тельности в трудовом коллективе.
Большое значение в развитии межличностных отношений в коллективе имеют контакты между детьми разных возрастов. В разновозрастном отряде учащиеся попадают в новые условия, вступают в новые отношения. Старшеклассники, помогая маленьким, чувствуют себя более уверенными, более опытными. При этом они стараются быть лучше, что приводит к необходимости "перестраивать" себя. В постоянном общении с младшими старшеклассники удовлетворяют свою потребность быть признанными, значимыми в коллективе. Младшие же ощущают тепло опеки и заботы. В разновозрастном коллективе больше возможностей создать различные варианты отношений ответственной зависимости. Между детьми разных возрастов, кроме личных связей, возникают и другие, основанные, например, на разделении труда. Взаимосвязь и взаимопомощь в разновозрастном коллективе ощущается как необходимость. В нём, по словам А.С.Макаренко, создаются "удивительные отношения", "нежные нюансы" товарищества.
Таким образом, подводя итог, можно отметить, что межличностные отношения учащихся специальной (кор-рекционной) школы VIII вида строятся по тем же принципам, что и в массовой школе, только имеют свою специфику. Отношения между умственно отсталыми детьми складываются с большими трудностями. Решающую роль играет оценка учителя, который должен постоянно показывать положительные стороны личности каждого ребёнка. Акцентирование внимания детей на положительных качествах того или иного ученика помогает ему становиться лучше, увереннее, чувствовать себя настоящим членом коллектива. Межличностные отношения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида являются основным показателем сформированности и сплочённости коллектива в целом. Огромную роль на коррекцию межличностных отношений учащихся оказывает спланированный и организованный процесс воспитания. Для формирования адекватных межличностных отношений в коллективе умственно отсталых детей педагог должен хорошо спланировать воспитательную и внеклассную работу: разработать комплекс мероприятий, способствующих улучшению межличностного взаимодействия учащихся. В специальной (коррекционной) школе VIII вида возможно создание коллектива, если есть общая цель, планируется её выполнение, намечаются перспективы и линии развития коллектива, а члены коллектива стремятся к осуществлению общей деятельности, оказывая взаимопомощь. Однако в связи с тем, что умственно отсталые учащиеся не могут самостоятельно намечать цели, планировать их выполнение, предвидеть перспективные линии развития, особенность их коллектива заключается в том, что руководящая и корригирующая роль всегда принадлежит учителю. Коллектив является основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности. Роль детского коллектива в специальной школе весьма значительна. Очень важно, чтобы каждый умственно отсталый ребёнок воспитывался и обучался в коллективе сверстников, это научит его строить отношения с другими людьми, понимать их, сотрудничать и оказывать помощь. Через межличностное общение в ходе совместной деятельности умственно отсталые учащиеся приходят к пониманию норм общественной морали, нравственного поведения, что необходимо для их дальнейшей самостоятельной жизни, адаптации в социуме.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА
Н.Л. Егорова, О.Н. Ловыгина, Т.А. Вехова
В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей. Ухудшению здоровья детского населения способствует целый ряд факторов. Среди них наиболее серьезными является неблагоприятная экономическая, экологическая обстановка, а также такие факторы, как стресс повседневной жизни школьников, увеличение количества социопати-ческих семей, медикаментозная агрессия. Большие нагрузки в школе приводят к хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение невротизации детей, дефицит сна, гиподинамия и гипокинезия.
Статистика детской заболеваемости по стране подтверждает неблагоприятность ситуации. У 60% российских школьников нарушена осанка, 50% детей заканчивает школу с ослабленным зрением, третья часть детей страдает нервно-психическими расстройствами.
Умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любыми другими психическими или соматическими расстройствами или нарушениями. Сопутствующие психические или соматические расстройства или отклонения оказывают большое влияние на клиническую картину. Дети с умственной отсталостью, обучающиеся в специальных (коррекционных) школах VIII вида, подвержены тем же "школьным" заболеваниям, что и дети с нормальным умственным развитием. Традиционно к "школьным" заболеваниям относят: нарушения осанки, сколиоз и миопию.
Значение правильной осанки для благополучия позвоночника и всего организма трудно переоценить. Сколиоз и нарушение осанки - распространенные заболевания опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относятся к числу наиболее сложных и актуальных проблем современной ортопедии. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения функциональных и морфологических расстройств здоровья и оказывают отрицательное воздействие на течение многих заболеваний.
