Научная статья на тему 'Проблема существования экопрофессионального сознания будущего специалиста'

Проблема существования экопрофессионального сознания будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭКОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ / ELOPROFESSIONAL TRAINING / ELOPROFESSIONAL CONSCIOUSNESS / STRUCTURAL COMPONENTS ELOPROFESSIONAL OF CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чердымова Елена Ивановна

В статье рассмотрены проблемы и необходимость расширения системы подготовки будущих специалистов в области профессиональной экологической деятельности; возможность формирования экопрофессионального сознания студентов в процессе интеграции экологической и профессиональной подготовки. Рассмотрены социальные и психолого-педагогические факторы формирования экопрофессионального (ЭП) сознания; психолого-педагогические условия формирования ЭП сознания студентов вузов в процессе экопрофессиональной подготовки в целях устойчивого развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF EXISTENCE ELOPROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF THE FUTURE SPECIALIST

The article describes the problem and the need for expansion of the system of training of future specialists in the field of professional environmental activities; the possibility of forming eloprofessional consciousness of students in the process of integrating environmental and training. Examines the social and psychological-pedagogical factors of formation eloprofessional (EDS) consciousness; psychological-pedagogical conditions of formation of consciousness EP students in the process eloprofessional training for sustainable development of society.

Текст научной работы на тему «Проблема существования экопрофессионального сознания будущего специалиста»

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЭКОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

© 2015

Е.И. Чердымова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социология

социальной сферы и демографии

Самарский государственный университет, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы и необходимость расширения системы подготовки будущих специалистов в области профессиональной экологической деятельности; возможность формирования экопрофессионального сознания студентов в процессе интеграции экологической и профессиональной подготовки. Рассмотрены социальные и психолого-педагогические факторы формирования экопрофессионального (ЭП) сознания; психолого-педагогические условия формирования ЭП сознания студентов вузов в процессе экопрофессиональной подготовки в целях устойчивого развития общества.

Ключевые слова: экопрофессиональная подготовка; экопрофессиональное сознание; структурные компоненты экопрофессионального сознания: когнитивный, ценностно-мотивационный, ориентационный, конативный.

На современном этапе ключевым инструментом парадигмы перехода человеческой цивилизации на модель устойчивого развития является интеграция экологической и профессиональной подготовки и как результат - формирование экопрофессионального сознания. Условием и ведущей стратегией непрерывного развития человечества, цивилизации является устойчивость, стабильность, которая может быть достигнута только в результате установления коэволюционных отношений между обществом и природой как качественно новой системы социокультурных экологически ориентированных регуляторов человеческой деятельности.

Непонимание законов функционирования экосистем разного уровня стало одной из причин совместного кризисного состояния биосферы, а соответственно - возникновения проблемы экологической безопасности. При этом сложившееся представление о том, что все экологические проблемы сводятся лишь к борьбе с загрязнением среды, в силу своей ограниченности начинает служить тормозом на пути к созданию глобальной экологической безопасности. Становится все более очевидным, что те цели, которые изначально ставились перед экологическим образованием, все еще остаются недостигнутыми.

В настоящее время необходимо расширить систему подготовки специалистов в области профессиональной экологической деятельности, а также повышения квалификации и переподготовки специалистов разного профиля по вопросам рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической культуры.

Данное противоречие обусловливает необходимость выработки принципиально новых подходов к организации экологического образования, которые реально обеспечили бы не просто репродуктивное усвоение экологических знаний обучающимися, а реальное формирование у них в процессе обучения экопрофессионального намерения, практической способности и готовности применять экопрофессиональные знания в конкретной профессиональной деятельности на основе экологически ориентированной системы мировоззренческих представлений и ценностей.

Одним из возможных способов разрешения данного противоречия является ключевой инструмент парадигмы перехода человеческой цивилизации на модель устойчивого развития Человека и Природы интеграция экологической и профессиональной подготовки с целью формирования ЭП сознания, так как оно является важным звеном в системе результатов ЭП подготовки.

