Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ'

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ / ШКОЛА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ДЕЛОВАЯ ИГРА / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / METHODICAL WORK / YOUNG TEACHER / YOUNG TEACHER'S SCHOOL / MENTORING / BUSINESS GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лайпанова Индира Башировна

В статье анализируется проблема развития профессиональной компетентности молодого учителя. Автор одним из средств развития профессиональной компетентности учителя рассматривает методическую работу в школе. В статье раскрываются содержание понятий: «профессиональная компетентность», «компетенция», «компетентность», «методическая работа». Автором определены направления и формы организации методической работы по развитию профессиональной компетентности молодых учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL WORK AS A MEANS OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCE OF A YOUNG TEACHER

The article analyzes the problem of the development of the professional competence of a young teacher. The author considers methodological work at school as one of the means of developing teacher's professional competence. The article reveals the content of the concepts: «professional competence», «competence», «competence», «methodological work». The author defines the directions and forms of organizing methodological work to develop the professional competence of young teachers.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ»

помочь в выполнении расчетно-графической работы, ответить на вопросы, провести консультации со студентами, не посещающими семинары и практикумы.

Выводы. На сегодняшний день довольно сложно с требуемым качеством формировать устойчивую потребность обучающихся в постоянном получении новых знаний и повышении профессиональной культуры безопасности. К преподавателю предъявляется достаточно широкий спектр требований: профессиональная компетентность, высокие коммуникативные навыки, желание постоянно осваивать новое, умение слушать обучающихся и способность побуждать их к активной и продуктивной образовательной деятельности, доброжелательность и толерантность. Для реализации требований образовательных стандартов и успешного исполнения своих трудовых поручений преподавателю необходимо создать оптимальные условия труда, в том числе предоставить достаточное время для работы с обучающимися.

Литература:

1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры от 9 октября 1998 года Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901839539

2. Есенбаева Г.А., Какенов К.С. Качество образования: концепция вуза. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12 (часть 8) - С. 1497-1500

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (с изменениями и дополнениями) Режим доступа: https://base.garant.ru/70878632/

4. Приказ Минобрнауки России от 20.10.2015 N 1172 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2015 N 39687). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188933/

5. Примерная программа дисциплины (курса) «Безопасность жизнедеятельности» Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для всех направлений высшего профессионального образования (бакалавриат и специалитет). МОСКВА 2009 г. Режим доступа: https://www.altstu.ш/media/f/Programma-BZhD.pdf

6. Российская Федерация. Законы. Государственный стандарт ГОСТ Р 22.3.07-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения. Режим доступа: http://docs.cntd.ru>document/1200109440

7. Российская Федерация. Постановление правительства РФ О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы (с изменениями на 2 февраля 2017 года) от 23 мая 2015 года N 497: Режим доступа: http://docs.cntd.ru>document/420276588

8. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Педагогика

УДК 37.075

кандидат педагогических наук, доцент Лайпанова Индира Башировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация. В статье анализируется проблема развития профессиональной компетентности молодого учителя. Автор одним из средств развития профессиональной компетентности учителя рассматривает методическую работу в школе. В статье раскрываются содержание понятий: «профессиональная компетентность», «компетенция», «компетентность», «методическая работа». Автором определены направления и формы организации методической работы по развитию профессиональной компетентности молодых учителей.

Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетентность, методическая работа, молодой учитель, школа молодого учителя, наставничество, деловая игра.

Annotation. The article analyzes the problem of the development of the professional competence of a young teacher. The author considers methodological work at school as one of the means of developing teacher's professional competence. The article reveals the content of the concepts: «professional competence», «competence», «competence», «methodological work». The author defines the directions and forms of organizing methodological work to develop the professional competence of young teachers.

Keywords: competence, professional competence, methodical work, young teacher, young teacher's school, mentoring, business game.

Введение. В условиях постоянного обновления школьного образования возрастают требования к уровню профессиональной подготовки учителей. В настоящее время особенно остро стоят вопросы профессиональной пригодности молодых учителей. Для успешного решения задач современной школы учитель должен обладать профессиональной компетентностью.

В условиях работы школы по федеральным государственным образовательным стандартам эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к профессиональной компетентности молодых учителей возрастают. Профессиональная компетентность это единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности.

