УДК 378.043.2-055.1.064.2-056.24
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ СО СТУДЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНВАЛИДНОСТЬ ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Носова Анастасия Леонидовна,
Орлова Вера Вениаминовна,
orlova_vv@ mail.ru
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 40
Носова Анастасия Леонидовна, ассистент кафедры управления инновациями Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.
Орлова Вера Вениаминовна, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой философии и социологии Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.
Актуальность. Обеспечение доступности образовательной среды для всех категорий граждан в рамках инклюзии играет важную роль в выстроенной на протяжении длительного периода образовательной концепции Российской Федерации. Инклюзивное образование в настоящее время начинает повсеместно внедряться в образовательный процесс на уровне среднего, среднего профессионального и высшего образования. Понятия инклюзии и инклюзивного образования являются комплексными и включают в себя несколько ключевых аспектов, в частности профессиональные компетенции профессорско-преподавательского состава в области работы со студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также готовность педагогов к осуществлению взаимодействия с этой категорией лиц. Именно поэтому цель работы - определение уровня готовности преподавателей вузов Томской области к профессиональному взаимодействию со студентами с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья. Объектом являются преподаватели вузов Томской области. В качестве предмета исследования выступает готовность преподавателей вузов Томской области к взаимодействию со студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Основной метод исследования - анкетирование. В результате выявлен актуальный уровень готовности преподавателей к взаимодействию со студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в вузах Томской области.
Ключевые слова: Инклюзия, инклюзивное образование, студенты с инвалидностью, студенты с ограниченными возможностями здоровья, уровень готовности, высокий уровень готовности, средний уровень готовности, низкий уровень готовности.
Современным мировым сообществом все чаще обсуждаются вопросы равенства и социальной справедливости по отношению ко всем людям вне зависимости от их расы, религиозных взглядов, сексуальной ориентации и физических недостатков, касательно всех областей жизни. Что касается лиц с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то одной из первых необходимостей для полноценной социализации и улучшения их качества жизни является получение образования. В настоящее время принято считать наилучшим подходом в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ повсеместное внедрение инклюзии в образовательный процесс.
53
ЭО! 10.18799/ 26584956/2021/3(42)/1102
О важности инклюзивного образования свидетельствуют работы множества авторов, таких как А. Тюрин «История появления и развития инклюзивного образования» [1], О.В. Зинкевич «Инклюзивное образование в Российской высшей школе» [2], С.В. Коржук «Социальная эксклюзия людей с инвалидностью: успешные стратегии преодоления» [3], В.И. Зиновьева «Инклюзивное образование и вуз: анализ мнений и факторы развития» [4], М.В. Берсенев «История и современное состояние эксклюзии в России», Ф.Л. Ратнер «История становления и развития идей инклюзивного образования» [5] и др.
Кроме того, ключевые аспекты инклюзивного образования закрепляются и на законодательном уровне.
Нормативной базой работы являются международные правовые акты и отечественное законодательство регламентирующее формирование инклюзивного образования в России.
В рамках изучения международного законодательства в области инклюзивного образования были рассмотрены: Всеобщая декларация прав человека [6], Конвенция «О правах ребенка» [7], Декларации «О правах инвалидов» [8], «Европейская социальная хартия» [9] и др. В данных правовых документах регламентируются задачи государств - участников, ратифицировавших акты в области обеспечения всеобщего доступного для каждого гражданина образования, реализации концепции инклюзивного образования, исключения дискриминации по отношению к лицам с особыми образовательными потребностями, а также организации безбарьерного образовательного пространства для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Реализация международного законодательства на государственном уровне осуществляется посредством Конституции Российской Федерации [10], а также федеральных и муниципальных законодательных актов. Так, в Конституции Российской Федерации пп. 1-3 ст. 43 отражается принцип всеобщего права на образование, закрепленный Конвенцией ООН «О правах ребенка» [7].
Важными нормативными актами, регламентирующими основу в области образования инвалидов в России, являются: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, в котором закреплены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [11], и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, который регламентирует государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации [12].
Помимо федеральных законов, вопросы организации образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе образовательных учреждений более подробно рассматриваются в Приказе Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (ред. от 18.08.2016) [13], в котором утверждается Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.
