Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Айталина Николаевна, Алешина Татьяна Сергеевна

В статье представлен опыт работы ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Якутска. Раскрыты эффективные формы и методы работы педагог-психолога с обучающимися и их родителями в условиях дистанционного обучения. Рассмотрены вопросы осуществления психолого-педагогического сопровождения детей, родителей и педагогов в условиях дистанционного обучения. Даны рекомендации для организации работы педагогов-психологов по проведению консультации, индивидуальной и групповой работы в дистанционном режиме. Материал, представленный в статье предназначен для совершенствования деятельности образовательных организаций по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ и их родителей. Представленный в статье опыт работы позволит организовать деятельность по организации психолого-педагогического сопровождения в дистанционной форме педагогам-психологам, социальным педагогам и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN, PARENTS, AND TEACHERS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article presents the experience of the Republican Center of Psychological, Medical and Social Support, Yakutsk. The effective forms and methods of work of educational psychologist with students and their parents in the conditions of distance learning are disclosed. The issues of the implementation of psychological and pedagogical support for children, parents, and teachers in the context of distance learning are considered. Authors give some recommendations for organizing the work of educational psychologists in consulting, individual and group remote work. The material presented in the article is intended to improve the activities of educational organizations for the psychological and pedagogical support of students, including ones with disabilities and their parents. The work experience presented in the article will allow organization of activities for creating of psychological and pedagogical support in a remote form for educational psychologists, social pedagogues, etc.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Васильева Айталина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); руководитель отдела психологического и социально-педагогического сопровождения Алешина Татьяна Сергеевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования еспублики Саха (Якутия) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» (г. Якутск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ

ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье представлен опыт работы ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Якутска. Раскрыты эффективные формы и методы работы педагог-психолога с обучающимися и их родителями в условиях дистанционного обучения. Рассмотрены вопросы осуществления психолого-педагогического сопровождения детей, родителей и педагогов в условиях дистанционного обучения. Даны рекомендации для организации работы педагогов-психологов по проведению консультации, индивидуальной и групповой работы в дистанционном режиме. Материал, представленный в статье предназначен для совершенствования деятельности образовательных организаций по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ и их родителей. Представленный в статье опыт работы позволит организовать деятельность по организации психолого-педагогического сопровождения в дистанционной форме педагогам-психологам, социальным педагогам и др.

Ключевые слова: педагог-психолог, дистанционное обучение, психолого-педагогическое сопровождение, консультирование, психолого-педагогическая помощь.

An^a^n. The article presents the experience of the Republican Center of Psychological, Medical and Social Support, Yakutsk. The effective forms and methods of work of educational psychologist with students and their parents in the conditions of distance learning are disclosed. The issues of the implementation of psychological and pedagogical support for children, parents, and teachers in the context of distance learning are considered. Authors give some recommendations for organizing the work of educational psychologists in consulting, individual and group remote work. The material presented in the article is intended to improve the activities of educational organizations for the psychological and pedagogical support of students, including ones with disabilities and their parents. The work experience presented in the article will allow organization of activities for creating of psychological and pedagogical support in a remote form for educational psychologists, social pedagogues, etc.

Key words: educational psychologist, distance learning, psychological and pedagogical support, consulting, psychological and pedagogical assistance.

Введение. Эпидемиологическая ситуация в стране и мире в целом, подвела к переосмыслению и пересмотру формата работы, да и жизни людей. Эти изменения коснулись каждого: необходимость адаптироваться к новым условиям, найти оптимальный вариант работы и обучения и др.

Изменения, в первую очередь отразились на системе образования. Вынужденный выбор «дистанта» как формы организации обучения повлек за собой ряд изменений, которые коснулись в первую очередь решения проблем, сопряжённых с технической стороной вопроса, но и выявили и повлекли за собой ряд проблем педагогического и психологического плана. Все участники учебно-воспитательного процесса ощутили необходимость в более детальной, индивидуальной профессиональной поддержке и помощи со стороны психолога.

