Научная статья на тему 'Готовность студентов, обучающихся по специальности 44. 02. 01 «Дошкольное образование», к работе с детьми в условиях инклюзивного образовани'

Готовность студентов, обучающихся по специальности 44. 02. 01 «Дошкольное образование», к работе с детьми в условиях инклюзивного образовани Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВАРИАТИВНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / READINESS TO WORK IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION / VARIABLE PROFESSIONAL MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нефёдова Любовь Александровна, Обухова Елена Анатольевна

В статье рассматривается проблема готовности студентов колледжа, обучающихся по специальности « Дошкольное образование», к работе с детьми с ОВЗ. Приводятся результаты изучения когнитивной и эмоционально-мотивационной готовности студентов к работе с такими детьми и обосновывается необходимость разработки и внедрения в образовательную практику вариативного профессионального модуля «Организация профилактических и развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями», в содержание которого включены теоретический курс, учебная и производственная практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нефёдова Любовь Александровна, Обухова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE READINESS OF STUDENTS TRAINING IN SPECIALTY 44.02.01 “PRESCHOOL EDUCATION” TO WORK WITH CHILDREN UNDER CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

The problem of the readiness of college students enrolled in the specialty “Preschool education”, to work with children with disabilities, is considered. The results of studying the cognitive and emotional-motivational readiness of students to work with such children are presented and the need is substantiated for the development and implementation of the variative professional module “Organization of preventive and developmental activities in working with children with special educational needs” in educational practice, the content of which includes a theoretical course, training and industrial practice.

Текст научной работы на тему «Готовность студентов, обучающихся по специальности 44. 02. 01 «Дошкольное образование», к работе с детьми в условиях инклюзивного образовани»

(национальный исследовательский университет)», кандидат психологических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Труфанова Ольга Владимировна, заместитель директора по учебно-методической работе ГБПОУ «Ашинский индустриальный техникум», Челябинская область, г. Аша, e-mail: TrufOV@ mail.ru

Trufanova Olga Vladimirovna, deputy director for educational and methodological work, Ash-insky Industrial College, Chelyabinsk Region, Asha, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Нефёдова, Л. А. Готовность студентов, обучающихся по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», к работе с детьми в условиях инклюзивного образования / Л. А. Нефёдова, Е. А. Обухова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 85-90.

УДК 377 ББК 74.57

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.01 «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. А. Нефёдова, Е. А. Обухова

В статье рассматривается проблема готовности студентов колледжа, обучающихся по специальности «Дошкольное образование», к работе с детьми с ОВЗ. Приводятся результаты изучения когнитивной и эмоционально-мотивационной готовности студентов к работе с такими детьми и обосновывается необходимость разработки и внедрения в образовательную практику вариативного профессионального модуля «Организация профилактических и развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями», в содержание которого включены теоретический курс, учебная и производственная практик.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовность к работе в условиях инклюзивного образования, вариативный профессиональный модуль.

Одной из важнейших проблем современного образования является профессиональная подготовка будущих кадров, в том числе педагогических. В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2010 годы отмечается, что необходимым условием внедрения нового содержания и технологий в образования, являются компетентные педагогические кадры.

Особое место в современной системе образования занимает образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Федеральной целевой программе «Развитие образования на 2016-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 года № 497, в индикативных показателях обращено внимание на то, что доля педагогических кадров, прошедших переподготовку и повышение

квалификации по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, к 2020 году должна увеличиться до 100 %. Таким образом, Правительство России делает ставку на стопроцентную готовность педагогических работников к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Перед профессиональными образовательными организациями, которые осуществляют подготовку педагогических кадров, встает задача подготовки студентов — будущих воспитателей, учителей к работе с детьми с ОВЗ.

Приоритетным направлением в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является внедрение инклюзивного образования, подразумевающее доступность образования для всех, в плане приспособления

к различным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование предполагает совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений [2].

