Научная статья на тему 'Проблема формирования коллективных отношений подростков в условиях временного детского коллектива'

Проблема формирования коллективных отношений подростков в условиях временного детского коллектива Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1064
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / ИГРА / РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ / ADOLESCENTS / COLLECTIVE RELATIONS / INTERPERSONAL COMMUNICATION / GAME / DIFFERENT AGE GROUPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пряничникова Я.Д., Калинина Т.В.

В статье представлено описание эмпирического исследования особенностей коллективных отношений подростков. Обсуждаются характеристики статусного положения, уровень благополучия взаимоотношений, особенности просоциальных форм поведения подростков в группе. Изложены результаты теоретического и эмпирического исследований особенностей взаимосвязи коллективных отношений подростков, выявлению возможностей, заключенных в игровой деятельности, направленных наразвитие положительных взаимоотношений между подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE FORMATION OF COLLECTIVE RELATIONS OF ADOLESCENTS IN A TEMPORARY CHILDREN'S COLLECTIVE

The article is devoted to the description of empirical research of the peculiarities of collective relations of adolescents. Features of status status, level of well-being of relationships, features of prosocial forms of behavior of adolescents in the group are discussed. The results of theoretical and empirical studies of the peculiarities of the interrelationship between the collective relations of adolescents and the disclosure of the opportunities for playing in the formation of positive relationships between adolescents are presented.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования коллективных отношений подростков в условиях временного детского коллектива»

Психологические науки

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Я.Д. Пряничникова, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.

Арзамасский филиал (Арзамас, Россия), e-mail: yana.pryanichnikova@bk.ru Т.В. Калинина, .Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.

Арзамасский филиал (Арзамас, Россия)

Аннотация. В статье представлено описание эмпирического исследования особенностей коллективных отношений подростков. Обсуждаются характеристики статусного положения, уровень благополучия взаимоотношений, особенности просоциальных форм поведения подростков в группе. Изложены результаты теоретического и эмпирического исследований особенностей взаимосвязи коллективных отношений подростков, выявлению возможностей, заключенных в игровой деятельности, направленных наразвитие положительных взаимоотношений между подростками.

Ключевые слова: подростки, коллективные отношения, межличностное общение, игра, разновозрастные группы

УДК 159.9

THE PROBLEM OF THE FORMATION OF COLLECTIVE RELATIONS OF ADOLESCENTS IN A TEMPORARY CHILDREN'S COLLECTIVE

Ya.D. Pryanichnikova, National research Nizhny Novgorod State University.

N. I. Lobachevsky. Arzamas branch T.V. Kalinina, National research Nizhny Novgorod State University. N. I.

Lobachevsky. Arzamas branch

Abstract. The article is devoted to the description of empirical research of the peculiarities of collective relations of adolescents. Features of status status, level of well-being of relationships, features of prosocial forms of behavior of adolescents in the group are discussed. The results of theoretical and empirical studies of the peculiarities of the interrelationship between the collective relations of adolescents and the disclosure of the opportunities for playing in the formation of positive relationships between adolescents are presented.

Keywords: adolescents, collective relations, interpersonal communication, game, different age groups

Общепринято, что коллективные отношения подростков формируются и развиваются в процессе общения. На формирование таких отношений в учебном классе оказывает воздействие большое количество условий, а именно: методы и формы организации межличностного общения и взаимодействия субъектов, их индивидуально-психические особенности, содержание выполняемой деятельности, условия ее осуществления и др. Также часто отмечается, что эмоциональные состояния субъектов, их психологические характеристики выступают основой, на которой выстраиваются отношения в коллективе в процессе взаимодействия [4].

Различные аспекты формирования отношений подростков в коллективе изучались в рамках трех подходов: социометрического (Я.Л. Коломинский. Т.А. Репина), социокогнитивного (Л.Ф. Обухова) и деятельностного (А.В. Петровский и Д.И. Фельдштейн).

В ходе изучения общих основ коллективных отношений Н. Н. Обозов предложил понимать их сущность как взаимную готовность субъектов к определённому типу взаимодействия, сопровождаемого эмоциональными переживаниями различного спектра: положительными,

нейтральными, отрицательными. Кроме того, взаимодействие в коллективе, как правило, воплощается в поведении подростков в контексте совместного общения и деятельности.

Когда начинает формироваться детский коллектив, в нем постепенно зарождаются собственные правила и нормы отношений между субъектами, которые в основном заимствуются из отношений со взрослыми. Такие нормы и правила проявляются в виде согласий, договоров, недопониманий участников по различным вопросам [5]. Общее понимание подростками норм поведения в рамках данного коллектива и согласие по поводу следования этим правилам вырабатывается посредством разрешения возникающих разногласий в ходе существования коллектива. При этом единство норм устанавливается при условии создания способов эффективного разрешения возникающих разногласий в межличностном взаимодействии.