Также в рамках реализации модели инклюзивного образования важно рассмотрение Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2016 г. № 1399 «О внесении изменений в показатели мониторинга системы образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 14» [14], в котором закрепляются обязательства образовательных учреждений в области обеспечения информационной доступности для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями.
Согласно мнению исследователей и исходя из рассмотренной законодательной базы, можно сделать вывод о том, что получение только общего образования не обеспечивает достаточного уровня независимости и полноценной социализации инвалидов, поэтому крайне важно приобретение ими профессиональных навыков, необходимых для дальнейшего трудоустройства. Для этого необходимо внедрение инклюзии на уровне среднего профессионального и высшего образования.
Реализация вузами инклюзивного образования включает в себя несколько ключевых аспектов: организация безбарьерной архитектурной среды для студентов с инвалидностью и ОВЗ, исключение дискриминации в студенческой среде и профессиональные компетенции преподавателей по отношению к студентам с особенностями, в частности их готовность к осуществлению взаимодействия с этой категорией граждан. Следовательно, определение уровня готовности преподавателей к работе со студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья является одной из базовых составляющих выявления общего состояния инклюзивного образования в вузовской среде.
Методы исследования
В рамках определения уровня готовности преподавателей вузов к профессиональному взаимодействию со студентами, имеющими инвалидность или ОВЗ, с 15 марта по 30 мая 2021 г. было проведено анкетирование.
Проблема исследования: каков уровень готовности преподавателей вузов к осуществлению профессионального взаимодействия со студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В качестве объекта исследования выступили преподаватели вузов Томской области, а именно Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) - 41 %, Томского сельскохозяйственного института - филиал НГАУ (ТСХИ) - 18 %, Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) - 15 %, Национального исследовательского Томского государственного университета (ТГУ) - 9 %, Национального исследовательского Томского государственного политехнического университета (ТПУ) - 8 %, Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ) - 5 %, Северского технологического института НИЯУ МИФИ (СТИ) - 4 %. Всего в опросе приняло участие 102 респондента. Предмет исследования: готовность преподавателей вузов Томской области к взаимодействию со студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Программа исследования
Цель - выявить уровень готовности преподавателей вузов Томской области к профессиональному взаимодействию со студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
• определить число преподавателей вузов Томской области, которые в период своей трудовой деятельности осуществляли работу со студентами с инвалидностью или ОВЗ;
• определить число респондентов, знающих понятийный аппарат и законодательную базу в области инклюзивного образования;
• выявить число респондентов, проявляющих высокий уровень готовности к профессиональному взаимодействию со студентами с инвалидностью и ОВЗ;
• выявить число респондентов, проявляющих средний уровень готовности к профессиональному взаимодействию со студентами с инвалидностью и ОВЗ;
• выявить число респондентов, проявляющих низкий уровень готовности к профессиональному взаимодействию со студентами с инвалидностью и ОВЗ;
• проанализировать процентное соотношение между условным и фактическим уровнями готовности к профессиональному взаимодействию с лицами с инвалидностью и ОВЗ;
• проанализировать различия в проявленном уровне готовности преподавателей к профессиональному взаимодействию со студентами с инвалидностью и ОВЗ среди респондентов на основании пола, педагогического стажа и возраста.
Интерпретация понятий: образование лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; инклюзивное образование; уровень готовности преподавателей к профессиональному взаимодействию преподавателей со студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Образование лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья -среднее, среднее профессиональное и (или) высшее образование, включающее обучение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [15].
Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью и детей, не имеющих таких ограничений [16].
Уровень готовности преподавателей вузов к профессиональному взаимодействию с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья - степень желания и возможностей преподавателей высших учебных заведений к осуществлению трудовой деятельности по отношению к обучающимся, имеющим инвалидность или ограниченные возможности здоровья.
Фактический уровень готовности - степень желания и возможностей преподавателей высших учебных заведений к осуществлению трудовой деятельности по отношению к обучающимся, имеющим инвалидность или ограниченные возможности здоровья, которые ранее в педагогической практике взаимодействовали с такими студентами.
Условный уровень готовности - степень желания и возможностей преподавателей высших учебных заведений к осуществлению трудовой деятельности по отношению к обучающимся, имеющим инвалидность или ограниченные возможности здоровья, которые ранее в педагогической практике не взаимодействовали с такими студентами.
