ОЦЕНКА СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
УДК/UDC 796.015.82
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 16.12.2021 г.
Доктор педагогических наук, профессор Ю.Ф. Курамшин1
Доктор педагогических наук, доцент О.А. Двейрина1
Кандидат педагогических наук, доцент В.С. Терехин1
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
ASSESSMENT OF SPORTS TALENT CHILDREN BASiS OF iNDiViDUAL TYPOLOGICAL APPROACH
Dr. Hab., Professor Yu.F. Kuramshin1
Dr. Hab., Associate Professor O.A. Dveirina1
PhD, Associate Professor V.S. Terekhin1
1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg
Аннотация
Цель исследования - разработать и научно обосновать модель оценки спортивной одаренности при проведении спортивной ориентации и отбора на основе индивидуально-типологического подхода. Методика и организация исследования. Научный эксперимент проводился на базе Центра тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей «НГУ им. П.Ф. Лесгафта», Санкт-Петербург. В ходе исследования применялась комплексная оценка общей и специальной спортивной предрасположенности, состоящая из генетических, морфофункциональных, психологических и моторных критериев.
Результаты исследования и выводы. Разработана модель оценки спортивной одаренности при проведении спортивной ориентации и отбора на основе индивидуально-типологического подхода, включающая три основных блока: медико-биологический, психологический и спортивно-педагогический. Модель прошла апробацию на различных контингентах обследуемых - детей дошкольного и школьного возраста и спортсменах. Результаты ее опытной проверки подтвердили эффективность данного подхода к оценке спортивных способностей и их своеобразия.
Ключевые слова: спортивная ориентация, спортивный отбор, спортивная одаренность, типологизация спортивных способностей.
Abstract
Objective of the study was to develop and scientifically substantiate a model for assessing sports talent during sports orientation and selection based on an individual typological approach.
Methods and structure of the study. The scientific experiment was carried out on the basis of the Center for testing, selection and support of sports gifted children of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg In the course of the study, a comprehensive assessment of general and special sports predisposition was used, consisting of genetic, morphofunctional, psychological and motor criteria. Results and conclusions. A model for assessing sports talent during sports orientation and selection based on an individual typological approach has been developed, which includes three main blocks: medical and biological, psychological and sports and pedagogical. The model was tested on various contingents of the examined - children of preschool and school age and athletes. The results of its experimental verification confirmed the effectiveness of this approach to assessing sports abilities and their originality.
Keywords: sports orientation, sports selection, sports talent, typology of sports abilities.
Введение. Неуклонный рост спортивных достижений во многих видах спорта повышает материальные затраты общества на подготовку высококвалифицированных спортсменов, эффективность которой зависит от массового приобщения и отбора наиболее одаренных детей. До сих пор существует большой отсев занимающихся из спортивных секций и школ. Чаще всего уход из спорта является следствием недостатков, допущенных при оценке и прогнозировании спортивной предрасположенности детей.
В Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 г есть очень важный раздел «Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов» [5]. При этом суще-
ствующие нормативные документы противоречат научным данным о том, как проводить отбор. Сейчас существуют два основных взгляда на оценку способностей при спортивной ориентации и отборе. Одни авторы сразу же рекомендуют оценивать способности к конкретному виду спорта [6]. Другие считают, что надо начинать работу с отбора моторно-ода-ренных детей [2, 4, 8, 9]. Такой подход служит гарантией против ошибок в выборе спортивной специализации и позволяет избежать отсева детей на стадии приобщения к спорту.
Так, Т. С. Тимакова указывает, что при распознавании предрасположенности детей к занятиям определенным видом спорта важно уделять внимание изучению типологии спортсмена в контексте их индивидуальных особенностей
[7]. В. Б. Иссурин при распознавании спортивного таланта предлагает сфокусировать внимание на критериях предрасположенности к целому ряду видов спорта, таких как водные виды на выносливость, командные и парные виды спорта, единоборства и другие [3].
Вполне очевидна необходимость технологии типизации спортивных способностей при выборе спортивной специализации, которая учитывала бы типологические особенности личности ребенка и их влияние на психофизическое развитие.
