УДК 159 Зайцева К.А., Калинина Т.В.
Зайцева К.А.
студентка психолого-педагогического факультета Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
(г. Нижний Новгород, Россия)
Калинина Т.В.
канд. педог. наук, доцент кафедры общей и практической психологии
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
(г. Нижний Новгород, Россия)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ СВЕРСТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
Аннотация: в работе рассматриваются аспекты психолого-педагогического обеспечения эффективного группового взаимодействия подростков сверстников в условиях школы, анализируются проблемные аспекты, предлагаются пути решения.
Ключевые слова: подростки, школа, групповое взаимодействие, проблемы, пути решения.
Взаимодействие между взрослыми и старшеклассниками в школьной среде представляет собой жизненно важную область для укрепления взаимопонимания, уважения и сотрудничества. По мере того, как старшеклассники преодолевают сложности подросткового возраста, их отношения со взрослыми - учителями, консультантами или другими сотрудниками - играют ключевую роль в формировании их академических
достижений, эмоционального благополучия и социального развития. Стоит отметить, что взаимодействие не обходится без проблем [2, с. 122].
На этом этапе старшеклассники часто стремятся к большей самостоятельности и самоутверждению, но при этом нуждаются в руководстве и поддержке для принятия взвешенных решений и развития основных жизненных навыков. Взрослым же приходится балансировать между авторитетом и эмпатией, обеспечивая конструктивное и уважительное взаимодействие и удовлетворяя при этом разнообразные потребности своих учеников. В таких обстоятельствах психолого-педагогическая помощь становится незаменимой. В рамках этого подхода особое внимание уделяется созданию среды, в которой взрослые и старшеклассники могут вести содержательный диалог, строить доверительные отношения и совместно работать над достижением общих целей.
Развитие эффективного группового взаимодействия между подростками в рамках их взаимоотношений является важнейшим аспектом их социального и личностного роста. Подростки сталкиваются с многочисленными проблемами при определении своего места в группах сверстников, на что часто влияет их эмоциональное, психологическое и когнитивное развитие. Проблемы могут проявляться в виде трудностей в общении, конфликтов внутри группы или трудностей в установлении доверия и взаимного уважения [1, с. 3].
Ключевым фактором поддержки подростков является развитие их способности понимать свои эмоции и управлять ими, поскольку эмоциональная регуляция является основой здоровой групповой динамики. Подростки часто испытывают повышенную чувствительность к межличностной обратной связи, что может приводить к недопониманию и конфликтам. Психологическая помощь, например, консультации по профориентации или семинары, посвященные эмоциональному интеллекту, могут дать им инструменты, позволяющие лучше ориентироваться в таких ситуациях. Когда ученики учатся распознавать свои эмоции и понимать эмоции других, они с большей
вероятностью смогут построить крепкие и благоприятные отношения со сверстниками [3, с. 300].
Педагогическая поддержка также играет важную роль в улучшении групповых взаимодействий. Учителя могут создавать возможности для структурированного сотрудничества, поощряя учащихся к совместной работе в различных группах над проектами или видами деятельности, требующими коллективных усилий. Намеренно разрабатывая задания, которые подчеркивают сильные стороны разных членов группы, педагоги помогают подросткам осознать ценность разнообразия и важность вклада каждого человека. Кроме того, предоставление четких инструкций по сотрудничеству и разрешению конфликтов вооружает учащихся стратегиями конструктивного решения проблем.
Важным компонентом эффективной помощи является создание безопасной и инклюзивной среды, в которой подростки чувствуют, что их уважают и слышат. Открытый диалог между учащимися и педагогами может помочь выявить глубинные проблемы, нарушающие сплоченность группы, такие как чувство изоляции или неразрешенные разногласия. В таких случаях целенаправленное вмешательство, включая программы посредничества между сверстниками или групповые дискуссии, может помочь восстановить доверие и улучшить коммуникацию в группе [4, с. 22].
Вовлечение родителей также способствует успеху этих усилий. Поощрение родителей к тому, чтобы они поддерживали социальное развитие своих детей дома, путем открытых бесед и моделирования позитивного поведения, направленного на налаживание отношений, укрепляет навыки, которые подростки приобретают в школе.
В конечном итоге сочетание психологических и педагогических стратегий, разработанных с учетом уникальной динамики каждой группы, позволяет подросткам развить навыки, необходимые для успешного развития отношений со сверстниками. Затрагивая как эмоциональные, так и практические аспекты группового взаимодействия, эти меры не только
улучшают качество взаимоотношений подростков, но и готовят их к будущей социальной и профессиональной среде, где работа в команде и сотрудничество имеют большое значение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Стрельцов В.А. Формирование системного мышления обучающихся в процессе освоения общих компетенций при изучении учебной дисциплины «Литература» // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. №6, т. 7. С. 1-9;
2. Субетто А.И. Онтология и феноменология педагогического мастерства: книга первая. Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 1999. -208 с.;
3. Сухих С.И. Методология литературоведения: комплексный и системный методы анализа литературы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 6 (1). С. 298-303;
4. Уткин А.В. Социальная миссия учителя: взгляд из прошлого в будущее // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. №5 213 (66). С. 22-26
Zaitseva K.A., Kalinina T. V.
Zaitseva K.A.
Lobachevsky Nizhny Novgorod State University (Nizhny Novgorod, Russia)
Kalinina T.V.
Lobachevsky Nizhny Novgorod State University (Nizhny Novgorod, Russia)
PSYCHOLOGICAL and PEDAGOGICAL SUPPORT EFFECTIVE GROUP INTERACTION TEENAGERS OF THEIR PEERS IN SCHOOL SETTING
Abstract: the paper examines aspects of psychological and pedagogical support for effective group interaction of teenagers of their peers in school conditions, analyzes problematic aspects, and suggests solutions.
Keywords: teenagers, school, group interaction, problems, solutions.