УДК 378:159.928.22 ББК Ч48:Ю983.402
Вера Витальевна Рычкова,
старший научный сотрудник лаборатории по работе с одарёнными детьми, доц. кафедры, Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Становление профессионализма учителя в работе с одарёнными подростками
Актуальность статьи обусловлена повышенным интересом государства и общества к воспитанию и развитию талантливой молодёжи. Осуществление этого процесса профессионально и личностно не подготовленным учителем невозможно. Проблема усугубляется сложностью подросткового возраста, в период которого одарённость либо развивается как полноценное качество личности, либо затухает.
В настоящей статье представлен теоретический анализ проблемы становления профессионализма учителя в работе с одарёнными подростками. В работе освещены различные аспекты проблемы в соответствии с требованиями, изложенными в ФГОС и национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Анализируя различные точки зрения учёных на данную проблему, автор статьи рассматривает становление профессионализма педагога как динамичный непрерывный процесс развития учительского потенциала, необходимого для сопровождения и развития одарённого подростка в образовательном пространстве. Этапы процесса становления профессионализма автором рассматриваются как последовательность овладения определёнными компетенциями, позволяющими осуществлять работу по сопровождению и развитию одарённого подростка на том или ином уровне.
Ключевые слова: становление, профессионализм учителя, профессиональное становление, одарённые подростки.
Vera Vitalyevna Rychkova,
The Senior Researcher of Laboratory on Work with Gifted Children, Associate Professor, Transbaikal Regional Institute of Training and Retraining of Educators
(Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Formation of Teacher’s Professionalism Working with Gifted Children
The urgency of the article is caused by the intense interest of the state and the society to the education and development of talented/gifted youth. It’s impossible to realize this process professionally and personally if teachers are not ready to it. The problem is aggravated with complexity of the teenager’s age when the endowments is developing in stable high-grade quality of the person, or is fading.
The article shows the theoretical analysis of the problem of the teacher’s professionalism formation at work with gifted teenagers. Various aspects of the problem of the teacher’s professionalism formation are representing according to the requirements stated in federal standards and the national educational initiative “Our new school”.
Analyzing the various scientists’ points of view on the given problem, the author considers the formation the teacher’s professionalism as a dynamical continuous process of development of the teacher’s potential which is necessary for support and development of the presented teenager in educational space. Stages of the process of the teacher’s professionalism formation are considered as a sequence of certain competences mastering which make the work for support and development of a gifted teenager at this or that level possible.
Keywords: formation, teacher’s professionalism, professional formation, gifted teenagers.
© В. В. Рычкова, 2013
41
Настоящая статья посвящена исследованию становления профессионализма учителя в работе с одарёнными подростками.
Социокультурная ситуация в России требует решения проблем, связанных с новым пониманием роли и места человека в обществе. Коренные преобразования в обществе требуют формирования социокультурной элиты, которая определяет будущее страны. На уровне государства неоднократно поднимался вопрос о необходимости поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи. В настоящее время на педагога, работающего с талантливыми детьми, ложится большая ответственность: от него в значительной степени зависят психологический климат в группе, эмоциональный комфорт и успехи одарённого ребёнка в той или иной деятельности. Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное или по специальным технологиям, направленным на развитие их способностей, оно не должно ограничивать возможности их развития, а помогать раскрытию потенциала ребёнка.
Проблема сопровождения одарённых детей и талантливой молодёжи находит отражение и в ежегодных посланиях президента, и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». При этом подчёркивается, что система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя. «Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать...» [1].
Для осуществления полноценной работы с одарёнными детьми необходим учитель, обладающий особой компетентностью, высочайшим уровнем профессионализма. Как отмечают большинство психологов и педагогов, развитие одарённости под силу лишь тому педагогу, кто обладает комплексом особых личностно-профессиональных качеств, компетенций (А. И. Савенков, Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков и др.).
В настоящее время проблеме профессионального становления учителя уделяют внимание многие исследователи (А. А. Бодалёв, Л. И. Божович, А. А. Деркач, Ю. М. Забродин, А. К. Маркова, С. Н. Чистякова, В. Д. Шадриков и др.), в трудах которых прослеживаются различные подходы к её решению, однако данный вопрос недостаточно изучен в рамках работы с одарёнными подростками. В научной литературе подробно исследованы особенности детской одарённости в дошкольном и младшем
школьном возрасте, для группы детей подросткового возраста отмечается, что они являются «группой риска», т. к. в этот период часто отмечается угасание и кризисы одарённости. Это усиливает необходимость личностно-профессиональной подготовки учителя.
При этом приходится отмечать, что до сих пор в вузах недостаточное количество специализированных программ по подготовке учителей к работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью. Постдипломное образование молодых специалистов не в полной мере способствует дальнейшему профессиональному становлению в работе с одарёнными детьми, т. к. отсутствуют государственные программы переподготовки, а институты повышения квалификации реализуют, в основном, краткосрочные проблемные семинары, освещающие лишь некоторые общие аспекты данной проблемы.
