Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое исследование по совершенствованию подготовки и переподготовки кадров в сфере физической культуры и спорта'

Психолого-педагогическое исследование по совершенствованию подготовки и переподготовки кадров в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРОС / ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ВОСТРЕБОВАННЫЕ ТЕМАТИКИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / СПОРТ / SURVEY / PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING / POPULAR TOPICS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столяр Константин Эдуардович, Пуховская Марианна Николаевна, Шутова Татьяна Николаевна, Рыбакова Елена Олеговна

Психолого-педагогическое исследование проведено с 78 респондентами, работающими в сфере физической культуры и спорта, с целью выявления проблем профессиональной деятельности, новых требований работодателей и тематик для курсов повышения квалификации (ПК). Средний возраст респондентов 39 лет, женщин 36, мужчин 42. Средний стаж работы 13,5 лет. Сфера деятельности: 38 человек система высшего образования, 28 спорт высших достижений, паралимпийский спорт, 11 среднее профессиональное образование, 6 детский и массовый спорт, 6 фитнес центр и другие. Сложности в работе возникают при недостатке инвентаря, недостаточной площади зала и большим числом занимающихся. Актуальные темы ПК: спортивная физиология 28 человек, биомеханика 27, юридическое сопровождение 27, диетология 26, информационные технологии 25. Работодатель требует электронной формы заполнения нагрузки и всех отчетных документов 30 человек, также ВАК статьи и индекс Хирша 25 чел. из сферы высшего образования, 24 проведение соревнований, 23 человека отметили необходимость коммерческого дохода. На основании опроса, анализа статистических отчетных документов, анализе литературы были разработаны три курса повышения квалификации и две программы профессиональной переподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Столяр Константин Эдуардович, Пуховская Марианна Николаевна, Шутова Татьяна Николаевна, Рыбакова Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical research on improving the training and retraining of personnel in the field of physical culture and sports

Psychological and pedagogical research was conducted with 78 respondents working in the field of sports, in order to determine the problems of professional activity, new requirements of employers and identify topics for advanced training courses. The average age of respondents is 39 years, women 36, men 42. The average work experience is 13,5 years. Field of activity: 38 people of higher education system, 28 sports, paralympic sports, 11 secondary vocational education, 6 children's and mass sports, 6 fitness center and others. Difficulties in the work of the respondents arise when there is a lack of inventory, insufficient floor space and a large number of students. Current topics of professional development: sports physiology 28 people, biomechanics 27, legal support 27, nutrition 26, information technology 25. The employer requires an electronic form for filling out the load and all reporting documents 30 people, as well as the articles and the Hirsch index 25 respondents, 24 holding competitions, 23 noted the need for commercial income. Based on the survey, the analysis of statistical reporting documents, and literature analysis, three refresher courses and two professional retraining programs were developed.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое исследование по совершенствованию подготовки и переподготовки кадров в сфере физической культуры и спорта»

УДК 796.077

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Константин Эдуардович Столяр, кандидат педагогических наук, доцент, Марианна Николаевна Пуховская, старший преподаватель, Татьяна Николаевна Шутова,

кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва; Елена Олеговна Рыбакова, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической культуры

Аннотация

Психолого-педагогическое исследование проведено с 78 респондентами, работающими в сфере физической культуры и спорта, с целью выявления проблем профессиональной деятельности, новых требований работодателей и тематик для курсов повышения квалификации (ПК). Средний возраст респондентов 39 лет, женщин - 36, мужчин - 42. Средний стаж работы - 13,5 лет. Сфера деятельности: 38 человек система высшего образования, 28 - спорт высших достижений, паралим-пийский спорт, 11 - среднее профессиональное образование, 6 - детский и массовый спорт, 6 - фит-нес центр и другие. Сложности в работе возникают при недостатке инвентаря, недостаточной площади зала и большим числом занимающихся. Актуальные темы ПК: спортивная физиология - 28 человек, биомеханика - 27, юридическое сопровождение - 27, диетология - 26, информационные технологии - 25. Работодатель требует электронной формы заполнения нагрузки и всех отчетных документов - 30 человек, также ВАК статьи и индекс Хирша - 25 чел. из сферы высшего образования, 24 - проведение соревнований, 23 человека отметили необходимость коммерческого дохода. На основании опроса, анализа статистических отчетных документов, анализе литературы были разработаны три курса повышения квалификации и две программы профессиональной переподготовки.

