10. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 2.
11. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 2.
12. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-5. С. 888-890.
13. Перевощикова Е.Н. Рейтинг-план как механизм оценивания степени сформированности компетенций // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 9.
14. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 8.
15. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Пулькина Е.Е. Социально-экономические и социокультурные факторы развития образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 376-379.
16. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. № 1. С. 97-103.
Педагогика
УДК: 37.082
доктор педагогических наук, доцент Каменская Елена Николаевна
Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Таганрог)
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В работе представлена развивающая психолого-педагогическая программа коррекции агрессивного поведения обучающихся, которая направлена на снижение агрессивности обучающихся и развитие у них навыков внутреннего самоконтроля и конструктивного поведения.
Ключевые слова: агрессивность, коррекция агрессивного поведения, коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа.
Annotation. the paper presents the developing psychological and pedagogical program correction of aggressive behavior of students, which is aimed at reducing the aggressiveness of students and developing their skills of internal self-control and constructive behavior.
Keywords: aggressiveness, correction of aggressive behavior, correctional-developing psychological and pedagogical program.
Введение. Проявления агрессии у обучающихся подросткового возраста является острой проблемой для образовательных учреждений и общества в целом. У определенной категории обучающихся агрессия трансформируется в устойчивое качество личности [1, с. 496]. В результате снижается продуктивность личности, которая не раскрывает свой потенциал в полной мере, нарушается полноценное общение, проявляются личностные деформации.
Изложение основного материала статьи. Результатом представленной авторской программы являются позитивные поведенческие изменения у обучающихся. Реализуется программа комплексно, поскольку осуществляется позитивное воздействие на окружение, в котором развивается личность, коррекционная работа эффективно осуществляется благодаря сотрудничеству педагогов и родителей (консультации с которыми проводятся в течение всего коррекционного процесса). Возраст участников данной программы -обучающиеся от 15 до 18 лет, их родители, педагоги. Количество участников программы: 15-20 обучающихся.
Цель программы: снизить уровень агрессивности обучающихся с помощью совместных усилий психологов, педагогов, родителей, обучающихся, участвующих в данной программе. Оптимизация отношений между обучающимися, педагогами и родителями осуществляется с помощью тренинговых занятий. Родители и педагоги на практических занятиях развивают свои умения эффективного поведения и корректного реагирования на агрессивные проявления в поведении подростков.
Задачи программы:
1) снижение агрессивности и тревожности с помощью снятия напряжения, осознание и развитие собственной индивидуальности, формирование уверенности в своих силах;
2) развитие положительного восприятия себя на основе собственных личностных достижений;
3) переосмысление роли и позиции обучающегося, педагога, родителя;
4) развитие понимания психологического состояния и поведения другого человека;
5) развитие навыков взаимопонимания и взаимоуважения у обучающихся, педагогов, родителей;
6) развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
7) развитие навыков общения и готовности к диалогу у обучающихся, педагогов, родителей, направленного на обсуждение проблемных ситуаций в школе и семье.
Представленная коррекционно-развивающая программа основывается на принципах природосообразности и культуросообразности, принципах индивидуально-личностного подхода и ценностно-смысловой направленности, а также принципах самоактуализации, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.
Основные направления коррекции агрессивного поведения обучающихся:
1. Понижение уровней агрессивности и личностной тревожности.
2. Развитие эмпатии, навыков осознания эмоций и чувств как своих, так и других людей.
3. Развитие позитивной оценки своей личности.
4. Развитие навыков выражения гнева безопасными, социально-приемлемыми способами, а также умений правильного оценивания и реагирования на проблемную ситуацию.
5. Формирование умений контролировать свои деструктивные эмоции и управлять своим гневом.
6. Развитие навыков конструктивного поведения в проблемной ситуации, устранение деструктивных моделей поведения.
Занятия по программе способствуют понижению уровней агрессивности и тревожности обучающихся с помощью совместной работы психологов, педагогов, родителей, которые участвуют в данной программе. С помощью тренинговых занятий, ролевых игр участники программы развивают умения позитивно воспринимать себя на основе личностных достижений, понимать и уважать себя и других людей, умения находить правильные выходы из проблемных ситуаций.
