Научная статья на тему 'СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / ОБУЧАЮЩИЙCЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доновская Ирина Викторовна, Шадчин Игорь Владимирович

Одним из ключевых направлений государственной политики в области образования является выстраивание индивидуального образовательного маршрута для детей с различными нозологиями, в котором учитывается разнообразие их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В статье рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с проблемой формирования готовности студентов колледжа, обучающихся по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эксплицирована специфика социально-педагогического сопровождения детей с различными видами нарушений здоровья в условиях дошкольной образовательной организации. Выявлен перечень проблем, с которыми сталкиваются педагоги дошкольных образовательных организаций при осуществлении инклюзивного обучения воспитанников. Авторами раскрываются особенности разработки и реализации вариативного профессионального модуля «Организация профилактических и развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями», описывается опыт его внедрения в образовательный процесс колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Доновская Ирина Викторовна, Шадчин Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF WORK ON FORMING THE READINESS OF STUDENTS TRAINING ON THE SPECIALTY “PRESCHOOL EDUCATION” TO WORK WITH CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

One of the key directions of state policy in the field of education is building an individual educational route for children with various nosologies, which takes into account the diversity of their special educational needs and individual opportunities. The article discusses a wide range of issues related to the formation of the readiness of college students enrolled in the specialty 44.02.01 “Preschool education” to work with children with disabilities. The specificity of social and pedagogical support of children with various types of health disorders in the conditions of a preschool educational organization is explicated. Teachers of preschool educational organizations face a list of problems in the implementation of inclusive education for pupils. These problems are described in this article. The authors reveal the features of the development and implementation of the variable professional module ”Organization of preventive and developmental activities in working with children with special educational needs”, describes the experience of its implementation in the educational process of the college.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

Образовательные технологии наука и практика

Сведения для цитирования: Доновская, И. В. Система работы по формированию готовности студентов, обучающихся по специальности «дошкольное образование», к работе с детьми с особыми образовательными потребностями / И. В. Доновская, И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 23-29.

УДК 377 ББК 74.100

система работы по формированию готовности

студентов, обучающихся по специальности «дошкольное образование», к работе с детьми с особыми образовательными потребностями

И. В. Доновская, И. В. Шадчин

Одним из ключевых направлений государственной политики в области образования является выстраивание индивидуального образовательного маршрута для детей с различными нозоло-гиями, в котором учитывается разнообразие их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В статье рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с проблемой формирования готовности студентов колледжа, обучающихся по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эксплицирована специфика социально-педагогического сопровождения детей с различными видами нарушений здоровья в условиях дошкольной образовательной организации.

Выявлен перечень проблем, с которыми сталкиваются педагоги дошкольных образовательных организаций при осуществлении инклюзивного обучения воспитанников. Авторами раскрываются особенности разработки и реализации вариативного профессионального модуля «Организация профилактических и развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями», описывается опыт его внедрения в образовательный процесс колледжа.

Ключевые слова: инклюзивное образование, подготовка будущего педагога, обучающийcя с ограниченными возможностями здоровья, дошкольное образовательное учреждение, дети с особыми образовательными потребностями, формирование готовности студентов, профессиональный модуль.

В наши дни модернизация отечественного образования задает новые ориентиры к подготовке специалистов для системы дошкольного образования, работающих в условиях инклюзивной практики.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование», которое трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия

особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].

Инклюзивное образование — не форма, а новое образование со своей философией, образование возможностей и свободного выбора.

В статье второй закона «Об образовании в Российской Федерации» дается следующая формулировка понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья»: это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комисси-

Стоит отметить, что воспитанники дошкольных образовательных организаций выступают в качестве потенциальных интересантов образовательных услуг системы общего и профессионального образования в будущем.

В наши дни прогнозирование численности потенциальных абитуриентов с различными видами нарушений здоровья является ключевой задачей системы инклюзивного образования в Российской Федерации.

В ближайшие годы прогнозируется значительное увеличение численности педагогических работников, занимающихся вопросами обучения и воспитания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — лиц с ОВЗ) на всех уровнях образования, что, в свою очередь, может потребовать поиска дополнительных ресурсов для повышения квалификации педагогов.

Начальный уровень инклюзивного образования относится к периоду дошкольного возраста. В этот промежуток времени предоставляется уникальная возможность ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в дошкольной образовательной организации, максимально способствующей их социализации и развитию, а также организованной системы поддержки их семей [4].

В ГБПОУ «Саткинский горно-керамический колледж им. А. К. Савина» осуществляется деятельность по формированию компетенций будущих педагогов, которым в своей профессиональной деятельности придется осуществлять обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [5].

