Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богинская Яна Олеговна, Шатрова Светлана Анатольевна

Актуализируется проблема готовности дошкольных образовательных организаций к реализации программ инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечается необходимость подготовки воспитателей к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Характеризуются «плюсы и минусы» внедрения инклюзивного образования в дошкольное учреждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богинская Яна Олеговна, Шатрова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF INCLUSIVE EDUCATION IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The problem of the readiness of preschool educational organizations to implement programs of inclusive education for children with disabilities is being updated. The necessity of training educators to work with children with special educational needs is noted. The “pros and cons” of the introduction of inclusive education in a preschool institution are characterized.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 376+373.2

Я. О. Богинская, С. А. Шатрова

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

До недавнего времени в коррек-ционно-развивающем образовании детей с ограниченными возможностями здоровья преобладал процесс интеграции, то есть сближение двух образовательных систем - коррекци-онной и общей, делая границы между ними менее заметными [1]. Интегрированный в общеобразовательную среду ребенок остается под её патронатом: он либо учится в специальном классе (группе) при массовом учреждении, либо обязательно получает коррекционную помощь, учась в обычном классе (группе).

В последнее время очень часто стал использоваться термин инклюзивное образование детей, который включает в себя совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов. Внедрение инклюзивного образования способствует реструктуризации культуры образовательного заведения, захватывая в свой процесс всех участников: педагогов, детей, родителей. Инклюзивное образование представляет собой уникальный процесс доступного образования для каждого, в котором преодолеваются любые барьеры.

Данный вид образования имеет смысл только тогда, когда каждому ребёнку, несмотря на имеющиеся у него физические, эмоциональные, социальные или интеллектуальные

особенности, предоставлена возможность участия в общем процессе воспитания и обучения.

Краткий обзор литературы показал, что в работе Ж. В. Алюшиной [2] инклюзивное образование рассматривается с точки зрения понятий, а также описываются нормативно-правовые документы, и основные составляющие и проблемные аспекты инклюзивного дошкольного образования на примере детского сада. В публикации Е. Н. Хлоповой [3] подымается проблема особенностей организации образовательной среды для детей с особыми потребностями в условиях современного дошкольного учреждения, а также отмечается важность подготовки воспитателей к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Исследования В. А. Худи-ка и соавт. [4-5] отражают вопросы готовности субъектов образовательной среды к реализации задач инклюзивного образования в условиях детского сада. Авторы рекомендуют использование опросников закрытого типа как для педагогов, так и их законных представителей - родных и близких детей, которые посещают дошкольное учреждение. Полученные таким образом данные используются при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов

для детей с ОВЗ. Публикация Г Г Афанасьевой [6] носит практико-ориен-тированной характер, поскольку в работе описывается психологическое сопровождение образовательного процесса в инклюзивных группах дошкольной образовательной организации (ДОО), а также приводятся наиболее важные принципы психологического сопровождения и инклюзивного образования (учет возрастных психофизический возможностей каждого ребенка; приобщение детей с ОВЗ к общим нормам и правилам; распределение нагрузки при основной программе и пр.).

Однако, на наш взгляд, следует уделить внимание позитивным и негативным явлениям, обусловленным реализацией программ инклюзивного образования, особенно на местах, то есть в конкретных образовательных организациях. Очевидно, что речь идет о подготовленности воспитателей к такой работе, о реально имеющихся образовательных условиях, разработанных в соответствии с требованиями образовательных программ для детей с ОВЗ.

Многим детям, имеющим отклонения в развитии даже с большими усилиями семьи, без взаимодействия с социумом, в будущем достаточно тяжело дается взаимодействие с другими людьми в различных сферах. В последние годы в нашей стране стал вопрос о воспитании и обучении детей-инвалидов. Закрываются специальные школы, а что приходит взамен?

Государство принимает решение о включении детей с ОВЗ в общий образовательный процесс. Тем са-

мым открывается новая отрасль -инклюзивное образование, которое подразумевает под собой раскрытие каждого ребёнка с помощью основной образовательной программы, которая считается довольно сложной для особенного ребенка, но в основном соответствует его возможностям. Инклюзия предусматривает необходимые условия для освоения данной программы и социализации в обществе.

