ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
УДК 376+78.021
И. В. Тельнюк, А. М. Коваленко
ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Организация дополнительного образования для детей предусмотрена законом «Об образовании» [1], а также нормативно-правовыми актами, обеспечивающими оказание образовательных услуг в сфере музыкально-изобразительной деятельности [2].
Музыкальное образование в детском возрасте реализуется посредством различных программ как в специальных образовательных учреждениях - музыкальных школах, школах искусств, так и в условиях дошкольных, общеобразовательных школьных учреждениях, где вопросам эстетического и художественного воспитания уделяется особое внимание. Занятия по музыкальному и вокальному развитию детей в детском саду, в начальной школе преследуют общую концепцию культурного развития детей [3]. Однако последующие их шаги в музыкальном искусстве осуществляются в условиях детской музыкальной школы, когда овладение данным искусством -вокалом, освоение отдельных навыков игры на музыкальных инстру-
ментах приобретает характер системности обучения и формирования соответствующих музыкальных компетенций. Опыт и профессионализм музыкального исполнительного искусства обретается детьми годами, а порой становится их дальнейшим выбором обучения в образовательных учреждениях среднего или высшего профессионального звена.
Следует отметить, что нередко желание освоить тот или иной музыкальный инструмент исходит не от самого ребенка, а от его ближайшего семейного окружения. Родители считают, что их ребенок способен и полагаются на опыт педагогов, которые, по их мнению, должны «сотворить чудо», однако признание того, что освоение данной деятельности является кропотливым каждодневным трудом приходит не сразу, порой в течение ряда лет успешности и неудач, слез и разочарований... В процессе музыкально-театральной деятельности формируется личность подрастающего человека, вырабатываются черты характера и мотивация поведения, позволяющие молодым
людям решать многие другие задачи социально-культурного, материально-бытового и профессионального планов. Иными словами, занятия музыкально-творческой деятельностью в детском возрасте могут рассматриваться как одна из моделей социализации личности в обществе, способствовать духовному развитию человека, определять его дальнейшие смысло-жизненные ориентиры, в том числе и в будущей профессиональной деятельности.
Интересы к музыкальному искусству в равной степени могут проявлять также дети, у которых наблюдаются отклонения в физическом и психическом развитии - дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или, как принято говорить в педагогической среде, - дети с особыми образовательными потребностями (ООП). Музыкальному миру известны случаи проявления уникальных музыкальных способностей у инвалидов по зрению с детства, в частности, О. Б. Аккуратов1 - российский пианист, джазовый импровизатор и певец [4]. С рождения
1 Олег Аккуратов (1989 г. р.) с рождения страдает амаврозом - полной слепотой; обучался в специализированной музыкальной школе для слепых и слабовидящих детей города Армавира Краснодарского края; обладатель абсолютного слуха, музыкальной памяти, чувства ритма. Виртуозный исполнитель джаза, и классических произведений. Лауреат Премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры (2019) и многочисленных международных конкурсов и фестивалей (примеч. ред.).
страдает амаврозом - полной слепотой. Обладатель абсолютного слуха, музыкальной памяти, чувства ритма. Виртуозный исполнитель джаза, и классических произведений. Лауреат Премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры (2019) и многочисленных международных конкурсов и фестивалей.
Отдельного внимания заслуживает опыт организации обучения и воспитания детей, имеющих сложные и сочетанные дефекты психического развития. Пример О. И. Скороходо-вой является тому доказательством, когда в связи с перенесенным заболеванием, потеряв в дошкольном детстве зрение, слух, а потом и речь, она смогла по специальным методикам, разработанными профессором И. А. Соколянским, получить образование и защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [5], работая в Научно-исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук СССР. О. И. Скорохо-довой разрабатывались специальные методики и программы для обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта; она отличалась особыми способностями в «рассматривании» и понимании скульптуры как вида изобразительного искусства, сочиняла стихи и владела особым художественным словом [6].