Будущему педагогу важно не только видеть и уметь использовать ресурсы вспомога-

ей и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [1; 2].

В наши дни ежегодно происходит увеличение контингента воспитанников с различными видами нарушений здоровья [3].

Согласно данным федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (далее — ФГИС ФРИ), по состоянию на 1 октября 2021 г. общая численность детей-инвалидов в Челябинской области составила 16 471 человек, в том числе 6 463 девочки и 10 008 мальчиков (табл. 1).

тельной среды, но и овладевать необходимыми педагогическими технологиями [6].

Для формирования готовности студентов работать с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования коллективом ГБПОУ «Саткинский горнокерамический колледж им. А. К. Савина» были поставлены задачи по обогащению знаний обучающихся комплексом профессиональных умений и навыков, необходимых для обучения всех детей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся и формирования ценностно-мотивационного отношения к педагогической деятельности в условиях совместного обучения детей с нормативным и нарушенным развитием и психологической готовности.

Для реализации комплекса поставленных задач разработан вариативный профессиональный модуль «Организация профилактических и развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями», в результате освоения которого у студентов формируются дополнительные профессиональные компетенции, направленные на умения:

- включать детей с различными типами нарушений в деятельность и взаимодействие с другими детьми и взрослыми;

- организовывать работу по выстраиванию индивидуального образовательного трека для детей с различными нозологиями;

- анализировать процесс и результаты образовательной деятельности в соответствии со спецификой развития детей.

Данный профессиональный модуль включает: междисциплинарный курс «Организация

Таблица 1

Численность детей-инвалидов в Челябинской области по возрастным группам по состоянию на 1 октября 2021 г. (по данным ФГИС ФРИ)

Возраст детей-инвалидов (лет) 0-3 4-7 8-14 15-17

Численность инвалидов (чел.) 1420 3548 8216 3251

профилактических и развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями», учебную и производственную практику. Этот модуль по учебному плану предусмотрен на третьем курсе, после освоения студентами таких дисциплин, как педагогика, психология, возрастная анатомия, физиология и гигиена, а также профессионального модуля «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие» и большей части междисциплинарных курсов из профессиональных модулей «Организация различных видов деятельности и общения детей» и «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

Такое место в учебном плане профессионального модуля «Организация профилактических и развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» обусловлено тем, что он опирается на знания, умения, профессиональные компетенции, которые формируются в процессе освоения данных дисциплин и междисциплинарных курсов вышеперечисленных профессиональных модулей.

Междисциплинарный курс «Организация профилактических и развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» включает четыре раздела:

1) «Основы организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями»;

2) «Инструменты организации инклюзивного образовательного процесса в группах детей с ОВЗ дошкольного возраста»;

3) «Организация образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей, посещающих инклюзивную группу»;

4) «Организационно-методические основы инклюзивного образования в условиях ДОУ».

С 2018 г. на базе ГБПОУ «Саткинский горно-керамический колледж им. А. К. Савина» функционирует региональная инновационная площадка по теме «Формирование готовности студентов, обучающихся по специальности 44.02.01 „Дошкольное образование", к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

С целью реализации плана работы региональной инновационной площадки коллективом был поставлен ряд вопросов, которые способствовали пониманию, что необходимо сделать, для того чтобы обучающиеся приняли для себя

ценности инклюзивного образования и осуществляли образовательный процесс в соответствии с ними.

Рассмотрение вопросов организации инклюзивного обучения, своевременного выявления особенностей психического развития детей с ОВЗ, формирования готовности студентов, обучающихся по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования мы осуществили в первом разделе «Основы организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями».

Принимая во внимание тот факт, что междисциплинарный курс «Организация профилактических и развивающих мероприятий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» консолидирует в себе информацию нескольких профессиональных модулей, мы выявили необходимость поиска форм и методов, направленных на повышение активности студентов на учебных занятиях. Изучение тем строилось на основе анализа нормативно-правовых актов в области инклюзивного образования и психолого-педагогической литературы. Знание студентами нормативно-правовой документации необходимо для мотивации их к освоению содержания дисциплины. Совместная постановка целей и задач на уроках и размышление над темами, посвященными истории инклюзивного образования и преимуществам инклюзии, а также использование элементов проблемных лекций позволяют нам раскрыть многоаспектность изучаемых тем, привлечь личный опыт обучающихся, тем самым создавая мотивационную и психологическую готовность студентов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями [7].

