Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА'

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ И ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелешко Вера Григорьевна

Обсуждаются вопросы интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду школы и другие социальные институты. Анализируется роль государства в оказании медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детям с множественными и тяжелыми нарушениями развития; приводятся особенности работы с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ в условиях школы и семьи; даются рекомендации педагогам и родителям по улучшению условий жизнедеятельности, воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелешко Вера Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ASPECTS OF THE INTEGRATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN MODERN CONDITIONS OF SOCIETY

The issues of integration of children with disabilities and children with disabilities in the general educational environment of the school and other social institutions are discussed. The role of the state in providing medical, social and psychological and pedagogical assistance to children with disabilities, in particular, children with multiple and severe developmental disorders, is analyzed; features of work with children with disabilities and persons with disabilities in the conditions of school and family are given; recommendations are given to teachers and parents on improving living conditions, raising and educating children with special educational needs.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ

УДК 376

В. Г. Мелешко

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Постановка проблемы. За последние годы как в России, так и в других странах наблюдается тенденция к увеличению числа детей-инвалидов, а также детей без инвалидности, но которые отнесены к большой группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И дети-инвалиды, и дети с различными нарушениями физического и психического развития представляют собой группу лиц с ОВЗ. В тоже время наличие статуса у ребёнка-инвалида [1] является не обязательным в плане присвоения ему статуса ребёнка с ОВЗ [2]. Существующее законодательство учитывает разницу между понятиями «ограниченные возможности здоровья» и «инвалид» [3]. Статус инвалида (ребёнка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), тогда как дети с ОВЗ - это физические лица, имеющее недостатки в физическом и/или психическом развитии, подтвержденные результатами психолого-медико-педагогической комиссией, указывающей на основные препят-

ствия в получении образования без создания специальных условий [4].

Согласно статистическим данным [5], в последнее время ежегодно в России число детей с ОВЗ возрастает на 5%; а также увеличивается количество детей-инвалидов. За последние пять лет их стало на 9% больше, увеличивается доля детей с тяжёлыми, комплексными, сочетанными нарушениями в развитии: интеллекта, зрения, слуха, речи, моторно-двига-тельной сферы и других высших психических функций.

Явление роста детей с патологией отчасти можно связать с прогрессом в нашей медицине. Благодаря новым медицинским технологиям, больных деток сегодня активно выявляют, более точно ставят им диагнозы, выхаживают и ставят на особый учёт. Сейчас стали спасать даже глубоко недоношенных детей, с врождённой грубой сердечной патологией, которых рождаться стало больше. С другой стороны статистика эта не снижается потому, что медицина порой бывает ещё бессильна в профилакти-

ке и лечении многих детских заболеваний. Наблюдается рост заболеваний у детей, которые раннее были не свойственны детству.

И если в 90-х годах XX века больше анализировали проблемы физического здоровья, то сейчас медработники, педагоги, родители бьют тревогу по поводу психологического здоровья ребёнка. По заключению гендиректора Центра психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Министерства здравоохранения РФ З. И. Ке-келидзе: «Большинство российских школьников и воспитанников детских садов страдают психическими аномалиями развития [6]. Среди дошкольников психические аномалии развития наблюдаются у 60% от общего числа воспитанников, у школьников - около 70-80%. Кроме того, у 30% школьников отмечается социальная дезадаптация. Российские учителя не скрывают, что современным детям сложно даются знания. У многих детей наблюдается отклонения нормативных показателей в худшую сторону по целому ряду учебных предметов, что характеризует слабую сформированность высших психических функций, учебной мотивации и личности в целом [7-8].

Но среди всех детей с проблемами в здоровья, именно дети-инвалиды с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии являются самой незащищённой частью населения, требующей особого внимания и подхода к их развитию, обучению, воспитанию и социальному сопровождению. Нередко за сухими цифрами страшной статистики стоят боль и слезы родителей, страдания детей и 46

определённые трудности полноценного сопровождения такого ребёнка в его жизни. Защита прав таких детей в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении детей-инвалидов как в обществе, так и в семье.

