-(WFi-
УДК 34:159.9
ЮРИДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИВНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
LEGAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF TEENAGERS AGGRESSIVE BEHAVIOR
© Анненкова Виктория Геннадьевна
Victoria. G. Annenkova
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры права и правоприменительной деятельности, Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (г. Энгельс).
DSc (Law), Professor, Professor of the Department of law and law enforcement, Volga Region Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation (Engels).
Аннотация. В статье рассматриваются разноплановые аспекты агрессивности подростков в современном обществе. Автор предлагает обзор исследований по рассматриваемой тематике, исследует существующие коррекционные программы по работе с агрессивными детьми и подростками, представляет собственное мнение об юридических и психологических особенностях агрессивности поведения подростков.
Ключевые слова: агрессивность, психокоррекция, девиантное поведение, медиабезопасность, преступление.
Abstract. The article deals with diverse aspects of teenagers aggression in modern society. The author offers the research overview concerning the proposed topic, examines existing correctional programs, used for working with aggressive children and teenagers, presents his own opinion on legal and psychological features of teenagers aggressive behavior.
Key words: aggressiveness, psychocorrection, deviant behavior, media security, crime.
В современной действительности растёт число детей с признаками повышенной агрессивности, что вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни детей; кризисом семейного воспитания; невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей; биологическими факторами.
По данным прокуратуры, несовершеннолетние в России ежегодно совершают (или участвуют) более чем 40 тысяч преступлений. Как показывает анализ, большинство несовершеннолетних (83 процента) в 2019 году совершили преступления против собственности, 8 процентов - против жизни и здоровья, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков - более 4 процентов.
О серьёзности ситуации говорит и выросшее почти до 145 тысяч число подростков, поставленных в прошлом году на учёт подразделениями по делам несовершеннолетних. Из них более чем 70 тысяч совершили административ-
ные правонарушения, не достигнув 16-летнего возраста [2, с. 67].
Университетом прокуратуры РФ, исходя из возрастных особенностей, недостатка жизненного опыта, повышенной внушаемости, сочетающейся с оппозиционным отношением к запретам и предписаниям [4, с. 305], разработан на основе статистики психологический портрет личности малолетнего преступника, который по многим параметрам существенно отличается от взрослых «коллег».
В сентябре сотрудниками ФСБ задержаны 11 школьников, которые готовили теракты к 1 сентября на линейках. В ходе обысков были обнаружены огнестрельное и холодное оружие, а также фотографии одноклассников, которых приговорили к смерти. В ходе операции задержаны были не только 11 школьников, но и те, кто входили в закрытое интернет-сообщество одной из социальных сетей, те, кто непосредственно склонял подростков к данному преступлению.
Ранее в Волгограде в 2020 году был задержан 14 летний подросток, который также
планировал атаку на школу. В ходе обыска у него нашли самодельную бомбу и другое оружие, а также средства связи и рукописные записи содержащими инструкции по организации вооружённых нападений.
Также в сентябре 2020 года в Красноярском крае ФСБ предотвратило теракт, который 15-летний учащийся планировал провести 1 сентября на школьной линейке.
Там же некоторое время назад в поле зрения Красноярских силовиков попала компания подростков в возрасте от 14 до 16 лет, которая состояла в закрытой интернет-группе «Колумбайн».
Проблема агрессивности не является новой или малоизученной проблемой. Её изучение берёт начало в 60-х годах XX века на Западе, а затем в России.
Наиболее полной и распространённой классификацией агрессии является типология авторов А. Басса и А. Дарки, которая легла в основу психологического опросника, на выявление агрессивности личности. Авторами выделено 5 основных видов агрессии: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия
На медиапространстве много всего, что психологически калечит подростков.
На одном из совещаний под руководством секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева, где обсуждали эту проблематику было отмечено, что девиантному поведению несовершеннолетних способствуют пропагандируемая в социальных сетях криминальная субкультура. По его мнению, необходимо создать новую информационную политику, направленную на молодёжную аудиторию и её медиабезопасность.
Решением проблемы в этой ситуации является психологическая коррекция агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Обозначим сущность и значение термина «психологическая коррекция».
По мнению А. А. Осиповой, психокоррекция включает в себя систему мероприятий, которые направлены на исправление недостатков поведения человека. Психокоррекция осуществляется с помощью различных специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, которые не имеют органической основы и не представляют собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано
и в дальнейшем практически не изменяются [2, с. 7].
Коррекционная работа очень часто организуется с агрессивными детьми и подростками в рамках общеобразовательных учреждений.
Задачами коррекционной работы с агрессивными детьми, по мнению И. Р. Сорокиной и О. О. Григорьевой, являются [3, с. 1041-1043]:
1. Обучение детей и подростков приёмам регулирования собственного эмоционального состояния с помощью дыхательных упражнений и других более сложных форм тренировки.