Как правило, у молодых учителей хорошая теоретическая подготовка, однако, как показывает практика, этого недостаточно для успешной педагогической деятельности. В школе с первых же дней работы молодым и опытным учителям предъявляются одни и те же требования к выполнению должностных обязанностей, нет скидки на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой молодого учителя и его практической готовностью к осуществлению педагогической деятельности, которая особо

обострилась в современной образовательной ситуации. У выпускников педагогических вузов, начинающих работать в школе, возникает немало проблем в связи со значительным увеличением требований к учителю -воспитателю молодого поколения в современном российском обществе.

Учитель в течение всей своей педагогической деятельности постоянно должен работать над развитием своей профессиональной компетентности. Одним из средств развития профессиональной компетентности учителей в школе, как известно, является методической работа.

Изложение основного материала статьи. Целью нашей работы является изучение влияния методической работы на развитие профессиональной компетентности молодых учителей в школе.

Следует отметить, что качество образования в значительной степени определяется профессиональной компетентностью учителя. Понятие профессиональная компетентность учителя «выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм» [12, с. 40]. Как известно, профессионализм приходит учителю с опытом.

Анализ научных источников (И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин и др.) показал, что основу профессионализма личности составляет компетенция [12].

Слово «компетенция» произошло от лат. competentia, от compete совместно достигаю, добиваюсь; соответствую, подхожу, что означает «совокупность полномочий (прав и обязанностей) какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями» [3, с. 465].

Э.Ф. Зеер определяет компетенции как «обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности» [4, с. 31]. Далее Э.Ф Зеер указывает, что компетентности «это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности - совокупность способов действий» [4, с. 31].

Таким образом, «компетенции - обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность» [11, с. 11].

Следует отметить, что компетентность человека в профессиональной деятельности проявляется в умениях, навыках и возможностях совершать определенные действия на достаточном профессиональном уровне.

Как отмечает В.А. Сластенин, организаторские и коммуникативные умения выражают содержание практической готовности педагога [12]. Поэтому их сформированность является залогом успешной педагогической деятельности учителя.

Каждый учитель призван вооружить учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками, формировать культуру поведения, подготовить к жизни в условиях рыночной экономики, научить найти свое место в быстро меняющихся социальных условиях. Изучение состояния профессионально-педагогической подготовки молодых учителей, начинающих работать в школе показывает, что они имеют хорошую теоретическую подготовку, достаточные теоретические знания, но недостаточные педагогические умения, так как в процессе обучения в вузе практическая готовность, проявляющаяся в организации и проведении учебно-воспитательной работы, не формируется на достаточном уровне. Следовательно, молодые специалисты нуждаются в постоянной методической поддержке со стороны более опытных учителей. Поэтому необходимо организовать методическую работу, направленную на развитие организаторских и коммуникативных умений у начинающих учителей.

По В.М. Лизинскому «методическая работа - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства» [7, с. 11].

Определить направления и формы организации методической работы по повышению профессиональной компетентности молодых учителей помогает диагностика педагогических затруднений и выявление уровня их профессиональной подготовленности. Важное место в процессе диагностики занимает также самооценка с помощью методик, направленных на изучение недостатков в своей работе.

В ходе диагностического эксперимента нами был проведен опрос молодых учителей. Цель - выявить уровень подготовленности молодых учителей к учебно-воспитательной работе в школе.

Экспериментальной базой выступили СОШ г. Карачаевска Карачаевского района Карачаево-Черкесской республики. В анкетировании принимали участие 18 учителей. Анализ данных показал, что основную часть из них составили учителя со стажем работы менее 3 лет.

В качестве диагностического инструментария была использована анкета, которая приводится ниже.

Анкета.

В каком виде деятельности Вы испытываете затруднения?

1. Недостаточное знание предмета и методики его изложения.

2. Неумение управлять своим состоянием на уроке.

3. Отсутствие навыков общения с детьми.

4. Неотработанная дикция, жесты, мимика, движение.

Анализ результатов анкетирования показал, что большинство опрошенных молодых учителей испытывают затруднения в решении педагогических задач. Они отметили, что это связано с недостаточной практической готовностью к осуществлению педагогической деятельности. В ходе исследования, одной из основных причин подобной ситуации, они отметили недостаточность учебного времени отведенного на педагогическую практику в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Как же помочь начинающим учителям преодолеть эти затруднения?

