В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ
УДК 376
В. Г. Мелешко
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Постановка проблемы. За последние годы как в России, так и в других странах наблюдается тенденция к увеличению числа детей-инвалидов, а также детей без инвалидности, но которые отнесены к большой группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И дети-инвалиды, и дети с различными нарушениями физического и психического развития представляют собой группу лиц с ОВЗ. В тоже время наличие статуса у ребёнка-инвалида [1] является не обязательным в плане присвоения ему статуса ребёнка с ОВЗ [2]. Существующее законодательство учитывает разницу между понятиями «ограниченные возможности здоровья» и «инвалид» [3]. Статус инвалида (ребёнка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), тогда как дети с ОВЗ - это физические лица, имеющее недостатки в физическом и/или психическом развитии, подтвержденные результатами психолого-медико-педагогической комиссией, указывающей на основные препят-
ствия в получении образования без создания специальных условий [4].
Согласно статистическим данным [5], в последнее время ежегодно в России число детей с ОВЗ возрастает на 5%; а также увеличивается количество детей-инвалидов. За последние пять лет их стало на 9% больше, увеличивается доля детей с тяжёлыми, комплексными, сочетанными нарушениями в развитии: интеллекта, зрения, слуха, речи, моторно-двига-тельной сферы и других высших психических функций.
Явление роста детей с патологией отчасти можно связать с прогрессом в нашей медицине. Благодаря новым медицинским технологиям, больных деток сегодня активно выявляют, более точно ставят им диагнозы, выхаживают и ставят на особый учёт. Сейчас стали спасать даже глубоко недоношенных детей, с врождённой грубой сердечной патологией, которых рождаться стало больше. С другой стороны статистика эта не снижается потому, что медицина порой бывает ещё бессильна в профилакти-
ке и лечении многих детских заболеваний. Наблюдается рост заболеваний у детей, которые раннее были не свойственны детству.
И если в 90-х годах XX века больше анализировали проблемы физического здоровья, то сейчас медработники, педагоги, родители бьют тревогу по поводу психологического здоровья ребёнка. По заключению гендиректора Центра психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Министерства здравоохранения РФ З. И. Ке-келидзе: «Большинство российских школьников и воспитанников детских садов страдают психическими аномалиями развития [6]. Среди дошкольников психические аномалии развития наблюдаются у 60% от общего числа воспитанников, у школьников - около 70-80%. Кроме того, у 30% школьников отмечается социальная дезадаптация. Российские учителя не скрывают, что современным детям сложно даются знания. У многих детей наблюдается отклонения нормативных показателей в худшую сторону по целому ряду учебных предметов, что характеризует слабую сформированность высших психических функций, учебной мотивации и личности в целом [7-8].
Но среди всех детей с проблемами в здоровья, именно дети-инвалиды с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии являются самой незащищённой частью населения, требующей особого внимания и подхода к их развитию, обучению, воспитанию и социальному сопровождению. Нередко за сухими цифрами страшной статистики стоят боль и слезы родителей, страдания детей и 46
определённые трудности полноценного сопровождения такого ребёнка в его жизни. Защита прав таких детей в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении детей-инвалидов как в обществе, так и в семье.
Дети-инвалиды с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР). Данная группа отличается особой разнородностью среди всех детей с ОВЗ. Чаще всего - это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными и/или локальными нарушениями, к которым могут быть отнесены нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой сферы и др., что представляет собой качественно новую структуру дефекта, отличающегося от структуры каждого нарушения входящего в комплекс ТМНР.
Таким образом, дети с ТМНР -это полиморфная группа по своим сенсорным, двигательным, речевым, эмоциональным и интеллектуальным возможностям. Главной особенностью этой категории является вариативность нарушений, что затрудняет выделение каких-либо больших групп детей, имеющих одинаковые сочетания нарушений.
И тем не менее, условно можно выделить следующие группы [9]:
1. Дети первой группы имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (слож-
ные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т. д.) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Часто у них отсутствует или грубо нарушена речь.
