Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Тюмина Наталья Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье раскрываются возможности развитие профессионализма педагога дополнительного профессионального образования, которые связаны с переменами в системе всех уровней профессионального образования, а также использование и реализация инновационных процессов в содержании и технологиях обучения с целью повышения качества подготовки взрослых обучающихся. Особо подчеркивается, что личностно-профессиональное саморазвитие педагога, включающее этапы формирования внутренней мотивации и исполнительского действия, а также рефлексии и коррекции позволяют выделить и рассмотреть компоненты развития профессионализма педагога как диагностический, практический и аналитический, которые способствуют формированию структуры профессионализма.
Ключевые слова: развитие, профессионализм педагога, дополнительное профессиональное образование, компоненты развития, взрослый обучающийся, критерии профессионализма.
Annotation. The article reveals the possibilities for the development of the professionalism of the teacher of additional vocational education, which is associated with changes in the system of all levels of vocational education, as well as the use and implementation of innovative processes in the content and technologies of instruction in order to improve the quality of training for adult learners. It is emphasized that the personal-professional self-development of the teacher, including the stages of the formation of internal motivation and performance, as well as reflection and correction, make it possible to distinguish and consider the components of the development of the teacher's professionalism as diagnostic, practical and analytical that contribute to the formation of the structure of professionalism.
Keywords: development, professionalism of the teacher, additional vocational education, components of development, adult trainees, criteria of professionalism.
Введение. Благодаря требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения современное образование основывается на использовании компетентностного подхода во всех сферах образования, в том числе и в сфере дополнительного профессионального образования. Реализация модернизации в системе образования во многом зависит и определяется высокопрофессиональными педагогическими кадрами, которые способны обеспечивать высокое качество профессионального образования. Реформы, происходящие в системе образования, так или иначе, соединяются на конкретном исполнителе, педагоге, т.к. педагог является одной из главных фигур при реализации основных нововведений на практике. Для успешной реализации введения в практику различных инноваций педагог должен обладать необходимым уровнем профессионализма и профессиональной компетентности. Согласно цели модернизации профессионального образования нужно создать устойчивый механизм повышения качества подготовки специалистов, свободного, гармоничного и всестороннего развития личности педагога. Это возможно только при эффективном труде каждого педагога, постоянном совершенствовании уровня профессионализма, развитии профессионального мастерства, научном, оптимальном управлении трудом педагога и его развитием. Профессия педагог является одной из самых массовых, что свидетельствует о том, что повышение профессионализма во многом будет способствовать росту творческого потенциала страны в целом.
Формулировка цели статьи. Целью статьи является рассмотрение и теоретическое обоснование развития профессионализма педагога дополнительного профессионального образования в условиях модернизации профессионального образования.
Изложение основного материала статьи. Актуальный вопрос о повышении профессионализма педагогов дополнительного профессионального образования зависит от: перемен в системе профессионального образования; введения новых государственных образовательных стандартов всех уровней профессионального образования; использования и реализации инновационных процессов в содержании и технологиях обучения; повышения качества подготовки высококвалифицированных кадров [4].
Можно говорить о профессионализме педагога дополнительного профессионального образования с точки зрения стандарта его составляющих, которые в сущностном плане являются обязательными компонентами профессионализма и характеризуют понятие «профессионализм педагога».
Не всегда педагог, имея глубокие профессиональные знания и теоретические умения, может добиться высоких результатов в своей практической деятельности [6]. Только тогда, когда теоретические знания педагога претворяются в практику воспитания и обучения, можно говорить о педагоге как состоявшемся профессионале.
Развитие профессионализма педагога дополнительного профессионального образования является пространственно-временным процессом, который в результате выражается в качественных изменениях. Изменения начинаются с возникновением потребности в самореализации, саморазвитии, которые выступают одними из основных ценностных элементов новой парадигмы образования и является основополагающими в профессиональной деятельности педагога. Профессионализм педагога позволяет ему заниматься данной деятельностью на творческом и технологическом уровне. Под профессионализмом понимается высокий уровень мастерства, творчество, профессиональной компетентности, наличие системы потребности-способности к самореализации, глубокое овладение профессией, результатом которого являются высокие показатели качества обучения [5].
