Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения'

Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3454
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / непрерывное образование / методологические подходы / принципы. / professional self-determination / continuing education / methodological approaches and principles

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистякова Светлана Николаевна

В статье рассматриваются новые подходы к профориентационной работе в образовательных учреждениях с учетом потребностей рынка труда и образовательно-профессиональных запросов молодежи, предложены профориентационные средства педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чистякова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional self-determination of students: problems and solutions

The article deals with new approaches to career-oriented work in the educational institutions with the needs of the labor market and educational and professional needs of young people, occupational guidance of pedagogical support of professional selfdetermination of students in terms of continuing education are proposed.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения»

педагогической деятельности, формирование интересов, мотивов и исследовательских умений, обеспечивающих развитие потребности у будущего учителя в самостоятельном исследовательском поиске, возможность открытия новых научных идей, создания авторских методик обучения и воспитания.

Самообразование и саморазвитие в контексте нашего исследования — это свободный выбор стиля учебно-профессиональной деятельности, адекватного индивидуальности будущего учителя на основе самооценки уровня развития своих профессионально важных качеств. В структуре построенной системы подготовки самообразование и саморазвитие пронизывают все этапы обучения студентов, постепенно усложняясь и совершенствуясь к выпускному курсу.

Индивидуальная траектория подготовки будущего учителя к самореализации в профессиональной деятельности определяется неповторимым многообразием комбинаций профессионально важных качеств (ПВК). Органическое единство этих ПВК и обеспечивает педагогическую креативность, необходимую в овладении профессиональной деятельностью. При этом выбор способов и приемов деятельности, широта видения педагогических проблем, способность к решению профессиональных задач определяются личностными особенностями учителя, его профессионально-педагогической компетентностью. Но определить свою траекторию подготовки к самореализации в профессиональной деятельности, актуализировать свои потенциальные возможности, психологические

ресурсы способен не только сам будущий учитель, включенный в процесс рефлексирования в ходе профессиональной подготовки.

Постоянное рефлексивное осознание себя как личности, как педагога, эмпатичное стремление проникнуть во внутренний мир учеников, приобщить их к познанию себя и окружающей действительности, развить себя — это постоянный переход от своего маленького, интроспективного «эго» к децентрации — это путь, на наш взгляд, к самореализации в профессиональной деятельности, развитие потребностей в профессионально-личностном росте.

Специально организуются профессиональные пробы в процессе педпрактики (4-5-е курсы), способствующие самореализации в учебно-профессиональной деятельности будущего учителя.

1. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностью ориентированного образования // Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 11-17.

2. Мирошниченко Т. В. Реализация личностно ориентированного подхода в процессе подготовки будущих учителей начальных классов к использованию средств эстетотерапии // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 11. — С. 176-179.

3. Розова Т. Н. Воспитание готовности школьников к самореализации в гуманизированной среде: автореф. ... дис. канд. пед. наук. — Ставрополь, 1999. — 22 с.

4. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология : монография. — Волгоград : Перемена, 1994.— 152 с.

5. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. — 1994. — № 5.— С. 16-21.

6. Шаймарданов Р. Х. Технология личностно ориентированной профессиональной подготовки будущего учителя // Филология и культура. — 2004. — Вып. № 3. — С. 78-94.

УДК/uDC 37.048.45 С. Н. Чистякова

S. Chistyakova

профессиональное САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ: проблемы и пути решения

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STuDENTS: PROBLEMS AND SOLuTIONS

В статье рассматриваются новые подходы к профориентационной работе в образовательных учреждениях с учетом потребностей рынка труда и образовательно-профессиональных запросов молодежи, предложены профориентационные средства

педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования.

The article deals with new approaches to career-oriented work in the educational institutions with the needs of the labor

market and educational and professional needs of young people, occupational guidance of pedagogical support of professional self-determination of students in terms of continuing education are proposed.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, непрерывное образование, методологические подходы, принципы.

Keywords: professional self-determination, continuing education, methodological approaches and principles.

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации. Стандарт общего среднего образования впервые ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Личностные результаты освоения основной образовательной программы, наряду с другими, включают осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Однако в настоящее время ресурсы решения этой важной государственной проблемы отсутствуют. Можно указать лишь несколько проблем, негативно влияющих на образование, в том числе и на профессиональную ориентацию школьников.

