Проблемы и направления совершенствования интрагруппового структурирования инклюзивных учебных групп
Курмышова Ольга Анатольевна
директор школы, ГБОУ "Школа № 760 им. А.П. Маресьева", [email protected]
Данная статья посвящена проблемам и направлениям совершенствования интрагруппового структурирования инклюзивных учебных групп. Автором обозначена актуальность и практическая значимость темы. Обозначены ключевые проблемы современного инклюзивного образования. Проанализированы основные социально-психологические проблемы детей и подростков с особыми адаптивными возможностями, имеющие непосредственное влияние на характер интрагруппового структурирования учебных групп. Сделан вывод о необходимости формирования условий оптимизации инклюзивных групп обучающихся, и в том с целью социализации подростков с нарушениями навыков обучения для создания навыков межличностного общения подростков и эффективной совместной деятельности, формирование у них качеств инициативности. А также вовлеченности во внутригрупповое взаимодействие обучающихся внутри группы посредством инструментов развития коллектива, реализующих в современной системе образования принцип «образование для всех».
Ключевые слова: интрагрупповое структурирование, инклюзивное образование, дети с особыми адаптивными возможностями, ограниченные возможности здоровья, социально-психологическая адаптация.
о
Е
£
СП
0
(Ч
ч-^
01 г
За последние десятилетия государство и общество изменили представления о возможностях и правах лиц с инвалидностью. Это повлекло к постановке главной задачи - получения образования подростков и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). В основу новой образовательной политики государства лежит признание права получение образования каждого ребенка с ОВЗ в любом месте России, отвечающее его потребностям и способностям, полноценно использующее возможности развития. Это все обусловило ключевые инициативы и ориентиры.
Инклюзивное образование представляет собой специально организованный образовательный процесс, который должен обеспечивать ребенку с ОВЗ обучение в общеобразовательном учреждении среди сверстников по стандартным программам, но с учетом особых образовательных потребностей самого ребенка. В инклюзивном образовании главным аспектом ребенка с ОВЗ - это получение социального и образовательного опыта вместе со сверстниками. Общаясь и обучаясь вместе, у детей с ОВЗ повышается уровень социализации, намного проще они адаптируются к условиям внешней среды, у них разрушаются коммуникативные барьеры. Действительно, трансформация образовательной идеологии, предполагающее группирование и изолированное обучение детей и подростков с особыми адаптивными возможностями и по сходным нозологическим признакам, в выгодности инклюзивного образования, с одной стороны позволяет отразить современные тенденции гуманизации общества, а с другой - актуализирует целый спектр проблем социально-психологического и психолого-педагогического характера. В основном они связаны с недостаточно комплексным характером ранней помощи, и соответственно преемственности психолого-педагогической работы в ранее время с детьми с особыми адаптивными возможностями характера. Данная проблема еще более усложняется тем, что отсутствует определенное взаимодействие с семьями, где живет и воспитывается ребенок с ОВЗ. Также они недостаточно подготовлены к инклюзии, и это приводит к наличию отрицательных социальных аттитюдов у всех субъектов инклюзивного образования. Также стоит поговорить и о феномене номинальности в становлении отечественных образовательных организаций в инклюзивные учреждения. Очень часто не учитывается специфика и сущность работы с учащимися и
доступность образовательной среды, а именно, не учитываются и особые потребности подростков и детей с особыми адаптивными возможностями. Исходя из вышеизложенного, для совершенствования системы инклюзивного образования нужны решения, позволяющие свести к минимуму проявление данного типа проблем и реально улучшить результат исполнения задач этих учреждений.
Когда инклюзивное образование, с нашей точки зрения, становится реальностью, тогда особенное влияние на характер интрагруппового структурирования учебных групп сказываются социально-психологические проблемы и особенности интеграции учащихся с ОВЗ в массовую образовательную среду [2]. Для этого надо дать подросткам и детям с ОВЗ психолого-педагогическую и социально-психологическую характеристику
Таким образом, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья - это особая категория лиц, состояние развития или здоровья которых препятствует самостоятельному передвижению, самообслуживанию, ориентации, общению, контролю своего поведения, освоению образовательных программ, а именно адаптации в обществе без специально созданных условий. Как отмечает Чигрина А.Я. [17], это лица, которые также имеют различные отклонения физического, психического и социального характера, которые обусловлены нарушениями общего развития, и не позволяющие ребенку стать полноценным членом общества.
