Научная статья на тему 'Интернет-коммуникации как фактор социализации современных подростков и юношей'

Интернет-коммуникации как фактор социализации современных подростков и юношей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1534
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / SOCIAL EXPERIENCE / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / VIRTUAL REALITY / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / INTERNET COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трухманова Е. Н.

В статье рассмотрены позитивные и негативные аспекты интернет-коммуникаций и их влияние на развитие личности современных подростков и юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET COMMUNICATION AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF MODERN TEENAGERS AND YOUNG MEN

The article considers the positive and negative aspects of Internet communications and their impact on the personality development of modern teenagers and young men.

Текст научной работы на тему «Интернет-коммуникации как фактор социализации современных подростков и юношей»

УДК 316.61

Е.Н. Трухманова

канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрены позитивные и негативные аспекты интернет-коммуникаций и их влияние на развитие личности современных подростков и юношей.

Ключевые слова: социализация, социальный опыт, виртуальная реальность, интернет-коммуникации.

E.N. Trukhmanova, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch

INTERNET COMMUNICATION AS A FACTOR OF SOCIALIZATION OF MODERN TEENAGERS AND

YOUNG MEN

Abstract. The article considers the positive and negative aspects of Internet communications and their impact on the personality development of modern teenagers and young men.

Keywords: socialization, social experience, virtual reality, Internet communication.

Последние десятилетия ХХ века отмечены активным вхождением новейших информационных технологий в самые разные сферы жизнедеятельности человека. Особую роль обретает такой компонент информационной среды как Интернет, фактически превратившийся из системы передачи информации в особую реальность - так называемую «виртуальную реальность». Ее влияние на развитие личности настолько значимо, что многие исследователи обоснованно считают новую информационную среду фактором социализации, наряду с традиционными (условия семейного воспитания, общение со сверстниками и т.п.).

Социализация - это сложный, многоаспектный процесс усвоения индивидом социального опыта (знаний об окружающем мире, об отношениях людей, ценностей общества, моделей социального поведения и др.), результатом которого является адаптация человека в социуме.

Научное осмысление проблемы влияния новых информационных технологий на процессы социального развития личности еще только начинается. Из наиболее значимых можно отметить работы Ю.Д. Бабаевой, Е.П. Белинской, С.В. Бондаренко, А.Е. Войскунского,

A.Е. Жичкиной, А.В. Мудрика, А.В. Плешакова, В.С. Собкина, а также М. Гриффитса, Т. Келера,

B. Фриндте, Дж. Сулера и др.

Попытаемся в самом общем виде систематизировать позитивные и негативные аспекты коммуникации подростков и юношей в сети Интернет (в первую очередь, в социальных сетях, на форумах, в чатах и др.).

Особенностями виртуального общения являются, прежде всего, анонимность и дистантность, что дает широкие возможности для самоопределения и самопрезентации личности: можно указать любой ник, пол, возраст, скрыть дефекты речи, недостатки внешности, «примерить» на себя множество социальных ролей, то есть сконструировать свою идентичность по своему выбору. Кроме того, в интернет-общении теряет свое значение важный канал передачи информации - невербальный (через него передается до 93% информации), что позволяет скрывать свои чувства или выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает.

В этой связи, в виртуальной коммуникации устраняется целый ряд барьеров общения, связанных с различием в социальных статусах, возрасте, образовании, что дает пользователю ощущение огромной внутренней свободы, выхода за пределы ограничивающих социальных рамок, норм. Это позитивно в плане экспериментирования со своим «Я», приобретения нового опыта, преодоления некоторых комплексов и т.п. Общеизвестно, что подростковый и

юношеский возраст - это период ролевого самоопределения, активного поиска себя, ответов на вопросы «Кто я в этом мире?», «Какой я?», «Что я могу?», «Каким я хотел бы быть?» и т.п. Поиски ответов на эти вопросы могут сопровождаться различными формами бунтарского поведения, стремлением испытать себя в различных ситуациях, уходом в асоциальные группы, и в этом смысле эксперименты со своей социальной идентичностью в условиях виртуального общения более безопасны. Но всегда есть риск, что при длительном экспериментировании сотрется грань между фантазией и реальностью, что приведет к глубоким внутренним конфликтам и неадекватному поведению в социуме, в условиях реального общения.

Негативным следствием анонимности в сети является так называемая «аффективная раскрепощенность» (свобода высказываний и действий, вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств и т.п.). И если для взрослого это, в определенной степени, игра, так как он предвидит последствия такого поведения в реальности, то подростки и юноши нередко переносят подобный стиль общения в жизнь. По данным А.Е. Жичкиной, аффективная раскрепощенность свойственна подросткам и юношам, склонным к интернет-зависимости, для которых виртуальное общение носит компенсаторный характер [1].

