Научная статья на тему 'ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В МОДЕЛИ ПЕРВИЧНОГО ОТБОРА'

ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В МОДЕЛИ ПЕРВИЧНОГО ОТБОРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Двейрина О. А., Терехин В. С., Данилов В. В., Назаров А. В.

Цель исследования - теоретически обосновать комплексную оценку общей и специальной спортивной предрасположенности ребенка, состоящую из генетических, морфофункциональных, психологических и моторных критериев. Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе Центра тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург». В ходе исследования обоснована комплексная оценка общей и специальной спортивной предрасположенности, состоящая из генетических, морфофункциональных, психологических и моторных критериев. Объект исследования - модель первичного отбора детей для занятий спортом. Результаты исследования и выводы. Для масштабирования модели первичного отбора детей для занятий спортом целесообразны такие тесты, которые, не имея в качестве обязательного условия высокого уровня владения техникой контрольных упражнений, позволяют получить достоверную информацию об уровне развития исследуемых способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Двейрина О. А., Терехин В. С., Данилов В. В., Назаров А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY SELECTION MODEL FOR SPORTS GIFTED CHILDREN

Objective of the study was to theoretically substantiate and analyze benefits of a combined general/ special sports gifts test system for children that factors in every genetic, anthropometric, functional, psychological and motor factor of importance for the sports selection, promotion and progress. Methods and structure of the study. The study was run at the Sports Gifted Children Test, Selection and Follow-up Center of Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health in St. Petersburg. The combined general/ special sports gifts test system for children was designed to test and analyze every genetic, anthropometric, functional, psychological and motor factor of importance for the sports selection and progress in the Primary Selection Model implementation Project. Results and conclusion. For the further Primary Selection Model scaling and application purposes, we would recommend the tests that not necessarily require high technical skills for success in the tests albeit still produce dependable physical fitness test data. We selected the most objective.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В МОДЕЛИ ПЕРВИЧНОГО ОТБОРА»

прогнозные показатели оценки спортивном одаренности детей в модели первичного отбора

УДК/UDC 796.015.82

Поступила в редакцию 20.12.2021 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор педагогических наук, доцент О.А. Двейрина1 Кандидат педагогических наук, доцент В.С. Терехин1 В.В. Данилов2 А.В. Назаров2

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург 2Автономная некоммерческая физкультурно-спортивная организация «Стань чемпионом», Санкт-Петербург

PRIMARY SELECTION MODEL FOR SPORTS GIFTED CHILDREN

Dr. Hab., Associate Professor O.A. Dveirina1 PhD, Associate Professor V.S. Terekhin1 V.V. Danilov2 A.V. Nazarov2

1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

2 Autonomous Non-commercial Physical Education and Sports Organization "Become a Champion"

Аннотация

Цель исследования - теоретически обосновать комплексную оценку общей и специальной спортивной предрасположенности ребенка, состоящую из генетических, морфофункциональных, психологических и моторных критериев.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе Центра тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург». В ходе исследования обоснована комплексная оценка общей и специальной спортивной предрасположенности, состоящая из генетических, морфофункциональ-ных, психологических и моторных критериев. Объект исследования - модель первичного отбора детей для занятий спортом. Результаты исследования и выводы. Для масштабирования модели первичного отбора детей для занятий спортом целесообразны такие тесты, которые, не имея в качестве обязательного условия высокого уровня владения техникой контрольных упражнений, позволяют получить достоверную информацию об уровне развития исследуемых способностей.

Ключевые слова: модель, физические способности, тестирование, формы проявления, соревновательное упражнение.

Abstract

Objective of the study was to theoretically substantiate and analyze benefits of a combined general/ special sports gifts test system for children that factors in every genetic, anthropometric, functional, psychological and motor factor of importance for the sports selection, promotion and progress. Methods and structure of the study. The study was run at the Sports Gifted Children Test, Selection and Follow-up Center of Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health in St. Petersburg. The combined general/ special sports gifts test system for children was designed to test and analyze every genetic, anthropometric, functional, psychological and motor factor of importance for the sports selection and progress in the Primary Selection Model implementation Project.

