Научная статья на тему 'ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В ВОПРОСАХ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна, Коваленко Андрей Михайлович

Обсуждается необходимость разработки индивидуальных образовательных музыкальных программ для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного обучения детей. Отмечены трудности, с которыми сталкиваются педагоги музыкальных школ и школ искусств в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Указывается на необходимость специальной подготовки педагогов в работе с такими детьми. Анализируются случаи успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их дальнейшей социализации в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна, Коваленко Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF WORKING WITH CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE CONDITIONS OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL MUSIC EDUCATION

The necessity of developing individual educational musical programs for teaching children with disabilities in the conditions of additional education of children is discussed. The di culties faced by teachers of music schools and art schools in working with children with special educational needs are noted. The need for special training of teachers in working with such children is indicated. Cases of successful education of children with disabilities, their further socialization in society are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УДК 376+78.021

И. В. Тельнюк, А. М. Коваленко

ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Организация дополнительного образования для детей предусмотрена законом «Об образовании» [1], а также нормативно-правовыми актами, обеспечивающими оказание образовательных услуг в сфере музыкально-изобразительной деятельности [2].

Музыкальное образование в детском возрасте реализуется посредством различных программ как в специальных образовательных учреждениях - музыкальных школах, школах искусств, так и в условиях дошкольных, общеобразовательных школьных учреждениях, где вопросам эстетического и художественного воспитания уделяется особое внимание. Занятия по музыкальному и вокальному развитию детей в детском саду, в начальной школе преследуют общую концепцию культурного развития детей [3]. Однако последующие их шаги в музыкальном искусстве осуществляются в условиях детской музыкальной школы, когда овладение данным искусством -вокалом, освоение отдельных навыков игры на музыкальных инстру-

ментах приобретает характер системности обучения и формирования соответствующих музыкальных компетенций. Опыт и профессионализм музыкального исполнительного искусства обретается детьми годами, а порой становится их дальнейшим выбором обучения в образовательных учреждениях среднего или высшего профессионального звена.

Следует отметить, что нередко желание освоить тот или иной музыкальный инструмент исходит не от самого ребенка, а от его ближайшего семейного окружения. Родители считают, что их ребенок способен и полагаются на опыт педагогов, которые, по их мнению, должны «сотворить чудо», однако признание того, что освоение данной деятельности является кропотливым каждодневным трудом приходит не сразу, порой в течение ряда лет успешности и неудач, слез и разочарований... В процессе музыкально-театральной деятельности формируется личность подрастающего человека, вырабатываются черты характера и мотивация поведения, позволяющие молодым

людям решать многие другие задачи социально-культурного, материально-бытового и профессионального планов. Иными словами, занятия музыкально-творческой деятельностью в детском возрасте могут рассматриваться как одна из моделей социализации личности в обществе, способствовать духовному развитию человека, определять его дальнейшие смысло-жизненные ориентиры, в том числе и в будущей профессиональной деятельности.

Интересы к музыкальному искусству в равной степени могут проявлять также дети, у которых наблюдаются отклонения в физическом и психическом развитии - дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или, как принято говорить в педагогической среде, - дети с особыми образовательными потребностями (ООП). Музыкальному миру известны случаи проявления уникальных музыкальных способностей у инвалидов по зрению с детства, в частности, О. Б. Аккуратов1 - российский пианист, джазовый импровизатор и певец [4]. С рождения

1 Олег Аккуратов (1989 г. р.) с рождения страдает амаврозом - полной слепотой; обучался в специализированной музыкальной школе для слепых и слабовидящих детей города Армавира Краснодарского края; обладатель абсолютного слуха, музыкальной памяти, чувства ритма. Виртуозный исполнитель джаза, и классических произведений. Лауреат Премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры (2019) и многочисленных международных конкурсов и фестивалей (примеч. ред.).

страдает амаврозом - полной слепотой. Обладатель абсолютного слуха, музыкальной памяти, чувства ритма. Виртуозный исполнитель джаза, и классических произведений. Лауреат Премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры (2019) и многочисленных международных конкурсов и фестивалей.

