Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогов в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности'

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогов в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ. / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / METHODOLOGICAL SUPPORT FOR TEACHERS / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна, Зрелякова Елена Викторовна, Старостина Елена Вячеславовна, Степичева Людмила Александровна, Ипаткина Ирина Валерьевна

В статье представлен материал, относящийся к методическому сопровождению педагогов-воспитателей, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Особые образовательные потребности учитываются при разработке индивидуальных образовательных маршрутов. Дидактические приемы сочетаются с образовательными стандартами, наполнены материалами по развитию детей в различных сферах жизнедеятельности, способствующие становлению адаптивных способностей, формированию когнитивных и личностных свойств обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна, Зрелякова Елена Викторовна, Старостина Елена Вячеславовна, Степичева Людмила Александровна, Ипаткина Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological, pedagogical and methodological support for teachers in working with children with special educational needs

The article presents material related to the methodological support of educators working with children with disabilities. Special educational needs are taken into account when developing individual educational routes. Didactic techniques are combined with educational standards, filled with materials on the development of children in various spheres of life, contributing to the development of adaptive abilities, the formation of cognitive and personal properties of students.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогов в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ

УДК 378.046.4+376

И. В. Тельнюк, Е. В. Зрелякова, Е. В. Старостина, Л. А. Степичева, И. В. Ипаткина

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Неравномерность и дизонтогении психического развития в детском возрасте актуализируют проблему психолого-педагогического сопровождения детей, обнаруживающих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), чьё образование с учетом специфики первичных и вторичных дефектов реализуется либо в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, либо в условиях инклюзивной образовательной среды учебных заведений общего типа. И если для нормально развивающихся детей, а также для детей с особыми образовательными потребностями, отдельно разработаны многочисленные программы и методические рекомендации, хорошо зарекомендовавшие себя с советского периода времени, то для педагогов, чья работа была больше ориентирована на нормально развивающихся детей, переход к инклюзивным формам обучения стал большой неожи-

данностью. Разделение образовательных учреждений для нормально развивающихся детей и для детей с ОВЗ в Советском Союзе было научно обоснованно. Дети с ОВЗ не только нуждались в специально разработанных для них учебных программах, методиках обучения, организации образовательной среды и медико-педагогического сопровождения, но и в специально подготовленных для работы с ними педагогами, которые получали образование на дефектологических факультетах педагогических вузов [1].

В нынешних условиях «доступная образовательная среда» снимает какие-либо ограничения в получении образования (в том числе и для лиц с ОВЗ), но ставит перед педагогами образовательных организаций целый ряд вопросов, относящихся к их профессиональной деятельности в условиях инклюзии, к подготовленности и готовности к реализации

учебных программ (в том числе и адаптированных для детей, например, с нарушениями интеллектуального развития [2]). В этой связи важным вопросом выступает подготовка педагогов общих образовательных организаций к работе с детьми, чьи особые образовательные потребности проистекают с учетом клиники и особенностей различных вариантов психического дизонтогенеза [3]. Иными словами, педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений нуждаются в психологопедагогическом и методическом сопровождении с целью повышения их квалификации в аспекте работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Педагогическая подготовленность и психологическая готовность педагогов к реализации программ инклюзивного образования - одна из задач институтов повышения квалификации, где педагоги могут не только пройти профессиональную переподготовку по программе специального (дефектологического) образования, но и пройти повышение квалификации по отдельным курсам, дисциплинам (модулям), темы которых нацелены на оказание психолого-педагогической помощи в сопровождении работы педагога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

При этом направления работы затрагивают:

1) нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в сфере реализации инклюзивных образовательных программ и сопровождения детей с ОВЗ;

2) повышение квалификации педагогов в вопросах психолого-педагогического изучения детей с особыми образовательными потребностями, получение знаний по специальному (дефектологическому) образованию детей с ОВЗ;

3) освоение педагогическими подходами в обучении и воспитании детей с ОВЗ в условиях комбинированных групп обучающихся ДОУ или начальной школы;

4) разрабатывание и применение в практике работы с детьми индивидуальных образовательных маршрутов, учитывающие особенности и динамику психофизического развития детей с ОВЗ и в норме;

5) проектирование методического сопровождения процессов взаимодействия образовательной организации и института семьи в вопросах обучения и воспитания детей.

