РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛФК В ФОРМИРОВАНИИ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
© Мелентьева Н.Н/
Вологодский государственный педагогический университет, г. Вологда
В статье рассматривается вопрос о влиянии средств лечебной физической культуры на формирование осанки у детей с глубокой зрительной патологией, обучающихся в специальной (коррекционной) школе III вида.
В последние десятилетия в нашей стране общество, наконец, заметило огромный социальный слой инвалидов и лиц, имеющих выраженные нарушения в состоянии здоровья.
Проблемное поле, обозначенное понятиями «интеграция инвалида», «реабилитация инвалида», «здоровый образ жизни инвалидов», стало объектом изучения не только врачей, физиологов, дефектологов, но и всех педагогов, вовлеченных в процесс обучения и воспитания детей с нарушениями здоровья.
Решение проблем, лежащих в этой плоскости, идет не столь заметными темпами по ряду причин:
- незнание инвалидами (в данном случае детьми - инвалидами) своего собственного физического потенциала и отсутствия соответствующей мотивации, осознанной потребности в двигательной активности;
- незрелость общественного мнения о необходимости создания для инвалидов условий «равной личности»;
- неполная и неграмотная интерпретация медицинских сведений о патологии человека специалистами физической культуры, что приводит к недостаточно направленной коррекции дефектов развития и здоровья инвалида [1].
Современный подход к преодолению этих недостатков и к разработке частных методик адаптивной физической культуры предполагает интеграцию знаний о структуре и содержании физической культуры, ибо она естественным образом сочетает в себе не только биологический компонент, но и социальные составляющие.
♦ Доцент кафедры Теоретических основ физического воспитания и спортивных дисциплин, кандидат педагогических наук
Не самую последнюю роль в решении глобальной общественной задачи играет лечебная физическая культура.
Будучи переходным звеном, между обучением и лечением, лечебная физкультура представляет собой тот деликатный инструмент, с помощью которого можно корригировать здоровье подрастающего поколения.
Контингент детей с глубокой патологией зрения представляет собой очень сложную группу как в социальном, в физическом, так и в психологическом плане [2].
Занятия лечебной физкультурой должны обеспечить незрячему ребенку определенный диапазон общения, запустить механизм компенсации специфического физического и психического дефекта, позволить учащемуся преодолеть психологический барьер, возникший по причине его слепоты.
Ученые доказали существование определенной закономерности между патологией зрения и особенностями анатомического развития человека. Одной из наиболее ярких закономерностей является взаимообусловленность слепоты и нарушения осанки. Именно поэтому одним из главных направлений занятий ЛФК в коррекционном учебном заведении III вида является формирование правильной осанки у детей с глубокой патологией зрения.
Реализация данного направления на практике требует достаточной теоретической подготовки педагога, глубокого методического осмысления им поставленной задачи коррекции, а также учета особенностей физического развития и психологической готовности детей-инвалидов.
Формирование правильной осанки у детей с глубокой патологией зрения позволяет использовать естественный физический потенциал ребенка-инвалида для создания «умного расписания всего многообразия элементов и структур моторики человека».
Благодаря такому подходу к организации коррекционно-оздорови-тельной работы, педагогу-практику удается наиболее полно учесть такие объективные закономерности биологических процессов, как целостность организма, его реактивность, адаптационно-компенсаторный потенциал детей-инвалидов [1].
Важно помнить, что любой патологический процесс (потеря зрения -в данном случае) - это одновременное нарушение структуры и функции разных уровней организации. Глубокое понимание патологического процесса, анализ остаточного здоровья и состояния сохранных функций позволяет выбрать индивидуальную стратегию двигательной активности.
В адаптивной физической культуре, в сфере коррекции осанки детей, имеющих патологию зрения, важно учитывать механизм причинно-следственных связей, чтобы сформировать так называемый структурный след в системе сенсорного восприятия посредством физической активности.
Формирование осанки играет значительную роль в процессе долговременной компенсации, поэтому актуальность разработки этой проблемы на методическом уровне существенно возрастает.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза: «Занятия ЛФК позволяют добиться существенных результатов в коррекции осанки у детей с глубокой патологией зрения».
Объект исследования составил процесс физического воспитания младших школьников с глубокой патологией зрения.
Цель данной работы состоит в определении роли и значения занятий ЛФК для формирования правильной осанки у детей с глубокой патологией зрения.
Задачи исследования формулировались следующим образом:
1. Изучить состояние проблемы формирования осанки у младших школьников с глубокой патологией зрения.
2. Выявить состояние осанки детей с глубокой патологией зрения на примере диагностического обследования учащихся коррекцион-ной школы III вида.
3. Разработать программу комплексной поэтапной коррекции на занятиях ЛФК для формирования правильной осанки у детей с глубокой патологией зрения.