Отдельного внимания заслуживает опыт организации обучения и воспитания детей, имеющих сложные и сочетанные дефекты психического развития. Пример О. И. Скороходо-вой является тому доказательством, когда в связи с перенесенным заболеванием, потеряв в дошкольном детстве зрение, слух, а потом и речь, она смогла по специальным методикам, разработанными профессором И. А. Соколянским, получить образование и защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [5], работая в Научно-исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук СССР. О. И. Скорохо-довой разрабатывались специальные методики и программы для обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта; она отличалась особыми способностями в «рассматривании» и понимании скульптуры как вида изобразительного искусства, сочиняла стихи и владела особым художественным словом [6].

Можно привести много других примеров, когда люди с ограниченными возможностями здоровья добивались определенных успехов в учебе, труде, проявляли себя в творчестве, в том числе в различных жанрах искусства. В этой связи вопросы

обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями всегда были актуальными в системе отечественного специального (дефектологического) образования. В советский период времени для таких детей были созданы специальные учреждения, работали в которых педагоги, имевшие дипломированную подготовку в образовательных учреждениях среднего и высшего звена [7].

Безусловно, что необходимость сопровождения детей с ОВЗ в их социально-культурной адаптации остается одной из главных задач интеграции таких детей в общество. Образовательные учреждения совместно с семьей уделяют много внимания всестороннему обучению и воспитанию детей, привитию у них интересов, правил и культуры поведения. Школы искусств, музыкальные школы и другие организации по дополнительному образованию детей вносят свою лепту в эстетическое, художественное и нравственное воспитание дошкольников, учащихся общеобразовательной школы, среди которых также есть дети с ОВЗ. Реализация программ инклюзивного обучения детей с ОВЗ ставит перед педагогами новые задачи - проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, создание специальных условий и возможности тьюторского сопровождения детей, взаимодействие с ближайшим семейным окружением ребенка в процессе освоения им новых видов деятельности, в том числе и в плане решения задач музыкального воспитания. Таким образом, детям обеспечивается общий доступ к

образованию с учетом разнообразия их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей.

Наряду с позитивными сдвигами по пути реализации программ инклюзивного образования детей с ОВЗ, отмечаются некоторые трудности в самой педагогической среде, когда большая часть педагогов, согласно данным В. А. Худика и соавт. [8], обнаруживают слабую подготовленность в вопросах специального (дефектологического) образования, а порой и непринятие концепции инклюзивного обучения детей с отклонениями в развитии в среде с нормально развивающимися детьми. Такие же трудности испытывают педагоги музыкальных школ и школ искусств, которые занимаются обучением музыке детей с ОВЗ. Справедливо отмечается необходимость более широкой подготовки педагогов в различных вопросах обучения и сопровождения лиц с ОВЗ. Однако при этом весьма актуальными остаются вопросы, относящиеся к пониманию особенностей развития детей с ОВЗ - их интересов, потребностей, мотивации поведения, в частности, условий формирования мотивов учения и овладения музыкально-концертной деятельностью, что в реальности является новым направлением в работе образовательных учреждений такого уровня. Отечественные разработки в сфере музыкального искусства свидетельствуют о роли психологических составляющих как фактора успешности овладения данной деятельностью, о чем в свое время отмечал известный психолог и педагог Б. М. Теплов [9]. Знание индивиду-

альных различий, особенностей созревающей личности в процессе включения её в различные виды деятельности, в том числе во время восприятия музыкальных произведений, овладения ею музыкальными инструментами позволяет раскрыть скрытые возможности компенсации недостаточно зрелых сторон социализации человека в ходе учебной деятельности.

Учитывая то, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей у субъектов учения, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени, то направленность программ дополнительного образования вполне обеспечивает решение задач по адаптации и подготовке учащихся к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также эти программы направлены на выявление и поддержку детей, проявивших способности и достижения, в частности, музыкальных видах деятельности [10].

Важно отметить, что к освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. А поэтому возможности обучения детей с ОВЗ значительно расширяются для образовательных учреждений дополни-

тельного образования. Такой опыт работы был предпринят нами в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств» Красносельского района с 2014 по 2022 гг. Обучением было охвачено несколько детей с ОВЗ, у которых наблюдалась задержка психического развития (ЗПР), а также нами наблюдался один здоровый ребенок в плане психического развития, но с явлениями эктродак-тилии - врождённым пороком развития (недоразвитием нескольких пальцев на руках).

