Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)'

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧАЩИЕСЯ-ИНВАЛИДЫ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПЕДАГОГИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рабинович Софья Алексеевна

Обсуждается проблема готовности образовательных организаций среднего профессионального образования к осуществлению инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Во главу угла берется явление психологической готовности педагогов к работе с учащимися-инвалидами и лицами с ОВЗ. Указывается на необходимость повышения квалификации педагогических работников в сфере получения знаний об отклонениях в развитии, методах работы с учащимися; формирования умений по составлению индивидуальных образовательных маршрутов и консультативной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рабинович Софья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF TEACHERS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR INCLUSIVE EDUCATION OF PERSONS WITH DISABILITIES (PROBLEM STATEMENT)

The problem of readiness of educational organizations of secondary vocational education to implement inclusive education for people with disabilities is discussed. The phenomenon of psychological readiness of teachers to work with students with disabilities and persons with disabilities is taken at the forefront. It is pointed out that it is necessary to improve the qualifications of teaching staff in the field of obtaining knowledge about developmental disabilities, methods of working with students; the formation of skills for drawing up individual educational routes and advisory work.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)»

В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ

УДК 377.5+37.04

С. А. Рабинович

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (постановка проблемы)

Первые десятилетия XXI века отличаются существенными переменами в системе отечественного образования, поскольку открывают широкие возможности в получении образования лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В 2008 г. Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов [1], что позволило осуществить подготовку образовательных учреждений для включения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательное пространство и предоставлять им равные возможности в получении образовательных услуг И если по вопросам материально-технического обеспечения образовательного процесса учреждениям образования удалось привести всё к единым требованиям, то вопросы, относящиеся к готовности педагогического коллектива к оказанию образовательных услуг инвалидам и лицам с ОВЗ, оказались достаточно размытыми и специфичными, требующими специальной подготовленно-

сти педагогов, например, в методике обучения, в понимании особенностей развития лиц, имеющих соответствующие образовательные потребности и т. д.

В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии понятия «инвалид» и «ограниченные возможности здоровья» не отождествляются, но в то же время они характеризуют возможности интеграции таких лиц в общество [2], включая и возможности предоставления им образовательных услуг. В дошкольных и школьных образовательных учреждениях особенности физического и психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, учитываются и обучение их ведется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) [3]. Однако в общеобразовательных учреждениях отмечаются трудности, относящиеся к тому, что педагоги не совсем готовы обучать детей, имеющих, напри-

мер, проблемы речевого развития или явления аутистического спектра, пр. Воспитатели дошкольной организации и учителя начальных классов нуждаются в специальной подготовке, в методическом сопровождении и разработке индивидуальных образовательных маршрутов, что значительно затруднено в силу недостаточности полученных ими специальных знаний [4]. А в ряде случаев детям с ОВЗ рекомендуется обучение в специальных условиях, когда они не могут посещать общеобразовательные учреждения.

Таким образом, инклюзивное или включенное образование представляет собой процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями совместно с нормально развивающимися детьми. Педагогу приходится учитывать особенности развития всех детей в группе, определять по отношению к ним индивидуальные и групповые формы воспитания и обучения, что значительно расширяет спектр его профессиональных знаний, опыта и времени работы [5-6].

К концу подросткового и начала юношеского возраста большая часть детей, имеющих ОВЗ, выравниваются в своем физическом и психическом развитии относительно своих сверстников, а по некоторым показателям и превосходят их. Поэтому вполне справедливым является то, что дети-инвалиды и лица с ОВЗ пытаются реализовать свои мечты путем получения профессии на следующем уровне образования - в средних профессиональных образовательных учреждениях или в высших учебных заведениях.

На сегодняшний день система образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях среднего профессионального образования находится на пороге изменений. Основной целью внедрения инклюзии в систему образования в России служит организация особых образовательных условий для обучения детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми с целью исключения дискриминации, социальной изоляции от общества.