Дети-инвалиды с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР). Данная группа отличается особой разнородностью среди всех детей с ОВЗ. Чаще всего - это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными и/или локальными нарушениями, к которым могут быть отнесены нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой сферы и др., что представляет собой качественно новую структуру дефекта, отличающегося от структуры каждого нарушения входящего в комплекс ТМНР.

Таким образом, дети с ТМНР -это полиморфная группа по своим сенсорным, двигательным, речевым, эмоциональным и интеллектуальным возможностям. Главной особенностью этой категории является вариативность нарушений, что затрудняет выделение каких-либо больших групп детей, имеющих одинаковые сочетания нарушений.

И тем не менее, условно можно выделить следующие группы [9]:

1. Дети первой группы имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (слож-

ные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т. д.) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Часто у них отсутствует или грубо нарушена речь.

2. Особенности развития детей второй группы вызваны нарушениями их эмоционально-волевой сферы и проявляются в преобладании гипердинамических процессов, «полевом» поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Контакт с окружающими отсутствует или возникает в форме физического обращения к взрослым обычно в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении его какой-либо острой личной потребности.

3. Дети третьей группы (более сохранные) могут иметь нарушения общей моторики, но передвигаются самостоятельно, в отличие от детей первой группы относительно владеют речью. Они могут выполнить отдельные операции предметных действий. В целом у детей третьей группы наблюдается более высокий (по сравнению с первой и второй группами) уровень развития социально значимых представлений, умений и навыков.

Изоляция как «главный враг» развития детей-инвалидов с тяжёлыми патологиями. Мир бытия ребёнка-инвалида, его жизнь не должны ограничиваться только его домом, двором, комнатой, инвалидным креслом. Для его всестороннего развития, расширения личностного круго-

зора, представлений об окружающей действительности ему необходимо общаться с другими детьми, бывать на улице, ходить по возможности в детский сад, школу, посещать детские кружки и студии, осуществлять возможные экскурсии, играть с друзьями и просто жить, испытывая чувство маленьких детских радостей. Пусть это будет организовано для ребёнка-инвалида в доступной для него форме и в индивидуальном режиме, но нельзя лишать ребёнка этих источников познания и общения.

Ребёнку с особенностями в развитии очень сложно адаптироваться в мире среди здоровых сверстников. Тем более, что мир детей - это особый мир, иногда даже жестокий. Они могут посмеяться над больным ребёнком, обидеть равнодушием, несправедливостью в игре, дать ему прозвище и т. д. Ведь многие здоровые дети зачастую слышат от взрослых в своей семье, в своём окружении оскорбительные слова: «дебил», «калека», «ненормальный», «недоразвитый», «олигофрен», «шиза», «дурачок» и потом используют их в своём активном словаре. Поэтому взрослым необходимо внимательно следить за своей речью, не подавать пример своим детям, которые потом используют этот «вербальный мусор» в общении с другими детьми. Наоборот, в первую очередь, необходимо прививать детям в семье и в обществе чувства взаимопомощи, поддержки, небезразличного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, к тем, кто слабее, больной и беспомощный.

Отметим, что и здоровым детям зачастую тоже нелегко найти общий язык с детьми с ТМНР. Значимым барьером для детского социального взаимодействия являются грубые нарушения речи, затрудняющие коммуникативные функции. Общение с проблемным ребёнком-инвалидом с ТМНР, у которых в силу врожденных или приобретенных расстройств вовсе отсутствует либо существенно ограничена устная речь, требует от здоровых детей терпения и такта, которые у них ещё незрелые, только формируются. Осложняет общение с больными детьми ещё и их полное или частичное непонимание ситуации, в которых они находятся; они не умеют играть, обращаться за помощью и принимать помощь от других людей; ведут себя неадекватно, не умеют выражать свои желания и т. д.