Как известно, форм организации методической работы в школе много. К положительно зарекомендовавшим себя формам методической работы в школе относятся: предметные методические объединения, единый методический день в школе, проблемные семинары и практикумы, школа молодого учителя, школа передового опыта, индивидуальная работа с учителями, проведение открытых и показательных уроков, научно-педагогические конференции и педагогические чтения, ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры, моделирование и анализ педагогических ситуаций, творческие отчеты учителей, педагогические консилиумы и др. Следует заметить, что такая форма методической работы как школа передового опыта способствует организации индивидуального и коллективного наставничества. Исследователи отмечают, что основное назначение школы передового опыта состоит в оказании

методической помощи руководителем школы двум-трем молодым учителям, которые преподают один и тот же предмет. Руководит школой учитель имеющий опыт работы [12].

Наряду с этим следует отметить и такую форму методической работы как школа молодого учителя являющейся составной частью системы повышения профессиональной компетентности учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.

Как известно, профессиональное становление молодого учителя проходит успешно тогда, когда ему предоставляется возможность в самореализации в педагогической деятельности. В связи с этим основными формами обучения в школе молодого учителя становятся интерактивные формы: интерактивная лекция, мастер-класс, ролевая игра, психологический тренинг, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческий отчет, открытый урок, защита методической разработки и другие. Однако это в основном групповые и коллективные формы методической работы, основной целью которых является обмен информацией и опытом работы. В процессе оказания методической помощи молодым учителям, на наш взгляд, наиболее целесообразно применение активных форм методической работы. Среди них следует отметить наиболее эффективные формы организации методической помощи молодым учителям в школе, которые имеют практическую направленность: деловая, ролевая игра, игра-практикум, организационно-деятельностная игра и т.п.

Достоинством таких форм является вариативность проигрываемых педагогических ситуаций, моделирование ситуаций, максимально приближенных к реальной педагогической практике и др. Проведение таких практикумов необходимо осуществлять под руководством квалифицированных кадров. Процесс организации проблемных семинаров и практикумов требует серьезной подготовительной работы.

На наш взгляд, основной формой методической работы при оказании помощи молодым учителям была и остается школа молодого учителя - система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого учителя. Как показывает практика, современные формы обучения, которые применяются в школе, предоставляют широкие возможности для совершенствования профессиональных качеств начинающих учителей, способствуют самореализации в педагогической деятельности. Поэтому среди основных форм обучения в школе молодого учителя следует выделить следующие интерактивные формы: интерактивная лекция, мастер-класс, ролевая игра, психологический тренинг, моделирование уроков и педагогических ситуаций, открытые уроки и другие.

Следует отметить, что основными функциями методической работы с начинающими учителями являются:

1) компенсаторная (ликвидация пробелов в подготовке учителя);

2) адаптационная (приспособление учителя к работе в новых условиях);

3) развивающая (развитие педагогического мастерства и творчества) [3].

Работа по формированию профессиональных умений и навыков у начинающих учителей проводится наиболее эффективно, если ее цель и задачи связаны с их затруднениями, возникающими в педагогической деятельности. Как показывает практика, диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности обязательны на каждом этапе деятельности школы молодого учителя. Это помогает в проектировании цели и задач, а также в определении основных направлений работы школы молодого учителя и в осуществлении индивидуального подхода.

Таким образом, в процессе организации методической работы по повышению профессиональной компетентности молодых учителей следует обеспечить поддержку в области:

1) практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности;

2) разработки программы собственного профессионального роста;

3) выбора приоритетной методической темы для самообразования;

4) освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании.

Как показывает исследование, при проведении методической работы по развитию профессиональной компетентности молодого учителя следует соблюдать следующую последовательность этапов:

- составить план работы с молодыми учителями;

- провести анкетирование и составить информационную карточку молодого учителя;

- организовать наставничество: закрепить учителей-наставников за молодыми учителями и организовать их работу.

- составить план работы молодого учителя;

- провести работу по Программе «Школа молодого учителя», которая является составной частью оказания методической помощи.

Современные нетрадиционные формы методической работы (психологические тренинги, педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя) позволяют значительно ускорить процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду школы. И он чувствует себя увереннее в процессе учебно-воспитательной работы, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате у молодых учителей наблюдается развитие профессиональной компетентности, профессиональный рост.