Педагогической наукой установлено [1], что профессиональное развитие неотъемлемо от личностного. Личностное развитие педагога дополнительного профессионального образования в профессиональной деятельности происходит не параллельно с развитием его как профессионала, а является его важной частью. Неразрывность личностного и профессионального развития педагога указывает на то, что педагогический труд не может не быть средством самовыражения, самореализации поиска и достижения смысла жизни.
Личностно-профессиональное саморазвитие педагога дополнительного профессионального образования включает этап формирование внутренней мотивации; этап исполнительские действия; этап рефлексии и коррекции.
Основным источником развития педагогической рефлексии является практическая деятельность педагога, которая реализуется через способности к самоопределению, принятию творческих решений, участию в педагогическом проектировании и т.д. Содержание педагогического самообразования должно складываться и определяться в ходе диагностических игр, тренингов, развивающих игр, которые способствуют развитию рефлексии и создают мотивацию к личностному профессиональному развитию [7]. Действенным фактором и стимулом повышения уровня педагогической культуры является включенность педагога в инновационную деятельность, исследовательский поиск.
Компонентами развития профессионализма педагога дополнительного профессионального образования являются:
• диагностический компонент - анкетирование; диагностика уровня профессионализма; оформление механизма профессионального развития;
• практический компонент - школа педагогического мастерства; цикл обучающих методических семинаров; посещения и взаимопосещения учебных занятий; серия открытых учебных занятий «Моя лучшая лекция»; фестивали, конкурсы педагогического мастерства, конференции, выставки, разработка проектов и другие формы научно-методической деятельности;
• аналитический компонент - мониторинг роста профессионального мастерства; информационный банк данных о научно-методических работах преподавателей; рейтинговая система оценки качества профессиональной деятельности преподавателей и работы цикловых комиссий.
Сущность понятия «профессионализм» включает в себя: личностный^аспект - профессионализм личности; фушщноналжый^^аспект - профессионализм деятельности; предметный аспект -профессионально-педагогическая компетентность; технологический аспект - педагогическое мастерство; социальный аспект - педагогический профессионализм.
Анализ уровня развития того или иного аспекта профессионализма педагога дополнительного профессионального образования дает возможность определить направления саморазвития, соответствующие ориентиры на развитие определенных способностей. Развитие профессионализма педагога следует понимать, как интегральный процесс, который включает в себя совокупность прогрессивных взаимосвязанных изменений, осуществляющихся через личностные, функциональные, технологические и социальные компоненты профессиональной деятельности педагога.
Формирование профессионализма педагога дополнительного профессионального образования организовывается взаимосвязано с его компонентами, во-первых, с логикой целостного процесса, во-вторых, со способами взаимодействия педагогов и взрослых обучающихся, в-третьих, с особенностями профессионально-педагогической деятельности.
Структура профессионализма педагога включает в себя:
• целевой блок, реализуется через достижение профессионального опыта, развития функциональных способностей, личностных и профессиональных качеств личности;
• содержательный блок, состоящий из подготовки по профессии, психолого-педагогической подготовки и отраслевой подготовки;
• процессуальный блок, определяется методами, средствами и формами;
• результативный блок, р еализуется через рефлексию.
Структура профессионализма включает в себя следующие компетентности: общетеоретическую компетентность; психологическую компетентность; методико-технологическую компетентность; специально-предметную компетентность.
Развитие профессионализма педагога дополнительного профессионального образования должно складываться на идее целостности личности, а также постоянном развитии и совершенствовании личностно важных качеств.
В общепринятом понимании показателем результативности можно считать индикатор, который характеризуется результатом деятельности или успешности движения к достижению поставленной цели. К показателям результативности можно отнести: приобретение новых знаний и умение применять эти знания на практике; способность формулирования различных задач и нахождения рациональных способов их решения; овладение основными приемами сотрудничества и совместной деятельности; направленность на личностное саморазвитие и самовыражение; при наименьших затратах умение выполнять выбор лучших методов достижения количественных и качественных результатов труда; использование информации как из устных, так и из печатных или электронных носителей [2, 3].
Если говорить о профессиональной компетентности педагога дополнительного профессионального образования, то мы считаем, что это явление, которое состоит из системы теоретических знаний педагога, способов применения этих знаний в конкретных педагогических ситуациях, ценностных ориентаций педагога, а также интегративных показателей его культуры.