Актуальный этап в развитии образования детей с ОВЗ ориентирован на стандартизацию всех системных процессов, обеспечивающих доступность и качество образовательных условий и услуг. Федеральные требования, интенсивные изменения, высокие нормы, которые сегодня задаются образовательной политикой, порой очень сложно реализовывать на местах не только по ряду социально-экономических оснований, но и исходя из позиции руководителей, принимающих решения [8].

Вместе с тем общие для всех регионов трудности реализации идеи включения связаны с осмыслением самой идеи в педагогическом сообществе, узким пониманием целей и задач инклюзивного образования, отрицанием возможностей баланса между специальными

образовательными организациями и общеобразовательными организациями, исходя из актуальных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья [9].

Работа над определением компонентов понятия «готовность педагога к деятельности в условиях инклюзии» строится на анализе возможностей организации инклюзивного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [10] и рассмотрении требований профессионального стандарта «Педагог» как способа повышения качества образовательной деятельности студентов [11].

Таким образом, готовность педагога к деятельности в условиях инклюзии можно определить как целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знание принципов образовательной инклюзии, способов их применения в практике дошкольного образования), аффективного (положительное отношение к инклюзии, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности) и деятельност-ного компонентов [12].

В ходе исследования нами был поставлен вопрос о современных инструментах реализации психолого-педагогического сопровождения в инклюзивных группах. При поиске ответов было решено рассмотреть условия организации инклюзивной образовательной среды и ее компоненты, определить участников инклюзивного образования, роль воспитателя в организации условий для успешного обучения и воспитания детей. На выходе нами был разработан раздел «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса в группах детей дошкольного возраста с ОВЗ».

В данном разделе также немаловажное место занимает работа с нормативно-правовой документацией. При рассмотрении роли воспитателя в организации условий успешного обучения и воспитания детей охватывается весь круг взаимодействий с субъектами психолого-педагогического сопровождения [13].

Отдельные учебные часы отведены для рассмотрения широкого спектра вопросов, связанных с проблемой развития коммуникативной культуры у детей с нормативным уровнем развития и их родителей. Рассмотрение темы позволяет студенту провести самодиагностику уровня развития коммуникативной толерантности в условиях инклюзии. Например, студентам предлагается составить план беседы с детьми на основе просмотренного мультсериала «Кудря-

вый ежик», в котором поднимаются проблемы выстраивания конструктивного общения в конфликтных ситуациях.

В разделе «Организация образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей, посещающих инклюзивную группу» фокус внимания направлен на формирование у студентов умений по созданию условий для включения детей с различными нозологиями в различные формы совместной деятельности с учетом их индивидуальных возможностей.

Сравнивается содержание обучения в примерных основных образовательных программах. Далее рассматриваются формы и методы работы с детьми и особенности их применения с учетом психолого-педагогической характеристики. Фокус внимания обращен на рассмотрение особенностей наполнения и построения развивающей предметно-пространственной среды с целью выявления отличительных признаков развивающей предметно-пространственной среды, характерной для групп, в составе которых нет детей с ОВЗ [14].

Большой объем изучаемого материала в данном разделе требует от студента повышенной познавательной активности и, как следствие, интенсификации учебного процесса. Для реализации теоретических знаний в творческих и продуктивных видах деятельности используются практические занятия по созданию макетов отдельных элементов инклюзивной образовательной среды.

Последний раздел «Организационно-методические основы инклюзивного образования в условиях ДОУ» направлен на синтез полученных ранее знаний при оформлении документации в целях организации собственной работы.

Студенты знакомятся с адаптированной образовательной программой как ключевым локальным актом, регламентирующим вектор индивидуального сопровождения ребенка с различными нозологиями. На практическом занятии по составлению календарного плана систематизируются знания о возможностях включения ребенка с различными нозологиями в вариативные формы деятельности.

Средством для привлечения внимания к особенностям, возможностям и потребностям людей с особыми образовательными потребностями мы выбрали ознакомление с их творчеством, моделирование ситуаций развития детей в условиях инклюзии [15].

Описанные и используемые способы решения задач реализуемой программы не являются

исчерпывающими и обогащаются по мере реализации программы. В наши дни в число главных приоритетов системы инклюзивного дошкольного образования входят нивелирование социальной эксклюзии детей с различными нозология-

ми, формирование социально-психологических детерминант для дестигматизации инвалидности, формирование установок толерантного отношения в социуме к детям с различными видами нарушений здоровья.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-Ф3 [принят Государственной думой 21.12.2012 : одобрен Советом Федерации 26.12.2012] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.09.2021).

2. Емельянова, И. Д. Технология моделирования профессиональной компетентности педагогов инклюзивного дошкольного образования / И. Д. Емельянова, О. А. Подольская // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — № 2. — Т. 7. — URL: https://mir-nauki.com/ PDF/49PSMN219.pdf (дата обращения: 16.09.2021).

