Научная статья на тему 'Формирование и развитие профессионализма учителя на основе технологического подхода'

Формирование и развитие профессионализма учителя на основе технологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / PROFESSIONALISM / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / TECHNOLOGICAL APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадов Ю. М.

Рассматриваются возможности формирования и развития профессионализма учителя на основе технологического подхода (в образовании). Характеризуются этапы формирования и развития профессионализма учителя; определяются направления реализации технологического подхода, соответствующие инновационные программы, технологии и методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER'S PROFESSIONALISM ON THE BASIS OF THE TECHNOLOGICAL APPROACH: FORMATION AND DEVELOPMENT

The article deals with the opportunities of formation and development of a teacher's professionalism on the basis of the technological approach (in education). The stages of formation and development of a teacher's professionalism are described, as well as the directions of the technological approach realization. The author also provides the information on the innovation programs, technologies and techniques.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие профессионализма учителя на основе технологического подхода»

УДК: 371.3

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

© 2010 Ю.М.Асадов

Министерство народного образования Республики Узбекистан

Статья поступила в редакцию 26.03.2010

Рассматриваются возможности формирования и развития профессионализма учителя на основе технологического подхода (в образовании). Характеризуются этапы формирования и развития профессионализма учителя; определяются направления реализации технологического подхода, соответствующие инновационные программы, технологии и методики.

Ключевые слова: технологический подход, образовательные и педагогические технологии; профессионализм, профессиональная компетентность, формирование и развитие профессионализма.

Прогрессивное реформирование и развитие системы непрерывного образования в Республике Узбекистан, результаты многочисленных исследований в области разработки новых образовательных и педагогических технологий, связанные с проблемой формирования и развития профессионализма учителя, требуют постоянного изучения, обобщения и систематизации. Проведенный нами теоретический анализ научной литературы позволяет определить технологический подход как эффективное средство, способствующее формированию и развитию профессионализма учителя.

В широком понимании технологический подход - это научно и практически обоснованная система деятельности, применяемая человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. Технологический подход в образовании и обучении предусматривает точное управление образованием и учебным процессом в соответствии с той или иной образовательной или педагогической технологией. Педагогическая технология определяется как система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К.Селевко, 2005)1.

Понятия «образовательная» и «педагогическая» технологии имеют следующие различия. Образовательная технология является более широким понятием и предполагает включение в процесс образования и развития подрастающих поколений разнообразные социальные, социально-психологические, социокультурные, управленческие,

0

Асадов Юлдош Мухтарович, кандидат психологических наук, начальник главного управления. Е-таИ: Asadov Y@mail.ru

1 Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и

её гуманистическая модернизация. (НИИ школьных технологий. Сер. «Энцикл. образов. технол.»). - М.: 2005.

экономические аспекты. Педагогическая технология, и её реализация в практике, имеют более конкретизированные аспекты, обусловленные целями и задачами обучения на разных ступенях образования. Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности, он позволяет: 1) с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами; 2) анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование; 3) комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы; 4) обеспечивать благоприятные условия для развития личности; 5) уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека; 6) оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы; 7) выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем2.

В зарубежной педагогической теории образовательные и педагогические технологии подразделяются на: «авторитарные», «свободного воспитания», «дидактоцентрические», «социоцентриче-ские», «антропоцентрические и педоцентриче-ские», «личностно-ориентированные», «деятельно-стно-ориентированные», «средо-ориентирован-ные». Применение данных технологий в педагогической практике зависит от концептуальных моделей образования, их целевых назначений, содержания и принципов, используемых в различных системах образования. Сами образовательные и педагогические технологии являются определенными «технологическими моделями», которые имеют системные признаки и разрабатываются на основе системного, технологического и модельного типов научных знаний. Разработка и внедрение в

2 Там же.

Педагогика

системе непрерывного образования Узбекистана новых педагогических технологий, предъявляет высокие требования к профессионализму деятельности всех категорий педагогов, работающих в разных типах образовательных учреждений.

