Научная статья на тему 'Готовность студентов аграрного вуза к инклюзивным взаимодействиям'

Готовность студентов аграрного вуза к инклюзивным взаимодействиям Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИНЕРГИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ / ИНВАЛИДЫ / ДЕПРИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лесовская М.И., Владимцева Т.М.

Методом анкетирования исследовали готовность к инклюзивным взаимодействиям практически здоровых студентов-ветеринаров I, III и IV курсов Красноярского аграрного госуниверситета. Выявлено, что в их психологическом портрете присутствуют предпосылки для формирования готовности к социальной синергии. Студенты стереотипно воспринимают людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью скорее, как социальную нагрузку и/или объект для жалости. Для гармоничных инклюзивных взаимодействий и выработки навыков адаптивного поведения в вузе необходима целенаправленная систематическая работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лесовская М.И., Владимцева Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность студентов аграрного вуза к инклюзивным взаимодействиям»

Готовность студентов аграрного вуза к инклюзивным взаимодействиям

Лесовская Марина Игоревна

доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента в АПК Красноярского государственного аграрного университета

Владимцева Татьяна Михайловна

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры зоотехнии и технологии переработки продуктов животноводства Красноярского государственного аграрного университета. lesmari@rambler.ru

Методом анкетирования исследовали готовность к инклюзивным взаимодействиям практически здоровых студентов-ветеринаров I, III и IV курсов Красноярского аграрного госуниверситета. Выявлено, что в их психологическом портрете присутствуют предпосылки для формирования готовности к социальной синергии. Студенты стереотипно воспринимают людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью скорее, как социальную нагрузку и/или объект для жалости. Для гармоничных инклюзивных взаимодействий и выработки навыков адаптивного поведения в вузе необходима целенаправленная систематическая работа.

Ключевые слова: социальная синергия, инклюзивное образование, готовность к взаимодействию, инвалиды, депривации.

о

Е

£

в) ^

0

01 Z

Надёжным маркёром зрелости, цивилизованности и устойчивости социума является обеспечение самым слабым не только социальной защиты, но и социальных лифтов [8]. Теоретические основы моделей социализации людей с инвалидностью и психофизиологическими депривациями (deprivatio - потеря, лишение) разработаны И.В. Абакумовой, С.Л. Братченко, Т.А. Добровольской, Д.В. Зиновьева, В.З. Кантора, П.Ф. Комогорова, Н.Н. Малофее-ва, Т.С. Таюрской и других авторов. В большинстве этих работ акцент сделан на реабилитационных методиках, проблемах социализации инвалидов, психологических деформациях, сопровождающих соматические нарушения (социальная самоизоляция, депривационно-индуцированная агрессия, фрустрация). Однако этим перечень проблем не ограничивается.

На протяжении двух последних десятилетий в мире доминирует социальная модель развития, направленая на устранение психофизиологических барьеров для людей с депривациями (deprivatio - потеря, лишение) [12]. В России отношение общества к людям с инвалидностью или ОВЗ складывается на основе трёх разнонаправленных концепций - патерналистской, изоляционной и интеграционной [3]. Доминирующий вектор до сих пор не сформирован в силу противоречивости и эклектичности мнений различных социально-демографических групп в условиях экономических, политических и общественных трансформаций.

В то же время объективно возрастает социальный запрос на создание пространства социальной синергии, т.е. дружественного взаимного усиления факторов общественного развития. Это предполагает объединение, а не разобщение людей, несмотря на усиление дифференциации по финансово-экономическим, возрастным, гендерным, профессионально-карьерным основаниям, а также в связи с возрастанием и омоложением статистики стойких нарушений здоровья. Высокую актуальность приобретает выработка гуманного и конструктивного отношения к людям с инвалидностью со стороны остальных членов общества, среди которых, по данным собственных исследований, доля абсолютно здоровых людей остаётся в пределах 12-25% [7].

Проблемы личностного развития студентов-инвалидов, как правило, рассматриваются вне связи с социальным окружением, которое, с одной стороны, является формирующей средой для объ-

ектов инклюзии, а с другой - претерпевает собственные трансформации [5]. В такой среде могут возникать как позитивные, так и негативные (асоциальные) рефлексии. Поэтому важно изучать особенности и динамику функционирования не только объектов инклюзии, но и их окружения с присущими ему инерционностью и стереотипностью.