2. Формирование и закрепление альтернативных способов поведения в тех ситуациях, которые провоцирует агрессивность у детей и подростков. Решение данной задачи реализуется через демонстрацию альтернативных моделей поведения и проигрывание конфликтных и критических ситуаций.
Коррекция бывает педагогической и психологической.
Педагогическая коррекция подразумевает совокупность педагогических воздействий, которые направлены на исправление различных недостатков, отклонений в развитии и формирование новых, более адекватных моделей поведения.
Педагогическая коррекция включает в себя комплекс психологических воздействий, методов (субъективно-прагматический метод, метод естественных последствий, метод возмещения, «трудовой» метод), направленных на человека с целью изучения его взглядов, жизненных установок, развития психических функций.
Методами психологической коррекции выступают [3, с. 26-27]:
- различные игры;
- изъятие ребёнка из существующего привычного окружения и помещение в корректирующую среду, группу. Данный метод имеет эффективность в ситуациях, когда наблюдается связь между проявлением агрессивности и ближайшим окружением, особенно если причиной агрессии является семья. Тренинг навыков, сюжетно-ролевые игры, групповые дискуссии и так далее;
- творческое самовыражение, которое реализуется посредством рисования, конструирования, занятиями музыкой и так далее. На сегодняшний день, активно применяется арт-терапия различной направленности;
- сублимирование в социально-одобряемую деятельность, которой может являться труд, спорт, общественные работы, социальные работы (уход за больными). При сублимировании в спорт необходимо выбирать командные виды, такие как футбол и баскетбол, которые требуют высокого уровня сотрудничества. Следует избегать индивидуального вида спорта, например, бокс и карате, которые являются достаточно агрессивными.
%
sisi®'
И. Р. Сорокина и О. О. Григорьева в своих исследованиях констатируют тот факт, что кор-рекционная работа агрессивного поведения подразумевает комплекс методов, которые можно гибко чередовать и комбинировать в зависимости от специфики, вида и особенностей меняющегося поведения подростка. При работе с подростками должны учитываться такие характерологические особенности подростков, склонных к агрессии, как ограниченный выбор форм поведения в сложных и проблемных ситуациях, отсутствие контроля или его низкий уровень над эмоциями, неразвитую эмпатию или её отсутствие, а также тревожность. При организации коррекционной работы с подростком необходимо учитывать его интересы, способности и особенности характера [3, с. 1041-1043].
По мнению Р. Ш. Турдубаевой, коррек-ционную работу с агрессивными подростками необходимо проводить в комплексе и тесном взаимодействии разных специалистов, а также социальных институтов общества.
На наш взгляд, с этим трудно не согласиться. Окружение, особенно педагоги и родители должны быть информированы об особенностях агрессивных подростков, проводимой коррекци-онной работе и осведомлены о рекомендуемых мерах по общению с агрессивными подростками.
При организации психологической кор-рекционной работы с агрессивными подростками следует особое внимание уделить содержанию составляемой программы, а именно подбору упражнений.
На сегодняшний день существует различные коррекционные программы для работы с агрессивными детьми и подростками. Они могут включать коммуникативные упражнения; упражнения, направленные на релаксацию; арт-терапевтические упражнения и так далее.
Как правило, каждый автор формирует свою собственную программу, подбирая различные игры, упражнения и задания, исходя из возраста и других особенностей участников коррекционной группы. Рассмотрим некоторое примеры таких программ.
Например, в исследовании К. Ю. Гуляевой, была составлена программа коммуникативного тренинга для коррекции агрессивных подростков 12-15 лет, в которую включались упражнения по работе с отрицательными эмоциями ребёнка, переработке имеющихся скрытых обид; упражнения, направленные на формирование навыков самоконтроля, саморегуляции, управления собственными эмоциями; упражнения, направленные на формирование поведенческого уровня; релаксационные упражнения, а также приёмы, формирующие конструцктивные модели поведения, расширяющие набор поведенческих реакций в трудных ситуациях.
Отдельное место в работах этого автора отводится формированию позитивной оценки. Упражнения этого блока позволяют сформировать адекватную позитивную самооцен-
ку, поскольку у агрессивных детей образ «Я», как правило искажён и носит отрицательный окрас. Методы и техники: «Я горжусь тем, что», «Ассоциации», «Я очень хороший».
В завершение исследования, автор делает вывод о том, что в коррекционной работе с агрессивными подростками необходимо воздействовать на эмоциональную, поведенческую и когнитивные сферы личности, а для этого важно подбирать упражнения, направленные на: отреагирование гнева, обучение конструктивным формам выражения негативных эмоций, развитие эмпатии и позитивной самооценки, и расширении поведенческих моделей реагирования в сложных ситуациях.