2. Особенности развития детей второй группы вызваны нарушениями их эмоционально-волевой сферы и проявляются в преобладании гипердинамических процессов, «полевом» поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Контакт с окружающими отсутствует или возникает в форме физического обращения к взрослым обычно в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении его какой-либо острой личной потребности.
3. Дети третьей группы (более сохранные) могут иметь нарушения общей моторики, но передвигаются самостоятельно, в отличие от детей первой группы относительно владеют речью. Они могут выполнить отдельные операции предметных действий. В целом у детей третьей группы наблюдается более высокий (по сравнению с первой и второй группами) уровень развития социально значимых представлений, умений и навыков.
Изоляция как «главный враг» развития детей-инвалидов с тяжёлыми патологиями. Мир бытия ребёнка-инвалида, его жизнь не должны ограничиваться только его домом, двором, комнатой, инвалидным креслом. Для его всестороннего развития, расширения личностного круго-
зора, представлений об окружающей действительности ему необходимо общаться с другими детьми, бывать на улице, ходить по возможности в детский сад, школу, посещать детские кружки и студии, осуществлять возможные экскурсии, играть с друзьями и просто жить, испытывая чувство маленьких детских радостей. Пусть это будет организовано для ребёнка-инвалида в доступной для него форме и в индивидуальном режиме, но нельзя лишать ребёнка этих источников познания и общения.
Ребёнку с особенностями в развитии очень сложно адаптироваться в мире среди здоровых сверстников. Тем более, что мир детей - это особый мир, иногда даже жестокий. Они могут посмеяться над больным ребёнком, обидеть равнодушием, несправедливостью в игре, дать ему прозвище и т. д. Ведь многие здоровые дети зачастую слышат от взрослых в своей семье, в своём окружении оскорбительные слова: «дебил», «калека», «ненормальный», «недоразвитый», «олигофрен», «шиза», «дурачок» и потом используют их в своём активном словаре. Поэтому взрослым необходимо внимательно следить за своей речью, не подавать пример своим детям, которые потом используют этот «вербальный мусор» в общении с другими детьми. Наоборот, в первую очередь, необходимо прививать детям в семье и в обществе чувства взаимопомощи, поддержки, небезразличного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, к тем, кто слабее, больной и беспомощный.
Отметим, что и здоровым детям зачастую тоже нелегко найти общий язык с детьми с ТМНР. Значимым барьером для детского социального взаимодействия являются грубые нарушения речи, затрудняющие коммуникативные функции. Общение с проблемным ребёнком-инвалидом с ТМНР, у которых в силу врожденных или приобретенных расстройств вовсе отсутствует либо существенно ограничена устная речь, требует от здоровых детей терпения и такта, которые у них ещё незрелые, только формируются. Осложняет общение с больными детьми ещё и их полное или частичное непонимание ситуации, в которых они находятся; они не умеют играть, обращаться за помощью и принимать помощь от других людей; ведут себя неадекватно, не умеют выражать свои желания и т. д.
Ребёнок с тяжёлыми множественными нарушениями развития - это испытание для всей семьи. Такая семья часто оказывается в изоляции: сходят на нет их социальные контакты, рвутся дружеские связи. Родители теряют работу, не имеют возможности отдохнуть от бытовых забот. Из-за появления на свет ребёнка («не такого, как у всех») члены семьи и ближайшего окружения живут в ситуации хронического стресса. Этот стресс оказывает значительное деформирующее воздействие на психику родителей. В ряде случаев они живут с глубоким чувством вины и ощущением ущербности своей семьи, без поддержки окружающих, с ощущением неопределенности будущего своего дитя и зачастую в состоянии постоянной усталости и де-
прессии. К тому же у родителей нередко отсутствуют элементарные представления о том, чем и как они могут помочь своему ребёнку. Им также не хватает знаний об их правах на адекватную медицинскую помощь и социальную поддержку. Они боятся заводить ещё детей. Замыкаются в своём горе. У многих возникает желание скрыть от всех свои проблемы, наступает тотальные пассивность и неверие, потеря всяких надежд на успех.