Удобной исследовательской площадкой является образовательная среда университета. Студенческое сообщество - это не только надёжная референтная группа для изучения ценностно-смысловых рефлексий, но и мессенджер, а также ретранслятор гуманистических мотиваций в социум.

У молодёжи, в отличие от пожилых людей, отсутствует чёткая позиция в отношении проблемы инвалидности [1]. По исследованиям психолого-социального университета (г. Москва), процессы формирования инклюзивной образовательной среды далеко не всегда гармоничны [2]. Так, у студентов вузов (г. Иркутск) доминирует (52%) безразличное отношение к инвалидам [12]. В работах В.З. Кантора с соавторами (РГПУ им. А.И. Герцена, г. С.-Петербург) показан низкий уровень готовности студенческого сообщества к ассимиляции людей с ОВЗ и инвалидностью [4]. Анкетирование студентов технического университета (г. Новосибирск) показало, что при абстрактно-позитивном отношении к инклюзивному образованию большинство респондентов полагает, что студентов с нормой здоровья и инвалидностью не следует объединять в учёбной группе [6]. Противоречивые результаты получены в исследованиях Н.О. Са-довниковой [10]: у студентов РГППУ (г. Екатеринбург) доминирует высокая толерантность при одновременном отсутствии готовности к позитивному взаимодействию с депривантными людьми. Большинство студентов выразили мнение, что инклюзивный формат не снижает качество образования, в то же время почти половина опрошенных (49%) в той или иной степени выразили нежелание обучаться совместно.

Известно, что между двумя противоположными точками зрения лежит не истина, а проблема, требующая решения. Поэтому целью настоящей работы являлось изучение готовности студентов аграрного вуза к конструктивным взаимодействиям с людьми, имеющими инвалидность или различные депривации. Задачи работы включали формирование обследуемой выборки и её характеристику по ряду параметров (пол, возраст, профессиональное направление, соотношение городских или сельских жителей); разработку анкеты для проведения опроса по теме исследования; статистическую обработку, анализ и обобщение полученных данных.

Объект и методы. Объектом исследования являлись студенты аграрного вуза. Генеральной выборкой являлись студенты Института прикладной биотехнологии и ветеринарной медицины Красноярского ГАУ. Эмпирическую совокупность формировали методом стихийной выборки. В ра-

боте использовали опросно-анкетный метод. Анкетирование проводили в трёх группах суммарным объёмом 53 студента 1, 3 и 4 курсов, обучающихся по направлениям «ветеринария» (n=22, первый курс обучения), «зоотехния» (n=19, третий курс обучения) и «технология переработки продукции сельского хозяйства» (далее «технология») (n=12, четвёртый курс обучения). Предметом исследования являлась степень готовности студентов к конструктивным взаимодействиям в рамках инклюзивного формата. Исследования проведены в период с октября по декабрь 2018 года. Городские респонденты (n=31) преобладали над сельскими (n=22). Авторская анкета содержала вопросы, направленные на выявление индивидуализированных, не стереотипных суждений и учитывала неравнозначность понятий «человек с ОВЗ» и «инвалид». Вопросы были сгруппированы по четырём основным блокам: 1) идентификация и атрибуция предмета (для установления понятийно-смысловых ориентиров для погружения в гуманитарную проблему, связанную с множественностью определений (идентификация) и характеристик (атрибуция); 2) исследование опыта реальной коммуникации респондентов с депривантными людьми; 3) социальное равноправие и справедливость как базовые общечеловеческие ценности; 4) социальные привилегии.

Статистическая обработка результатов состояла в расчёте доли (%) ответов с последующим внутри- и межвыборочным их сопоставлением для комплексной качественной оценки уровня готовности студентов к эффективным взаимодействиям в инклюзивном пространстве.

Результаты и обсуждение. Большинство первокурсников (77%) и студентов 3 курса (53%) определили человека с ОВЗ как «нуждающегося в помощи», при этом почти четверть первокурсников (23%) ответили «обычный человек, как и я». Доля этого ответа возрастала у старшекурсников 42% (3 курс) и 58% (4 курс) вплоть до грустной иронии «просто несчастный человек». Результат можно объяснить профессиональным знакомством студентов со смежными понятиями практического здоровья и хронического заболевания в различной стадии ремиссии в отличие от абсолютного (клинического) здоровья.