Данные направления работы образовательных организаций становятся приоритетными, что делает доступным в получении образования для детей и взрослых, чьи ограниченные возможности здоровья могли быть препятствием на пути социализации в обществе.

Интеграция лиц с ОВЗ в общество неравнозначно их интеграции в общеобразовательную среду учебных организаций [4]. В первом случае речь идет о более широких возможностях участия лиц с ОВЗ в жизни общества, к чему они должны быть подготовленными, начиная с дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Во втором случае речь идет об инклюзии, как подготовленной образовательной среде,

что ошибочно рассматривается процессом интеграции. Одно дело - присутствие ребенка-инвалида или человека с ограниченными возможностями на тех или иных мероприятиях, специально подготовленных для данных категорий лиц, и другое дело -это их непосредственное участие в этих мероприятиях как полноценных граждан. При этом явление инклю-зивности в равной степени распространяется на всех участников совместного пребывания и деятельности - лиц с ОВЗ и здоровых детей, взрослых и т. д. Всем участникам совместной деятельности приходится «адаптироваться» друг к другу, то есть принимать друга такими, какими есть, учиться выстраивать систему отношений, взаимодействия, поведения и деятельности, что способствовало бы нормальному моральноэтическому развитию событий, разрешению задач в соответствии с поставленными целями коллективного взаимодействия.

Образовательные организации начального звена - дошкольные и школьные учреждения - не являются исключением. Мало того, данные организации стоят у истоков изначальной интеграции детей и молодежи в общество, подготавливая подрастающее поколение к самостоятельной трудовой деятельности и к участию в общественной жизни страны. Инклюзивное образование может выступать частным случаем в условиях общеобразовательной среды для ребенка, оказавшимся, по тем или иным причинам, запаздывающим в своем развитии, но способным в той или иной степени компенсироваться

при обучении по индивидуальному образовательному маршруту. Поэтому данный шанс позволяет, с одной стороны, не ограничивать интеграцию такого ребенка в общество, а с другой, - посредством инклюзивной программы обучения позволить ребенку получить образование и определиться с будущим выбором профессиональных предпочтений и трудовой деятельности.

Таким образом, специфика инклюзивного образования заключается в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, которые в силу своих особенностей не могут успешно освоить образовательные программы дошкольного или начального школьного образования без их адаптации. Поэтому в работе образовательной организации важно разработать и реализовать адаптированные образовательные программы, например, дошкольного образования, позволяющие учитывать особые потребности детей с ОВЗ: 1) адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи; 2) адаптированную образовательную программу дошкольного образования детей с задержкой психического развития; 3) адаптированную образовательную программу для детей с легкими интеллектуальными нарушениями.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогов, обеспечивающих инклюзивное обра-

зование. Педагог образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии; иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья; знать методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей [5].

Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, испытывают различные трудности в методическом обеспечении и психолого-педагогическом сопровождении при работе с детьми с ОВЗ.

Первичной и важной ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений её специалистов и уровня их профессиональных компетентностей. Инклюзивная компетентность педагогов относится к уровню специальных профессиональных компетентностей [6]. Это интегративное личностное образование, обуславливающее способность педагога осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности обучающихся и обеспечивая включение ребенка с ОВЗ в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазви-

тия. Данные профессиональные компетенции, как правило, формируются у будущих специалистов, которые получают специальное (дефектологическое) образование в педагогических вузах. Поэтому очень важно, чтобы педагоги образовательных организаций, раннее работавшие только со здоровыми детьми, смогли бы повысить свою профессиональную квалификацию по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ, то есть получили бы теоретические и практические навыки в работе с детьми комбинированных групп в условиях общеобразовательных детских организаций.

Такое повышение квалификации, включая и профессиональную переподготовку по программам специального (дефектологического) образования, предполагает получение не только соответствующих знаний в области педагогики и психологии отклоняющегося развития детей, их обучения, но и вопросы методического сопровождения самих педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Понимая существующую потребность педагогов в оказании им методической помощи, в дошкольном образовательном учреждении была выстроена система сопровождения педагогов, работающих в области реализации адаптированных образовательных программ (АОП). Этому предшествовало изучение готовности педагогов к реализации инклюзивных программ, работа с детьми, имеющими ОВЗ по специально разработанной анкете [7].