Трудности перехода на дистанционную форму обучения, большой информационный поток, зачастую негативного характера из средств массовой информации и окружения, актуализировала необходимость квалифицированной психологической и педагогической помощи. Все эти обстоятельства предъявили ряд новых требований к реализации профессиональных обязанностей педагога-психолога: эффективное оснащение кабинета; определение актуальных и эффективных методов и приемов работы, подбор методик как для индивидуальной, так и для групповых форм работы; с применением в работе дистанционных технологий строгий учет и контроль соблюдения профессиональной этики.

Изложение основного материала статьи. Все большую популярность набирает возможность и преимущества удаленной работы. Этому способствуют возможности, предоставляемые техническим прогрессом. Сеть интернет, платформы он-лайн обучения, видео-конференц-связь и другие информационно-коммуникационные технологии не только предоставили условия для самообразования, но и позволили образовательным организациям осуществлять обучение в дистанционном формате. Однако, дистанционное обучение имеет как большие преимущества, так и большие недостатки. Так требуют тщательного изучения следующие вопросы: равный доступ к образованию всех категорий обучающихся; создание необходимых условий для ведения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, так как, была выявлена неподготовленность и среди педагогических кадров, и среди обучающихся и родителей к переходу на удаленное обучение.

Указанные в Федеральных государственных образовательных стандартах направления работы педагога-психолога (профилактическое, диагностическое, консультационное, просветительское, коррекционно-развивающее, экспертная работа), с участием администрации, педагогического коллектива, обучающихся, родителей, остаются, но при этом важно включить ряд дополнений и поправок в работу педагога-психолога, учитывающие ведение работы дистанционно.

Данные обстоятельства поставили новые задачи перед центрами, оказывающими организационно-методическую помощь образовательным организациям, осуществляющим координацию деятельности территориальных психолого-медико-социальных комиссий, центров психолого-педагогической помощи и др.

Так, ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» (ЦПМСС), в 2020, 2021 гг. целью своей работы определил - оказание качественного психолого-педагогического сопровождения и помощи обучающимся, родителям и педагогам, в том числе:

- по вопросам обучения и воспитания;

- профилактики суицидов, аддикттивного (зависимого) поведения, антинаркотической политики, ЗОЖ;

- по вопросам улучшения условий развития и поддержания здоровья обучающихся образовательных учреждений, в том числе и учреждений СПО, а также оказание помощи родителям, законным представителям;

- своевременное выявление и оказание психологической помощи в случаях жестокого обращения с детьми;

- организация психологической безопасной среды образовательного процесса по вопросам подготовки и сдаче ЕГЭ.

В таблице 1 представлена работа, проведенная сотрудниками центра в рамках обозначенной цели.

Таблица 1

Задачи развития системы психолого-педагогической помощи в сфере образования

№ Задачи Проведенная работа

1 повышение компетентности кадров, работа с педагогами-психологами, социальными педагогами, специалистами узкого профиля соответственно новым требованиям. Ведется мониторинг обеспеченности специалистами в муниципальных образованиях, проводятся практико-ориентированные семинары, стажировки.

2 Содействие развитию инклюзивного образования на местах. По плану Ресурсного центра развития инклюзивного образования.

3 Программный подход к развитию системы психолого-педагогической помощи на муниципальном уровне. Разработана Программа курса повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогов «Сайдыы», которая была составлена с учетом выявленных и обозначенных педагогами-психологами проблем по организации психолого-педагогической помощи и сопровождения воспитанников дошкольных учреждений, обучающихся школ.

Таблица 2

Результаты деятельности, по основным видам государственных услуг/работ 2020 г.

№ Услуга Показатели за год Исполнение %

1 Психолого-медико-педагогическое обследование 800 детей 808 детей 101%

2 Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников. 700 чел. 716 чел. 102%

3 Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся. 100 чел. 101 чел. 101%

4 Организация мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения. 7 меропр. (250 чел.) 7 меропр. (331 чел.) 132,4%

Специалисты социально-психологических служб школ провели большой объем работы переведя психодиагностическую работу в онлайн-режим, а также организуя индивидуальную работу с детьми и родителями, используя различные онлайн платформы.

