Научная статья на тему 'Коррекция нарушений зрительных функций в условиях школы-интерната III, IV видов'

Коррекция нарушений зрительных функций в условиях школы-интерната III, IV видов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррекции нарушений зрительных функций и системного компенсаторного развития зрительного восприятия. / correction of violations of visual functions and compensatory systemic development of visual perception

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алышева Светлана Валентиновна, Таранова Ольга Сергеевна, Тимофеева Татьяна Борисовна

Цель курса «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом. Главная задача – помочь незрячему ребенку адаптироваться, приспособиться к социальной среде. Выявлена положительная динамика. Целесообразность проведения функциональной стимуляции органов зрения на основе комплексной коррекции нарушений зрительных функций и системного компенсаторного развития зрительного восприятия очевидна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алышева Светлана Валентиновна, Таранова Ольга Сергеевна, Тимофеева Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of the course “Protection and development of residual vision and visual perception” the development of visual perception in unity with the development of cognitive activity in General. The main task is to help blind children to adapt, to adapt to the social environment. Revealed a positive trend. The feasibility of functional stimulation of organs of sight based on the comprehensive correction of violations of visual functions and compensatory systemic development of visual perception is obvious.

Текст научной работы на тему «Коррекция нарушений зрительных функций в условиях школы-интерната III, IV видов»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

99

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИИ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА III, IV ВИДОВ

Алышева Светлана Валентиновна, Таранова Ольга Сергеевна, Тимофеева Татьяна Борисовна

учителя коррекционных дисциплин государственного коррекционного образовательного учреждения Ростовской

области школы-интерната III, IV видов №33 г. Новочеркасска

АННОТАЦИЯ

Цель курса «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» - развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом. Главная задача - помочь незрячему ребенку адаптироваться, приспособиться к социальной среде. Выявлена положительная динамика. Целесообразность проведения функциональной стимуляции органов зрения на основе комплексной коррекции нарушений зрительных функций и системного компенсаторного развития зрительного восприятия очевидна.

ABSTRACT

The aim of the course “Protection and development of residual vision and visual perception” - the development of visual perception in unity with the development of cognitive activity in General. The main task is to help blind children to adapt, to adapt to the social environment. Revealed a positive trend. The feasibility offunctional stimulation of organs of sight based on the comprehensive correction of violations of visual functions and compensatory systemic development of visual perception is obvious.

Ключевые слова: коррекции нарушений зрительных функций и системного компенсаторного развития зрительного восприятия.

Keywords: correction of violations of visual functions and compensatory systemic development of visual perception.

Одно из важнейших направлений всей реабилитационной работы в специальных школах III, IV видов - коррекция нарушений зрительных функций, охрана зрения и системного компенсаторного развития зрительного восприятия на I и II ступенях обучения. Сформированность свойств зрительного восприятия как важнейшего вида перцепции обеспечит наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения слабовидящих и частичновидящих к общественно-полезному труду, к жизни в обществе.

Главная задача - помочь незрячему ребенку адаптироваться, приспособиться к социальной среде.

Одним из аспектов решения данной задачи является коррекционная деятельность по охране и развитию остаточного зрения. Часы по данному виду коррекции предусмотрены учебным планом ГКОУ РО школы-интерната III, IV видов №33 г. Новочеркасска Ростовской области для детей с остаточным зрением (острота зрения 0,01-0,04 и выше) с 1 по 4 классы по 2 часа в неделю, а в 5-6 классах - по одному часу в неделю. Данная возрастная группа обучающихся наиболее мобильна к восприятию и развитию остаточного зрения. Уровень умений школьников, приобретенный во время коррекционных занятий, показывает развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности детей с нарушением зрения.

Нами разработана специальная авторская программа «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия», получившая гриф Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Допущено».

Данная программа составлена с учетом положительных результатов работы по проблеме развития зрительного восприятия А.И. Каплан и предусматривает введение в коррекционный курс новых технических средств и методов, основанных на современных достижениях психофизиологии и психологии.

