Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната III, IV видов'

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната III, IV видов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
164
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медико-социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья / medical and social support of persons with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимофеева Т.Б., Овсянникова М.И.

Создание оптимальных условий, обеспечивающих коррекцию и развитие механизмов компенсации каждого незрячего обучающегося, и на этой основе решение проблемы социализации незрячего в современное общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тимофеева Т.Б., Овсянникова М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL AND MEDICO - SOCIAL SUPPORT TO PERSONS WITH DISABILITIES IN A BOARDING SCHOOL III, IV SPECIES

Creating optimal conditions to ensure correct and develop compensation mechanisms for each blind student, and on this basis to solve the problem of socialization of the blind in the contemporary society.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната III, IV видов»

58

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

3. Технология анализа и его информативность В процессе анализа с помощью МЭФ возвратно-поступательные колебания клеток в однородном переменном поле, создаваемом электродами ячейки, записываются цифровой видеокамерой в память компьютера, затем полученный видеофайл обрабатывается специализированными программами, с автоматической выдачей результата. По характеристикам перемещений клеток, кроме средней амплитуды, пропорциональной их заряду и дзета-потенциалу, рассчитываются численные значения доли подвижных клеток относительно их общего числа, гистограмма распределения клеток по амплитудам, а также значения показателей формы гистограммы (асимметрии и эксцесса). Длительность одного анализа, включая заправку препарата, видеозапись процесса микроэлектрофореза, ее обработку и формирование отчета, зависит от возможностей компьютера и обычно не превышает 5 минут, в т.ч. длительность видеозаписи 10-15 секунд.

Анализ с помощью ДЭФ выполняется после МЭФ и длится примерно такое же время, при этом клетки не только перемещаются в растворе, но и могут деформироваться, агрегироваться и распадаться. Все эти трансформации записываются видеокамерой и анализируются при компьютерной обработке каждого кадра. В результате последовательного выполнения комплексного анализа выдается отчет с представлением следующего набора характеристик:

При электрофорезе При диэлектрофорезе

- средняя амплитуда колебаний клеток,

- поляризуемость клеток; пропорциональная их дзета-потенциалу;

- электрическая емкость мембраны

- доля подвижных клеток;

- проводимость мембраны;

- гистограмма распределения клеток - обобщенная жесткость; по амплитудам (график);

- обобщенная вязкость;

- асимметрия гистограммы (показатель ее - граничная частота симметричности); диэлектрофореза;

- эксцесс гистограммы (показатель ее - индекс агрегации; пирамидальности) - индекс деструкции;

Морфологические характеристики (для каждой клетки и в среднем по препарату):

- радиус клетки; - эллиптичность;

- площадь; - цвет;

- гистограммы.

Как видно, набор клеточных характеристик предоставляет достаточно новых возможностей как для научных исследований в указанных областях, так и для диагностики, контроля терапии и профилактических мероприятий в практическом здравоохранении. В частности, более подробно процедуры диагностики патологических состояний сердечно-сосудистой системы и печени, а также контроля терапии по текущим значениям клеточных характеристик изложены в монографии [12]. Представленные здесь методы и технические средства запатентованы [13-14].

4. Выводы

Представленная технология анализа и опытный образец цитоанализатора могут быть использованы для подъема на более высокий уровень качества и количества выполняемых клеточных анализов как в практической и научной медицине, так и в практике исполнения и разработки современных биотехнологий. Весьма важно и то, что стоимость анализов и представленного приборного оборудования весьма выгодно отличается от альтернативных импортных вариантов техники для клеточных анализов, поэтому описанный цитоанализатор подходит и для импортозамещения.

Список литературы

1. Духин С.С., Дерягин Б.В. Электрофорез - М.: «Наука», 1976.- 332 с.

2. Козинец Г.И., Шишов В.П. и др. Клеточный электрофорез - его теоретическое и практическое значение (обзор лит. и собств. данные) // Проблемы гематологии и переливания крови.- 1979.- № 2.- С. 4044.

3. Харамоненко С.С., Ракитянская А.А. Электрофорез клеток крови в норме и патологии. — Минск: Беларусь, 1974.- 143 с.

4. Donath E., Pastushenko V. Electrophoretic study of cell

surface properties: theory and experimental

applicability // J.Electroanal. Chem. and Interfac. Electrochem. - 1980.- Vol. 116. - P. 31-40.