Ребёнок с тяжёлыми множественными нарушениями развития - это испытание для всей семьи. Такая семья часто оказывается в изоляции: сходят на нет их социальные контакты, рвутся дружеские связи. Родители теряют работу, не имеют возможности отдохнуть от бытовых забот. Из-за появления на свет ребёнка («не такого, как у всех») члены семьи и ближайшего окружения живут в ситуации хронического стресса. Этот стресс оказывает значительное деформирующее воздействие на психику родителей. В ряде случаев они живут с глубоким чувством вины и ощущением ущербности своей семьи, без поддержки окружающих, с ощущением неопределенности будущего своего дитя и зачастую в состоянии постоянной усталости и де-

прессии. К тому же у родителей нередко отсутствуют элементарные представления о том, чем и как они могут помочь своему ребёнку. Им также не хватает знаний об их правах на адекватную медицинскую помощь и социальную поддержку. Они боятся заводить ещё детей. Замыкаются в своём горе. У многих возникает желание скрыть от всех свои проблемы, наступает тотальные пассивность и неверие, потеря всяких надежд на успех.

Положение усугубляется частым распадом таких семей, что нередко приводит семью на грань нищеты. И если социальную помощь «особым» детям государство всё-таки оказывает, то психологическая реабилитация семей практически не ведётся или находится в начальной стадии своего развития. Ребёнок-инвалид в таких семьях просто физически существует, не получая должного внимания и заботы. Но есть семьи, которые прилагают все душевные силы и возможности для своих проблемных деток.

Право на полноценную жизнь. Хочется поделиться собственным опытом работы дефектологом в качестве члена психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Се-верского района Краснодарского края. На комиссии мы с коллегами обследуем детей с проблемами в здоровье, определяем их потенциальные возможности в развитии и потом рекомендуем им дальнейший образовательный маршрут.

Приводим пример из своей практики о сопровождении больного ребёнка в семье Натальи и Михаила К.

В семье воспитывается четверо детей, самому младшему 8 лет, который является особым ребёнком и страдает сложной формой аутизма. Родители (мать работает педагогом, а отец - строителем) с самого раннего детства сына приложили максимум усилий и создали, совместно со старшими своими детьми, прекрасную развивающую среду внутри семьи.

Нужно отметить мудрость и самоотверженность матери, которая ушла с работы, посвятила себя сыну Мише, чтобы не упустить ни один день для его психофизического и интеллектуального становления. И ребёнок достиг замечательных результатов в своём развитии, хотя осталось ещё много проблем, которые нужно преодолевать.

Сама мама в это время параллельно получила дополнительную специальность педагога-психолога. В социальных сетях она общается с группой родителей, имеющих таких же детей, как её Миша. Вместе они ищут решения общих проблем, делятся своим опытом и успехами.

Глава семейства прикладывает все силы, чтобы обеспечить супругу с детьми финансово. Ведь для создания нужных условий проблемному ребёнку в семье, в получении нужных психолого-медико-педагогических услуг нужно немало средств. В беседе он выразил особое своё мнение, поучительное для многих: «В семье у нас главный врач, учитель, советчик - это моя жена. А мы всей семьёй помогаем ей и Мише. Её рекомендации, методики развивающего общения с больным сыном для нас всех в семье закон. Не понимаю тех родителей, которые возлагают всё на кого-то, и ждут быстрого успешного результата, а сами ничего не делают для ребёнка».

Это наглядный пример семейного настоящего содружества и верной

родительской позиции в решении проблем больного ребёнка.

Приводим ещё один пример оказания помощи в сопровождении ребёнка с ОВЗ в условиях семьи Татьяны и Дмитрия П.

Психолого-педагогическая помощь оказывалась мальчику Стасу, который являлся инвалидом с детства. У ребёнка наблюдались сочетанные множественные нарушения. Он не мог без помощи взрослых обходиться, ребёнок не говорил, с детства страдает церебральным параличом, обнаруживает значительные интеллектуальные нарушения.

Стас обучается восьмой год по индивидуальной программе развития, в соответствии с его возможностями. Его родители имеют высшее образование и отдают много сил и всё своё свободное время для адаптации сына в социуме, для создания развивающей среды в семье.