В различных авторских коррекционных программах по работе с агрессивными детьми и подростками также включают психогимнастические упражнения. М. И. Чистякова даёт следующее определение понятия психогимнастики: «это курс, который включает специальные занятия с играми, этюдами и упражнениями, имеющими развивающую и коррекционную направленность как познавательной, так и эмоционально-волевой сферы [7, с. 5]. Тем самым психогимнастические упражнения позволяют обучить навыкам управления эмоциями и саморегуляции.
Психогимнастика, разработанная Г. Юно-вой и модифицированная М. И. Чистяковой рассматривает занятия, которые включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. По мнению авторов, на первой фазе необходимо снять имеющееся напряжение (бег, ходьба и прочее), затем через пантомимику изобразить свой страх, растерянность и другие чувства, и на последнем этапе закрепить чувства принадлежности к группе. Т. П. Смирнова выделяет следующие направления коррекционной работы с агрессивными детьми и подростками, в соответствии с их характерологическими особенностями [7, с. 21-25]:
1. Первое направление состоит в снижении уровня личностной тревожности. Как правило агрессивные дети и подростки отличаются высоким уровнем тревожности, а для подростка тревожность может выступать ещё и возрастной особенностью проживания пубертатного кризиса. Помимо этого, агрессивные подростки чувствительны к негативным взглядам по отношению к ним и воспринимают мир как угрожающий и опасный.
В этом направлении целесообразно использовать релаксационные техники.
2. Второе направление связано с осознанием собственных чувств и развитием эмпатии, поскольку у агрессивных детей и подростков как правило низкий уровень эмпатии, и они слабо осознают собственные эмоции.
В этом блоке уместным является проводить работу с фотографиями, раскрывающими разные эмоции, придумывать истории с эмоциональными состояниями, рисовать, лепить эмоции,
пластически изображать эмоции, разыгрывать сцены и использовать ролевые игры по теме эмоций.
3. Следующее направление связано с формированием позитивной самооценки. Для агрессивных подростков характерна неадекватная самооценка и они отличаются установкой, что окружающих негативно их воспринимают.
В этом направлении можно применять упражнения, направленные на позитивное формирование «Я-образа», использовать поощрения и награды за успехи («альбом успехов», «аплодисменты»), а также включать детей в секции, кружки и студии по интересам.
4. Обучение отреагированию гнева конструктивным способом. В связи с тем, что агрессивные подростки «застревают» на одной ситуации и порой неспособны видеть последствия своих действий, важно расширять их поведенческие модели реагирования и проводить связь между действиями и возможными последствиями. Методы и техники: «канализация агрессии», пластическое выражение гнева, техники «арт-терапии» и гештальт-терапии.
5. Управление гневом. Поскольку агрессивные подростки отличаются слабым контролем собственных эмоций, в этом блоке проводятся релаксационные техники. К ним относятся мышечная.
6. Поведенческая терапия, направленная на расширение поведенческих моделей реагирования в конфликтных ситуациях. Методы и техники: игры с элементами соперничества, блокнот самонаблюдения, включение в спортивные секции.
7. Работа с родителями и педагогами, поскольку они являются окружением агрессивного ребёнка. Информирование, обучение распознавания эмоциональных состояний, обучение навыкам «активного слушания», использование метода «поощрения и убеждения» вместо наказания, рекомендации, например, включение в спортивные секции агрессивных детей.
При организации коррекционной работы с агрессивными подростками важно учитывать следующие принципы:
- установление контакта с участниками;
- уважительное отношение к личности участников коррекционной группы;
- внимание к внутреннему миру участников;
- сотрудничество - оказание конструктивной помощи в отреагировании сложных ситуаций, выработке навыков саморегуляции и самоконтроля.
Тем самым, нами рассмотрены основные направления, по которым можно проводить коррекционную работу с агрессивными подростками. Первая типология включает 5 направлений, вторая - 6 направлений и также добавлено направление с психогимнастическими упражнениями.
Анализ представленных выше направлений, позволяет обозначить, что некоторые направления очень схожи, например, в отреа-гировании гнева, формировании позитивной самооценки, развитии эмпатии и так далее. Направления имеют различные названия, но несут в себе схожий смысл.
Так на основе представленных направлений нами были выделены следующие блоки коррекционной работы с агрессивными подростками, по которым будет составлена наша комплексная программа. Комплексной она была названа, поскольку включает в себя сразу несколько направлений (работу с эмпатией, самооценкой, релаксационные упражнения и так далее), а не только какое-то одно направление.