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дошкольного образования вносит существенные изменения в организацию учебно-воспитательного процесса, ориентирует педагогов на поиск специальных методов в обучении всех обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей, что неизбежно приводит к повышению требований к деятельности воспитателя, расширению его функциональных обязанностей, изменению профессионально значимых качеств личности, которые нашли свое отражение в профессиональном стандарте педагога, принятом в 2013 году.

В профессиональном стандарте педагога определены новые профессиональные компетенции, связанные с его готовностью принимать и обучать всех детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей и особенностей психического и физического здоровья; с готовностью к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; с умением составлять совместно с другими специалистами программы индивидуального развития ребенка; с владением специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу и др. [3].

В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» не содержит дисциплин, в рамках изучения которых студенты целенаправленно готовились бы к организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Подготовка студентов к работе с детьми в группах образования требует решения ком -плекса задач: формирования профессиональной готовности (запас знаний об особенностях дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, умений и навыков работы с детьми с особыми образовательными потребностями), развития ценностно-смысловой сферы, воспитания собственных профессионально-личност-

ных качеств. В процессе подготовки ему надо овладеть профессиональными ценностями, которые способствуют взаимодействию с детьми, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности, такими как: признание ценности личности независимо от тяжести недуга; направленность на развитие ребенка; понимание творческой сущности профессии педагога, требующей больших духовных и энергетических затрат, и многими другими.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что теоретические положения по формированию готовности студентов к различным аспектам педагогической деятельности освещены в трудах известных психологов, педагогов. Изучением общей проблемы готовности к труду в отечественной педагогической и психологической науке начали заниматься в 50-60 годы ХХ века в связи с необходимостью профессиональной подготовки людей к различным сферам деятельности (В. С. Ильин, В. Ф. Райский, С. Л. Рубинштейн, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков и др.)

В обыденном понимании готовность к какой-либо деятельности означает согласие выполнить эту деятельность, а также состояние, при котором деятельность может быть выполнена эффективно.

Понятие «готовность» в общетеоретическом аспекте рассматривается как фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности и как сложная динамическая система интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики человека (А. Г. Асмо-лов, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов, В. В. Хитрюк, В. А. Сластенин).

Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзии можно определить как целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знание принципов образовательной инклюзии, способов их применения в практике дошкольного образования), аффективного (положительное отношение к инклюзии, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности) и деятельностного компонентов [4].

В данной статье понятие «готовность» мы рассматриваем как предрасположенность, которая предшествует выполнению деятельности будущим педагогом, включающая когнитивный и эмоционально-мотивационный компоненты [5].

Анализ состояния проблемы в теории и практике обучения детей с ОВЗ показал, что возникает противоречие между потребностью включения детей с ограниченными возможностями

здоровья в среду массового дошкольного учреждения и готовностью воспитателей к работе в условиях инклюзивного образования.

Из противоречия вытекает проблема подготовки будущего воспитателя к работе в условиях инклюзивного образования.

Для создания условий образовательной среды колледжа, ее реальных и потенциальных возможностей для формирования готовности студента — будущего воспитателя к работе с детьми в условиях инклюзивного образования необходимо изучить первоначальный уровень готовности студентов к работе с детьми с ОВЗ.

Задачей данного исследования стало изучение когнитивной и эмоционально-мотива-ционной готовности студентов колледжа, обучающихся по специальности «Дошкольное образование», к работе с детьми с ОВЗ. В исследовании приняли участие 65 студентов, обучающихся на 1-111 курсах.

Для проведения исследования были разработаны две анкеты: первая анкета направлена

Как видно из представленных данных, чем старше курс, на котором обучаются студенты, тем выше уровень их знаний об особенностях инклюзивного образования, тем шире представления студентов об особенностях детей с ОВЗ и характере будущей профессиональной инклюзивной деятельности. Это и объяснимо: профессиональный цикл начинается на втором курсе, в частности таких предметов, как педагогика, психология, возрастная анатомия, физиология и гигиена, и постепенно круг дисциплин, междисциплинарных курсов, а также содержание практики расширяется от курса к курсу.