Основная цель статьи - рассмотрение теоретико-методологических основ становления профессионализма учителя в работе с одарёнными подростками в условиях современного образования. Объект исследования - профессионализм учителя, предмет - процесс становления профессионализма учителя в работе с одарёнными подростками. Основными методами исследования являются: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, метод систематизации.
Анализ научной литературы по проблеме становления профессионализма педагога в работе с одарёнными подростками позволил выявить ряд существенных противоречий, таких как:
- декларируемая государством необходимость подготовки учителя к работе с одарёнными детьми и отсутствие в системе высшего и дополнительного профессионального образования соответствующих специализированных программ;
- высокие требования, сформулированные в стандартах второго поколения к профессионализму учителя и низкий уровень мотивации и личностно-профессиональной готовности к работе с одарёнными детьми;
- наличие большого количества подростков с особыми познавательными потребностями, необходимость учёта психофизиологических особенностей подростка и применяемые педагогами образовательные технологии;
- потребность высокомотивированного учителя в повышении квалификации в данном направлении и реальная квалификационная готовность.
В настоящее время наблюдается всплеск диссертационных исследований по проблеме детской одарённости. Это можно связать с Госзаказом общества и реализацией проекта «Наша новая школа». Различные аспекты проблемы становления профессионализма учителя в работе с одарёнными детьми рассматриваются как в педагогической, так и в психологической науке.
В своём исследовании мы провели анализ понятий «профессионализм педагога», «одарённость подростков», т. к. они составляют суть нашего исследования.
Профессионализм педагога - понятие, до сих пор не получившее однозначного определения и до конца не исследованное. Не обозначена его структура, критерии и показатели его становления, в т. ч. в работе с одарёнными подростками. В условиях введения нового ФГОС в школьном образовании изменились устоявшиеся стереотипы, взгляд на профессиональную компетентность учителя, возросли требования к школьному педагогу как методологические, так и личностные. Следовательно, и понятие профессионализма, и его структура получают новое наполнение. Особую значимость приобретают такие качества педагога, как проектное мышление, стремление к саморазвитию, педагогическая рефлексия, профессиональная компетентность, т. е. профессионализм личности и деятельности в целом.
Понятие «профессионализм» употребляется в двух смысловых значениях: «профессионализм деятельности» и «профессионализм личности». Профессионализм деятельности -это качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие профессиональных умений и навыков, владение способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью [2].
Профессионализм личности - это качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных личностно-деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации [2].
Заслуживает внимания мнение А. К. Марковой, которая считает, что профессиональное становление - это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение
своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма.
0 длительности периода профессионального становления говорит Т. В. Кудрявцев. Исследователь отмечает, что профессиональное становление - это не кратковременный акт, а длительный, динамичный, многоуровневый процесс. Возможно, ещё непрерывный.
Нами на основании глубокого изучения обширного количества психолого-педагогиче-ских и методических литературных источников, а также на основании многолетнего (более 20 лет) опыта работы по становлению профессионализма учителя, работающего с одарёнными детьми, выделены следующие этапы становления профессионализма:
1 этап - усвоение базовых психолого-педа-гогических знаний, получение базовых навыков и умений работы с учащимися. Осознание. формирование и развитие личностных и педагогических способностей.
II этап - первичная профессионализация личности. Развитие педагогических способностей, социально и профессионально важных качеств, связанных с работой с одарёнными детьми. Становление профессионально-педагогической компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств.
III этап - формирование профессиональной позиции и квалифицированное выполнение педагогической деятельности. Выработка индивидуального стиля педагогической деятельности и стиля педагогического общения.
IV этап - совершенствование профессиональной компетентности и педагогического мастерства, самокоррекция индивидуального стиля педагогической деятельности, стиля общения. Формирование и развитие уникального профессионализма учителя.
V этап - формирование и развитие «уникального профессионализма» учителя в творческой деятельности. Творческая самореализация профессионально-личностного потенциала и высоко квалифицированное выполнение педагогической деятельности. Воспитание творческого отношения учащихся к учению в школе. Постоянное участие в работе методических советов, творческих объединений учителей. Разработка авторских педагогических технологий, участие в написании новых учебников и учебных пособий по своему предмету.
Далее необходимо отметить, что существуют внутренние и внешние условия становления профессионализма педагога. Внутренними условиями становления профессионализма учителя в работе с одарёнными детьми являются личностно-профессиональные качества педагога, требования к которым изложены в «Рабочей концепции одарённости» [3]. Внешними условиями являются инновационно-образовательное пространство, современные технологии работы с одарёнными детьми, курсы повышения квалификации, саморазвитие и т. д.
Способность педагога креативно мыслить, быть интересным, идейно зрелым человеком с богатым внутренним миром, знать современные концепции одарённости, возрастные психологические особенности одарённого подростка, владеть знаниями современных технологий работы с одарёнными подростками и др. говорит о высоком уровне становления профессионализма.
В качестве критериев становления профессионализма педагога в работе с одарёнными подростками рассматриваются: теоретическое и стратегическое мышление, ярко выраженная индивидуальность, харизматичность, неадаптивная активность, готовность к творческому и духовному поиску, функциональная психологическая компетентность, способность к самоусовершенствованию и позитивному са-моизменению. К тому же, учителю необходимо проявлять деятельностные качества, предполагающие владение приёмами и методами современных технологий с одарёнными подростками, родителями талантливых учащихся и педагогами.