Цель курса «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» - развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом. В этом аспекте основные задачи курса состоят в следующем:

• стимулировать познавательные действия с целью формирования у обучающихся способов и приемов восприятия объектов, адекватных познавательной задаче;

• интеллектуализировать познавательные задания с целью обогащения их содержания, повышения уровня осознанности перцептивных действий, фиксации сенсорного опыта обучающихся;

• актуализировать познавательный опыт с целью эффективного использования в обучении сформированных у обучающихся представлений и знаний, а также сложившихся приемов и способов перцептивных действий при решении новых учебных задач;

• развивать зрительную память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Занятия проводятся с детьми начальных классов и обучающимися 5-6 классов, обладающими остаточным зрением (острота зрения 0,01-0,04 и выше), которые по медицинским показаниям обучаются с помощью метода Брайля.

100

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Главная цель этой работы — выяснить целесообразность проведения функциональной стимуляции органов зрения на основе комплексной коррекции нарушений зрительных функций и системного компенсаторного развития зрительного восприятия. Реализация этой цели возможна только при условии междисциплинарного подхода к решению проблемы, включающего медико-биологические и социальные факторы. Лечебно-коррекционное воздействие на соматический дефект должно сочетаться с компенсацией отклонений в развитии психических процессов.

Дифференцированный подход к организации специального процесса развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения осуществляется в зависимости от тяжести зрительного дефекта [5]. По степени снижения остроты зрения целесообразно выделить следующие группы детей:

• с остаточным зрением;

• слабовидящих (легкой, средней, тяжелой степени); -с остротой зрения до 0,2 с коррекцией на амблиопич-ный глаз в период окклюзии;

• с остротой зрения от 0,2 до 0,4 с коррекцией на ам-блиопичный глаз в период окклюзии;

• с остротой зрения выше 0,4 на амблиопичный глаз.

Актуальность ведения коррекционного курса «Охрана

и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» для детей с дефектами зрения очнвидна.

Основы развития остаточного зрения и зрительного восприятия составляют психофизиологические и педагогические методики, методы и приемы работы по охране зрения и развитию зрительного восприятия и др.

К психологическим основам управления развитием остаточного зрения и зрительного восприятия школьников с нарушением зрения следует отнести, во первых, ведущие положения психологии о сенсорном развитии ребенка и, во-вторых, экспериментальные данные, раскрывающие особенности зрительного восприятия детей, имеющих зрительный дефект [1, с. 97].

Отечественными психологами (Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, А. П. Усова и др.) разработана теория сенсорной организации человека, в которой определено место сенсорного развития ребенка. Выделение ведущих идей этой теории в свете задач специального обучения детей с нарушением зрения позволяет использовать положения общей психологии для обоснования направленности, выбора содержания и методов и приемов коррекционно-педагогического процесса по охране зрения и развитию зрительного восприятия детей, имеющих различные степень и характер зрительного дефекта [4].

Решая задачи охраны зрения и развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения функционального характера, необходимо исходить, прежде всего, из положения психологии о том, что сенсорно-перцептивная организация ребенка - это единая система анализаторов всех без

исключения модальностей, включенная, в свою очередь, в общую структуру человеческого развития. Это единство обеспечивает целостность отражения объективной действительности. Поэтому процесс управления развитием зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения нельзя рассматривать вне задач развития других анализаторных систем и вне задач целостного психофизического развития ребенка [2,с.12].

К педагогическим основам развития остаточного зрения и зрительного восприятия детей с нарушениями зрения можно отнести ведущие положения педагогики, определяющие подходы к управлению развитием ребенка школьного возраста [3,с.29].

Психофизиологические методики излагаются в той последовательности, которая наиболее целесообразна для коррекции нарушений основных зрительных функций [4,с.37]. При описании каждой методики вначале излагаются простые, затем более сложные и в конце контрольные задания. Почти все методики могут быть реализованы и с помощью фотостимулятора, и с помощью персонального компьютера.

В соответствии с современными взглядами на диагностическую работу по оценке уровня готовности к школьному обучению и на своеобразие психического и личного развития ребенка с отклонениями в развитии, диагностическая работа в указанном направлении должна опираться на ряд важнейших принципов:

• гуманности;

• комплексного изучения;

• всестороннего и целостного изучения;

• динамического изучения;

• единства количественного и качественного анализа результатов.