Эмпирическая интерпретация и операционализация понятий представлены на рис. 1-6.
На основании интерпретации и операционализации понятий были выработаны следующие критерии оценки уровня готовности преподавателей вузов Томской области к профессиональному взаимодействию со студентами, имеющими инвалидность или ОВЗ:
• наличие профессиональных компетенций, необходимых для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ (образование);
• владение понятийным аппаратом в области инклюзивного образования;
• знание законодательной базы в области инклюзивного образования;
• применение в профессиональной деятельности специальных педагогических подходов при работе с инвалидами и лицами с ОВЗ.
Образование лиц с инвалидностью и ОВЗ Education for persons with disabilities
Совместное обучение условно здоровых с лицами, имеющими инвалидность Joint education of conditionally healthy persons with persons with disabilities
Инклюзивное образование Inclusive education
Другой вид обучения Another type of education
Обучение инвалидов с одной нозологией в отдельных классах, школах, группах и пр. Teaching disabled people with one nosology in separate classes, schools, groups, etc.
Специальное образование Special education
Обучение на дому Homeschooling
Рис. 1. Эмпирическая интерпретация и операционализация понятия «Образование лиц с инвалидностью и ОВЗ» Fig. 1. Empirical interpretation and operationalization of the concept of «Education of persons with disabilities»
Совместное обучение инвалидов и лиц с ОВЗ с условно здоровыми людьми Joint training of people with disabilities with conditionally healthy people Обучение инвалидов в одном классе или студенческой группе вместе со здоровыми сверстниками Teaching disabled people in the same class or student group together with healthy peers
Включение инвалида в образовательный процесс наравне с другими обучующимися Inclusion of a disabled person in the educational process on an equal basis with other students Исключение дискриминации по отношению к инвалидам со стороны педагогов, администрации и обучающихся учреждения Elimination of discrimination against persons with disabilities on the part of teachers, administration and students of the institution
Создание в образовательном учреждении специальных условий для людей с инвалидностью
Creation of special conditions for people with disabilities in an educational institution
Подготовка кадров к проф. взаимодействию с лицами с инвалидностью Training for prof. interaction with persons with disabilities
Воспитание толерантного отношения Fostering a tolerant attitude
Создание в учреждении безбарьерной
архитектурной среды Creation of a barrier-free architectural environment in the institution
Рис. 2. Эмпирическая интерпретация и операционализация понятия
«Инклюзивное образование» Fig. 2. Empirical interpretation and operationalization of the concept of «Inclusive education»
Рис. 3. Эмпирическая интерпретация и операционализация понятия «Уровень готовности к профессиональному взаимодействию преподавателей с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» Fig. 3. Empirical interpretation and operationalization of the concept «Level of readiness for professional interaction of teachers with persons with disabilities»
Рис. 4. Эмпирическая интерпретация и операционализация понятия «Высокий уровень готовности к профессиональному взаимодействию преподавателей с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» Fig. 4. Empirical interpretation and operationalization of the concept «High level of readiness for professional interaction of teachers with persons with disabilities »
Рис. 5. Эмпирическая интерпретация и операционализация понятия «Средний уровень готовности к профессиональному взаимодействию преподавателей
с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» Fig. 5. Empirical interpretation and operationalization of the concept «Average level of readiness for professional interaction of teachers with persons with disabilities »
Рис. 6. Эмпирическая интерпретация и операционализация понятия «Низкий уровень готовности к профессиональному взаимодействию преподавателей с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» Fig. 6. Empirical interpretation and operationalization of the concept «Low level of readiness for professional interaction of teachers with persons with disabilities »
Таблица 1. Соотношение критериев оценки уровня готовности преподавателей вузов Томской области к профессиональному взаимодействию со студентами,
имеющими инвалидность или ОВЗ Table 1. Correlation of criteria for assessing the level of readiness of teachers of universities in the Tomsk region for professional interaction with students with disabilities
Уровень/Level Соответствие выделенным критериям/Compliance with the selected criteria
Высокий/High Соответствие всем критериям/Meeting all criteria
Средний/Average Соответствие первому и четвертому критерию (при возможном наличии второго или третьего критерия)/Compliance with the first and fourth criteria (if there is a possible second or third criterion)
Низкий/Low Полное отсутствие соответствия критериям или наличие только одного из них/Complete lack of compliance with the criteria or the presence of only one of them
Описание результатов
В ходе опроса респондентам предлагалось ответить на вопросы о студентах с инвалидностью, которые обучаются в их вузе, об их образовании и осведомленности в области инклюзивного образования, об умении применять специальные педагогические компетенции при работе с лицами с инвалидностью и ОВЗ.
