Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое содействие профессиональному самоопределению молодежи в условиях преодоления конфликтующих реальностей'

Психолого-педагогическое содействие профессиональному самоопределению молодежи в условиях преодоления конфликтующих реальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова С.С., Хасанова И.И.

В работе рассматриваются теоретико-методологические основы психолого-педагогического содействия профессиональному самоопределению молодежи в условиях преодоления конфликтующих реальностей. Проанализированы основные функции, теоретические принципы и подходы психологопедагогического содействия профессиональному самоопределению молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое содействие профессиональному самоопределению молодежи в условиях преодоления конфликтующих реальностей»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9.072.432

С.С. Котова

к.п.н., доцент Факультет психологии и педагогики Российский государственный профессионально-педагогический

университет

г. Екатеринбург, Российская Федерация

И.И. Хасанова к.п.н., профессор Факультет психологии и педагогики Российский государственный профессионально-педагогический

университет г. Екатеринбург, Россия

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТУЮЩИХ

РЕАЛЬНОСТЕЙ

(статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ - «Урал» в рамках проекта № 15-16-66014)

Аннотация

В работе рассматриваются теоретико-методологические основы психолого-педагогического содействия профессиональному самоопределению молодежи в условиях преодоления конфликтующих реальностей. Проанализированы основные функции, теоретические принципы и подходы психолого-педагогического содействия профессиональному самоопределению молодежи.

Ключевые слова

Профессиональное самоопределение личности, профориентация, психолого-педагогическое содействие профессиональному самоопределению, инновационные технологии.

Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни человека: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Анализ работ по профессиональному самоопределению и развитию личности показывает, что наибольшее теоретическое обоснование получили такие проблемы как: личностное самоопределение в старшем подростковом и юношеском возрастах; формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению; проблемы формирования профпригодности и профотбора; исследование профессионального развития и профессиональной типологии личности; психолого-педагогическая диагностика, экспертная оценка и мониторинг качества образования.

В условиях социоэкономической трансформации общества профессиональная жизнь человека отличается высокой динамичностью, связанной с возникновением новых профессий и значительным усложнением содержания труда в традиционных видах деятельности. Изменяется отношение к профессии, смыслу трудовой деятельности и ее результатам. Основное направление этих изменений связано с увеличением свободы и необходимости самостоятельного выбора. Кроме того, новые ценности общества привели к тому, что профессиональный мир испытывает потребность в профессионально мобильных специалистах, способных успешно и эффективно реализовывать себя в изменяющихся условиях.

Проблема профессионального самоопределения становится наиболее актуальной, когда речь заходит о принятии решения о смене профессии, так как в современных социально-экономических условиях, характеризующихся неопределенностью, нестабильностью, динамизмом, актуальным становится профессиональное самоопределение в течение всей профессиональной жизни человека. Для того чтобы обучающийся в общеобразовательной или профессиональной школе смог осуществить грамотное

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

профессиональное самоопределение, он должен обладать набором необходимых компетенций. А чтобы компетентно решать проблемы трудоустройства, построения индивидуального маршрута карьеры, повышения квалификации и смены профессии оптант должен обладать профессиологическими компетенциями, необходимыми для нахождения себя в изменяющемся мире профессий.

На наш взгляд, целью психолого-педагогического содействия является создание специальных условий для формирования, актуализации, развития профессионально-личностного потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении, формирование и обогащение социально-профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, инициирующих процессы саморазвития личности, успешной профессиональной адаптации, профессионального роста и карьеры, достижения вершин профессионализма [2].

Философским основанием системы содействия человеку является концепция свободного выбора как условия развития. Исходными положениями для формирования теоретических основ психолого-педагогического содействия профессиональному самоопределению личности в условия непрерывного образования стали личностно-ориентированный, системный, деятельностный, аксиологический, компетентностный и субъектный подходы.

Личностно-ориентированный подход предполагает признание главной движущей силой профессионального развития саму личность, её потребность в личностном и профессиональном самоопределении. Решающим фактором развития является взаимодействие человека с миром профессии и людьми, вовлеченными в реальную и виртуальную профессиональную деятельность. Таким образом, личностно-ориентированный подход в психолого-педагогическом содействии с одной стороны, означает учет личностных индивидуальных особенностей, возможностей человека, с другой стороны ориентирует на саморазвитие и самореализацию в конкретной профессиональной деятельности.

В качестве ведущих мотивов этих процессов выступают перспективы профессионального роста (карьеры) и смысловое профессиональное будущее личности. В логике личностно-ориентированного подхода развитие понимается нами как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, путей профессионального становления. Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решений, опосредованных социально-экономическими условиями. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам.