Одним из компонентов оценки готовности студентов к работе с детьми в условиях инклюзивного образования является их отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Для определения такой готовности студентов к работе с дошкольниками с ОВЗ была предложена вторая анкета, в которой студенты отвечали на вопросы об отношении

на изучение знаний и представлений студентов об особенностях детей с ОВЗ и характере профессиональной инклюзивной деятельности, а вторая — на изучение отношения студентов к детям с ОВЗ.

Для выявления знаний и представлений студентов об инклюзивном образовании были предложены вопросы, направленные на понимание термина «инклюзивное образование», «дети с ОВЗ», создание специальных условий для их обучения в дошкольном образовательном учреждении.

В данной анкете студентам было предложено оценить уровень своих знаний и представлений об инклюзивном образовании, оценить уровень своих специальных знаний, необходимых для организации работы с детьми с ОВЗ.

Результаты проведения анкетирования, направленного на изучение знаний и представлений студентов об особенностях детей с ОВЗ и характере профессиональной инклюзивной деятельности, представлены в таблице 1.

к дошкольникам с ОВЗ, об отношении к вопросу совместного обучения и воспитания в дошкольных учреждениях здоровых детей и детей с ОВЗ; оценивали, насколько готовы работать с детьми с ОВЗ. В качестве одного из заданий студентам необходимо было сориентироваться в ситуации: «Если бы вам по окончанию колледжа предложили работать в группе детского сада, где дошкольники с ОВЗ будут обучаться вместе со сверстниками...» Студент мог выбрать следующие варианты ответов: «согласитесь», «согласитесь на условиях достаточной профессиональной переподготовки», «постараетесь аргументировать свой отказ», «категорически откажетесь».

Результаты проведения оценки готовности студентов к работе с детьми в условиях инклюзивного образования и их отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья представлены в таблице 2.

Таблица 1

Знания студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование», об инклюзивном образовании, особенностях детей с ОВЗ

Общее количество студентов Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Курс количество % количество % количество %

студентов студентов студентов

I 24 0 0 8 33,3 16 66,7

II 21 1 4,8 8 33,3 12 57,1

III 20 2 10,0 12 60,0 6 30,0

Таблица 2

Отношение студентов, обучающихся по специальности 44.02.02 «Дошкольное образование»,

к работе с детьми с ОВЗ

Курс Общее количество студентов Избегают Нейтральное отношение Готовы работать

количество студентов % количество студентов % количество студентов %

I 24 2 8,3 16 66,7 6 25,0

II 21 0 0 10 47,6 11 52,4

III 20 0 0 12 60,0 8 40,0

Анализ данного анкетирования показал, что отношение студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование», к детям с ОВЗ у половины опрошенных студентов, независимо от курса, нейтральное (47-67 %). Чем младше курс, на котором обучаются студенты, тем выше процент нейтральности. Это объяснимо: студенты первого курса не имеют опыта общения с дошкольниками с ОВЗ.

Большинство студентов считают, что инклюзивное образование положительно скажется на развитии и социализации дошкольников с ОВЗ и на их сверстниках с обычными образовательными потребностями. Из 65 студентов 26 (39,1 %) выразили свою готовность работать с детьми с ОВЗ. По результатам анкеты было выявлено, что среди опрошенных есть студенты, которые выразили желание помогать дошкольникам с ОВЗ и помогают таким детям: на I курсе — 6 (25 %) человек, на II курсе — 11 (52,3 %) человек, на III курсе — 8 (40 %) человек.

Большая часть студентов, а именно 34 (52,3 %) человека от общего количества опрошенных считают, что детей с ОВЗ надо обучать со всеми детьми, но при условии адекватной организации для них специальных образовательных условий. В оценке своего отношения к инклюзивному образованию мнения студентов разделились: положительное отношение к идее инклюзивного образования выразили 26 (40 %) человек; хотят принять позицию инклюзивного образования, но обнаруживают неуверенность в правильности этого обучения — 29 (44,6 %) студентов; отрицательное отношение к идее инклюзивного образования показали 10 (15,3 %) человек.