Целью методического сопровождения являлось: создание организа-

ционных условий, способствующих формированию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях реализации инклюзивного образования. В соответствии с этим были определены следующие задачи: а) способствовать повышению квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, развитию у них творческой инициативы и активизации к саморазвитию; б) совершенствовать умения проектировать образовательную деятельность с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; в) формировать инновационный банк данных по организации эффективного взаимодействия участников образовательных отношений в рамках реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования; г) транслировать педагогический опыт работы по организации инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ.

В основе методического сопровождения педагогов являлась их подготовка к коррекционно-развивающей работе с детьми во всех группах ДОУ Лекции, семинарские и практические занятия, мастер классы, консультации и другие формы работы были рассчитаны на два семестра 2022-2023 учебного года. Критериями готовности педагогов для работы с детьми с ОВЗ являлись: 1) личностно-ориентированный подход в коррекционной и образовательной деятельности; 2) гуманистическая позиция педагога по отношению к ребенку; 3) знание психологических, возрастных и индивидуальных осо-

бенностей развития детей с ОВЗ и опора на зону ближайшего развития ребенка; 4) владение современными педагогическими технологиями; 5) владение способами саморазвития, навыками саморегуляции собственной личности и деятельности.

С педагогами ДОУ осуществлялись следующие направления работы:

Информационное направление -предоставление педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, адаптированным образовательным программам дошкольного образования, современным педагогическим технологиям. Содержательная часть работы включала: а) изучение нормативно-правовых документов, действующих в сфере образования; б) изучение примерных адаптированных программ дошкольного образования; в) подбор учебно-методического комплекта и пособий; г) создание рабочей группы по разработке адаптированных образовательных программ дошкольного образования; д) организация работы психолого-медико-педагогической консультации (ПМПк).

Консультационное направление -оказание помощи педагогу по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения или актуализацию его дополнительных способностей. Содержательная часть работы включала: а) изучение современных педагогических технологий: «Личностно-

ориентированные формы и адресные технологии работы с детьми с ОВЗ», «Использование проектного метода в работе с детьми с ОВЗ»; б) организация курсов повышения квалифика-

ции; в) проведение консультаций: «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ, детей-инвалидов», «Создание специальных условий для образования детей с ОВЗ», «Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ», «Влияние пальчикового театра на развитие связной речи детей», «Игры и игрушки для развития речи детей»; в) организация семинаров-практикумов: «Артикуляционная гимнастика-залог правильного произношения», «Влияние среды на психологическое здоровье ребенка», «Работа с агрессивными детьми»; г) проведение мастер-классов «Игры Никитина», круги Лулия, технология Ткаченко и др.; д) деловая игра «Инклюзивное образование» и т. д.; ж) организация консультаций со специалистами по запросу педагогов.

Диагностическое направление -выявление проблемных точек в деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Содержательная часть работы включала: а) проведение анкетирования «Возможности и затруднения педагогов», «Самооценка профессиональных знаний»; б) анализ педагогической и психологической диагностики, составление индивидуального образовательного маршрута для детей, имеющих затруднения в освоении адаптированных образовательных программ дошкольного образования; в) анализ коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ; г) участие в работе ПМПк.

Психотерапевтическое направление - помощь педагогу в преодолении различного вида трудностей и

барьеров, профилактика профессионального выгорания, препятствующие успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности. Содержательная часть работы включала: а) проведение психологических тренингов «Мир особого ребенка», «Я - профессионал у меня всё получится!», «Мы вместе», релаксационных упражнений; б) использование интерактивных форм при проведении методических мероприятий «Брейн-ринг», игра «Что? Где? Когда?» и т. д.; в) изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ, проблем взаимодействия и управления детским коллективом; г) индивидуальные консультации по запросу; д) привлечение педагогов-невроло-гов к взаимодействию с ДОО.

Коррекционное направление -внесение корректив в практическую деятельность, а также профилактика возможных профессиональных ошибок. Содержательная часть работы включала: а) проведение консультаций «Индивидуальный подход к ребенку с ОВЗ», «Индивидуальный подход или вовлечение в детский коллектив ребенка с ОВЗ»; б) организация наставничества; в) создание временных проблемных групп; в) проведение открытых занятий педагога-психолога с включением приглашенных воспитателей и родителей воспитанников.