Результаты опроса:
1. Выявлено, что 54 % опрошенных в период своей педагогической практики осуществляли взаимодействие со студентами с инвалидностью и лицами с ОВЗ, 43 % никогда не взаимодействовали с инвалидами и лицами с ОВЗ и 3 % респондентов затрудняются ответить. Следовательно, больше половины опрошенных имеют фактический опыт работы с лицами с инвалидностью, оставшихся можно отнести к категории условного взаимодействия.
2. Среди наиболее распространенных видов нозологий инвалидности, с которыми сталкивались в педагогической деятельности, респонденты отмечают:
• взаимодействие со студентами с нарушениями опорно-двигательного аппарата - отмечается в ответах 85 % респондентов, имеющих фактический опыт работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ;
• взаимодействие со студентами, имеющими соматические или неврологические заболевания (например, эпилепсия, сахарный диабет и пр.) - обозначили 32 % респондентов, имеющих фактический опыт работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ;
• взаимодействие со студентами с нарушениями зрения - встречается в ответах 27 % респондентов, имеющих фактический опыт работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ;
• взаимодействие со студентами с нарушениями интеллектуальных функций или с психологическими заболеваниями - отмечают 20 % респондентов, имеющих фактический опыт работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ;
• взаимодействие со студентами с нарушениями слуха - встречается у 9 % респондентов, имеющих фактический опыт работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ.
Несмотря на то, что студенты-инвалиды, имеющие соматические заболевания, визуально не отличаются от условно здоровых студентов, респонденты выделяют эту категорию как одну из наиболее распространенных. Можно предположить, что студенты с подобными нозологиями самостоятельно сообщают преподавателям о имеющихся нарушениях, т. к. на уровне университета подобная личная информация о студентах не
разглашается. Это может свидетельствовать о высокой степени доверия студентов-инвалидов к преподавательскому составу университета.
Кроме того, 4 % респондентов к видам нозологий студентов-инвалидов относят злоупотребление алкоголем, наркоманию и курение, что говорит о низкой осведомленности части преподавателей вузов о заболеваниях, которые служат основанием для получения категории инвалидности или ОВЗ.
3. Для определения числа респондентов, осведомленных в области понятийного аппарата, опрошенным предлагалось ответить на ряд вопросов, связанных с терминологией. Так, 80 % респондентов сталкивались с терминами «инклюзия» или «инклюзивное образование», однако только 65 % из них в своих ответах указывают на знания определений, 27 % имеют только примерное представления о значении терминов, оставшиеся с определением терминов не знакомы. При этом только 41 % опрошенных видит и может пояснить разницу между понятиями «студент с инвалидностью» и «студент с ограниченными возможностями здоровья», тогда как 17 % считают термины синонимичными.
4. Согласно законодательной базе студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья имеют право на особые условия при получении образования [11] (прохождение аттестации, дополнительные консультации, посещение занятий и пр.), закрепленные на федеральном уровне. На это указывает 40 % респондентов,
23 % опрошенных считают, что подобные права закрепляются на локальном уровне, 10 % - что права на особые условия имеют только инвалиды с определенным видом нозологии, 5 % считают, что особых прав при получении образования у инвалидов нет, 2 % - что подобные аспекты решаются преподавателем в индивидуальном порядке,
24 % затрудняются ответить. Из этого можно сделать вывод о том, что больше половины педагогов вузов Томской области при осуществлении фактического или условного взаимодействия со студентами с инвалидностью и ОВЗ обладает знаниями законодательства в области инклюзивного образования. При этом только 36 % опрошенных указывают на отсутствие профессиональных компетенций, необходимых при работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ. Абсолютное большинство (64 %) имеют базовое или дополнительное образование (профессиональная переподготовка или повышение квалификации) в области инклюзии.
