научно-методический электронный журнал ART 13065 УДК 37.048.45:331.548
Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Психологопедагогическое содействие в профессиональноличностном самоопределении старшеклассников // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13065. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13065.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Вдовина Светлана Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт имени П. П. Ершова», г. Ишим [email protected]
Вдовина Екатерина Андреевна,
старший преподаватель кафедры методики преподавания физики, технологии и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт имени П. П. Ершова», г. Ишим [email protected]
Психолого-педагогическое содействие
в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников
Аннотация. Статья посвящена вопросам осуществления психологопедагогического содействия педагогами школы в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников. Авторы предлагают поэтапную реализацию тактики содействия, описывают средства содействия.
Ключевые слова: профессионально-личностное самоопределение старшеклассников, психолого-педагогическое содействие, рефлексия, диагностика.
Педагогический процесс должен обеспечить учащимся ряд важнейших жизненных свойств, среди которых выделяют способность к выбору, к рефлексии; способность не только усваивать знания, а искать их жизненный смысл; способность к преобразованию действительности, самосовершенствованию; личностному и профессиональному самоопределению. Такая установка меняет характер педагогической деятельности, которая в содержательном плане превращается в педагогическую поддержку.
Жизнь требует от учащихся умений выбирать сферу профессионально-трудовой деятельности, ориентируясь при этом на потребности общества и свои собственные профессиональные предпочтения, на возможности самоопределения. Самоопределение выступает как явление, как процесс, механизм развития личности и соотносится с такими понятиями, как «выбор», «поступок», «принятие решения», и одновременно как состояние субъекта (результат сделанного выбора), связанное с выявлением границ своего собственного Я, собственного места в окружающем мире, обретения системы смыслов, позиции, характеризующих отношение человека к обществу и самому себе. Самоопределение - это важный механизм формирования личностной зрелости, связанный с осознанным выбором человеком своего места в социуме.
Сторонники идеи самоопределения считают, что ребенок - это индивидуальность, которая всегда стремится реализовать свой потенциал. Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, социальное, жизненное и личностное.
Личностное самоопределение в педагогических словарях трактуется как процесс и результат осознанного выбора личностью собственных целей, позиций и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах.
Для процесса личностного самоопределения свойственны:
- невозможность формализации полноценного развития личности;
- не «комфортные» в житейском представлении условия, а, напротив, непростые обстоятельства, позволяющие проявиться в сложных условиях позитивным личностным качествам человека, а возможно и способствовать их развитию [1].
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13065.htm
научно-методический электронный журнал ART 13065 УДК 37.048.45:331.548
Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Психологопедагогическое содействие в профессиональноличностном самоопределении старшеклассников // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13065. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13065.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Сущностная характеристика профессионального самоопределения связана с поиском и выявлением личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже осуществляемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения. Концепция профессионального самоопределения и предпрофесси-ональной подготовки представлена обширным опытом российских исследователей, среди которых выделяются работы Е. А. Климова, Е. Ю. Пряжникова, Э. Ф. Зеера.
Современные психолого-педагогические науки видят возможности самоопределения личности в сфере приоритетных ценностей: в выявлении своего места в обществе, будущей профессии, определении смыслов и целей своей жизни, формировании жизненных принципов, убеждений и личностных идеалов. Самая главная цель самоопределения - это постоянное формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному развитию (профессиональному, личностному, социальному) [2].
Таким образом, профессионально-личностное самоопределение - это процесс и результат осмысленного выбора и утверждения личностью своей субъектности в конкретных профессионально-жизненных ситуациях.
Субъектность определяется Н. Е. Щурковой как «разная мера способности быть субъектом», т. е. человеком - носителем сознания, отношений, способным отдавать себе отчет в собственной жизни [3, с. 359], то есть профессионально-личностное самоопределение - это осознаваемый человеком выбор своего места в социуме; способность человека строить свою жизнь и переосмысливать свою сущность.
Именно в юности человек стремится к самоопределению и как личность, и как будущий профессионал. Задача школы - помочь в этом учащимся, поэтому особой сферой профессионально-педагогической деятельности является педагогическая поддержка.
Под педагогической поддержкой понимается процесс определения совместно с ребёнком его интересов и способов преодоления возникающих проблем, мешающих самостоятельно достигать ожидаемых результатов в различных сферах жизнедеятельности [4].
Г. К. Селевко определяет психолого-педагогическую поддержку как помогающее процессу формирования личности школьника внимание к его способностям решать проблемы и содействие определенному напряжению физических и духовных сил в процессе разрешения возникающих проблем [5].
