Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ГЕНЕТИЧЕСКИХ ПРОГНОЗНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ, ВКЛЮЧЕННЫХ В МОДЕЛЬ ПЕРВИЧНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ГЕНЕТИЧЕСКИХ ПРОГНОЗНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ, ВКЛЮЧЕННЫХ В МОДЕЛЬ ПЕРВИЧНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Двейрина О.А., Терехин В.С., Данилов В.В., Назаров А.В.

Цель исследования - выявить информативные показатели функционального состояния детей, а также значимые результаты антропометрического, психофизиологического, педагогического (спортивного) и генетического тестирования для прогнозирования спортивной одаренности детей. Методика и организация исследования. Изучение проводилось на базе центра тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта», Санкт-Петербург. В ходе исследования применялась комплексная оценка общей и специальной спортивной предрасположенности, состоящая из генетических, морфофункциональных, психологических и моторных критериев. Объектом исследования являлась модель первичного отбора детей для занятий спортом в рамках Проекта «Стань чемпионом». Результаты исследования и выводы. Исходя из специфичности данных элементов, необходима их группировка в отдельные системы и, на основе системного общенаучного подхода, совершенствование инструментария каждого из перечисленных видов тестирования. Для интерпретации полученных результатов, в свою очередь, модель первичного отбора детей для занятий спортом федерального экспериментального (инновационного) проекта «Стань чемпионом» целесообразно выстраивать в соответствии с синергетическим общенаучным подходом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Двейрина О.А., Терехин В.С., Данилов В.В., Назаров А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN’S SPORTS SELECTION: SPORTS GIFTS RATING TESTS WITH CORRELATED GENETIC, LEARNING AND PHYSICAL SKILLS TESTS

Objective of the study was to find most efficient children’s functionality and physical qualities tests to rate anthropometric characteristics, psychological and physiological qualities, sports training resource and genetic types for sports gifts rating, progress forecasting and selection purposes. Methods and structure of the study. We sampled for the tests potentially sports gifted children and run the study at Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health (Saint Petersburg). The sports gifts of the sample were tested on an integrated basis to rate anthropometric characteristics, psychological and physiological qualities, sports training resource and genetic types for sports gifts rating, progress forecasting and selection purposes. The sports gifts rating model was piloted in primary selections under the Become a Champion Project. Results and conclusion. In view of the specifics of the test tools, they need to be grouped into clusters on a sound scientific basis to excel the classified toolkits for efficiency. The sports gift rating model was practically tested in primary selections under the Become a Champion Project.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ГЕНЕТИЧЕСКИХ ПРОГНОЗНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ, ВКЛЮЧЕННЫХ В МОДЕЛЬ ПЕРВИЧНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ»

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ГЕНЕТИЧЕСКИХ ПРОГНОЗНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ, ВКЛЮЧЕННЫХ В МОДЕЛЬ ПЕРВИЧНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ

УДК/UDC 796.015.82

Поступила в редакцию 21.01.2022 г.

Информация для связи с автором: olga.dveirina@mail.ru

Доктор педагогических наук, доцент О.А. Двейрина1 Кандидат педагогических наук, доцент В.С. Терехин1 В.В. Данилов2 А.В. Назаров2

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

2Автономная некоммерческая физкультурно-спортивная организация «Стань чемпионом»

CHiLDREN'S SPORTS SELECTION: SPORTS GiFTS RATiNG TESTS WiTH CORRELATED GENETIC, LEARNING AND PHYSICAL SKILLS TESTS

Dr.Hab., Associate Professor O.A. Dveirina1 PhD, Associate Professor V.S. Terekhin1 V.V. Danilov2 A.V. Nazarov2

1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

2 Autonomous non-profit physical education and sports organization "BECOME A CHAMPION"

Аннотация

Цель исследования - выявить информативные показатели функционального состояния детей, а также значимые результаты антропометрического, психофизиологического, педагогического (спортивного) и генетического тестирования для прогнозирования спортивной одаренности детей. Методика и организация исследования. Изучение проводилось на базе центра тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта», Санкт-Петербург. В ходе исследования применялась комплексная оценка общей и специальной спортивной предрасположенности, состоящая из генетических, морфофункциональных, психологических и моторных критериев. Объектом исследования являлась модель первичного отбора детей для занятий спортом в рамках Проекта «Стань чемпионом».