Одним из важных аспектов этой проблемы является взаимодействие детей с ОВЗ с социальной средой. Многие дети с ОВЗ ощутили на себе «барьеры» на пути их социализации в обществе. На основе этого аспекта сформировался один из главных принципов инклюзии - признание равного права для детей с ОВЗ [7]. Реализация прав детей с ОВЗ на достойное образование должна затрагивать все стороны жизни нашего общества. В первую очередь - это работа государства, то есть создание нормативно-правовой базы, подготовка педагогических кадров, повышение их квалификации и профессиональная переподготовка по программам специального (дефектологического) образования. Необходима также подготовка самого общества (её ячейки) -семьи, других социальных институтов, с которыми взаимодействуют дети с ОВЗ и инвалиды, их законные представители, что позволит более успешной социализации таких детей, учебной адаптации на различных этапах жизненного пути.

Конечно, одним из важных условий реализации программ инклюзивного образования выступает подго-

товка педагогических работников в сфере получения необходимых знаний и опыта воспитания и обучения детей с ОВЗ. Психолого-педагогическая подготовленность воспитателей ДОО рассматривается как особая профессиональная компетентность, формирующаяся при непосредственной практике общения и совместной деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности [8]. Наряду с этим отмечается, что только сочетание материально-технического, программного, методического и кадрового обеспечения гарантирует полноценную, хорошо организованную систему комплексного обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Одним из противоречий в реализации инклюзивного образования выступает отсутствие готовности родителей, чьи дети посещают обычные детские сады, принимать условия внедрения инклюзии, поскольку опасаются, что обычные программы станут для их детей несколько слабыми, не интересными, что может повлиять на мотивацию здоровых детей посещать образовательное учреждение [9]. Ведь именно родителям предстоит объяснять своим детям то, что «...все детки разные..., некоторые из могут с раннего детства болеть, а поэтому у них могут быть проблемы с развитием. Но они такие же, как и вы, как и все остальные. с ними нужно играть и общаться.». Если все эти стороны соблюдаются, то идея инклюзивного образования может быть успешно реализована в общеобразовательном дошкольном учреждении [10-11].

Анализируя современную практику в вопросах реализации инклюзив-

ного образования, можно выделить следующие преимущества:

1. Дети с ОВЗ могут развиваться во всех сферах.

2. У здоровых детей развивается понимание, что все дети разные, но при этом очень похожие; появляется умение устанавливать и поддерживать дружеские отношения с детьми с ОВЗ, не смотря на их особенности.

3. Положительной стороной инклюзии для педагогов является овладение новыми психолого-педагогическими методами, учитывающими индивидуальные особенности детей в норме и с ОВЗ.

4. Инклюзивное образование позволяет одинаково активизировать возможности детей в норме и с ОВЗ.

Наряду с позитивными явлениями, следует отметить ряд недостатков, к которым можно отнести:

► наличие психологической не подготовленности педагогов, родителей и детей с нормальным развитием, к принятию детей с ОВЗ в общеобразовательную группу детского сада;

► отсутствие четко фиксированной нормативно-правовой базы организации процесса инклюзивного обучения;

► отсутствие узких специалистов (логопедов, психологов, дефектоло-гов) и штатных единиц педагогов -тьюторов в соответствии с необходимостью оказания помощи в адаптации и дальнейшего пребывания детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;

► не всегда имеющиеся разработанные программы и методические рекомендаций по организации ин-

клюзивного образования в группах детского сада.

Таким образом, изменения в системе специального дошкольного образования и создание системы инклюзивного дошкольного образования требуют системного компетентност-ного подхода к подготовке не только нормативно-правовой базы, базовых общеобразовательных дошкольных учреждений (групп), педагогических кадров для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, но и самого общества для комфортной адаптации и пребывания

детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных дошкольных учреждениях. Хочется верить, что на пути реализации инклюзивного образования будут решены комплексные вопросы, относящиеся к нормативно-правой базе, образовательного пространства и методического сопровождения детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей, а также подготовка педагогического персонала и включение в штат работы ДОО узконаправленных специалистов в сфере специального (дефектологического) образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лубовский В. И. К вопросу об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях их интеграции в общеобразовательные учреждения // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. № 4 (8). С. 5-11.

2. Алюшина Ж. В. Дошкольное инклюзивное образование: современные проблемы // Коллекция гуманитарных исследований. 2019. № 6 (21) // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/doshkolnoe-inklyuzivnoe-obrazovanie-sovremennye-problemy (дата обращения: 13.10.2022).

3. Хлопова Е. Н. Современные проблемы дошкольного инклюзивного образования // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. № 4 // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-doshkolnogo-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 13.10.2022).