Для внедрения инклюзии требуются особые условия организации учебного процесса, а также соответствующие специалисты. Но в процессе постоянного обновления современного образования это достаточно сложно и затратно. Внедрение инклюзивного образования в условиях среднего профессионального образования становится основной проблемой образовательных организаций, так как не все учреждения среднего профессионального образования (СПО) имеют возможность обучать детей с особыми образовательными потребностями. В частности, организации СПО технической направленности, в связи с особой спецификой учебной деятельности, ограничены в ресурсах и возможностях для организации обучения детей с ОВЗ.

В СПО могут получать профессиональное образование обучающиеся, имеющие различные заболевания и ограничения. В процессе внедрения инклюзивного образования образовательные организации среднего профессионального образования

сталкиваются со следующими проблемами:

1) материальная подготовленность - наличие пандусов, переоборудование учебных мест и обеспечение необходимыми специальными средствами обучения;

2) отсутствие психолого-педагогической готовности преподавателей и обучающихся к новым условиям обучения.

Условием реализации инклюзивного образования является специальная организованная образовательная среда, которая включает в себя:

• наличие психологически готовых педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными методами и информационно-коммуникационными образовательными технологиями;

• комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы;

• создание адекватных внешних условий (необходимый уровень комфортности, специализированные средства передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения) и т.д.

Учитывая потребность наличия перечисленных выше условий, необходимых для реализации инклюзивного образования, основными проблемами выступают такие, как: отсутствие методических материалов, дефицит психологически готовых педагогических кадров со специальным образованием, отсутствие адаптированных программ для обучающихся с различными нарушениями развития в организациях профес-

сионального образования технической направленности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что система инклюзивного образования в условиях среднего профессионального образования технической направленности имеет множество проблем, для решения которых необходимы следующие ресурсы:

• переквалификация педагогических работников;

• повышение психологической готовности педагогических работников;

• грамотная адаптация образовательных программ;

• консультирование на уровне школы родителей детей с ОВЗ о возможности обучения в той или иной организации

СПО;

• грамотная организация профориентации детей с ОВЗ;

• ранняя диагностика детей с ОВЗ в образовательной организации СПО.

Одной из важных составляющих готовности педагогов к обучению лиц с ОВЗ в условиях СПО выступает компонент психологической готовности. Следует разделять понятия «подготовленность» и «готовность». По мнению Е. П. Ильина [7], подготовленность отражает наличие внешних атрибутов, например, помещение, пандусы и пр., тогда как с готовностью связывают, прежде всего, факторы психологические, то есть, например, «спортивная направленность на победу», «отточенный профессионализм в исполнении...», «чувствование противника» и пр. Правда, указанные характеристики больше подходят для признаков психологической готовности спортсмена к соревнованию.

А в чём же тогда суть психологической готовности педагога к образовательной деятельности? И хотя педагог в силу полученного им образования в вузе, всё ещё остаётся далёким от реального собственного профессионализма, чувство психологической готовности формируется у него прижизненно - в процессе опыта, с годами. Такие качества, как уверенность в себе, чувство понимания предмета и специфики его преподавания, знание и понимание личности обучающегося, умение контролировать и управлять учебным процессом, ряд морально-этических принципов и пр. формируются у педагога в течение многих лет его профессиональной деятельности, что, в конечном итоге, может лечь в основу понимания «психологической готовности» к педагогической деятельности. Конечно, вчерашние выпускники вузов далеки от подобных новообразований, а применительно к работе с детьми, у которых наблюдаются проблемы со здоровьем, и тем более. Поэтому, очевидно, что большая часть педагогов обнаруживает недостаточную готовность к реализации программ обучения лиц с ОВЗ в условиях СПО, хотя данное утверждение требует конкретных исследований.

Процесс формирования психологической готовности педагогов СПО к инклюзивному образованию должен опираться на включение в учебный план программ, которые смогут способствовать повышению интереса педагогических работников к инклюзии, а также формированию навыков самообслуживания по данной

тематике и применения этих знаний на практике. Также немаловажным в работе педагога является формирование положительного отношения, к детям с ограниченными возможностями здоровья, толерантности, эм-патии, снятие психологического напряжения и формирование мотивации к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность.