Одной из определяющих характеристик отношений в коллективе выступает точность, с которой подростки воспринимают и понимают друг друга в группе. Для достижения всеобщего понимания нужно научить их наблюдательности, рефлексии (способности размышлять над возникающими проблемами в межличностных взаимоотношениях, анализировать собственные мотивы, цели, чувства, мысли, а также мотивы, эмоции, мысли партнера по коммуникации), вместе со своими сотоварищами преодолевать проблемы взаимопонимания. Особенное значение при этом имеет обучение школьников навыкам и умениями эмпатии, то есть умению ставить себя на позицию другого субъекта, понимать его внутренне состояние.

Коллективные отношения обладают довольно сложной структурой, которая объединяет в себе многие психологические особенности индивида и изучает различные уровни ее организации [1; 2].

По мнению Д.И. Фельдштейна, существует три формы коллективных взаимоотношений у подростков:

- интимно-личные (форма межличностного общения, которая выстраивается на основе субъективных симпатий - «я» и «ты»);

- стихийно-групповые (форма взаимоотношений, основанная на

стихийных контактах с представителями других коллективов - «я» и «они»);

- социально-ориентированные (форма взаимодействия, основой которой выступает совместное выполнение социальной значимых действий - «я» и «общество»).

Д.Б. Эльконин полагает, что интимно-личностное общение со сверстниками занимает центральное место в подростковом возрасте, поскольку подростки отличаются желанием занимать особое место, социальный статус и роль в коллективе [3]. Подростковый возраст включает в себя переломный момент, который выдвигает на первый план с точки зрения ее значимости потребность в общении со сверстниками. Необходимо отметить, что в процессе межличностного, межгруппового взаимодействия происходит усвоение и приобщение к моральным нормам и ценностям.

Важнейшим содержанием жизни подростков, в особенности, в рамках коллективных отношений, выступает формирование системы ценностных ориентаций, которые сверстникам более понятны, нежели взрослым.

Э. Шпрангер считает, что ключевой этап данного возраста - это открытие «Я», осознание своей индивидуальности при активной рефлексии. Подросток проявляет желание быть похожим на всех, для него важно быть признанным со стороны своих товарищей, но, в тоже время ему необходимо выделяться среди коллектива. Неудачи во взаимодействии со сверстниками заставляют его переживать, что очень часто воспринимается как личная трагедия.

Характерным признаком коллективных отношений подростков выступает снижение значимости общения с учителями, родителями в противовес общения с ровесниками, которые начинают играть первостепенную роль в жизни ребенка. Другой составляющей коллективных отношений подростков является стремление считаться взрослым, не только среди сверстников, но и в кругу зрелого поколения. За счет взаимодействия с ровесниками подростки учатся выстраивать отношения, при этом постепенно включаются в большое количество разнообразных видов и форм деятельности. Таким образом, данные взаимоотношения постепенно становятся для подростка одним из

определяющих элементов его жизни, который в дальнейшем определяет остальные стороны его психического развития.

Целью представленной работы выступает изучение особенностей отношений между подростками в коллективе. Для этого было проведено исследование с применением методов наблюдения, социометрии и др.

В ходе исследования были определены следующие диагностические характеристики: форма отношения каждого подростка к сверстникам, а характер общегрупповых процессов. Нами был изучен статус и положение каждого подростка в группе и выявлены процентные соотношения принимаемых и отвергаемых в данном коллективе подростков. Затем были определены наиболее важные индивидуально-личностные свойства сверстника, которые оказывали непосредственное влияние на выбор партнера по игровому общению: подростки ориентируются на личностные черты сверстника, обусловленные субъективным отношением к нему, т.е. они не рассматривают сверстника в качестве самостоятельного и независимого субъекта, обладающего индивидуальными качествами. Подросткам свойственно воспринимать другого субъекта в зависимости от собственного сформированного отношения к нему. В качестве примера можно привести такую особенность вербальной речи подростков: вместо использования таких характеристик, «раздражительный», используется «когда я мешаю, он бесится», вместо «жадный» - «не дает мне игрушки».

В исследовании приняли участие 30 испытуемых подросткового возраста, из них 12 девочек и 18 мальчиков 13-14 лет. В 1 отряде «Олимпийские мишки» мы выбрали 15 подростков: 5 девочек и 10 мальчиков. Во 2 отряде «Даёшь молодёжь!» мы также выбрали 15 подростков: 7 девочек, 8 мальчиков.

В ходе анализа диагностических данных отмечено, что двух подростков (13%) ребята считают своими «вожаками». Во 2 отряде выявлен только 1 лидер, это всего лишь 7 % от общего числа подростков данного отряда.

В обоих отрядах выявлены «предпочитаемые»: 2 подростка из 1 отряда (это 13% от общего числа испытуемых этого отряда) и 4 подростка из 2 отряда - это 27% от общего числа отряда. Подростки

уважают их, хотят с ними дружить.

По итогам выявлено в 1 отряде 9 «принятых» подростков, которые дружат с небольшим числом ребят из отряда, у них умеренный статус (60% от общего числа подростков). Во 2 отряде - 7 подростков, которые дружат с некоторыми ребятами из отряда, что составляет 47% от всего числа подростков этого отряда.