Ключевые слова: опрос, проблемы профессионального обучения, востребованные тематики повышения квалификации, спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p274-277

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH ON IMPROVING THE TRAINING AND RETRAINING OF PERSONNEL IN THE FIELD OF PHYSICAL

CULTURE AND SPORTS

Konstantin Eduardovich Stolyar, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marianna Nikolaevna Puhovskaya, the senior teacher, Tatiana Nikolaevna Shutova, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Elena Olegovna Rybakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Chaykovsky

state Institute of physical culture

Abstract

Psychological and pedagogical research was conducted with 78 respondents working in the field of sports, in order to determine the problems of professional activity, new requirements of employers and identify topics for advanced training courses. The average age of respondents is 39 years, women - 36, men -42. The average work experience is 13,5 years. Field of activity: 38 people of higher education system, 28 sports, paralympic sports, 11 - secondary vocational education, 6 - children's and mass sports, 6 - fitness center and others. Difficulties in the work of the respondents arise when there is a lack of inventory, insufficient floor space and a large number of students. Current topics of professional development: sports physiology - 28 people, biomechanics - 27, legal support - 27, nutrition - 26, information technology - 25. The employer requires an electronic form for filling out the load and all reporting documents - 30 people, as well as the articles and the Hirsch index - 25 respondents, 24 - holding competitions, 23 - noted the need for commercial income.

Based on the survey, the analysis of statistical reporting documents, and literature analysis, three refresher courses and two professional retraining programs were developed.

Keywords: survey, problems of professional training, populär topics of professional development,

sports.

На актуальность повышения квалификации кадров ФК и С указывает тот факт, что приток молодых кадров в спортивной практике (до 30 лет) составляет лишь 22,5% [3]. Большинство тренеров в возрасте 45-60 лет работают по традиционным, порой неэффективным методикам, что возможно и привело к несоответствию потребностей личности и сферой ФКиС [5, 7]. При этом 80% тренеров находятся на критическом уровне использования современных методов сбора информации, технологий обработки и хранения информации. Экстраполируя сводные данные Минспорта на количество специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, можно констатировать, около 1/3 занимающихся спортом не получают достаточно квалифицированную специализированную подготовку [1, 2, 4]. Исследование решает проблему переподготовки и ПК кадров в минимальные сроки с максимальным количеством информации. Отвечает на вопрос какие востребованы тематики, какие новые требования на рабочих местах, какие знания формируются недостаточно в вузах ФК.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Психолого-педагогический опрос был проведен (78 чел.) в рамках научно-исследовательской работы для Министерства спорта. Опрос включал в себя 15 вопросов открытого и закрыто характера. Основная задача: выявить проблемы профессиональной деятельности и образования кадров по ФК и С. В результате разработано три курса на 72 часа, программа переподготовки тренеров и инструкторов по спорту. Программы позволят адаптировать спортсменов, после завершения спортивной карьеры [6].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Значительная часть респондентов отмечает, что сложно проводить занятия при недостатке инвентаря и площади зала, при большом числе занимающихся - 25 человек (32%). Следовательно, необходимы варианты проведения занятий в малом зале, методом круговой тренировки [2]. Вторая и третья проблема, это работа с Excel файлами - 13 (16,6%), отчетными документами в электронной форме -13 человек (16,6%).

К недостаткам обучения практически все исследуемые отметили недостаточное количество практической работы. Необходимо увеличить мастер-классы, организовать взаимопосещение, обучать актуальным новым методикам, использовать современный инвентарь и оборудование. Также 24% отметили, что иностранный язык изучается недостаточно, не хватает тематик с уклоном в профессию. Следует уделять внимание учебно-методической подготовке, составлению документов планирования, отчетов, делопроизводства, знаний нормативных документов, баз данных.

Опрашиваемые из федерации фристайла (11 чел.) отмечают, что недостаточно знаний по спортивному менеджменту, технике поворотов в горнолыжном спорте, углубленной методики спортивной тренировки, теории и методике горнолыжного спорта, инновациях в ски-кроссе, иностранного языка и медицинских знаний. Респонденты паралимпийского ко -митета России (15 чел.) в области биомеханики движений спортсменов с церебральным параличом, медицинских знаний, знаний в области спортивного права, отсутствие необходимой подготовки, связанной с оформление отчетных документов, также респондентам самим пришлось изучать историю паралимпийского движения, иностранный язык.

Актуальные темы ПК: спортивная физиология - 28 человек (35,8%), биомеханика -27, юридическое сопровождение - 27, диетология - 26, информационные технологии - 25, методика спортивной тренировки - 23, анатомия - 21, управления в сфере ФКиС, спортивный менеджмент - 21, антидопинговое образование - 18, фитнес - 17, теория спорта -15.

Работодатель требует электронной формы заполнения нагрузки и всех отчетных документов - 30 человек, также ВАК статьи и индекс Хирша - 25 опрашиваемых из сферы

высшего образования, 24 - проведение соревнований, 23 - необходимость коммерческого дохода. Работодатель требует качественное проведение занятий - 19 чел. (24,3%), это отмечают специалисты фитнес центров, спортивных клубов, спорта. Специалисты отмечают, что наряду с электронным документооборотом возрастает «бумажная отчетность», требования к работе возрастают, требуется многозадачность, коммерческая деятельность. В результате проведенного исследования разработаны три курса ПК (таблица 1-3).