Характеристика учащихся с ОВЗ зависит от многих свойств, но основным из них является сам изъян. Именно от него и будет зависеть дальнейшая практическая активность ребенка.
Согласно с классификацией, предложенную Пу-зановым А.Р. и Лапшиным В.А., подростков и детей с ОВЗ можно разделить на следующие категории: дети с нарушением зрения, слуха, речи, задержкой развития и умственной отсталостью, а также дети и подростки с соматическими заболеваниями, расстройствами аутического спектра и нарушением опорно-двигательного аппарата,. [6].
Согласно с классификацией Маллера А.Р. подростков и детей с особыми адаптивными возможностями можно классифицировать по такие группы как глухие , слабослышащие и позднооглохшие, незрячие и слабовидящие, дети с нарушением интеллекта и речи, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы, с задержкой психического развития (трудно обучаемые), а также со сложными недостатками развития [7, 8].
Но на практике более распространенной является классификация. Егоровым П.Р., - она основана на группировке названных категорий нарушений согласно с локализацией нарушения в какой-либо системе организма ребенка: телесные нарушения (соматические, опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (зрение, слух) и нарушения деятельности мозга (нарушения движений ,умственная отсталость, психические и речевые нарушения) [4].
По популярности на сегодняшний день в психолого-педагогической литературе принадлежит классификация Лебединского В.В. [9]. Он выделил шесть видов дизонтогенеза: задержанное развитие, психологическое недоразвитие, поврежденное психическое развитие, дифициарное развитие, искаженное и дисгармоничное развитие.
В общем, можно говорить о том, что гамма различий в развитии подростков и детей с ОВЗ очень широк: это и дети практически нормально развивающиеся, которые испытывают временные и относительно легко устранимые трудности; это и дети с необратимым тяжелым поражением ЦНС; это и дети, способные к социализации и к коммуникации с нормально развивающимися сверстниками, при создании им необходимых для этого условий; это и дети которые нуждаются в индивидуальной программе обучения. Вместе с тем, столь ярко выраженный спектр различий наблюдается не только в группе с особыми адаптивными возможностями в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.
Специфика развития подростков и детей с особыми адаптивными возможностями определяется следующими характеристиками.
1. Умственная отсталость определяется как «необратимое и стойкое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер» [16, с. 323]. К данной категории также относятся олигофрены.
2. Эндогенные психические заболевания, к которым относятся маниакально-депрессивные состояния, шизофрения, генуинная эпилепсия и т.п.
3. Аномалии личности при задержке психического развития. Ключевой причиной отклонений личности могут быть задержки психический инфантилизм разной этиологии или психического развития [5].
В целом, можно говорить о том, что подростки и дети с ОВЗ - это лица, имеющие ощутимые и заметные отклонения от нормального физического и психического развития. Они вызваны серьезным приобретенным и врожденным дефектом, и поэтому нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения.
Подростки и дети с ОВЗ сталкиваются с целым спектром проблем. Согласно психолого-педагогического подхода можно выделить следующие (по Панфиловой Е.В. [10]):
1. Заниженная самооценка, которая часто приводит к застенчивости, неуверенности в себе и робости. У детей и подростков нет возможности реализовать свои задатки и способности. Такие дети и подростки будет ставить перед собой цели, отличные от целей сверстников; они будет преувеличивать значение неудач, и остро нуждаться в поддержке окружающих, при отсутствие которой может развиться комплекс неполноценности.
о о и и т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
2. Самоотношение. У детей старшего школьного возраста с особыми адаптивными возможностями самоотношение очень часто отличается негативной окраской, образ «Я» искажен, самооценка обычно занижена, а самоопределение слабо выражено. Самоотношение определяется, как отношение личности к собственному «Я», которое включает любовь к себе, самоуважение, самопринятие, самокритику, самооценку и т.п.
