Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONALISM OF A TEACHER / HIGHER EDUCATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACTORS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER / PROFESSIONALISM OF ACTIVITIES / PROFESSIONALISM OF A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Грибина Галина Александровна

В статье рассматривается актуальная проблема развития профессионализма педагога в системе высшего образования. Обозначаются возможности и пути совершенствования педагога в психолого-педагогической деятельности педагога. Определены эффективные психолого-педагогические факторы развития профессионализма педагога в вузе. Обоснованы тенденции развития личности педагога как профессионала, выделены особенности развития профессионализма личности и профессионализма деятельности. Разработаны личностно-профессиональные рекомендации повышения уровня профессионализма педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Грибина Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACTORS OF TEACHER PROFESSIONALISM DEVELOPMENT

The article deals with the actual problem of the development of teacher professionalism in the higher education system. The possibilities and ways of improving the teacher in the psychological and pedagogical activity of the teacher are indicated. The effective psychological and pedagogical factors in the development of the professionalism of a teacher at a university have been determined The tendencies of the development of the personality of the teacher as a professional are substantiated, the features of the development of the professionalism of the personality and the professionalism of the activity are highlighted. Personal and professional recommendations for increasing the level of teacher's professionalism have been developed.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА»

3. Дроздова Н.А. Школа молодого учителя // Методист. 2012. № 6. С. 55-57.

4. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. М.: МПСИ, 2005. 216 с.

5. Зимняя И.А., Лаптева М.Д., Морозова Н.А. Социальные компетентности, выпускников вузов в контексте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и проекта TUNING // Высшее образование сегодня. 2007. № 11.

6. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий. Челябинск: Издательство челябинского государственного университета, 2012. 131 с.

7. Лизинский В.М. О методической работе в школе. М.: Педагогический поиск, 2002. 160 с.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. 928 с.

9. Платунова Е.Ю. Материалы для организации работы с молодыми специалистами // Практика административной работы. 2012. № 4. С. 43-45

10. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. Пособие. М.: Центр педагогического образования, 2010. 448 с.

11. Сергеев А.Г. Компетентность и компетенции: монография / А.Г. Сергеев; Владим. гос. ун-т. Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. 107 с.

12. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для ст-ов вузов / В.А. Сластенин и др. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

13. Стрешинская И.В. Положение о наставничестве / И.В. Стрешинская, П.В. Зимина, И.В. Новиченко // Практика административной работы в школе. 2013. № 5. С. 28-30

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Грибина Галина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема развития профессионализма педагога в системе высшего образования. Обозначаются возможности и пути совершенствования педагога в психолого-педагогической деятельности педагога. Определены эффективные психолого-педагогические факторы развития профессионализма педагога в вузе. Обоснованы тенденции развития личности педагога как профессионала, выделены особенности развития профессионализма личности и профессионализма деятельности. Разработаны личностно-профессиональные рекомендации повышения уровня профессионализма педагога.

Ключевые слова: профессионализм педагога, высшее образование, психолого-педагогические факторы, профессиональное становление педагога, профессионализм деятельности, профессионализм личности.

An^tatton. The article deals with the actual problem of the development of teacher professionalism in the higher education system. The possibilities and ways of improving the teacher in the psychological and pedagogical activity of the teacher are indicated. The effective psychological and pedagogical factors in the development of the professionalism of a teacher at a university have been determined The tendencies of the development of the personality of the teacher as a professional are substantiated, the features of the development of the professionalism of the personality and the professionalism of the activity are highlighted. Personal and professional recommendations for increasing the level of teacher's professionalism have been developed.

Keywords: professionalism of a teacher, higher education, psychological and pedagogical factors, professional development of a teacher, professionalism of activities, professionalism of a person.

Введение. В современных условиях сферы образования система подготовки психолого-педагогических кадров должна следовать принципиально новым качественным требованиям. Совершенствование такой системы предлагает кардинально новые условия подготовки педагогов и повышение их уровня профессионализма.

Развитие профессионализма педагога не новое, но одно их центральных направлений в системе психолого-педагогической подготовки. Педагогическая наука стала уделять больше внимания эффективности будущей профессиональной деятельности. Предполагает новые технологии, техники, методы и средства обеспечения качественного образования будущих специалистов, влияет на личностно-смысловые ориентации педагогов, их взаимной деятельности с обучающимися.

Далеко не секрет, что профессионализм педагога обеспечивает полноценное освоение студентами профессиональных компетенций. Поэтому обращение к личностным особенностям, индивидуально-типологическим различиям педагогов, а также их профессиональным навыкам и мастерству способствует конкурентоспособности личности педагога и воспитанию личности студента в динамично изменяющемся мире.