Наши наблюдения показали, что дети проявляли интерес к музыкальным инструментам, мотивация на посещение занятий отличалась внешней направленностью, то есть в этом были заинтересованы больше родители, чем сами дети. Но уже к концу первого года обучения дети обнаруживали желание самостоятельно посещать музыкальную школу, выполняли домашние задания и с позитивными эмоциями участвовали в музыкальной и творческой жизни школы. Педагоги отмечали, что дети с ЗПР значительно медленнее усваивали материал, необходимо было сокращать длительность уроков, им чаще была необходима поддержка и поощрения. Индивидуальные образовательные маршруты также необходимо было дифференцировать для каждого ребенка, чтобы корригировать успешность усвоения материала и формировать позитивное отношение к новому виду деятельности.

Приводим несколько наблюдений из жизни обучающихся в области музыкального искусства.

Первое наблюдение. У ребёнка от рождения не сформировались пальцы на руках. Это были небольшие отростки, примерно с сантиметр. Но, при этом, у него было сильное желание и мотивация заниматься музыкой. Об исполнительстве не могло быть и речи. И тут на помощь пришли предметы, где он смог проявить себя в полной мере - это аранжировка и основы звукорежиссуры.

На аранжировке был задействован инструментарий: рабочая станция с управлением компьютерной мышкой и клавиатурой, программное обеспечение (нотные редакторы, виртуальные студии, виртуальные инструменты и семплеры, а также процессоры обработки аудиосигнала).

Занимаясь аранжировкой учащийся творил, создавал и радости его не было предела. Ведь он мог делать то, что могут обычные дети. Обучение по программе шло 4 года. На итоговой аттестации он представил 2 сборника: один -аранжировки классических произведений, второй - сборник собственных сочинений.

Последние его сочинения были исполнены профессиональными музыкантами, исполнение которых он сам записал, используя профессиональное оборудование образовательного учреждения и свои знания по предмету основы звукорежиссуры.

Сейчас его сборники сочинений и аранжировок служат примером и мотивацией для обычных учащихся, которые находят много причин и поводов, чтобы не заниматься.

Хочу отметить ещё один факт из его биографии. Он продолжил обучение музыкой и в 2022 году, закончив музыкальное училище, поступил в консерваторию.

Второе наблюдение. Учащийся с задержкой психического развития. Учащийся требует индивидуального подхо-

да, что выяснилось только во время начала учебного процесса. В учреждении не было специализированной индивидуальной программы для занятий с таким ребенком. Такие предметы, как аранжировка, сольфеджио и музыкальная литература оказались достаточно сложными для восприятия. Он не успевает за группой.

Конечно, здесь возможны ошибки в работе приёмной комиссии, которая не распознала в поступающем человека с ЗПР. Но и с точки зрения закона есть недоработка - на общеразвивающие программы берём всех. Ситуация критическая. Отчислить нельзя - нарушим закон, ведь учащегося уже приняли. Заниматься сложно, почти невозможно - учащийся не справляется и нет соответствующих адаптированных программ.

Нашлось решение. Был разработан индивидуальный маршрут сопровождения с учетом особенностей и способностей ребенка.

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР - это специально созданная комфортная обучающая среда для устранения недостатков его развития, профессиональная поддержка всех специалистов образовательного учреждения, помощь родителей в трудных шагах по овладению знаниями и принятыми нормами поведения. Маршрут сопровождения ребенка намечает цели и задачи, наиболее доступные в данный момент для воспитанника, и определяет шаги по их выполнению.

Учащийся стал ходить на групповые занятия по предмету «Основы звукоре-жиссуры». На первый взгляд предмет сложный. Но по программе предмета есть элементы работы на слух и определение тембров инструментов и голосов, шумовых звуков и т. д., коммутация оборудования (сбор проводов, подключение, монтаж и демонтаж оборудования), что ему доступно и интересно.

Посещает предмет с удовольствием, родители довольны.

Третье наблюдение. Во Всероссийской олимпиаде по музыкальной информатике, принимала участие девочка с ограниченными возможностями здоровья - нарушение зрения. Она была слепая, но прекрасно сочиняла музыку, по некоторым ее музыкальным композициям были поставлены спектакли.