Миопия (близорукость) наиболее частый дефект зрения. Прогрессирование миопии может приводить к серьезным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательное воздействие, возникающее у школьников при продолжительных статических нагрузках, а также исправить нарушения осанки и зрения без применения радикальных хирургических вмешательств - это активная и определенным образом организованная физическая деятельность. Поскольку для умственно отсталых детей двигательный режим является одной из форм коррекци-онно-компенсаторной и лечебно-оздоровительной реабилитации, то их недельный режим занятий физическими упражнениями должен быть не только еще больше, но и качественно иным, включающим занятия лечебной физкультурой. Методологической и теоретической осно-
вой исследования является психолого-педагогическая характеристика особенностей умственно отсталых школьников (И.В. Белякова, И.М. Бгажнокова, С.Д. Забрамная, Е.М. Мастюкова, Ю.Т. Матасов, О. Шпек, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн); исследования особенностей организации учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, О.П. Гаврилушкина, С.Д. Забрамная, А.Р. Малер, Н.М. Назарова, Б.П. Пузанов, Н.Д. Сладкова, Л.М. Шипи-цина); идеи Л.С. Выготского об оптимальном использовании сохраненных возможностей и зон ближайшего развития аномального ребенка; теоретические положения о сущности и подходах к развитию двигательных качеств человека (В.К. Бальсевич, В.И. Лях, В.Е. Капланский); на исследования, описывающие нарушения умственно отсталых школьников в двигательной сфере (РД. Бабенко-ва, Л.И. Боброва, В.А. Ванюшкин, И.Ю. Горская, Д.В. Григорьев, Г.В. Гуровец, Д.С. Гуровец, A.A. Дмитриев, H.A. Коз-ленко, С.С. Ляпидевский, O.A. Шипитальная).
Эффективность физических упражнений для исправления нарушений и недостатков физического развития подчеркивается в работах многих учетных (И.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, А.Н. Крестовников, А.Н. Леонтьев, A.B. Запорожец и другие).
Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82 - 85% дневного времени большинство учеников находятся в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16 -19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 - 3%. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное воздействие, возникающее у школьников при продолжительных статических нагрузках, а также исправить развившиеся соматические нарушения, расширить двигательные возможности умственно отсталых детей, - активная и определенным образом организованная физическая деятельность.
Нам представляется актуальным изучение возможности применения комплексов ЛФК для детей с легкой степенью умственной отсталости для коррекции и профилактики нарушений осанки, сколиоза и миопии в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель данной работы - теоретически обосновать необходимость использования средств лечебной физкультуры в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта.
Выполнив анализ научной литературы по проблеме исследования, мы отметили, что:
Во-первых, при значительных индивидуальных возрастных различиях в развитии движений у учащихся школы VIII вида наблюдаются специфические, инвариантные при различных формах умственной отсталости двигательные нарушения. На занятиях физическими упражнениями это проявляется, прежде всего, в несформированно-сти тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движения по словесной инструкции [2; 4; 5].
Во-вторых, различные виды нарушений осанки или сколиотическая болезнь могут быть причиной развития миопии, и, наоборот, у близоруких детей часто развиваются нарушение осанки, сколиозы из-за привычки чрезмерно наклонять голову и туловище при зрительной ра-
боте на близком расстоянии. Таким образом, вышеперечисленные соматические расстройства тесно взаимосвязаны между собой, и одно нарушение может повлечь за собой развитие другого [3; 6,].
И в-третьих, лечебная физкультура является одним из ведущих средств консервативного лечения нарушений осанки, сколиоза и миопии. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект [7; 8; 9; 10].
ОБЪЕМ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Базой для исследования послужила Пионерская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Макушинского района Курганской области. Эксперимент проводился с сентября 2006 г. по апрель 2007г.
В исследовании приняли участие 12 учащихся (7 девочек и 5 мальчиков) 5 класса в возрасте 13-14 лет, имеющих легкую степень умственной отсталости. У 8 детей поставлен диагноз - миопия легкой степени, асси-метричная осанка, у 3 учащихся - сколиоз I степени и у 1 выявлен и сколиоз I степени, и миопия легкой степени. Диагнозы детям были поставлены соответствующими врачами при прохождении медицинского осмотра.
В условиях школы-интерната исследовали осанку по методу Машкова. Суть метода заключается в следующем. У ребенка помечают 7-й шейный позвонок, 4-й поясничный и нижние углы лопаток. Сантиметровой лентой измеряют расстояние сторон ромба. Определяют расстояние от 7-го шейного позвонка до углов лопаток, затем вычисляют разницу в расстоянии справа и слева. Норма 0-0,3 см, умеренное отклонение - 0,4-0,7 см, выраженное отклонение - более 0,8 см. Таким же образом определяют расстояние от нижних углов лопаток до 4-го поясничного позвонка и вычисляют разницу в расстоянии справа и слева. Норма - 0-0,3 см, умеренное отклонение - 0,4-0,7 см, выраженное отклонение - более 0,8 см (По-тапчук A.A., Дидур М.Д. Оценка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. -СПб.: Речь, 2001. - 166 с).
Косвенно о состоянии осанки можно судить по степени развития мышечного корсета и гибкости позвоночного столба. Основными способами для определения силы мышц спины и брюшного пресса служат тесты на удержание статической позы.