5. Антонов В.Ф. Биофизика мембран // Соросовский образоват. журн. Сер. Биология.-1996.- № 6. - С. 412.

6. Антонов В.Ф., Смирнова Е.Ю., Шевченко Е.В. Липидные мембраны при фазовых превращениях. - М.: Наука, 1992.- 135 с.

7. Pretlow T.G., Pretlow T.P., Cell electrophoresis// Int. Rev. Cytol. - 1979. - Vol. 61. - P. 85-128.

8. Пастушенко В.Ф., Кузьмин П.И., Чизмаджев Ю.А. Диэлектрофорез и электровращение клеток: единая теория для сферически симметричных клеток с произвольной структурой мембраны // Биол. мембраны. - 1988. - Т. 5, № 1. - С. 65-78.

9. Чизмаджев Ю.А., Пастушенко В.Ф., Кузьмин П.И., Теория диэлектрофореза везикул и клеток // Биол. мембраны. - 1985. - Т. 2, № 11. - С.1147-1161.

10. Pohl H.A. Dielectrophoresis. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1978.-579 p.

11. Генералов В.М., Кручинина М.В. (общая редакция). Диэлектрофорез в диагностике инфекционных и неинфекционных заболеваний. - Новосибирск: Изд-во ЦЭРИС, 2011. - 172 с.

12. Сухенко Е.П., Бакиров Т.С., Генералов В.М., и др. Пат. РФ № 2357251 Способ комплексного анализа параметров живых клеток, устройство для его осуществления и его вариант. - Заявка 2006100448/15 от 10.01.2006; Опубл. 27.05.2009, Бюл. № 15.

13. Сухенко Е.П., Беляков В.К. Камера для экспрессного комплексного электрокинетического анализа. - Патентная заявка 2015122045 от 09.06.2015.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-

ИНТЕРНАТА III, IV ВИДОВ

Тимофеева Т.Б.,

заместитель директора по коррекционной работе, государственного коррекционного учреждения Ростовской области школы-интерната III, IV видов № 33 г. Новочеркасска

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

59

Овсянникова М.И.,

медицинская сестра государственного коррекционного учреждения Ростовской области школы-интерната III, IV

видов № 33 г. Новочеркасска

PSYCHO-PEDAGOGICAL AND MEDICO - SOCIAL SUPPORT TO PERSONS WITH DISABILITIES IN A BOARDING SCHOOL III, IV SPECIES

Tmofeyevа T.B., deputy director of the correctional work State correctional institutions of the Rostov region boarding schoo l III, IV species number 33 Novocherkassk

Ovsyannikovа M.I., nurse State correctional institutions of the Rostov region boarding school III, IV species number 33 Novocherkassk

АННОТАЦИЯ

Создание оптимальных условий, обеспечивающих коррекцию и развитие механизмов компенсации каждого незрячего обучающегося, и на этой основе решение проблемы социализации незрячего в современное общество. ABSTRACT

Creating optimal conditions to ensure correct and develop compensation mechanisms for each blind student, and on this basis to solve the problem of socialization of the blind in the contemporary society.

Ключевые слова: медико-социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья Keywords: medical and social support of persons with disabilities

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в систематической психолого-медико-педагогической помощи, и, безусловно, в социализации, адаптации в коллективе, поэтому в государственном казенном образовательном учреждении Ростовской области специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате III, IV видов № 33 г. Новочеркасска на протяжении всего обучения незрячего или слабовидящего ребенка проходит психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение каждого воспитанника.

С 2003 года в школе-интернате работает школьный ПМПк.

Цель: Создание оптимальных условий, обеспечивающих коррекцию и развитие механизмов компенсации каждого обучающегося, и на этой основе решение проблемы социализации незрячего в современное общество.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

- психологическое обеспечение образовательных программ;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.

Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностносмыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации,

профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целепо-лаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Направления работы:

1. Диагностико-консультативное.

2. Развивающе-коррекццционное.

3. Социализация-профориентация.

4. Просветительская работа.

5. Экспертная работа.

6. Организационно-методическая работа.

Поэтапное психолого-педагогическое сопровождение в процессе реабилитации и социализации слепых и слабовидящих обучающихся.