5. Несмотря на то, что только 64 % педагогов имеют профильное базовое или дополнительное образование, связанное с осуществлением взаимодействия со студентами с инвалидностью, 81 % опрошенных указывает, что в период своей педагогической деятельности оказывали особую помощь студентам с инвалидностью и ОВЗ. При этом только 14 % респондентов отмечают знание специальных педагогических подходов, используемых при работе с инвалидами и ОВЗ, 35 % частично знакомы с подобными подходами, 40 % подходов не знают и 11 % затрудняются ответить. Из чего можно сделать вывод, что получение профильного образования в области инклюзии не включает изучение специальных педагогических методик и технологий работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ и большинство педагогов оказывают какую-либо помощь «особенным» студентам, не имея при этом специальных знаний, что может привести к различным негативным последствиям.
6. На основании результатов опроса был определен уровень готовности преподавателей вузов к профессиональному взаимодействию со студентами, имеющими инвалидность или ОВЗ.
Таблица 2. Уровень готовности преподавателей вузов Томской области к профессиональному взаимодействию со студентами с инвалидностью и ОВЗ Table 2. Level of readiness of teachers of universities in the Tomsk region for professional
interaction with students with disabilities
Общий Процент респондентов, фактиче- Процент респондентов, условно
процент ски взаимодействующий со сту- взаимодействующий со студен-
Уровень Level респондентов Total percentage of respondents дентами с инвалидностью и ОВЗ Percentage of respondents actually interacting with students with disabilities тами с инвалидностью и ОВЗ Percentage of respondents who conditionally interact with students with disabilities
%
Высокий/High 4 4 0
Средний/Average 8 8 0
Низкий/Low 88 42 46
Интересно, что среди преподавателей с высоким и средним уровнем готовности к взаимодействию с «особыми» студентами доминируют женщины (22 %), что может указывать на то, что женщины более гибкие в вопросах работы со студентами и чаще применяют индивидуальный подход, используя специальные методики в своей педагогической деятельности.
Также высокий и средний уровень готовности к взаимодействию со студентами, имеющими инвалидность и ОВЗ, отмечается у педагогов со стажем более 21 года (53 %), тогда как низкий уровень показывают преподаватели со стажем от 11 до 15 лет (47 %). Это можно связать с тем, что за период своей профессиональной деятельности преподаватели со стажем более 21 года чаще сталкивались в работе с «особыми» студентами.
Выводы
Таким образом, по данным исследования можно сделать вывод о том, что большинство преподавателей вузов Томской области продемонстрировали низкий уровень готовности к взаимодействию со студентами, имеющими инвалидность или ограниченные возможности здоровья. При этом респонденты с высоким и средним уровнем готовности к взаимодействию со студентами с инвалидностью и ОВЗ имеют непосредственный педагогический опыт работы с такими студентами, что показывает фактический результат. Другими словами, педагоги в действительности обладают необходимыми знаниями, которые уже применяли или применяют в своей профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тюрин А. История появления и развития инклюзивного образования // Точки над Ё. - 2015. - № 1. -С. 95-134.
2. Зинкевич О.В., Дегтярева В.В., Дегтярева Т.Н. Инклюзивное образование в Российской высшей школе: современные вызовы // Власть. - 2016. - № 5. - С. 61-66.
3. Коржук С.В. Социальная эксклюзия людей с инвалидностью: успешные стратегии преодоления // Мир экономики и управления. - 2016. - Т. 16. - № 2. - С. 145-155.
4. Зиновьева В.И., Берсенев М.В., Носова А.Л. Инклюзивное образование и вуз: анализ мнений и факторы развития // Вестник Томского государственного университета. - 2020. - № 67. - С. 181-187.
5. История и современное состояние эксклюзии в России (по данным исследования общественного мнения в г. Томске) / М.В. Берсенев, В.И. Зиновьева, А.Л. Носова, М.П. Шульмин // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - № 62. - С. 202-206.
6. Ратнер Ф.Л., Сигал Н.Г. История становления и развития идей инклюзивного образования: международный опыт // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология, искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 12. - Ч. 2. - С. 162-166.