Квалифицированный креативно мыслящий педагог осуществляет педагогическую деятельность в виде взаимного сотворчества, диалога, сотрудничества, взаимовыгодного и полезного обмена личностным и профессиональным опытом.

В нашей статье, мы предлагаем рассматривать профессионализм, как объективное систематическое и эффективное выполнение профессиональной деятельности в стандартных и нестандартных условиях. Кроме того, понятие «профессионализм» обеспечивает овладение психологической структурой профессиональной деятельности, отвечающая современным реалиям и требованиям в обществе и науке.

От профессиональной подготовки современных педагогов напрямую зависит и качество современного образования. Требования, предъявляемые сегодня обществом и социальным заказом родителей и будущих работодателей к современному выпускнику, очень высоки. Виды педагогических профессий накладывают отпечаток на личностный рост педагога тем самым провоцируя достижение профессионализма, разработка соответствующих психолого-педагогических условий способствует профессиональному становлению педагога.

Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и выделить психолого-педагогические факторы развития профессионализма педагога в системе высшего образования.

Изложение основного материала статьи. Анализ теоретических разработок и накопленных эмпирических исследований, имеющихся к настоящему времени по различным направлениям совершенствования профессиональной деятельности педагога, позволяет говорить о значительном продвижении по пути познания сущности профессионального роста и развития профессионализма педагога (Л.В. Байбародова, Н.Х. Байчекуева, Н.М. Борытко, Л.Е. Идиатуллина, И.А. Колесникова, В.И. Максакова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, М.И. Рожков, В.А. Сластёнин, Н.Л. Селиванова, Е.В. Титова, Н.Е. Щуркова и др.), послевузовского образования (Е.Н. Барышников, А.И. Григорьева, И.Д. Демакова, И.И. Зарецкая, И.А. Колесникова, М.М. Поташник и др.) [2, 4, 5].

Термин «профессионализм» достаточно активно используется в психологической, педагогической, социологической, экономической и другой литературе. Как явление, профессионализм педагога существует в реальной педагогической практике и используется в аттестационных процедурах как показатель продуктивности его деятельности [1, 4]. При этом содержание и сущностная характеристика понятия «профессионализм» не раскрыта полностью до сих пор, что затрудняет выявление психолого-педагогических факторов и условий, влияющих на его достижение, развитие и совершенствование в профессии.

Изучая исследовательский аппарат в современной психолого-педагогической литературе, мы выделили несколько тенденций развития профессионализма педагога:

- субъективно-личностный характер, выражается в активности или пассивности сформированной педагогической деятельности педагога, а также психолого-педагогической готовности к ней;

- инновационно-технологический поход, определяет внедрение новых идей, технологий, замыслов; осуществляет прогноз продуктивности и результативности профессионально-педагогической деятельности;

- самореализация, отвечает потенциальным возможностям личности педагога, растворяется в ней и реализовывает свои потребности в образовании;

- уровень достижения успеха в профессиональной деятельности, предполагает применение практического опыта педагога в преодолении различного роду трудностей;

- реализация психолого-педагогических условий обеспечивает самореализацию поведения педагога, самоконтроль действий и повышение профессионального роста;

- условия социального государственного заказа предполагает развитие педагогов-профессионалов, владеющих необходимыми компетенциями, высокой квалификацией и профессионально-важными качествами;

- профессионально-личностное развитие педагога, способствует формированию эмоциональной устойчивости педагога к профессии, работоспособности, накопление опыта и профессионально-личностное совершенствование;

- психолого-педагогическое взаимодействие отвечает запросам профессионального общества, реализует профессионально-педагогическое взаимодействие с коллегами и обучающимися, обеспечивает педагогическую рефлексию;

- управленческие факторы профессионализма педагога осуществляют контроль обучения и взаимоотношения; регулирование профессионально-личностного развития педагога.

Психолого-педагогические факторы обязаны контролировать и регулировать содержание профессиональной деятельности педагога, осуществлять и поддерживать благоприятную среду в образовательной организации. Становление педагога как профессионала изначально осуществляет влияние на сотрудничество с педагогическим коллективом в форме активного слушания, межличностного взаимодействия, обеспечивающее качественную обратную связь, рефлексию и взаимообучение педагогов.