Методика, организация и результаты исследования
В процессе исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы: метод анализа литературных источников, метод изучения документальной базы, метод использования спектра медико-биологических измерений, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.
В соответствии с поставленными задачами исследование проводилось на базе ГОУ «Грязовецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат Ш вида» (Вологодская область) в период с мая 2005 года по ноябрь 2008 года. В педагогическом эксперименте участвовали младшие школьники (44 человека).
Анализ изучения медицинских карт учащихся, данные соматоскопии и вычисления плечевого индекса позволили констатировать тот факт, что из 112 учащихся данного образовательного учреждения диагноз «нарушение осанки» зафиксирован у 98 % детей (109 человек). Необходимо подчеркнуть, что у учащихся кроме диагноза «нарушение осанки» отмечается сколиоз 1 и 2 степени.
Наличие первичного дефекта и глубина его патогенного воздействия на осанку детей сказываются самым негативным образом, что даже при длительном коррекционном воздействии показательная позитивная динамика имеет очень низкие темпы.
Программа комплексной поэтапной коррекции нарушений осанки у слабовидящих и слепых детей апробировалась на протяжении 3-х лет. За период эксперимента ее фрагменты были использованы в работе инструктора ЛФК, системные элементы прошли длительное практическое применение как в работе по линии ЛФК, так и в сфере общеоздоровительных мероприятий и в преподавании физкультуры в коррекционном учебном заведении.
При разработке программы мы исходили из необходимости учета ряда обстоятельств: степень зрительной патологии, возраст и пол ребенка, его стартовые возможности и психофизиологический потенциал, длительность и результативность в каждом конкретном случае предыдущей коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата в рамках занятий ЛФК.
Согласно приведенной схемы, вся коррекционная работа по преодолению нарушений осанки должна реализоваться в 3 этапа. Этапы жестко привязаны к возрасту ребенка и конкретной ступени школьного обучения.
В коррекционной работе задействованы 2 дидактических принципа:
- приращение умений и навыков за счет усложнения комплексного воздействия и перераспределения пропорций внутри каждого комплекса упражнений;
- закрепление полученных умений и навыков и их использование в качестве отправных в условиях большего усложнения программы.
Предполагаемый результат состоит в том, что незрячий ребенок в итоге все-таки овладеет всем комплексом предъявленных упражнений, усваивая их постепенно, посильно, поэтапно.
Дифференциация и классификация упражнений, направленных на коррекцию осанки детей с глубокой патологией зрения, осуществлена по двум основаниям: по принципу сочетания универсальных и специфических упражнений; по принципу профильной направленности всего спектра предлагаемых упражнений.
В соответствии с первым принципом все упражнении делятся на две категории - универсальные («сквозные») и специфические. «Сквозные» упражнения используются на всех этапах коррекционной работы и усложняются в зависимости от возрастных особенностей ребенка, иногда в зависимости от индивидуальных темпов развития. Специфические упражнения используются только на конкретном этапе и отражают его сущность и направленность. Как правило, такие упражнения предназначены для конкретной возрастной группы, имеют определенную дозировку и в дальнейшей работе не применяются, являясь своеобразным «пройденным этапом».
В соответствии со вторым основанием внутри каждого комплекса упражнения делились на профили с четкой заданностью: дыхательные, ори-ентационные, пальчиковые, а также упражнения, направленные на собственно коррекцию осанки. Подобная градация позволяет менять пропорции упражнений внутри комплекса в зависимости от возраста, состояния осанки детей, динамики изменений в результате коррекционного воздействия, степени патологического состояния первичного дефекта (нарушение зрения). Спектр упражнений, ориентированных на прямую и опосредованную коррекцию нарушений осанки, мы сочли достаточным для реализации поэтапной, комплексной деятельности.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить эффективность процесса формирования осанки у детей с глубокой патологией зрения. Данные медицинских карт, соматоскопии, вычисления плечевого индекса показали, что у пятерых учащихся по окончанию эксперимента осанка стала соответствовать норме.
Специфика коррекционного воздействия на формирование правильной осанки слабовидящих и незрячих детей состоит в том, чтобы, используя имеющийся физический и психофизиологический потенциал учащихся как можно полнее использовать его в процессе исправления нарушений не только собственно осанки, но и опорно-двигательного, мышечно-связочного, вестибулярного аппаратов, пространственной ориентации и координации движений.
Дидактически программа коррекции нарушений осанки у детей с глубокой патологией зрения обеспечила формирование необходимых умений и навыков, среди которых стоит особо отметить навыки контроля и самоконтроля за своей осанкой, так как именно перенос усвоенного навыка из формата занятия ЛФК в повседневную жизнь является своеобразным показателем успешности коррекционных мероприятий.
Список литературы:
1. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебн. пособие. - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.
2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. -240 с.