Диагностическая работа в школе-интернате имеет следующую последовательность:

• стартовая диагностика;

• промежуточная диагностика;

• итоговая диагностика.

Мониторинг качества проведения коррекционных занятий по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия показал, что у воспитанников существенно улучшалась:

1. константность зрительного восприятия, причем, в большей степени у слабовидящих, чем у частичновидящих обучающихся (рис. 1).

2. наглядно-образное мышление: до занятий слабовидящие правильно опознавали 67,5% перевернутых изображений, а после курса занятий - 98,6 %, частичновидящие правильно опознавали соответственно 60% и 93,2% (рис 2,).

3. В течение трех лет занятий у всех постепенно развивалась и существенно улучшилась кратковременная память (рис. 3).

4. Средний % показателей возрос (таблица 1):

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

101

Таблица 1.

Мониторинг качества проведения коррекционных занятий по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия

Психофизические познавательные процессы Слабовидящие обучающиеся Частичновидящие обучающиеся

начало конец начало конец

Зрительное восприятие 67,5% 98,2% 60% 93,2%

Наглядно-образное мышление 48,6% 100% 45,4% 97,4%

Зрительная кратковременная память 49,1% 81.5% 18,2% 30,6%

Рисунок 3. Развитие наглядно-образного мышления у слабовидящих детей (а) и частичновидящих детей (б) в ходе коррекционных занятий

100,00%

80,00%

60,00% I

40,00% I

20,00% -0,00% - |

1 2 3 4

я первый этап 6 7,50

Пвторой этап 71,60

В третий этап 82,50

Шитог 98,60

а

Рисунок 1.

Развитие константности зрительного восприятия у слабовидящих детей (а) в ходе коррекционных занятий

100,00% -80,00% -60,00% -40,00% -20,00% -0,00% -

1 2 3 4

■ первый этап 60,0

Пвторой этап 70,2

В третий этап 80,2

и итог 93,2

б

Рисунок 2. Развитие константности зрительного восприятия у частичновидящих детей (б) в ходе коррекционных занятий

0 1 2 3 4

■ первый этап 45,4

пвторой этап 50,6

Я третий этап 79,2

Питое 97,4

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Первый этап Пвторой этап Штретий этап Питое

а б

Рисунок 3. Развитие наглядно-образного мышления у слабовидящих детей (а) и частичновидящих детей (б) в ходе

коррекционных занятий

102

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

а б

Рисунок 4. Развитие зрительной кратковременной памяти у слабовидящих детей (а) и частичновидящих детей (б)

в ходе коррекционных занятий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

180 160 140 120 100 80 -\

60 40 20 0

I этап

II этап

III этап

Итог

□ Слабовидящие дети ■ Частичновидящие дети

Рисунок 5. Уровень развития зрительного восприятия детей в ходе коррекционных занятий

Изучив уровень развития зрительного восприятия в ходе коррекционных занятий, наглядно-образного мышления и зрительной кратковременной памяти группы слабовидящих и частичновидящих обучающихся в течение трех лет коррекционной работы по охране зрения и развитию зрительного восприятия (рис.1-5) рекомендуется дальнейшая работа учителя на коррекционных занятиях по охране зрения и развитию зрительного восприятия:

• по развитию зрительного восприятия со слабовидящими обучающимися Толиком З., Зоей И., Эльвирой Ш. и частичновидящими обучающимися Эльдаром А., Любой Б., Аленой Р;

• по развитию наглядно-образного мышления у частичновидящих обучающихся Эльдара А., Любы Б., Алены Р., Алисы Ш.;

• по развитию зрительной кратковременной памяти у слабовидящих обучающихся Вадима Н., Толи З., Пети П. и у частичновидящих обучающихся Любы Б., Алисы Ш., Эльдара А., Алены Р.;

• рекомендовать учителям общеобразовательных дисциплин на своих уроках планировать работу с по развитию зрительного восприятия, наглядно-образного мышления, зрительной кратковременной памяти у обучающихся;

• с целью закрепления достигнутого уровня нормализации зрительных функций и развития операциональной стороны восприятия, необходимо обязательное использование психологического метода.

