Научная статья на тему 'Психолого-педагогический подход к формированию экологического намерения студентов вузов'

Психолого-педагогический подход к формированию экологического намерения студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАМЕРЕНИЕ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ECOLOGICAL FORMATION / ECOLOGICAL KNOWLEDGE / THE ECOLOGICAL RELATION / ECOLOGICAL ATTITUDE / ECOLOGICAL INTENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чердымова Елена Ивановна

Рассматривается одна из важных проблем экологического образования студентов: формирование знаний, отношений, установок и намерений к личному участию в природоохранной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Highher Education Institution Student: Psychological-Pedagogical Approach to Shape Ecological Awareness

Student ecological education faces challenges of formation of knowledge, relations, standpoints and intentions relating their individual and personal participation in efforts to protect the nature

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический подход к формированию экологического намерения студентов вузов»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАМЕРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Чердымова Е.И.

В условиях перехода России к модели устойчивого развития экологическое просвещение, экологическая информированность, экологическое образование и воспитание студентов вузов приобретают приоритетное значение. В основных документах, определяющих модернизацию системы образования (“Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.”, “Стратегия модернизации содержания общего образования”), отмечено, что данная задача может быть сформулирована и решена в рамках формирования экологического сознания студентов. В качестве цели экологического образования является становление и развитие экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие [1; 3; 4]. Ведущую роль в реализации устойчивого развития, в становлении экологической культуры играет деятельность преподавателей вузов, где формируются основы мировоззрения, происходит активное становление ценностно-смысловой сферы студентов, осваиваются на практике экологические нормы и требования. Преодоление экологического кризиса требует формирования такого сознания у людей, такого отношения к природе и к человеку (то есть к себе и другим людям), в основе которого должно лежать осознание того, что человек не противостоит природе [2].

Следовательно, возникает задача обоснования подхода, согласно которому экологическое сознание и его структурные компоненты рассматриваются как проявления и одновременно как разные этапы становления психической реальности во взаимодействии человека с окружающей

средой и, соответственно, как единый объект психолого-педагогического исследования. В связи с этим встает необходимость разработки таких методологических предпосылок, которые позволяли бы строить изучение экологического сознания и его структурных компонентов как разных форм проявления и уровней психики студентов, единых по своей природе, но обретающих разную форму проявления в конкретном взаимодействии студента с окружающей средой, которые проявляются в реализации экологических намерений студентов.

Как показывает проведенный ранее анализ, именно типы взаимодействия между человеком и окружающей средой как компонентами системы “человек -окружающая (природная, социальная) среда” могут быть использованы в качестве системообразующего принципа в ходе методологического анализа разных направлений педагогической психологии и, в этом смысле, объединяющего их в единую область исследований: объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный, квазиобъект-квазисубъектный, субъект-субъектный, включающий совместно-субъектный (полисубъектный) и субъект-порож-дающий типы взаимодействия (В.И. Панов, 2001, 2004).

Идеалом цели общеобразовательных систем становится развитая личность, обладающая определенной внутренней свободой, независимостью в своих мнениях, словах, поступках; личность, которая строит свои взаимоотношения с природой и окружающей средой как с целостным образованием, отвергая позицию субъект-объектных отношений, принимая позицию “человек - природа”. Такое понимание личности совпадает с пониманием целей

© Чердымова Е.И., 2010

экологического образования как направления в развитии системы образования в целом. Повышая уровень развитости экологических знаний, мы “автоматически не переходим” к экологически грамотному поведению. Исследователи экологического сознания дают ему разные определения. Однако если говорить о психологии экологического сознания, то разработка его типологии, особенностей формирования у разных субъектов (общностей, индивидов), методов его диагностики, коррекции и формирования самым существенным образом зависят именно от определения экологического сознания и как предмета исследования [6].

Нами конкретизировано понятие экологическое сознание. Суть конкретизации заключается в том, что в данное понятие включен компонент экологическое намерение. Экологическое сознание есть совокупность имеющихся у личности экологических знаний, субъективного отношения к природе, экологических установок и намерений, освоенных и усваиваемых стратегий, способов взаимодействия с природой. К структурным компонентам экологического сознания студентов относятся: экологические знания, экологическое отношение, экологическая установка, экологическое намерение [5].

