Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность будущего учителя естествознания в условиях реализации ФГОС'

Профессиональная компетентность будущего учителя естествознания в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / SCIENCE TEACHER / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL POINT OF VIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моргачева Н. В.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессиональной компетентности будущего учителя естествознания в условиях реализации ФГОС. Проанализированы основные понятия профессиональной компетентности, выделены составляющие профессиональной компетентности будущего учителя естествознания. Автором предложены пути развития профессиональной компетентности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHER OF NATURAL SCIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF THE FSES

The article is devoted to actual problem of professional competence of future teacher of natural science in the implementation of the FSES. The basic concepts of professional competence, isolated components of professional competence of future teacher of natural science. The author suggests the ways of development of professional competence of the teacher.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность будущего учителя естествознания в условиях реализации ФГОС»

профессиональная компетентность будущего учителя естествознания

в условиях реализации фгос

Моргачева Н.В.

Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, г. Елец, Российская Федерация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессиональной компетентности будущего учителя естествознания в условиях реализации ФГОС. Проанализированы основные понятия профессиональной компетентности, выделены составляющие профессиональной компетентности будущего учителя естествознания. Автором предложены пути развития профессиональной компетентности педагога.

Ключевые слова: профессиональная компетентность; учитель естествознания; профессионализм; профессиональная точка зрения.

professional competence of future teacher of natural science in the implementation of the fses

Morgacheva N.V. Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation

The article is devoted to actual problem of professional competence of future teacher of natural science in the implementation of the FSES. The basic concepts of professional competence, isolated components of professional competence of future teacher ofnatural science. The author suggests the ways of development of professional competence of the teacher.

Keywords: professional competence; science teacher; professionalism; professional point of view.

В настоящее время, процесс модернизации российского образования предъявляет высокие требования к современному образовательному учреждению, требуя тем самым обеспечить высокое качество образования.

Достичь высокого качества образования вузы могут, только имея в своём кадровом составе постоянно развивающихся педагогов-специалистов, обладающих профессиональной компетентностью, готовых самосовершенствоваться, постоянно развиваться и внедрять в образовательный процесс интерактивные технологии.

Будущий учитель естествознания в современных условиях внедрения новых федеральных образовательных стандартов должен как минимум обладать следующими качествами:

• креативность, стремление к личностному росту;

• толерантность;

• мотивация и готовность к инновациям;

• понимание современных приоритетов образования;

• владение современными педагогическими технологиями;

• освоение новых интерактивных технологий с последующим успешным их внедрением в образовательный процесс.

В последнее время в системе образования выдвигаются требования о необходимости повышения квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности, которая является ведущим компонентом профессионального потенциала личности.

Продолжается спор между психологами, педагогами и учёными над вопросом, что такое профессиональная компетентность учителя. Одни характеризуют её как комплекс знаний, умений и способ выполнения профессиональной деятельности [3, 114], другие - как союз гуманистических убеждений, прогнозирования педагогической реальности, оперирование педагогическими технологиями, воплощение в практику индивидуального подхода и такого обучения, которое способно развивать обучающихся [2, 167], третьи - как достигнутую отметку индивидуальных умений и опыта человека, его стремление к знаниям и плодотворное отношение к делу [1, 202].

В приведенных выше понятиях «профессиональная компетентность», можно расставить реперные точки по-разному: с одной

стороны - на деятельность учителя, его владении знаниями, навыками, умениями в профессиональной деятельности; в других - на его личностных качествах. Каждое из понятий отражает теорию, образовательную практику и гуманистическую позицию учителя. В связи с этим, можно дать следующее определение профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность - это необходимое качество учителя, включающая в себя такие интегра-тивные характеристики, как овладение учителем профессиональными компетенциями, умением применять профессиональные знания в образовательной практике и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Именно от профессиональной компетентности зависит результативность образования.