1 - начальное звено (1 класс)

Коррекционно-развивающая программа «Развитие интеллекта и навыков общения у ребенка посредством групповых игр».

ЦЕЛЬ: Использование в обучении собственной активности ребенка в коллективной игре.

2 - среднее звено (5-6 классы)

Коррекционно-развивающая программа «Азбука

психологии».

ЦЕЛЬ: Развитие у учащихся представления о человеческой психике и о себе. Вызвать интерес к самопознанию.

3 - старшее звено (10 класс)

Профориентационный курс «В поисках своего признания».

ЦЕЛЬ: Повышение у старшеклассников уровня психологической компетентности за счет вооружения соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия.

4 - старшее звено (11 -12 классы)

Курс «Этика и психология семейной жизни». ЦЕЛЬ: Побуждение потребности в самосовершенствовании, выработке адекватной самооценки. Формирование нравственной мировоззренческой позиции.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения в школе-интернате являются:

• психологическое обучение, направленное на формирование психологической культуры и психологической безопасности участников образовательного процесса;

60

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

• деловые игры на проектирование будущей деятельности;

• игровые технологии, в которых реализуются потребности в самостоятельном принятии решения.

В младшем школьном возрасте используются игровые методы и приемы, поисковые ситуации.

С воспитанниками среднего и старшего звена - тренинги, деловые и ролевые игры, самотестирование.

С педагогами проводятся обучающие семинары, тренинги, групповые и индивидуальные консультации по проблемам.

Педагогом-психологом, социальным педагогом и медицинскими работниками разработаны и ведутся:

- индивидуальная карта психо лого-педагогической и медико-социальной помощи детям;

- карта изучения и индивидуального сопровождения «трудного» подростка;

- социальный паспорт учащегося;

- комплексная индивидуальная программа психолого-медико-социального сопровождения детей девиантного поведения;

- медицинская карта на обучающегося «группы риска»;

- карта наблюдений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- диагностическая карта обучающегося, в которую входят аффективно-эмоциональная сфера, особенности личности, морально-волевая сфера, общение, познавательная сфера.

- тестирование для родителей;

- анкетирование обучающихся;

- таблицу занятости обучающихся «группы риска» во внеурочное время;

- взаимодействие всех специалистов и школьных структур в коррекционной работе с обучающимися «группы риска».

Профилактическая работа в школе-интернате ведется в следующих направлениях:

- профилактика употребления ПАВ;

- профилактика самовольных уходов;

- профилактика насилия и жестокого обращения. Коррекционные занятия проводятся как групповые,

так и индивидуальные.

Групповые занятия проводятся регулярно в форме тренинга, викторины, ролевой игры.

Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю в форме беседы, «составления контракта», решения поисковых ситуаций. Динамика отслеживается путем анкетирования.

При слаженном взаимодействии всех структур психолого-педагогическое сопровождение носит продуктивный характер. Самовольных уходов воспитанников в 2014 и текущем году нет. Преступлений, правонарушений, совершенных воспитанниками школы-интерната в 2014 и текущем году нет. На учете в ПДН воспитанники не состоят.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования [1].

За период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а частота хронической патологии возрастает в 1,6 раза [4].

Эти устрашающие цифры относятся к контингенту детей из общеобразовательных школ. Что же говорить о детях-инвалидах, обучающихся в коррекционных учебных заведениях?

В структуре причин детской инвалидности первое место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств, второе - психическим расстройствам, третье -врожденным аномалиям развития. Эти три класса заболеваний составляют почти 70% причин детской инвалидности и определяют ее структуру. Негативные сдвиги в состоянии здоровья детей привели к неблагоприятным медико-социальным последствиям - ограничению в выборе профессии по состоянию здоровья (у 20-50% подростков), снижению годности к службе в армии (у 35% юношей). В структуре заболеваний, являющихся причиной негодности юношей к военной службе, ведущие места занимают психические расстройства (34%), патология органов пищеварения (18%), органа зрения (10%), костномышечной и соединительной ткани (9%). Каждый пятый подросток имеет заболевания, ограничивающие возможность реализации в будущем репродуктивных возможностей.