Результаты исследования и выводы. Исходя из специфичности данных элементов, необходима их группировка в отдельные системы и, на основе системного общенаучного подхода, совершенствование инструментария каждого из перечисленных видов тестирования. Для интерпретации полученных результатов, в свою очередь, модель первичного отбора детей для занятий спортом федерального экспериментального (инновационного) проекта «Стань чемпионом» целесообразно выстраивать в соответствии с синергетическим общенаучным подходом.

Ключевые слова: модель, физические способности, тестирование, формы проявления, соревновательное упражнение.

Abstract

Objective of the study was to find most efficient children's functionality and physical qualities tests to rate anthropometric characteristics, psychological and physiological qualities, sports training resource and genetic types for sports gifts rating, progress forecasting and selection purposes. Methods and structure of the study. We sampled for the tests potentially sports gifted children and run the study at Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health (Saint Petersburg). The sports gifts of the sample were tested on an integrated basis to rate anthropometric characteristics, psychological and physiological qualities, sports training resource and genetic types for sports gifts rating, progress forecasting and selection purposes. The sports gifts rating model was piloted in primary selections under the Become a Champion Project.

Results and conclusion. In view of the specifics of the test tools, they need to be grouped into clusters on a sound scientific basis to excel the classified toolkits for efficiency. The sports gift rating model was practically tested in primary selections under the Become a Champion Project.

Keywords: model, physical skills, test, forms of manifestation, competitive exercises.

Введение. В настоящее время актуализируется проблема подбора тестов для комплексной оценки всех форм проявления физических способностей детей в системе спортивного отбора.

Цель исследования - выявить информативные показатели функционального состояния детей, а также значимые результаты антропометрического, психофизиологического, педагогического (спортивного) и генетического тестирования для прогнозирования спортивной одаренности детей.

Методика и организация исследования. С целью поиска информативного инструментария, в рамках первого и второго этапа работ было проведено генетическое тестирование детей (500 чел.) для выявления предрасположенности к виду (видам) спорта. Интерпретация результатов осуществлена на основе изучения 53 полиморфизмов генов [1].

Систематизация полученных генетических панелей позволила сгруппировать испытуемых и выявить 36 вариантов генетических моделей. Были представлены результаты

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

скрининга по всем разделам исследования (оценка тестов по нормативам ГТО; исследование функционального состояния; антропометрическое исследование; психофизиологическое исследование; спортивное исследование).

Для выявления общей тенденции проведен их корреляционный анализ. Анализу и обобщению подверглись взаимосвязи между заявленными полиморфизмами и полученными результатами исследованиями с целью поиска тех, которые в наибольшей мере влияют на результативный признак -прогнозирование успешности в виде (видах) спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. В результатах тестов по нормативам ГТО и генетического тестирования детей выявлены зависимости между признаками во всех упражнениях, кроме прыжка в длину с места. При этом в стрельбе зафиксированы положительные и отрицательные связи 21 полиморфизма. В остальных тестах просматривалась корреляция в количестве от одного до трех показателей.

В результатах исследования функционального состояния и генетического тестирования детей во всех видах диагностики проявились зависимости. По восьми разным отрицательным и положительным взаимосвязям фиксировались оценки центральной гемодинамики с определением типа кровообращения и исследованием дыхательной системы с определением жизненной емкости легких (мл). Также 12 корреляционных связей наблюдались в анализе дыхательной системы с определением жизненной емкости легких ( % от должного объема). В оценке вариабельности ритма сердца с определением типа вегетативной регуляции два полиморфизма имели положительную корреляционную зависимость.

В результатах антропометрического исследования и генетического тестирования детей в 18 из 53 признаков выявлена зависимость с определением типа пропорций тела, и в 9 из 53 - с определением конституционального типа. Рост, вес и индекс массы тела - проявилась корреляционная связь в диапазоне от четырех до шести полиморфизмов. Форма спины - было найдено восемь связей, а также пять по биологическому возрасту. В разделе плоскостопие выявлена корреляция только в одном признаке на обе ноги.

Результаты психофизиологического исследования и генетического тестирования детей имеют по три взаимосвязи в реакции на движущийся объект и типе нервной системы. Ни одной корреляционной зависимости не зафиксировалось со скоростью сенсомоторной реакции.