3. Проблема отношений между детьми и родителями. Одним из главных факторов, которые влияют на развитие ребенка с ОВЗ, является атмосфера в семье, структура семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с обоими родителями, а также стиль общения и воспитания в семье [1].
4. Проблема социальной адаптации. [12, с. 46]. Адаптация детей и подростков с ОВЗ, их развитие и здоровье зависят от режима дня, правильного питания, от индивидуального подхода к ребенку с учетом его психологических и личностных особенностей и психологического комфорта.
5. Низкий уровень интеллекта. В старшем школьном возрасте у ребенка низкий интеллект проявляется более определенно.
6. Взаимоотношения с окружающими. Любая задержка в задержки и нарушения развития речи может сказаться на поведении ребенка, на его деятельности в различных ее формах. Достаточно большие затруднения могут возникнуть в общении со сверстниками и взрослыми.
1. Повышенная утомляемость. Дети и подростки с повышенной утомляемостью становятся капризными, раздражительными, вялыми и им трудно сосредоточиться на чем-либо. Рассматриваемая проблема также актуальна для различных выступлений и семинаров.
2. Низкий уровень развитости восприятия.
3. Слабость сформированности пространственных представлений.
4. Рассеянность, неустойчивость внимания,.
5. Преобладание кратковременной памяти над долговременной, ограниченность памяти.
6. Низкая познавательной активность, а также замедленный темп переработки информации.
7. Менее развито словесно-логическое и наглядно-образное мышление наравне с наглядно-действенным.
8. Сниженная потребность в межличностной коммуникации, в частности, со взрослыми.
9. Несформированность игровой деятельности.
10.В результате повышенной истощаемости низкая работоспособность
11.Несформированность отдельных элементов языковой системы или наличие нарушений речевых функций.
12.Несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости.
Из-за указанных явлений, появляется несформированность у подростков и детей психологических предпосылок к адаптации и социализации, а также к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Таким образом, неоспоримо по-
ложение о необходимости учета социально-психологических особенностей рассматриваемой категории учащихся с ОВЗ для интеграции их в массовую образовательную среду.
Именно от качества образования, социально-психологического сопровождения и социальной адаптации подростков и детей с ОВЗ, зависит эффективность интрагруппового структурирования инклюзивных учебных групп (Э.М. Александровская, С.В. Алехина, М.М. Безруких, Т.И. Бонкало, Л.И. Демидова, Ю.В. Егошкин, Н.И. Никитина, Е.В. Новикова, Р.В. Овчарова, Н.В. Салихова, Н.Я. Семаго, М.Н. Цыганкова и др.). Так, в своих исследованиях, Салихова Н.В. конкретизировала социально-психологические условий, которые способствуют эффективности социальной интеграции инклюзивных учебных групп:
- полноценная профессиональная подготовка специалистов, которая будет обеспечивать инклюзивное образование учащихся с ОВЗ (логопедов, психологов, дефектологов, педагогов и др.);
- просветительская работа в инклюзивных образовательных организациях которая будет направлена на формирование компетентности в вопросах инклюзивного образования и инвалидности, проводимая и с родителями детей, и со специалистами обучающих их,;
- обеспечение взаимодействия и сотрудничества этих специалистов для реализации комплексной программы коррекционной работы с учащимися, имеющими ОВЗ;
- дифференцированность подбора инклюзивных групп и соблюдение количественного соответствия в этих группах обучающихся с инвалидностью в пропорции не более одного человека к трем обучающихся без инвалидности;
- организация общения и досуга детей на основе межличностной толерантности, понимания и принятия инвалидности как фактора разнообразия, при этом надо исключать какие-либо формы дискриминации.
С точки зрения Демидовой Л.И., данному процессу, а также адаптации детей и подростков с особыми адаптивными возможностями лучше всего способствуют групповые формы психокоррекции вместе с психологическими тренингами, сказкоте-рапией, когнитивной психотерапией и т.п. При их применение нормируется уровень самооценки учащихся, и все это благоприятно влияет на их психоэмоциональное состояние, снижает уровень тревожности, повышает сопротивляемость стрессу, предотвращает проявление эскапизма и когнитивных искажений [3]. К этому можно прибавить, что все таковые мероприятия будут также эффективными и в условиях индивидуального подхода. Следует думать, что учет нозологических особенностей детей и подростков с особыми адаптивными возможностями будет являться дополнительным актуальным фактором оптимизации социально-психологической поддержки совершенствования межличностных отношений в инклюзивных учебных группах.