Комплексность предложенной коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы позволяет добиться значительных результатов.
Программа включает в себя различные виды деятельности педагога-психолога, план занятий для обучаемых, педагогов, родителей, описание целей, задач и предполагаемых результатов.
Комплексность предложенной программы позволяет добиться значительных результатов. В программе представлены три блока: работа с обучаемыми, педагогами, родителями.
Основные виды деятельности психолога в рамках реализации данной программы представлены в табл. 1.
Таблица 1
№ Мероприятие Кол-во часов Цель Участники Формы работы
1. Диагностика агрессивного поведения 2 Выявление обучаемых, проявляющих агрессивное поведение Обучающиеся Групповая диагностика
2. Групповое 2 Психологическое Классные Групповая
консультирование просвещение руководители, работа
педагогов по вопросам создания психолого- педагоги (семинар, проблемная
педагогических условий для обучающихся, лекция)
проявляющих
агрессивность
3. Индивидуальные 5 Психологическое Классные Индиви-
консультации для просвещение руководители, дуальное
педагогов по вопросам педагоги консуль-
создания условий для обучающихся, тирование
проявляющих
агрессивность (в том
числе, по результатам диагностики)
4. Групповое консультирование родителей по вопросам создания психолого-педагогических условий для обучающихся, проявляющих агрессивность 2 Психологическое просвещение Родители Групповая работа (семинар, проблемная лекция)
5. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам создания условий для обучающихся, проявляющих агрессивность (в том числе, по результатам диагностики) 5 Психологическое просвещение Родители Индивидуальное консультирование
6. Тренинг конструктивного высвобождения гнева 2 Обучение конструктивным способам высвобождения гнева Обучающиеся Групповая / индивидуальная
7. Тренинг преодоления агрессивности 2 Снижение агрессивности Обучающиеся Групповая / индивидуальная
8. Тренинг обучения навыкам конструктивного поведения, развития эмпатии 2 Обучение навыкам конструктивного поведения Обучающиеся Групповая / индивидуальная
9. Тренинг развития умения сосредоточиться на сверстнике 2 Развитие навыков общения Обучающиеся Групповая / индивидуальная
10. Тренинг развития умения действовать с учетом потребностей, 2 Развитие взаимопонимания в общении и навыков Обучающиеся Групповая / индивидуальная
интересов и поведения других людей конструктивного поведения
11. Тренинг развития общих эмоциональных переживаний и взаимопомощи 2 Развитие взаимопонимания в общении и навыков конструктивного поведения Обучающиеся Групповая / индивидуальная
12. Тренинг развития навыков взаимопомощи в совместной деятельности 2 Развитие взаимопомощи в совместной деятельности Обучающиеся Групповая / индивидуальная
13. Игровая терапия агрессии 2 Снижение агрессивности Обучающиеся Групповая
14. Диагностика агрессивного поведения (повторная) 2 Оценка результативности коррекционно- развивающей психолого- педагогической программы Обучающиеся Групповая диагностика
Итого: 34 ч.
Методы коррекции агрессивного поведения обучающихся в рамках предлагаемой коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы включают:
1. Игровую терапию, направленную на развитие навыков продуктивного контакта и умение изменять свое поведение в ситуациях, вызывающих агрессию.
2. Обучение конструктивным способам высвобождения гнева. Можно использовать следующие способы выражать гнев: бить по подушке, рвать газету, комкать бумагу, ударить ногой подушку или консервную банку, писать на бумаге все слова, которые хочется высказать в гневе, рисовать чувство гнева. Важно стимулировать обучаемого сопровождать эти физические действия вербальными - произносить, выкрикивать какие-нибудь слова, выражающие гнев и обиду. Необходимо позволить обучаемому осознавать и понимать свой гнев, а не избегать его. Это первый шаг к тому, чтобы чувствовать себя сильным и цельным. Далее ему необходимо научиться оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым проявлением гнева или проявлением его в социально приемлемой форме.