Проводимая нами работа по изучению профессионализма и продуктивности деятельности школьных учителей дает основания полагать, что в настоящее время имеются проблемы, решение которых требует проведения исследования, связанного с вопросами формирования и развития профессионализма учителя на основе технологического подхода, а также в аспекте освоения школьными учителями новых педагогических технологий.

Целью исследования является: изучение и разработка научно-методических основ формирования и развития профессионализма учителя на основе технологического подхода. При этом нами учитываются возможности формирования и развития содержательных, деятельностных и личностных составляющих профессионализма учителя, в частности способности к овладению педагогическими инновациями, включая новые педагогические технологии.

Понятие «формирование и развитие профессионализма учителя» определяется нами как многосторонний динамический процесс становления его профессиональной компетентности, педагогического мастерства, профессионального опыта, социально и профессионально важных качеств личности; их интеграции и дальнейшего совершенствования, направленного на качественное и творческое выполнение педагогической деятельности.

Профессионализм, эффективность и результативность работы учителя, прежде всего, зависят от его профессиональной компетентности, которая включает знания в области новых педагогических технологий и умения применять их на практике. В целях формирования знаний и умений учителей необходимо разработать специальные обучающие программы, которые могут быть использованы в практике подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также в форме дистанционного обучения. До настоящего времени возможности совершенствования профессионализма учителя рассматривались лишь с точки зрения повышения квалификации (один раз в пять лет). В нашем исследовании проблема формирования и развития профессионализма учителя рассматривается комплексно и поэтапно, т.е. в процессе начального обучения в педагогическом лицее и вузе, практической деятельности в школе и повышения квалификации. Сам процесс формирования и развития профессионализма учителя следует рассматривать в двух смысловых модальных значениях: 1) в модальности возможности - как предполагаемые и получаемые в будущем времени результаты этого процесса, характеризующие тре-

буемый уровень профессиональной компетентности, сформированности содержательных, деятель-ностных и личностных составляющих профессионализма учителя, которые могут обеспечивать успешное выполнение педагогической деятельности; 2) в модальности действительности - как реально достигнутой и установившейся профессиональной компетентности; уже сформированных содержательных, деятельностных и личностных компонентов профессионализма учителя, которые могут быть измерены и оценены в настоящем времени, и послужить основой для дальнейшего профессионального развития и саморазвития данного учителя.

Такой подход к пониманию формирования и развития профессионализма учителя основывается на работах Е.Э.Смирновой, О.К.Крокинской (1989)3. Формирование и развитие профессионализма учителя происходит на разных этапах его подготовки, практической деятельности и повышения квалификации. Используя известную модель профессионализации личности и профессионального становления педагога Э.Ф.Зеера (1996)4, содержание данных этапов можно охарактеризовать следующим образом.

I этап - начальная подготовка учителя в педагогическом лице, колледже (3 года) ^ ВУЗе (4 — 6 лет). На данном этапе происходит усвоение предметных знаний, навыков и умений работы с учащимися. Осознание, формирование и развитие общих и педагогических способностей. Становление профессионально - педагогической компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств. Формирование педагогической направленности личности как система доминирующих потребностей, интересов, мотивов, установок и эмоционально-ценностных отношений, обусловливающих самореализацию учителя в педагогической деятельности и общении.

II этап — профессиональная адаптация учителя в школе (от 1 до 3 лет). Вхождение в профессию учителя, первичная профессионализация личности. Развитие педагогических способностей, социально и профессионально важных качеств, связанных с адаптацией учителя в педагогическом коллективе школы. Реализация в работе с учащимися, полученных в ВУЗе специальных знаний, навыков, умений, традиционных и инновационных форм, методов обучения и воспитания. Усвоение и апробация современных форм и методов обучения, новых педагогических технологий. Формирование и развитие разных видов компетентности в процессе практической деятельности в школе. Формирование и развитие нормативного профессионализма учителя.