Многие современные исследователи в основном рассматривают профессионализм педагога как субъективную характеристику профессиональной деятельности, исключая изучение личностного аспекта, т.е. профессионализма личности педагога. Это послужило для нас к рассмотрению и разработке психолого-педагогических факторов развития профессионализма деятельности педагога профессионализма личности педагога.

Профессионализм деятельности педагога предполагает успешное применение и использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности, профессиональный опыт, продуктивность и эффективная результативность педагогической деятельности [6].

Обеспечивая развитие профессионализма личности педагога, мы формируем более конструктивную функциональную динамическую структуру личности, включающая профессионально важные качества педагога и самовыражение педагогом всех сторон своей личности и самореализацию в жизнедеятельности.

В рамках психолого-педагогического подхода к развитию профессионализма педагога необходимо выделить системно-структурную составляющую, реализующая функции мотивации, эмоционального творчества, коммуникации, регуляции поведенческого и интеллектуального компонента [1, 5].

Рассматривая такой подход к развитию профессионализма, нельзя не сказать о психологических факторах, влияющих на становление педагога - профессионала.

S Рефлексивное поведение - предполагает осмысленное оформление и реализацию профессиональной деятельности в рамках требований профессионального стандарта.

S Личностная и профессиональная самооценка - предполагает осознание собственных смыслов и ценностных ориентиров; регуляция и контроль профессионального поведения и деятельности.

S Профессионально-личностное самосознание - предполагает осознание собственных способностей и возможностей, умение принимать педагогически правильные и выгодные решения и действия, нести за них профессиональную ответственность.

Актуальность проблемы развития профессионализма педагога в современных условиях предполагает наличие личностно-профессиональных рекомендаций для совершенствования и формирования необходимых компетенций.

Профессиональный успех педагога высшей школы реализуется в самореализации личности педагога, в созидательном, продуктивном и целесообразном труде, в социальном авторитетном признании педагогического коллектива и обучающихся, также в высоком эффективном результате [2].

Личностно-профессиональные рекомендации повышения уровня профессионализма педагога в вузе:

Профилактика профессиональной деформации - реализуется в условиях обучения на уровне бакалавриата и магистратуры. Процесс нацелен на формирование профессиональной готовности, разработку психолого-педагогических основ формирования профессионально-личностной зрелости.

Организация профилактических мер в процессе обучения специалиста предполагает профессиональное саморазвитие и самоактуализацию в трех направлениях: как личности, как индивида, как субъекта деятельности.

Обучение профессиональной самоактуализации - это сложный структурированный и динамический процесс, реализующийся через активность и адекватность самопроявления личности педагога в профессиональной педагогической деятельности.

Использование уникальных ресурсов педагогической профессии - реализуется через профессиональную работу педагога в различных сферах деятельности и в различных социальных группах, что приводит к возможности самореализации педагога и достижений специалиста - профессионала.

Выявленные факторы развития профессионализма педагога обозначают взаимодействие всех видов педагогической деятельности. В значительной степени повышение уровня профессионализма регулирует все компоненты образовательного процесса, особенно компетенций педагогов, личностно-индивидуальных особенностей, практических навыков и знаний, коммуникативно-технологических практик.

Психолого-педагогические факторы развития профессионализма формируют целостность личности педагога как профессионала:

- ощущение психологической безопасности;

- управление эмоционально-волевой сферой;

- мобилизованность;

- профессиональная вербальная и невербальная коммуникация;

- адаптированность к новым технологиям и условиям обучения;

- организация учебно-творческой деятельности;

- персонализация обучающихся;

- обогащение личностно-нравственного потенциала.

Учитывая эти особенности развития профессионализма педагога, можно рассуждать о высоком уровне стадии профессионализации: профессиональное мастерство, профессионализм. Совершенствование профессиональной компетентности педагога включает в себя творческое развитие и самореализацию в педагогической профессии.

Выводы. Целенаправленная и системная реализация рассмотренных психолого-педагогических условий и учет внешних и внутренних факторов активизирует развитие профессионализма педагога в системе высшего педагогического образования.

Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями и навыками, сколько искусством постановки и решения профессионально-педагогических, практико-ориентированных задач, особым пониманием реальности и сложных жизненных ситуаций.

Литература:

1. Бермус А.Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.

2. Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. М.: Фолиант, 2018. 256 с.

3. Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. Том 8. № 3. - 2020. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-3

4. Кузнецов В.В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.

5. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» // Вестник Мининского университета. Том 7. № 4. - 2019.

6. Филатова О.Н., Грибова Г.А., Ермолаева Е.Л. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве. // Проблемы современного педагогического образования, 2020. -67(1). С. 245-248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.