ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАМЕРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Чердымова Е.И.
В условиях перехода России к модели устойчивого развития экологическое просвещение, экологическая информированность, экологическое образование и воспитание студентов вузов приобретают приоритетное значение. В основных документах, определяющих модернизацию системы образования (“Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.”, “Стратегия модернизации содержания общего образования”), отмечено, что данная задача может быть сформулирована и решена в рамках формирования экологического сознания студентов. В качестве цели экологического образования является становление и развитие экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие [1; 3; 4]. Ведущую роль в реализации устойчивого развития, в становлении экологической культуры играет деятельность преподавателей вузов, где формируются основы мировоззрения, происходит активное становление ценностно-смысловой сферы студентов, осваиваются на практике экологические нормы и требования. Преодоление экологического кризиса требует формирования такого сознания у людей, такого отношения к природе и к человеку (то есть к себе и другим людям), в основе которого должно лежать осознание того, что человек не противостоит природе [2].
Следовательно, возникает задача обоснования подхода, согласно которому экологическое сознание и его структурные компоненты рассматриваются как проявления и одновременно как разные этапы становления психической реальности во взаимодействии человека с окружающей
средой и, соответственно, как единый объект психолого-педагогического исследования. В связи с этим встает необходимость разработки таких методологических предпосылок, которые позволяли бы строить изучение экологического сознания и его структурных компонентов как разных форм проявления и уровней психики студентов, единых по своей природе, но обретающих разную форму проявления в конкретном взаимодействии студента с окружающей средой, которые проявляются в реализации экологических намерений студентов.
Как показывает проведенный ранее анализ, именно типы взаимодействия между человеком и окружающей средой как компонентами системы “человек -окружающая (природная, социальная) среда” могут быть использованы в качестве системообразующего принципа в ходе методологического анализа разных направлений педагогической психологии и, в этом смысле, объединяющего их в единую область исследований: объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный, квазиобъект-квазисубъектный, субъект-субъектный, включающий совместно-субъектный (полисубъектный) и субъект-порож-дающий типы взаимодействия (В.И. Панов, 2001, 2004).
Идеалом цели общеобразовательных систем становится развитая личность, обладающая определенной внутренней свободой, независимостью в своих мнениях, словах, поступках; личность, которая строит свои взаимоотношения с природой и окружающей средой как с целостным образованием, отвергая позицию субъект-объектных отношений, принимая позицию “человек - природа”. Такое понимание личности совпадает с пониманием целей
© Чердымова Е.И., 2010
экологического образования как направления в развитии системы образования в целом. Повышая уровень развитости экологических знаний, мы “автоматически не переходим” к экологически грамотному поведению. Исследователи экологического сознания дают ему разные определения. Однако если говорить о психологии экологического сознания, то разработка его типологии, особенностей формирования у разных субъектов (общностей, индивидов), методов его диагностики, коррекции и формирования самым существенным образом зависят именно от определения экологического сознания и как предмета исследования [6].
Нами конкретизировано понятие экологическое сознание. Суть конкретизации заключается в том, что в данное понятие включен компонент экологическое намерение. Экологическое сознание есть совокупность имеющихся у личности экологических знаний, субъективного отношения к природе, экологических установок и намерений, освоенных и усваиваемых стратегий, способов взаимодействия с природой. К структурным компонентам экологического сознания студентов относятся: экологические знания, экологическое отношение, экологическая установка, экологическое намерение [5].
Экологическое знание - результат процесса познания окружающей природной среды, отражающее ее в экологическом сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, принципов, законов, закономерностей и так далее.
Экологическое отношение - интерио-ризированная система рефлексивных связей субъекта с природными объектами или явлениями, основанная на способности к мысленному отражению своих чувств, позиций, мнений относительно природных объектов и действий в природной среде.
Экологическая установка - готовность, предрасположенность личности к восприятию будущих событий и действиям в природной среде в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности в природной среде и служит основой целесообразной избирательной активности человека в мире природы.
