Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миколасюк Анна Александровна, Дулгер Наталья Николаевна

Обсуждаются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмечается важность наличия у педагогов соответствующих профессиональных компетенций, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей, планировать и корригировать образовательные маршруты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миколасюк Анна Александровна, Дулгер Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE ACTIVITIES OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS

The issues of organizing psychological and pedagogical support for children with disabilities are discussed. The importance of teachers having appropriate professional competencies that allow them to take into account the special educational needs of children, plan and correct educational routes is noted.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

УДК 373.2+376

А. А. Миколасюк, Н. Н. Дулгер

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Последние годы в отечественном образовании всё шире занимают вопросы интегрированного обучения лиц с особыми образовательными потребностями (ООП), то есть реализуются программы предоставления образовательных услуг людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе имеющим инвалидность. Вопросы интегрированного обучения остаются дискуссионными в научно-педагогической среде, поскольку затрагивают различные векторы представлений о понятиях «интеграция» и «инклюзия», а также проблемы, обусловленные готовностью образовательных учреждений различного уровня к оказанию таких услуг лицам с ОВЗ [1- 2].

Следует отметить, что дошкольное образование, как самое раннее образование на этапах жизненного пути человека, является изначально значимым в его физическом и психическом развитии, когда закладываются основные новообразования в становлении интеллектуальной и личностной сферы индивида, происходит его социализация в обществе [3-6]. Однако неоднородность и аномалии физического и психического развития в детском возрасте [7-9] вносят свои коррективы в выборе программ обучения и/или специаль-

ных образовательных учреждений, обеспечивающих наиболее оптимальные условиях для воспитания и обучения детей с различными вариантами психического дизонтогенеза [10-11].

После введения в Российскую систему образования федерального образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, Стандарт), для дошкольных образовательных учреждений, как первой ступени образования [12], актуальным является вопрос организации условий для благоприятного развития детей дошкольного возраста.

ФГОС ДО предъявляет обязательные требования к дошкольному образованию; к структуре образовательной программы; к условиям реализации образовательной программы; к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Результатами освоения образовательной программы дошкольного образования являются целевые ориентиры, обозначенные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [13]:

• ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности:

игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

• ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может

соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

• знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.;

• ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В реальной жизни и в практике дошкольных организаций есть дети, которые испытывают трудности в освоении образовательной программы и на этапе завершения дошкольного образования не достигают целевых ориентиров, в связи со своими особыми потребностями, обусловленными ОВЗ или инвалидностью. Чтобы вывести детей на результаты, которые заданы во ФГОС ДО, нужно в дошкольном образовательном учреждении, создать психолого-педагогические условия для их развития, то есть обеспечить надлежащее медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение. Такое сопровождение необходимо и нормально развивающимся детям в целях профилактики различных заболеваний и соблюдения здоровьясбе-режения в детском возрасте.

Одним из самых важных условий, для гармоничного развития ребёнка, является наличие в дошкольном образовательном учреждении компетентных педагогов, получивших профильное образование и постоянно работающих над совершенствованием своих профессиональных качеств. В последнее время ощутима нехватка педагогических кадров в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в регионах России - поселках городского типа, сельских поселениях. Нередки случаи, когда дошкольные учреждения вынуждены брать на работу специалистов иных сфер деятельности, прошедших переподготовку или курсы повышения квалификации по программам дошкольного образования.

Дошкольное образование испытывает дефицит опытных сотрудников также в связи с небольшой зарплатой и в сочетании с огромной ответственностью, поэтому администрация дошкольных образовательных учреждений вынуждена идти на снижение требований к персоналу в плане их профессиональной подготовки и опыта работы с детьми. Педагоги не обладают профессиональными компетенциями, которые предъявляет профессиональный стандарт педагога [14]. Поэтому при приёме на работу необходимо руководствоваться пп. 3.4.2. ФГОС ДО, где указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей» [цит по 15].

Система профессиональной компетентности педагога дошкольного

образования включает в себя совокупность следующих компетенций:

1. Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность.

2. Социальная компетентность. Педагог сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда.

3. Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.

4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.

5. Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого воспитанника.

Развитие данных компетенций возможно при условии получения соответствующего образования и практической деятельности как во время обучения, так и прохождения различных педагогических практик. Пройдёт достаточно времени, прежде чем выпускник среднего профессионального или высшего учебного заведения, обучавшийся по направлению дошкольного образования, станет квалифицированным специалистом, обладающим необходимыми профессиональными компетенциями.