Можно привести много других примеров, когда люди с ограниченными возможностями здоровья добивались определенных успехов в учебе, труде, проявляли себя в творчестве, в том числе в различных жанрах искусства. В этой связи вопросы
обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями всегда были актуальными в системе отечественного специального (дефектологического) образования. В советский период времени для таких детей были созданы специальные учреждения, работали в которых педагоги, имевшие дипломированную подготовку в образовательных учреждениях среднего и высшего звена [7].
Безусловно, что необходимость сопровождения детей с ОВЗ в их социально-культурной адаптации остается одной из главных задач интеграции таких детей в общество. Образовательные учреждения совместно с семьей уделяют много внимания всестороннему обучению и воспитанию детей, привитию у них интересов, правил и культуры поведения. Школы искусств, музыкальные школы и другие организации по дополнительному образованию детей вносят свою лепту в эстетическое, художественное и нравственное воспитание дошкольников, учащихся общеобразовательной школы, среди которых также есть дети с ОВЗ. Реализация программ инклюзивного обучения детей с ОВЗ ставит перед педагогами новые задачи - проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, создание специальных условий и возможности тьюторского сопровождения детей, взаимодействие с ближайшим семейным окружением ребенка в процессе освоения им новых видов деятельности, в том числе и в плане решения задач музыкального воспитания. Таким образом, детям обеспечивается общий доступ к
образованию с учетом разнообразия их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей.
Наряду с позитивными сдвигами по пути реализации программ инклюзивного образования детей с ОВЗ, отмечаются некоторые трудности в самой педагогической среде, когда большая часть педагогов, согласно данным В. А. Худика и соавт. [8], обнаруживают слабую подготовленность в вопросах специального (дефектологического) образования, а порой и непринятие концепции инклюзивного обучения детей с отклонениями в развитии в среде с нормально развивающимися детьми. Такие же трудности испытывают педагоги музыкальных школ и школ искусств, которые занимаются обучением музыке детей с ОВЗ. Справедливо отмечается необходимость более широкой подготовки педагогов в различных вопросах обучения и сопровождения лиц с ОВЗ. Однако при этом весьма актуальными остаются вопросы, относящиеся к пониманию особенностей развития детей с ОВЗ - их интересов, потребностей, мотивации поведения, в частности, условий формирования мотивов учения и овладения музыкально-концертной деятельностью, что в реальности является новым направлением в работе образовательных учреждений такого уровня. Отечественные разработки в сфере музыкального искусства свидетельствуют о роли психологических составляющих как фактора успешности овладения данной деятельностью, о чем в свое время отмечал известный психолог и педагог Б. М. Теплов [9]. Знание индивиду-
альных различий, особенностей созревающей личности в процессе включения её в различные виды деятельности, в том числе во время восприятия музыкальных произведений, овладения ею музыкальными инструментами позволяет раскрыть скрытые возможности компенсации недостаточно зрелых сторон социализации человека в ходе учебной деятельности.
Учитывая то, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей у субъектов учения, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени, то направленность программ дополнительного образования вполне обеспечивает решение задач по адаптации и подготовке учащихся к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также эти программы направлены на выявление и поддержку детей, проявивших способности и достижения, в частности, музыкальных видах деятельности [10].
Важно отметить, что к освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. А поэтому возможности обучения детей с ОВЗ значительно расширяются для образовательных учреждений дополни-
тельного образования. Такой опыт работы был предпринят нами в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств» Красносельского района с 2014 по 2022 гг. Обучением было охвачено несколько детей с ОВЗ, у которых наблюдалась задержка психического развития (ЗПР), а также нами наблюдался один здоровый ребенок в плане психического развития, но с явлениями эктродак-тилии - врождённым пороком развития (недоразвитием нескольких пальцев на руках).
Наши наблюдения показали, что дети проявляли интерес к музыкальным инструментам, мотивация на посещение занятий отличалась внешней направленностью, то есть в этом были заинтересованы больше родители, чем сами дети. Но уже к концу первого года обучения дети обнаруживали желание самостоятельно посещать музыкальную школу, выполняли домашние задания и с позитивными эмоциями участвовали в музыкальной и творческой жизни школы. Педагоги отмечали, что дети с ЗПР значительно медленнее усваивали материал, необходимо было сокращать длительность уроков, им чаще была необходима поддержка и поощрения. Индивидуальные образовательные маршруты также необходимо было дифференцировать для каждого ребенка, чтобы корригировать успешность усвоения материала и формировать позитивное отношение к новому виду деятельности.
