Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
755
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ВОСПИТАТЕЛЬ ДОО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / DEVELOPMENT / PROFESSIONALISM / PRESCHOOL EDUCATOR / TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна, Енова Ирина Владимировна, Шарик Светлана Михайловна

В статье проанализированы психолого-педагогические взгляды на проблему профессионального развития педагогов ДОО, на их основе уточнена сущность понятия «профессиональное развитие педагога дошкольной образовательной организаций». Раскрыты содержательные характеристики профессионального развития воспитателей ДОО. Определены пути профессионального развития данной категории специалистов в системе последипломного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна, Енова Ирина Владимировна, Шарик Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article analyzes the psychological and pedagogical views on the problem of professional development of preschool teachers, on their basis the essence of the concept of "professional development of a teacher of preschool educational organizations" is clarified. The content characteristics of the professional development of preschool educators are revealed. The ways of professional development of this category of specialists in the system of postgraduate education are determined.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Толкова Наталья Михайловна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Енова Ирина Владимировна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); воспитатель Шарик Светлана Михайловна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детского сада № 5 «Звездочка» (г.о. Лосино- Петровский)

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье проанализированы психолого-педагогические взгляды на проблему профессионального развития педагогов ДОО, на их основе уточнена сущность понятия «профессиональное развитие педагога дошкольной образовательной организаций». Раскрыты содержательные характеристики профессионального развития воспитателей ДОО. Определены пути профессионального развития данной категории специалистов в системе последипломного образования.

Ключевые слова: развитие, профессионализм, воспитатель ДОО, профессиональное развитие педагога.

Annotation. The article analyzes the psychological and pedagogical views on the problem of professional development of preschool teachers, on their basis the essence of the concept of "professional development of a teacher of preschool educational organizations" is clarified. The content characteristics of the professional development of preschool educators are revealed. The ways of professional development of this category of specialists in the system of postgraduate education are determined.

Keywords: development, professionalism, preschool educator, teacher professional development.

Введение. В современном обществе наблюдается устойчивый интерес общественности к проблемам дошкольного образования, вызванный признанием взрослыми самоценности этапа дошкольного детства и значимости получения качественного образования детьми с первых лет их жизни. Такое осознание потребности в эффективной организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном детстве усиливает требования к уровню профессионализма педагогов ДОО, стимулируя их непрерывное профессиональное развитие в системе последипломного обучения.

В 2017 году вступил в силу профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)». В стандарте прописаны требования предъявляемые к педагогу: образование высшее или среднее профессиональное, а так же дополнительное образование (переподготовка / курсы повышения квалификации) по направлению деятельности дошкольной образовательной организации [11, С. 305]. Идея данных документов заключается в реконструкции содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста, направленного на личностное развитие ребенка, его социализацию в обществе. Реализация же данной идеи невозможна без обеспечения высокого качества профессиональной деятельности педагогов ДОО.

Изложение основного материала статьи. Современный педагог детского сада всесторонне развитая личность, владеющая инновационными технологиями и методиками и активно применяющая свои знания и умения в практической деятельности. Кроме того, педагог детского сада должен обладать следующими личностными характеристиками: доброжелательный, ответственный, внимательный, отзывчивый, терпеливый, эрудированный, тактичный, умеющий управлять детским коллективом, обладающий устойчивыми профессиональной и социальной позициями.

К профессии педагога дошкольной образовательной организации предъявляются определенные требования, их две группы [8, С. 75]:

Первая группа: психологическая, физическая и психофизическая готовность педагога.

Вторая группа: научно-теоретическая и практико-ориентированная деятельность.

Профессиональная подготовка педагога детского сада сочетает в себе несколько критериев, с одной стороны становление личностных характеристик, с другой профессиональные качества.

Проблема профессионального становления личности как субъекта деятельности стала предметом исследований многих отечественных и зарубежных ученых (Э. Зеер, Е. Климов, В. Луговой, Л. Митина, В. Олейник, Л. Пуховская, В. Сластенин и др.) [3, 5, 7].

В исследованиях отечественных педагогов (Л.Н. Галигузовой, М.И. Лукьяновой и др.) широко рассматривается проблема педагогической деятельности воспитателя детского сада. Анализ вышеуказанных исследований, позволил нашему коллективу определить, что профессиональная деятельность педагога детского сада специфична и взаимозависима от всех компонентов педагогического процесса.

С позиции педагогической науки, профессиональное развитие личности в широком понимании предполагает определенные взаимоотношения между специалистом и выбранной им профессией с момента вхождения в нее и вплоть до завершения активной трудовой деятельности в этой сфере. Определяющими здесь являются потребность в развитии и возможность ее удовлетворения в той мере, которая необходима специалисту, а также его готовность к саморазвитию.