Руководствуясь «Рекомендациями для специалистов психологической службы в системе образования, в связи с распространением коронавирусной инфекции» [4] образовательным организациям необходимо было пересмотреть ряд вопросов, связанных с изменением режима образования и выстроить определённый порядок требований и рекомендаций по взаимодействию педагогов-психологов с педагогическим коллективом, обучающимися и их родителями.

Так, например: обязательное введение установочного совещания, диагностического опроса по проблемам организации психолого-педагогической поддержки в рамках постоянного контакта педагога-психолога с семьями обучающихся, представителями педагогического коллектива и административно-управленческого персонала; оказание консультативной помощи, а также проведение просветительской работы с родителями, испытывающими затруднения и сложности в создании условий для осуществления учебной деятельности и досуга детей в условиях дома; разработка рекомендаций для родителей и педагогов по повышению мотивации к учебному процессу у обучающихся, а также по применению эффективных педагогических технологий при работе педагога с учеником в удаленном формате.

Центр психолого-медико-социального сопровождения проводит методические мероприятия для членов ПМПК, специалистов, оказывающих реализацию индивидуального плана работы с обучающимися по месту проживания, а также для родителей. Были разработаны и подготовлены методички с описанием приемов и техник по саморегуляции, снижению тревожности и волнения, советы по установлению позитивных детско-родительских отношений в условиях дистанционной формы обучения, советы и предложения и для педагогов, и для детей по проблемам саморегуляции, самоконтроля, самоорганизации, а также по вопросам сопровождения дистанционного обучения, психологам - по осуществлению онлайн-сопровождения и просвещения.

Для осуществления просветительской работы в режиме онлайн, педагоги-психологи могут создавать или воспользоваться уже существующими своими учетными записями в соцсетях. Для расширения возможностей общения, проведения просветительской работы, создания и демонстрации интересного видео-ролика, прямых включений, вебинаров, видео-инструктирования можно использовать средства видео-конференц-связи, а также популярные мессенджеры и мобильные технологии.

Изучив и проанализировав проведенную нашим Центром работу, существующий опыт работы, методические рекомендации [3, 4], мы выделили эффективные и оптимальные формы работы по диагностической и профилактической работе в дистанционном формате:

1. Для быстрого снижения возможных негативных последствий, таких как паника, тревога, страх, агрессия эффективно применение экстренной и кризисной психологической помощи;

2. Для развития навыков, способствующих эффективной адаптации обучающегося к изменившимся условиям жизни - психологическое консультирование не только родителей, но и близки членов семьи;

3. Предварительную диагностику, данные которой будут необходимы в ходе психологического сопровождения дошкольника/младшего школьника, можно провести с помощью различных методик, тестов, анкет, размещенных на психодиагностических порталах в открытом доступе;

4. Для создания он-лайн опросов и тестов эффективно использовать Google-формы;

5. Для эффективного проведения психологической коррекционно-развивающей работы индивидуально с детьми с ОВЗ и их родителями, выступающими в роли тьюторов, можно использовать популярные мессенджеры и мобильные технологии, при организации групповой работы использовать средства видео-конференц-связи;

6. Для предупреждения возможного проявления у обучающихся социальной дезадаптации, отклоняющегося поведения, зависимостей, в том числе интернет-зависимости, признаков проявления неконтролируемого поведения, проблем с саморегуляцией необходимо слаженное взаимодействие педагога-психолога и социального педагога;

7. Для организации необходимой коррекционной работы целесообразно использование онлайн- и мобильных тренажеров, а также онлайн игр.

