ 10.3390/ij erph18031006

27. Llinares-Insa L. I., Casino-García A. M., García-Pérez J. Subjective well-being, emotional intelligence, and mood of parents: A model of relationships. Impact of giftedness // Sustainability (Switzerland). - 2020. - Vol. 12 (21). - P. 8810. DOI: https://doi.org/10.3390/su12218810

28. de Oliveira A. P., Capellini V. L. M. F., Rodrigues O. M. P. R. High abilities/giftedness: Social skills intervention with students, parents/guardians and teachers // Revista Brasileira de Educacao Especial. - 2020. - Vol. 26 (1). - P. 103-118. DOI: https://doi.org/10.1590/s1413-65382620000100008

29. Bildiren A., Firat T. Giftedness or disability? Living with paradox // Education 3-13. - 2020. -Vol. 48 (6). - P. 746-760. DOI: https://doi.org/10.1080/03004279.2020.176185

30. Akgül G. Teachers' metaphors and views about gifted students and their education // Gifted Education International. - 2021. - Vol. 1. DOI: https://doi.org/10.1177/0261429421988927

31. Haataja E., Laine A., Hannula M. S. Educators' perceptions of mathematically gifted students and a socially supportive learning environment - A case study of a Finnish upper secondary school // LUMAT. - 2020. - Vol. 8 (1). - P. 44-66. DOI: https://doi.org/10.31129/LUMAT.8.1.1368

© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2021, том 11, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

32. Weyns T., Preckel F., Verschueren K. Teachers-in-training perceptions of gifted Children's characteristics and teacher-child interactions: An experimental study // Teaching and Teacher Education. - 2021. - Vol. 97. - P. 103215. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103215

33. Matheis S., Keller L. K., Kronborg L., Schmitt M., Preckel F. Do stereotypes strike twice? Gifted-ness and gender stereotypes in pre-service teachers' beliefs about student characteristics in Australia // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. - 2020. - Vol. 48 (2). - Р. 213-232. DOI: https://doi.org/10.1080/1359866X.2019.1576029

34. Barrera-Algarín E., Sarasola-Sánchez-Serrano J. L., Fernández-Reyes T., García-González A. Deficit in teachers and educators' training on intellectual giftedness: A handicap for elementary education in Andalusia // Revista de Investigacion Educativa. - 2021. - Vol. 39 (1). - Р. 209-226. DOI: https://doi.org/10.6018/rie.422431

35. Assouline S. G., Lupkowski-Shoplik A. The Talent Search Model of Gifted Identification // Journal of Psychoeducational Assessment. - 2012. - Vol. 30 (1). - P. 45-59. DOI: https://doi.org/10.1177/0734282911433946

36. Ратнер Ф. Л., Губайдуллина Р. Н. Проблемы и барьеры одаренных детей // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 5. - С. 105-109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21570993

37. Червонный М. А., Власова А. А., Швалёва Т. В. Использование потенциала педагогического университета в организации дополнительного образования одаренных детей в области физики и математики // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2012. - № 5. - С. 188-193. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17886051

38. Мазниченко М. А., Нескоромных Н. И., Краса Е. А., Молчанюк К. Н. Сценарный метод психолого-педагогической поддержки одарённых детей // Школьные технологии. - 2020. -№ 5. - С. 45-56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44252910

© 2011-2021 Science for Education Today Все права защищены

2021, Vol. 11, No. 2 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.2102.01

Marina Aleksandrovna Maznichenko

Doctor of Pedagogical Science, Professor,

Department of Pedagogical and Psychological-Pedagogical Education, Sochi State University, Sochi, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5545-063X E-mail: maznichenkoma@mail.ru (Corresponding Author) Nataliya Ivanovna Neskoromnykh

Candidate of Pedagogical Science, Guidance counselor,

Creativity and Humanitarian Education Center in Sochi, Sochi, Russian

Federation.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4525-4253 E-mail: nesknatali@mail.ru Oksana Pavlovna Sadilova

Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor, Department of Pedagogical and Psychological and Pedagogical Education, Sochi State University, Sochi, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8947-7654 E-mail: sadilova.op@yandex.ru Snezhana Vladimirovna Brevnova