Закономерности развития личности таковы, что в подростковом и юношеском возрасте ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение со сверстниками, включающее в себя поиск широкого круга знакомств и, в конечном итоге, приобретение немногих близких друзей, с которыми устанавливаются глубокие, доверительные дружеские отношения. Интернет-коммуникации предоставляют человеку широчайшие возможности общения: не выходя из дома, он может обмениваться мыслями, идеями, чувствами с людьми любого возраста, пола, национальности, имеющими различный жизненный опыт. Кроме того, общение в сети делает жизнь пользователя эмоционально насыщеннее, и позволяет с гораздо меньшими сложностями приобретать разнообразный жизненный опыт (например, опыт общения с противоположным полом). Но парадокс в том, что самосознание, социальная компетентность личности формируются только в процессе реального, а не виртуального взаимодействия, так как основываются на непосредственном восприятии, понимании и оценке значимого другого, анализе обратной связи от партнера по общению. Путь взросления молодого человека - это осознание своих возможностей, преодоление ошибок во взаимодействии с другими людьми, самостоятельное разрешение жизненных проблем, формирующие ответственность за себя и свои поступки, умение общаться и строить свою жизнь в желаемом направлении. Успешная социализация подростка и юноши предполагает, наряду с интернет-коммуникациями, и реальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. «Застревание» коммуникатора на виртуальном уровне общения - это наполнение своей жизни иллюзиями, фантазиями, а не реальными знаниями о себе и других людях.

Существует еще одна опасность сетевых коммуникаций: в них включены люди с различными интересами, убеждениями, ценностными ориентациями, имеющими как гуманную, так и асоциальную направленность, поэтому подростки и юноши, ценностная система которых еще неустойчива, могут быть вовлечены в экстремистские, криминальные группы, секты и т.п.

Еще один важный аспект влияния виртуального общения на социализацию современных подростков и юношей - его психотерапевтические возможности. Анонимность общения в сети позволяет пользователям быть более откровенными, чем в реальности. Возникает так называемый «эффект разговора в поезде», когда незнакомому попутчику доверяют сокровенные проблемы, зная, что вероятность встречи с ним в дальнейшем минимальна. Для подростка и юноши зачастую это единственная и безопасная возможность поделиться своими переживаниями, получить совет. Известно, что само по себе проговаривание, вербализация неприятных, травмирующих мыслей и чувств значительно уменьшает связанное с ними эмоциональное напряжение, способствует восстановлению

душевного равновесия. Кроме того, виртуальная коммуникация (особенно опНпе-игры) дает возможность «отработать» различные негативные эмоции (страх, тревога, агрессия и др.), в игровых условиях пережить стрессы и конфликты реальной жизни. Идентификация с игровым персонажем помогает ребенку научиться новым, желаемым для него формам поведения.

Велико значение киберпространства в формировании мотивационно-потребностной сферы личности. В любом общении, в том числе и виртуальном удовлетворяются многие важные потребности, приобретающие особую остроту в подростковом и юношеском возрасте: в безопасности, в эмоциональной поддержке, в принадлежности к группе людей, в самоуважении и др.

Интернет-среда, являясь системой неформального образования и просвещения, открывает широкие возможности для формирования и развития познавательной потребности личности. Но для того, чтобы воспользоваться этими возможностями, необходимо владеть развитыми навыками поиска, обработки, хранения и передачи информации. И здесь мы сталкиваемся с проблемой, которую отмечают, в первую очередь, педагоги-практики: у многих подростков и юношей явно недостаточно развиты умения работать с информацией (выделять главное, отсеивать второстепенное, обобщать, формулировать выводы и т.п.). Причины этого явления требуют детального изучения, можно лишь предположить, что влияет и отсутствие мотивации, и малый опыт самостоятельной обработки информации (поскольку в Интернете можно найти готовый реферативный материал практически по любой теме).

Подводя итог сказанному, можно отметить, что Интернет-коммуникации оказывают значительное влияние на формирование самосознания современных подростков и юношей, системы их ценностей, потребностей и интересов. Влияние это неоднозначно и требует дальнейшего системного изучения. Но уже понятно, что современное молодое поколение социализируется в качественно иных условиях по сравнению с предыдущими, и необходимо, наряду с традиционными, искать новые формы семейного и коллективного воспитания.

Список литературы:

1. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. -М., 2000. - С. 395-431.

2. Трухманов В.Б., Трухманова Е.Н. Интернет-коммуникации как компонент информационной среды // Новые тенденции развития современного образования в России: материалы Х Всероссийской научно-практической конференции, Арзамас, 27 января 2012 г. -М.: Изд-во СГУ, 2013. - С. 30-39.

3. Трухманова Е.Н., Яшина К.О. Психологические аспекты формирования профессиональных интересов современных старшеклассников в условиях городской социокультурной среды // Культура и образование. - 2014. - Июнь (№ 6) [Электронный ресурс]. У^: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1981 (дата обращения: 04.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.