3. Григорян Н.М., Быстрова Н.В. Личностное развитие педагога в системе профессионального образования // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 35-38.
4. Груздева М.Л., Козицын А.Л. Тестирование как форма организации самостоятельной работы студентов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 7-1. С. 118-121.
5. Дробышевский А.А. Организация самостоятельной работы студентов с применением компьютерных технологий обучения: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2013. 24 с.
6. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Григорян Н.М., Мурыгина К.Д. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях высшего учебного заведения // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 42-45.
7. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Шалина Е.Ю., Госельбах О.И. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально значимых компетенций // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 37-41.
8. Казначеева С.Н., Перова Т.В. Проблемы формирования самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 3.
9. Круподерова Е.П., Брыксина О.Ф. Организация внеаудиторной деятельности будущих бакалавров в рамках основной профессиональной образовательной программы // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 5
10. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Виртуальная образовательная среда как средство организации самостоятельной работы студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 4 (25). С. 7.
11. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-7. С. 140-146.
12. Прохорова М.П., Перова Т.В., Веникова М.Ю., Попова А.С. Средства электронной образовательной среды moodle для организации самостоятельной работы обучающихся в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-9. С. 209-217.
13. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Сундеева М.О. Метод проектов в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 366-369.
14. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.
15. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н. Условия эффективности самостоятельной работы студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-7. С. 192-198.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Макеева Анастасия Владимировна
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема психолого-педагогической помощи в развитии личности студентов в системе высшего образования. Выделены основные направления деятельности профессорско-преподавательского состава во внеучебное и учебное время по развитию личности будущих специалистов. Разработана и обоснована универсальная психолого-педагогическая модель личности выпускника вуза, реализующая стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, система высшего образования, психолого-педагогическая помощь, морально-психологический климат, психолого-педагогическая диагностика, профессионально значимые качества специалиста.
Annоtation. The article considers the urgent problem of psychological and pedagogical assistance in the development of students' personality in the system of higher education. The main areas of activity of the faculty in extracurricular and academic time on the development of the personality of future specialists are highlighted. A universal psychological and pedagogical personality model of a university graduate has been developed and justified, which implements a strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025.
Keywords: educational process, higher education system, psychological and pedagogical assistance, moral and psychological climate, psychological and pedagogical diagnostics, professionally significant qualities of a specialist.
Введение. Воспитательный процесс в системе высшего образования обеспечивает создание воспитывающей среды, которая реализует условия для всестороннего развития личности студента. Период обучения в вузе - период студенчества - это возможность активного формирования и развития личности будущего специалиста, осознания себя как сформировавшуюся личность и как профессионально компетентного специалиста.
Обучение и воспитание в вузе обеспечивает прогрессивную молодёжь в этом возрасте наиболее важными направлениями: развитие интеллектуальных, творческих и духовных качеств.
Грамотно выстроенный воспитательный процесс в вузе реализует важнейшие цели воспитания студентов: гуманизация образования, навыки самовоспитания, социокультурное становление личности
студента, расширение мировоззрения будущих специалистов, овладение коммуникативными навыками, психолого-педагогическая поддержка. Учитывая тот факт, что большое количество времени в процессе воспитания студентов в вузе уделяется обогащению их морально-нравственными и этическими ценностями, то необходимо точно и эффективно продумать индивидуальную консультационную помощь в рамках психолого-педагогической поддержки.
Изложение основного материала статьи. Психолого-педагогическое обеспечение предполагает возможность взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной деятельностью студентов. Подготовка высококвалифицированных специалистов диктует решение двух задач: освоение профессиональной компетенцией студентами и развитие личности обучающегося. Если первая задача осуществляет свою реализацию в рамках учебного процесса, то вторая требует использование дополнительных мер организационно-управленческого и психолого-педагогического воздействия на студента.
Развитие личности будущего специалиста - это целенаправленное формирование и укрепление профессионально значимых качеств, необходимых выпускнику в профессиональной деятельности, преодоление личностных и профессиональных трудностей [1].
Эффективность этого процесса предполагает развитую систему психолого-педагогической службы в вузе. В современных условиях нет возможности ввести в штат вуза педагогов-психологов, которые обеспечивали бы, несомненно, благоприятную атмосферу учебно-воспитательного процесса. Поэтому мы предлагаем осуществить возможность через ряд психолого-педагогических мер по профилактике психологического состояния студентов вуза.
