УДК 159 Зайцева К.А., Дворникова И.Н.
Зайцева К.А.
студентка психолого-педагогического факультета Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
(г. Нижний Новгород, Россия)
Дворникова И.Н.
канд. псих. наук, доцент кафедры общей и практической психологии
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
(г. Нижний Новгород, Россия)
ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОГО ГРУППОВОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация: в работе рассматриваются аспекты группового взаимодействия подростков со сверстниками в условиях общеобразовательной школы, в частности анализируется проблема управления своими эмоциями, предлагаются пути решения рассмотренных проблем.
Ключевые слова: подростки, общеобразовательная школа, групповое взаимодействие, эмоции, проблемы, пути решения.
Динамика взаимодействия между подростками и их сверстниками в условиях средней школы представляет собой многогранную проблему, которая привлекает внимание педагогов, психологов и исследователей. Подростковый возраст - это критический период, характеризующийся быстрым физическим, эмоциональным и социальным развитием, в течение которого способность эффективно общаться и сотрудничать со сверстниками становится все более
значимой. В школьной среде, где групповые занятия, совместное обучение и социальная интеграция являются ключевыми компонентами образовательного процесса, качество этих взаимодействий может существенно повлиять не только на успеваемость, но и на общее психологическое благополучие учащихся [1, с. 143].
На этом этапе жизни подростки часто испытывают повышенную чувствительность к социальным отношениям, стремясь получить одобрение и признание со стороны сверстников и одновременно преодолевая сложности, связанные с самоидентификацией и индивидуальностью. Такое взаимодействие личных и социальных факторов может привести к непониманию, конфликтам и чувству отчуждения, что может препятствовать формированию здоровой групповой динамики. Более того, среда средней школы с ее структурированным расписанием, разнообразным составом учащихся и различными уровнями академических и социальных ожиданий может как способствовать, так и затруднять развитие эффективного взаимодействия со сверстниками [2, с. 242].
Понимание и решение этих проблем требует взвешенного подхода. Способствуя социально-эмоциональному обучению, поощряя совместные проекты и устраняя случаи издевательств или социальной изоляции, школы могут создать условия, поддерживающие позитивные отношения между сверстниками. Тем не менее, для достижения этой цели требуются не только практические меры, но и более глубокое изучение факторов, влияющих на поведение подростков в группе, - от культурного и социально-экономического контекста до индивидуальных особенностей личности и стадий развития.
Проблема обеспечения эффективного группового взаимодействия подростков - это не только педагогическая, но и общественная проблема, поскольку навыки и отношения, сформированные в эти годы, часто закладывают основу для будущих межличностных и профессиональных компетенций. Таким образом, задача повышения групповой динамики в средней школе остается важнейшей областью для дальнейшего изучения и инноваций.
Подростки часто сталкиваются с трудностями в понимании и управлении своими эмоциями, что может привести к конфликтам, недопониманию и отчуждению в группах. Разнообразие интересов и способностей в школьной среде иногда может создавать барьеры для взаимопонимания и сотрудничества. Давление сверстников, конкуренция и потребность в социальном признании еще больше усложняют эту динамику, делая сложным установление гармоничных взаимодействий, выгодных всем участникам.
Для решения этой проблемы необходимо сочетание структурированных и творческих стратегий, к примеру педагоги могут сыграть ключевую роль, включив в учебную программу социально-эмоциональное обучение. Предлагаемый нами подход помогает учащимся развивать самосознание, эмпатию и навыки эффективного общения, что крайне важно для успешного взаимодействия в группе. Поощрение совместной деятельности, такой как групповые проекты или командные задачи по решению проблем, позволяет учащимся практиковаться в совместной работе, развивая при этом взаимное уважение и чувство общей цели [3, с. 69].
Не менее важно создать в классе атмосферу, которая подчеркивает инклюзивность и уважение, ведь учителя могут добиться этого, устанавливая четкие ожидания в отношении поведения, моделируя позитивное взаимодействие и активно пресекая любые случаи запугивания или отчуждения. Программы наставничества для сверстников, в рамках которых старшие ученики направляют младших, также могут способствовать формированию чувства общности и взаимной поддержки.
Еще одно эффективное решение - регулярное предоставление возможностей для высказывания проблемных аспектов учителям. Поощряя учащихся обсуждать свой опыт в группах, выявлять проблемы и предлагать улучшения, педагоги могут помочь им развить навыки, необходимые для саморегуляции и конструктивного сотрудничества. Профессиональное развитие
учителей в области групповой динамики и разрешения конфликтов может еще больше повысить их способность эффективно направлять учащихся.
В конечном счете, цель состоит в том, чтобы создать среду, в которой подростки будут чувствовать себя ценными и понятыми, что позволит им вносить значимый вклад в работу своих групп. Устраняя основные причины неэффективного взаимодействия и оказывая постоянную поддержку, школы могут заложить основу для позитивных отношений, которые выходят за пределы класса и переходят во взрослую жизнь. Такой комплексный подход не только улучшает непосредственный образовательный опыт, но и прививает учащимся навыки, необходимые для успешной жизни в различных социальных и профессиональных контекстах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Карауш И.С., Куприянова И.Е., Дашиева Б.А. Негативные события, связанные со школьным функционированием, и их взаимосвязь с риском развития депрессии у подростков // Клиническая и специальная психология. 2022. Т. 11, № 2. С. 142-147;
2. Кудрявцев С В., Дмитриев А.В. Правонарушения несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества // Вестник экономической безопасности. 2017. № 4. С. 241-245;
3. Кузнецова И.А., Борисова В.Ф., Спесивов Н.В. Эффективность деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в аспекте новейших тенденций защиты прав детей // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. № 6 (149). С 68-74
Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 12 (81) Том 3. ДЕКАБРЬ 2024 г. Zaitseva K.A., Dvornikova I.N.
Zaitseva K.A.
Lobachevsky Nizhny Novgorod State University (Nizhny Novgorod, Russia)
Dvornikova I.N.
Lobachevsky Nizhny Novgorod State University (Nizhny Novgorod, Russia)
PROBLEM OF EFFECTIVE GROUP COMMUNICATION ADOLESCENT INTERACTIONS WITH PEERS IN CONDITIONS OF COMPREHENSIVE SCHOOL
Abstract: the paper examines aspects of group interaction between adolescents and their peers in a comprehensive school environment, in particular, analyzes the problem of managing their emotions, and suggests ways to solve the problems considered.
Keywords: teenagers, secondary school, group interaction, emotions, problems, solutions.