С точки зрения системного подхода психолого-педагогическое содействия профессиональному самоопределению это целостная система взаимосвязи всех элементов. Системный подход предполагает рассмотрение психолого-педагогического содействия как системы, как целого, состоящей из разных взаимосвязанных элементов, находящихся в многообразных связях и отношениях как внутри объекта, так и с внешней средой.

Деятельностный подход организации психолого-педагогического содействия ориентирован на вовлечении субъекта в разнообразные личностно-образующие виды деятельности, позволяющие формировать, развивать, корректировать определенные качества, компетенции и формы поведения, востребованные в социально-профессиональной сфере. Например, умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач; профессиональное и личностное развитие; владеть технологиями профессионального самосовершенствования, владеть способами проектирования профессиональной и организационной карьеры.

Аксиологический подход в контексте нашего исследования означает проектирование психолого-педагогического содействия профессиональному самоопределению личности с позиций его ценности для профессионального развития личности в условиях непрерывного образования.

Ценностные ориентации выступают в качестве важнейших элементов внутренней структуры личности и являются системообразующим фактором социально-профессионального развития специалиста. Ценностные факторы всегда связаны с конкретной деятельностью. Ценностные ориентации определяют порядок предпочтения сфер и направлений деятельности, в том числе профессиональной. Ценностные ориентации могут меняться. В сфере профессиональной деятельности возможно кардинальное изменение ценностных ориентаций, либо их обогащение и развитие.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

Комептентностный подход предполагает рассмотрение результатов психолого-педагогического содействия с точки зрения сформированности социально-профессиональных компетенций, которые обеспечивают самостоятельность, персональную ответственность профессионального выбора человека и его взаимодействие с профессией, понимание им смысла и социальной миссии избранной профессиональной деятельности, готовность к профессиональной мобильности и непрерывному самообразованию.

Субъектный подход основан на положении С.Л. Рубинштейна о субъекте как центре организации бытия и субъектности, проявляющейся через потребность и способность человека самосовершенствоваться. Поэтому, психолого-педагогическое содействие профессиональному самоопределению рассматривает личность как субъекта, человека творящего свою профессиональную биографию.

Выделим основные концептуальные положения психолого-педагогического содействия профессиональному становлению личности: наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в профессиональной жизни; необходимость для полноценного профессионального становления социально-психологического обеспечения, помощи и поддержки со стороны общества; признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих социально-профессиональных функций; принятие личностью на себя ответственности за качество профессионального становления и реализации своего профессионально-психологического потенциала; гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профессиональной жизни.

Основные функции психолого-педагогического содействия профессиональному самоопределению личности: информационно-аналитическая - содействие отдельным этапам профессионального самоопределения (выбора профессии, начального этапа профадаптации, профессионализации и т.д.); проектирование и самопроектирование сценариев отдельных этапов профессионального самоопределения; профессиональная реабилитация личности в случаях длительного перерыва в профессиональной деятельности (женщин после рождения ребенка, безработных, людей, вышедших из мест заключения, и др.); профилактика развития профессиональных деформаций, оказание помощи в преодолении кризисов и стагнации; коррекция социально-профессионального и психологического профиля личности.

Реализация функций психолого-педагогического содействия профессиональному самоопределению личности возможна при использовании инновационных, личностно ориентированных технологий профессионального развития: развивающей диагностики; тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития; мониторинга социально-профессионального развития; технологий формирования психологической аутокомпетентности; психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития; проектирования альтернативных сценариев профессиональной жизни; личностно ориентированных тренингов повышения социально-профессиональной и психолого-педагогической компетентности; ретроспекции профессиональной жизни (метода психобиографии); тренингов самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности [1].

Одна из главных задач психолого-педагогического содействия профессиональному самоопределению молодежи в условиях конфликтующих реальностей - не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Необходимость решения этой задачи обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности.

Психолого-педагогическое содействие предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

Системообразующим компонентом психолого-педагогического содействия профессиональному самоопределению личности в системе непрерывного образования становится специалист-профориентолог [2].

На факультете психологии и педагогики Российского государственного профессионально-педагогического университета разработана магистерская программа «Профориентология и технологии профориентации», ориентированная на подготовку специалистов-профориентологов, обеспечивающих профессиональное развитие личности в системе непрерывного образования. В данной программе ярко выражен психологический аспект профессионального самоопределения личности.

