В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ
УДК 377.5+37.04
С. А. Рабинович
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (постановка проблемы)
Первые десятилетия XXI века отличаются существенными переменами в системе отечественного образования, поскольку открывают широкие возможности в получении образования лицам, имеющим ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В 2008 г. Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов [1], что позволило осуществить подготовку образовательных учреждений для включения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательное пространство и предоставлять им равные возможности в получении образовательных услуг И если по вопросам материально-технического обеспечения образовательного процесса учреждениям образования удалось привести всё к единым требованиям, то вопросы, относящиеся к готовности педагогического коллектива к оказанию образовательных услуг инвалидам и лицам с ОВЗ, оказались достаточно размытыми и специфичными, требующими специальной подготовленно-
сти педагогов, например, в методике обучения, в понимании особенностей развития лиц, имеющих соответствующие образовательные потребности и т. д.
В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии понятия «инвалид» и «ограниченные возможности здоровья» не отождествляются, но в то же время они характеризуют возможности интеграции таких лиц в общество [2], включая и возможности предоставления им образовательных услуг. В дошкольных и школьных образовательных учреждениях особенности физического и психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, учитываются и обучение их ведется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) [3]. Однако в общеобразовательных учреждениях отмечаются трудности, относящиеся к тому, что педагоги не совсем готовы обучать детей, имеющих, напри-
мер, проблемы речевого развития или явления аутистического спектра, пр. Воспитатели дошкольной организации и учителя начальных классов нуждаются в специальной подготовке, в методическом сопровождении и разработке индивидуальных образовательных маршрутов, что значительно затруднено в силу недостаточности полученных ими специальных знаний [4]. А в ряде случаев детям с ОВЗ рекомендуется обучение в специальных условиях, когда они не могут посещать общеобразовательные учреждения.
Таким образом, инклюзивное или включенное образование представляет собой процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями совместно с нормально развивающимися детьми. Педагогу приходится учитывать особенности развития всех детей в группе, определять по отношению к ним индивидуальные и групповые формы воспитания и обучения, что значительно расширяет спектр его профессиональных знаний, опыта и времени работы [5-6].
К концу подросткового и начала юношеского возраста большая часть детей, имеющих ОВЗ, выравниваются в своем физическом и психическом развитии относительно своих сверстников, а по некоторым показателям и превосходят их. Поэтому вполне справедливым является то, что дети-инвалиды и лица с ОВЗ пытаются реализовать свои мечты путем получения профессии на следующем уровне образования - в средних профессиональных образовательных учреждениях или в высших учебных заведениях.
На сегодняшний день система образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях среднего профессионального образования находится на пороге изменений. Основной целью внедрения инклюзии в систему образования в России служит организация особых образовательных условий для обучения детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми с целью исключения дискриминации, социальной изоляции от общества.
Для внедрения инклюзии требуются особые условия организации учебного процесса, а также соответствующие специалисты. Но в процессе постоянного обновления современного образования это достаточно сложно и затратно. Внедрение инклюзивного образования в условиях среднего профессионального образования становится основной проблемой образовательных организаций, так как не все учреждения среднего профессионального образования (СПО) имеют возможность обучать детей с особыми образовательными потребностями. В частности, организации СПО технической направленности, в связи с особой спецификой учебной деятельности, ограничены в ресурсах и возможностях для организации обучения детей с ОВЗ.
В СПО могут получать профессиональное образование обучающиеся, имеющие различные заболевания и ограничения. В процессе внедрения инклюзивного образования образовательные организации среднего профессионального образования
сталкиваются со следующими проблемами:
1) материальная подготовленность - наличие пандусов, переоборудование учебных мест и обеспечение необходимыми специальными средствами обучения;
2) отсутствие психолого-педагогической готовности преподавателей и обучающихся к новым условиям обучения.
Условием реализации инклюзивного образования является специальная организованная образовательная среда, которая включает в себя:
• наличие психологически готовых педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными методами и информационно-коммуникационными образовательными технологиями;
• комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы;
• создание адекватных внешних условий (необходимый уровень комфортности, специализированные средства передвижения и организация адаптивных учебных мест, дистанционные средства обучения) и т.д.
Учитывая потребность наличия перечисленных выше условий, необходимых для реализации инклюзивного образования, основными проблемами выступают такие, как: отсутствие методических материалов, дефицит психологически готовых педагогических кадров со специальным образованием, отсутствие адаптированных программ для обучающихся с различными нарушениями развития в организациях профес-
сионального образования технической направленности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что система инклюзивного образования в условиях среднего профессионального образования технической направленности имеет множество проблем, для решения которых необходимы следующие ресурсы:
• переквалификация педагогических работников;
• повышение психологической готовности педагогических работников;
• грамотная адаптация образовательных программ;
• консультирование на уровне школы родителей детей с ОВЗ о возможности обучения в той или иной организации
СПО;
• грамотная организация профориентации детей с ОВЗ;
• ранняя диагностика детей с ОВЗ в образовательной организации СПО.