— Превращение образования в оплачиваемую услугу усиливает средовый риск, принципиально меняет характер взаимодействия в системе образования, структуру мотивов и ценностных ориентаций, снижая доступность образовательных услуг для неимущих слоев населения.

— Неоднозначно проявляется роль института образования при его столкновении с дея-тельностными формами риска. Среди учащихся средних школ и ПОО, по их собственному признанию, каждый третий вынужден постоянно совершать в процессе учебы рискованные поступки, а среди студентов вузов — каждый второй.

— В условиях социальной неопределенности изменяется роль самого института образования. Являясь важнейшим фактором воспроизводства человеческого потенциала, образование призвано обеспечить преемственность культурного наследия и развить

у молодежи способность к его обновлению. Однако в повседневной жизни молодые люди постоянно сталкиваются с трудно согласуемым стремлением улучшить условия своей жизни, заработать и одновременно преуспеть в образовании. Постоянно возникают риски, связанные с несовместимостью учебы с работой, либо того и другого с удовлетворением своих культурных запросов. Иногда приходится бросать учебу по причине создания семьи.

— Нельзя не обратить внимание и на катастрофическую перегрузку учащихся в связи с модернизацией образования. Учебная нагрузка старшеклассников всеми видами заданий достигала 167 часов в неделю, причем в неделе всего 168 часов. Учащиеся вынуждены самостоятельно регулировать этот процесс.

— Аналогично усиливаются противоречия в связи с диспропорциями в подготовке и использовании специалистов, с перепроизводством так называемых модных профессий, с нарушением соотношения технического и гуманитарного, государственного и частного, бесплатного и платного образования.

К причинам сложившегося положения следует отнести: декларированность и практическое отсутствие государственного статуса профориентации молодежи в России; эпизодичность ее осуществления; неподготовленность учителей и других практических работников к ее реализации; недостаточную связь и преемственность школы, родителей, системы профессионального образования, производства, службы занятости и других социальных институтов; а отсюда — подмена и дублирование функций различными субъектами, ответственными за трудоустройство, обеспечение занятости и в целом за судьбу подрастающего поколения.

Важность преодоления указанных недостатков и проблем актуализировала необходимость создания новых подходов к проф-ориентационной работе в образовательных учреждениях с учетом потребностей рынка труда и образовательно-профессиональных запросов молодежи.

Таким образом, проблема профессиональной ориентации — проблема, прежде всего, социально-экономическая, определяющая путь страны, ее место в современной цивилизации и культуре, которое во многом зависит от успешного развития кадрового потенциала и состояния рынка труда.

Есть различные толкования учеными определения профессиональной ориентации. Например, профессиональная ориентация — это деятельность различных участников подготовки подрастающего поколения к труду, выбору профессии. Являясь неотъемлемой частью непрерывного образования, она призвана решать комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач для формирования профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям личности и запросам рынка труда в кадрах высокой квалификации. Но, на наш взгляд, более полное толкование профессиональной ориентации — это система взаимодействия личности и общества (различного на определенных этапах развития человека), направленного на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребностей общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должна стать сформированная готовность личности к профессиональному самоопределению.

При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Многие профессии «живут» лишь 5-10 лет, а затем либо «умирают», либо изменяются до неузнаваемости. Во-вторых, особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Следует учитывать и стремление человека (чаще вынужденное) поменять профессию или повысить квалификацию. Для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных за период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Поэтому развитие способностей к самоизменению, самосовершенствованию, самопознанию, самореализации и рефлексии является необходимейшим условием образования и подготовки молодежи к профессиональному самоопределению.

По мнению психологов, к важнейшим факторам профессионального развития и самоопределения относятся внутренняя сфера личности, ее активность, потребность в полноценной самореализации.

Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала личности в профессиональном труде

становятся интегративные характеристики: профессиональная направленность, профессиональная компетентность, эмоциональная (поведенческая) гибкость [1].