Выделим составляющие профессиональной компетентности будущего учителя естествознания:

• Умение педагога оперировать нужными знаниями, умениями и навыками;

• Способность учителя реализовывать свои знания в практике;

• Профессиональная точка зрения.

Каждый педагог должен владеть необходимым набором знаний, умений и навыков. Это значит, что ему необходимо владеть методикой преподавания данного предмета, общепрофессиональными знаниями данной дисциплины, знать психологию, педагогику, дидактику и т.д. Это должен быть учитель, знающий свой предмет от корки до корки, умеющий в доступной форме преподать его ученикам, постоянно стремящийся к получению новых знаний в своей области и желающий учить своих учеников.

Учитель, который овладел этими умениями и навыками, применяет их в своей деятельности по-разному. Он строит модель урока, отбирая новые методы и инновационные формы работы в зависимости от индивидуальных и психологических особенностей учащихся.

Профессиональная точка зрения - система отношений педагога к определенным сторонам действительности, проявляемая в его поступках и поведении.

Профессиональная компетентность будущего учителя естествознания учителя предполагает направленность на успех, дости-

жения в своей профессиональной области, постоянное развитие и само совершенствование.

А.К. Маркова [4, 34] выделяет несколько видов профессиональной компетентности:

> Специальная компетентность (подразумевает владение профессиональной компетентностью на высоком уровне и постоянным саморазвитием);

> Социальная компетентность (предполагает сотрудничество педагога с окружающими, владение совместной профессиональной деятельностью и ответственностью за результаты своего труда);

> Личностная компетентность (овладение педагогом способами самовыражения личностного саморазвития);

> Индивидуальная компетентность (готовность педагога к постоянному профессиональному личностному росту в рамках своей профессии, постоянное совершенствование методов и приемов обучения).

Профессиональную компетентность в условиях реализации ФГОС, считает ученый, можно рассматривать как единство его профессиональной компетентности, компетентности в сфере естественнонаучных дисциплин и психолого-педагогической компетентности.

Суть профессиональной компетенции будущего учителя естествознания обусловлена квалификационной характеристикой. Это нормативная модель компетенции педагога, комплекс среднеарифметических требований к учителю на уровне его практического и теоретического опыта.

Таким образом, можно констатировать, что кризис профессиональной компетентностью испытывают многие учителя, уже работающие не первый год в образовательном учреждении, не обладающие достаточно развитыми профессионально значимыми качествами. Недостаточный уровень саморазвития педагогов, порой даже нежелание самосовершенствоваться приводит к пассивности образовательного процесса. А изменение стандартов предъявляют

новые требования к педагогическим кадрам и уровню профессиональной компетентности.

Исходя из современных требований к профессиональному уровню педагогов, определим основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

• Владение интерактивными формами и методам обучения;

• Владение приемами решения проектных задач;

• Работа в методических советах и творческих коллективах;

• Научно-исследовательская деятельность и новаторство;

• Всестороннее участие в работе различных интерактивных мероприятий.

Таким образом, сейчас возрастает потребность в квалифицированную, работающую в оригинальном режиме, творчески пластичную личность новатора-педагога. Профессиональный уровень учителя коренным образом влияет на социально-экономическое и духовное развитие общества. Возникает необходимость в таких условиях, при которых педагог легко осознает потребность в повышения уровня своих профессиональных качеств.

Список литературы

1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. Москва: Совершенство, 1998. 608 с.

2. Густокашина Л.А. Профессиональная компетентность педагога как ресурс повышения качества образования в современной школе / Л.А. Густокашина // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца: материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь). Часть I / под ред. Л.А. Косолаповой, Н.Г. Липкиной, Г.Ф. Похмелки-ной; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь: ПГПУ, 2009. С. 166-171.

3. Зеер Э.Ф. Становление личностно ориентированного образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука: Изв. Уральского научно-образовательного центра РАО. 1999. №1. С. 112-122

4. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М., 1996. 308 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.