На школу-интернат возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Ежегодно специалистами детской городской больницы совместно с медицинским персоналом школы-интерната проводится диспансеризация воспитанников (согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.04.2008 N° 183 н). По итогам диспансеризации дети разделены на группы здоровья. У каждого ребенка появился «паспорт здоровья», согласно которого составлен план дальнейшего динамического наблюдения за состоянием здоровья ребенка, определился необходимый объем дополнительного обследования и лечения, что способствует социальной реабилитации ребенка и возможно поможет в поиске приемной семьи для детей-сирот. Распределение по группам здоровья по итогам диспансеризации в 20142015 гг. представлено на рисунке 1. Как видно из диаграммы, основная часть детей относится к IV и V группе здоровья, что обуславливает их инвалидность по зрению. Детей с I и II группой здоровья среди наших воспитанников нет. С каждым годом увеличивается число детей с IV и V группами здоровья. С целью повышения уровня здоровья воспитанников разработана сквозная комплексная оздоровительная программа «Здоровье», направленная на формирование ценностей здорового образа жизни, освоение детьми естественных способов творения своего здоровья, а также использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий (по В.Базарному, М. Норбекову, М. Рузиной).

Ежемесячно ведется учет соматических заболеваний воспитанников. В конце года составляется отчет, который главврачом детской городской больницы сдается в Ростоблздрав.

Количество простудных заболеваний имеет тенденцию к снижению. Это связано с ежегодной витаминотерапией воспитанников в осенний и весенний периоды, а также успешной вакцинопрофилактикой против вируса гриппа.

Число часто болеющих и соматически ослабленных детей сократилось и составляет 7,29 % по сравнению с 2013 годом.

Аллергические заболевания за последние три года заметно снизились, что связано с более правильным подходом к лечению, появлением новых антигистаминных

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

61

препаратов для предупреждения и лечения аллергии, профилактики обострения заболеваний.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашем учебном заведении можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных

систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников [3], педагогов, и всего персонала школы-интерната.

Рисунок 1 Группы здоровья в 2014 и 2015 гг.

□ I группа

□ II группа

□ III группа

□ IV группа DV группа

Вся лечебно-оздоровительная, санитарно-гигиеническая и восстановительная работа проводится на основе мониторинга здоровья воспитанников школы-интерната. Это позволяет реализовать одно из важнейших направлений совершенствования лечебно-оздоровительной работы - обеспечение индивидуализации объема и видов физической и зрительной нагрузки в соответствии со здоровьем каждого ребенка, особенностями его развития.

С 2013 года наша образовательная организация участвует в пилотном проекте по здоровьесбережению. Ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья воспитанников. В 2013-2014 учебном году было обследовано 46 детей, в 2014-2015 учебном году было обследовано 92 человека. Оценка зрительного анализатора не проводится, т.к. все воспитанники являются инвалидами детства по зрению. Ежегодный мониторинг здоровья вос-

питанников позволяет выявить малейшие нарушения в работе органов и систем организма вплоть до физического утомления и снижения работоспособности.

Развитие лечебной поддержки воспитанников мы ведем в двух направлениях. Во-первых, расширение спектра традиционных методов за счет освоения и внедрения физиотерапевтических и офтальмологических методов лечения. Во-вторых, включение в систему лечебно-оздоровительных мероприятий новых здоровьесберегающих технологий.

Выпускники школы-интерната получают такой же, как и в массовой школе, документ об уровне образования государственного образца - аттестат о среднем (полном) общем образовании и могут на общих основаниях поступать в учреждения среднего и высшего профессионального образования по доступным им специальностям или работать в отраслях народного хозяйства по их физическим возможностям (рисунок 2).

Рисунок 2 Динамика социальной интеграции незрячего подростка в современное общество

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ГКОУ РО школе-интернате III, IV видов № 33 города Новочеркасска прослеживается система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющая положительную динамику.

Коллектив решает поставленные перед ним цели и задачи по обучению, воспитанию, здоровьесбережению и социализации детей-инвалидов по зрению, ищет пути преодоления существующих в настоящее время проблем.

Литература

1. Модель психолого-педагогического сопровождения http://vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/

2. Андреев Г.Ю., Обухова С.Е., Цветкова Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в инновационном образовательном учреждении Кировская обл., г. Кирово-Чепецк, гимназия №1. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск http://www.egpu.ru /lib/elib /Data/Content/128253425912343750/Default.aspx

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

4. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

5. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.

6. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии. http://www.shkolnymir.info/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.