1. Для определения силы мышц спины: и.п. - лежа на животе, верхняя часть туловища до гребней подвздошных костей находится на весу, руки на поясе. Определяется по секундомеру время удержания туловища на весу.
2. Для определения силовой выносливости мышц брюшного пресса: и.п. - лежа на спине, руки на поясе. Определяется по секундомеру время удержания прямых ног под углом 45°.
3. Оценка гибкости: и.п.-ученикстоит на краю гимнастической скамейки, выполняет наклон вперед, не сгибая при этом коленей. За ноль принимается уровень опоры, по положению средних пальцев определяют результат пробы. Ученик выполняет три попытки, учитывается лучший результат. Если ребенок не достает до пальцев ног, результат записывается со знаком " - ".
4. Оценка боковой гибкости: и.п. - ученик стоит прямо, руки вдоль туловища, пальцы разогнуты прямо, сантиметровой лентой измеряется расстояние от среднего пальца правой и левой руки до пола. После ученик выполняет наклон вправо - измеряется расстояние от среднего пальца правой руки до пола, аналогичным образом
измеряют боковую гибкость в левую сторону.
Все учащиеся до начала занятий были обследованы по вышеперечисленной методике Машкова и выполнили тесты для определения силы мышц спины и брюшного пресса, а так же тесты по определению гибкости.
В нашем эксперименте за основу была взята программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта "Азбука здоровья" (Санкт-Петербург) [1]. С учетом особенностей и материально-технического обеспечения Пионерской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был разработан комплекс лечебной физкультуры, объединяющий общеразвивающие упражнения и специальные упражнения для глаз и мышц туловища.
Многие учащиеся нуждаются в специальных занятиях, направленных на коррекцию и компенсацию имеющихся у них недостатков физического развития и моторики [4].
Принципы комплектования групп
Наиболее целесообразным следует считать зачисление в группы для коррекционных занятий по ЛФК детей, имеющих по сравнению с основным составом класса более грубые нарушения физического развития. Это нарушения осанки, стопы, окружности грудной клетки, подвижности суставов, а также недостатки моторики -слабость мышечных групп, нарушения координации движений, точности мышечных усилий и др.
Комплектование групп производится в начале учебного года на основании заключения врача врачебно-физ-культурного диспансера (отделения, кабинета), обслуживающего территорию, на которой расположена школа.
Группы рекомендуется комплектовать по классам. С учениками 1-го класса следует проводить занятия по 20 - 25 мин два раза в неделю. С учениками остальных классов занятия проводятся в соответствии с общим учебным планом (45 мин).
В особо сложных случаях проводятся индивидуальные занятия с отдельными учащимися.
Для детей с текущими заболеваниями внутренних органов (печени, желудка, дыхательных путей и пр.) целесообразно организовать занятия в группе ЛФК с учетом рекомендаций врача-специалиста и врача ЛФК.
Содержание занятий. На занятиях лечебной физкультурой используются общеразвивающие и корригирующие упражнения, подвижные игры, прикладные упражнения. Ориентиром может служить программа по физкультуре для соответствующего класса специальной школы. Основными видами занятий являются специальные упражнения с целью избирательного коррекционного воздействия.
В группах детей с деформациями позвоночника (сколиозы, кифозы, кифосколиозы) и другими грубыми нарушениями осанки рекомендуется применять следующие виды специальных упражнений и выполнять их в различных положениях [10].
Упражнения в положении стоя способствуют выпрямлению позвоночника и расширению грудной клетки. Например, наклоны и повороты туловища в положении "руки за голову"; упражнения с гимнастической палкой; упражнения возле гимнастической стенки (стоя спиной к гимнастической стенке на шаг от нее, поднять руки вверх назад и взяться за рейку стенки, подняться на носки и прогнуться в верхней части туловища) и др.
Упражнения для развития мышц туловища, которые укрепляют "мышечный корсет", и упражнения для увеличения подвижности позвоночника (наклоны и повороты
туловища, разнообразные движения руками, упражнения с набивными мячами и др.). С этой же целью следует использовать и упражнения в балансировании с набивным мячом (вес до 1 кг) или с кубиком на голове в положении стоя, при ходьбе, выполняя повороты, полуприседания, приседания.
Упражнения в положении "сидя на гимнастической скамейке". Например, из исходного положения "сидя на скамейке, ноги вытянуты, ступни зафиксированы, руки вдоль туловища (позже вариант - руки за голову)" наклонить туловище назад, приблизить затылок к полу. Постепенно усложнять упражнение поворотами туловища влево и вправо в положении "наклон назад". Такие задания требуют, однако, строгой индивидуальной дозировки.
Упражнения стоя на коленях и в положении лежа способствуют разгрузке позвоночника. Стоя на коленях, поднять левую руку вверх-вперед, правую ногу вверх-назад, прогнуться; потом сделать то же другой рукой и ногой. Лежа на спине, руки согнуты в локтях - поднять туловище, опираясь на локти, прогнуть спину. Лежа на животе, поднять голову вверх, развести руки в стороны и свести лопатки, прогнуться и слегка приподнять грудь от пола.