3. Инклюзивное профессиональное образование в условиях его цифровизации / И. В. Шад-чин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 4 (28). — С.115-145.

4. Перчихина, Е. В. Инклюзия в дошкольном образовании / Е. В. Перчихина // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 181-182.

5. Нефёдова, Л. А. Готовность студентов, обучающихся по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», к работе с детьми в условиях инклюзивного образования / Л. А. Нефёдова, Е. А. Обухова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 85-90.

6. Каменкова, Н. В. Обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов молодого возраста в Челябинской области / Н. В. Каменкова, И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 83-89.

7. Жигорева, М. В. Теоретические подходы к раскрытию компетентности участников инклюзивного образования / М. В. Жигорева, Г. В. Кочеткова // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2017. — № 1. — С. 93-104.

8. Малофеев, Н. Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя / Н. Н. Ма-лофеев // Проблемы современного образования. — 2011. — № 6. — С. 44-54.

9. Алехина, С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 21. — № 1. — С. 136-145.

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : [приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155] // ФГОС : [сайт]. — 2021. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 13.05.2021).

11. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) : [утв. приказом Минтруда России от 8.10.2013 № 544н] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 13.05.2021).

12. Мардахаев, Л. В. Специальная педагогика : учебник для СПО / Л. В. Мардахаев, Д. И. Чемоданова, Л. В. Кузнецова, Е. А. Орлова, Л. В. Соловьева ; под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. — Москва : Юрайт, 2017. — 447 с. — ISBN 978-5-534-03925-2.

13. Микляева, Н. В. Специальное и инклюзивное образование для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Микляева. — Москва : Аркти, 2019. — 160 с. — ISBN 978-5-89415-463-3.

14. Инклюзивная практика в дошкольном образовании : пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — Москва : Мозаика-Синтез, 2011. — 144 с. — ISBN 978-5-86775-937-7.

15. Барсукова, О. В. Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования / О. В. Барсукова, Е. Н. Гавриш // Образование и воспитание. — 2017. — № 2. — С. 101-105.

For citation: Donovskaya, I. V. System of work on forming the readiness of students training on the specialty "preschool education" to work with children with special educational needs / I. V. Donovskaya, I. V. Shadchin // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 4 (32). — P. 23-29.

system of work on forming the readiness of students training on the specialty "preschool education" to work with children with special educational needs

I. V. Donovskaya, I. V. Shadchin

One of the key directions of state policy in the field of education is building an individual educational route for children with various nosologies, which takes into account the diversity of their special educational needs and individual opportunities. The article discusses a wide range of issues related to the formation of the readiness of college students enrolled in the specialty 44.02.01 "Preschool education" to work with children with disabilities. The specificity of social and pedagogical support of children with various types of health disorders in the conditions of a preschool educational organization is explicated. Teachers of preschool educational organizations face a list of problems in the implementation of inclusive education for pupils. These problems are described in this article. The authors reveal the features of the development and implementation of the variable professional module "Organization of preventive and developmental activities in working with children with special educational needs", describes the experience of its implementation in the educational process of the college.

Key words: inclusive education, training of a future teacher, students with disabilities, preschool educational institution, children with special educational needs, formation of students' readiness, professional module.

References

1. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Feder. zakon № 273-FZ [prinyat Gosudarstvennoy dumoy 21.12.2012 : odobren Sovetom Federatsii 26.12.2012]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 22.09.2021). (In Russian)

2. Emelyanova I. D., Podolskaya O. A. Tekhnologiya modelirovaniya professional'noy kompe-tentnosti pedagogov inklyuzivnogo doshkol'nogo obrazovaniya [Technology of modeling professional competence of teachers of inclusive preschool education], Mir nauki. Pedagogika ipsikhologiya [World of Science. Pedagogy and psychology], 2019, no. 2, vol. 7, available at: https://mir-nauki.com/ PDF/49PSMN219.pdf (accessed: 16.09.2021). (In Russian)

3. Shadchin I. V. Inklyuzivnoye professional'noye obrazovaniye v usloviyakh yego tsifrovizatsii [Inclusive vocational education in the context of its digitalization], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 4 (28), pp. 115-145. (In Russian)

4. Perchikhina E. V. Inklyuziya v doshkol'nom obrazovanii [Inclusion in preschool education], Molodoy uchenyy [Young scientist], 2016, no. 7.6 (111.6), pp. 181-182. (In Russian)

5. Nefedova L. A., Obukhova E. A. [Willingness of students enrolled in the specialty 44.02.01 "Preschool education" to work with children in an inclusive education], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 1 (25), pp. 85-90. (In Russian)