Педагогическая поддержка предполагает тактическое многообразие. Способствуя самоопределению старшеклассников педагогу целесообразно использовать тактику содействия, реализуя ее, он в качестве главной ценности оставляет для ребёнка условия, при которых усваивается истинный смысл самоопределения как ответственности за самостоятельно сделанный выбор. Педагог демонстрирует школьнику взаимосвязь между его «хочу», «могу», «надо», «делаю», «отвечаю».
Кредо тактики содействия по мнению Н. Н. Михайловой, С. М. Юсфина, Е. А. Александровой не противоречит общей целевой направленности педагогической поддержки - создать условия для становления в ребенке субъекта жизнедеятельности. Содействие очень близко по семантике термину «способствовать» и означает «быть причиной становления, помогать становлению».
Таким образом, психолого-педагогическое содействие - деятельность, помогающая в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников, которое связано с осмыслением общественной и личностной значимости профессионального выбора.
Следовательно, содействие заключается в том, что педагог помогает старшекласснику осознать смысл и важность осуществляемого выбора, то есть способствует тому, чтобы стать субъектом своего профессионального выбора.
пи пи
http://e-koncept.ru/2013/13065.htm
научно-методический электронный журнал ART 13065 УДК 37.048.45:331.548
Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Психологопедагогическое содействие в профессиональноличностном самоопределении старшеклассников // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13065. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13065.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Содействие может осуществляться в двух формах: непосредственной и опосредованной. Оказание непосредственной помощи связано с решением проблем, возникающих у учащихся, она осуществляется индивидуально. Опосредованная помощь организуется в коллективной форме, включающей старшеклассников в активную совместную деятельность.
Этапы реализации опосредованной педагогической помощи включают диагностику, профориентационную помощь и рефлексию.
1. Диагностический этап. Его назначение - помощь ребёнку в самопознании и самопонимании. Самопознание невозможно без осознания и оценки ребёнком своего образа жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Итогом самопознания являются новые знания о себе. Старшеклассники плохо знают и требования к человеку привлекающих его способностей, и собственные возможности, поэтому педагог-психолог помогает им в изучении профессиональных склонностей, намерения.
Для этого используются следующие методики:
- тест «МОПИН», который позволяет определить степень выраженности профессиональных интересов;
- анкета «Ориентация» оценивает желания испытуемого заниматься определенной деятельностью и степень его способности к этой деятельности;
- «Банк достижений ученика», в нем фиксируются и профессиографически анализируются достижения ученика;
- тест «Матрица выбора профессии» даёт возможность определить предполагаемые профессии, соответствующие интересам и склонностям субъекта;
- опросник «Профессиональные намерения». В анализ включаются: жизненные планы испытуемых, увлечения и профессиональные намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы;
- методика Е. А. Климова «Дифференциальный диагностический опросник», которая позволяет оценить выраженность профессиональных склонностей в соответствии с пятью типами профессий;
- тест «Мотивы выбора профессии» позволяет определить преобладающий вид мотивации (внутренне индивидуально значимые мотивы, внутренне социально значимые мотивы, и др.);
- тест Д. А. Леонтьева (тест смысложизненных ориентации - СЖО) состоит из двух групп субтестов: 1) смысложизненные ориентации - цель в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализаций; 2) локус контроля - внутренний локус контроля, уверенность в способности осуществлять контроль в собственной жизни.
На этом этапе у школьников должны развиваться мотивы самоопределения, доминантная установка на самосовершенствование в той или иной области.
2. Профориентационная помощь. Традиционно наша школа занималась профориентационной работой, заключающейся в профессиональном просвещении, про-финформировании, профпропаганде. Профессиональная помощь отличается тем, что её главная цель формирование субъекта профессионального самоопределения. Субъекта отличает прежде всего способность к рефлексии. Феномен рефлексии является приоритетным феноменом человеческой субъективности. Рефлексия проявляется как осознание самости разной глубины и степени, это особая способность человека, позволяющая ему превратить свои мысли, эмоции, действия, самого себя в предмет рассмотрения (анализа и оценки) и необходимого преобразования.
Профориентационная помощь осуществляется классным руководителем в сотрудничестве со школьным психологом по трём направлениям: информирование
http://e-koncept.ru/2013/13065.htm
научно-методический электронный журнал ART 13065 УДК 37.048.45:331.548
Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Психологопедагогическое содействие в профессиональноличностном самоопределении старшеклассников // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13065. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13065.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
(беседы, экскурсии, встречи со специалистами), активизация профессиональноличностного самоопределения (профориентационные игры, тренинги, студийные занятия), самоанализ (портфолио, банк достижений ученика, сочинения «Я в будущем», «Моя профессиональная карьера» и др.).