Цель исследования - разработать и научно обосновать модель оценки спортивной одаренности при проведении спортивной ориентации и отбора на основе индивидуально-типологического подхода.
Методика и организация исследования. Для решения поставленной цели использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, антропометрия, функциональное, психологическое и педагогическое тестирование, ДНК-типирование. Научная работа проводилась на базе Центра тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Результаты исследования и их обсуждение. На рисунке представлена структурно-функциональная модель диагностики спортивной предрасположенности детей при спортивной ориентации и отборе, основанная на учете типических и индивидуальных различий в проявлении отдельных способностей. Тестовая программа включает в себя три основных блока: медико-биологический, психологический и спортивно-педагогический [9].
В медико-биологический блок входило: измерение биологического возраста, тотальных размеров тела, пропорции тела, оценка типа физического развития, прогнозирование длины тела, оценка функционального состояния дыхательной системы при помощи проб Штанге, Генчи, спирометрии; оценка физической работоспособности на основе опреде-
КОНТИНГЕНТ ОБСЛЕДУ1МЫХ
а:
Дети дошкольного возраста
Дети среднего школьного возраста
Дети старшего школьного возраста
Тестовая программа исследования спортивной одаренности
Г
Коррекция методики оценки способностей и
Сбор и анализ исх одной
информации о способностях индивида
Анализ оценки эффективности диагностики и прогнозирования способностей
Г Л
Контроль развития способностей в процессе занятий
V. Л
( 1
Выработка
программы
тренировок
Чш
/
Оценка и прогноз
способностей
Сравнение индивидуальных оценок с нормативными
Заключение о спортивной одаренности на основе учета индивидуально-типических различий проявления способностей
Выдача рекомендаций по выбору вида спорта
Структурно-функциональная модель диагностики и прогнозирования спортивной предрасположенности детей при ориентации и отборе
Заключение по результатам обследования потенциальных возможностей И-ва С. (возраст 1 лет)
№ п/п Компоненты спортивных способностей и характеристика спортивных возможностей
1 Генетические. Соотношение типов: мышечных волокон 60% - быстрые /40% - медленные. Имеет склонность к анаэробной нагрузке. Низкая склонность к травматизму костей, сухожилий и хрящей, средняя - к травматизму связок. Хорошая склонность к регенерации костной ткани, средняя - связок. Хорошая склонность к проявлению силы, очень высокая - быстрой силы. Средняя - к проявлению выносливости, высокая - мышечной выносливости. Высокая склонность к проявлению кинетической и пассивной статической гибкости, средняя - активной статической. Средняя склонность мышечной ткани к гипертрофии. Хорошая склонность к межмышечной координации. Высокая скорость прохождения нервных импульсов и скорость восстановления мышечной ткани. Низкая склонность к набору и потере веса. Влияние жиров на набор веса - среднее, углеводов - пониженное. Повышенный уровень задержки жидкости в организме.
2 Особенности телосложения. Прогноз роста: 181,1-185,5 см. Физическое развитие. Макросоматический тип - дисгармоничное. Длина бедра преобладает над длиной голени.
3 Психологические. Психомоторная сфера: высокая скорость сенсомоторной реакции; очень низкая точность в реакции выбора и средняя - в реакции на движущийся объект; преобладание тормозного процесса в сочетании с низким психомоторным контролем и улучшение качества функции равновесия в затрудненных условиях, что можно рассматривать в качестве некоторого ресурса. Ориентировочно средний-слабый тип нервной системы. Преобладание «трио» мотивов самоутверждения/результативных мотивов, мотивов и мотивов команды и процессуальных мотивов.
4 Двигательные. Выше возрастные нормы в результатах тестов на координацию. В пределах нормы результаты тестов на скоростные, силовые и скоростно-силовые способности, равновесие и гибкость.
5 Функциональные. Намного выше возрастной нормы показатели спирометрии (ЖЕЛ). Выше нормы показатели гипоксемической пробы на вдохе и на выдохе - высокая способность преодолевать желание к возобновлению дыхания при накоплении в крови продуктов распада.