Экологическое знание - результат процесса познания окружающей природной среды, отражающее ее в экологическом сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, принципов, законов, закономерностей и так далее.

Экологическое отношение - интерио-ризированная система рефлексивных связей субъекта с природными объектами или явлениями, основанная на способности к мысленному отражению своих чувств, позиций, мнений относительно природных объектов и действий в природной среде.

Экологическая установка - готовность, предрасположенность личности к восприятию будущих событий и действиям в природной среде в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности в природной среде и служит основой целесообразной избирательной активности человека в мире природы.

Экологическое намерение есть сознательное стремление личности завершить экологическое действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого результата. Особое функциональное образование психики, возникающее в итоге акта экологического целеполагания и предполагающее выбор соответствующих средств, с помощью которых личность собирается достичь поставленной экологической цели. В условиях ожидания осуществления сложной, длительной и непривычной экологической деятельности экологическое намерение выступает как момент внутренней подготовки к ее исполнению.

На наш взгляд, экологическое намерение является интегрированным личностным образованием, структура которого представляет собой единство четырех компонентов: когнитивного, аффективнооценочного, ценностно-целевого, поведенческого.

Когнитивный компонент экологических намерений представлен экологическими знаниями, есть результат процесса познания личностью ожидаемой экологической деятельности; отражает ее в экологическом сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, принципов, законов, закономерностей. Аффективно-оценочный компонент складывается из экологической самооценки, позитивного отношения к субъектам природы, есть система рефлексивных связей с ожидаемой экологической деятельностью, основанной на способности к мысленному отражению своих чувств относительно природных объектов и действий в природной среде. Ценностно-целевой компонент определяет приоритетные цели экологических намерений и экологические ценности, есть готовность, предрасположенность к предстоящей деятельности в природной среде в определенном направлении, обеспечивающая целенаправленный характер протекания экологической деятельности и служит основой целесообразной избирательной активности в мире природы. Поведенческий компонент отвечает за процессы актуализации экологической цели и саморегуляции экологической деятельности, есть сознательное стремление завершить экологическую деятельность соответственно намеченной программе, направленной на

достижение предполагаемого экологического результата.

При формировании экологического намерения в структуре экологического сознания студентов в психолого-педагоги-ческой практике необходимо учитывать возрастную специфику развития экологического сознания. На наш взгляд, оптимальным является возраст 16-18 лет (первый курс), в котором происходит активное усвоение экологических знаний, субъективного отношения к природе, экологических установок на основе проектно-исследовательской деятельности. Также необходимо учитывать релевантность внешней и внутренней детерминации экологического сознания (познавательная функция природной среды с экологическим знанием и экологической оценкой; эстетическая с экологическим отношением, функция удовлетворения потребности в компетентности, функция общения, реабилитационная функция и функция референтного лица с экологической самооценкой и экологическим самосознанием; психофизиологическая и психотерапевтическая функции с экологическим самоконтролем; функция самореализации с экологическим планированием, экологическим целепола-ганием, экологическим программированием, экологическим прогнозированием, экологическим намерением). Мы согласны с мнением В.И. Панова: необходимо учитывать расширение экологического сознания (прошлое, результаты предшествующих микроактов как ставшая форма “бытия в действительности”, настоящее, последующий микроакт как становящаяся форма психической реальности “бытия в действительности”, будущее, окружающая среда подлежащая психическому отражению, психическая реальность как “бытие в возможности”), а также учитывать ведущую деятельность, для студентов - трудовую деятельность, самоопределение, освоение и выработку ценностей.

В качестве психолого-педагогического обеспечения формирования экологического намерения студентов можно предложить психологические тренинги, беседы, экологизацию учебных дисциплин, модульное, проектное, личностно-ориентированное обучение, элективные курсы, СНО, реализация личностно и социально значимой экологической деятельности.

Нами разработан диагностический инструментарий (критерии, показатели, методики) направленный на исследование сформированности экологического намерения, его структурных компонентов (когнитивного, аффективно-оценочного, ценностно-целевого, поведенческого), экологического сознания (экологических знаний, экологического отношения, экологических установок, экологического намерения); и проанализирована результативность формирования экологического сознания у студентов вузов.