Профориентационные игры обычно организуются в работе с учащимися старших классов. При проведении игр педагог не должен навязывать свое мнение необходимо показывать свою поддержку участникам, проявлять эмпатию. Организуя их реальное взаимодействие, создавать необходимые условия для возможности самовыражения всех школьников класса [6].
Ещё одной формой, активизирующей профессионально-личностное самоопределение, является тренинг. В. Г. Пузиков определяет тренинг как самую эффективную технологию по обучению конкретным навыкам и умениям [7]. Можно также сказать, что тренинг - это форма специально организованной деятельности общения. Что даёт тренинг: помогает участникам лучше узнать себя, свои черты и индивидуальные особенности, иначе увидеть себя и других, раскрыть свои личностные потенциалы, научиться управлять собой и своим поведением. Студийные занятия представляют собой комплексную форму организации жизнедеятельности старшеклассников, которая всегда начинается с актуализации обсуждаемых проблем и заканчивается рефлексией, показывающей степень их осмысления школьниками. Примером может служить студия по теме «Мы взрослые?!», позволяющая старшеклассникам осмыслить значимость профессионального выбора, его соответствие личностным качествам.
3. Рефлексивный этап. Рефлексией заканчивается любое мероприятие: студийное занятие, тренинг, профориентационная игра.
Рефлексивная деятельность помогает школьнику осознать свою неповторимую индивидуальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его деятельности и ее продуктов.
В рамках технологии индивидуального рефлексивного воспитания под рефлексией понимают «критическое осмысление школьником собственных действий в ситуациях «после событий», необходимое для того, чтобы учиться на своем жизненном опыте.
Тактика содействия актуализирует процессы рефлексии и выхода за привычные способы действия и мышления ребёнка. Рефлексия необходима не так для констатации освоенного, как для осознания того, почему не смог выявить препятствия в своей жизнедеятельности. Она создаёт почву для развития способности осознания самого процесса принятия самостоятельных решений. Таким образом развивается способность старшеклассника быть не только субъектом желаний («Я хочу, чтобы было так») и действия («Я делал то, что хотел»), а субъектом, оценивающим свой результат («Я это получил») и сопоставляющим его с запланированной целью («Я получил это, а задумывал то»).
Рефлексируя, старшеклассник способен создавать свою профессиональную Я-концепцию как систему представлений о себе: о своих профессиональных смыслах, возможностях, перспективах. Рефлексию у старшеклассников И. И. Дереча связывает с анализом смыслов собственных поступков, оценкой этих поступков [8].
Широко известны методики, позволяющие визуализировать рефлексивный анализ: «Дерево настроения», «Рефлексивная мишень», «Шкалирование». Эффективным средством рефлексии является портфолио.
Назначение портфолио, по мнениию И. М. Кунгуровой, заключается в познании личностных качеств, необходимых для самопознания и самосовершенствования.
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13065.htm
КОНТ тнпт
Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Психологопедагогическое содействие в профессиональноличностном самоопределении старшеклассников // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13065.
0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13065.htm.
Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 13065 УДК 37.048.45:331.548
Механизм рефлексии, заложенный в портфолио, связан с осмыслением событий через призму установок, ценностей, предпочтений [9].
Непосредственная помощь педагога. Этот вид помощи связан с решением проблем, возникающих у учащихся в ситуации выбора будущей профессии, способа поведения, если этот выбор чем-то затруднен и др. Примером может служить проблема старшеклассника, родители которого хотят, чтобы он получил экономическое образование, а он мечтает о карьере спортсмена.
В наиболее сложных случаях к решению проблемы подключается психолог, оказывающий консультативную помощь старшеклассникам. Н. С. Пряжников считает, что психолог решает четыре группы задач:
- информационно-просветительские;
- диагностические;
- эмоциональной поддержки учащихся;
- оказания помощи в ситуации выбора и принятия решений.
Педагогу-психологу надо вооружить старшеклассника средствами для самостоятельного решения своих проблем. Он выступает как инициатор активности, демонстрируя в присутствии ученика способ решения проблемы. Организуется взаимодействие психолога с учеником по решению проблем, связанных с профориентацией. У учащегося формируется «внутренняя активность», когда он фактически обучается решать свои проблемы без помощи психолога, то есть постепенно старшеклассник начинает выступать субъектом самоопределения [10].