Экологическое намерение есть сознательное стремление личности завершить экологическое действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого результата. Особое функциональное образование психики, возникающее в итоге акта экологического целеполагания и предполагающее выбор соответствующих средств, с помощью которых личность собирается достичь поставленной экологической цели. В условиях ожидания осуществления сложной, длительной и непривычной экологической деятельности экологическое намерение выступает как момент внутренней подготовки к ее исполнению.
На наш взгляд, экологическое намерение является интегрированным личностным образованием, структура которого представляет собой единство четырех компонентов: когнитивного, аффективнооценочного, ценностно-целевого, поведенческого.
Когнитивный компонент экологических намерений представлен экологическими знаниями, есть результат процесса познания личностью ожидаемой экологической деятельности; отражает ее в экологическом сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, принципов, законов, закономерностей. Аффективно-оценочный компонент складывается из экологической самооценки, позитивного отношения к субъектам природы, есть система рефлексивных связей с ожидаемой экологической деятельностью, основанной на способности к мысленному отражению своих чувств относительно природных объектов и действий в природной среде. Ценностно-целевой компонент определяет приоритетные цели экологических намерений и экологические ценности, есть готовность, предрасположенность к предстоящей деятельности в природной среде в определенном направлении, обеспечивающая целенаправленный характер протекания экологической деятельности и служит основой целесообразной избирательной активности в мире природы. Поведенческий компонент отвечает за процессы актуализации экологической цели и саморегуляции экологической деятельности, есть сознательное стремление завершить экологическую деятельность соответственно намеченной программе, направленной на
достижение предполагаемого экологического результата.
При формировании экологического намерения в структуре экологического сознания студентов в психолого-педагоги-ческой практике необходимо учитывать возрастную специфику развития экологического сознания. На наш взгляд, оптимальным является возраст 16-18 лет (первый курс), в котором происходит активное усвоение экологических знаний, субъективного отношения к природе, экологических установок на основе проектно-исследовательской деятельности. Также необходимо учитывать релевантность внешней и внутренней детерминации экологического сознания (познавательная функция природной среды с экологическим знанием и экологической оценкой; эстетическая с экологическим отношением, функция удовлетворения потребности в компетентности, функция общения, реабилитационная функция и функция референтного лица с экологической самооценкой и экологическим самосознанием; психофизиологическая и психотерапевтическая функции с экологическим самоконтролем; функция самореализации с экологическим планированием, экологическим целепола-ганием, экологическим программированием, экологическим прогнозированием, экологическим намерением). Мы согласны с мнением В.И. Панова: необходимо учитывать расширение экологического сознания (прошлое, результаты предшествующих микроактов как ставшая форма “бытия в действительности”, настоящее, последующий микроакт как становящаяся форма психической реальности “бытия в действительности”, будущее, окружающая среда подлежащая психическому отражению, психическая реальность как “бытие в возможности”), а также учитывать ведущую деятельность, для студентов - трудовую деятельность, самоопределение, освоение и выработку ценностей.
В качестве психолого-педагогического обеспечения формирования экологического намерения студентов можно предложить психологические тренинги, беседы, экологизацию учебных дисциплин, модульное, проектное, личностно-ориентированное обучение, элективные курсы, СНО, реализация личностно и социально значимой экологической деятельности.
Нами разработан диагностический инструментарий (критерии, показатели, методики) направленный на исследование сформированности экологического намерения, его структурных компонентов (когнитивного, аффективно-оценочного, ценностно-целевого, поведенческого), экологического сознания (экологических знаний, экологического отношения, экологических установок, экологического намерения); и проанализирована результативность формирования экологического сознания у студентов вузов.