Профессиональные компетенции обеспечивают реализацию всех видов профессионально-педагогической деятельности педагога дополнительного профессионального образования:
• учебно-профессиональной, предполагает на основе нормативно-правовых документов организацию профессионально-педагогической деятельности; анализ профессионально-педагогических ситуаций; развитие профессионально-важных качеств личности современного высококвалифицированного специалиста;
• научно-исследовательской, предполагает организацию учебно-исследовательской работы взрослых обучающихся; для решения профессионально-педагогических задач создание, применение и распространение новшеств и творчества в педагогическом процессе;
• образовательно-проектировочной, предполагает проектирование, прогнозирование, конструирование, разработка учебно-программной документации, образовательно-пространственной среды,
технологий и методик профессионального обучения и результатов профессионально-педагогической деятельности.
• организационно-технологической, предполагает эксплуатацию и техническое обслуживание учебно-технологического оборудования; применение в практической подготовке высококвалифицированных специалистов учебно-технологической среды; реализацию учебно-технологического процесса в учебных мастерских, предприятиях и организациях.
• производственно-технологической, предполагает в процессе обучения использование передовых отраслевых технологий; формирование профессиональной компетентности специалиста соответствующего квалификационного уровня.
К критериям профессионализма педагога дополнительного профессионального образования можно отнести критерии: объективные, субъективные, результативные, процессуальные, нормативные, индивидуально-вариативные, наличного уровня, прогностические, творческие, социальной активности и конкурентоспособности, профессиональной приверженности.
Объективными критериями можно определить соответствует ли педагог дополнительного профессионального образования требованиям избранной профессии.
Субъективными критериями можно определить соответствует ли профессия педагога дополнительного профессионального образования требованиям человека, его склонностям, мотивам, насколько человек удовлетворен трудом в этой профессии.
Результативными критериями можно определить достигаются ли педагогом дополнительного профессионального образования приоритетные для современного общества результаты в педагогическом труде. Такими результатами труда педагога являются качественные изменения в умственном и личностном развитии взрослых обучающихся.
Процессуальными критериями можно определить используются ли педагогом при достижении своих результатов социально приемлемые способы, технологии и приемы. При этом большая значимость отводится на то, как работает педагог, какие использует профессиональные знания и умения, личные психологические качества, какова психологическая цена результата в виде затраты сил и времени, обучающегося и педагога и т.п.
Нормативными критериями можно определить владеет ли педагог нормами профессиональной деятельности и общения, разработанными в науке и апробированными на практике.
Индивидуально-вариативные критерии проявляются в стремлении педагога привнести в свой труд индивидуальность.
Критериями наличного уровня можно определить достиг ли педагог достаточно высокого уровня профессионализма.
Прогностическими критериями можно определить имеет ли педагог дополнительного профессионального образования перспективы работы, зону ближайшего своего развития, проявляет ли профессиональную открытость и готов ли он к принятию профессионального опыта других людей.
Творческими критериями можно определить стремление педагога выйти за пределы своей профессии и обогатить своим личным творческим вкладом. Для педагогического профессионализма важно сочетание профессиональной открытости педагога, самостоятельности и обучаемости творческих поисков.
Критериями социальной активности и конкурентоспособности можно определить умение педагога заинтересовать современное общество результатами его труда, а также может ли педагог вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг.
Критериями профессиональной приверженности можно определить умеет ли педагог при осуществлении педагогической профессии соблюдать честь и достоинство.
Выводы. Таким образом, анализ состояния и перспектив развития профессионализма педагога дополнительного профессионального образования показывает, что от педагога сегодня требуются: способности к анализу, творческие способности, способности к математике и естественным наукам, к информатике и моделированию, позитивное отношение к культурным ценностям и критическое мышление. Это все обуславливает использование надлежащих методов для формирования модели педагога дополнительного профессионального образования и адекватного отражения их в структуре и содержании норм профессионального стандарта педагога.
Литература:
1. Бабанский, Ю.К. Проблемы сближения педагогической теории и практики: опыт модернизации методов исследования // Перспективы: вопросы образования. Орган Юнеско. 1988. №1. С. 13-17.
2. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С. А Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.
3. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14.
4. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования // Вестник Мининского университета. №4 (8). С. 31.
5. Петров А.Ю., Петров Ю.Н., Булаева М.Н. Развитие профессионализма педагога в профессиональной образовательной организации: учебное пособие. - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования. 2016. 269 с.
6. Петров Ю.Н. Непрерывность профессионального образования: теория, проблемы, прогнозы: монография. - М.: Владос. 2006. 333 с.
7. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Ухаков А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51. С. 140-146.
Педагогика
УДК 378.1
аспирант Бурнакин Михаил Николаевич
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород); аспирант Макарова Вера Владимировна
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ
Аннотация. В данной статье рассмотрены интерактивные методы профессионального обучения, которые способствуют лучшему усвоению теоретических знаний, а так же помогают приобретать практические навыки и умения. При подготовке менеджеров и экономистов важно знакомить студентов с возможными реальными ситуациями в профессиональной деятельности. Интерактивные методы являются хорошим инструментом для подготовки компетентного специалиста, а так же оказывают влияние на формирование личности выпускника в процессе групповых коммуникаций.
Ключевые слова: активные методы обучения, инновационные образовательные технологии, менеджер, экономист, групповые коммуникации.
Annotation. In this article interactive methods of vocational training are considered, which contribute to better assimilation of theoretical knowledge, as well as help to acquire practical skills. When preparing managers and economists it is important to familiarize students with possible real situations in their professional activities. Interactive methods are a good tool for training a competent specialist, as well as influence the formation of the personality of the graduate in the process of group communications.
Keywords: active methods of teaching, innovative educational technologies, manager, economist, group communications.
Введение. Актуальность исследования обусловлена переходом высших образовательных учреждений на трехуровневую систему образования, в связи с чем, существует необходимость адаптировать существующие формы и методы обучения в соответствии с новыми образовательными стандартами в рамках компетентностного подхода. При формировании рабочих программ существует необходимость использовать инновационные интерактивные методики обучения, которые способны сформировать социальные и профессиональные качества будущих экономистов и менеджеров при принятии и реализации управленческих решений [9].
Изложение основного материала статьи. На современном рынке труда имеется тенденция привлечения кадров с опытом работы от одного года. Подобный факт является причиной низкого уровня трудоустройства выпускников сразу после окончания высшего учебного заведения. Работодатели объясняют данную ситуацию тем, что выпускники неплохо владеют теоретическими знаниями, однако редко могут применить эти знания на практике. Именно эта ситуация является одним из красноречивых аргументов в пользу тезиса о кризисе традиционной системы образования. Так же немаловажной проблемой является то, что устаревание информации в современных условиях происходит гораздо быстрее, чем завершается период обучения в высшем учебном заведении, особенно сильно это касается подготовки менеджеров и экономистов. Необходимо не только передать знания от преподавателя к студенту, но так же научить студента пользоваться этими знаниями и обновлять их, привить ему стремление к изучению современной, актуальной информации [7].
Рациональным решением указанных проблем является применение практико-ориентированного подхода при подготовке экономистов и менеджеров. Практико-ориентированный подход сочетает в себе фундаментальное образование, основанное на теоретических аспектах, и профессионально-прикладную подготовку. Современное образование постепенно обновляет методы обучения, основанные на компетентностном подходе. Все больше внимания уделяется практикам по получению профессиональных навыков и умений, а семинаров в учебных планах становится больше, чем лекционных занятий. Однако на практических занятиях студенту необходимо получить как общекультурные, так и профессиональные компетенции. К профессиональным компетенциям экономиста относятся навыки и умения, которые можно применить в расчетно-экономической, аналитической, организационно-управленческой деятельности. К профессиональным компетенциям менеджера относятся навыки и умения, которые можно применить в информационно-аналитической, организационно-управленческой, предпринимательской деятельности [2].
Реализация практико-ориентированного подхода в системе высшего профессионального образования имеет несколько направлений [3]:
• повышение эффективности практик и стажировок студентов с целью их погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом;
• внедрение активных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности, ориентация обучения на работу в группе, команде;
• использование профессионально направленного изучения общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации, обеспечивающего приближение учебной (аудиторной) ситуации к реальной;
• профессионализация преподавательского состава, реализуемая как через формирование практического опыта у штатных преподавателей, так и через привлечение к учебной работе представителей профессиональной среды.
Различают традиционные образовательные технологии - технологии, ориентированные, прежде всего, на сообщение знаний и описание способов действий, передаваемых обучающимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения (предполагается, что преподаватель является единственным инициативно действующим лицом) и инновационные технологии [1]. Переход от традиционной модели образования к инновационной обусловлен не только требованиями рынка труда, но так же и меняющимися принципами и трендами общества. Все более и более становится автоматизированным и