6. Kamenkova N. V., Shadchin I. V. Ensuring the accessibility of vocational education for young people with disabilities in the Chelyabinsk region, Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2021, no. 2 (30), pp. 83-89. (In Russian)

7. Zhigoreva M. V., Kochetkova G. V. Teoreticheskiye podkhody k raskrytiyu kompetentnosti uchastnikov inklyuzivnogo obrazovaniya [Theoretical approaches to disclosing the competence of participants in inclusive education], Korrektsionnaya pedagogika: teoriya i praktika [Correctional pedagogy: theory and practice], 2017, no. 1, pp. 93-104. (In Russian)

8. Malofeev N. N. Pokhval'noye slovo inklyuzii ili rech' v zashchitu samogo sebya [Praiseworthy word of inclusion or speech in defense of oneself], Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education], 2011, no. 6, pp. 44-54. (In Russian)

9. Alekhina S. V. Inklyuzivnoye obrazovaniye: ot politiki k praktike [Inclusive education: from politics to practice], Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye [Psychological science and education], 2016, vol. 21, no. 1, pp. 136-145. (In Russian)

10. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya: [prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 № 1155], FGOS, 2021, available at: https:// fgos.ru/fgos/fgos-do/ (accessed: 13.05.2021) (In Russian)

11. Professional'nyj standart. Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel'): [utv. prikazom Mintruda Rossii ot 8.10.2013 № 544n]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (accessed: 13.05.2021) (In Russian)

12. Mardakhaev L. V., Orlova E. A. (ed.) Special'naja pedagogika : uchebnik dlja SPO [Special pedagogy: textbook for secondary vocational education]. Moscow, Yurayt, 2017, 447 p., ISBN 978-5-534-03925-2. (In Russian)

13. Miklyaeva N. V. Special'noe i inkljuzivnoe obrazovanie dlja detej doshkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorovja [Special and inclusive education for preschool children with disabilities]. Moscow, Arkti, 2019, 160 p., ISBN 978-5-89415-463-3. (In Russian)

14. Volosovets T. V., Kutepova E. N. (ed.) Inkljuzivnaja praktika v doshkol'nom obrazovanii: po-sobie dlja pedagogov doshkol'nyh uchrezhdenij [Inclusive practice in preschool education: a guide for preschool teachers]. Moscow, Mosaika-Sintez, 2011, 144 p., ISBN 978-5-86775-937-7. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Barsukova O. V., Gavrish E. N. Seminar-praktikum dlja pedagogov «Navstrechu drug drugu»: psihologicheskaja gotovnost' pedagoga k dejatel'nosti v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija [Seminar-workshop for teachers "Towards each other": psychological readiness of the teacher to work in an inclusive education]. Obrazovanie i vospitanie [Education and upbringing], 2017, no. 2, pp. 101-105. (In Russian)

Доновская Ирина Викторовна, преподаватель ГБПОУ «Саткинский горно-керамический колледж им. А. К. Савина», Российская Федерация, Челябинская область, г. Сатка, e-mail: [email protected] Шадчин Игорь Владимирович, начальник Центра инклюзивного образования ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Donovskaya Irina Viktorovna, lecturer, Satka Mining and Ceramic College named after A. K. Savin, Russian Federation, Chelyabinsk region, Satka, e-mail: [email protected]

Shadchin Igor Vladimirovich, Head of the Center for Inclusive Education, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: inclusive.chirpo@ mail.ru

Сведения для цитирования: Елагина, В. С. Педагогические условия развития креативного мышления обучающихся в процессе профессиональной подготовки / В. С. Елагина, В. П. Быков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 29-35.

УДК 378 ББК 74.48

педагогические условия развития креативного мышления обучающихся

в процессе профессиональной подготовки

В. С. Елагина, В. П. Быков

Креативность обучающихся следует рассматривать как одно из значимых профессиональных качеств, характеризующих профессионализм и конкурентоспособность специалиста на рынке труда. Творческие способности необходимы для осуществления любого вида деятельности и связаны с проявлениями продуктивного мышления, творческой инициативы, оригинальности поиска способа решения задач в ситуациях неопределенности. Развитие креативности личности возможно в специально организованной творческой среде образовательной организации, в которой обучающиеся наблюдают творческие образцы поведения и деятельности, активно включаются в разные виды продуктивной деятельности, требующей проявления позитивной мотивации, инициативы, самостоятельности в постановке и решении проблем. Эффективное функционирование творческой среды требует создания педагогических условий. В качестве необходимых условий нами выделены следующие: развитие мотивации обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.