Пространство квартиры - это своего рода лаборатория с различными приспособлениями, игровым и дидактическим материалом. Семья проводит с мальчиком много экскурсий - поездки на природу, в зоопарки, на море, на различные игровые мероприятия. Они вместе посещают всевозможные занятия в центрах развития, используют реабилитационные возможности профилакториев, берут дополнительные коррекционные занятия у специалистов и т. д. Через различные формы самообразования родители обогащаются знаниями, которые им помогают сопровождать своего сына по жизни.

И главное - родители сильны духом, всегда позитивны и полны оптимизма. В семье появился ещё один ребёнок -сестричка Алиса, которая в настоящее время является дошкольницей, но активно помогает развивать своего старшего брата - Стасика. В семье никогда никто не стесняется появляться с ребёнком-ин-

валидом в обществе, где приучают Ста-са взаимодействовать с людьми, со сверстниками. Любовь, которой окружают Стаса дедушки, бабушки, родители, друзья семьи, исключает формирование негативизма в поведении ребёнка-инвалида и творит чудеса1.

держке семей с детьми-инвалидами принимают непосредственное участие физические лица - предприниматели, благотворительные фонды и общественные организации, известные личности и обычные люди.

Поддержка от государства. Со

стороны государства семьям с детьми-инвалидами предоставляется разнообразная социальная поддержка: налоговые, пенсионные и жилищные льготы и гарантии; выплата пенсий, надбавок, пособий на ребёнка; медицинские и сопутствующие гарантии и др. Кроме того, в социальной под-

1 Фото из семейного архива, любезно предоставленные семьёй Стаса П.

В Краснодарском крае хорошо поставлена служба учреждений по взаимодействию с детьми-инвалидами. Управление по вопросам семьи и ребёнка координирует эти важные вопросы детства. Дети с особыми педагогическими потребностями учатся коррекционной школах, которые являются лучшими среди школ России. В частности, в Сиверском районе Краснодарского края более 40 лет

функционирует муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая определяет образовательные маршруты для проблемных детей. С детьми работают специалисты поликлиник - врачи педиатры, неврологи, психиатры и др.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) коллегиально устанавливает статус инвалидности и определяет для ребёнка индивидуальную программу развития (ИПР), а также даёт рекомендации по сопровождению ребёнка в системе здравоохранения.

Коррекционное образовательное поле для детей-инвалидов с ТМНР. До недавнего времени дети-инвалиды с ТМНР считались необу-чаемыми, в результате чего работа по созданию условий для их обучения практически не велась. Их обучение по имеющимся специальным образовательным программам, рассчитанным на какое-то одно из имеющихся нарушений, было затруднено или не эффективно, так как множественные нарушения не были учтены рамками этих программ. Дети-инвалиды с ТМНР находились в учреждениях системы социальной защиты - домах-интернатах, психоневрологических учреждениях, классах-группах при лечебных учреждениях (на Кубани - это в Ейске, Крапоткине, Темрюке, в Северском, Тихоркцком районах и др.). Большая часть детей-инвалидов с сочетанными дефектами не обучалась, проживала в семьях, получала пенсии.

В 90-е годы ХХ века для детей-инвалидов младшего возраста в системе дошкольных образовательных учреждений начали создаваться спе-

циальные коррекционные группы «Особый ребёнок», которые функционировали в определённом режиме, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. К сожалению, на сегодняшний день таких групп крайне недостаточно, тогда как количество детей, нуждающихся в специальных условиях обучения, возрастает. С 1994 года впервые в Северском районе Краснодарского края в кор-рекционной школе-интернате посёлка Ильского были открыты специальные классы для раннее необучаемых детей1 (рис. 1). Значительная часть детей-инвалидов также была охвачена индивидуальным обучением на дому.

пмпк

Б Н Ы ЙП Р ОЦ Е С

II БЛОК

для детей с глубоким и

(1-9 кл.)

структуро й дефекта (1-9 кл.)