Выражая свое отношение к комплектованию групп дошкольников с различными особенностями состояния здоровья и психического развития, основная часть студентов, 52 (80 %) человека, не исключают возможности совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ,

но придерживаются идеи комплектования групп с учетом состояния здоровья.

Свое согласие работать в группе, где дошкольники с ОВЗ будут обучаться вместе со сверстниками, выразили примерно половина опрошенных, а именно 30 (46,1 %) студентов, но на условиях достаточной профессиональной переподготовки. Категорически откажутся только 3 (4,6 %) студента.

Главным препятствием для включения детей с ОВЗ в инклюзивное образование, по мнению студентов, являются страх и брезгливость педагогов, так отметили 12 (18,5 %) студентов; выразили опасение, что дети с ОВЗ будут ущемлены в правах и им будет уделяться меньше времени, 34 (52,3 %) студента; опасение, что дети с ОВЗ не усвоят то, что могли бы усвоить в условиях специального учреждения, — 9 (13,8 %) студентов.

Среди опрашиваемых 21 (32,3 %) студент считают себя психологически и профессионально готовыми к работе с детьми с ОВЗ. Шестнадцать (24,6 %) студентов отметили, что обладают определенным уровнем профессиональных навыков, однако не готовы психологически; большинство студентов I и II курсов — 39 (60 %) человек — сказали, что готовы психологически, но не обладают достаточными профессиональными навыками. Свою неготовность к работе с дошкольниками с ОВЗ ни психологически, ни профессионально отметили только 3 студента.

В заключение важно отметить, что основные опасения студентов связаны с пониманием собственного дефицита в знаниях в области коррекционной педагогики, с незнанием форм, методов работы с детьми в условиях инклюзивного образования. Подавляющее большинство опрошенных незнакомы с основами коррек-ционной педагогики и специальной психологии. Студенты, обучающиеся по специальности «Дошкольное образование», не проходят практику по работе с детьми с ограниченными

возможностями здоровья, хотя и сталкиваются с дошкольниками с ОВЗ в своей практической деятельности в массовом дошкольном образовательном учреждении при прохождении производственной практики по профессиональным модулям.

Представленные результаты показывают необходимость включения в учебный план по специальности «Дошкольное образование» профессионального модуля, направленного на изучение основ коррекционной педагогики, особенностей организации инклюзивного обра-

зовательного процесса в группах дошкольного возраста, в том числе с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей, посещающих инклюзивную группу, программно-методического обеспечения инклюзивного образования и т. д. С этой целью в колледже разработан вариативный профессиональный модуль «Организация профилактических и развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями», в содержание которого включены теоретический курс, учебная и производственная практика.

Библиографический список

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы // Государственная политика в сфере образования : [сайт]. — 2020. — URL: https://www.sites. google.com/site/docs1739/home/gosudarstvennaa-politika-v-sfere-obrazovania/ (дата обращения: 16.02.2019).

2. Инклюзивная практика в дошкольном образовании : пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. — Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 144 с. — ISBN 978-5-86775-937-7.

3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования : [сайт]. — URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 16.02.2020).

4. Котова, Г. Л. Совершенствование профессиональной готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к работе в условиях инклюзивного образования / Г. Л. Котова, Е. Г. Ильяшенко, К. В Малышева // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сб. материалов Ежегодной международ. науч.-практ. конф. — 2015. — URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 16.02.2020). — Режим доступа: Научная электронная библиотека «Кибер-Ленинка».

5. Хитрюк, В. В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования /

B. В. Хитрюк // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та имени И. Я. Яковлева. — 2013. — № 3 (79). —

C.189-194.