Отношение к людям с ОВЗ и инвалидам было определено как жалость и сочувствие большинством опрошенных студентов I (59%), III (84%) и IV (41%) курсов. При этом доля вариантов «безразличие» (1 курс - 36%, 3 курс - 16%, 4 курс - 41%) и даже «неприязнь» (1 курс - 4%, 3 курс - 0%, 4 курс - 17%) нарастала к последнему году обучения.

Большинство участников опроса не без оснований выразили уверенность, что люди с деприваци-ями относятся к остальным настороженно или неприязненно (1 курс - 59%, 3 курс - 89%, 4 курс -58%). Самоизоляция, агрессия у людей с инвалидностью нередко служат проявлением эмоциональной мести за чувство беспомощности, которое усиливается при демонстративном сочувствии окружения [4]. Не исключено также и зеркальное

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

0

сч

01 г

отражение собственных ментальных барьеров, судя по частоте ответа «безразлично» на вопрос о предполагаемом отношении инвалидов к остальным членам общества (1 курс - 41%, 3 курс - 21%, 4 курс - 42%). В прогнозировании конструктивных деловых отношений со студентами-инвалидами при безусловном большинстве положительных ответов присутствует и осторожный мотив «воздержусь» (1 курс - 14%, 3 курс - 11%, 4 курс - 8%).

Ответы на вопросы второго блока анкеты показали, что с депривантными людьми сталкивались все группы респондентов, причем старшекурсники

- чаще всего (1 курс - 9%, 3 курс - 21%, 4 курс -33%), а первокурсники - эпизодически (1 курс -82%, 3 курс - 79%, 4 курс - 67%). Возможно, это связано с характером социальных контактов, которые у старшекурсников закономерно приобретают выраженную професионально-деловую направленность.

Доминировало позитивное отношение к совместному обучению с депривантными людьми (1 курс - 73%, 3 курс - 84%, 4 курс - 100%), хотя от студентов 3 курса были получены и отрицательные ответы (5%). Готовность эмпатийно откликнуться на просьбу о помощи в абстрактной ситуации («на улице») коррелировала с этим отношением (1 курс - 91%, 3 курс - 90%, 4 курс - 100%); намерение сначала обдумать свои действия обозначил каждый десятый респондент 1 и 3 курсов.

В воображаемой личностно-ориентированной ситуации эмпатийность снижалась, причем в большей степени - у старшекурсников. Так, если бы соседом по парте оказался инвалид-колясочник, 8% студентов 4 курса хотели бы переменить место; 17% не будут обращать внимание на его проблемы; 33% помогут в ответ на просьбу, 42% - помогут не дожидаясь просьбы. В группах 1 и 3 курса откликнулись бы на просьбу 73% и 63%, соответственно; помогли бы не дожидаясь просьб

- 23% и 32% соответственно. Около половины студентов выразили готовность безоговорочно оказать поддержку и защиту (1 курс - 59%, 3 курс -53%, 4 курс - 50%), остальные сделали бы это под влиянием стимула (1 курс - 36%, 3 курс -37%, 4 курс - 42%), а не по внутренней мотивации.

Следовательно, студенты в большей степени готовы к одноразовым социально значимым поступкам, чем к длительному и обязывающему взаимодействию с инвалидами. Многие лично сталкивались с негативным отношением общества к данной группе людей (1 курс - 41%, 3 курс - 58%, 4 курс - 42%); остальные, возможно, не расценивали их как негативные. На первый взгляд, это противоречит ответам на следующий вопрос, где людей с ОВЗ считают потенциальными или реальными друзьями подавляющее число студентов (1 курс - 91%, 3 курс - 100%, 4 курс - 100%). Действительно, дружеские отношения связаны с высокой эмпатийностью, а уязвимость людей с ОВЗ объективно высока. Можно полагать, что респонденты осознанно или неосознанно произвели подмену понятий. Из ответов на первый вопрос можно видеть, что от 23% (1 курс) до 58% (3 курс) ре-

спондентом проецировали на самих себя понятие «человек с ОВЗ», но не «инвалид». На вопрос о дружбе с инвалидом утвердительные ответы получены обратно пропорционально возрасту: 1 курс

- 72%, 3 курс - 53%, 4 курс - 42%. Чем дальше от студенческих вечеринок и ближе к профессии, тем меньшее значение приобретают физические недостатки, а большее значение - компетентность [2].