Примером может служить проблема старшеклассника, родители которого хотят, чтобы он получил экономическое образование, а он мечтает о карьере спортсмена
В таблице (табл. 1) приведены основные формы консультативной помощи пе-дагога-психолога старшекласснику, выбирающему профессию.
Таблица 1
Формы консультативной помощи психолога
Проблемы профессионально-личностного самоопределения (ПЛС) старшеклассников Формы консультативной помощи
Определение реальной проблемы ПЛС Беседа, интервью,сочинение, психобиография
Социально-экономические и бытовые условия жизнедеятельности старшеклассников Анализ семейных отношений
Комплексное изучение индивидуальнопсихологических особенностей личности Диагностика ценностных ориентаций, интересов, склонностей
Компетентное отражение мира профессий и образа выбираемой профессии Профориентационные игры, тренинги профессионального самоопределения
Рассогласование идеального ирреального образа профессии, мотивации профессионального выбора Психолого-педагогический консилиум, профессиональная рефлексия
Поиск смысловых опор личности в ситуациях кризисов ПЛС Метод критических событий, психобиография, тестирование
Коррекция профессионального выбора Составление планов профессионального развития, альтернативных сценариев профессионального становления
Консультативная помощь психолога необходима в период, когда формируются профессиональные намерения, происходит выбор профессии, а также осуществляется коррекция выбора и реориентации.
Е. А. Климов считает, что результатом работы по организации помощи учащихся старших классов в профессионально-личностном самоопределении является состояние готовности старшеклассников к самостоятельному обдумыванию своего
http://e-koncept.ru/2013/13065.htm
научно-методический электронный журнал ART 13065 УДК 37.048.45:331.548
Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Психологопедагогическое содействие в профессиональноличностном самоопределении старшеклассников // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13065. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13065.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
профессионального будущего [11]. На наш взгляд в понятие готовности входят следующие компоненты.
1. Мотивационная готовность, предполагающая осознание своих потребностей, целей и задач, предполагающая отношение к профессиональной деятельности как к общественно и лично значимому процессу.
2. Прогностическая готовность - оценка возможного проявления своих склонностей, интересов, определение на основе опыта наиболее вероятных и приемлемых способов самоосуществления, решения своих личностных и учебных проблем.
3. Организационно-творческая готовность, которая проявляется в навыках самообразования и самовоспитания, в желании самосовершенствоваться.
4. Коммуникативная готовность - это умение общаться, соблюдение нравственно-этических норм, понимание самоценности человеческой личности.
Период юности для человека связан с его стремлением к самоопределению и личностному и профессиональному. Профессионально-личностное самоопределение проявляется в сознательном выборе и утверждении личностью своей субъект-ности в процессе жизнедеятельности.
Педагогическое содействие является интегративной деятельностью, осуществляет ее весь педагогический коллектив школы, но в большей степени включены в эту работу классные руководители и педагоги-психологи.
Ссылки на источники
1. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. - М.: Академия, 2005. - 496 с.
2. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. - М.: Академия, 2005. - 448 с.
3. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.
4. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Алек-
сандрова; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой; науч. ред. Н. Б. Крылова. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
5. Селевко Г. К. Воспитательные технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 320 с.
6. Шевченко М. Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». - СПб.: Речь, 2007. - 168 с.
7. Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. - СПб.: Речь, 2007. - 224 с.
8. Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2005. - 26 с.
9. Кунгурова И. М. Технологическое обеспечение педагогической поддержки профессиональнотворческого саморазвития студентов в педагогическом вузе // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 4. - С. 26-29.
10. Зеер Э. Ф., Павлов А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: Теория и практика. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 192 с.
11. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
Vdovina Svetlana,
Candidate of pedagogical sciences, associate professor of Pedagogics Department of Federal State Budget Establishment of Higher Education "Ershov Ishim State Teachers’ Training Institute", Ishim Vdovina Ekaterina,
senior teacher of the Department of Technique of Teaching of Physics, Technology and Business of Federal State Budget Establishment of Higher Education "Ershov Ishim State Teachers’ Training Institute", Ishim. Psychological and pedagogical assistance in professional and personal self-determination of seniors Abstract. The article is devoted to questions of using psychological ISSN 2304-120X
and pedagogical assistance by school teachers in professional and personal selfdetermination of seniors. The authors offer stage-by-stage realization of tactics of assistance, describe its means.
Keywords: professional and personal self-determination of seniors, psychological and pedagogical assistance, reflection, diagnostics. 9 772304 12oi35
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013504
http://e-koncept.ru/2013/13065.htm