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
Обследуемый имеет склонность преимущественно к анаэробной скоростно-силовой работе. Можно рекомендовать следующие спортивные дисциплины: легкая атлетика - бег на 400 м, прыжки в длину, тройной прыжок; лыжные гонки - спринт; единоборства - тхэквондо; игровые виды спорта - футбол, хоккей.
http://www.teoriya.ru
№4^ 2022 Апрель | Арп!
ления PWC170 с помощью велоэргометра, измерение силы кисти и становой силы; оценка генетической предрасположенности организма обследуемых для спортивного профилирования и индивидуализации тренировочного процесса. В качестве материала для генетического исследования использовалась щечная эпителия.
Психологический блок предусматривал оценку психомоторной, познавательной и мотивационной сферы (по стаби-лографической пробе, реакции на движущийся объект (РДО), дозированному теппинг-тесту, по коррективной пробе Бур-дона, субтесту Векслерра («Шифровка» и «Лабиринт», «Повторение цифр»). С их помощью определялись вестибулярная устойчивость, быстрота реакции, тип нервной системы, зрительно-моторная координация, показатели внимания и оперативной памяти, степень выраженности мотивов спортивной деятельности.
Спортивно-педагогический блок включал в себя перечень тестов для измерения основных физических способностей.
На основе результатов обследования по каждому блоку осуществляется поэтапное сравнение индивидуальных показателей с нормативными (модельными) характеристиками, которые рекомендуют использовать в качестве критериев спортивного отбора в различных видах спорта. В зависимости от генетической предрасположенности и степени выраженности в проявлении морфологических, функциональных, психологических качеств, двигательных способностей делается заключение о преимущественном типе спортивной одаренности ребенка - силовом, скоростном, скоростно-си-ловом, координационном и т. д., и составляется заключение о предрасположенности каждого ребенка к занятиям тем или иным видом спорта (см. таблицу).
Важным компонентом модели является сопровождение спортивно одаренных детей. Для более точного определения спортивной специализации желательно предложить программу учебно-тренировочных занятий определенным видом спорта. В ходе занятий данным видом спорта осуществляется проверка правильности сделанного диагноза о спортивных способностях и, если это необходимо, переориентация детей в другие виды спорта, более подходящие для них.
Для того, чтобы эффективно осуществлять диагностику и прогнозирование спортивных возможностей детей, при выборе предмета спортивной специализации с учетом того или иного типа одаренности нужно создавать автоматизированные системы управления при региональных, муниципальных центрах спортивной ориентации и отбора и центрах спортивной подготовки спортивных сборных команд.
Выводы. Учет типов одаренности позволяет более адекватно определить спортивную специализацию в соответствии с типом спортивной одаренности. Разработанная и апробированная в Центре спортивного отбора и сопровождения спортивно одаренных детей НГУ им. П. Ф. Лесгафта модель спортивной одаренности на основе индивидуально-типологического подхода с использованием генетических, морфофункциональных, психологических и двигательных критериев позволяет подобрать ребенку тот вид спорта, который в наибольшей мере соответствует его желаниям, предрасположенности и способностям.
Статья выполнена в рамках технического задания на оказание услуг по генетическому тестированию, а также научному и методическому сопровождению федерального экспериментального (инновационного) проекта «Стань чемпионом» (договор №ЦТ-01/19 от 14 мая 2019 г. между АНО «Стань чемпионом» (г. Москва) и НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург).
Литература
1. Бакулев С.Е. Создание центров тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей - один из путей модернизации системы подготовки спортивного резерва / С.Е. Бакулев, Ю.Ф. Курамшин, А.В. Калинин // Спорт, человек, здоровье. VIII Международный конгресс, 12-14 октября 2017 года, Санкт-Петербург, Россия: материалы конгресса. - Санкт-Петербург,
2017. - С. 445-448.
2. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта: монография / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2008. - 304 с.
3. Иссурин В.Б. Спортивный талант: прогноз и реализация: монография / В.Б. Иссурин. - М.: Спорт, 2017. - 240 с.