Упражнения в висе на гимнастической стенке способствуют вытягиванию позвоночника, увеличивают его гибкость и укрепляют мышцы плечевого пояса и туловища. Применяются: вис спиной к стенке, поочередное поднимание ног (согнутых, прямых), поднимание двух ног согнутых, а потом прямых.
На занятиях с учащимися, имеющими грубые нарушения моторики (сглаженные парезы, нарушения пространственной и временной регуляции движений и регуляции мышечных усилий, недоразвитие движений кистей и пальцев рук и др.), применяется сочетание упражнений с учетом характера нарушений. При сглаженных парезах делаются упражнения, способствующие развитию элементарных движений: упражнения в сгибании и разгибании, вращения, круговые движения. Следует использовать также сложные упражнения, включающие движения пораженных мышечных групп. Результативными являются упражнения с предметами (малыми, средними и большими мячами, гимнастическими палками, набивными мячами), специально подобранные игры.
Совершенствованию регуляции направления, амплитуды, быстроты мышечного усилия движений способствуют упражнения, требующие точной дозировки этих характеристик движения, при выполнении которых учащимся очевидна связь между характером и результатом движения. Такими упражнениями являются бросание и ловля мячей, метания в цель, упражнения на равновесие, подвижные игры: "Прыжки по кочкам", "Охотники и утки", "Мяч - среднему" и др.
Развитию регуляции движений способствует также повторное выполнение общеразвивающих упражнений с соблюдением одинаковой амплитуды, направления, быстроты мышечного усилия, а также выполнение упражнений с изменением какой-либо из этих характеристик. Например, упражнение выполнить в медленном, среднем и быстром темпе; свободно или с мышечным напряжением; плавно или прерывисто; меняя амплитуду и направление. Такая вариативность приводит к более глубокому чувственному познанию детьми своих движений, а это повышает четкость их регуляции.
С целью развития движений кисти и пальцев рук применяются упражнения на сжимание и разжимание кистей рук; одновременное сжимание кисти в кулак на одной руке и разжимание на другой; то же, с разведением и сведением пальцев; последовательное сгибание пальцев (указательного, среднего, безымянного, мизин-
ца) и разгибание в таком же порядке (вначале это упражнение выполняется правой рукой, потом левой, а позже одновременно двумя руками). Эффективно способствуют развитию движений кистей и пальцев рук упражнения с предметами (малыми и средними мячами, малыми обручами, флажками). К тому же эти упражнения совершенствуют взаимодействие функций рук и глаз.
Методика занятий. Коррекционное влияние занятий лечебной физкультурой зависит не только от подбора упражнений, но и от методики их применения.
На первом занятии следует объяснить детям значение этих занятий для их здоровья и физического развития. Обратить внимание учащихся на то, что их успехи зависят от добросовестного и правильного выполнения упражнений.
Структура занятия по лечебной физкультуре имеет свои особенности. Подготовительная часть его длится 15 - 20 мин. Она состоит из общеразвивающих и корригирующих ранее изученных упражнений. Движения выполняются в медленном и среднем темпе, в различных положениях (стоя, сидя, лежа). Основная часть длится 20-25 мин. Она посвящается изучению новых упражнений, а также усложненному выполнению ранее усвоенных. В конце этой части следует применять специально подобранные игры. Заключительная часть продолжительностью 5 мин включает ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц.
На занятиях нужно делать 2-3 перерыва по 1 - 2 мин для отдыха детей. Отдых протекает более эффективно в положении сидя или лежа при расслабленных мышцах.
В процессе проведения занятий следует уделять особое внимание владению детьми правильными навыками дыхания. С этой целью применяются дыхательные упражнения, а также упражнения для выработки умения согласовывать дыхание с различными движениями руками, наклонами и поворотами туловища при ходьбе и т.п.
С целью стимулирования познавательных процессов следует побуждать учащихся анализировать и сравнивать движения, точно регулировать их по направлению, быстроте, усилию, сочетать выполнение простых движений по показу и словесному объяснению. Осознанное выполнение упражнений способствует формированию у детей умения планировать движения, осуществлять анализ и коррекцию их выполнения, давать конечную оценку двигательного действия.
Эффективность ЛФК во многом зависит от интереса учащихся к этим занятиям. Интерес обеспечивается по-сильностью, привлекательностью и разнообразием упражнений, правильной индивидуальной дозировкой физической нагрузки. Необходимо своевременно и тактично оказывать помощь учащимся, вселяя в них уверенность в собственные силы и возможности, обеспечивать положительное эмоциональное состояние детей на занятиях, проявление ими волевых, умственных и физических усилий. Положительный эмоциональный климат на уроках способствует формированию доброжелательных отношений между учащимися, атмосферы взаимопомощи, моральной поддержки. Особого внимания в этом вопросе требуют дети, отличающиеся повышенной возбудимостью, и дети с психопатоподобными проявлениями.
Индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам в процессе занятий ЛФК. Учет индивидуальных особенностей физического развития и моторики, а также уровня интеллектуального развития детей позволяет более целенаправленно и эффективно корригировать имеющиеся у них недостатки. В одной и той же группе часто оказываются дети, которым требуются разные
физические упражнения. В таких случаях внутри группы следует формировать микрогруппы или подгруппы детей с аналогичными нарушениями.
Индивидуальный и дифференцированный подход должен осуществляться с учетом состояния здоровья детей. Так, например, дети, имеющие соматические отклонения, должны быть ограничены по сравнению с остальными детьми в длительности выполнения упражнения. Такому ребенку лучше выполнять упражнения небольшими, но частыми, дробными дозами.
Специалист, ведущий занятия по ЛФК, должен постоянно обращаться к индивидуальным картам медицинского освидетельствования детей и на основе их данных планировать объем и интенсивность упражнений для каждого ребенка.
При реализации индивидуального и дифференцированного подхода следует помнить, что коррекция имеющихся у детей грубых нарушений физического развития и моторики должна сочетаться с общим всесторонним физическим развитием, иначе узконаправленное воздействие физических упражнений на нарушенные функции не принесет желаемых результатов.
Критериями коррекционной работы по преодолению недостатков двигательной сферы ребенка являются уровень его физического развития, двигательных способностей, а также степень восстановления нарушенных функций. Это определяет для преподавателя ЛФК необходимость овладения методикой систематического контроля за физическим развитием и двигательными возможностями учеников.
Параметры физического развития и двигательных способностей измеряет преподаватель ЛФК. Определенную сложность в этой работе составляет оценка состояния осанки и стопы, которые профессионально может оценить только хирург или врач ЛФК. Поэтому для контроля за динамикой коррекции деформаций тела необходимо приглашать специалистов из врачебно-физкуль-турного диспансера или других учреждений для получения консультаций по этим вопросом. Преподаватель же ЛФК в карте отмечает, есть или нет улучшения состояния осанки и стопы.
Улучшение показателей физического развития и двигательных способностей детей является свидетельством методически правильно построенной работы по лечебной физкультуре.
После обследования мы провели наблюдение за индивидуальными особенностями поведения детей. Нас интересовало, какое положение тела они принимают в разных ситуациях: при ходьбе, сидя, стоя и лежа.
При внимательном наблюдении во время занятий мы заметили, что дети или опускают голову, наклоняются вперед и опираются грудью на крышку стола, или принимают еще более неудобные позы: туловище отклоняют вправо, влево, ноги поджимают под стул. Во время игр на ковре многие дети часто сидели, подложив одну ногу под себя.
У некоторых детей сформировалась привычка стоять с опорой на одну ногу. При этом они опускают голову, наклоняются набок и выпячивают живот. Неправильную позу отдельные дети принимают и при ходьбе: сгибают туловище вперед, раскачивают его в стороны. Большинство детей, засыпая, сворачиваются калачиком и порой находятся в этой позе до 40 мин и более. Однако на все эти привычки детей до обследования не обращали особого внимания.
Выяснилось также, что у многих детей в течение занятий наблюдалось двигательное беспокойство: часто меняли положение ног, туловища.
Некоторые дети совсем низко наклоняются на занятиях рисованием, лепкой; другие не опираются о стол, локти у них свисают.
На одном из занятий мы обратились к детям с вопросом: "Как вы понимаете, что значит правильно сидеть на занятии?" Они отвечали: "Сидеть прямо", "Не разговаривать", "Сидеть спокойно", но никто при этом не мог объяснить, какое положение должны занимать ноги, спина и т. д. Нам стало ясно, что у детей нет четкого представления о правильном положении тела.
После проведенного показательного наблюдения мы поняли, что для формирования правильной осанки требуется повседневная коррекционная работа как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
Прежде всего, нами была поставлена конкретная задача - вести постоянную работу по укреплению силы и выносливости крупных мышечных групп и выработке стойкого рефлекса правильного положения тела детей.
Формирование правильной осанки начали с того, что показали и объяснили детям, что такое правильная осанка.
Предложили поупражняться в этом. Объяснили, что человек, у которого хорошая осанка, красив в движениях, легко двигается, не устает во время чтения, письма за столом.
Дали детям образец правильной осанки, затем предложили принять правильное положение. Подходили ко всем детям, помогали принять правильную позу, подсказывали, что нужно для этого сделать. Учили детей принимать правильное положение тела и по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу, видеть и исправлять неправильное положение тела товарища.
Иногда предлагали проверить ребенку позу, встав у стены. Для этого в группе оставили свободной часть стены и с пола убрали плинтус. Дети выполняли также упражнения на равновесие с грузом, положенным на голову (мешочки с песком весом 500 г).