Candidate of Philological Science, Associate Professor, Department of Pedagogical and Psychological-Pedagogical Education, Sochi State University, Sochi, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4529-8838 E-mail: svbrevnova@mail.ru Nadezhda Mansumovna Grigorashchenko-Aliyeva

Candidate of Sociological Science, Associate Professor, Department of Pedagogical and Psychological-Pedagogical Education, Sochi State University, Sochi, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7981-6357 E-mail: nadya55505@mail.ru Vita Alexandrovna Fomenko

Candidate of Economic Science, Associate Professor, Department of Theory of State and Law, History and Philosophy, Sochi State University, Sochi, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2091-5174 E-mail: vitafomenco@mail.ru

Identification and support of gifted children within the framework of school-university networks

Abstract

Introduction. The article examines the potential ofschool-university partnership programmes for gifted and talented children. The purpose of this study is to determine the mechanisms for identifying and supporting gifted children by means school-university networks.

© 2011-2021 Science for Education Today

All rights reserved

27

2021, Vol. 11, No. 2 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

Materials and Methods. To achieve this goal, the authors have reviewed a considerable amount of literature on giftedness, identification and support of gifted children with a focus on establishing school-university networks.

A sample of leadership and teaching staff (n = 149) representing 44 municipalities of the Krasnodar Krai (Russian Federation) was surveyed in order to evaluate the effectiveness of identification, support and guidance of gifted students.

The analysis of university websites was carried out in order to reveal the existing practices of partnerships with secondary and supplementary education settings aimed at identification and support of gifted children. To solve the revealed problems of gifted education, a model of school-university network encompassing the flagship university and secondary and supplementary education settings has been developed.

Results. The study has revealed the following problems of provision for gifted and talented students: unrecognized special giftedness; underestimation of career guidance for gifted students; insufficient attention to social and emotional issues in the development of gifted children; lack of continuity in provision for gifted and talented individuals at different levels of education.

The authors propose a model of the network between the flagship university and secondary education settings aimed at solving the above mentioned problems.

The research findings include procedures of identifying and supporting gifted children by means of school-university partnership programmes for 9 domains of giftedness (academic (intellectual), technical, entrepreneurial, communicative, leadership, emotional, sports, artistic and vocational) in corresponding types of career-oriented activities (educational, research, scientific; technical design, business design, business communication, management, volunteering, sports, artistic creativity, production) using the facilities and human resources of the flagship university.

Conclusions. The conclusion can be drawn that identification and support of gifted children and adolescents must be carried out in close connection with career guidance, taking into account the needs of the regional labor market. Building partnerships of the university, comprehensive secondary schools and supplementary education settings contribute to solving this problem.

Gifted children; Provision for gifted children; Evaluation of work with gifted children; Teachers of educational organizations; Support for gifted children; Network interaction; Network interaction model.

Acknowledgments

The study was financially supported by the Kuban Science Foundation. Project No. MFI-20.1/112

1. Bogoyavlenskaya D. B. Philosophical fundamentals of the theory of giftedness. Cultural-Historical Psychology, 2019, vol. 15 (2), pp. 14-21. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150202 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38250918

2. Shadrikov V. D. To new psychological theory of abilities and giftedness. Psikhologicheskii Zhurnal, 2019, vol. 40 (2), pp. 15-26. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.31857/S0205959200029815 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37137953

3. Smedsrud J. Explaining the variations of definitions in gifted education. Nordic Studies in Education, 2020, vol. 40 (1), pp. 79-97. DOI: https://doi.org/10.23865/NSE.V40.2129

© 2011-2021 Science for Education Today All rights reserved

Keywords

REFERENCES

28

2021, Vol. 11, No. 2 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

4. Teplov B. M. Talented and gifted. The Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education, 2014, no. 4, pp. 99-105. (In Russian).