Можно попросить обучаемого изобразить свое чувство гнева или то, что это чувство у него вызывает, или то, что он делает в состоянии гнева. Рисунок может стать отправной точкой для обсуждения индивидуальных способов выражения гнева, причин злости. Символическое выражение гнева в рисунке способствует освобождению от него. Обучаемого также просят идентифицировать себя с изображенным предметом или персонажем и рассказать о нем от своего имени.
Прямое выражение гнева в физических и вербальных действиях становится основой для возникновения положительных чувств, открытых, доверительных и дружеских отношений.
В коррекции агрессии применима техника двух стульев. На один из них садится обучаемый, а второй стул - пустой. Обучаемый представляет, что на пустом стуле сидит, например, родитель (значимый партнер) и старается прямо выразить ему свои чувства, жалобы и желания. С той же целью можно использовать рисование, куклу, воображаемую фигуру или мелок и доску. После того как он сделает это, следует предложить ему пойти домой и сказать все это прямо родителю.
3. Обучение неагрессивным способам выражения чувства и сообщение другим о том, как их поведение повлияло на него. Нужно просто заменить разоблачительные высказывания, начинающиеся с местоимения «ты», на высказывания, начинающиеся с местоимения «я», например: «Я зол!» или «Когда ты так говоришь, я раздражаюсь». В этом случае обучаемый выразит свои чувства так, что другому человеку будет легче отреагировать на них позитивно.
4. Обучение родителей, педагогов правильно реагировать на агрессивное поведение обучаемого и подкреплять его неагрессивное поведение. Например, подкреплять желательное поведение ребенка можно, используя положительные формулировки («Если уберешь свою комнату, то можешь играть») вместо отрицательных («Если не сделаешь уборку в своей комнате, я уничтожу»).
5. Тренинг самоконтроля для педагогов, родителей, которые сами демонстрируют агрессивное поведение. Чтобы контролировать поведение детей, таким родителям и педагогам необходимо научиться управлять своим собственным поведением. Задачи, которые решаются в ходе тренинга самоконтроля для родителей и педагогов:
1) анализ примеров агрессивного поведения родителей с помощью просмотра видеозаписей их взаимодействия с ребенком,
2) анализ предшествовавших агрессивному поведению событий при помощи видеозаписей,
3) прерывание просмотра видеозаписи при отображении на экране события и расслабление в течение 5 минут,
4) регистрирование всех случаев агрессивного поведения в домашних условиях и их анализ,
5) отработка моделей реагирования на проявление агрессии (например, выйти из комнаты) при появлении первых признаков предшествовавших агрессивному поведению событий и расслабление в течение 5 минут.
Основные модули предлагаемой коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы:
I. Тренинг конструктивного высвобождения гнева. Работа с агрессивными обучаемыми начинается с этапа высвобождения гнева. На данном этапе обучаемый раскрывает свои скрытые переживания (обиды, разочарования, боль, переживание отверженности). За агрессивным поведением, часто, маскируется боль, разочарование, отверженность. На этом этапе они обучаются приемлемым способам выражения гнева с помощью следующих упражнений: «Пластическое изображение гнева», «Рисование своего гнева», «Этюды под музыку», «Подушечные бои», «Высвобождение гнева» и др.
II. Тренинг преодоления агрессивности (групповая работа). На данном этапе обучающиеся в группе осваивают способы преодоления агрессивности с помощью следующих упражнений: «Стоп», «Закрепление правил в ролевой игре» и др.
III. Тренинг обучения навыкам конструктивного поведения, развития эмпатии. На этом этапе обучающиеся развивают навыки осознания чувств (своих и других людей), а также навыки конструктивного поведения с помощью следующих упражнений: «Проблемные ситуации», «Работа с фотографиями», «Агрессор и жертва» и др.
IV. Тренинг развития умения сосредоточиться на сверстнике реализуется с помощью следующих упражнений: «Зеркало», «Испорченный телефон», «Разговор сквозь стекло», «Радио» и др.