Таким образом, формирование экопрофессионально-го сознания напрямую связано с экопрофессиональной подготовкой, осуществляемой различными социальными институтами общества. Особое место среди них занимает высшая профессиональная школа.

Сущностная характеристика экопрофессионального сознания как результата интеграции экологической и профессиональной подготовки в целях устойчивого

развития отражает следующие аспекты: концептуальные (система базовых положений, общедидактических принципов, принципов деятельностного, субъектно-деятельностного, экопсихологического подходов); структурные:

- когнитивный компонент представляет собой познавательную и аккумулятивную функции личности студентов. Он включает в себя Научные знания о природе, взаимосвязи человека с природой; о балансе между сложившейся экологической обстановкой и профессиональной деятельностью; об экологических закономерностях развития ситуации в техносфере;

- ценностно-мотивационный компонент отражает рефлексивно-порождающую функции и включает ценности и идеалы, в основе которых лежат экопрофессиональная позиция, социальные нормы и правила, регулирующие повседневную жизнь и профессиональную деятельность;

- ориентационный компонент представляет собой экопрофессиональные ориентации и установки на прогнозирование влияния профессиональной деятельности на экологическую ситуацию. Установки на получение, поиск, переработку информации по уменьшению негативного воздействия техносферы и творчески использовать ее в своей практической профессиональной деятельности;

- конативный - намерение вести практические исследования и делать выводы по техногенной нагрузке на окружающую среду профессиональной деятельности. Намерение студентов к профессиональной деятельности в соответствии с экологическим императивом -использованием специальных экопрофессиональных знаний в конкретных профессиональных условиях, намерения как сознательное стремление специалиста завершить профессиональное действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого как профессионального, так и экологически обоснованного результата. Экопрофессиональное намерение выступает как момент внутренней подготовки к исполнению действия и наиболее эффективно прогнозирует экологическое поведение в профессиональной деятельности [2, 4, 6].

Конативный компонент экопрофессионального сознания детерминирован системой побудительных сил субъектов интеграции, их опредмеченных экологических потребностей, притязаний, намерений в профессиональной деятельности.

Показателем конативного компонента являются намерения. В этом качестве, как считает Л.П. Буева, сознание непосредственно выступает как механизм «внутреннего регулятора социальной деятельности и поведения личности» [1]. Проведя математическую обработку данных, при помощи Т-критерия Вилкоксона, мы выяснили, что сдвиг результатов экопрофессионального сознания и его компонентов, после проведения эксперимента, попадают в зону

значимости. Достоверность типичных изменений, равна 0,01, т.е. формирование экопрофессионального сознания и его компонентов с помощью модели интеграции экологической и профессиональной подготовки эффективно. Так же опираясь на данные, полученные с помощью Т-критерия Вилкоксона, мы можем говорить о том, что формированию поддаются все компоненты экопрофессионального сознания: конативный (ТЭмп=17,5), ценностно-мотивационный (ТЭмп=15), ориентационный (ТЭмп=9,8), когнитивный (ТЭмп=6,1). Коэффициент ранговой корреляции ге Спирмена, показывает, что в зону значимости попали все критерии. Наибольшая связь установлена в паре экопрофессиональное сознание - намерение (ге=0,839 корреляция значима на уровне 0,01); значимость между экопрофессиональным сознанием и отношением (ге=0,641 корреляция значима на уровне 0,01); следующее по значимости между экопрофессиональным сознанием и установкой (ге=0,447 корреляция значима на уровне 0,05) и меньше всего значимая взаимосвязь между экопрофессиональным сознанием и знаниями (ге=0,431 корреляция значима на уровне 0,05). Поведение личности - это вершина айсберга, «подводную» часть которого образуют доминирующая система мотивов, потребностей, интересов и установок личности, характерологические особенности человека, его система отношений к социальному окружению и к самому себе, особенности восприятия и переживания личностью данной конкретной ситуации и др.