кл а сс дл я ум ственной

Рис. 1. Модель организации обучения для ТМНР

1 В 1994-1995 учебном году под руководством профессора И. М. Бгажноко-вой, представлявшей Институт коррек-ционной педагогики РАН (г. Москва), было организовано открытие экспериментальных классов для детей с глубокой умственной отсталостью и детей со сложной структурой дефекта, был подготовлен пропедевтико-диагностический класс.

для дете

БЛОК

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ 10 КЛ АСС

В настоящее время дети со сложной структурой дефекта составляют более 40% контингента специальных коррекционных образовательных учреждений. Таким образом, специальная коррекционная школа стала территорией образования для всех детей с ТМНР.

С 1995 года наступает период значимых образовательных реформ в специальном образовании. С этого периода времени начинается активная полоса защиты прав ребёнка с ТМНР. Начала решаться проблема включения их в единое образовательное пространство. Стали создаваться новые концепции, альтернативные учебные планы, адаптированные образовательные программы, активизировался поиск новых моделей коррек-ционно- развивающей среды для детей с различной степенью глубины дефекта в умственном развитии. Совершенствовались организационные формы сопровождения детей-инвалидов с ТМНР, направленные на их социализацию и развитие способностей к различным формам коммуникаций.

Современное состояние образования детей с ОВЗ, ТМНР в России. Происходит активный поиск создания государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с ОВЗ, с нарушением интеллекта и её научно-методическим обеспечение. Наблюдается сближение систем общего и специального образования (анализируется, совершенствуется, видоизменяется интегрированное и инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в образовательных учреждениях). Обнаружи-

вается устойчивый интерес всех ведомств и субъектов образования к обучению детей с ТМНР и подростков с ОВЗ с различными уровнями интеллектуальной недостаточности.

Одним из стратегических направлений развития современного специального образования является создание единой системы помощи детям с ТМНР. Выделяются основные направления комплексного сопровождения детей с ТМНР: физическое развитие; развитие коммуникации и речи; развитие умений по самообслуживанию, бытовых и трудовых умений; развитие игровой и продуктивных видов деятельности; познавательное (сенсорное) развитие; социально-эмоциональное развитие. Цель образования детей с ТМНР- социальная адаптация, включение в жизнь общества.

Основные направления обучения детей с ТМНР с учётом ФГОС. Создаются для каждого ребёнка-инвалида с ТМНР специальные индивидуальные программы развития (СИПР), которые предполагают формирование у него преимущественно жизненных компетенций: самообслуживания, ориентации в окружающем мире, формировании представлений о себе, навыков предметно-практической, бытовой, трудовой деятельности, умения общаться и взаимодействовать с окружающими. (вербальная и невербальная коммуникация).

Обучение детей с ТМНР осуществляется на фоне регулярной лечебно-восстановительной и реабилитационной работы, направленной на коррекцию ограничений, связанных

с состоянием здоровья, соблюдения индивидуального режима на основе медицинских рекомендаций.

ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ [10] и интеллектуальными нарушениями [11] определили вектор действий по инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Таким образом, наконец-то самая ущемлённая и незащищённая часть учащиеся с ТМНР гарантированно закрепилась в системе специального образования.

Важное обстоятельство нынешнего периода заключается в том, что государственная образовательная политика ориентирует всех субъектов образования на обучение детей с ТМНР. обеспечивает готовность педагогов совершенствовать имеющиеся модели образования детей с ТМНР. И, если говорить о динамике процессов обучения детей по специальным индивидуальным программам развития, то она существует, она положительная и прогрессивная.

Однако, ещё существует много проблем различного характера в организации образования детей с ТМНР. Рано давать окончательную оценку её результатам, потому что этот процесс очень глубокий по своим изменениям и потребуется ещё время для того, чтобы прийти к более совершенным моделям по сопровождению этой категории детей. По причине того, что коррекционная специальная школа для детей с нарушением интеллекта не может охватить образованием всех проблемных детей, осуществляется в общеобразовательных массовых школах ин-

клюзивное образование, то есть включение детей в классы для здоровых сверстников. В содружестве всех этих служб обеспечивается необходимое сопровождение детей-инвалидов.