V. Тренинг развития умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других людей. Рекомендуемыми упражнениями являются: «Сороконожка», «Лепим скульптуры», «Работаем вместе», «На тропинке», «Мостик», «Часы», «Сиамские близнецы» и др.
VI. Тренинг развития общих эмоциональных переживаний, сопереживания и взаимопомощи. Рекомендуемыми упражнениями являются: «Шляпа волшебника», «День помощника» и др.
VII. Тренинг развития навыков взаимопомощи в совместной деятельности. Рекомендуемыми упражнениями являются: «Рукавички», «Мастер и подмастерья» и др.
VIII. Игровая терапия агрессии (индивидуальная работа). Рекомендуемыми направлениями являются: рисование и лепка из глины (обучаемого просят изобразить в рисунке или глиняной фигуре свой гнев и ярость), сочинение историй с помощью предметов, игра «Разозлись», техника «Рассерженные шарики» и др.
Родители и педагоги могут присутствовать на занятиях, получать информацию об основных процессах, событиях в ходе программы, рекомендации от психолога. Психолог (ведущий группы) должен получать информацию о выполнении его рекомендаций. Он несет ответственность за психологическую атмосферу в классе, за приемы и техники, используемые на занятиях. Требуется соблюдение этического кодекса, прав всех участников программы.
Для реализации предлагаемой программы необходимы: пакет диагностического инструментария; картотека игр и упражнений по снижению агрессивности обучаемых; стимульный и раздаточный материал к занятиям.
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы: интерактивная доска, проектор; необходимые материалы для тренинговых занятий (подушки, шарики и т.д.); компьютер, принтер, бумага для подготовки раздаточного материала.
Выводы. Результаты реализации программы:
Итоговые: уменьшение уровня агрессивности, тревожности и позитивные поведенческие изменения у обучающихся, оптимизация общения и отношений между обучающимися, педагогами и родителями благодаря позитивному воздействию на окружение, в котором развивается личность.
Промежуточные: увеличение уровня уверенности в себе у обучающихся за счет осознания и развития собственной индивидуальности, формирование позитивного восприятия себя на основе личностных достижений, переосмысление роли и позиции обучающегося, педагога, родителя, развитие навыков взаимопонимания и взаимоуважения, умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме, развитие навыков общения и готовности к диалогу у обучающихся, педагогов, родителей, направленного на обсуждение проблемных ситуаций в школе и семье.
Система организации контроля реализации программы предполагает отслеживание основных результатов снижения агрессивности обучаемых через наблюдение, беседы с педагогами, родителями и диагностические процедуры.
Литература:
1. Рудникова В.В Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности формирования и развития // Молодой ученый. - № 10. - 2014. - С. 495-499.
Педагогика
УДК 378
кандидат филологических наук, начальник отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела Кодоева Арина Черменовна
Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Калининград); кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебной работе Магомедова Рагинат Магомедовна
Северо-Кавказский институт (филиал) ФГОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) в г. Махачкала» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент Цамаева Асет Аюбовна
ГБУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования» (г. Грозный)
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЮРИСТА
Аннотация. К современному юристу выдвигаются многочисленные требования, закреплённые как в нормативных актах, так и в сознании общества, в требованиях, которые выдвигаются к моральному облику юриста. На основании проведённого анализа в качестве основных моральных ценностей, нравственных качеств будущего юриста следует назвать совесть, ответственность и справедливость как базовые качества, составляющие «ядро» личностного и профессионального развития юриста. Указанные качества могут развиваться в процессе обучения, соответственно, правильно организованный образовательно-воспитательный процесс будет способствовать повышению моральных и профессиональных качеств юриста, что, в свою очередь, будет способствовать эффективности реализации профессиональной деятельности юриста.
Ключевые слова: профессиональная этика, юрист, будущий специалист, профессиональная мораль. Annotation. Numerous requirements are put forward to the modern lawyer, enshrined both in regulatory enactments and in the public consciousness, in the requirements that are put forward to the moral character of the