Говоря о результативности коррекционной работы, необходимо иметь в виду, что к положительным результатам следует относить не только случаи полного восстановления зрительных функций, но и случаи стабилизации зрительных возможностей детей, автоматизации функций зрения. Педагогические мероприятия должны ориентировать педагога на создание полисенсорной компенсаторной основы формирования у ребенка чувственного опыта и на развитие зрительного восприятия как одного из элементов полисенсорной основы познания ребенком окружающего мира.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

103

В процессе коррекционной работы со слабовидящими и частичновидящими детьми мы пронаблюдали улучшение в развитии константности зрительного восприятия, наглядно-образного мышления, зрительной кратковременной памяти.

Исследования показали, что глубокие нарушения зрения приводят к отставанию развития образных форм познания и нарушениям вербализации чувственного опыта. Онтогенетическое становление охраны зрения и зрительного восприятия слабовидящих и частичновидящих обучающихся школы-интерната задержано, в разной степени нарушены его основные свойства. В ходе обучения с опорой на зрение развиваются свойства восприятия и его мыслительные компоненты, не достигая, однако, уровня возрастной нормы. У слабовидящих воспитанников школы-интерната, обучающихся с использованием метода Брайля, что исключает зрительную активность, становление восприятия задержано в большей степени. У частичновидящих воспитанников в период школьного обучения наблюдается постепенный регресс всех свойств восприятия и связанных с ним образных форм познания. Эти данные продемонстрировали необходимость введения в учебно-воспитательный процесс школы-интерната для детей с нарушениями зрения системы специальных коррекционных занятий по охране зрения и развитию зрительного восприятия.

Коррекционная работа начинается сразу же при поступлении ребенка в школу-интернат, проводиться в начальных классах и закрепляться в 5-6 классах, обеспечивая преемственность и устраняя пробелы в охране зрения и развитии зрительного восприятия, связанные с неудовлетворительным дошкольным воспитанием. Разработанный специальный коррекционный курс охраны зрения и развития зрительного восприятия имеет серьезное экспериментально-теоретическое обоснование. Его сущность - системное формирование зрительных образов, обеспечивающее в единстве развитие чувственного и речемыслительного отражения внешнего мира. Системное формирование зрительных образов осуществляется с помощью психофизиологического и психологического методов.

Адекватные психофизиологические методики улучшают функциональное состояние нейронных сетей за счет активизации их адаптивных свойств. Адекватное афферентное воздействие формирует в анализаторном корковом центре специализированную микросеть нейронов, являющуюся нейрофизиологической основой опознания объектов. Повторная, ритмичная, адекватная стимуляция реально варьирующими изображениями улучшает состояние нейронных сетей зрительной системы.

Применение психофизиологических методик связано с использованием новых информационных технологий (специальные фотостимуляторы, персональные компьютеры). Это позволяет разнообразить способы и формы предъявления визуального материала, в большой степени расширяет возможности получения информации поврежденной сенсорной системой, мобилизуя ее сохранные сенсорно-специфические механизмы. Экспериментальная апробация этих методик выявила существенное улучшение показателей опознания изображений слабовидящими и частичновидящими обучающимися школы-интерната. Психофизиологические методики преимущественно способствуют коррекции и компенсации нарушений сенсорных

процессов, т. е. определенному улучшению функциональной стороны зрительного восприятия.

Психофизиологическое и психологическое направления охраны зрения и развития зрительного восприятия реализуются в комплексной системе, так как они взаимосвязаны и изменения в одном направлении требуют изменений в других. Комплексная система охраны зрения и развития зрительного восприятия - это система взаимодействующих факторов, имеющих различную значимость, но в совокупности использующих все возможные резервы компенсации, находящиеся как в самой зрительной системе, так и в большой мере связанные с деятельностью других отделов мозга. Реализация системы охраны зрения и развития зрительного восприятия осуществляется тифлопедагогикой, но с обязательной конкретной помощью психофизиологии, психологии и офтальмологии.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что данная тема актуальна т.к. основными методами и приемами управления развитием зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения является обучение способам видения. В процессе специального обучения учитель использует все общедидактические методы: наглядный, практический, словесный. Каждый из методов позволяет учителю решать те или иные коррекционные задачи.