Положение усугубляется частым распадом таких семей, что нередко приводит семью на грань нищеты. И если социальную помощь «особым» детям государство всё-таки оказывает, то психологическая реабилитация семей практически не ведётся или находится в начальной стадии своего развития. Ребёнок-инвалид в таких семьях просто физически существует, не получая должного внимания и заботы. Но есть семьи, которые прилагают все душевные силы и возможности для своих проблемных деток.
Право на полноценную жизнь. Хочется поделиться собственным опытом работы дефектологом в качестве члена психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Се-верского района Краснодарского края. На комиссии мы с коллегами обследуем детей с проблемами в здоровье, определяем их потенциальные возможности в развитии и потом рекомендуем им дальнейший образовательный маршрут.
Приводим пример из своей практики о сопровождении больного ребёнка в семье Натальи и Михаила К.
В семье воспитывается четверо детей, самому младшему 8 лет, который является особым ребёнком и страдает сложной формой аутизма. Родители (мать работает педагогом, а отец - строителем) с самого раннего детства сына приложили максимум усилий и создали, совместно со старшими своими детьми, прекрасную развивающую среду внутри семьи.
Нужно отметить мудрость и самоотверженность матери, которая ушла с работы, посвятила себя сыну Мише, чтобы не упустить ни один день для его психофизического и интеллектуального становления. И ребёнок достиг замечательных результатов в своём развитии, хотя осталось ещё много проблем, которые нужно преодолевать.
Сама мама в это время параллельно получила дополнительную специальность педагога-психолога. В социальных сетях она общается с группой родителей, имеющих таких же детей, как её Миша. Вместе они ищут решения общих проблем, делятся своим опытом и успехами.
Глава семейства прикладывает все силы, чтобы обеспечить супругу с детьми финансово. Ведь для создания нужных условий проблемному ребёнку в семье, в получении нужных психолого-медико-педагогических услуг нужно немало средств. В беседе он выразил особое своё мнение, поучительное для многих: «В семье у нас главный врач, учитель, советчик - это моя жена. А мы всей семьёй помогаем ей и Мише. Её рекомендации, методики развивающего общения с больным сыном для нас всех в семье закон. Не понимаю тех родителей, которые возлагают всё на кого-то, и ждут быстрого успешного результата, а сами ничего не делают для ребёнка».
Это наглядный пример семейного настоящего содружества и верной
родительской позиции в решении проблем больного ребёнка.
Приводим ещё один пример оказания помощи в сопровождении ребёнка с ОВЗ в условиях семьи Татьяны и Дмитрия П.
Психолого-педагогическая помощь оказывалась мальчику Стасу, который являлся инвалидом с детства. У ребёнка наблюдались сочетанные множественные нарушения. Он не мог без помощи взрослых обходиться, ребёнок не говорил, с детства страдает церебральным параличом, обнаруживает значительные интеллектуальные нарушения.
Стас обучается восьмой год по индивидуальной программе развития, в соответствии с его возможностями. Его родители имеют высшее образование и отдают много сил и всё своё свободное время для адаптации сына в социуме, для создания развивающей среды в семье.
Пространство квартиры - это своего рода лаборатория с различными приспособлениями, игровым и дидактическим материалом. Семья проводит с мальчиком много экскурсий - поездки на природу, в зоопарки, на море, на различные игровые мероприятия. Они вместе посещают всевозможные занятия в центрах развития, используют реабилитационные возможности профилакториев, берут дополнительные коррекционные занятия у специалистов и т. д. Через различные формы самообразования родители обогащаются знаниями, которые им помогают сопровождать своего сына по жизни.