For citation: Nefjodova, L. A. The readiness of students training in specialty 44.02.01 "Preschool education" to work with children under conditions of inclusive education / L. A. Nefjodova, E. A. Obuhova // Innovative development of vocational education. — 2020. — № 1 (25). — P. 85-90.

THE READINESS OF STUDENTS TRAINING IN SPECIALTY 44.02.01 "PRESCHOOL EDUCATION" TO WORK WITH CHILDREN UNDER CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

L. A. Nefjodova, E. A. Obuhova

The problem of the readiness of college students enrolled in the specialty "Preschool education", to work with children with disabilities, is considered. The results of studying the cognitive and emotional-motivational readiness of students to work with such children are presented and the need is substantiated for the development and implementation of the variative professional module "Organization of preventive and developmental activities in working with children with special educational needs" in educational practice, the content of which includes a theoretical course, training and industrial practice.

Key words: inclusive education, children with disabilities, readiness to work in conditions of inclusive education, variable professional module.

References

1. Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody. Gosu-darstvennaja politika v sfere obrazovanija, 2020, available at: https://www.sites.google.com/ site/docs1739/home/gosudarstvennaa-politika-v-sfere-obrazovania/ (accessed: 16.02.2019). (In Russian)

2. Volosovets T.V., Kutepova E.N. (ed.) Inkljuzivnaja praktika v doshkol'nom obrazovanii: posobie dlja pedagogov doshkol'nyh uchrezhdenij [Inclusive practice in preschool education: a manual for teachers of preschool institutions]. Moscow, MOSAIC-SYNTHESIS, 2011, 144 p., ISBN 978-5-86775-937-7. (In Russian)

3. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')». Portal federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovanija, available at: http://fgosvo.ru/up-loadfiles/profstandart/01.001.pdf (accessed: 16.02.2020). In Russian)

4. Kotova G. L., Ilyashenko E. G., Malysheva K. V. Sovershenstvovanie professional'noj goto-vnosti pedagogov doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij k rabote v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija [Improving the professional readiness of teachers of preschool educational organizations to work in an inclusive education], Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta: sb. materi-alov Ezhegodnoj mezhdunarod. nauch.-prakt. Konf. [Proc. International. scientific-practical conf. "Education and training of young children"], 2015, available at: https://cyberleninka.ru/ (accessed: 16.02.2020). (In Russian)

5. Hitrjuk V. V. Gotovnost' pedagogov k rabote v uslovijah inkljuzivnogo obrazovani [The willingness of teachers to work in an inclusive education], Vestnik Chuvash. gos. ped. un-ta imeni I. Ja. Ja-kovleva [I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin], 2013, no. 3 (79), pp. 189-194. (In Russian)

Нефёдова Любовь Александровна, преподаватель ГБПОУ «Саткинский политехнический колледж им. А. К. Савина», Челябинская область, г. Сатка, e-mail: [email protected]

Обухова Елена Анатольевна, преподаватель ГБПОУ «Саткинский политехнический колледж им. А. К. Савина», Челябинская область, г. Сатка, e-mail: [email protected]

Nefjodova Ljubov' Aleksandrovna, Lecturer, Sat-ka Polytechnic College named after A. K. Savin, Chelyabinsk Region, Satka, e-mail: [email protected]

Obuhova Elena Anatol'evna, Lecturer, Satka Polytechnic College named after A. K. Savin, Chelyabinsk Region, Satka, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Потапова, М. В. Компетентностный подход к формированию у студентов педагогических специальностей СПО профессиональных знаний, умений, цифровых навыков / М. В. Потапова, Н. В. Каменкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 90-95.

УДК 377 ББК 74.57

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ

М. В. Потапова, Н. В. Каменкова

В статье представлены теоретико-практические аспекты использования компетентностного подхода при обучении студентов педагогических специальностей СПО. Описываются инновационные формы обучения (виртуальных экскурсий, кратковременных групповых проектов) с целью формирования у студентов педагогического колледжа цифровых умений и навыков, которые соотносятся с формируемыми компетенциями ФГОС СПО и с трудовыми действиями педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.