Приводим несколько наблюдений из жизни обучающихся в области музыкального искусства.
Первое наблюдение. У ребёнка от рождения не сформировались пальцы на руках. Это были небольшие отростки, примерно с сантиметр. Но, при этом, у него было сильное желание и мотивация заниматься музыкой. Об исполнительстве не могло быть и речи. И тут на помощь пришли предметы, где он смог проявить себя в полной мере - это аранжировка и основы звукорежиссуры.
На аранжировке был задействован инструментарий: рабочая станция с управлением компьютерной мышкой и клавиатурой, программное обеспечение (нотные редакторы, виртуальные студии, виртуальные инструменты и семплеры, а также процессоры обработки аудиосигнала).
Занимаясь аранжировкой учащийся творил, создавал и радости его не было предела. Ведь он мог делать то, что могут обычные дети. Обучение по программе шло 4 года. На итоговой аттестации он представил 2 сборника: один -аранжировки классических произведений, второй - сборник собственных сочинений.
Последние его сочинения были исполнены профессиональными музыкантами, исполнение которых он сам записал, используя профессиональное оборудование образовательного учреждения и свои знания по предмету основы звукорежиссуры.
Сейчас его сборники сочинений и аранжировок служат примером и мотивацией для обычных учащихся, которые находят много причин и поводов, чтобы не заниматься.
Хочу отметить ещё один факт из его биографии. Он продолжил обучение музыкой и в 2022 году, закончив музыкальное училище, поступил в консерваторию.
Второе наблюдение. Учащийся с задержкой психического развития. Учащийся требует индивидуального подхо-
да, что выяснилось только во время начала учебного процесса. В учреждении не было специализированной индивидуальной программы для занятий с таким ребенком. Такие предметы, как аранжировка, сольфеджио и музыкальная литература оказались достаточно сложными для восприятия. Он не успевает за группой.
Конечно, здесь возможны ошибки в работе приёмной комиссии, которая не распознала в поступающем человека с ЗПР. Но и с точки зрения закона есть недоработка - на общеразвивающие программы берём всех. Ситуация критическая. Отчислить нельзя - нарушим закон, ведь учащегося уже приняли. Заниматься сложно, почти невозможно - учащийся не справляется и нет соответствующих адаптированных программ.
Нашлось решение. Был разработан индивидуальный маршрут сопровождения с учетом особенностей и способностей ребенка.
Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР - это специально созданная комфортная обучающая среда для устранения недостатков его развития, профессиональная поддержка всех специалистов образовательного учреждения, помощь родителей в трудных шагах по овладению знаниями и принятыми нормами поведения. Маршрут сопровождения ребенка намечает цели и задачи, наиболее доступные в данный момент для воспитанника, и определяет шаги по их выполнению.
Учащийся стал ходить на групповые занятия по предмету «Основы звукоре-жиссуры». На первый взгляд предмет сложный. Но по программе предмета есть элементы работы на слух и определение тембров инструментов и голосов, шумовых звуков и т. д., коммутация оборудования (сбор проводов, подключение, монтаж и демонтаж оборудования), что ему доступно и интересно.
Посещает предмет с удовольствием, родители довольны.
Третье наблюдение. Во Всероссийской олимпиаде по музыкальной информатике, принимала участие девочка с ограниченными возможностями здоровья - нарушение зрения. Она была слепая, но прекрасно сочиняла музыку, по некоторым ее музыкальным композициям были поставлены спектакли.