Для того чтобы качественно организовать психолого-педагогическое обеспечение воспитательного процесса в вузе, необходимо обозначить направления деятельности профессорско-преподавательского состава во внеучебное и учебное время по развитию личности будущих специалистов и выделить основные из них.
К ним можно отнести следующие:
1. Психолого- педагогическая помощь в адаптации к условиям образовательной организации.
Адаптационный период обучения в вузе как правило соответствует первому году обучения и является
самым сложным для студентов. Сложность этого периода заключается не в процессе обучения, не в высоком уровне интеллекта, а в формировании личностных качеств - мотивация, ценностные ориентации, дисциплинированность, коммуникация и т.п.
Поэтому очень важно в период адаптации оказывать психолого-педагогическую помощь. С одной стороны, это осуществляют сотрудники учебно-воспитательного процесса, но этого недостаточно из-за большого количества функциональных обязанностей преподавателей. С другой стороны, администрация должна создавать социально-педагогические условия комфорта обучения студентов, но здесь мало учитываются индивидуально-типологические особенностей личности обучающихся.
Решением сложившейся ситуации является введение в образовательные программы системы высшего образования обязательного курса для первокурсников «Стратегии личностно-профессионального развития». В рамках этого курса осуществляется полноценная психолого-педагогическая помощь студентам вуза не только в адаптации к новым условиям существования, но и помощь в развитии личности, в обозначении важных проблем и решении их.
Практика прохождения такого курса в период первого года обучения показывает положительные результаты адаптации, а также стратегическое планирование своего будущего личностно-профессионального развития в процессе обучения.
2. Контроль за состоянием морально-психологического климата в вузе и его оптимизация.
Морально-психологический климат - это ведущая интегральная характеристика разного рода
коллектива, включающая уровень комфорта, эффективную учебную и внеучебную активность [3]. Основными составляющими морально-психологического климата выступает: удовлетворённость содержательно-организационной структурой учебно-воспитательного процесса; характер взаимоотношений в студенческом коллективе; благоприятное и комфортное субъект-субъектное взаимодействие; особенно между преподавателями и студентами.
Как правило, этой деятельностью занимаются кураторы групп, но в современных условиях вуза отсутствуют ставки кураторов, поэтому ответственность ложится на руководителей образовательных программ, либо на представителей, обеспечивающих воспитательный процесс в вузе.
3. Психолого-педагогическая диагностика профессионально значимых качеств, обучающихся в течении всего периода обучения.
Проведение психолого-педагогической диагностики в рамках обучения играет решающее значение для личностно-профессионального развития будущих специалистов. Все преподаватели не имеют возможности проводить такую работу, так как не имеют соответствующей квалификации. Поэтому диагностической работой по повышению профессионально важных качеств личности студента по определённой специальности осуществляют преподаватели, читающие психолого-педагогические дисциплины и имеющие соответствующую квалификацию диагноста.
Такая деятельность помогает будущим специалистам оценить себя, определиться со своими качествами и трудностями, а также попробовать себя в роли диагноста и интерпретатора.
4. Целенаправленное развитие личности студента в рамках воспитательного процесса вуза.
Это направление включает в себя эффективную работу всех подразделений и служб высшей школы: организационно-педагогическая деятельность, методическая деятельность, учебно-воспитательная деятельность, управленческая деятельность.
Выделяя основные направления психолого-педагогического обеспечения воспитательного процесса следует отметить важность педагогической деятельности, участие и оказание содействия административного аппарата образовательной организации.
Такая слаженная работа позволяет скорректировать деятельность профессорско-преподавательского состава вуза не только на изучение отдельного предмета, но и учитывать индивидуально-типологические особенности студента. Его реакции, отношения и стратегий взаимодействия в микроклимате, уровень общей коммуникации.
Реализовать этот процесс можно через универсальную психолого-педагогическую модель личности выпускника образовательной организации. Обоснование такой модели предполагает определение программы изучения личности студента вуза на весь период обучения. Программа в свою очередь должна позволить определить, что именно надо диагностировать и изучать в психолого-педагогическом плане, и по каким критериям оценивать качества, имеющиеся у студентов.