Профессиональное развитие воспитателя ДОО можем рассматривать как процесс прогрессивного его развития в определенной сфере деятельности (выбранной профессии), что позволяет в полной мере реализовать свои профессиональные возможности на основе имеющихся профессиональных знаний, умений, навыков, личностных качеств и сопровождается непрерывным саморазвитием педагога для удовлетворения существующих общественных образовательных и личностных запросов и потребностей [1, С. 17].

Основу педагогической деятельности составляют базовые профессиональные знания и навыки, позволяющие воспитателю ДОО выполнять разнообразные функции (оздоровительно-профилактическая, учебно-развивающая, воспитательная; диагностико-прогностическая, планирующая, методическая; контроля, самосовершенствования и коммуникативная).

Главная функция современного дошкольного образования - помочь в становлении личности ребенка, введение его в мир природных и человеческих отношений. Поэтому, чтобы обеспечить ребенку все самые новые знания - требуется качественная работа педагогического коллектива, необходимо профессиональное развитие каждого и быть готовым внедрять новшества и инновации [2, С. 48].

Процесс профессионального развития включает три этапа: становления специалиста (период деятельности до 5 лет), развитие профессионализма (педагогический стаж от 5 до 10 лет) и профессиональная зрелость (более 10 лет работы в должности). Каждый этап сопровождается изменениями профессиональных запросов от устойчивого интереса педагога к овладению содержанием учебных программ, методическими идеями, освоение современных технологий, методик организации учебно-воспитательного процесса, повышения собственного профессионального уровня к самоанализу собственной профессиональной деятельности на фоне перспективных практик [12, С. 10].

Важное место в системе последипломного педагогического образования занимает повышение квалификации, которое осуществляют структурные подразделения областных институтов последипломного педагогического образования, а также уровень и качество их взаимодействия с районными (городскими) методическими кабинетами, информационно-методическими центрами, учебными заведениями области.

Эффективная организация обучения педагогов на курсах повышения квалификации и обеспечение качественного научно-методического сопровождения профессионального развития воспитателей ДОО -мощный стимул и основа развития профессионализма специалистов. Сегодня педагогу предлагается разнообразное по форме обучение (очное, очно-заочное, очно-дистанционное, дистанционное, поэтапное, экстернатное, перманентное), а также по содержанию (авторские - носители передового педагогического опыта, проблемные - тематические, комплексные - интегрированные и др.) курсы повышения квалификации [4, С. 22].

Обучение на курсах повышения квалификации целесообразно логически сочетать с содержанием мероприятий, предусматриваемых в системе научно-методической работы с педагогами ДОО. Содержание методических мероприятий должно раскрывать актуальные проблемы современности: реализация образовательных задач в свете требований нового государственного стандарта дошкольного образования, внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс с дошкольниками, сотрудничество участников образовательного процесса (различных социальных институтов) с целью развития и воспитания детей дошкольного возраста и т.п. [10, С. 149].

Один из показателей профессионального развития педагогов - это его стремление к самообразованию, к профессиональному росту, к самосовершенствованию.

Под самообразованием, в педагогике подразумевается целенаправленная деятельность по развитию и увеличению теоретических знаний, усовершенствованию уже имеющихся навыков и овладение новыми профессиональными компетенциями [9, С. 299]. Занимаясь самообразованием, педагог самостоятельно получает знания, умения, навыки из разнообразных источников в соответствии с личными интересами и требованиями. Как процесс овладения знаниями, самообразование тесным образом связано с самовоспитанием. При помощи самообразования, педагог быстрее адаптируется к постоянно меняющимся политической, социальной, экономической среде и таким образом быстрее «вписывается» в контекст происходящего в мире [13, С. 37]. При помощи саморазвития и творческому поиску, педагог может стать мастером своего дела.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целями самообразования являются: - изучение общего педагогического и психологического образования с целью совершенствования методов обучения и воспитания; - изучение достижений педагогической науки, передового опыта; - повышение общекультурного уровня воспитателя [6, С. 37]. Одним из основных направлений самообразования для воспитателя ДОО является совершенствование методических знаний, а конкретно:

- изучение личностно-ориентированных педагогических технологий;

- изучение специальной методики развития детей в зависимости от современных требований, форм активных методов обучения, эффективных технологий обучения;

- изучение и внедрение в практику дошкольной организации передового опыта и достижений педагогической науки;

- активное участие в методической работе ДОУ в целом; - изучение педагогической и методической литературы.

Одной из эффективных форм профессионального развития педагогов ДОО является обмен опытом педагогической деятельности выступления на конференциях, круглых столах, форумах, секциях, участие в различных профессиональных конкурсах педагогического мастерства и фестивалях. Формы трансляции педагогического опыта разнообразны, наиболее востребованными считаются: мастер - классы, открытые занятия, педагогические мастерские, вебинары и др.