И главное - родители сильны духом, всегда позитивны и полны оптимизма. В семье появился ещё один ребёнок -сестричка Алиса, которая в настоящее время является дошкольницей, но активно помогает развивать своего старшего брата - Стасика. В семье никогда никто не стесняется появляться с ребёнком-ин-
валидом в обществе, где приучают Ста-са взаимодействовать с людьми, со сверстниками. Любовь, которой окружают Стаса дедушки, бабушки, родители, друзья семьи, исключает формирование негативизма в поведении ребёнка-инвалида и творит чудеса1.
держке семей с детьми-инвалидами принимают непосредственное участие физические лица - предприниматели, благотворительные фонды и общественные организации, известные личности и обычные люди.
Поддержка от государства. Со
стороны государства семьям с детьми-инвалидами предоставляется разнообразная социальная поддержка: налоговые, пенсионные и жилищные льготы и гарантии; выплата пенсий, надбавок, пособий на ребёнка; медицинские и сопутствующие гарантии и др. Кроме того, в социальной под-
1 Фото из семейного архива, любезно предоставленные семьёй Стаса П.
В Краснодарском крае хорошо поставлена служба учреждений по взаимодействию с детьми-инвалидами. Управление по вопросам семьи и ребёнка координирует эти важные вопросы детства. Дети с особыми педагогическими потребностями учатся коррекционной школах, которые являются лучшими среди школ России. В частности, в Сиверском районе Краснодарского края более 40 лет
функционирует муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая определяет образовательные маршруты для проблемных детей. С детьми работают специалисты поликлиник - врачи педиатры, неврологи, психиатры и др.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) коллегиально устанавливает статус инвалидности и определяет для ребёнка индивидуальную программу развития (ИПР), а также даёт рекомендации по сопровождению ребёнка в системе здравоохранения.
Коррекционное образовательное поле для детей-инвалидов с ТМНР. До недавнего времени дети-инвалиды с ТМНР считались необу-чаемыми, в результате чего работа по созданию условий для их обучения практически не велась. Их обучение по имеющимся специальным образовательным программам, рассчитанным на какое-то одно из имеющихся нарушений, было затруднено или не эффективно, так как множественные нарушения не были учтены рамками этих программ. Дети-инвалиды с ТМНР находились в учреждениях системы социальной защиты - домах-интернатах, психоневрологических учреждениях, классах-группах при лечебных учреждениях (на Кубани - это в Ейске, Крапоткине, Темрюке, в Северском, Тихоркцком районах и др.). Большая часть детей-инвалидов с сочетанными дефектами не обучалась, проживала в семьях, получала пенсии.
В 90-е годы ХХ века для детей-инвалидов младшего возраста в системе дошкольных образовательных учреждений начали создаваться спе-
циальные коррекционные группы «Особый ребёнок», которые функционировали в определённом режиме, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. К сожалению, на сегодняшний день таких групп крайне недостаточно, тогда как количество детей, нуждающихся в специальных условиях обучения, возрастает. С 1994 года впервые в Северском районе Краснодарского края в кор-рекционной школе-интернате посёлка Ильского были открыты специальные классы для раннее необучаемых детей1 (рис. 1). Значительная часть детей-инвалидов также была охвачена индивидуальным обучением на дому.
пмпк
Б Н Ы ЙП Р ОЦ Е С
II БЛОК
для детей с глубоким и
(1-9 кл.)
структуро й дефекта (1-9 кл.)
кл а сс дл я ум ственной
Рис. 1. Модель организации обучения для ТМНР
1 В 1994-1995 учебном году под руководством профессора И. М. Бгажноко-вой, представлявшей Институт коррек-ционной педагогики РАН (г. Москва), было организовано открытие экспериментальных классов для детей с глубокой умственной отсталостью и детей со сложной структурой дефекта, был подготовлен пропедевтико-диагностический класс.
для дете
БЛОК
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ 10 КЛ АСС
В настоящее время дети со сложной структурой дефекта составляют более 40% контингента специальных коррекционных образовательных учреждений. Таким образом, специальная коррекционная школа стала территорией образования для всех детей с ТМНР.