Одной из важных составляющих готовности педагогов к обучению лиц с ОВЗ в условиях СПО выступает компонент психологической готовности. Следует разделять понятия «подготовленность» и «готовность». По мнению Е. П. Ильина [7], подготовленность отражает наличие внешних атрибутов, например, помещение, пандусы и пр., тогда как с готовностью связывают, прежде всего, факторы психологические, то есть, например, «спортивная направленность на победу», «отточенный профессионализм в исполнении...», «чувствование противника» и пр. Правда, указанные характеристики больше подходят для признаков психологической готовности спортсмена к соревнованию.
А в чём же тогда суть психологической готовности педагога к образовательной деятельности? И хотя педагог в силу полученного им образования в вузе, всё ещё остаётся далёким от реального собственного профессионализма, чувство психологической готовности формируется у него прижизненно - в процессе опыта, с годами. Такие качества, как уверенность в себе, чувство понимания предмета и специфики его преподавания, знание и понимание личности обучающегося, умение контролировать и управлять учебным процессом, ряд морально-этических принципов и пр. формируются у педагога в течение многих лет его профессиональной деятельности, что, в конечном итоге, может лечь в основу понимания «психологической готовности» к педагогической деятельности. Конечно, вчерашние выпускники вузов далеки от подобных новообразований, а применительно к работе с детьми, у которых наблюдаются проблемы со здоровьем, и тем более. Поэтому, очевидно, что большая часть педагогов обнаруживает недостаточную готовность к реализации программ обучения лиц с ОВЗ в условиях СПО, хотя данное утверждение требует конкретных исследований.
Процесс формирования психологической готовности педагогов СПО к инклюзивному образованию должен опираться на включение в учебный план программ, которые смогут способствовать повышению интереса педагогических работников к инклюзии, а также формированию навыков самообслуживания по данной
тематике и применения этих знаний на практике. Также немаловажным в работе педагога является формирование положительного отношения, к детям с ограниченными возможностями здоровья, толерантности, эм-патии, снятие психологического напряжения и формирование мотивации к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность.
В настоящее время проблема психологической готовности педагогов к инклюзивному образованию является довольно обсуждаемой и актуальной. На первый план выходит необходимость формирования психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзии, а также потребность в их обучении и повышении квалификации. От уровня владения педагогами специальных знаний в области инклюзии и методик обучения с учётом нозологий напрямую зависит качество инклюзивного образования. При осуществлении деятельности в системе инклюзивного образования педагоги должны быть психологически готовы к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, принимать таких детей, проявлять гибкость в осуществлении педагогической деятельности, а также уметь перенимать опыт своих коллег, применять творческий подход во время обучения детей с инвалидностью и ОВЗ. Также немаловажен позитивный настрой в работе.
Следовательно, под психологической готовностью педагога к работе в системе инклюзивного образования мы понимаем совокупность про-
фессиональных умений и личностных качеств педагогов, с помощью которых педагог способен обеспечить не только высокое качество обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья по общеобразовательным, а также профессионально направленным дисциплинам, но также способен обеспечить эффективное вхождение таких обучающихся в коллектив сверстников с последующей адаптацией в нём.
Для успешного внедрения инклюзивного образования в условиях СПО необходимо осуществлять специальную подготовку педагогических работников. Основной проблемой в СПО выступает неготовность педагогических работников к изучению принципов инклюзивного образования. Следующей проблемой выступает неготовность руководства учебных заведений к направлению на курсы повышения квалификации всех педагогических работников, как правило такие курсы посещают социальный педагог, педагог-психолог и заместители директора, на этой стадии осведомленность всех педагогических работников заканчивается. Педагоги, осуществляющие обучение по общеобразовательным и профессиональным дисциплинам, не имеют представления об обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность, большинство из них не имеют навыков переключения внимания в своей работе на учащихся с различным уровнем подготовки во время урока, в следствии чего такие обучающиеся испытывают трудности в усвоении программы.
В процессе становления инклюзивного образования, появления новых требований к профессиональным способностям педагогов, деятельность педагога существенно усложняется. В этом смысле профессиональная деятельность напрямую связана с психологической готовностью педагога к изменениям условий труда. В следствие неудовлетворенности своей деятельностью, у педагога происходит психологическая деформация личности, появляется чувство «профессионального выгорания», отмечается неопределенность результатов обучения. Они также могут обнаруживать чувство неуверенности в прилагаемых усилиях в отношении обучающихся с ОВЗ. У педагогов всё чаще возникают вопросы: а сможем ли мы чему-то научить таких обучающихся, получим ли какие-либо положительные результаты?
Структуру профессиональной готовности педагогов включает в себя следующее:
• готовность к информационным новшествам;
• свободное владение педагогическими технологиями;
• основы психологии и коррекцион-ной педагогики;
• знание и принятие индивидуальных особенностей обучающихся;
• свободное владение вариативностью и гибкостью в процессе проведения уроков;
• готовность к постоянному саморазвитию, обучению и принятию опыта коллег.
Структура психологической готовности включает:
• принятие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья на эмоциональном уровне;
• включение учащихся с ОВЗ к активному взаимодействию на уроке;
• психологическая удовлетворенность от осуществления своей педагогической деятельностью.