Приведем некоторые из них: пройти с мешочком на голове в полуприседе, "петушиным" шагом, окрестным шагом; плавно опуститься на колени и встать, удерживая мешочек на голове; встать с мешочком на голове на набивной мяч и как можно дольше удержаться на нем, сохраняя равновесие, и т. д.
При формировании умения удерживать правильное положение тела чрезвычайно важно развивать и укреплять у ребенка крупные мышечные группы плечевого пояса, спины и живота. Поэтому мы серьезно продумываем содержание всех частей физкультурных занятий. Упражнения группируем так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на организм ребенка, позволяли активизировать двигательную деятельность.
Во вводную часть занятия включали разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитание внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении; упражнения в прыжках и ползании, танцевальные, для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки.
Формированию правильной осанки способствуют так же гимнастические построения и перестроения. Они воспитывают подтянутость, дисциплинированность, организованность и согласованность в действиях.
Регулярно во вводную часть включаем упражнения с мешочком на голове. Иногда практикуем проведение таких упражнений и до начала физкультурного занятия, по пути в физкультурный зал, например: положить мешочек на голову и пройти по коридору, подняться по одному пролету лестницы, не уронив его. В этом случае мешочки раздаются детям в группе.
Периодически вводную часть физкультурного занятия начинали с контрольных упражнений у стены. Внимание детей при выполнении упражнений направляем на сохранение правильной осанки: живот подтянут, голову держать прямо, плечи высоко не поднимать, локти не сводить.
Наиболее сложной по организации и проведению является основная часть занятия. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а поэтому мы особенно тщательно относимся к подбору как основных движений, так и общеразвиваю-щих упражнений.
При составлении комплекса общеразвивающих упражнений из каждой группы берем 1-2 упражнения и чередуем их так, чтобы не было чрезмерной нагрузки на одни и те же мышцы. Даем и упражнения сложного характера, с разнообразными предметами: с мешочком на голове, групповые - с длинной гимнастической палкой, парные - с короткой гимнастической палкой, упражнения на гимнастической скамейке и др. Использование физкультурных пособий не только создает хороший эмоциональный настрой у детей, но и помогает правильно выполнять движения.
Во всех физических упражнениях мы выделяли ту фазу движения, которую дети должны выполнить особенно четко. При проведении упражнений внимательно наблюдаем за тем, чтобы дети выполняли их без напряжения, правильно дышали, не поднимали высоко плечи, соблюдали правильность исходных положений, точность движений (по направлению, амплитуде и темпу). Важно, чтобы дети выполняли движения с полной амплитудой -только при этом условии они научатся напрягать и полностью расслаблять нужные мышцы.
Например, в упражнениях с потягиванием, когда ребенок поднимает руки вверх, следим за тем, чтобы руки были раздвинуты шире плеч, голова поднята. При выполнении упражнений с отведением рук в стороны обращаем внимание на то, чтобы руки и плечи дети отводили назад сильнее. В упражнениях из исходного положения на четвереньках добиваемся, чтобы дети хорошо прогибали спину и не опускали голову.
Широко используем общеразвивающие упражнения с набивными мячами. Они развивают силу и выносливость мышц, улучшают координацию движений. Темп упражнений регулируем от среднего до медленного, уменьшая дозировку, постепенно увеличиваем нагрузку. В паузах между упражнениями из исходного положения лежа дети выполняют дыхательные упражнения. Новые упражнения они осваивают сначала с большим резиновым мячом, и только на втором занятии даем набивной мяч. Для воспитания хорошей осанки очень важна методика проведения основных движений.
При обучении правильной ходьбе постоянно напоминаем детям о том, что спина должна быть прямая, живот подтянут, голова приподнята. Обращаем внимание на движение рук и постановку ног. Даем задания ходить как в одном определенном темпе, так и с изменениями темпа. Для выпрямления туловища используем ходьбу на носках с высоко поднятыми прямыми руками или с мешочком на голове и т. д.
Упражнения на равновесие развивают у детей мышечное чувство, позволяющее определять правильное положение тела. Эти упражнения просты по технике выполнения, поэтому мы их часто включаем в основную часть занятия как дополнительные. Например, дети выполняют поточно следующие основные движения: отбивают мяч правой и левой рукой, продвигаясь вперед; про-
ползают по гимнастическом скамейке на спине и животе, отталкиваясь руками, и влезают по гимнастической лестнице до верха, переходят с одного пролета на другой и спускаются вниз. После выполнения этих упражнений идут к гимнастической стенке по канату, удерживая мешочек на голове.
Корригирующие движения мы включали и в подвижные игры и игры-эстафеты. Так, в игру "Пятнашки" внесли следующие изменения: дети, спасаясь от водящего, встают на носки и поднимают руки вверх или встают к стене и плотно прижимаются спиной, руки отводят в стороны. В игре нельзя пятнать того, кто присядет на носках в правильной позе - спина прямая, руки, согнутые в локтях, прижаты к плечам.