Описанные наблюдения лишний раз убеждают в том, что к вопросам реализации программ по дополнительному образованию детей с ОВЗ необходимо подходить комплексно, разрабатывая не только индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка, но и определяя
образовательные задачи для педагогов, тьюторов и ближайшего семейного окружения. Помимо организации образовательной среды для детей с ОВЗ, необходимо также учитывать рекомендации специалистов в области специального (дефектологического) образования по индивидуально-личностному развитию детей, их воспитанию и социализации в обществе, что обеспечивает всестороннее эстетическое воспитание детей и формирует мотивационные достижения в избранном виде музыкального творчества, в частности, при освоении программ с музыкально-цифровыми технологиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.11.2022).
2. Методические рекомендации по разработке стандарта качества услуг государственных (муниципальных) учреждений культуры // URL: https:// rulaws.ru/acts/Metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-standarta-kachestva-uslug-gosudarstvennyh-(munitsipalnyh)-uchr-solt-bucihgja/ (дата обращения: 04.10.2022).
3. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г. (проект) // URL: https://rgdoc.ru/industry/ documents/zakonodatelstvo/13106-strategiya-gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki-na-period-do-2030-g-proekt/ (дата обращения: 12.11.2022).
4. Аккуратов, Олег Борисович // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аккуратов,_ Олег_Борисович (дата обращения: 09.11.2022).
5. Скороходова О. И. Как я воспринимаю окружающий мир / Предисл. проф. И. А. Соколянского [«Несколько замечаний об авторе этой книги», с. 6-16]; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. М.-Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. 200 с.
6. Скороходова О. И. Слишком темно и невыносимо тихо: воспоминания слепоглухонемой: как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М.: Родина, 2019. 430 с.
7. Смирнова Л. В. Специальное образование: работа над ошибками // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 4 (4). С. 5-17.
8. Худик В. А., Тельнюк И. В., Сорокина О. Ю. Готовность к принятию инклюзивного образования субъектами дошкольной образовательной среды // Кор-рекционно-педагогическое образование. 2015. № 1 (1). С. 33-43.
9. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд-во
Акад. пед. наук РСФСР, 1947. 335 с.
10. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей // URL: http://static.government.ru/ media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 09.11.2022).
REFERENCES
1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N 273-FZ (last edition) // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (date of application: 09.11.2022).
2. Guidelines for the development of a quality standard for services of state (municipal) cultural institutions // URL: https://rulaws.ru/acts/Metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-standarta-kachestva-uslug-gosudarstvennyh-(munitsipalnyh)-uchr-solt-bucihgja/ (date of application: 04.10.2022).
3. Strategy of the state cultural policy for the period up to 2030 (draft) // URL: https://rgdoc.ru/industry/documents/ zakonodatelstvo/13106-strategiya-gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki-na-period-do-2030-g-proekt/ (date of application: 12.11.2022).
4. Akkuratov, Oleg Borisovich // URL: https://ru.wikipedia.org/wikiM.KKyparoB,_ Oner_EopHCOBm (date of application: 09.11.2022).
5. Skorokhodova O. I. How do I perceive the world around me / Foreword by Professor I. A. Sokolyansky ["A few remarks about the author of this book", p. 6-16]; Academy of Pedagogical Sciences
of the RSFSR. Institute of Defectology. M.-L.: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1947. 200 p. (In USSR).
6. Skorokhodova O. I. Too dark and unbearably quiet: memoirs of a deaf-blind-mute: how I perceive, imagine and understand the world around. M.: Rodina, 2019. 430 p. (In Russ.).
7. Smirnova L. V. Special education: work on mistakes // Bulletin of the St. Petersburg Research Institute of Pedagogy and Psychology of Higher Education. 2022. No. 4 (4). P. 5-17. (In Russ.).
8. Khudik V. A., Telnyuk I. V., Soroki-na O. Yu. Readiness for the adoption of inclusive education by subjects of the preschool educational environment // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. No. 1 (1). P. 33-43. (In Russ.).
9. Teplov B. M. Psychology of musical abilities. M.-L.: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1947. 335 p. (In USSR).
10. On approval of the Concept for the development of additional education for children // URL: http://static.government. ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (date of application: 09.11.2022).
Поступила в редакцию 21.10.2022 г.