4. Курамшин Ю.Ф. Индивидуально-типологический подход при диагностике спортивной одаренности детей // Проблемы физкультурного образования учащейся молодежи на рубеже XXI в.: сб. науч. тр. - Санкт-Петербург, 1999. - С. 99-101.
5. Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2018 г. № 2245-р. Об утверждении концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 г. и плана мероприятий по ее реализации. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71985098/ (дата обращения: 09.11.2020).
6. Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика: монография / Л.П. Сергиенко. - Москва: Советский спорт, 2013. - 1048 с.
7. Тимакова Т.С. Факторы спортивного отбора, или Кто становится олимпийским чемпионом: монография / Т.С. Тимакова. - М.: Советский спорт, 2018. - 288 с.
8. Филиппович В.И. О принципах спортивной ориентации детей и подростков в связи с возрастной изменчивостью структуры двигательных способностей / В.И. Филиппович, И.М. Туревский // Теория и практика физ. культуры. - 1977. - № 4. - С. 39-44.
9. Яковлев В.Л. Спортивная ориентация юных легкоатлетов в учебных группах начальной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Л. Яковлев. - Санкт-Петербург, 1990. - 23 с.
References
1. Bakulev S.E., Kuramshin Yu.F., Kalinin A.V. Sozdaniye tsentrov testirovaniya, otbora i soprovozhdeniya sportivno odarennykh detey - odin iz putey modernizatsii sistemy podgotovki sport-ivnogo rezerva [Creation of centers for testing, selection and support of sports gifted children is one of the ways to modernize the system of sports reserve training]. Sport, Chelovek, Zdorove. [Sport, People, Health]. Proceedings International Congress. October 12-14, 2017, St. Petersburg, Russia. St. Petersburg, 2017. pp. 445-448.
2. Guba V.P. Teoriya i praktika sportivnogo otbora i rannej orientacii v vidy sporta [Theory and practice of sports selection and early orientation in sports]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2008. 304 p.
3. Issurin V.B. Sportivnyj talant: prognoz i realizaciya [Sports talent: forecast and implementation]. Moscow: Sport publ., 2017. 240 p.
4. Kuramshin Yu.F. Individualno-tipologicheskij podhod pri diagnostike sportivnoj odarennosti detej [Individual-typological approach in the diagnosis of children's sports talent]. Problemy fizkulturnogo obra-zovaniya uchashchejsya molodezhi na rubezhe XXI v. [Problems of physical education of students at the turn of the XXI century]. St. Petersburg, 1999. pp. 99-101.
5. Sergienko L.P. Sportivnyj otbor: teoriya i praktika [Sports selection: theory and practice]. Moscow: Sovetskij sport publ., 2013. 1048 p.
6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17 oktyabrya 2018 g. № 2245-r. Ob utverzhdenii koncepcii podgotovki sportivnogo rezerva v RF do 2025 g. i plana meropriyatij po ee realizacii [Decree of the Government of the Russian Federation of October 17, 2018 No. 2245-r. On approval of the concept of training a sports reserve in the Russian Federation until 2025 and an action plan for its implementation]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71985098/ (date of access: 11.09.2020).
7. Timakova T.S. Faktory sportivnogo otbora, ili Kto stanovitsya olimpijskim chempionom [Factors of sports selection, or Who becomes the Olympic champion]: Moscow: Sovetskij sport publ.,
2018. 288 p.
8. Filippovich V.I., Turevsky I.M. O principah sportivnoj orientacii de-tej i podrostkov v svyazi s vozrastnoj izmenchivost'yu struktury dvigatel'nyh sposobnostej [On the principles of sports orientation in children and adolescents in connection with age-related variability in the structure of motor abilities]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1977. No. 4. pp. 39-44.
9. Yakovlev V.L. Sportivnaya orientaciya yunyh legkoatletov v uchebnyh gruppah nachalnoj podgotovki [Sports orientation of young athletes in the training groups of primary training].PhD Diss. Abstract. St. Petersburg, 1990. 23 p.