В подвижной игре "Самолеты" предлагаем детям отвести руки и плечи назад так, чтобы были сведены лопатки, правильно держать голову (голова немного приподнята). Такое положение тела ребенок удерживает и в движении, т. е. в полете (иначе самолет считается неисправным и пилоту будет дана команда "на посадку").
ОБСУЖДЕНИЕ
По окончании очередного заключительного курса лечебной физкультуры было проведено обследование детей по первоначальной схеме.
Исследование осанки по методике Машкова показало, что проведенные занятия ЛФК дали положительный результат, и средняя разница в расстоянии справа и слева с 0,8±0,20 см до начала эксперимента уменьшилась до 0,53±0,15 см после окончания эксперимента, то есть на 33,75%. Если в начале эксперимента среднее групповое значение было границей выраженных отклонений осанки, то в конце исследования оно находилось в диапазоне умеренных отклонений. У трех учащихся Иры В., Андрея К. и Лены Р. показатели осанки стали в границах нормы. Наибольшие изменения в лучшую сторону отмечены у Жени К., Димы Н. и Сергея П.
Сила мышц спины увеличилась на 20,3% и составила в среднем 41,0±1,82 сек. Максимальный прирост времени удержания позы показали Роман X. -10 сек и Лиза П. - 9 сек. Сила мышц брюшного пресса увеличилась на 21,6%, в среднем составила 38,3±1,68 сек (рис. 1). В данном тесте больший прирост времени удержания прямых ног под углом 45°был у Зейнар Н. - 9 сек, у Лизы П. и Лены Р. по 8 сек.
м. спины
м. пресса
Рис. 1. Изменения результатов силы мышц спины и брюшного пресса до и после эксперимента
В тестах на гибкость так же произошли изменения в положительную сторону. Так гибкость вперед улучшилась на 81,9% (средний групповой результат 3,33±1,0 см), боковая гибкость вправо увеличилась на 25,7% (средний групповой результат 13,3±1,11 см), боковая гибкость влево - на 23,7% (средний групповой результат 13,5±1,09 см) (рис. 2). Здесь необходимо отметить, что у учащихся увеличилась симметричность развития гибкости как в правую, так и в левую сторону. Больше гибкость, как в правую, так и в левую сторону изменилась у Зейнар Н. и Романа X.
Проведенное исследование на практике показало, что лечебная физкультура является одним из ведущих средств консервативного лечения нарушений осанки, сколиоза и миопии. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, улучшить, а в некоторых случаях и нормализовать зрение у детей со сложной структурой дефекта.
Рис. 2. Изменения результатов в тестах на гибкость до и после эксперимента
ВЫВОДЫ
1. В результате проведенного исследования показано положительное влияние систематического использования средств лечебной физкультуры в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта.
2. Исследование осанки по методике Машкова показало, что проведенные занятия ЛФК дали положительный результат, средняя разница в расстоянии справа и слева уменьшилась на 33,75%, среднее групповое значение находилось в диапазоне умеренных отклонений. Сила мышц спины увеличилась на 20,3%, сила мышц брюшного пресса увеличилась на 21,6%. Гибкость вперед улучшилась на 81,9%, боковая гибкость вправо увеличилась на 25,7%, боковая гибкость влево - на 23,7%.
3. Врачи отметили улучшение состояния здоровья у всех детей. У трех из восьми диагноз миопия легкой степени не был подтвержден, т.е. у них зрение почти восстановилось. У двух детей, у которых до начала эксперимента был поставлен диагноз искривление осанки, его не обнаружили. У одного школьника диагноз сколиоз первой степени был изменен на диагноз искривление осанки.
В работе показано, что различные виды нарушений осанки или сколиотическая болезнь могут быть причиной развития миопии, и, наоборот, у близоруких детей часто развиваются нарушение осанки, сколиозы из-за привычки чрезмерно наклонять голову и туловище при зрительной работе на близком расстоянии.
Проведенное исследование на практике показало, что лечебная физкультура является одним из ведущих средств консервативного лечения нарушений осанки, сколиоза и миопии. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, улучшить, а в некоторых случаях и нормализовать зрение у детей со сложной структурой дефекта.
Список литературы
1 .Азбука здоровья/ Сост. Г.И. Гербцова. Федеральная программа "Дети России", подпрограмма "Дети-инвалиды", 1994 г. Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. - СПб., 1994.
2,Дмитриев A.A. Коррекция двигательных нарушений у учащихся
вспомогательных школ средствами физического воспитания. -Красноярск, 1987.
3.Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. - М.: Советский спорт, 1991. - 32 с.
4.Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы //Дефектология. -1991. - №2.
5.Мозговой В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся // Дефектология. - 1993. - №3.