Направления комплексной коррекци-онной программы по работе с агрессивными подростками:
1) эмоциональная направленность (высвобождение от отрицательных эмоций) и снижение уровня тревожности;
2) упражнения, направленные на развитие самоконтроля, саморегуляции и эмпатии;
3) релаксационные упражнения, направленные на расслабление и снятие мышечного напряжения;
4) поведенческая направленность. Упражнения на расширение конструктивных поведенческих форм реагирования в сложных ситуациях;
5) психогимнастические упражнения, имеющие направленность закрепить принадлежность к группе;
6) отдельным направлением было выделено формулирование рекомендаций родителям агрессивных подростков и педагогам по работе с ними.
Таким образом, под психологической коррекцией следует понимать целенаправленное психологическое воздействие психолога на определённые психологические структуры личности, осуществляемое с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Коррекционная работа агрессивного поведения подразумевает комплекс методов и ряд направлений.
Материалы поступили в редакцию 05.10.2020 г.
%
SIS4Ü'
Библиографический список (References)
1. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. -3-е изд., перераб. и доп. -СПб. : Питер, 2006. - 944 с. - ISBN 5-318-006949. - Текст : непосредственный.
2. Осипова, А. А. Общая психокоррекция : учебное пособие / А. А. Осипова. - М. : Сфера, 2008. - 512 с. - ISBN 5-89144-100-4. - Текст : непосредственный.
3. Сорокина, И. Р. Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции / И. Р. Сорокина, О. О. Григорьева. - Текст : электронный // Молодой учёный. - 2016. -№ 9. - С. 1041-1043. URL: https://moluch.ru/ archive/113/29326/ (дата обращения: 14.12.2019).
4. Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности : учебное пособ. для специалистов и дилетантов / Г. Э. Бреслав. - СПб. : Речь, 2007. - 144 с. - ISBN 5-9268-0317-9. - Текст : непосредственный.
5. Турдубаева, Р. Ш. Профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков / Р. Ш. Тупдубаева. - Текст : непосредственный // Известия Вузов Кыргызтана. - 2017. - № 5-1. -С. 158-160. - ISSN 1694-7681.
6. Гуляева, К. Ю. Агрессивность в подростковом возрасте и её коррекция / К. Ю. Гуляева. -Текст : электронный // ОНВ. - 2007. - № 3 (55).
- С. 107-110. - URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/agressivnost-v-podrostkovom-vozraste-i-ee-korrektsiya (дата обращения: 14.12.2019).
- elSSN 2541-7541.
7. Чистякова, М. И. Психогимнастика : метод. пособие / М. И. Чистякова, М. И. Буянова. - 2-е издание. - М. : Просвещение, 1995. - 160 с.- ISBN 5-09-006683-3. - Текст : непосредственный.
1. (2006). Psihoterapevticheskaja jenciMopedija / pod red. B. D. Karvasarskogo. -3-e izd, pererab. i dop. [Psychotherapeutic encyclopedia / ed. by B. D. Karvasarsky]. SPb. Piter. 944 p. - ISBN 5-31800694-9.
2. Osipova, A. A. (2008). Obshhaja psihokor-rekcija : uchebnoe posobie [General psychocorrection]. Moscow. Sfera. 512 p. ISBN 5-89144100-4.
3. Sorokina, I. R., Grigor'eva, O. O. (2016).
Agressivnoe povedenie v podrostkovom vozraste i metody korrekcii [Aggressive behavior in adolescence and methods of correction]. Molodoj uchjonyj. No 9. P. 1041-1043. URL: https://moluch. ru/archive/113/29326/ (accessed 14 December, 2020).
4. Breslav, G. Je. (2007). Psihologicheskaja korrekcija detskoj i podrostkovoj agressivnosti : uchebnoe posob. dlja specialistov i diletantov [Psychological correction of child and adolescent aggressiveness: textbook. for specialists and amateurs]. SPb. Rech'. 144 p. ISBN 5-9268-0317-9.
5. Turdubaeva, R. Sh. (2017). Profilaktika i korrekcija agressivnogo povedenija podrostkov [Prevention and correction of aggressive behavior of teenagers]. Izvestija VuzovKyrgyztana. No 5-1. P. 158-160. ISSN 1694-7681.
6. Guljaeva, K. Ju. (2007). Agressivnost' v podrostkovom vozraste i ejo korrekcija [Aggressiveness in adolescence and its correction]. ONV. No 3 (55). P. 107-110. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/agressivnost-v-podrostkovom-vozraste-i-ee-korrektsiya (accessed 14 December, 2020). eISSN 2541-7541.
7. Chistjakova, M. I., Bujanova, M. I.
(1995). Psihogimnastika : metod. posobie [Psychogymnastics: method. manual]. Moscow. Prosveshhenie. 160 p.ISBN 5-09-006683-3.