3 Становление специалиста / Крокинская О.К. и др.; под ред. Е.Э.Смирновой. - Л.: 1989.

4 Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э.Ф.Зеера. - Екатеринбург: 1996.

III этап - становление педагогического мастерства учителя (от 3 до 5 лет). Вторичная профессионализация личности. Формирование профессиональной позиции. Интеграция способностей, социально и профессионально важных качеств в относительно устойчивые новообразования личности. Усвоение и реализация новых педагогических технологий. Выработка индивидуального стиля педагогической деятельности и стиля педагогического общения. Дальнейшее формирование и развитие разных видов компетентности и профессионального опыта. Квалифицированное выполнение педагогической деятельности.

IV этап - профессионально-квалификационный рост учителя (5 - 10 и до 15 лет). Совершенствование профессиональной компетентности и педагогического мастерства. Самокоррекция индивидуального стиля педагогической деятельности и стиля общения. Выбор наиболее оптимальных методов и способов обучения и воспитания. Формирование профессионально-творческого потенциала личности, её полная самореализация в педагогической деятельности. Повышение уровня квалификации, накопление профессионального опыта и переход на более качественное осуществление практической работы с учащимися. Дальнейшее развитие профессионализма в соответствии с изменяющимися нормативными требованиями и профессиональной позиции. Формирование и развитие уникального профессионализма учителя.

V этап - творческий рост учителя (от 10 -15 и до 25 лет). Формирование и развитие «уникального профессионализма» учителя в творческой деятельности. Творческая самореализация профессионально-личностного потенциала и высококвалифицированное выполнение педагогической деятельности. Воспитание творческого отношения учащихся к учению в школе. Постоянное участие в работе методических советов, творческих объединений учителей. Разработка авторских педагогиче-

ских технологий, участие в написании новых учебников и учебных пособий по своему предмету. Совершенствование уникального профессионализма при повышении квалификации и в связи с обновлением содержания школьного образования, профессиональных требований к деятельности и личности учителя.

Реализация технологического подхода к формированию и развитию профессионализма учителя предполагает три направления, которые обусловливают разработку и внедрение инновационных программ и соответствующих образовательных технологий, а именно: 1) технологию формирования и развития профессионализма учителя методами и средствами предметного обучения; 2) технологию формирования и развития профессионализма учителя методами и средствами социально-психологического тренинга; 3) технологию формирования и развития профессионализма учителя коррекционными методами. В проводимом нами исследовании также осуществляется изучение ор-ганизационно-педагоги-ческих условий формирования и развития профессионализма учителей на основе технологического подхода. Большое значение придается разработке, апробации и внедрению: программы научно-методической подготовки, профессионального развития и саморазвития учителя; методики нормативной оценки и самооценки уровня профессионализма учителя; методики выявления и коррекции профессиональных деструк-ций педагога. Результаты исследования могут быть использованы в целях научно-методического обеспечения профессионализации личности и формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом вузе; формирования и развития профессионализма учителя в период самостоятельной педагогической деятельности; развития профессионализма учителя в процессе повышения квалификации и самообразования.

TEACHER'S PROFESSIONALISM ON THE BASIS OF THE TECHNOLOGICAL APPROACH:

FORMATION AND DEVELOPMENT

© 2010 Yu.M.Asadov

Ministry of national education of Republic of Uzbekistan

The article deals with the opportunities of formation and development of a teacher's professionalism on the basis of the technological approach (in education). The stages of formation and development of a teacher's professionalism are described, as well as the directions of the technological approach realization. The author also provides the information on the innovation programs, technologies and techniques.

Key words: technological approach, educational and pedagogical technologies; professionalism, professional competence, formation and development of professionalism.

о

Asadov Yuldosh Muxtarovich, Cand. Sc. in Psychology, Chief of the head department. E-mail: Asadov Y@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.