По третьему блоку вопросов (социальное равноправие и справедливость) получено одобрение большинством респондентов спортивных занятий у людей с ОВЗ (1 курс - 68%, 3 курс - 100%, 4 курс

- 83%). Ответы на вопрос «Чему учит общение с инвалидами» распределились между вариантами «учит добру и терпению» (альтруизм) и «учит ценить свою жизнь» (прагматизм), причём из соотношений (1 курс - 59%/32%, 3 курс - 47%/47%, 4 курс - 50%/42%) следовало, что альтруистический и прагматический компоненты в коллективном портрете аудитории в целом сбалансированы.

Ответы на_вопросы четвёртого блока (социальные привилегии) показали, что далеко не все априорно считают инвалидность основанием для социальных привилегий в обучении (1 курс - 32%, 3 курс - 42%, 4 курс - 33%). По-видимому, в общественном мнении понятия «льготы» и «привилегии» смешаны, что неверно (привилегия - это исключительное право, льгота - это частичное или полное освобождение от каких-либо правил на законных основаниях). Поскольку накал общественных дискуссий по поводу льгот и привилегий постоянно возрастает, при подготовке профессиональных кадров этим вопросам следует уделять больше внимания. Большинство старшекурсников знают о наличии житейских проблем у людей с инвалидностью (1 курс - 50%, 3 курс - 69%, 4 курс

- 75%), воспринимают защиту прав инвалидов как безусловную социальную норму (1 курс - 68%, 3 курс - 99%, 4 курс - 92%) и критично оценивают создание доступной среды для инвалидов как единичные действия (1 курс - 59%, 3 курс - 74%, 4 курс - 42%). При этом доминирует мнение, что образовательная среда должна оставаться дифференцированной для людей с обычными и специальными возможностями, но не за счёт пространственной изоляции, а с помощью организационно-управленческих инструментов, например индивидуальных учебных планов (1 курс - 55%, 3 курс -37%, 4 курс - 17%).

Исследование показало, что общий уровень готовности студентов к инклюзивным взаимодействиям явно недостаточен. Необходима комплексная систематическая работа для его повышения, так как доля студентов с инвалидностью и ОВЗ в вузах будет неотвратимо повышаться. Это следует из официальных данных Федеральной службы государственной статистики и Главного бюро медико-социальной экспертизы Минтруда и соцзащиты РФ по Красноярскому краю [9, 11]. Вузовскому сообществу неминуемо придётся повышать общую готовность своего контингента к конструктивным синергичным взаимодействиям с депривантными людьми. При всех общественных трансформаци-

ях, как и во времена Платона, мерой всех вещей был и остаётся человек. Социальные барьеры, возникающие в сфере человеческих отношений, могут быть преодолены именно там.

Выводы

1. Респонденты обладают необходимыми ресурсами эмпатийности, естественным балансом альтруизма и прагматики, чтобы усилить собственную готовность к эффективному взаимодействию в инклюзивной среде.

2. Респонденты воспринимают людей с ОВЗ и инвалидностью скорее как социальную нагрузку и объект для жалости, чем как потенциального социального партнёра. При общей нацеленности на поддержку депривантных людей эта позиция трансформируется в поступки скорее всего под давлением обстоятельств, а не по собственной мотивации.

3. Студенты более готовы к однократным социально значимым действиям, чем к длительному и обязывающему взаимодействию с людьми, нуждающимися в поддержке и защите.

4. В отношении термина «человек с ОВЗ» выявлено формальное знание, но реальное непонимание смысла дефиниции. Это противоречие затрудняет процессы формирования адаптивного поведения и развития готовности к социальной синергии в инклюзивном пространстве вуза.

Литература

1. Баглай В.С. Отношение общества к инвалидам: история и современность // Международный студенческий вестник. М.: РАЕ, 2014. - С.7. https://scienceforum.ru/2014/article/2014004496.

2. Вязовова Н.В., Мелехова В.М. Сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов инклюзивного вуза // Гаудеамус. - 2017. - Т.16, №4. -С. 46-58.

3. Горина Т.И., Кефели В.Б. Социально-трудовая адаптация инвалидов в современном обществе // Теория и практика социального развития. - 2013, №2. - С. 39-50.

4. Кантор В.Л. Инклюзия в вузах: как это работает на практике? // Университетская книга: мат-лы дискуссионной площадки январь-февраль 2018. Ч.1. http://www.unkniga.ru/vistavki-konferents/7939-inklyuziya-v-vuzah-ka-eto-rabotaet-na-praktike-1.html

5. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р // http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 24.12.2018).