4. Худик В. А., Тельнюк И. В., Сорокина О. Ю. Готовность к принятию инклюзивного образования субъектами дошкольной образовательной среды // Кор-

рекционно-педагогическое образование. 2015. № 1 (1). С. 33-43.

5. Худик В. А., Тельнюк И. В., Сорокина О. Ю. Индивидуально-дифференцированное и инклюзивное образование в дошкольном возрасте как психолого-педагогическая проблема // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 2 (2). С. 5-15.

6. Афанасьева Г. Г. Инклюзивное образование в ДОУ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015 // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-dou (дата обращения: 16.10.2022).

7. Снежко Г. Е. Социокультурные аспекты инклюзивного образования детей с ограниченными функциональными возможностями // Вестник Адыгейского государственного университета. Научный журнал. 2017. Выпуск 1 (194). С. 136-142 // URL: http://vestnik.adygnet. ru/files/2017.1/4759/136-142.pdf (дата обращения: 21.10.2022).

8. Дружинина И. В., Шатрова С. А. Особенности организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОО сельской местности // Грани познания. 2020. № 6 (71). С. 83-87.

9. Худик В. А., Тельнюк И. В., Сорокина О. Ю. // 2015. № 1 (1). Указ. соч.

10. Троценко А. В., Кукубаева А. Х. Особенности социализации детей в условиях инклюзивного образования // Наука и реальность. 2020. № 4.2 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-sotsializatsii-detey-v-

usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya/ viewer (дата обращения: 21.10.2022).

11. Кушнерева Н. П., Полиниченко Т. И. Инклюзивное образование в России в дошкольных образовательных организациях в условиях ФГОС ДО: практика и перспективы // Инновационная наука. 2021. № 4 // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah-v-usloviyah-fgos-do-praktika-i-perspektivy (дата обращения: 21.10.2022).

REFERENCES

1. Lubovsky V. I. On the issue of teaching children with disabilities in the context of their integration into general educational institutions // Pedagogic Correction Education Journal. 2016. No. 4 (8). P. 5-11. (In Russ.).

2. Alyushina Zh. V. Preschool inclusive education: modern problems // Collection of Humanitarian Research. 2019. No. 6 (21) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ doshkolnoe-inklyuzivnoe-obrazovanie-sovremennye-problemy (date of the application: 13.10.2022).

3. Khlopova E. N. Modern problems of preschool inclusive education // Fundamental and applied research: problems and results. 2013. No. 4 // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-doshkolnogo-inklyuzivnogo-obrazovaniya (date of the application: 13.10.2022).

4. Khudik V. A., Telnyuk I. V., Soroki-na O. Yu. Readiness for the adoption of inclusive education by subjects of the preschool educational environment // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. No. 1 (1). P. 33-43. (In Russ.).

5. Khudik V. A., Telnyuk I. V., Soroki-na O. Yu. Individually differentiated and 52

inclusive education in preschool age as a psychological and pedagogical problem // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. No. 2 (2). P. 5-15. (In Russ.).

6. Afanasyeva G. G. Inclusive education in preschool educational institutions // Collection of materials of the Annual International Scientific and Practical Conference "Education and Education of Young Children". 2015 // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-dou (date of the application: 16.10.2022).

7. Snezhko G. E. Sociocultural aspects of inclusive education for children with limited functionality // Bulletin of the Adyghe State University. Science Magazine. 2017. Issue 1 (194). P. 136-142 // URL: http://vestnik.adygnet.ru/ files/2017.1/4759/136-142.pdf (date of the application: 21.10.2022).

8. Druzhinina I. V., Shatrova S. A. Features of the organization of inclusive education for children with disabilities in pre-schools in rural areas // Facets of Knowledge. 2020. No. 6 (71). P. 83-87. (In Russ.).

9. Khudik V. A., Telnyuk I. V., Soroki-na O. Yu. // 2015. No. 1 (1). Index of the composition.

10. Trotsenko A. V., Kukubaeva A. Kh. Features of the socialization of children in conditions of inclusive education // Science and Reality. 2020. No. 4.2 // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-detey-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya/viewer (date of the application: 21.10.2022).

11. Kushnereva N. P., Polinichenko T. I. Inclusive education in Russia in preschool educational organizations in the context of

the Federal State Educational Standard for Education: Practice and Prospects // Innovative Science. 2021. No. 4 // URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah-v-usloviyah-fgos-do-praktika-i-perspektivy (date of the application: 21.10.2022).

Поступила в редакцию 30.11.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.