В настоящее время проблема психологической готовности педагогов к инклюзивному образованию является довольно обсуждаемой и актуальной. На первый план выходит необходимость формирования психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзии, а также потребность в их обучении и повышении квалификации. От уровня владения педагогами специальных знаний в области инклюзии и методик обучения с учётом нозологий напрямую зависит качество инклюзивного образования. При осуществлении деятельности в системе инклюзивного образования педагоги должны быть психологически готовы к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, принимать таких детей, проявлять гибкость в осуществлении педагогической деятельности, а также уметь перенимать опыт своих коллег, применять творческий подход во время обучения детей с инвалидностью и ОВЗ. Также немаловажен позитивный настрой в работе.

Следовательно, под психологической готовностью педагога к работе в системе инклюзивного образования мы понимаем совокупность про-

фессиональных умений и личностных качеств педагогов, с помощью которых педагог способен обеспечить не только высокое качество обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья по общеобразовательным, а также профессионально направленным дисциплинам, но также способен обеспечить эффективное вхождение таких обучающихся в коллектив сверстников с последующей адаптацией в нём.

Для успешного внедрения инклюзивного образования в условиях СПО необходимо осуществлять специальную подготовку педагогических работников. Основной проблемой в СПО выступает неготовность педагогических работников к изучению принципов инклюзивного образования. Следующей проблемой выступает неготовность руководства учебных заведений к направлению на курсы повышения квалификации всех педагогических работников, как правило такие курсы посещают социальный педагог, педагог-психолог и заместители директора, на этой стадии осведомленность всех педагогических работников заканчивается. Педагоги, осуществляющие обучение по общеобразовательным и профессиональным дисциплинам, не имеют представления об обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность, большинство из них не имеют навыков переключения внимания в своей работе на учащихся с различным уровнем подготовки во время урока, в следствии чего такие обучающиеся испытывают трудности в усвоении программы.

В процессе становления инклюзивного образования, появления новых требований к профессиональным способностям педагогов, деятельность педагога существенно усложняется. В этом смысле профессиональная деятельность напрямую связана с психологической готовностью педагога к изменениям условий труда. В следствие неудовлетворенности своей деятельностью, у педагога происходит психологическая деформация личности, появляется чувство «профессионального выгорания», отмечается неопределенность результатов обучения. Они также могут обнаруживать чувство неуверенности в прилагаемых усилиях в отношении обучающихся с ОВЗ. У педагогов всё чаще возникают вопросы: а сможем ли мы чему-то научить таких обучающихся, получим ли какие-либо положительные результаты?

Структуру профессиональной готовности педагогов включает в себя следующее:

• готовность к информационным новшествам;

• свободное владение педагогическими технологиями;

• основы психологии и коррекцион-ной педагогики;

• знание и принятие индивидуальных особенностей обучающихся;

• свободное владение вариативностью и гибкостью в процессе проведения уроков;

• готовность к постоянному саморазвитию, обучению и принятию опыта коллег.

Структура психологической готовности включает:

• принятие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья на эмоциональном уровне;

• включение учащихся с ОВЗ к активному взаимодействию на уроке;

• психологическая удовлетворенность от осуществления своей педагогической деятельностью.

Также необходимо отметить, значимость формирования профессионально важных качеств личности, таких как:

• желание профессиональной и личностной саморегуляции;

• высокий уровень мотивации к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

• высокий уровень эмпатии, толерантности.

Профессиональная деятельность педагогов сама по себе является творческим процессом, в связи с этим одним из важнейших качеств педагогического работника выступает готовность к введению новшеств, вне зависимости от области его деятельности, будь то инклюзивное образование или введение новых профессиональных стандартов, ФГОС и т. д.

Очевидно, что можно говорить о готовности педагогов к инновационной деятельности [8], если сформированы определенные условия, такие как: свободное владение теоретической базой, включающей в себя учебные материалы, ФГОС и др.; у педагога имеется опыт работы и готовность к внедрению новшеств; проявляет себя наличие личностной мотивации, интереса к осуществлению педагогической деятельности.