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22653852

5. Heyd-Metzuyanim E., Hess-Green R. Valued actions and identities of giftedness in a mathematical camp. International Journal of Science and Mathematics Education, 2020, vol. 18 (7), pp. 13111331. DOI: https://doi.org/10. 1007/s10763-019-10013-4

6. Kuular D. O., Ragulina M. I., Lapchik M. P. Future teachers' training in identification and development of IT giftedness at schools of the Republic of Tyva. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 2019, vol. 12 (9), pp. 1659-1669. DOI: https://doi.org/10.17516/1997-1370-0483 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41123187

7. Igna O. N. Components of language talent and foreign language aptitude. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 10, pp. 109-113. (In Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18237104

8. Samsonova N. V., Budoyan E. A. Educational and hermeneutic tasks as a means of developing the philological giftedness in students of specialized linguistic classes. Perspectives of Science and Education, 2019, no. 6, pp. 203-214. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.17 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41652640

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Gali G. V., Fakhrutdinova A. V., Gali A. I. Methods of foreign language teaching to linguistically gifted students. International Journal of Higher Education, 2019, vol. 8 (8), pp. 1-4. DOI: https://doi.org/10.5430/ijhe.v8n8p1 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43253914

10. Merzon E. E., Shatunova O. V., Shterts O. M. Definition and structure of technical intellectual giftedness. Science and School, 2018, no. 2, pp. 179-185. (In Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34992715

11. Sheymardanov S., Shatunova O., Shterts O. Developing Girls' Technical Giftedness and Supporting Their Resilience. ACM International Conference Proceeding Series, 2020, P. 31-34. DOI: https://doi.org/10.1145/3399971.3399982

12. Reutlinger M., Pfeiffer W., Stoeger H., Vialle W., Ziegler A. Domain-specificity of educational and learning capital: A study with musical talents. Frontiers in Psychology, 2020, vol. 11. DOI: https://doi.org/10.3389 /fpsyg.2020.561974

13. Yu J. The exploration of the construction of university art talent information platform guided by students' personalized development. Journal of Physics: Conference Series, 2020, vol. 1578 (1), pp. 012083. DOI: https://doi.org/10.1088/1742-6596/1578/1Z012083

14. Bj0mdal C. T., Ronglan L. T. Engaging with uncertainty in athlete development-orchestrating talent development through incremental leadership. Sport, Education and Society, 2021, vol. 26(1), pp. 104-116. DOI: https://doi.org/10.1080/13573322.2019.1695198

15. Kiseliova T.G. Psychodiagnostic instruments to assess children's social endowments. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2014, vol. 2 (3), pp. 228-233. (In Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22285112

16. Renzulli J. S., Reis S. M. A virtual learning application of the schoolwide enrichment model and high-end learning theory. Gifted Education International, 2012, vol. 28 (1), pp. 19-40. DOI: https://doi.org/10.1177/0261429411424382

17. Shaunessy-Dedrick E., Evans L., Ferron J., Lindo M. Effects of a differentiated reading approach among gifted and general education students. Gifted Child Quarterly, 2015, vol. 59 (2), pp. 91107. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986214568718

© 2011-2021 Science for Education Today All rights reserved

29

2021, Vol. 11, No. 2 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

18. Bulut A. S., Yildiz A., Baltaci S. A comparison of mathematics learning approaches of gifted and non-gifted students. Turkish Journal of Computer and Mathematics Education, 2020, vol. 11 (2), pp. 461-491. DOI: https://doi.org/10.16949/turkbilmat.682111

19. Callahan C. M., Moon T. R., Oh S., Azano A. P., Hailey E. P. What works in gifted education: Documenting effects of an integrated curricular/instructional model. American Educational Research Journal, 2015, vol. 52, pp. 1-31. DOI: https://doi.org/10.3102/0002831214549448

20. Kahveci N. G., Atalay O. Use of integrated curriculum model (ICM) in social studies: Gifted and talented students' conceptions. Eurasian Journal of Educational Research, 2015, vol. 15 (59), pp. 91-112. DOI: http://dx.doi.org/10.14689/ejer.2015.59.6

21. Gallagher S. A., Gallagher J. J. Using problem-based learning to explore unseen academic potential. Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning, 2013, vol. 7 (1), pp. 111-131. DOI: https://doi.org/10.7771/1541-5015.1322

22. Horak A. K., Galluzzo G. R. Gifted middle school students' achievement and perceptions of science classroom quality during problem-based learning. Journal of Advanced Academics, 2017, vol. 28 (1), pp. 28-50. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1932202X16683424