Из многолетнего опыта педагогической деятельности что касается подростков и детей с особыми адаптивными возможностями, в частности с соматическими заболеваниями, с нашей точки зрения, для наиболее эффективной социально-психологической адаптации в инклюзивных образовательных группах будут способствовать следующие условия:
- обеспечение спокойствия и размеренности деятельности в группе;
- исключение перенапряжения обучающихся;
- развитие взаимоподдержки и межличностной толерантности подростков с инвалидностью и остальных их одноклассников;
- развитие позитивных стратегий поведения в конфликтах;
- актуализация потенциала компенсаторных психологических и физических возможностей.
К вышесказанному следует добавить, что наиболее общими условиями совершенствования социально-психологической адаптации детей и подростков с ОВЗ в частности, и интрагруппового структурирования инклюзивных учебных групп в целом, являются формирование навыков и умений партнёрского общения и сотрудничества учащихся, в частности, ассертивного (уверенного) поведения, коммуникативной компетентности. Кроме того, важно говорить о развитии субъектности и инициативы обучающихся с особым адаптивными возможностями, о вовлечении в межличностное взаимодействие каждого члена учебной группы, развитии коллектива, командообразовании, реализации на практике принципа «образование для всех».
Литература
1. Багаева, Г. Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. - Москва: ВЛАДОС, 2015. - 451 с.
2. Бочковская, И.А. Социально-психологическое сопровождение адаптации подростков с инвалидностью в условиях интегрированного образования: автореф.канд.психол.наук. М., 2012.
3. Демидова, Л.И. Психологические средства адаптации лиц в социуме: на примере лиц с ограниченными возможностями в передвижении: дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. - 220 с.
4. Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями / П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. - 2012. -№ 3. - С. 35-39
5. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина, И. А. Зайцевой. Изд-е 2-е, перераб. И доп. - Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов-на-Дону: Издательский центр "МарТ", 2009. - 352 с.
6. Кулинич Е.А. Доклад «Психологические особенности детей с ОВЗ». - 24.04.2015 // Портал «Ин-фоурок». - иЬР: https://infourok.ru/doklad_psihologicheskie_osobenno sti_detey_s_ovz-494568.htm
7. Лапшин В.А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. - М.: Просвещение, 1990. -143 с.
8. Лебединская, К. С. Задержка психического развития / К. С. Лебединская. - Москва: Педагогика.
- 2007. - 280 с.
9. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. - М.: Педагогика. - 2004. - 306 с.
10.Мельникова О.В. Лечение эпилепсии у детей.
- 01.02.2018 // Официальный сайт ЛРНЦ "Феникс".
- ULR: https://centerphoenix.ru/psihicheskie-rasstrojstva/osobennosti-epilepsii-u-detej/
11.Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Е.В.Панфилова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 141-143
12.Сластёнин В.А. Педагогика [текст] / В.А, Сла-стёнин. - М: Академия, 2002. - 576 с.
13.Смолин, О.Н. Эксклюзив об инклюзиве // Дефектология. - 2012. - № 6. - С. 3-7
14.Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. - Москва: 2017. - 180 с.
15.Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья / под ред. А. Поли-ковой. - Москва: КТМУ, 2009 - 207 с
16.Федосеева О. А. Особенности развития мышления у детей с умеренной умственной отсталостью // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 323325.
17.Чигрина А.В. Инклюзивное образование детей-инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Чигрина Анна Яковлевна; [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского]. - Нижний Новгород, 2011. - 147 с.
Problems on boards of improvement of intragruppovy
structuring inclusive educational groups Kurmyshova O.A.