Формирование экопрофессионального сознания сталкивается с определенными трудностями, препятствующими его формированию в целом, и его структурных компонентов в частности: отсутствие целенаправленной и последовательной государственной и региональной политики по экологической ориентации в профессиональной подготовке студентов вузов; отсутствие государственных и региональных образовательных стандартов экологической ориентации на всех уровнях профессиональной подготовки, заканчивая поствузовским образованием, в том числе профессиональной переподготовки и повышением квалификации работников предприятий, учреждений и органов управления; отсутствие государственного заказчика на эколого-ориентированное

профессиональное образование; слабая связь экологической подготовки с профессиональной подготовкой; слабое научно-методическое обеспечение экологической ориентации в профессиональной подготовке, теоретических и методических основ организации интеграции экологической и профессиональной подготовки; необходимость координации и управления системой ЭП подготовки, создания дидактических комплексов, соответствующих методик; отсутствие системы качества ЭП подготовки, включающей прогнозирование целей и результатов, технологическое сопровождение, формирования не только ЭП знаний и умений, но и отношений, установок, намерений, личностных, духовных и гражданских качеств будущих специалистов; неудовлетворительная подготовка педагогических и научных кадров системы ЭП подготовки; слабая (а нередко и негативная) роль средств массовой информации в экологической информированности, образовании и воспитании студентов; недостаточные адаптация и использование международного опыта в области экологической ориентации профессиональной подготовки.

Однако, существуют факторы, способствующие формированию экопрофессионального сознания, как ключевого инструмента парадигмы перехода человеческой цивилизации на модель устойчивого развития: необходимость ценностной ориентации экопрофессиональной подготовки на коэволюцию человека и биосферы; способность личности к восприятию, переживанию и осмыслению взаимосвязи

между сложившейся экологической ситуацией и профессиональной деятельностью; экологическая готовность специалистов сознательно реализовывать экологически целесообразную профессиональную деятельность в целях устойчивого развития и коэволюции человека и природы; заинтересованность общества в познании, преобразовании и поддержании среды в оптимальном состоянии; изменяющееся личное отношение к природной среде, собственная экологоориентированная профессиональная

деятельность человека; возрастающие техногенные и антропогенные нагрузки на человека и природную среду, расширение круга и уровня опасностей современного мира; изменения в науке и технике, направленные на развитие исследований природных и техногенных опасностей, развитие методов снижения негативного воздействия человека на природную среду; экологическое образование, реализуемое в стране, как ключевой социальный фактор перемен, направленных на устойчивое развитие системы «Человек-Природа-Общество».

Формирование экопрофессионального сознания становится возможным тогда, когда учтены специальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие экопрофессиональную подготовку студентов в вузе: создание развивающей экологообразовательной среды для возможности обеспечить комплексное формирование ЭП сознания студентов - ее субъектов; реализация уровней интеграции экологической и профессиональной подготовки студентов для формирования когнитивного, ценностно-мотивационного, ориентационного и конативного компонентов ЭП сознания; использование при формировании ЭП сознания теоретических подходов синергетического, интегративного и экопсихологического подходов для обеспечения целостности формирования ЭП сознания; учет индивидуального опыта экологической ориентации в деятельности студентов при разработке содержания ЭП подготовки для обогащения витагенного опыта осмысленной экопрофессиональной деятельности; наличие квалифицированных, творческих кадров преподавателей вузов, способных и готовых не только работать со студентами по-новому, но стремящихся к собственному экопрофессиональному росту и развитию для усиления эффекта сплайсинга когерентного уровня интеграции; выявление уровня развития экопрофессионального сознания у студентов на каждом этапе профессионального становления; раскрытие и обоснование психологической составляющей экопрофессионального сознания для эффективного формирования ЭП сознания, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему современным обществом; использование преподавателями вуза стратегии по развитию экопрофессионального сознания студентов, базирующейся на модели интеграции экологической и профессиональной подготовки для разработки интегративно-функционального содержания занятий, способствующих формированию ЭП сознания, личности в этом процессе. [3]

Эффективным формирование экопрофессионального сознания, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему современным обществом, может быть тогда, когда имеется сконструированный диагностический инструментарий, который позволяет вести мониторинг на каждом этапе становления экопрофессионального сознания, так как разработанный комплекс диагностического инструментария (критерии, показатели, опросники) направлен на диагностику: степени изменений когнитивного компонента, направленности познавательной активности о природе, взаимосвязи человека с природой; о балансе между сложившейся экологической обстановкой и профессиональной деятельностью; об экологических закономерностях развития ситуации в техносфере; сте-