При формировании экологического сознания у студентов следует учитывать нелинейных характер изменений структурных компонентов экологического сознания (экологических знаний, экологического отношения, экологических установок, экологического намерения). Наибольшая развитость экологического сознания наблюдается у студентов 1-го курса, далее у студентов 5-го курса и студентов 3-го курса. Экологическое намерение, наибольшая сформированность наблюдается у студентов 1-го курса, затем у 5-го и 3-го курсов. Результаты сформированности экологического сознания выше, чем результаты развитости экологического намерения у студентов 1-го, 3-го, 5-го курсов. Таким образом, выявлен более высокий уровень развитости экологического сознания за счет высокого уровня развитости компонента “экологические знания”, тогда как сознательное стремление завершить экологическое действие и мотивационная основа экологической деятельности у них снижена.

Одним из недостатков современной высшей школы в формировании экологического сознания личности выступает преобладание жесткого дидактический подхода. В рамках данного подхода основной образовательной задачей является формирование у студентов прочных экологических знаний. Когнитивная парадигма является составляющей экологического сознания, но не определяющей умения самостоятельно проявлять себя в экологической деятельности. Современная экологическая ситуация показывает, что массовая подготовка специалистов, без соответствующей сформированности экологических намерений, приводит к тому, что полученные экологические знания не пе-

реходят в соответствующее экологическое поведение.

Формирование и развитие экологических намерений студенчества в современных условиях экологической ситуации еще не стало предметом достаточно полного изучения в психологической науке. Внедрение в образовательную практику вуза психолого-педагогического сопровождения, формирующего и развивающего экологические намерения, позволит студентам наиболее гибко осуществлять экологическую деятельность в современных экологических условиях.

Литература

1. Дерябо С.Д., Ясвин В. П. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.

2. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. М., 2008.

3. Макеева Е.В. Проблема краеведческого образования и экологического просвещения населения Самарской области // Проблемы городов и их решение на муниципальном уровне. Самара, 2006. С. 132 -134.

4. Носкова О.Л., Розенберг Г.С. Блеск и нищета экологического воспитания и образования (к механизмам достижения устойчивого развития) // Экологический вестник Югории. 2006. Т. 3. С. 14 - 19.

5. Обзор современных психолого-пе-дагогических исследований в области экологического сознания и его роли в экологическом образовании: Коллективная монография // Экологическая культура Самарского региона: Труды Самарского регионального отделения / Сост. А.В. Виноградов. Самара, 2008. Вып.1.

6. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М., 2004.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ (НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

Нестерова И.А.

Состояние здоровья человека определяется социально-экономическими условиями, экологией, образом жизни, возрастом, полом, наследственностью, реальными возможностями и способностями. Установка на здоровый образ жизни в настоящее время становится ведущим фактором в формировании, укреплении и сохранении здоровья студенческой молодежи, живущей в напряженной образовательной и социально-бытовой среде.

В.А. Садовничий определил сверхзадачу образования как “развитие каждого молодого человека как высококвалифицированного профессионала, гражданина, чувствующего свою ответственность за судьбу России”, а главной составляющей этой задачи назвал сохранение здоровья у молодого поколения. По мнению В.А. Садов-ничего, одна из причин демографического кризиса в современой Росси - пропаганда

© Нестерова И.А., 2010

СМИ нездорового образа жизни, “агрессивная реклама” алкоголя, табака: “За последние 10 лет количество токсикоманов среди детей и подростков увеличилось в 10 раз. Каждый второй мальчик и каждая четвертая девочка в возрасте до 16 лет регулярно употребляют алкогольные напитки... Настоящим бедствием становится для России табакокурение, где возрастная планка курящих опустилась до 12 лет и ниже. Эти явления, безусловно, способствуют росту умственно отсталых подростков. Многие вузы страны это уже ощущают в достаточно полной мере на вступительных экзаменах” [6].

Студенчество - целевая социальная группа, основная функция которой - “приобретение выбранного профессионального статуса”. Понятие статус включаеет “не только приобретаемые во время учебы знания и навыки, но и внешний вид, сте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.