Results and conclusion. For the further Primary Selection Model scaling and application purposes, we would recommend the tests that not necessarily require high technical skills for success in the tests albeit still produce dependable physical fitness test data. We selected the most objective.

Keywords: model, physical abilities, testing, gift manifestations, competitive exercise.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. В настоящее время вопрос оценки физических способностей детей для зачисления, а затем перевода на соответствующий этап многолетней спортивной подготовки по-прежнему остается актуальным. Теория и практика детско-юношеского спорта показывает, что среди обследуемых детей очень малый процент имеет высокие результаты во всех тестах. Для более точной дифференцировки многообразных форм проявления физических способностей необходимы комплексные тесты.

Цель исследования - теоретически обосновать комплексную оценку общей и специальной спортивной предрасположенности ребенка, состоящую из генетических, морфофункциональных, психологических и моторных критериев.

Методика и организация исследования. Научное исследование проводилось на базе Центра тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей ФГБОУ

ВО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург». Комплексная оценка общей и специальной спортивной предрасположенности состояла из генетических, морфофункциональных, психологических и моторных критериев. Объектом исследования являлась модель первичного отбора детей для занятий спортом проекта. В ходе работы проведена экспертиза двигательных действий, являющихся предметом соревновательной деятельности в 86 видах спорта. Экспертная оценка основывалась на структурно-логической схеме модели координационной подготовленности (О. А. Двейрина, 2019), которая была масштабирована на все виды физических способностей (см. рисунок).

Результаты исследования и их обсуждение. При рассмотрении современных классификаций форм проявления физических способностей (силовых, скоростных, выносливости, гибкости) определено, что в качестве классификаци-

24

http://www.teoriya.ru

№2^ 2022 Февраль | February

МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМУ УПРАЖНЕНИЮ

Общая двигательная задача соревновательного упражнения_

Двигательная задача первой фазы соревновательного упражнения

Смысловые задачи основных действий фазы Элементарные формы проявления физических способностей Контрольные упражнения

| Двигательная задача второй фазы соревновательного упражнения

Смысловые задачи основных действий фазы Элементарные формы проявления физических способностей Контрольные упражнения

Двигательная задача третьей (и последующих - при наличии) фазы соревновательного упражнения_

Смысловые задачи основных действий фазы Элементарные формы проявления физических способностей Контрольные упражнения

контрольные упражнения (тесты) и количественные показатели

Элементарные формы проявления физических способностей Контрольные упражнения Оценка уровня развития

«_» «_» «_»

Структурно-логическая схема модели физической подготовленности

онного признака используется специфика решаемых двигательных задач.

В результате проведенного анализа соревновательной деятельности разработаны модели соревновательных упражнений, которые положены в основу обобщенных требований, предъявляемых к структуре физической подготовленности в видах спорта.

В случае если уровень развития формы проявления физических способностей оказывает существенное влияние на успешность соревновательной деятельности в виде спорта и требует дополнительных специализированных тренировочных воздействий на данную форму проявления способности (в целях его повышения или снижения), в обобщенных требованиях, предъявляемых к структуре физической подготовленности в видах спорта (по перечню), применены категории «больше»/«меньше».

В практике физической культуры и спорта применяется очень много тестов, разработанных спортивно-педагогической наукой за годы ее развития. Многие тесты требуют определенного уровня технической подготовленности, в том числе для предотвращения травматизма. Так, тестирование уровня развития силовых способностей может осуществляться с применением метода оценки морфологических показателей скелетных мышц; метода оценки композиции мышечных волокон в скелетных мышцах, в частности, инструментально-динамометрического метода.

В практике физической культуры и спорта принято различать абсолютную и относительную мышечную силу. При этом уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.), а показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Исходя из того, что в рамках исследования отбор спортивно одаренных детей, их спортивной ориентации проводился на основе комплексной скрининговой оценки психофизиологических, антропометрических и функциональных характеристик организма, были предусмотрены универсальные критерии, которые позволяют оценить показатели у детей с различной на момент тестирования массой тела, целесообразно ориентироваться на относительную мышечную силу (сила, приходящаяся на 1 кг массы тела).