Выяснилось, что в данных отрядах есть подростки, имеющие статус «изолированных» и «отвергнутых». В 1 отряде 2 «изолированных» подростка - 13% от общего числа испытуемых, «отвергнутых» в этом отряде не выявлено. Во 2 отряде 2 «отвергнутых» подростка (13% от общего числа подростков данного отряда) и 1 подросток был признан «изолированным» (6 % от общего числа отряда). Эти дети испытывают проблемы в общении, зачастую не умеют устанавливать и поддерживать контакты в коллективе.

По результатам можно признать оба отряда проблемными в плане взаимоотношений подростков между собой. Дети критично относятся друг к другу, так как из трех человек выбирают лишь одного (других не видят); не все ребята могут устанавливать и поддерживать дружеские отношения в отряде. Более половины детей (60 % в 1 отряде и 47% во 2 отряде) имеют статус «принятых» подростков, а значит, взаимодействие складывается в большинстве своем по небольшим группам.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости организации целенаправленной работы по сплочению коллектива подростков, развитию у них эмпатийных форм взаимодействия и конструктивных способов совместной деятельности.

В результате анализа эмпирических данных, полученные в ходе исследования, нами были сформулированы рекомендации по оптимизации коллективных взаимоотношений между подростками.

1. Для того, чтобы своевременно выявлять динамические особенности и содержательные характеристики отношений между подростками в коллективе, необходимо регулярно проводить социометрическое исследование, которое даст возможность определять уровень сформированности социальных аспектов взаимоотношений между подростками.

2. Учителю следует осуществлять контроль за соблюдением тематического поля и содержанием, а также за взаимоотношениями между подростками в реальной действительности. Необходимо выявлять мотивы, которые лежат в основе игрового общения (например, с помощью метода беседы), определять причины, по которым подростки предпочитают выбирать или отвергать того или иного партнера по взаимодействию.

3. Выявление социальных особенностей общения между подростками необходимо для того, чтобы по возможности пресечь дифференциацию коллектива подростков на хороших и плохих. Необходимо донести до понимания подростков, в особенности до лидеров подросткового коллектива, что другие подростки не являются противниками, а, напротив, такие же люди, которые очень похожи, имеют много общих проблем, интересов, увлечений. При этом важно обращать внимание на то, что каждый человек имеет право ошибаться, каждый может потерпеть в чем-то неудачу, это свойственно всем людям. В тот момент, когда товарищ совершает ошибку, нужно дать ему необходимую поддержку и помощь. Для того чтобы помочь подросткам развивать рефлексивность, эмпатию, эффективно использование игр и бесед, посвященных обсуждению чувств, мыслей, эмоциональных состояний, которые, по мнению подростка, чувствовал бы его товарищ, которым пренебрегают остальные сверстники («Как бы ты себя чувствовал?»).

В завершение можно отметить, что исследование проблем отношений между подростками во временном коллективе является актуальным не только в теоретическом, но и практическом значении. Исследование данного вопроса во многом затрагивает глубокое психолого-педагогическое изучение индивидуально-психологической, межличностной сфер жизнедеятельности подростка, вовлечение в область различного рода социальных контактов подростков со своими сверстниками, но также и со взрослыми субъектами.

Литература:

1. Алипова Л.В. Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх // Проблемы и

перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 53 - 57.

2. Журавлева А.Л., Шорохова Е.В. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2011. 288 с.

3. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 76 с.

4. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические аспекты социальной психологии. М., 1975. С. 116-289.

5. Хохлова Л.П., Балавадзе Т.Ш. Межличностные отношения подростков // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 2. С. 103-105.

References:

1. Alipova L.V. Vospitanie dobrozhelatel'nosti u detej starshego doshkol'nogo vozrasta v sjuzhetno-rolevyh igrah // Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija: materialy VI mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', aprel' 2015 g.). Perm': Merkurij, 2015. Pp. 53-57.

2. Zhuravleva A.L., Shorohova E.V. Psihologija sovmestnoj zhiznedejatel'nosti malyh grupp i organizacij. M.: Izd-vo «Socium»; «Institut psihologii RAN», 2011. 288 p.

3. Kotova E.V. Profilaktika sindroma jemocional'nogo vygoranija: uchebnoe posobie / Krasnojar. gos. ped. un-t im. V.P. Astaf'eva. Krasnojarsk, 2013. 76 p.

4. Leont'ev A.A. Obshhenie kak ob"ekt psihologicheskogo issledovanija // Metodologicheskie aspekty social'noj psihologii. M., 1975. Pp. 116-289.

5. Hohlova L.P., Balavadze T.Sh. Mezhlichnostnye otnoshenija pod-rostkov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2007. № 2. Pp. 103-105.

— • —

Сведения об авторах

Яна Д. Пряничникова, студентка 2-го курса магистратуры. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», Арзамасский филиал

Татьяна Валентиновна Калинина, кандидат педагогических наук, доцент ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», Арзамасский филиал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.