School number 760 named. A.P. Maresyeva This article is devoted to problems and the directions of improvement of intragruppovy structuring inclusive educational groups. The author designated relevance and the practical importance of a subject. Key problems of modern inclusive education are designated. The main social and psychological problems of children and teenagers with special adaptive opportunities having direct influence on the nature of intragruppovy structuring educational groups are analysed. The conclusion is drawn that the most general conditions of optimization of intragruppovy structuring inclusive educational groups in general, and social and psychological adaptation of teenagers in them with limited opportunities of health in particular, are formation of skills of partner communication and cooperation of teenagers, development of subjectivity and an initiative of the students having disability and also involvement in interpersonal interaction of each member of educational group, team building, the development of collective realizing in practice the principle "education for all". Keywords: intragruppovy structuring, inclusive education, children with special adaptive opportunities, limited opportunities of health, social and psychological adaptation.
References
1. Bagaev, G. N. Social work with the family of a child with disabilities
/ G. N. Bagaev, T. A. Isaev. - Moscow: VLADOS, 2015 .-- 451 p.
2. Bochkovskaya, I.A. Socio-psychological support for the adaptation
of adolescents with disabilities in the context of integrated
о о и n m
О m n m й А
X £ m О
x О m
0
01 n А ы О и А X X m
education: abstract of Candidate of Psychological Science. M., 2012.
3. Demidova, L.I. Psychological means of adaptation of persons in
society: the example of persons with disabilities in mobility: dis. Cand. psychol. sciences. Novosibirsk, 2005 .-- 220 s.
4. Egorov, P. R. Theoretical approaches to inclusive education of
people with special educational needs / P. R. Egorov // Theory and practice of social development. - 2012. - No. 3. - S. 35-39
5. Zaitseva, I. A. Correctional pedagogy / Ed. V.S. Kukushina, I.A.
Zaitseva. 2nd ed., Rev. And add. - Moscow: ICC "Mart"; Rostov-on-Don: Publishing Center "Mart", 2009. - 352 p.
6. Kulinich EA Report "Psychological characteristics of children with
disabilities." - 04.24.2015 // Portal "Infourok". - ULR:
https://infourok.ru/doklad_psihologicheskie_osobennosti_detey
_s_ovz-494568.htm
7. Lapshin V.A. The basics of defectology / V. A. Lapshin, B. P.
Puzanov. - M.: Education, 1990 .-- 143 p.
8. Lebedinskaya, K. S. Delay in mental development / K. S. Lebedinskaya. - Moscow: Pedagogy. - 2007 .-- 280 s.
9. Lebedinsky, V.V. Violation of mental development. - M .: Pedagogy. - 2004 .-- 306 p.
10. Melnikova O.V. Treatment of epilepsy in children. - 02/01/2018 // The official website of the Phoenix LRNC. - ULR: https://centerphoenix.ru/psihicheskie-rasstrojstva/osobennosti-epilepsii-u-detej/
11. Panfilova, E. V. Features of training in a correctional school: problems of students with disabilities / E.V. Panfilova // Pedagogy: traditions and innovations: materials of the II international. scientific conf. (Chelyabinsk, October 2012). -Chelyabinsk: Two Komsomol members, 2012 .-- S. 141-143
12. Slastenin V.A. Pedagogy [text] / V.A., Slastenin. - M: Academy, 2002 .-- 576 p.
13. Smolin, O.N. Exclusive on inclusiveness // Defectology. - 2012. -No. 6. - S. 3-7
14. Sokolova, ND Children with disabilities: problems and innovative trends in training and education / ND Sokolova, L. V. Kalinikova. - Moscow: 2017 .-- 180 s.
15. Social adaptation of children with disabilities / ed. A. Polikova. -Moscow: KTMU, 2009 - 207 s
16. Fedoseeva O. A. Features of the development of thinking in children with moderate mental retardation // Young scientist. -2013. - No. 1. - S. 323-325.
17. Chigrina A.V. Inclusive education of disabled children with severe physical disabilities as a factor in their social integration: the dissertation ... candidate of sociological sciences: 22.00.04 / Chigrina Anna Yakovlevna; [Place of protection: Nizhny Novgorod. state un-t them. N.I. Lobachevsky]. - Nizhny Novgorod, 2011 .-- 147 p.
o
E £
en ^
o w