Также необходимо отметить, значимость формирования профессионально важных качеств личности, таких как:
• желание профессиональной и личностной саморегуляции;
• высокий уровень мотивации к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
• высокий уровень эмпатии, толерантности.
Профессиональная деятельность педагогов сама по себе является творческим процессом, в связи с этим одним из важнейших качеств педагогического работника выступает готовность к введению новшеств, вне зависимости от области его деятельности, будь то инклюзивное образование или введение новых профессиональных стандартов, ФГОС и т. д.
Очевидно, что можно говорить о готовности педагогов к инновационной деятельности [8], если сформированы определенные условия, такие как: свободное владение теоретической базой, включающей в себя учебные материалы, ФГОС и др.; у педагога имеется опыт работы и готовность к внедрению новшеств; проявляет себя наличие личностной мотивации, интереса к осуществлению педагогической деятельности.
Таким образом, в аспекте формирующейся готовности педагогов к реализации инклюзивного обучения в условиях СПО, можно выделить следующие уровни сформированно-сти и готовности педагогов к внедрению новшеств в работу:
1. Интуитивный. Желание изменять что-либо в своей деятельности. Такое желание, как правило, возникает у начинающих педагогов, им кажется, что всё устарело.
2. Репродуктивный. Педагог частично готов к внедрению новшеств в свою работу, но технологию в целом, считает не целесообразной для применения на практике.
3. Поисковый. На этом уровне педагоги с интересом идут на эксперименты, но боятся ошибок и отрицательных результатов.
4. Творческий. Педагог, имеющий багаж теоретических знаний и опыта, имеет возможность выбора технологий для успешного применения их на практике.
Таким образом мы можем сделать вывод о том, что важнейшим условием успешного внедрения инклюзивного образования в условия СПО является повышение уровня психологической готовности педагогов. Педагог должен быть всесторонне развит, следовать в ногу со временем, так как система образования, в настоящее время не стоит на месте и постоянно совершенствуется. Современный педагог, работающий в условиях инклюзивного образования, должен уметь не только грамотно преподносить знания своим ученикам, в том числе, имеющим ограниченные возможности здоровья, но
также стремиться к саморазвитию и получению новых знаний. В процессе активного саморазвития педагогов, осуществляется грамотная и успешная работа в системе инклюзивного образования. Педагог должен уметь приспосабливаться к осуществлению деятельности в условиях инклюзивного образования, формировать собственные принципы поведения и пе-
дагогической деятельности с учётом принятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. При наличии готовности к работе в условиях инклюзии, чувства милосердия и оптимистического настроя, педагогическая деятельность становится более эффективной и качественной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 N 46-ФЗ (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_129200/ (дата обращения: 01.09.2020).
2. Лубовский В. И. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. № 4 (8). С. 5-11.
3. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии // URL: https:// base.garant.ru/70485996/53f89421bbdaf7 41eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 06.09.2020).
4. Худик В. А., Тельнюк И. В., Сорокина О. Ю. Готовность к принятию инклюзивного образования субъектами дошкольной образовательной среды //
Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 1 (1). С. 33-43.
5. Ганчукова Д. Р. Инклюзивное образование: сущность, подходы и опыт реализации // Философия образования. 2013. № 1. С. 193-198.
6. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92.
7. Ильин Е. П. Мотивы человека: Теория и методы изучения. Киев: Вища шк., 1998. 291 с.
8. Кобазова Ю. В., Козина Г. П. Трансформация профессионального сознания педагогов в процессе внедрения и осуществления инклюзивного образования // Педагогические технологии. 2013. № 4. С.35-40.
REFERENCES
1. Federal Law "On ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities" dated 03.05.2012 N 46-FZ (latest edition) // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_129200 / (date of application: 01.09.2020). 60
2. Lubovsky V. I. On the issue of integrated education of children with disabilities in a comprehensive school // Pedagogic Correction Education Journal. 2016. No. 4 (8). P. 5-11. (In Russ.).
3. Regulations on the psychological, medical and pedagogical Commission //
URL: https://base.garant.ru/70485996/53f 89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 / (date of application: 06.09.2020).
4. Khudik V. A., Telnyuk I. V., Soroki-na O. Yu. Readiness to accept inclusive education by subjects of preschool educational environment // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. No. 1 (1). P. 33-43. (In Russ.).
5. Ganchukova D. R. Inclusive education: the essence, approaches and experience of implementation // Philosophy of Education. 2013. No. 1. pp. 193-198. (In Russ.).
6. Alyokhina S. V., Alekseeva M. N., Agafonova E. L. Readiness of teachers as
the main factor of success of the inclusive process in education // Psychological science and education. 2011. No. 1. P. 8392. (In Russ.).
7. Ilyin E. P. Human motives: Theory and methods of study. Kiev: Vishcha shkola., 1998. 291 p. (In Ukraine).
8. Kobazova Yu. V., Kozina G. P. Transformation of professional consciousness of teachers in the process of implementation and implementation of inclusive education // Pedagogical technologies. 2013. No. 4. P. 35-40. (In Russ.).
nocmynma e pedaKV,uK 21.12.2021 г.