Описанные наблюдения лишний раз убеждают в том, что к вопросам реализации программ по дополнительному образованию детей с ОВЗ необходимо подходить комплексно, разрабатывая не только индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка, но и определяя

образовательные задачи для педагогов, тьюторов и ближайшего семейного окружения. Помимо организации образовательной среды для детей с ОВЗ, необходимо также учитывать рекомендации специалистов в области специального (дефектологического) образования по индивидуально-личностному развитию детей, их воспитанию и социализации в обществе, что обеспечивает всестороннее эстетическое воспитание детей и формирует мотивационные достижения в избранном виде музыкального творчества, в частности, при освоении программ с музыкально-цифровыми технологиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.11.2022).

2. Методические рекомендации по разработке стандарта качества услуг государственных (муниципальных) учреждений культуры // URL: https:// rulaws.ru/acts/Metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-standarta-kachestva-uslug-gosudarstvennyh-(munitsipalnyh)-uchr-solt-bucihgja/ (дата обращения: 04.10.2022).

3. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г. (проект) // URL: https://rgdoc.ru/industry/ documents/zakonodatelstvo/13106-strategiya-gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki-na-period-do-2030-g-proekt/ (дата обращения: 12.11.2022).

4. Аккуратов, Олег Борисович // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аккуратов,_ Олег_Борисович (дата обращения: 09.11.2022).

5. Скороходова О. И. Как я воспринимаю окружающий мир / Предисл. проф. И. А. Соколянского [«Несколько замечаний об авторе этой книги», с. 6-16]; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. М.-Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. 200 с.

6. Скороходова О. И. Слишком темно и невыносимо тихо: воспоминания слепоглухонемой: как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М.: Родина, 2019. 430 с.

7. Смирнова Л. В. Специальное образование: работа над ошибками // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 4 (4). С. 5-17.

8. Худик В. А., Тельнюк И. В., Сорокина О. Ю. Готовность к принятию инклюзивного образования субъектами дошкольной образовательной среды // Кор-рекционно-педагогическое образование. 2015. № 1 (1). С. 33-43.

9. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд-во

Акад. пед. наук РСФСР, 1947. 335 с.

10. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей // URL: http://static.government.ru/ media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 09.11.2022).

REFERENCES

1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N 273-FZ (last edition) // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (date of application: 09.11.2022).

2. Guidelines for the development of a quality standard for services of state (municipal) cultural institutions // URL: https://rulaws.ru/acts/Metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-standarta-kachestva-uslug-gosudarstvennyh-(munitsipalnyh)-uchr-solt-bucihgja/ (date of application: 04.10.2022).

3. Strategy of the state cultural policy for the period up to 2030 (draft) // URL: https://rgdoc.ru/industry/documents/ zakonodatelstvo/13106-strategiya-gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki-na-period-do-2030-g-proekt/ (date of application: 12.11.2022).

4. Akkuratov, Oleg Borisovich // URL: https://ru.wikipedia.org/wikiM.KKyparoB,_ Oner_EopHCOBm (date of application: 09.11.2022).

5. Skorokhodova O. I. How do I perceive the world around me / Foreword by Professor I. A. Sokolyansky ["A few remarks about the author of this book", p. 6-16]; Academy of Pedagogical Sciences

of the RSFSR. Institute of Defectology. M.-L.: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1947. 200 p. (In USSR).

6. Skorokhodova O. I. Too dark and unbearably quiet: memoirs of a deaf-blind-mute: how I perceive, imagine and understand the world around. M.: Rodina, 2019. 430 p. (In Russ.).

7. Smirnova L. V. Special education: work on mistakes // Bulletin of the St. Petersburg Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 4 (4). P. 5-17. (In Russ.).

8. Khudik V. A., Telnyuk I. V., Soroki-na O. Yu. Readiness for the adoption of inclusive education by subjects of the preschool educational environment // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. No. 1 (1). P. 33-43. (In Russ.).

9. Teplov B. M. Psychology of musical abilities. M.-L.: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1947. 335 p. (In USSR).

10. On approval of the Concept for the development of additional education for children // URL: http://static.government. ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (date of application: 09.11.2022).

Поступила в редакцию 21.10.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.