За 2020 г. специалистами Центра психолого-медико-социального сопровождения в рамках оказания услуг для детей, их родителей (законных представителей) и специалистов была проведена следующая работа:

- дистанционным сопровождением охвачено 1155 семей;

- проведены обучающие семинары (информирование, обучение, повышение педагогической компетентности родителей и др.) с участием представителей 440 семей;

- разработаны и направлены методические рекомендации для педагогов;

- с применением средств ВКС проведено заседание специалистов служб ранней помощи по теме «Опыт работы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям в условиях удаленной работы».

Выводы. Таким образом, эпидемиологическая обстановка, внедрение дистанционной формы обучения и удаленной формы работы поставили ряд задач перед центрами, оказывающими организационно-методическую помощь образовательным организациям, осуществляющим координацию деятельности территориальных психолого-медико-социальных комиссий, центров психолого-педагогической помощи и др. В сложившейся ситуации сотрудники ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» проводят регулярную планомерную работу по психолого-педагогическому сопровождению детей и родителей, а также педагогов, разрабатывают механизмы стимулирования и поддержки профессионального развития кадрового состава психологической службы в системе образования в республике, осуществляют практическую подготовку студентов, избравших своей профессией психолого-педагогическое направление, разработаны методические рекомендации по проведению процедуры аттестации психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов.

Литература:

1. Возняк, И.В. Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию детей в системе повышения квалификации: диссертация ... канд. пед. наук 13.00.08 / Возняк Ирина Владимировна. - Белгород, 2017. - 225 с.

2. Коморникова, О.М. Дистанционное образование как фактор социокультурной модернизации российского общества / О.М. Коморникова // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2020. - №3. - 170 c. - URL: https://sfk-mn.ru/PDF/24SCSK320.pdf (дата обращения: 20.09.2022).

3. Психолого-педагогическое сопровождение детей, родителей и педагогов в условиях пандемии, самоизоляции и дистанционного обучения: методические рекомендации / под ред. О.А. Драгановой - Липецк: Изд-во «Открытый мир», 2020. - 49 с.

4. Рекомендации для специалистов психологической службы в системе образования, в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) // Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2020 г. N 07-2446 «О направлении информации». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73709076/.

5. Субботина, Е.А. Современные дети: советы в помощь родителям / Е.А. Субботина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 129 с.

6. Шнейдер, Л.Б. Компетентное родительство / Л.Б. Шнейдер, М.Н. Зыкова. - М.:Московский психолого-социальный университет, 2018. - 126 с.

Педагогика

УДК 159.947.5

магистрант Винокурова Анна Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии Находкин Василий Васильевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В соответствии с современной системой образования, педагоги начальной школы должны стремиться к формированию самостоятельной личности младших школьников, имеющих устойчивый интерес и желание к процессу обучения. Однако в последнее время качество знаний учащихся начальной школы неуклонно снижается, основная причина данного явления - крайне низкая мотивация у учащихся к получению знаний. В данной статье представлены результаты проведенного исследования по применению современной технологии - веб-квеста с целью развития мотивации к обучению у младших школьников в процессе реализации урочной деятельности. Результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами начальных классов для повышения уровня мотивации и интереса к учебной деятельности у младших школьников.

Ключевые слова: веб-квест, образовательный квест, мотивация, учебная мотивация, младшие школьники. Annotation. In accordance with the modern education system, primary school teachers should strive to form an independent personality of younger schoolchildren who have a steady interest and desire for the learning process. However, recently the quality of knowledge of primary school students has been steadily declining, the main reason for this phenomenon is the extremely low motivation of students to acquire knowledge. This article presents the results of a study conducted on the use of modern technology -a web quest in order to develop motivation for learning among younger schoolchildren in the course of their regular activities. The results of the study can be used by primary school teachers to increase the level of motivation and interest in learning activities among younger schoolchildren.

Key words: web quest, educational quest, motivation, educational motivation, junior schoolchildren.

Введение. Развитие у учащихся способностей самостоятельно открывать знания и умения, использовать их в любых жизненных ситуациях, формирование активной познавательной позиции - сегодня является одним из главных требований к учителям начальной школы. Если раньше ученикам давали готовые знания, то сейчас наблюдается иная картина, учащиеся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.