Для оказания консультативной помощи педагогам, специалистам СОШ и родителям в организации обучения, воспитания и сопровождения детей с проблемами в разных условиях создан и успешно работает Ресурсный Центр при коррекцион-ной школе. Для детей-инвалидов в учреждениях культуры района организуют праздники, игровые мероприятия.

Наряду с общей интеграцией детей-инвалидов в общество, существует немало проблем в организации их воспитания и обучения в условиях различных образовательных организаций. Видный советский ученый в области специальной психологии В. И. Лубовский подчеркивал, что нельзя разрушать созданную в советское времени специальную систему образования для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, что эти категории детей нуждаются в специальных условиях и программах обучения, а также таких детей должны сопровождать специально обученные педагоги - «...где бы ни обучался ребёнок с ограниченными возможностями здоровья - в специальном учреждении или в условиях интеграции - это должно быть специальное обучение» [12].

Каждый может делать добро. Какую же посильную помощь семьям и этим детям можем оказать мы, живущие рядом? Сложно переоценить такую помощь, как простое общение с детьми-инвалидами, по-

мощь в организации их досуга. Помощь по уходу, передвижению ребёнка-инвалида входит в перечень наиболее востребованных услуг в семье. Это может быть и помощь молодых волонтёров: вывезти ребёнка-колясочника на прогулку, купить лекарство, принести продукты из магазина, поиграть с ребёнком в доступные развивающие игры на игровых зонах парков и скверов и т. д. С радостью бы посещались детьми-инвалидами различные бесплатные занятия по лечебной физкультуре, по элементарным спортивным играм, по художественному искусству -лепке, рисованию и т. д. Но таких целевых занятий нет, не создаются такие группы ни в центрах творчества, ни в художественных, спортивных школах.

Может быть, пришло время более активно общаться с больными детьми и представителям Христианских храмов, самим проявлять инициативу, чтобы приносили, привозили в храмы больных ребятишек? Дети, о которых врачи говорят - «здесь уже ничего нельзя поделать, его ждет только деградация», при правильном подходе, при проявлении к ним сердечного внимания, любви и тепла могут, по милости Господней, лич-

ностно меняться, пусть даже в малом, но в положительную сторону. Ведь душа и интеллект -различные понятия, и любой больной ребёнок -личность угодная Богу...

Похоже, что недостаточна ещё деятельность местных средств информации в освещении проблем детей-инвалидов и их семей. Средства массовой информации должны информировать общественность, просвещать, консультировать, анкетировать, освещать проблемные вопросы из жизни инвалидов, знакомить с лучшим опытом семей, учреждений, различных сообществ по их сопровождению. Необходимо менять отношение к детям-инвалидам, потому что сейчас их стало больше на улице, в дошкольных, школьных учреждениях. Важно, чтобы люди по-другому начали воспринимать инвалида.

Заключение. Нужны ли здоровые люди для того, чтобы помочь больным? Ответ очевиден. А нужны ли больные дети для здорового общества? Больные дети даются нам для того, чтобы мы нравственно и духовно становились более здоровыми. Забота о незащищенных группах населения имеет большое значение для общества, она укрепляет его и наполняет глубоким смыслом бытия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Показания и условия для установления категории «ребёнок-инвалид» сроком на 5 лет и до достижения возраста 14 лет // Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 26.11.2020) «О порядке и условиях

признания лица инвалидом» // URL: // http: //www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_58610/649102397cacd8f1c198 3ff9de0a0d770895dff5/ (дата обращения: 11.03.2020).

2. Ребёнок со статусом ОВЗ // URL: // http://www.consultant.ru/law/podborki/

rebenok_so_statusom_ovz/ (дата обращения: 11.03.2020).

3. Лица с ОВЗ и инвалиды различие понятий URL: // https://lawcapital. ru/alimenty-s-seroj-zarplaty/Htsa-s-ovz-i-invalidy-razlichie-ponyatij (дата обращения: 11.03.2020).