Особенностью данного подхода является рассмотрение профессионального самоопределения как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, нахождения себя в образах профессионального мира, что поможет подготовить человека к возможной перемене профессии, адаптации к меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности, соответствию законам и принципам рыночной экономики.

При построении содержания педагогической поддержки процессов профессионального самоопределения в условиях непрерывного образования мы руководствуемся следующими методологическими подходами:

— социокультурным подходом, который позволяет выявить факторы влияния различных общественных процессов на социальное и профессиональное самоопределение старших подростков и социального и профессионального самоопределения старших подростков на общественные (в том числе экономические) процессы;

— системно-функциональным подходом, позволяющим исследовать систему (в данном случае содержание подготовки) в рамках более крупной системы (процесса школьного образования) и устанавливать функциональные зависимости между ними;

— деятельностным подходом, позволяющим исследовать изменения характеристик процесса социального и профессионального самоопределения, фиксировать изменение отношений современного подростка к будущей профессиональной деятельности.

Принципиальное значение для методологического обоснования проблемы исследования имеют:

— экзистенциальный подход, рассматривающий человека как творящего самого себя, как «проект своего собственного бытия»;

— аксиологический подход, относящий человека и его формирование по идеалу к фундаментальным человеческим ценностям;

— акмеологический подход, позволяющий рассматривать профессиональный идеал как стимул и мотив непрерывного профессионального совершенствования личности и достижения ею вершин профессионализма (акме);

— системный подход, позволяющий представить процесс формирования профессионального самоопределения как педагогическую систему, включающую и учитывающую взаимосвязь ее элементов (цель, идеи, субъекты, объекты, отношения между ними, среду, содержание, деятельность, ресурсы, результаты), а также использовать потенциал других походов: средового, рефлексивного, культурологического.

Немалая роль в обеспечении теоретического обоснования профессиональной ориентации учащейся молодежи принадлежит принципам:

— непрерывности — ориентирован на обеспечение в воспитательно-образовательном процессе единства общего среднего, допро-фессионального и профессионального образования во взаимосвязи с общекультурными, социальными и личностными запросами;

— интеграции — предполагает объединение усилий субъектов воспитательно-образовательного процесса в определенные комплексы, в которых каждый выполняет свои функциональные обязанности с учетом стоящих перед ним задач, направленных на повышение качества социально-профессионального самоопределения личности;

— дифференциации и индивидуализации — направлен на организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы, методы) с учетом личностных особенностей и запросов учащихся и их состояния здоровья, что позволяет интенсифицировать процесс социально-профессионального самоопределения молодежи;

— гибкости — осуществляется в зависимости от индивидуальных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций личности за счет включения в воспитательно-образовательный процесс инновационных подходов, моделей дополнительных курсов, блоков, индивидуальных программ, оказания консультативной помощи;

— сферности — переход от отраслевого решения проблем социально-профессионального самоопределения учащейся молодежи к межведомственному, предполагающий объединение усилий социального, экономического, культурного, профессионального комплексов;

— открытости — гибкое реагирование субъектов воспитательно-образовательного процесса осуществлять подготовку не только к конкретному виду деятельности, но и за-

пасным вариантам, предоставлять учащимся все большую свободу, самостоятельность и ответственность, не ограничивая их право выбирать индивидуальные программы и проекты образования и развития не только в школе, но и в другом социально-образовательном пространстве (на конкретном рабочем месте, в университете, техникуме и др.);

— активности самоопределяющегося школьника — предполагает веру в возможность самостоятельного и осмысленного решения своих проблем, принцип активности самого педагога и психолога в организации сопровождения социально-профессионального самоопределения, что предполагает поиск педагогом и психологом новых, неординарных подходов к профориентационной работе с учетом конкретных условий своего образовательного учреждения и города;

— оптимизма — предполагает веру в позитивное решение любых проблем ученика, связанных с социально-профессиональным самоопределением;

— поэтапности работы — отказ от «быстрых» и внешне «эффектных» форм проф-ориентационной работы (что выражается в понятии «профанация») и, наоборот, культивирование планомерной и систематичной работы, основанной на идее развития субъекта самоопределения, что уже предполагает совместное с педагогом (или профконсультан-том) прохождение разных этапов такого развития;

— партнерства — добровольное взаимодействие ради достижения общих (или близких) целей и совместного решения проблем на основе взаимоуважения и признания равных прав субъектов (участников) взаимодействия и коммуникации [2].