При формировании экологического сознания у студентов следует учитывать нелинейных характер изменений структурных компонентов экологического сознания (экологических знаний, экологического отношения, экологических установок, экологического намерения). Наибольшая развитость экологического сознания наблюдается у студентов 1-го курса, далее у студентов 5-го курса и студентов 3-го курса. Экологическое намерение, наибольшая сформированность наблюдается у студентов 1-го курса, затем у 5-го и 3-го курсов. Результаты сформированности экологического сознания выше, чем результаты развитости экологического намерения у студентов 1-го, 3-го, 5-го курсов. Таким образом, выявлен более высокий уровень развитости экологического сознания за счет высокого уровня развитости компонента “экологические знания”, тогда как сознательное стремление завершить экологическое действие и мотивационная основа экологической деятельности у них снижена.
Одним из недостатков современной высшей школы в формировании экологического сознания личности выступает преобладание жесткого дидактический подхода. В рамках данного подхода основной образовательной задачей является формирование у студентов прочных экологических знаний. Когнитивная парадигма является составляющей экологического сознания, но не определяющей умения самостоятельно проявлять себя в экологической деятельности. Современная экологическая ситуация показывает, что массовая подготовка специалистов, без соответствующей сформированности экологических намерений, приводит к тому, что полученные экологические знания не пе-
реходят в соответствующее экологическое поведение.
Формирование и развитие экологических намерений студенчества в современных условиях экологической ситуации еще не стало предметом достаточно полного изучения в психологической науке. Внедрение в образовательную практику вуза психолого-педагогического сопровождения, формирующего и развивающего экологические намерения, позволит студентам наиболее гибко осуществлять экологическую деятельность в современных экологических условиях.
Литература
1. Дерябо С.Д., Ясвин В. П. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.
2. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. М., 2008.
3. Макеева Е.В. Проблема краеведческого образования и экологического просвещения населения Самарской области // Проблемы городов и их решение на муниципальном уровне. Самара, 2006. С. 132 -134.
4. Носкова О.Л., Розенберг Г.С. Блеск и нищета экологического воспитания и образования (к механизмам достижения устойчивого развития) // Экологический вестник Югории. 2006. Т. 3. С. 14 - 19.
5. Обзор современных психолого-пе-дагогических исследований в области экологического сознания и его роли в экологическом образовании: Коллективная монография // Экологическая культура Самарского региона: Труды Самарского регионального отделения / Сост. А.В. Виноградов. Самара, 2008. Вып.1.
6. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М., 2004.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ (НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
Нестерова И.А.
Состояние здоровья человека определяется социально-экономическими условиями, экологией, образом жизни, возрастом, полом, наследственностью, реальными возможностями и способностями. Установка на здоровый образ жизни в настоящее время становится ведущим фактором в формировании, укреплении и сохранении здоровья студенческой молодежи, живущей в напряженной образовательной и социально-бытовой среде.
В.А. Садовничий определил сверхзадачу образования как “развитие каждого молодого человека как высококвалифицированного профессионала, гражданина, чувствующего свою ответственность за судьбу России”, а главной составляющей этой задачи назвал сохранение здоровья у молодого поколения. По мнению В.А. Садов-ничего, одна из причин демографического кризиса в современой Росси - пропаганда
© Нестерова И.А., 2010
СМИ нездорового образа жизни, “агрессивная реклама” алкоголя, табака: “За последние 10 лет количество токсикоманов среди детей и подростков увеличилось в 10 раз. Каждый второй мальчик и каждая четвертая девочка в возрасте до 16 лет регулярно употребляют алкогольные напитки... Настоящим бедствием становится для России табакокурение, где возрастная планка курящих опустилась до 12 лет и ниже. Эти явления, безусловно, способствуют росту умственно отсталых подростков. Многие вузы страны это уже ощущают в достаточно полной мере на вступительных экзаменах” [6].
Студенчество - целевая социальная группа, основная функция которой - “приобретение выбранного профессионального статуса”. Понятие статус включаеет “не только приобретаемые во время учебы знания и навыки, но и внешний вид, сте-