Таблица 1 - ПК «Базовые основы физической культуры и спорта»

№ Дисциплины Часы

1 Анатомия, биомеханика 18

2 Информатика (делопроизводство, электронные формы отчетности) 18

3 Организация и управление в сфере ФК и С, спортивный менеджмент, юридическое сопровождение 10

4 Спортивная физиология, биохимия 26

Всего 72

Таблица 2 - ПК «Английский язык в сфере физической культуры и спорта»

№ Дисциплины Часы

1 Базовый английский язык 28

2 Спортивная тематика 34

3 Проведение практических занятий на английском языке 12

Всего 72

Таблица 3 - ПК «Спортивная подготовка по виду спорта (группе видов спорта)»

№ Дисциплины Часы

1 Углубленная методика спортивной тренировки, теория сорта 18

2 Антидопинговое образование, юридическое сопровождение 18

3 Избранный вид спорта (группа видов спорта) 18

4 Спортивная физиология, биохимия 18

Всего 72

Разработана программа профессиональной переподготовки 1) «Спортивная подготовка по виду спорта (группе видов спорта)» - 250 ч., квалификация - Тренер по виду спорта, преподаватель; 2) «Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с населением», квалификация - Инструктор по спорту, специалист центров тестирования ВФСК ГТО.

Выводы. Проведенное исследование позволило выявить реальные проблемы профессиональной деятельности, а также новые требования в современных социально-экономических условиях. На основании опроса, анализа статистических отчетных документов, анализе литературы были разработаны три курса повышения квалификации и две программы профессиональной переподготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрющенко, Л.Б. Разработка дополнительной профессиональной программы обучения тренеров / Л.Б. Андрющенко, Т.Н. Шутова, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 6-9.

2. Барковский, Е.С. Базовые и элективные дисциплины в формировании рекреационных компетенций у будущих бакалавров физической культуры //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. -№ 4 (170). -С. 33-36.

3. Сводный отчет 5-ФК за 2018 год (xlsm, 580 Kb). — URL : https://www.minsport.gov.ru/2019/doc/SVOD-otchet5FK_2018.xlsm (дата обращения: 01.01.2020).

4. Столяр, К.Э. Разработка научно обоснованных предложений по формированию образовательной программы обучения инструкторов по спорту / К.Э. Столяр, М.Н. Пуховская, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 196-199.

5. Щенникова, М.Ю. Подготовка кадров для спорта: современное состояние и направления развития / М.Ю. Щенникова, С.И. Петров //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 5 (147). - С. 203-211.

6. Модель социально-психологической адаптации высококвалифицированных спортсменов в постсоревновательном периоде жизни / Т.Н. Шутова, К.Э. Столяр, М.А. Кузьмин, Т.П. Высоцкая, С.М. Носов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 312317.

7. Юдашкина, Е.Е., Стратегическое планирование социально-экономических процессов на основе когнитивного подхода / Е.Е. Юдашкина, А. Л. Никазаченко, К. А. Лебедев // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-2 (85). - С. 1062-1065.

REFERENCES

1. Andryushchenko, L.B., Shutova, T.N. and Vysotskaya, T.P. (2019), "Development of additional professional training program for trainers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173). pp. 6-9.

2. Barkovsky, E.S. (2019), "Basic and elective disciplines in the formation of recreational competencies of future bachelors of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170). pp. 33-36.

3. 5-FC summary report for 2018 (xlsm, 580 Kb), available at: https://www.min-sport.gov.ru/2019/doc/SV0D-otchet5FK_2018.xlsm.

4. Stolyar, K.E., Pukhovskaya, M.N. and Vysotskaya, T.P. (2019), "Development of scientifically substantiated proposals for the formation of an educational program for training instructors in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173). pp. 196-199.

5. Schennikova, M.Yu. and Petrov, S.I. (2017), "Training for sports: current state and directions of development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (147). pp. 203-211.

6. Shutova, T.N., Stolyar, K.E., Kuzmin, M.A., Vysotskaya, T.P. and Nosov, S.M. (2018), "Model of socio-psychological adaptation of highly qualified athletes in the post-competitive period of life", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (161). pp. 312-317.

7. Yudashkina, E.E., Nikazachenko, A.L., and Lebedev, K.A. (2017), "Strategic planning of socioeconomic processes based on the cognitive approach", Economics and entrepreneurship, No. 8-2 (85), pp. 1062-1065.

Контактная информация: kafedra_f@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2020

УДК 378.6

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОРОВ В СТРУКТУРЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

РОССИИ

Виктория Викторовна Сундукова, адъюнкт, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос о взаимосвязи факторов в структуре антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России. Установлено, что формирование антикоррупционной направленности личности является приоритетной задачей подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы и может быть рассмотрено как один из способов противодействия коррупции. Антикоррупционная направленность представляет собой интегративное качество личности, обеспечивающее соблюдение норм антикоррупционного законодательства за счет сформированности структурных компонентов направленности личности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что к структурным компонентам антикоррупционной направленности относятся когнитивно-познавательный, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный и духовно-нравственный компоненты. Целью проведенного теоретико-эмпирического исследования выступало выявление взаимосвязи факторов в структуре антикоррупционной направленности личности курсантов и выяснение их влияния на процесс формирования антикоррупционной направленности. В качестве основных задач проведенного исследования можно выделить эмпирическое изучение структурных компонентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.