Формирующиеся знания, умения и навыки прописаны в образовательных программах по дошкольному образованию. Перечень осваиваемых учебных дисциплин, педагогических практик нацелены на формирование соответствующих компетенций, которые сводятся к следующим:

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми.

2. Знать общие закономерности развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, социального педагога, дефек-толога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы обучения, или с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребёнка.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить ре-

зультаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированно-сти необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности. Именно повышение компетентности профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

В связи с вышесказанным, целью психолого-педагогического сопровождения ребёнка в воспитательно-образовательном процессе будет создание специальных условий для развития, успешной адаптации, реабилитации и социализации ребёнка в обществе.

Для достижения цели психолого-педагогического сопровождения, нужно решать следующие задачи:

• осуществлять индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с особыми потребностями, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендация-

ми психолого-медико-педагогической комиссии);

• разрабатывать, применять адаптированные программы и индивидуальные маршруты развития, давая возможность освоения детьми с особыми потребностями образовательной программы;

• систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его развития в процессе воспитания и обучения;

• создавать специальные психолого-педагогические и социальные условия для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями;

• содействовать ребёнку в решении актуальных задач развития и социализации;

• развивать психолого-педагогическую компетентность родителей (законных представителей) ребёнка.

Поэтому, психолого-педагогическому сопровождению детей с особыми потребностями в дошкольном образовательном учреждении будет способствовать комплексный подход, предполагающий:

■ взаимодействие разных специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель);

■ использование различных методов и форм работы (классических, современных, инновационных);

■ взаимодействие всех субъектов образовательных отношений: педагог, ребёнок, родитель.

Для понимания того, какие психолого-педагогические условия нужно

создавать, необходимо рассмотреть понятие «дети с особыми потребностями». Дети с особыми потребностями - эта та категория воспитанников, кому нужны особые или индивидуальные пути развития, которые для их нормально развивающихся сверстников являются обычными. В Стандарте учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Понятие «сопровождение» в словаре русского языка, определяется как, следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Это понятие определяет позицию педагога в качестве сопровождающего индивидуальную образовательную деятельность ребёнка в рамках освоения им дошкольной программы [16]. В психолого-педагогической литературе с понятием «сопровождение» связывают динамический процесс, который предполагает создание психологических и педагогических условий, благоприятных для развития ребёнка, а понятие «сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» определяется как деятельность педагогов и специалистов (психологов и специальных педагогов), направленная на создание коррекционных, педагогических и психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребёнка с ОВЗ в образовательной среде.

Поэтому психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями в образовании определяется как процесс взаимодействия всех участников образовательной деятельности, направленного на формирование образовательного пространства, благоприятного для освоения образовательной программы всеми обучающимися. Субъектами психолого-педагогического сопровождения в данном случае будут выступать все заинтересованные в успешной деятельности ребёнка лица, но главная роль - организатора процесса в рамках дошкольного образовательного учреждения, безусловно, ложится на плечи педагога-воспитателя. Именно поэтому на данном этапе развития дошкольного образования очень важно обучать и сопровождать педагогов ДОУ для того, чтобы они создавали благоприятные условия для развития детей; обеспечивали возможность как нормально развивающимся детям, так и детям с особыми образовательными потребностями находить совместные пути взаимодействия и деятель-

ности в условиях единого образовательного пространства [17]. Возможности психолого-педагогического сопровождения различных групп детей в целях корригирования особенностей развития и здоровьясбережения становится важной задачей не только педагогического коллектива, но и каждого педагога-воспитателя в целом.

Таким образом, технология психолого-педагогического сопровождения представляют собой алгоритм деятельности воспитателя, реализация которого создаёт ребёнку с особыми потребностями в образовании условия для развития и проявления своих способностей, а также способствует его социальной адаптации в дошкольном учреждении. Такое понятие, как «психолого-педагогическое сопровождение» является сегодня не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развива-ющей работы с детьми, но и выступает как комплексная технология - особая культура поддержки, помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребёнка с особыми потребностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лубовский В. И. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. № 4 (8). С. 5-11.

2. Худик В. А., Тельнюк И. В., Сорокина О. Ю. Готовность к принятию инклюзивного образования субъектами дошкольной образовательной среды // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 1 (1). С. 33-43.

3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 220 с.

4. Запорожец А. В. Основы дошкольной педагогики / [А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, Л. А. Венгер и др.]; Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. 271 с.

5. Вопросы развития психики детей дошкольного возраста: Труды Института психологии / Отв. ред. А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1955. 192 с.