6. Лапин Д.В., Машанова А.С., Мельникова А.С. Готовность студентов к вступлению в инклюзивное образовательное пространство вуза: социологический аспект // Теория и практика общественного развития. - 2018. №7. - С. 44-49.

7. Лесовская М.И. Резистентность организма: параметры оценки и способы коррекции: монография. - Красноярск: Краснояр. гос. аграр. ун-т, 2018. - 180 с.

8. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 (ред. от 23.02.2013) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=142572.

9. Основные показатели инвалидности по Красноярскому краю: материалы сайта ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты РФ по Красноярскому краю» [Электронный ресурс]. -http://mse24.ru/about/stat/2011.phpРФ

10. Садовникова Н.О. Исследование отношения студентов вуза к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 5-3. - С. 314-316.

11. Сведения об инвалидах-студентах профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Раздел 5.1. [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ross tat/ru/statistics/population/disabilities/# (Дата обращения 25.12.2018)

12. Янданова Т.И. Социально-психологические аспекты отношения молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2013, №5. - С. 4651 с.

Readiness of students of agrarian higher school to inclusive

interactions Lesovskaya M.I., Vladimtseva T.M.

Krasnoyarsk State Agrarian University

The method of questionnaire examined the readiness for inclusive interactions of almost healthy veterinary students of the first, third and fourth years of the Krasnoyarsk Agrarian State University. It is revealed that in their psychological portrait there are background for the formation of readiness for social synergy. Students stereotypically perceive people with special need and disabilities more as a social pressure and / or object for compassion. Purposeful systematic work is necessary for harmonious, inclusive interactions and development of skills of adaptive behavior at the university. Keywords: social synergy, inclusive education, readiness to interact, people with special need, deprivations.

References

1. Baglay V.S. The attitude of society to people with disabilities:

history and modernity // International Student Gazette. M .: RAE, 2014. - P.7.

https://scienceforum.ru/2014/article/2014004496.

2. Vyazovova N.V., Melekhova V.M. Comparative analysis of value

orientations of students of an inclusive university // Gaudeamus. - 2017. - T.16, №4. - pp. 46-58.

3. Gorina, T.I., Kefeli, V.B. Social and Labor Adaptation of Disabled

Persons in a Modern Society // Theory and Practice of Social Development. - 2013, №2. - p. 39-50.

4. Kantor V.L. Inclusion in universities: how it works in practice? //

University book: materials of the discussion platform January-February 2018. Part 1. http://www.unkniga.ru/vistavki-konferents/7939-inklyuziya-v-vuzah-ka-eto-rabotaet-na-praktike-1.html

5. The concept of the federal target program for the development of

education for 2016-2020. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2014 No. 2765-p // http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (circulation date: 12/24/2018).

6. Lapin D.V., Mashanova A.S., Melnikova A.S. Students' readiness

to enter the university's inclusive educational space: a sociological aspect // Theory and Practice of Social Development. - 2018. №7. - p. 44-49.

о о ш n m 5 m

О m n m й А

X £ m

О

x О m

0

01 n А ы о ш А X X m

10. Sadovnikova N.O. Study of the attitude of university students towards students with disabilities // International Journal of Experimental Education. - 2016. - № 5-3. - p. 314-316.

11. Information about disabled students of professional educational organizations and educational institutions of higher education. Section 5.1. [Electronic resource] http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/stat istics/population/disabilities/# (Contact date 25.12.2018)

12. Yandanova T.I. Socio-psychological aspects of the attitude of young people to people with disabilities // Bulletin of Buryat State University. Education. Personality. Society. - 2013, №5. -pp. 46-51 p.

o

E

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£

at

o w

<s ei Z

7. Lesovskaya M.I. Resistance of the organism: parameters of assessment and methods of correction: monograph. -Krasnoyarsk: Krasnoyarsk. state agrarian University Press, 2018. - 180 p.

8. On the social protection of persons with disabilities in the Russian Federation: No. 181-03 dated November 24, 1995 (as amended on February 23, 2013) [Electronic resource]. - uRL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA W;n=142572.

9. The main indicators of disability in the Krasnoyarsk Territory:

materials of the site of PKU "The Main Bureau of Medical and Social Expertise of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation in the Krasnoyarsk Territory" [Electronic resource]. - http://mse24.ru/about/stat/2011.phpP0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.