«Профессиональное становление педагога» с учётом перечисленных критериев позволяет наиболее полно раскрыть и развить учительский потенциал, содействовать саморазвитию и самоактуализации личности. При условии овладения этими качествами на высо-
ком уровне можно говорить о личности педагогически одарённой, что особенно важно при работе с талантливыми подростками. Только потенциально одарённый учитель может развивать одарённого подростка.
Одарённые подростки выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (актуальная одарённость) или имеют внутренние, потенциальные предпосылки и психические возможности для таких достижений (потенциальная одарённость). Дети, по
Н. С. Лейтесу, в общем одарённее взрослых. Вместе с тем яркое проявление способностей к подростковому возрасту у большинства детей чаще всего снижается. Подростковый возраст имеет специфическую сензитивность и вносит свой особый вклад в становление интеллекта и личности, поэтому педагог-профессионал должен быть сознательно изменяющим и развивающим себя в ходе профессиональной деятельности, применяющим свой индивидуальный творческий стиль в работе с одарёнными подростками.
Таким образом, становление профессионализма учителя в работе с одарёнными подростками мы рассматриваем как длительный, динамичный и многоуровневый процесс, который проходит основные этапы: от усвоения знаний концепций одарённости, видов одарённости, возрастных психологических особенностей одарённого подростка, методов работы по современным технологиям до формирования «уникального профессионализма», т. е. высокого уровня профессионализма. Высокий уровень это - творческая самореализация личностно-профессионального потенциала педагога и достижение им профессионализма высшего уровня.
Ниже в табл. мы попытались сжато описать уровни становления профессионализма (как его личностной, так и непосредственно профессиональной составляющей).
Таблица
Уровни становления профессионализма
Уровень проф-ма Начальный Средний Высокий
Проф. компетенции Базовые психолого-педа-гогические знания, первичные навыки и умения работы с учащимися. Формирование и развитие общих и педагогических способностей Становление и совершенствование профессиональной компетентности и педагогического мастерства. Формирование и са-мокоррекция индивидуального стиля педагогической деятельности, стиля общения. Формирование и развитие уникального профессионализма учителя, социально значимых и профессионально важных качеств Формирование и развитие «уникального профессионализма» учителя в творческой деятельности. Творческая реализация профессионально-личностного потенциала и высококвалифицированное выполнение педагогической деятельности. Постоянное участие в работе методических советов, творческих объединений учителей. Разработка авторских педагогических технологий, участие в написании новых учебников и учебных пособий по своему предмету
Личностные качества Осознание своих базовых профессиональных и личностных качеств. Готовность к профессиональному и личностному развитию Осознание себя субъектом личностно-ориентированной педагогической деятельности, способность и стремление к непрерывному профессионально личностному самоопределению и саморазвитию, самосовершенствованию Высокий уровень развития внутренней профессиональной мотивации, эмпатии, адекватная самооценка, стремление к профессиональному и личностному росту и желание не только повышать уровень профессионализма, но и делиться накопленным опытом работы
В заключение сформулируем общие выводы исследования. Анализ выявленных противоречий свидетельствует о высокой потребности общества в подготовке и создании условий, в которых могли бы развиваться педагогически одарённые учителя. Становление профессионализма учителя в работе с одарёнными подростками - непрерывный процесс профессионально-личностного совершенствования, необходимого для сопровождения развития подростковой одарённости. Каждый этап ста-
новления профессионализма индивидуален по продолжительности и зависит от личностных качеств педагога.
Дальнейшая разработка заявленной проблематики будет заключаться в выявлении пси-холого-акмеологических условий как наиболее значимых для создания информационно-интеллектуального пространства, обеспечивающего достижение высшего уровня профессионализма учителя, работающего с одарёнными подростками.
Список литературы
1. Стенограмма Послания Владимира Путина Федеральному Собранию. URL: http://www. rg.ru/2012/12/12/stenogramma-poln.html (дата обращения: 17.04.2013).
2. Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование: науч.-публ. альманах: СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2005. С. 26-44.
3. Рабочая концепция одарённости / отв. ред. Д. Б. Богоявленская, науч. ред. В. Д. Шадриков. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003. 95 с.
References
1. Stenogramma Poslanija Vladimira Putina Federal’nomu Sobraniju. URL: http://www. rg.ru/2012/12/12/stenogramma-poln.html (data obrashhenija: 17.04.2013).
2. Druzhilov S. A. Professional’naja kompetentnost’ i professionalizm pedagoga: psihologicheskij podhod // Sibir’. Filosofija. Obrazovanie: nauch.-publ. al’manah: SO RAO, IPK. Novokuzneck, 2005. S. 26-44.
3. Rabochaja koncepcija odarjonnosti / otv. red. D. B. Bogojavlenskaja, nauch. red.
V D. Shadrikov. 2-e izd., rassh. i pererab. M., 2003. 95 s.
Статья поступила в редакцию 04.10.2013 г