В процессе систематической работы по коррекции зрения с обучающимися, воспитанниками мы выявили положительную динамику:

• значительно облегчилось проведение функциональной стимуляции органов зрения;

• свободнее решается круг вопросов, связанных с аккомодацией, рефракцией глаза, а также бинокулярным зрением;

• прослеживается положительная динамика клинических, функциональных и психофизиологических показателей зрительной системы (в среднем 3-5%).

Следовательно, целесообразность проведения функциональной стимуляции органов зрения на основе комплексной коррекции нарушений зрительных функций и системного компенсаторного развития зрительного восприятия очевидна.

Учителя распространяет накопленный опыт по проведению коррекционных занятий среди коллег путем публикаций, организовывает и проводит семинары, выступает на педсоветах и конференциях. Тимофеевой Т.Б. разработана и апробирована авторская коррекционная программа для школ III, IV видов «Охрана и развитие остаточного зрения», которой присвоен гриф «Допущено министерством общего и профессионального образования Ростовской области» (приказ № 205 от 12.09.2005), программа опубликована в Сборнике авторских программ для специальных (коррекционных) школ III, IV видов в 2006 году; выступала с докладом «Использование новых информационных технологий на коррекционных занятиях по охране и развитию остаточного зрения в школе-интернате III вида № 33 г. Новочеркасска Ростовской области» на областной августовской конференции и V научно-практической конференции-выставке «Информационные технологии в образовании в рамках международного конгресса конференций», материалы опубликованы в сборниках «Августовская конференция 2005-Ростов-Дон» и «Информационные технологии в образовании ИТО - РОСТОВ-2005» (часть II, стр. 174-176); статья «Некоторые особенности коррекционных занятий

104

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

по охране и развитию остаточного зрения в школе-интернате III вида №33 г. Новочеркасска Ростовской области» опубликована в журнале «В помощь учителю» издательства института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников Ростовской области, учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ III вида «Основы коррекционной работы по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия в школах III вида» учителя Тимофеевой Т.Б. вошло в сборник «Организация коррекционных занятий в специальной (коррекционной) школе-интернате III - IV вида», издательство «Феникс», г. Ростов-на-Дону» (из опыта работы педагогического коллектива ГКОУ РО школы-интерната III, IV видов №33 г. Новочеркасска Ростовской области) http://books. marketdigest.org/offer_4831266o.html. «Коррекционные занятия по охране и развитию остаточного зрения — обучение здоровьесбережению и способам видения детей - инвалидов по зрению» http ://festival. lseptember. ru/articles/504719/, «Охрана зрительного восприятия в школе-интернете III, IV видов» http://festival.1september.ru/articles/626722/

Общаясь с незрячими и слабовидящими выпускниками, достигшими определенных успехов в жизни, всякий раз поражаешься богатству их внутренней жизни, стойкости личности, удивительной трудоспособности, а самое главное, уверенности в возможности инвалидов по зрению принимать активное участие в жизни общества. Все они очень ясно видят, что важнейшим фактором обучения и воспитания незрячих, их социализации и успешной трудовой деятельности во взрослой жизни является связь с обществом и помощь людей, живущих рядом с ними. А это значит, что усилия коллектива школы-интерната не пропадают даром.

Главное мы видим в том, чтобы помочь слепому или слабовидящему ребенку адаптироваться, приспособиться к социальной среде. Мы стараемся создать атмосферу эмоционального благополучия инвалидов по зрению, придать уверенность в своих силах. Организационно-правовые, научно-методические, педагогические и психологические основы для этого есть.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения: психологический журнал. М.: 1988,т.9, №2. 97-107с.

2. Григорьева Л.П., Кондратьева С.И., Сташевский С.В. Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия. Дефектология- 1988, №6. с.10-17.

3. Григорьева Л.П., Кондратьева С.И., Сташевский С.В. О коррекционном курсе развития зрительного восприятия в школах для слепых детей. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: учебно-методическое пособие. М.: 1990. - 29с.

4. Григорьева Л.П., Бердянская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.: Школа-Пресс, 2001. - 37с.

5. Тюменцева М. А. Программа по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия. http://mart-school.ru/programma-po-ohrane-i-razvitivu-ostatochnogo-zreniva-i-zritelnogo-vosprivativa. 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.