пени изменений ценностно-мотивационного компонента ЭП сознания, степени изменений в мотивации, ценностях, в основе которых лежат экопрофессиональная позиция, социальные нормы и правила, регулирующие повседневную жизнь и профессиональную деятельность; степени изменений ориентационного компонента ЭП сознания, степени изменений экопрофессиональных ориентаций и установок на прогнозирование влияния профессиональной деятельности на экологическую ситуацию, установок на получение, поиск, переработку информации по уменьшению негативного воздействия техносферы и творчески использовать ее в своей практической профессиональной деятельности; степени изменений конативного компонента ЭП сознания, намерения вести практические исследования и делать выводы по техногенной нагрузке на окружающую среду профессиональной деятельности. Намерение студентов к профессиональной деятельности в соответствии с экологическим императивом -использованием специальных экопрофессиональных знаний в конкретных профессиональных условиях. С помощью данного опросника выявляется уровень актуальной готовности, намерения к профессиональной экологически целесообразной деятельности, изучается самостоятельность и экопрофессиональная зрелость личности.

Существует нелинейность в становлении экопрофессионального сознания, в общем виде выявленные различия в диспозициях субъектов профессионального обучения и нарушение возрастной преемственности формирования экопрофессионального сознания и его структурных компонентов. [5]

Экспериментальная апробация разработанной модели интеграции экологической и профессиональной подготовки студентов в вузах и осуществленный сравнительный анализ уровней сформированности экопрофессионального сознания студентов до и после эксперимента, свидетельствуют об успешном

формировании экопрофессионального сознания у большинства студентов. Необходимо констатировать, что наибольший сплайсинг экологической и профессиональной подготовки, в рамках реализации когерентного уровня интеграции наблюдается у студентов 5 курса из группы гуманитарной направленности, у студентов 3 курса группы естественно-научной направленности, у студентов 5 курса экономической направленности и у студентов 1 курса технической направленности.

Результаты структурного, корреляционного анализа эмпирических данных подтверждают теоретически обоснованную многокомпонентную структуру экопрофессионального сознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л.П.Буева. М.: МГУ, 1968. 268 с.

2. Чердымова, Е.И. Экологическое сознание (теоретические и эмпирические исследования) [Текст]: монография / Е.И.Чердымова. Самара: ПГСГА, 2011. 140 с.

3. Чердымова, Е.И. Модель интеграции экологической и профессиональной подготовки студентов в процессе обучения в вузе [Текст]: монография / Е.И.Чердымова. - Москва: УРАО, 2012. 231 с.

4. Чердымова, Е.И. Экологическое намерение личности Экологическое намерение личности [Текст]: монография / Е.И.Чердымова. Москва УРАО, 2013. 238 с.

5. Организационно-психологическое сопровождение формирования экопрофессионального сознания студентов [Текст]: монография /Е.И.Чердымова, Т.М.Сорокина.-Изд-во «Самарский университет», 2013. 348с.

6. Горбачева Н.Б. Изучение молодежи в социологическом аспекте // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 5760.

THE PROBLEM OF EXISTENCE ELOPROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF THE FUTURE

SPECIALIST

© 2015

E.I. Cerdimova, candidate of psychological science, associate Professor of Department of sociology

social and demographic

Samara State University, Samara (Russia)

Abstract: The article describes the problem and the need for expansion of the system of training of future specialists in the field of professional environmental activities; the possibility of forming eloprofessional consciousness of students in the process of integrating environmental and training. Examines the social and psychological-pedagogical factors of formation eloprofessional (EDS) consciousness; psychological-pedagogical conditions of formation of consciousness EP students in the process eloprofessional training for sustainable development of society.

Keywords: Eloprofessional training; eloprofessional consciousness; structural components eloprofessional of consciousness: cognitive, motivational, orientation, connotative.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.