В результатах спортивного исследования и генетического тестирования детей в упражнениях наклон вперед из положения стоя и отжимания выявлено наибольшее количество корреляционных связей - восемь и 10 соответственно. По три зависимости между признаками проявилось в упражнениях гибкость голеностопного сустава и стойка на одной ноге с закрытыми глазами в течение 15 с. В испытаниях челночный бег 3 х10 м и прыжок в длину корреляции с полиморфизмами зафиксировано не было. В тестах выкрут прямыми руками назад и вперед стоя на месте и прыжок в высоту выявлено по одной взаимосвязи.

В процессе работы у девяти полиморфизмов не проявилось ни одной корреляционной связи между признаками с коэффициентом выше 0,13.

Полученные результаты дают основание считать, что тесты, включенные в блок спортивного тестирования модели первичного отбора детей для занятий спортом, недостаточно информативны.

Целесообразно на фокус-группе, сформированной из экспертов, провести дополнительное тестирование физических способностей с использованием тестов, ко-

торые позволяют получить достоверную информацию об уровне развития физических способностей, в соответствии с рекомендованной декомпозицией форм проявления этих способностей.

Так, например, в структуре скоростных способностей различают четыре элементарные формы проявления: 1 - способность к быстрому реагированию на сигнал; 2 - способность к быстрому началу движения (то, что в практике иногда называют «резкостью»); 3 - способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью; 4 -способность к выполнению движений в максимальном темпе. Кроме того в структуре скоростных способностей имеют место так называемые комплексные формы проявления: А - способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовые скоростные способности); Б - способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (дистанционные скоростные способности); В - способность быстро переключаться с одних действий на другие [2].

Применительно к двигательным действиям, представительство этих форм проявления скоростных способностей может выглядеть следующим образом: бег на короткие дистанции: А (1, 2, 3) + Б (3,4); челночный бег 3 по 10 м: А (1, 2, 3) + Б (3,4) + В (2,3); ловля мяча: А (1, 2, 3); прыжок в длину: Б (3,4) + В (2,3).

В связи с этим, при выборе тестов для системы тестирования каждого из видов физических способностей необходимо ориентироваться на те формы их проявления, которые обеспечивают результативность двигательной деятельности применительно к какому-либо виду спорта или его спортивной дисциплине.

Вывод. Исходя из того, что декомпозиция пяти видов физических способностей предполагает наличие шестнадцати форм их проявления, в блок спортивного тестирования модели первичного отбора детей для занятий спортом необходимо включить не менее 16 контрольных упражнений. Полученные результаты целесообразно повторно сравнить с результатами генетического тестирования этих детей на предмет выявления взаимосвязей между заявленными полиморфизмами и полученными результатами тестирования с целью поиска тех, которые в наибольшей мере влияют на результативный признак - прогнозирование успешности в виде (видах) спорта.

Статья выполнена в рамках технического задания на оказание услуг по генетическому тестированию, а также научному и методическому сопровождению федерального экспериментального (инновационного) проекта «Стань чемпионом» (договор № ЦТ-01/19 от 14 мая 2019 г. между АНО «Стань чемпионом» (г. Москва) и НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург). Литература

1. О значимости исследования полиморфизмов генов AMPD1, COL1A1, COL5A1 для спортивного отбора в секции фигурного катания / А.В. Калинин, О.А. Клевер-Чекунова, М.К. Чекунов и др. // Теория и практика физ. культуры. 2021. № 10. С. 35-38.

2. Курамшин Ю.Ф. Скоростные способности // Теория и методика физической культуры: учебник под. ред. Ю.Ф Курамшина. М.: Изд-во Советский спорт, 2004. 463 с.

References

1. Kalinin A.V., Klever-Chekunova O.A., Chekunov M.K. et al. O znachimosti issledovaniya polimorfizmov genov AMPD1, COL1A1, COL5A1 dlya sportivnogo otbora v sektsii figurnogo kataniya [Role of AMPD1, COL1A1, and COL5A1 genes polymorphism studies in selection in figure skating]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. # 10. pp. 35-38.

2. Kuramshin Y.F. Skorostnye sposobnosti [Speed abilities]. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury [Theory and methodology of physical education]. Textbook. M.: Sovetskiy sport publ., 2004. 463 p.

10

http://www.teoriya.ru

№3^ 2022 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.