Таким образом, в аспекте формирующейся готовности педагогов к реализации инклюзивного обучения в условиях СПО, можно выделить следующие уровни сформированно-сти и готовности педагогов к внедрению новшеств в работу:

1. Интуитивный. Желание изменять что-либо в своей деятельности. Такое желание, как правило, возникает у начинающих педагогов, им кажется, что всё устарело.

2. Репродуктивный. Педагог частично готов к внедрению новшеств в свою работу, но технологию в целом, считает не целесообразной для применения на практике.

3. Поисковый. На этом уровне педагоги с интересом идут на эксперименты, но боятся ошибок и отрицательных результатов.

4. Творческий. Педагог, имеющий багаж теоретических знаний и опыта, имеет возможность выбора технологий для успешного применения их на практике.

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что важнейшим условием успешного внедрения инклюзивного образования в условия СПО является повышение уровня психологической готовности педагогов. Педагог должен быть всесторонне развит, следовать в ногу со временем, так как система образования, в настоящее время не стоит на месте и постоянно совершенствуется. Современный педагог, работающий в условиях инклюзивного образования, должен уметь не только грамотно преподносить знания своим ученикам, в том числе, имеющим ограниченные возможности здоровья, но

также стремиться к саморазвитию и получению новых знаний. В процессе активного саморазвития педагогов, осуществляется грамотная и успешная работа в системе инклюзивного образования. Педагог должен уметь приспосабливаться к осуществлению деятельности в условиях инклюзивного образования, формировать собственные принципы поведения и пе-

дагогической деятельности с учётом принятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. При наличии готовности к работе в условиях инклюзии, чувства милосердия и оптимистического настроя, педагогическая деятельность становится более эффективной и качественной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 N 46-ФЗ (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_129200/ (дата обращения: 01.09.2020).

2. Лубовский В. И. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. № 4 (8). С. 5-11.

3. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии // URL: https:// base.garant.ru/70485996/53f89421bbdaf7 41eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 06.09.2020).

4. Худик В. А., Тельнюк И. В., Сорокина О. Ю. Готовность к принятию инклюзивного образования субъектами дошкольной образовательной среды //

Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 1 (1). С. 33-43.

5. Ганчукова Д. Р. Инклюзивное образование: сущность, подходы и опыт реализации // Философия образования. 2013. № 1. С. 193-198.

6. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92.

7. Ильин Е. П. Мотивы человека: Теория и методы изучения. Киев: Вища шк., 1998. 291 с.

8. Кобазова Ю. В., Козина Г. П. Трансформация профессионального сознания педагогов в процессе внедрения и осуществления инклюзивного образования // Педагогические технологии. 2013. № 4. С.35-40.

REFERENCES

1. Federal Law "On ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities" dated 03.05.2012 N 46-FZ (latest edition) // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_129200 / (date of application: 01.09.2020). 60

2. Lubovsky V. I. On the issue of integrated education of children with disabilities in a comprehensive school // Pedagogic Correction Education Journal. 2016. No. 4 (8). P. 5-11. (In Russ.).

3. Regulations on the psychological, medical and pedagogical Commission //

URL: https://base.garant.ru/70485996/53f 89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 / (date of application: 06.09.2020).

4. Khudik V. A., Telnyuk I. V., Soroki-na O. Yu. Readiness to accept inclusive education by subjects of preschool educational environment // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. No. 1 (1). P. 33-43. (In Russ.).

5. Ganchukova D. R. Inclusive education: the essence, approaches and experience of implementation // Philosophy of Education. 2013. No. 1. pp. 193-198. (In Russ.).

6. Alyokhina S. V., Alekseeva M. N., Agafonova E. L. Readiness of teachers as

the main factor of success of the inclusive process in education // Psychological science and education. 2011. No. 1. P. 8392. (In Russ.).

7. Ilyin E. P. Human motives: Theory and methods of study. Kiev: Vishcha shkola., 1998. 291 p. (In Ukraine).

8. Kobazova Yu. V., Kozina G. P. Transformation of professional consciousness of teachers in the process of implementation and implementation of inclusive education // Pedagogical technologies. 2013. No. 4. P. 35-40. (In Russ.).

nocmynma e pedaKV,uK 21.12.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.