Профессионально-педагогическое направление - выявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта, стимулирование творческой инициативы и профессионального роста педагогов. Содер-

жательная часть работы включала: а) проведение недели педагогического мастерства; б) участие в конкурсах профессионального мастерства, проектах разного уровня; в) участие в педагогических советах, районных методических объединениях, конференциях; г) создание банка методических разработок по работе с детьми с ОВЗ; д) организация аттестации педагогических работников, в целях установления квалификационной категории (осмысление своих достижений, структурирование наработанного материала, создание «портфолио»).

Таким образом, выстроенная система методического сопровождения педагогов позволила решить целый ряд задач, связанных с подготовкой и

СПИСОК

1. Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Авто-реф. дисс. ... д-ра пед. н.: Спец. 13.00.01 / Ин-т коррекц. педагогики. М., 1996. 81 с.

2. Организация коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении специального назначения: (Для детей с нарушением интеллекта): Метод. письмо / [М-во просвещения СССР; Составители Катаева А. А., Стребелева Е. А.]. М.: Б. и., 1978. 30 с.

3. Худик В. А., Тельнюк И. В., Сорокина О. Ю. Индивидуально-дифференцированное и инклюзивное образование в дошкольном возрасте как психологопедагогическая проблема // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 2 (2). С. 5-15.

4. Лубовский В. И. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы //

реализацией программ обучения детей с различными образовательными потребностями, подготовить педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; повысить их уровень профессиональной подготовки в вопросах специального (дефектологического) образования; наметить творческие перспективы профессионального роста; избежать нюансов профессионального выгорания, обусловленных трудностями в работе с детьми групп комбинированного вида; наладить педагогические условия взаимодействия семьи и образовательной организации в деле воспитания и обучения детей, подготовки их к школьному обучению.

ЛИТЕРАТУРЫ

Коррекционно-педагогическое образование. 2016. № 4 (8). С. 5-11.

5. Лубовский Д. В. Методологические основания повышения квалификации педагогов специальных образовательных учреждений по курсу специальной психологии и педагогики // Коррекционно-педагогическое образование. 2017. № 1 (9). С. 28-39.

6. Усова М. Ф. Методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья: методическая разработка. Новосибирск, 2019 // URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/4893 50-metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov-rabota (дата обращения: 10.09.2023).

7. Худик В. А. Анкета-вопросник для изучения отношения педагогов к инклюзивному образованию // Коррекционнопедагогическое образование. 2015. № 1

(1). С. 62-67.

REFERENCES

1. Malofeev N. N. Formation and development of the state system of special education in Russia: Abstract of the dissertation ... Doctor of Pedagogical Sciences: Specialty 13.00.01 / Institute of Correctional Pedagogy. M., 1996. 81 p. (In Russ.).

2. Organization of the correctional pedagogical process in a special-purpose preschool institution: (For children with intellectual disabilities): Methodological letter / [Ministry of Education of the USSR; Compiled by: Kataeva A. A., Strebele-va E. A.]. M., 1978. 30 p. (In USSR).

3. Khudik V A., Telnyuk I. V, Sorokina O. Yu. Individually differentiated and inclusive education in preschool age as a psychological and pedagogical problem // Pedagogic Correction Education Journal.

2015. No. 2 (2). P. 5-15. (In Russ.).

4. Lubovsky V.I. On the issue of integrated education of children with disabilities in a comprehensive school //

Pedagogic Correction Education Journal.

2016. No. 4 (8). P. 5-11. (In Russ.).

5. Lubovsky D. V. Methodological grounds for advanced training of teachers of special educational institutions in the course of special psychology and pedagogy // Pedagogic Correction Education Journal.

2017. No. 1 (9). P. 28-39. (In Russ.).

6. Usova M. F. Methodological support

for teachers working with children with disabilities: methodological development. Novosibirsk, 2019 // URL: https://

www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/48935 0-metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov-rabota (date of application: 10.09.2023).

7. Khudik V A. Questionnaire for studying the attitude of teachers to inclusive education // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. No. 1 (1). P. 62-67. (In Russ.).

Поступила в редакцию: 11.10.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.