6. Мухина В. С. Психология дошкольника: Учеб. пособие для пед. ин-тов и пед. училищ / Под ред. Л. А. Венге-ра. М.: Просвещение, 1975. 239 с.

7. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста: Избр. главы. 2-е изд. М.: Никулин А. Л., 1998. 320 с.

8. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие по направлению и специальностям психологии. М.; Академия, 2003. 140 с.

9. Худик В. А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития личности: На материале исслед. детей и подростков / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 2000. 298 с.

10. Бгажнокова И. М. Общее и специальное образование: пути к взаимодействию и интеграции // Вопросы образования. 2006. № 2. С. 30-389.

11. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 2009. 319 с.

12. Федеральный без государственный образовательный стандарт дошкольного образования // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 154637/1ad1a834f2604827f926f8

d5cce7251c500a26cd/ (дата обращения: 07.03.2022).

13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 07.03.2022).

14. Профессиональный стандарт педагога // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_155553/fcd5a d2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (дата обращения: 07.03.2022).

15. Шарагулова К. М. Актуальные кадровые риски в дошкольном образовании // Молодой ученый. 2014. № 8 (67). С. 901-903 // URL: https://moluch. ru/archive/67/11217/ (дата обращения: 21.01.2022).

16. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. Вып. 3. 58 с.

17. Шелкунова О. В., Квасова А. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Универсальный алгоритм построения индивидуальных программ // Дошкольное воспитание. 2016. № 11. С. 110-117.

REFERENCES

1. Lubovsky V. I. On the issue of integrated education of children with disabilities in a general education school // Pedagogic Correction Education Journal. 2016. No. 4 (8). P. 5-11. (in Russ.).

2. Khudik V. A., Telnyuk I. V., Sorokina O. Yu. Readiness for the adoption of inclusive education by subjects of the preschool educational environment // Pedagogic Correction Education Journal. 2015/ No. 1 (1). P. 33-43. (in Russ.).

3. Vygotsky L. S. Questions of child psychology. St. Petersburg: Soyuz, 1997. 220 p. (in Russ.).

4. Zaporozhets A. V. Fundamentals of preschool pedagogy / [A. V. Zaporozhets, T. A. Markova, L. A. Venger and others]; Edited by A. V. Zaporozhets, T. A. Markova. M.: Pedagogy, 1980. 271 p. (in USSR).

5. Questions of the development of the psyche of preschool children. Proceedings of the Institute of Psychology / Managing

editor A. V. Zaporozhets and D. B. Elkonin. M.: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1955. 192 p. (in USSR).

6. Mukhina V. S. Psychology of a preschooler. Textbook for Pedagogical Institutes and Pedagogical Schools / Edited by L. A. Wenger. M.: Prosveshcheniye, 1975. 239 p. (in USSR).

7. Sukhareva G. E. Lectures on childhood psychiatry: Fav. chapters. 2nd ed. M.: Nikulin A. L., 1998. 320 p. (in Russ.).

8. Lebedinsky V. V. Disorders of mental development in childhood. Textbook in the direction and specialties of psychology. M.: Academy, 2003. 140 p. (in Russ.).

9. Khudik V. A. Ontogenetic aspect of psychological diagnosis and correction of abnormal personality development: On the material of research. children and adolescents / Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen. St. Petersburg: Obrazovaniye, 2000. 298 p. (in Russ.).

10. Bgazhnokova I. M. General and special education: ways to interaction and integration // Questions of education. 2006. No. 2. P. 30-389. (in Russ.).

11. Malofeev N. N. Special education in a changing world. Textbook for students of pedagogical universities. M.: Prosveshcheniye, 2009. 319 p. (in Russ.).

12. Federal non-state educational standard for preschool education // URL:

http: //www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f 926f8d5cce7251c500a26cd/ (date of the application: 07.03.2022).

13. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FZ (last edition) // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (date of the application: 07.03.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Professional standard of a teacher // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae42 0af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (date of the application: 07.03.2022: 07.03.2022).

15. Sharagulova K. M. Actual personnel risks in preschool education // Young scientist. 2014. No. 8 (67). pp. 901-903 // URL: https://moluch.ru/archive/67/11217/ (date of the application: 21.01.2022).

16. Gazman O. S. Pedagogical support for children in education as an innovative problem // New values of education: ten concepts and essays. M.: Innovator, 1995. Issue 3. 58 p. (in Russ.).

17. Shelkunova O. V., Kvasova A. Yu. Psychological and pedagogical support for preschool children with disabilities. Universal algorithm for constructing individual programs // Preschool education. 2016. No. 11. P. 110-117. (in Russ.).

nocmynuna e peda^um 12.06.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.