4. Маллер А. Р. Социальное образование детей с нарушениями интеллекта (выраженная интеллектуальная недостаточность): учебно-методическое пособие: для специалистов в области специальной (коррекционной) педагогики. М. Педагогическое общество России, 2015. 221 с.

5. В России выросло число детей с ограниченными возможностями здоровья / РИА Новости // URL: // https://ria. ru/20210430/deti-1730713092.html (дата обращения: 04.05.2020).

6. Кекелидзе: более половины дошкольников имеют психические расстройства / РИА Новости // URL: // https://ria.ru/20151009/1299267165.html (дата обращения: 04.05.2020).

7. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы / Бгажноко-ва И. М. и др.]; под ред. проф. И. М. Бгаж-ноковой. М.: ВЛАДОС, 2007. 239 с.

8. Худик В. А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития лич-

ности: На материале исслед. детей и подростков / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 2000. 298 с.

9. Мелешко В. Г. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми и множественными формами нарушений развития в системе специального образования // Коррекционно-педагогическое образование. 2020. № 3 (23). С. 15-28.

10. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» // URL: // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_175495/ (дата обращения: 04.05.2020).

11. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» // URL: // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_175316/ (дата обращения: 04.05.2020).

12. Лубовский В. И. К вопросу об интеграции детей ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. № 4 (8). С. 5-11.

REFERENCES

1. Indications and conditions for establishing the category of "disabled child" for a period of 5 years and until the age of 14 years // Decree of the Government of the Russian Federation of February 20, 2006 N 95 (as amended on November 26, 2020) "On the procedure and conditions for recognizing a person as disabled" //

URL: // http://www.consultant.ru/document/ cons_ doc_LAW_58610/649102397cacd 8f1c1983ff9de0a0d770895dff5/ (date of application: 03/11/2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. A child with a disability status // URL: // http://www.consultant.ru/law/ podborki/rebenok_so_statusom_ovz/ (date of application: 03/11/2020).

3. Persons with disabilities and disabled people differ in concepts // URL: // https:// lawcapital.ru/alimenty-s-seroj-zarplaty/ litsa-s-ovz-i-invalidy-razlichie-ponyatij (date of application: 11.03.2020).

4. Maller A. R. Social education of children with intellectual disabilities (pronounced intellectual disability): teaching aid: for specialists in the field of special (correctional) pedagogy. M. Pedagogical Society of Russia, 2015. 221 p. (In Russ.).

5. The number of children with disabilities has increased in Russia / RIA Novosti // URL: // https://ria.ru/20210430/ deti-1730713092.html (date of application: 04.05.2020).

6. Kekelidze: more than half of preschoolers have mental disorders

/ RIA Novosti // https://ria.ru/20151009/ 1299267165.html (date of access: 05/04/2020).

7. Education and training of children and adolescents with severe and multiple developmental disorders: [software and methodological materials / Bgazhnoko-va I. M. and others]; edited by Professor I. M. Bgazhnokova. M.: VLADOS, 2007. 239 p. (In Russ.).

8. Khudik V. A. Ontogenetic aspect of psychological diagnosis and correction of abnormal personality development: On the material of research. children and adolescents / Russian State Pedagogical

University named after A. I Herzen. St. Petersburg: Education, 2000. 298 p. (In Russ.).

9. Meleshko V. G. Psychological-medical-pedagogical support of children with severe and multiple forms of developmental disorders in the system of special education // Pedagogic Correction Education Journal. 2020. No. 3 (23). P. 1528. (In Russ.).

10. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 19, 2014 N 1598 "On approval of the federal state educational standard for primary general education for students with disabilities" // URL: // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 175495/ (date of application: 04.05.2020).

11. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 19, 2014 N 1599 "On approval of the federal state educational standard for the education of students with mental retardation (intellectual disabilities)" // URL: // http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_175316/ (date of application: 04.05.2020).

12. Lubovsky V. I. On the issue of integration of children with disabilities in the conditions of a general education school // Pedagogic Correction Education Journal. 2016. No. 4 (8). P. 5-11. (In Russ.).

Поступила в редакцию 27.11.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.