С 1995 года наступает период значимых образовательных реформ в специальном образовании. С этого периода времени начинается активная полоса защиты прав ребёнка с ТМНР. Начала решаться проблема включения их в единое образовательное пространство. Стали создаваться новые концепции, альтернативные учебные планы, адаптированные образовательные программы, активизировался поиск новых моделей коррек-ционно- развивающей среды для детей с различной степенью глубины дефекта в умственном развитии. Совершенствовались организационные формы сопровождения детей-инвалидов с ТМНР, направленные на их социализацию и развитие способностей к различным формам коммуникаций.
Современное состояние образования детей с ОВЗ, ТМНР в России. Происходит активный поиск создания государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с ОВЗ, с нарушением интеллекта и её научно-методическим обеспечение. Наблюдается сближение систем общего и специального образования (анализируется, совершенствуется, видоизменяется интегрированное и инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в образовательных учреждениях). Обнаружи-
вается устойчивый интерес всех ведомств и субъектов образования к обучению детей с ТМНР и подростков с ОВЗ с различными уровнями интеллектуальной недостаточности.
Одним из стратегических направлений развития современного специального образования является создание единой системы помощи детям с ТМНР. Выделяются основные направления комплексного сопровождения детей с ТМНР: физическое развитие; развитие коммуникации и речи; развитие умений по самообслуживанию, бытовых и трудовых умений; развитие игровой и продуктивных видов деятельности; познавательное (сенсорное) развитие; социально-эмоциональное развитие. Цель образования детей с ТМНР- социальная адаптация, включение в жизнь общества.
Основные направления обучения детей с ТМНР с учётом ФГОС. Создаются для каждого ребёнка-инвалида с ТМНР специальные индивидуальные программы развития (СИПР), которые предполагают формирование у него преимущественно жизненных компетенций: самообслуживания, ориентации в окружающем мире, формировании представлений о себе, навыков предметно-практической, бытовой, трудовой деятельности, умения общаться и взаимодействовать с окружающими. (вербальная и невербальная коммуникация).
Обучение детей с ТМНР осуществляется на фоне регулярной лечебно-восстановительной и реабилитационной работы, направленной на коррекцию ограничений, связанных
с состоянием здоровья, соблюдения индивидуального режима на основе медицинских рекомендаций.
ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ [10] и интеллектуальными нарушениями [11] определили вектор действий по инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Таким образом, наконец-то самая ущемлённая и незащищённая часть учащиеся с ТМНР гарантированно закрепилась в системе специального образования.
Важное обстоятельство нынешнего периода заключается в том, что государственная образовательная политика ориентирует всех субъектов образования на обучение детей с ТМНР. обеспечивает готовность педагогов совершенствовать имеющиеся модели образования детей с ТМНР. И, если говорить о динамике процессов обучения детей по специальным индивидуальным программам развития, то она существует, она положительная и прогрессивная.
Однако, ещё существует много проблем различного характера в организации образования детей с ТМНР. Рано давать окончательную оценку её результатам, потому что этот процесс очень глубокий по своим изменениям и потребуется ещё время для того, чтобы прийти к более совершенным моделям по сопровождению этой категории детей. По причине того, что коррекционная специальная школа для детей с нарушением интеллекта не может охватить образованием всех проблемных детей, осуществляется в общеобразовательных массовых школах ин-
клюзивное образование, то есть включение детей в классы для здоровых сверстников. В содружестве всех этих служб обеспечивается необходимое сопровождение детей-инвалидов.
Для оказания консультативной помощи педагогам, специалистам СОШ и родителям в организации обучения, воспитания и сопровождения детей с проблемами в разных условиях создан и успешно работает Ресурсный Центр при коррекцион-ной школе. Для детей-инвалидов в учреждениях культуры района организуют праздники, игровые мероприятия.