Выводы. Итак, качество образования в значительной степени определяется профессионализмом учителя. Поэтому методическая работа в современной школе должна быть направлена на развитие профессиональной компетентности молодых учителей.

Как показывает исследование, методическую работу по развитию профессиональной компетентности молодого учителя следует проводить в определенной последовательности.

В процессе развития профессиональной компетентности молодого учителя наряду с традиционными формами методической работы (беседы, консультации, посещение и обсуждение уроков) следует использовать новые нетрадиционные формы (психологические тренинги, педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя).

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Омега - Л, 2014. 134 с.

2. Большая советская энциклопедия / Под ред. Б.А. Введенского. 2е изд. М.: Большая советская энциклопедия, 1956. Т. 44. 672 с.

3. Дроздова Н.А. Школа молодого учителя // Методист. 2012. № 6. С. 55-57.

4. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. М.: МПСИ, 2005. 216 с.

5. Зимняя И.А., Лаптева М.Д., Морозова Н.А. Социальные компетентности, выпускников вузов в контексте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и проекта TUNING // Высшее образование сегодня. 2007. № 11.

6. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий. Челябинск: Издательство челябинского государственного университета, 2012. 131 с.

7. Лизинский В.М. О методической работе в школе. М.: Педагогический поиск, 2002. 160 с.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. 928 с.

9. Платунова Е.Ю. Материалы для организации работы с молодыми специалистами // Практика административной работы. 2012. № 4. С. 43-45

10. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. Пособие. М.: Центр педагогического образования, 2010. 448 с.

11. Сергеев А.Г. Компетентность и компетенции: монография / А.Г. Сергеев; Владим. гос. ун-т. Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. 107 с.

12. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для ст-ов вузов / В.А. Сластенин и др. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

13. Стрешинская И.В. Положение о наставничестве / И.В. Стрешинская, П.В. Зимина, И.В. Новиченко // Практика административной работы в школе. 2013. № 5. С. 28-30

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Грибина Галина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема развития профессионализма педагога в системе высшего образования. Обозначаются возможности и пути совершенствования педагога в психолого-педагогической деятельности педагога. Определены эффективные психолого-педагогические факторы развития профессионализма педагога в вузе. Обоснованы тенденции развития личности педагога как профессионала, выделены особенности развития профессионализма личности и профессионализма деятельности. Разработаны личностно-профессиональные рекомендации повышения уровня профессионализма педагога.

Ключевые слова: профессионализм педагога, высшее образование, психолого-педагогические факторы, профессиональное становление педагога, профессионализм деятельности, профессионализм личности.

An^tatton. The article deals with the actual problem of the development of teacher professionalism in the higher education system. The possibilities and ways of improving the teacher in the psychological and pedagogical activity of the teacher are indicated. The effective psychological and pedagogical factors in the development of the professionalism of a teacher at a university have been determined The tendencies of the development of the personality of the teacher as a professional are substantiated, the features of the development of the professionalism of the personality and the professionalism of the activity are highlighted. Personal and professional recommendations for increasing the level of teacher's professionalism have been developed.

Keywords: professionalism of a teacher, higher education, psychological and pedagogical factors, professional development of a teacher, professionalism of activities, professionalism of a person.

Введение. В современных условиях сферы образования система подготовки психолого-педагогических кадров должна следовать принципиально новым качественным требованиям. Совершенствование такой системы предлагает кардинально новые условия подготовки педагогов и повышение их уровня профессионализма.

Развитие профессионализма педагога не новое, но одно их центральных направлений в системе психолого-педагогической подготовки. Педагогическая наука стала уделять больше внимания эффективности будущей профессиональной деятельности. Предполагает новые технологии, техники, методы и средства обеспечения качественного образования будущих специалистов, влияет на личностно-смысловые ориентации педагогов, их взаимной деятельности с обучающимися.

Далеко не секрет, что профессионализм педагога обеспечивает полноценное освоение студентами профессиональных компетенций. Поэтому обращение к личностным особенностям, индивидуально-типологическим различиям педагогов, а также их профессиональным навыкам и мастерству способствует конкурентоспособности личности педагога и воспитанию личности студента в динамично изменяющемся мире.

Квалифицированный креативно мыслящий педагог осуществляет педагогическую деятельность в виде взаимного сотворчества, диалога, сотрудничества, взаимовыгодного и полезного обмена личностным и профессиональным опытом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.