Выводы. На основе изложенного выше можем отметить:

1) сущность понятия «профессиональное развитие воспитателя дошкольной образовательной организации» рассматривается нами как пролонгированный процесс прогрессивного его развития в определенной сфере деятельности (выбранной профессии), который позволяет в полной мере реализовать собственные способности и интересы на основе имеющихся профессиональных знаний, умений, навыков, личностных качеств и сопровождается саморазвитием и самосовершенствованием педагога;

2) содержание профессионального развития воспитателя ДОО определяется содержанием его деятельности и уровнем выполнения возложенных на него функций (оздоровительно-профилактическая, учебно-развивающая, воспитательная; диагностико-прогностическая, планирующая, методическая; контроля, самосовершенствования и коммуникативная);

3) консолидация усилий методических структур различных уровней (государственных, региональных, местных) с целью предоставления качественного научно-методического сопровождения будет обеспечивать непрерывное профессиональное развитие воспитателей дошкольных образовательных организаций в системе последипломного образования;

4) путями профессионального развития воспитателей ДОО в системе последипломного образования должно стать органическое сочетание процесса повышения квалификации специалистов, активное привлечение их к различным формам методической работы и самообразовательной деятельности педагогов,

обмен профессиональным опытом через выступление на конференциях, круглых столах, проведение мастер-классов, открытых занятий и т.д.

Литература:

1. Афанасьев В.В. Педагогические технологии управления: вопросы терминологии, проектирования, классификации. «Преподаватель». - 2001. №5. С. 14-19.

2. Гонтарь О.И. Профессиональное развитие педагога ДОУ // В сборнике: Педагогика и психология: перспективы развития. - 2018. - С. 46-49.

3. Давыдов Л.Д. Компетентностный подход в системе профессионального образования / Л.Д. Давыдов // Среднее профессиональное образование. - 2006. - N 9. - С. 67-70. - Библиогр.: с. 70.

4. Донина И.А. Задворная М.С. Проблемы подготовки педагогов дошкольников в системе дополнительного профессионального образования и пути их решения // Педагогический вестник. - 2019. -№ 11. - С. 20-23.

5. Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: Компетентностный подход. /

B.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М.: Университетская книга; Логос, 2009. - 272 с.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. - М.: Высшее образование сегодня, 2003, № 5. - С. 36-38

7. Ильин В.В. Аксиология. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 216 с.

8. Катошина О.Н. Эффективные практики развития кадров в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Теория и практика современной науки. - 2019. - № 10 (52). - С. 74-77.

9. Мальцева Н.А. Непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров средствами методической работы дошкольного образовательного учреждения // В сборнике: Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2018. - 2018. - С. 298-300.

10. Менщикова Т.В. Организация работы по развитию профессиональных компетенций молодых педагогов ДОУ в условиях внедрения профстандарта // В сборнике: Уровневое образование студентов в высших учебных заведениях: опыт, проблемы и перспективы. - 2018. - С. 147-150.

11. Мишукова, Н.И. Профессиональное самообразование как средство формирования педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения / Н.И. Мишукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 304-305. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66780/ (дата обращения: 12.11.2020).

12. Шадриков, В.Д. Базовые компетенции педагогической деятельности / Шадриков, В.Д. // Сибирский учитель. - 2007. - N 6. - С. 5-15.

13. Яковлева Г.С. Современный воспитатель-инноватор // Педагогический вестник, 2017. - №7. -

C. 32-38.

Педагогика

УДК 376.2

магистрант Траутман Евгения Робертовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Доказывается необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в коррекции и развитии связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дошкольник, связная речь, общее недоразвитие речи, коррекция.

Annotation. His article discusses the features of using information and communication technologies in correctional work with preschool children with General speech underdevelopment. The article proves the necessity of using information and communication technologies in the correction and development of coherent monologue utterance in older preschool children with General underdevelopment.

Keywords: information and communication technologies, preschooler, coherent speech, speech impairment, correction.

Введение. В настоящее время отмечается рост числа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Данная категория дошкольников характеризуется многообразными стойкими нарушениями, среди которых большой процент приходится на нарушения всех составляющих речевой системы, включая связную речь. На сегодняшний день связная речь определяется как сложная форма речевой деятельности, имеющая характер последовательного систематического развернутого изложения [1, 2, 11].

В становлении связной речи неразрывно связано речевое и интеллектуальное развитие, характеристики восприятия, внимания, памяти, мышления. Для того чтобы ребенок смог связно рассказать о чем-либо, он должен представлять себе объект рассказа, владеть анализом, выделять самые важные особенности и признаки, отмечать причинно-следственные связи, временные а также иные связи между событиями и предметами. С целью достижения связности речи требуется в свою очередь умело применять логическое ударение, интонацию, находить соответствующие для выражения своей мысли слова, обладать способностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.