6.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992.
7. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие
для учителей и студентов / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с. 8.Об организации и содержании коррекционныхзанятий по ЛФК во вспомогательной школе и школе-интернате. Методические рекомендации / Сост. В.Ф. Мачихина, Н.А. Козленко, А.А, Дмитриев. - М.: Гособразование СССР, 1988.
9. Венгржиповский В.В. О проведении игр на уроках физкультуры во
вспомогательной школе. // Специальная школа. - 1995. - №129.
10. Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе:
Учебное пособие. - М.: Учебная литература, 1997. - 320 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
Н.Л. Егорова, Т.А. Вехова
Лица с умственной отсталостью в настоящее время наиболее многочисленная группа среди инвалидов с психическими заболеваниями. Среди них, по данным исследований, легкая умственная отсталость составляет 7275 %, умеренная - 23-25 %, тяжелая - 5 %. Для лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии трудовая деятельность - основа их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта [4].
Профессиональное обучение и трудоустройство лиц с умственной отсталостью всегда было сложной задачей для государства. Расширение частного предпринимательства в экономике все более отодвигает их в разряд безработных, пополняющих криминогенную среду.
Часть общества, состоящая из лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии, многочисленна и постоянно увеличивается. Трудовая деятельность является основой их социализации, а трудоустройство - важной государственной задачей, поэтому профессиональная подготовка этой группы лиц становится все более актуальной [1,6].
Получение профессии, трудоустройства и адаптации на рабочем месте лиц с умственной отсталостью, а также их подготовка к самостоятельной жизни и вхождению в социум является одной из важнейших задач обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида [3].
Данная группа лиц является социально незащищенным слоем населения, им достаточно тяжело адаптироваться к новым условиям на рабочем месте, новому коллективу. Что усугубляется неадекватным отношением к ним окружающих людей. Они с трудом могут конкурировать на рынке труда, так как таких людей неохотно принимают на рабочие места на предприятиях [7].
Но, несмотря на ограниченные возможности этого контингента, им необходимо помочь найти свое место в социуме, получить профессию, дать возможность реализовать свои профессиональные навыки, чтобы жить и трудиться как полноценный человек.
Руководитель в школе должен иметь определенный круг знаний о различных профессиях, владеть способа-
ми индивидуально-психологического изучения личности школьников, большим опытом педагогической деятельности. На практике нередко обнаруживается почти полное бессилие школьных работников в оказании практической помощи учащимся в выборе реальной профессии и трудоустройстве. Очевидно, нужно подумать и о создании системы подготовки и переподготовки кадров для проведения профориентационной работы в школах.
В основу нашего исследования положена следующая гипотеза: работа по профессиональной ориентации старшеклассников в специальной (коррекционной) школе VIII вида будет успешнее, если в ее основе лежит личностное ориентирование и индивидуальные возможности учащихся.
Цель исследования: изучить влияние профориентационной работы на интересы учащихся специальной (коррекционной) школы и определение ими своей будущей профессии.
ОБЪЕМ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проходило на базе Введенской специальной (коррекционной) школы VIII вида Курганской области.
Экспериментальная работа проходила в 3 этапа, для каждого из которых были определены свои задачи:
1 этап - констатирующий эксперимент:
> выявить индивидуальные возможности испытуемых, на их основе выделить перечень доступных им сфер профессиональной деятельности;
> определить профессиональную направленность учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с помощью методик профориентации;
2 этап - формирующий эксперимент:
> сопоставить исходные результаты с видами профессий, соответствующими возрастными и индивидуально-психологическими и личностными особенностями и возможностями этих учащихся;
> разработать и провести работу по профориентации с участниками исследования, с тем, чтобы помочь им определиться с будущей профессией, соответствующей их индивидуальным возможностям.
3 этап - контролирующий эксперимент:
> провести контрольное исследование с целью определения эффективности проведенной профориентационной работы, сравнив его результаты с проведенным ранее;
> проанализировать результаты профориентационной работы, изменения в профессиональных интересах учащихся, сделать соответствующие выводы.
В исследовании приняли участие 8 учеников 8 класса Введенской специальной (коррекционной) школе VIII вида, среди которых 4 мальчика и 4 девочки. Группа для исследования была набрана таким образом, чтобы половину испытуемых составляли ученики, отличающиеся прилежанием и серьезным отношением к учебе и профессиональной деятельности, а другую половину составляли бы ученики с более равнодушным или несколько негативным отношением к учебе.
Перед началом эксперимента нами было сделано следующее предположение: вероятно, что старшеклассники необъективно оценивают свои возможности, которые будут недостаточными для приема на работу по желаемой ими специальности. Следовательно, необходимо направить их профессиональные стремления в правильном направлении, воспитывая у них интерес к соответствующим их возможностям профессиям.
На этом этапе исследования были проведены следующие мероприятия:
• проведена профориентационная методика "Карта