7. Конвенция «О правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Консуль-тантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения 23.03.2021).
8. Декларация «О правах инвалидов» от 9 декабря 1975 г. // ООН. URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml (дата обращения 31.03.2021).
9. Европейская Социальная Хартия ETS N 163 // Гарант.ру. URL: http://base.garant.ru/ 2541037/#ixzz4TuiJLYSV (дата обращения 16.12.2020).
10. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Консуль-тантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 11.03.202021).
11. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 31.03.2018).
12. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения 31 March 2021).
13. Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи: приказ Мино-брнауки России от 09.11.2015 № 1309 (ред. от 18.08.2016) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=204228&fld=134&dst=1000000001 ,0&rnd=0.42388669082033714#019953407964142356 (дата обращения 31.03.2021).
14. О внесении изменений в показатели мониторинга системы образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 14: приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2016 г. № 1399 // Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71452100/#ixzz5BL0xaaih (дата обращения 31.03.2021).
15. Письмо Рособрнадзора от 14.11.2016 N 05-616 «О направлении методических рекомендаций для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_207457/ (дата обращения 15.01.2021).
16. Особенности инклюзивного образования // РИА Новости. URL: https://ria.ru/spravka/20120903/ 741880407.html (дата обращения 15.01.2021).
Поступила 03.04.2021 г.
UDC 378.043.2-055.1.064.2-056.24
PROFESSIONAL INTERACTION OF UNIVERSITY TEACHERS WITH STUDENTS WITH DISABILITIES AS ONE OF THE ELEMENTS OF THE IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF UNIVERSITIES
IN THE TOMSK REGION)
Anastasiya L. Nosova,
Vera V. Orlova,
orlova_vv@ mail.ru
Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, 40, Lenin avenue, Tomsk, 634050, Russia
Anastasiya L. Nosova, assistant, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics.
Vera V. Orlova, Dr. Sc, professor, head of the Department of Philosophy and Sociology, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics.
Relevance. Ensuring the accessibility of the educational environment for all categories of citizens within the framework of inclusion plays an important role in the educational concept of the Russian Federation built over a long period. Inclusive education is now beginning to be widely introduced into the educational process at the level of secondary, vocational and higher education. The concepts of inclusion and inclusive education are complex and include several key aspects, in particular, the professional competence of the teaching staff in the field of working with students with disabilities, as well as the willingness of teachers to interact with this category of persons. That is why the purpose of the work is to identify the level of readiness of teachers of universities in the Tomsk region for professional interaction with students with disabilities. The object of the research is the teachers of the universities of the Tomsk region. The subject of the research is the readiness of teachers from universities in the Tomsk region to interact with students with disabilities. The main research method is questioning. As a result, the current level of teachers' readiness to interact with students with disabilities in the universities of the Tomsk region was revealed.
Key words: Inclusion, inclusive education, students with disabilities, readiness level, high level of readiness, medium level of readiness, low level of readiness.
REFERENCES
1. Tyurin A. Istoriya poyavleniya i razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya [The history of the emergence and development of inclusive education]. Tochki nadË, 2015, no. 1, pp. 95-134.
2. Zinkevich O.V., Degtyareva V.V., Degtyareva T.N. Inklyuzivnoe obrazovanie v Rossiyskoy vysshey shkole: sovremennye vyzovy [Inclusive education in the Russian higher school: modern challenges]. Vlast, 2016, no. 5, pp. 61-66.
3. Korzhuk S.V. Sotsialnaya eksklyuziya lyudey s invalidnostyu: uspeshnye strategii preodoleniya [Social exclusion of people with disabilities: successful coping strategies]. Mir ekonomiki i upravleniya, 2016, vol. 16, no. 2, pp. 145-155.
4. Zinovyeva V.I., Bersenev M.V., Nosova A.L. Inklyuzivnoe obrazovanie i vuz: analiz mneniy i faktory razvitiya [Inclusive education and university: analysis of opinions and development factors]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, no. 67, pp. 181-187.
5. Bersenev M.V., Zinoveva V.I., Nosova A.L., Shulmin M.P. Istoriya i sovremennoe sostoyanie eksklyuzii v Rossii (po dannym issledovaniya obshchestvennogo mneniya v g. Tomske) [History and current state of exclusion in Russia (according to the research of public opinion in Tomsk)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, no. 62, pp. 202-206.