Теоретико-методологическая составляющая обоснования педагогической поддержки послужила основанием для разработки и содержания профориентационных средств.

Творческим коллективом под руководством автора этой статьи и заведующего лабораторией социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО Н. Ф. Родичева разработана и опубликована издательским центром «Академия» серия учебно-методических комплектов по профессиональной ориентации школьников для 1-11-х классов: «Путешествие в мир профессий» (1-4-й класс), «Кем я хочу быть» (5-6-й класс), «Познаю себя и профессии» (7-8-й класс), «Профессиональное

самоопределение: Выбор профиля обучения и профессии» (9-й класс), «Профессиональное самоопределение: от учебы к профессиональной карьере» (10-11-й классы).

При разработке данных комплектов особое внимание уделялось обеспечению их методической составляющей. При этом авторы руководствовались тем, что у школьников должны быть сформированы компетентности, значимые для профессионального самоопределения. К ним относятся: готовность прогнозировать и планировать свои проф-ориентационно значимые действия; действовать в социуме и рабочей группе; вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально-производственного окружения; противостоять мани-пулятивному влиянию; презентовать себя на рынке труда и образовательных услуг; анализировать и интерпретировать содержание общего среднего образования в контексте образовательно-профессиональных маршрутов (представителей социокультурного и профессионально-производственного окружения, воображаемых и реальных сверстников, собственного маршрута). Формирование указанных компетенций осуществлялось с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся [4].

Содержание каждого учебного курса не обеспечивает школьников готовыми результатами и решениями о выборе профессии. Оно ориентировано на включение их в творческую продуктивную деятельность, направленную на поиск смысла профессионального труда в жизни каждого человека, а также приобретение первоначального опыта в отдельных видах профессиональной деятельности, который может послужить в дальнейшем и основанием для выбора профессии.

В соответствии с замыслом курса наряду с репродуктивными методами (рассказ, беседа, объяснение) применяются информационно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристические беседы, диспуты, методы организации исследовательской деятельности, работа с литературными источниками). Профильные и профессиональные пробы используются с целью приобретения школьниками практического опыта в избираемой профессиональной деятельности.

Уточнение, углубление профессионального самоопределения в конкретной, близкой или совсем другой сфере профессиональной деятельности могут осуществляться и на дру-

гих возрастных этапах в период обучения в системе профессионального образования, повышения квалификации, стажировки, самообразования.

Для повышения качества решения проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи, а также взрослого населения целесообразно:

— разработать и реализовать на практике комплексную программу исследования, включающую вопросы личностного, социального и профессионального самоопределения, и рекомендовать использовать для успешного ее решения разрозненные в настоящий момент ресурсы научно-исследовательского потенциала российских и зарубежных ученых и практиков, работающих в данной области;

— шире использовать в практике проф-ориентационной работы с учащейся молодежью информационные источники и инструменты;

— в практике профессиональной ориентации привлекать социальных партнеров, максимально используя их потенциал в сфере государственных структур, бизнеса и некоммерческих организаций;

— особое внимание уделить подготовке кадров (профориентологов) в условиях непрерывного образования, обеспечивая преемственность на всех возрастных этапах в подготовке детей и молодежи к жизненному и профессиональному самоопределению [3].

Достичь эффективных результатов в решении проблемы профессиональной ориентации, являющейся интегративной, многоаспектной, комплексной и междисциплинарной, можно только при объединении усилий науки, практики — специалистов различных областей и представителей государства, бизнеса.

1. Митина Л. М. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи: вчера, сегодня, завтра // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Самара, 30 июня - 1 июля 2008 г.). — Самара : Самар. гума-нит. акад., 2008.

2. Родичев Н. Ф., Чистякова С. Н. Формирование профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Педагогика. — 2012. — № 9.— С. 16-24.

3. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Профессиональная ориентация: система и новые рубежи // Профессиональное образование. Столица. — 2012. — № 12. — С. 20-24.

4. Чистякова С. Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Школа и производство. — 2013.— № 1. — С. 9-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.