Психолого-педагогическая модель личности выпускника вуза под воздействием учебно-воспитательного процесса опирается на личностно-деятельностный и системный подходы. При разработке данной модели учитывались данные научных исследований и современные требования к развитию личности выпускника вуза. Модель носит общий характер и применяться может в образовательном учреждении с учетом специальностей, направлений подготовки.
Модель представляет собой две части, семь блоков и семнадцать групп. В каждую из этих групп входят профессионально значимые качества, необходимые выпускнику для будущей профессиональной деятельности.
Структура психолого-педагогической модели личности выпускника образовательной организации включает:
1. Сфера профессиональной направленности - определяется качествами и мотивами личности в рамках профессиональной готовности по определённой специальности. Выделяет три блока:
• Блок идейно-концептуальных качеств личности, включающий такие группы как, профессиональные цели, мировоззрение, правосознание, профессиональная концепция. Они отвечают за основное направление личности, определяющее ценностные ориентации студента.
• Блок профессиональных мотивов личности отвечает за профессиональное становление студента вуза: формирование профессионализации личности студента, его саморазвитие и самореализация в профессиональной среде. Включает следующие группы: профессиональные склонности, профессиональные интересы, профессиональные планы [2].
• Блок готовности к профессиональной деятельности - формирование профессионально компетентного специалиста, способного к инновационной деятельности.
2. Сфера операционально-деловых качеств - обеспечивается важнейшими качествами в рамках полглотки к будущей профессиональной деятельности. Выделяет четыре блока:
• Блок морально-психологических качеств обеспечивает стремление студента к знаниям моральных норм, убежденности в их ценности, осознании значения связей профессиональной деятельности с вопросами морали, а также умение разбираться в реалиях своего профессионального поведения и действий. Включает следующие группы: отношение к деятельности, отношение к людям, отношение к жизни, отношение к себе.
• Блок волевых качеств предполагает включает в себя серьезную подготовку и формирование таких качеств как стойкость, самодисциплинированность, усидчивость и настойчивость. Включает следующие группы: деловые и экстремальные качества.
• Блок профессиональных способностей диктуют правила психолого-педагогических условий для развития личности студентов, а также являются специфическим результатом профессиональной деятельности, определяющим профессиональный тип личности. Включает следующие группы: интеллектуальные и ледовые способности [4].
• Блок подготовленности к профессиональной деятельности обеспечивает студентов методическим комплектом умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, а также формирование профессиональных компетенций. Включает следующие группы: специальная подготовленность и психолого-педагогическая подготовленность.
Психолого-педагогическая модель личности выпускника вуза является некой развернутой психологической характеристикой, которая может использоваться для улучшения взаимодействия между группами, индивидуализации учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогической помощи студентам и контроля за личностным развитием каждого обучающегося.
Выводы. Психолого-педагогическое обеспечение воспитательного процесса в вузе, в результате нашего исследования, выделяется как система профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, организующая комплекс эффективных условий для успешной социализации и адаптации обучающихся, содействующих их личностному развитию и саморазвитию.
Вариативность направлений психолого-педагогического обеспечения воспитательного процесса обеспечивает реализацию следующих задач:
• Сохранность и укрепление психологического здоровья субъектов образовательного процесса в вузе;
• Формирование ценностного отношения к собственному здоровью и безопасности жизни;
• Формирование экологической культуры в рамках индивидуализации и дифференциации обучения студентов вуза;
• Формирование коммуникативных компетенций в разновозрастной среде образования;
• Обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
• Формирование осознанного и ответственного выбора будущей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Степановой Е.Н. - М.: Т.Ц. «Сфера», 2018. - 128 с. Концепция развития системы психологического обеспечения образования в РФ на период до 2010 года
2. Круподерова Е.П., Брыксина О.Ф. Организация внеаудиторной деятельности будущих бакалавров в рамках основной профессиональной образовательной программы вуза // Вестник Мининского университета. 2018. № 2. Том 6. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-5
3. Тимонин, А.И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза. - Кострома, 2017. - 216 с.
4. Шабанова Т.Л., Тарабакина Л.В. Исследование эмоциональной зрелости у студентов педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2018. № 1. Том 6. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-13.