6. Ratner F.L., Sigal N.G. Istoriya stanovleniya i razvitiya idey inklyuzivnogo obrazovaniya: mezhdunarodny opyt [The history of formation and development of inclusive education ideas: international experience]. Is-toricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya, iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, 2012, no. 12, P. 2, pp. 162-166.
7. Konventsiya «O pravakh rebenka» (odobrena Generalnoy Assambleey OON 20.11.1989) [Convention «On the Rights of the Child» (approved by the UN General Assembly on 20.11.1989)]. ConsultantPlus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (accessed 23 March 2021).
8. Deklaratsiya «O pravakh invalidov» ot 9 dekabrya 1975 g. [Declaration «On the Rights of Persons with Disabilities» dated December 9, 1975]. OON. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml (accessed 31 March 2021).
9. Evropeyskaya Sotsialnaya Khartiya ETS N 163 [European Social Charter ETS N 163]. Garant.ru. Available at: http ://base.garant.ru/2541037/#ixzz4TuiJLYSV (accessed 16 December 2020).
10. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 [The Constitution of the Russian Federation: adopted by the General Assembly. voting on December 12. 1993]. ConsultantPlus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (accessed 11 March 2021).
11. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [On Education in the Russian Federation]. Federalny zakon ot 29.12.2012 no. 273-FZ [Federal Law dated December 29, 2012 N 273-FZ]. ConsultantPlus. Available at: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/ (accessed 31 March 2018).
12. sotsialnoy zashchite invalidov v Rossiyskoy Federatsii [On social protection of disabled people in the Russian Federation]. Federalny zakon ot 24.11.1995 no. 181-FZ [Federal Law of November 24, 1995 N 181-FL]. ConsultantPlus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (accessed 31 March 2021).
13. Ob utverzhdenii Poryadka obespecheniya usloviy dostupnosti dlya invalidov obektov i predostavlyaemykh uslug v sfere obrazovaniya, a takzhe okazaniya im pri etom neobkhodimoy pomoshchi [On approval of the Procedure for ensuring conditions for accessibility of facilities and services provided in the field of education for disabled people, as well as providing them with the necessary assistance]. Prikaz Minobrnauki Ros-sii ot 09.11.2015 no. 1309 (red. ot 18.08.2016) [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 09.11.2015 N 1309 (as amended on 18.08.2016)]. ConsultantPlus. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=204228&fld=134&dst=1000000001 ,0&rnd=0.42388669082033714#019953407964142356 free (accessed 31 March 2021).
14. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 9 noyabrya 2016 g. № 1399 «O vnesenii izmeneniy v poka-zateli monitoringa sistemy obrazovaniya, utverzhdennyye prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Ros-siyskoy Federatsii ot 15 yanvarya 2014 g. № 14» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 9, 2016 No. 1399 «On Amendments to the Monitoring Indicators of the Education System Approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 14 dated January 15, 2014»]. Garant.ru. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71452100/#ixzz5BLOxaaih (accessed 31.03.2021)
15. napravlenii metodicheskikh rekomendatsiy dlya ekspertov, uchastvuyushchikh v meropriyatiyakh po gosu-darstvennomu kontrolyu (nadzoru), litsenzionnomu kontrolyu po voprosam organizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya i sozdaniya spetsialnykh usloviy dlya polucheniya srednego professionalnogo obrazovaniya invalidami i litsami s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya [On the direction of methodological recommendations for experts participating in measures for state control (supervision), licensing control on the organization of inclusive education and the creation of special conditions for obtaining secondary vocational education for disabled persons and persons with disabilities]. Pismo Rosobrnadzora ot 14.11.2016 no. 05616 [Letter of Rosobrnadzor dated November 14, 2016 N 05-616]. ConsultantPlus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207457/ (accessed 15 January 2021).
16. Osobennosti inklyuzivnogo obrazovaniya [Features of inclusive education]. RIA Novosti. Available at: https://ria.ru/spravka/20120903/741880407.html (accessed 15 January 2021).
Received: 3 April 2021.