Специалист-профориентолог должен обладать следующим набором компетенций:

• способность и готовность осуществлять анализ рынка труда и социально-профессиональной ситуации в регионе с целью определения потребности в кадрах;

• способность и готовность осуществлять структурирование социально-профессионального пространства региона, проектирование новых профессий и создание сетевого взаимодействия ресурсных центров профориентации;

• способность и готовность осуществлять профессиональное консультирование по выбору профиля обучения, направления профессионального образования, трудоустройства, адаптации, повышению квалификации и профессиональной реориентации;

• способность и готовность осуществлять психолого-педагогическое сопровождение карьеры, поддержка и помощь лицам, испытывающим трудности в допрофессиональном ориентировании и профессиональной жизни;

• способность и готовность осуществлять мониторинг профессионального развития, определение профпригодности, проведение аттестации персонала, профилактика и коррекция профессионально обусловленных деструкций: кризисов, стагнации, выученной беспомощности, деформаций;

• способность и готовность осуществлять организацию психологической службы и преподавание профориентологии в учебных заведениях.

Результатом психолого-педагогического содействия профессиональному самоопределению личности в условиях непрерывного образования является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала личности, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Зеер Э.Ф., Хасанова И.И. (2000), Социально-профессиональное воспитание студентов: науч.-метод. разработка, Екатеринбург: Издательство УГППУ.

2. Котова С.С., Мухлынина О.В., Хасанова И.И (2013), К проблеме кадрового обеспечения профессионального самоопределения личности в условиях непрерывного образования, Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции «Инновации в экономике, управлении проектами, юриспруденции, образовании, социологии, медицине, философии, психологии, математике и технике: теория и практика» 22-23 августа, Изд-во «КультИнформПресс», стр. 111-117.

© С.С. Котова, И.И. Хасанова, 2015

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 35

А.А Дементьева

студент

Факультет «Государственного и муниципального управления»

УИ (ф) РАНХиГС г. Екатеринбург, Российская Федерация

ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Аннотация

Формирование профессиональной правительственной гражданской службы является нужным условием реализации структурных реформ правительственного управления Российской Федерации, поскольку именно правительственный инструмент обеспечивает организацию реформ, контроль за их исполнением и финансирование. Успех структурных реформ правительственного управления без неизменного развития правительственной гражданской службы невозможен.

Ключевые слова

Повышение квалификации, подготовка, переподготовка, обучение, адаптация, ротация.

В системе подготовки госслужащих выделяется ряд проблем, которые требуют постепенного решения.

Первая группа проблем касается организации обучения (подготовки, переподготовки и повышение квалификации) государственных служащих:

• Не определена потребность в обучении. Содержание обучения не отражает актуальных потребностей практики правительственного управления.

• Неготовность образовательных учреждений мобильно изменять содержание программ повышения квалификации и формы их реализации, не хватает практической направленности, большая часть из них уже не отвечает новым требованиям и существенно разнятся по субъектам РФ.

• Отсутствие связи между получением новых знаний и неизменным развитием, то есть реализацией полученных знаний в конкретных условиях профессиональной деятельности.

• Мало учитывается реалистичные условия повседневной деятельности правительственных служащих, уровень их образования и опыт работы.

• Недостаточное использование инновационных технологий для обмена практическим опытом и предоставления практической информации.

• Недостаточная разработка учебно-методических комплексов для совершенствования практических навыков и многое иное.

• Образовательная система не разрешает обеспечить повышение квалификации всех правительственных служащих в сроки, установленные законодательством. Далеко не у всех правительственных служащих имеется специальная подготовка в области правительственного управления.

• Принцип комплектования групп. Как показывает анализ, при комплектовании групп допускается формальный подход, в итоге чего в один учебный поток попадают чиновники разного уровня подготовки, опыта работы, возраста и даже различной специальности. В итоге сам процесс обучения имеет определенные сложности.

На наш взгляд, ряд выявленных проблем можно решить с помощью следующих мероприятий:

• Попытка обмена опытом с уже состоявшимися госслужащими на разных круглых столах, конференциях, где руководители смогут поделиться своими знаниями в данной сфере.

• Что же касается форм обучения, наиболее эффективны те формы, которые предполагают личную активность каждого из сотрудников, возможность самому воспользоваться новым опытом в субъективно-безопасной ситуации, нежели простое усвоение теории.

Вторая группа проблем касается содержания обучения. Ключевой вопрос чему обучать чиновников? Ответ на этот вопрос можно получить только после того, как будут более четко регламентированы компетенции правительственных служащих. Для государственных органов проблема адаптации сотрудников

является также очень важным аспектом. Можно выделить два типа адаптации: первичную и вторичную. На

254

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.