Наряду с общей интеграцией детей-инвалидов в общество, существует немало проблем в организации их воспитания и обучения в условиях различных образовательных организаций. Видный советский ученый в области специальной психологии В. И. Лубовский подчеркивал, что нельзя разрушать созданную в советское времени специальную систему образования для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, что эти категории детей нуждаются в специальных условиях и программах обучения, а также таких детей должны сопровождать специально обученные педагоги - «...где бы ни обучался ребёнок с ограниченными возможностями здоровья - в специальном учреждении или в условиях интеграции - это должно быть специальное обучение» [12].
Каждый может делать добро. Какую же посильную помощь семьям и этим детям можем оказать мы, живущие рядом? Сложно переоценить такую помощь, как простое общение с детьми-инвалидами, по-
мощь в организации их досуга. Помощь по уходу, передвижению ребёнка-инвалида входит в перечень наиболее востребованных услуг в семье. Это может быть и помощь молодых волонтёров: вывезти ребёнка-колясочника на прогулку, купить лекарство, принести продукты из магазина, поиграть с ребёнком в доступные развивающие игры на игровых зонах парков и скверов и т. д. С радостью бы посещались детьми-инвалидами различные бесплатные занятия по лечебной физкультуре, по элементарным спортивным играм, по художественному искусству -лепке, рисованию и т. д. Но таких целевых занятий нет, не создаются такие группы ни в центрах творчества, ни в художественных, спортивных школах.
Может быть, пришло время более активно общаться с больными детьми и представителям Христианских храмов, самим проявлять инициативу, чтобы приносили, привозили в храмы больных ребятишек? Дети, о которых врачи говорят - «здесь уже ничего нельзя поделать, его ждет только деградация», при правильном подходе, при проявлении к ним сердечного внимания, любви и тепла могут, по милости Господней, лич-
ностно меняться, пусть даже в малом, но в положительную сторону. Ведь душа и интеллект -различные понятия, и любой больной ребёнок -личность угодная Богу...
Похоже, что недостаточна ещё деятельность местных средств информации в освещении проблем детей-инвалидов и их семей. Средства массовой информации должны информировать общественность, просвещать, консультировать, анкетировать, освещать проблемные вопросы из жизни инвалидов, знакомить с лучшим опытом семей, учреждений, различных сообществ по их сопровождению. Необходимо менять отношение к детям-инвалидам, потому что сейчас их стало больше на улице, в дошкольных, школьных учреждениях. Важно, чтобы люди по-другому начали воспринимать инвалида.
Заключение. Нужны ли здоровые люди для того, чтобы помочь больным? Ответ очевиден. А нужны ли больные дети для здорового общества? Больные дети даются нам для того, чтобы мы нравственно и духовно становились более здоровыми. Забота о незащищенных группах населения имеет большое значение для общества, она укрепляет его и наполняет глубоким смыслом бытия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Показания и условия для установления категории «ребёнок-инвалид» сроком на 5 лет и до достижения возраста 14 лет // Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 26.11.2020) «О порядке и условиях
признания лица инвалидом» // URL: // http: //www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_58610/649102397cacd8f1c198 3ff9de0a0d770895dff5/ (дата обращения: 11.03.2020).
2. Ребёнок со статусом ОВЗ // URL: // http://www.consultant.ru/law/podborki/
rebenok_so_statusom_ovz/ (дата обращения: 11.03.2020).
3. Лица с ОВЗ и инвалиды различие понятий URL: // https://lawcapital. ru/alimenty-s-seroj-zarplaty/Htsa-s-ovz-i-invalidy-razlichie-ponyatij (дата обращения: 11.03.2020).
4. Маллер А. Р. Социальное образование детей с нарушениями интеллекта (выраженная интеллектуальная недостаточность): учебно-методическое пособие: для специалистов в области специальной (коррекционной) педагогики. М. Педагогическое общество России, 2015. 221 с.