23. Bildiren A., Kargin T. The effects of project based approach in early intervention program on the problem solving ability of gifted children. Egitim ve Bilim, 2019, vol. 44, pp. 343-360. DOI: https://doi.org/10.15390/EB.2019.7360

24. Korucu A. T., Alkan A. Comparative study models used in the education of the gifted Children. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2012, vol. 46, pp. 4159-4164. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2012.06.218

25. Plucker J. A., Barber H. Talent development plans help guide consistent, equitable service delivery. Gifted Child Today, 2021, vol. 44 (1), pp. 39-43. DOI: https://doi.org/10.1177/1076217520963673

26. Casino-García A. M., Llopis-Bueno M. J., Llinares-Insa L. I. Emotional intelligence profiles and self-esteem/self-concept: An analysis of relationships in gifted students. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18 (3), pp. 1006. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph18031006

27. Llinares-Insa L. I., Casino-García A. M., García-Pérez J. Subjective well-being, emotional intelligence, and mood of parents: A model of relationships. Impact of giftedness. Sustainability (Switzerland), 2020, vol. 12 (21), pp. 8810. DOI: https://doi.org/10.3390/su12218810

28. de Oliveira A. P., Capellini V. L. M. F., Rodrigues O. M. P. R. High abilities/giftedness: Social skills intervention with students, parents/guardians and teachers. Revista Brasileira de Educacao Especial, 2020, vol. 26 (1), pp. 103-118. DOI: https://doi.org/10.1590/s1413-65382620000100008

29. Bildiren A., Firat T. Giftedness or disability? Living with paradox. Education 3-13, 2020, vol. 48 (6), pp. 746-760. DOI: https://doi.org/10.1080/0300427 9.2020.176185

30. Akgül G. Teachers' metaphors and views about gifted students and their education. Gifted Education International, 2021, vol. 1. DOI: https://doi.org/10.11 77/0261429421988927

31. Haataja E., Laine A., Hannula M. S. Educators' perceptions of mathematically gifted students and a socially supportive learning environment - A case study of a finish upper secondary school. LUMAT, 2020, vol. 8 (1), pp. 44-66. DOI: https://doi.org/10.31129/LUMAT.8.1.1368

32. Weyns T., Preckel F., Verschueren K. Teachers-in-training perceptions of gifted children's characteristics and teacher-child interactions: An experimental study. Teaching and Teacher Education, 2021, vol. 97, pp. 103215. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103215

33. Matheis S., Keller L. K., Kronborg L., Schmitt M., Preckel F. Do stereotypes strike twice? Giftedness and gender stereotypes in pre-service teachers' beliefs about student characteristics in

© 2011-2021 Science for Education Today All rights reserved

30

2021, Vol. 11, No. 2 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

Australia. Asia-Pacific Journal of Teacher Education, 2020, vol. 48 (2), pp. 213-232. DOI: https://doi.org/10.1080/1359866X.2019.1576029

34. Barrera-Algarín E., Sarasola-Sánchez-Serrano J. L., Fernández-Reyes T., García-González A. Deficit in teachers and educators' training on intellectual giftedness: A handicap for elementary education in Andalusia. Revista de Investigacion Educativa, 2021, vol. 39 (1), pp. 209-226. DOI: https://doi.org/10.6018/rie.422431

35. Assouline S. G., Lupkowski-Shoplik A. The Talent Search Model of Gifted Identification. Journal of Psychoeducational Assessment, 2012, vol. 30 (1), pp. 45-59. DOI: https://doi.org/10.1177/0734282911433946

36. Ratner F. L., Gubaydullina R. N. Problems and barriers of gifted children. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2014, no. 5, pp. 105-109. DOI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21570993

37. Chervonny M. A., Vlasova A. A., Shvaleva T. V. Using the potential of the pedagogical university in organization of additional education of gifted children in physics and mathematics. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 5, pp. 188-193. (In Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17886051

38. Maznichenko M. A., Neskoromnykh N. I., Krasa E. A., Molchanyuk K. N. Scenario method of psychological and pedagogical support for gifted children. School Technologies, 2020, no. 5, pp. 45-56. (In Russian). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id =44252910

Submitted: 09 January 2021 Accepted: 10 March 2021 Published: 30 April 2021

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2021 Science for Education Today

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.