Для диагностики предпочтительнее использовать показатели относительной силы нескольких мышечных групп

или обобщенный показатель полидинамометрии (показатель общей относительной силы). Было проанализировано более 100 методик тестирования уровня развития силовых, скоростных координационных способностей, выносливости, гибкости.

Выводы. Для дальнейшего масштабирования модели первичного отбора детей для занятий спортом целесообразны такие тесты, которые, не имея в качестве обязательного условия высокого уровня владения техникой контрольных упражнений, позволяют получить достоверную информацию об уровне развития исследуемых способностей.

Статья выполнена в рамках технического задания на оказание услуг по генетическому тестированию, а также научному и методическому сопровождению федерального экспериментального (инновационного) проекта «Стань чемпионом» (договор №ЦТ-01/19 от 14 мая 2019 г. между АНО «Стань чемпионом» (г. Москва) и НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург).

Использованная литература

1. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1986. 193 с. (Наука - спорту. Основы тренировки).

2. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. М.: Физкультура и спорт, 1983. 176 с., ил.

3. Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.04. М., 1997. 334 с.

4. Губа В.П., Чернова В.Н. Спортивная морфология: учебник. М.: Советский спорт, 2020. 352 с.

5. Двейрина О.А. Координационная подготовка спортсмена в соответствии со спецификой вида спорта: концепция и программирование: монография // Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. 430 с.

6. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999. 318 с., ил. - ISBN 966-7133-22-2.

7. Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. М.: ИКА, 1998. 285 с. ISBN 5-87453-016.

8. Платонов В.Н., Сахновский К.П. Подготовка юного спортсмена. Киев: Рад. шк., 1988. 288 с.

9. Сенситивные периоды развития детей. Определение спортивного таланта: монография / В.П. Губа, Е.Е. Ачкасов, Э.Н. Безуглов и др. М.: Спорт, 2020. 176 с.

References

1. Balandin V.I., Bludov Y.M., Plakhtienko V.A. Prognozirovanie v sporte [Forecasting in sports]. M.: Fizkultura i sport publ., 1986. 193p. (Nauka - sportu. Osnovy trenirovki [Science to sport. Fundamentals of training]).

2. Volkov V.M., Filin V.P. Sportivny otbor [Sports selection]. M.: Fizkultura i sport publ., 1983. 176 p., il.

3. Guba V.P. Vozrastnye osnovy formirovaniya sportivnykh umeniy u detey v svyazi s nachalnoy orientatsiey v razlichnye vidy sporta [Age-based building of sports skills in children related with initial orientation in various sports]. Doct. dis. (Hab.): 13.00.04. M., 1997. 334 p.

4. Guba V.P., Chernova V.N. Sportivnaya morfologiya [Sports morphology]. Textbook. M.: Sovetskiy sport publ., 2020. 352 p. 2.

5. Dveirina O.A. Koordinatsionnaya podgotovka sportsmena v sootvetstvii so spetsifikoy vida sporta: kontseptsiya i programmirovanie [Coordination training of athlete in accordance with specifics of sport: concept and programming]. Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health. St. Petersburg: POLITEH-PRESS publ., 2019. 430 p.

6. Matveyev L.P. Osnovy obshchey teorii sporta i sistemy podgotovki sportsmenov [Fundamentals of general theory of sports and athletes' training system]. Kiev: Olimpiyskaya literatura publ., 1999. 318 p., il. ISBN 966-7133-22-2.

7. Nikitushkin V.G., Guba V.P. Metody otbora v igrovye vidy sporta [Methods of selection in team sports]. M.: IKA publ., 1998. 285 p. ISBN 5-87453-016.

8. Platonov V.N., Sakhnovskiy K.P. Podgotovka yunogo sportsmena [Junior athlete's training]. Kiev: Rad. shk. Publ., 1988. 288 p.

9. Guba V.P., Achkasov E.E., Bezuglov E.N. et al. Sensitivnye periody razvitiya detey. Opredelenie sportivnogo talanta [Sensitive periods of children's development. Definition of sports talent]. M.: Sport publ., 2020. 176 p.

№2 • 2022 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.