5. В России выросло число детей с ограниченными возможностями здоровья / РИА Новости // URL: // https://ria. ru/20210430/deti-1730713092.html (дата обращения: 04.05.2020).
6. Кекелидзе: более половины дошкольников имеют психические расстройства / РИА Новости // URL: // https://ria.ru/20151009/1299267165.html (дата обращения: 04.05.2020).
7. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы / Бгажноко-ва И. М. и др.]; под ред. проф. И. М. Бгаж-ноковой. М.: ВЛАДОС, 2007. 239 с.
8. Худик В. А. Онтогенетический аспект психологической диагностики и коррекции аномального развития лич-
ности: На материале исслед. детей и подростков / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 2000. 298 с.
9. Мелешко В. Г. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми и множественными формами нарушений развития в системе специального образования // Коррекционно-педагогическое образование. 2020. № 3 (23). С. 15-28.
10. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» // URL: // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_175495/ (дата обращения: 04.05.2020).
11. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» // URL: // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_175316/ (дата обращения: 04.05.2020).
12. Лубовский В. И. К вопросу об интеграции детей ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. № 4 (8). С. 5-11.
REFERENCES
1. Indications and conditions for establishing the category of "disabled child" for a period of 5 years and until the age of 14 years // Decree of the Government of the Russian Federation of February 20, 2006 N 95 (as amended on November 26, 2020) "On the procedure and conditions for recognizing a person as disabled" //
URL: // http://www.consultant.ru/document/ cons_ doc_LAW_58610/649102397cacd 8f1c1983ff9de0a0d770895dff5/ (date of application: 03/11/2020).
2. A child with a disability status // URL: // http://www.consultant.ru/law/ podborki/rebenok_so_statusom_ovz/ (date of application: 03/11/2020).
3. Persons with disabilities and disabled people differ in concepts // URL: // https:// lawcapital.ru/alimenty-s-seroj-zarplaty/ litsa-s-ovz-i-invalidy-razlichie-ponyatij (date of application: 11.03.2020).
4. Maller A. R. Social education of children with intellectual disabilities (pronounced intellectual disability): teaching aid: for specialists in the field of special (correctional) pedagogy. M. Pedagogical Society of Russia, 2015. 221 p. (In Russ.).
5. The number of children with disabilities has increased in Russia / RIA Novosti // URL: // https://ria.ru/20210430/ deti-1730713092.html (date of application: 04.05.2020).
6. Kekelidze: more than half of preschoolers have mental disorders
/ RIA Novosti // https://ria.ru/20151009/ 1299267165.html (date of access: 05/04/2020).
7. Education and training of children and adolescents with severe and multiple developmental disorders: [software and methodological materials / Bgazhnoko-va I. M. and others]; edited by Professor I. M. Bgazhnokova. M.: VLADOS, 2007. 239 p. (In Russ.).
8. Khudik V. A. Ontogenetic aspect of psychological diagnosis and correction of abnormal personality development: On the material of research. children and adolescents / Russian State Pedagogical
University named after A. I Herzen. St. Petersburg: Education, 2000. 298 p. (In Russ.).
9. Meleshko V. G. Psychological-medical-pedagogical support of children with severe and multiple forms of developmental disorders in the system of special education // Pedagogic Correction Education Journal. 2020. No. 3 (23). P. 1528. (In Russ.).
10. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 19, 2014 N 1598 "On approval of the federal state educational standard for primary general education for students with disabilities" // URL: // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 175495/ (date of application: 04.05.2020).
11. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 19, 2014 N 1599 "On approval of the federal state educational standard for the education of students with mental retardation (intellectual disabilities)" // URL: // http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_175316/ (date of application: 04.05.2020).
12. Lubovsky V. I. On the issue of integration of children with disabilities in the conditions of a general education school // Pedagogic Correction Education Journal. 2016. No. 4 (8). P. 5-11. (In Russ.).
Поступила в редакцию 27.11.2020 г.